Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»
Институт социального образования
Профессия «социальный педагог» в 21 веке
Реферат
Исполнитель: Умнова Екатерина Александровна, студентка 104 группы очного отделения
|
|
Содержание
Введение…………………………………………………………………….……..3
§1. История профессии социальный педагог……………………...…………….4
§2. Социальная значимость профессии.………………………………... ..……11
Заключение………………………………………………………………………18
Список использованной литературы………………………...…………………19
Введение
В современных условиях обострения экономических, политических и социальных проблем потребовалась социальная помощь семьям, где есть дети-инвалиды; семьям-беженцам; детям, страдающим от жестокости родителей – алкоголиков или наркоманов. И именно поэтому становление в России профессии “социальный педагог”, ее высокий общественный статус, быстро растущая потребность в социальных службах социальной защиты людей выдвинули подготовку социальных педагогов на одно из приоритетных мест в системе гуманитарного образования. Все это говорит о том, что наше общество нуждается в социальных педагогах. Поэтому профессия “социальный педагог” должна расти и развиваться.
Профессия “социальный педагог” в России является относительно новой, порядка двадцати лет назад в стране сложились все предпосылки для перехода социальной работы к государственному уровню решения проблемы, к созданию целостной системы социальных служб.
Социальный педагог — это человек, работающий в школах, больницах, реабилитационных центрах, детских домах, интернатах, в социальных службах. Его обязанность — работа с трудными, проблемными детьми из неблагополучных семей, с инвалидами, с отстающими в учёбе, с теми, кто пережил душевную травму. Социальный педагог контролирует процесс учёбы, проводит воспитательную и разъяснительную работу, помогает освоиться в коллективе, понять и принять законы цивилизованного общества. Он формирует общую культуру личности и направляет процесс адаптации в нужное русло.
К ведущим советским теоретикам и практикам социальной педагогики традиционно относят В.А. Сухомлинского и А.С. Макаренко.
§1. История профессии социальный педагог
Появление профессии социальный педагог в России имеет свою историю.
Должность социального педагога официально была введена в нашей стране в соответствии с решением Коллегии Государственного комитета СССР по высшему образованию от 13 июля 1990 года № 14/4 «О введении института социальных педагогов». В решении коллегии указывалось, что социально-экономические преобразования общества и образования требуют «новых подходов к воспитанию детей и молодежи в социокультурной среде, которая должна быть гуманизированной, комфортной и безопасной, способствовать позитивной самореализации, удовлетворению творческих интересов и потребностей». В этой связи, считала коллегия, необходимы новые специалисты по воспитательной работе с детьми и их родителями, взрослым населением в семейно-бытовой среде, с подростковыми, молодежными группами и объединениями. Таких специалистов назвали социальными педагогами.
По первоначальному замыслу социальный педагог должен был уметь обеспечивать социально-психологическую поддержку в процессе социализации детей, подростков и молодежи, оказывать помощь семье и другим воспитательным институтам, выполнять роль посредника, связующего звена между детьми и взрослыми, личностью и коллективом. Он должен помогать подросткам в период социального и профессионального становления, защищать их права.
В России юридически и практически были заложены основы принципиально новой профессии – социальный педагог. Ее появление было инициировано и курировалось Министерством образования, в ведение которого тогда находились только образовательные и другие детские учреждения, а также педагогические средние и высшие учебные заведения (прочие образовательные учреждения находились в ведении либо Государственного комитета по делам науки и высшей школы, либо различных отраслевых ведомств).
В системе среднего и высшего профессионального педагогического образования была утверждена новая специальность «социальная педагогика», и практически сразу же началась подготовка специалистов нового профиля. А поскольку вновь созданную профессиональную сферу было необходимо как можно скорее обеспечить квалифицированными кадрами, то на начальном этапе такая подготовка велась в основном в форме переподготовки и повышения квалификации уже работающих в системе образования педагогов.
Официальное открытие нового социального института дало огромный импульс для теоретических и научно-практических исследований, как в сфере деятельности новых специалистов, так и по проблеме их подготовки.
Это обусловило появление и интенсивное развитие новой научной отрасли – социальной педагогики, и ее основных направлений:
-социальная педагогика как сфера практической деятельности;
-социальная педагогика как наука, т.е. совокупность научных, теоретических знаний в этой области;
-социальная педагогика как образовательная отрасль, т.е. система подготовки профессиональных кадров данного профиля, а также отдельная учебная дисциплина.
Такое развитие социальных профессий, в том числе и социальной педагогики, характерно практически для всех стран. Это во многом объясняется тем, что к началу XX века изыскания отдельных зарубежных ученых оформились в науку – социальную педагогику, в которой четко проявились два направления. Первое восходит к идеям И. Песталоцци – образовывать людей адекватно изменениям в обществе в надежде на их дальнейшее позитивное влияние на него; второе – к предложению А. Дистервега работать с уже обозначившимися проблемными группами. В последующей практике эти подходы нашли свое развитие: деятельность по преодолению личностных затруднений переросла в социальную работу, в то время как взгляды И. Песталоцци, развитые и дополненные П. Наторпом, стали концептуальной основой социальной педагогики.
В России процесс развития социальной сферы имеет свои характерные особенности. Но как показывает мировой опыт, при всем национально-историческом и социально-организационном своеобразии социальной сферы конкретного государства в ее развитии обнаруживаются общие черты и закономерности, к числу которых можно отнести общие этапы ее становления:
1) на определенной стадии развития государства из благотворительной деятельности, направленной на оказание разного рода помощи нуждающимся и социально уязвленным членам общества, выделяются и официально закрепляются особые социальные профессии, т.е. появляются люди, профессионально, а не на благотворительных началах, занимающиеся такого рода деятельностью;
2) по мере развития профессиональной социальной сферы появляется необходимость подготовки работающих в ней людей к их профессиональной деятельности, что обусловливает появление особой ветви профессионального образования, которая развивается в непосредственной связи с развитием профессиональной сферы и усложнением стоящих перед ней социальных задач;
3) потребность в научном осмыслении накопленного опыта профессиональной социальной деятельности и подготовка специалистов социального профиля, а также в создании научной базы их совершенствования реализуется в развитии соответствующей научной отрасли.
Большинство стран прошли этот путь поступательно и эволюционно, когда каждое качественное изменение подготавливалось всем предыдущим развитием социальной сферы. К 80-м годам XX века социальные профессии заняли свое прочное место в профессиональной структуре общества во всех экономически развитых стран, их развитие вышло на качественно новый этап, а их значимость для развития государства стала неоспоримой.
В России только на рубеже 80-90-х гг. XX века, была осознана общественная потребность в социальной педагогике, в особых специалистах социальной сферы, они были введены «революционным путем» - «сверху». В этой ситуации социальная педагогика была вынуждена развиваться с «чистого листа», по всем направлениям – и как сфера профессиональной деятельности, и как область образования, и как наука.
Глубочайший социально-экономический кризис, охвативший в нашей стране (в конце 80-х – первой половине 1990-х годов) практически все сферы общества – экономику, культуру, образование, семейно-бытовую сферу, катастрофически ухудшил условия жизни и воспитания детей. Это привело к тому, что за очень короткое время в детской среде невероятных размеров достигли такие социально опасные явления, как «социальное сиротство», беспризорность, безнадзорность, наркомания, алкоголизм, рост правонарушений и преступлений, увеличилось числа детей с проблемами здоровья и развития и др.
Были приняты многочисленные нормативные акты, обеспечивающие реализацию конституционных положений (Закон об образовании, Указ президента о социальной поддержке многодетных семей, Постановление правительства о неотложных мерах по социальной защите сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и др.). Были разработаны и начали реализовываться большие государственные социальные программы, такие как «Дети России», «Дети Чернобыля», «Социально-психологическая поддержка, обучение и воспитание детей с аномалиями развития», «Творческое развитие личности», «Социальные службы помощи детям и молодежи» и др. Все это привело к тому, что вопросами социальной защиты и поддержки детства стали заниматься различные министерства и ведомства: Министерство общего и профессионального образования; Министерство труда и социального развития; Министерство здравоохранения; Министерство юстиции.
Повсеместно в стране стали создаваться учреждения нового типа: центры социального здоровья семьи и детей; социальной реабилитации трудных подростков; приюты для детей, убегающих из дома; социальные гостиницы, телефоны доверия и многие другие службы, оказывающие социальную, медицинскую, психологическую, педагогическую и другие виды помощи детям, подросткам, молодежи, их семьям.
В этих сложных условиях возникла реальная и очень сильная потребность в специалистах педагогического профиля, профессионально подготовленных к работе с различными категориями детей, нормальный процесс социализации которых оказался, нарушен, и вооруженных технологиями корректировки этих нарушений. В качестве таких специалистов и стали рассматривать социальных педагогов, тем самым, расширив его функции и сферы деятельности.
Практически одновременно в России появилась еще одна новая профессия – социальная работа. Считалось, что те проблемы, которые пока есть в социалистическом обществе, очень скоро и легко исчезнут сами по себе как «пережитки прошлого», а поэтому никакой необходимости в специалистах, специально подготовленных для решения социальных проблем населения, нет.
Количество самых разных социальных учреждений, решавших проблемы сирот, инвалидов, престарелых, детей и взрослых «группы риска» и др., неуклонно увеличивалось. Возросло и число людей, вовлеченных в практическую работу с различными категориями социально неблагополучных и социально незащищенных граждан. У этих профессиональных работников не было возможности получить необходимую им профессиональную подготовку по той простой причине, что в России, попросту отсутствовало профильное профессиональное образование. К концу 1980-х годов проблема стала явно осознаваться, прежде всего, на уровне государственных управленческих структур. Обстоятельства становления этой социальной профессии в России в целом очень схожи с обстоятельствами введения профессии социального педагога. Социальная работа также была введена «сверху».
Таким образом, профессии «социальный педагог», «социальный работник», «специалист по социальной работе» были созданы для решения социальных проблем человека и общества, которым можно отнести:
- социальные и психологические конфликты, кризисные и стрессовые ситуации;
- эмоциональные и психологические проблемы;
- нужда и бедность;
- алкоголизм и наркомания;
- насилие и дискриминация;
- национальные проблемы и миграция;
- преступления и правонарушения;
- безработица и профессиональная адаптация;
- инвалидность и одинокая старость;
- жилищная проблема;
- опекунство, попечительство, усыновление;
- родительская жестокость и др.
Несмотря на существующие противоречия и сложности, сегодня можно с уверенностью сказать, что профессия социального педагога в нашей стране сложилась. Понятия «социальный педагог», «социально-педагогическая деятельность» стали привычными и понятными, вошли в теоретические изыскания ученых и общественную практику. Это не означает, что решены все проблемы и противоречия, многие из них за прошедшие годы не утратили своей остроты, и, кроме того, появились новые. Это вполне закономерно для развития любой сферы человеческой деятельности. Главное, что уже никто не сомневается в необходимости социально-педагогической деятельности и ее значимости для развития общества. Уверенность в этом подкрепляется тем, что человечество накопило огромный опыт работы с детьми, в том числе с теми, которые требуют особой защиты и заботы, оно владеет методами и методиками разрешения возникающих у них проблем, постоянно создает новые технологии.
§2. Социальная значимость профессии
В нормативных документах, касающихся профессиональной деятельности социального педагога, описаны только общие черты: задачи, функции, сферы деятельности, общие требования к знаниям и умениям специалиста. При этом не учитывается конкретная разновидность деятельности, которой занимается социальный педагог (адаптация, реабилитация, коррекция и др.), специфика учреждения, в котором он работает (школа, приют, детская больница, центр реабилитации и др.), особенности социума, в котором проживает ребенок (городская или сельская среда, крупный промышленный город, криминогенный район и др.).
Для раскрытия специфики деятельности социального педагога необходимо дать описание его профессиональной деятельности, т.е. ее структуру, определить задачи и функции с учетом специфических видов этой деятельности, типов учреждений, в которых может работать социальный педагог и видов помощи, которые могут быть оказаны ребенку.
Структура деятельности социального педагога, как и любая другая профессиональная деятельность, предполагает наличие определенных компонентов: субъекта (того, кто ее осуществляет), объекта (того, для кого она специально организована, на кого направлена), цели (к чему она стремится), функции (какие при этом функции выполняет), средства (при помощи каких методов и технологий достигается ее цель).
Любая деятельность осуществляется в направлении от субъекта к объекту, хотя объект является главным, определяющим содержание деятельности. Объектом деятельности социального педагога являются дети, молодежь, нуждающиеся в помощи в процессе ее социализации. К этой категории относятся дети с интеллектуальными, педагогическими, психологическими, социальными отклонениями от нормы, возникающими как следствие дефицита полноценного социального воспитания, а также довольно большое количество детей, имеющих физические, психические или интеллектуальные нарушения развития (слепые, глухонемые, больные детским церебральным параличом – ДЦП, умственно отсталые и др.), Все эти дети требуют особой заботы общества. Если процесс социализации ребенка проходит успешно, то он не нуждается в профессиональной помощи социального педагога. Необходимость в ней возникает там и тогда, где и когда семья и школа не обеспечивают необходимое развитие, воспитание и образование ребенка, в результате чего появляются «социально выпавшие» дети.
Содержательно задачу деятельности социального педагога можно определить как помощь в интеграции ребенка в общество, помощь в его развитии, воспитании, образовании, профессиональном становлении, иными словами – помощь в социализации ребенка. Эта деятельность направлена на изменение тех обстоятельств в жизни ребенка, которые характеризуются отсутствием чего-либо, зависимостью от чего либо, потребностью в чем-либо.
Таким образом, целью деятельности социального педагога является создание условий для психологического комфорта и безопасности ребенка, удовлетворение его потребностей с помощью социальных, правовых, психологических, медицинских педагогических механизмов предупреждения и преодоления негативных явлений в семье, школе, ближайшем окружении и других социумах.
Прежде чем реализовать цель своей деятельности, социальный педагог должен хорошо представлять особенности развития ребенка и среду, в которой он развивается. Важно помнить, что ребенок, как правило, не может осознавать свои проблемы и объяснить их социальному педагогу. Поэтому социальный педагог часто оказывается перед необходимостью самостоятельно выявлять факторы, негативно влияющие на ребенка, чтобы помочь ему.
Объектом деятельности социального педагога является ребенок, однако в процессе деятельности социальный педагог и ребенок вступают в субъектно-субъектные отношения, при которых ребенок является активным участником процесса решения своих проблем, когда это возможно, с помощью социального педагога или других специалистов.
Деятельность социального педагога тесно связана с диагностикой проблем ребенка и среды, поэтому он должен знать и уметь применять различные диагностические методики (психологические, педагогические, социологические) или уметь обращаться за помощью к специалистам, которые могут квалифицированно поставить тот или иной диагноз (психологам, юристам, медицинским работникам и др.).
В зависимости от диагноза и общих целей воспитания и развития ребенка социальный педагог должен прогнозировать условия, обеспечивающие его оптимальное развитие; уметь выбирать методы и средства, позволяющие достичь намеченных результатов. Конечно, многие проблемы (улучшение здоровья, материального положения) социальный педагог не может решить сам. Поэтому, он должен уметь выступать посредником в координации усилий разных специалистов (психолога, медицинского работника, специалиста по социальной работе, юриста и др.), а также ведомств и административных органов (образования, здравоохранения, социальной защиты и др.) для комплексного решения проблем ребенка.
Любая деятельность осуществляется с помощью средств. К средствам относятся все воздействия, предметы, орудия, приспособления, методы, формы, технологии, с помощью которых достигаются цели деятельности. Многообразие функций деятельности социального педагога обусловливает и многообразие ее средств.
Социальный педагог при решении проблем жизненной ситуации ребенка ориентируется на разумный характер его требований, учитывая, что мерой является степень гармонизации отношений клиента и общества в их взаимодействии. Главной задачей практически в любой ситуации становится оказание помощи ребенку для его побуждения к самостоятельным действиям по решению своих проблем. При этом соблюдается принцип «Не навреди!»
Ни личные качества, ни физические недостатки, ни психические отклонения – ничто не может служить основанием в отказе человеку в помощи социальным педагогом, причиной для любой формы дискриминации. Все специфические особенности ребенка должны быть учтены при принятии решения на оказание ему социальной помощи.
Социальный педагог не может оказывать помощь ребенку (или группе лиц) без его согласия с их планом действия. Только доводы и аргументы, логика убеждения, этические ценности государства и общества, нормы действующего законодательства, возможности системы социальной защиты населения и других социальных институтов, профессиональный опыт социального педагога являются инструментом воздействия.
Конфиденциальной (доверительной, не подлежащей разглашению) информацией является все, что касается условий жизнедеятельности ребенка, его личностных качеств и проблем, а также все остальное, что будет определено ребенком во взаимодействии с социальным педагогом и социальным работником. Они должны гарантировать ему эту конфиденциальность и принять все меры для ее обеспечения.
Нарушение конфиденциальности возможно только в условии непосредственной опасности для ребенка: для его жизни, здоровья, материального благополучия, психического состояния.
Социальный педагог несет ответственность и перед собой и своей семьей. Каждый социальный педагог обязан уметь защищать себя и в личных интересах, и в интересах своих клиентов.
Социальные педагоги, являясь представителями государственных институтов, общественных неправительственных организаций и объединений, действуют в интересах человека, обратившегося к ним за помощью, делая зачастую для него существенно больше, нежели это предписывается должностной инструкцией.
Социальный педагог не должен поддаваться влияниям и нажимам, встречающимся на пути его профессиональной деятельности; его долг – беспристрастно выполнять свои профессиональные обязанности. Доброжелательность обеспечивает верный тон при совместной работе с человеком, который обратился за помощью, вызывает его на откровенность и взаимодействие. Желая добра человеку, обратившемуся за помощью, социальный педагог осуществляет необходимое руководство его действиями, тактично указывает на ошибки и недостатки, помогает в решении трудных проблем.
Как правило, деятельность социального педагога начинается с диагностики, которая включает в себя сбор, анализ и систематизацию информации о детях и подростках с педагогическими, психологическими, социальными проблемами, определение возрастных характеристик в соответствии с психическим и физическим развитием, поведенческих отклонений. Получаемая из разных источников информация позволяет социальному педагогу составить представление об образе жизни своих подопечных, дать социально-психологическую характеристику семей. Важно определить те категории детей, семей, которые требуют особого социально-педагогического внимания. Для этого необходимо проведение различных исследований в области ближайшего окружения. В практике часто встречаются ситуации, когда требуется провести комплексные психолого-педагогические и медицинские обследования детей и взрослых, изучить личностные особенности и проблемы отдельных воспитанников. При этом возникает необходимость дать прогноз возможности изменения той или иной ситуации имеющимися у педагога средствами. С учетом сделанного прогноза формируются задачи, определяются пути и способы их достижения. Анализируя ситуацию своего подопечного, социальный педагог вместе с ним ищет подходы к решению проблемы. Он диагностирует ситуацию, определяет пути решения проблем и организует их осуществление.
Выявив психологические, педагогические, медицинские или правовые проблемы ребенка и семьи, социальный педагог выступает посредником между своими подопечными и необходимыми им специалистами -психологами, социальными работниками, врачами, юристами, представителями органов власти, общественностью. Он взаимодействует со специалистами различных служб, учреждений в оказании необходимой социальной помощи детям, нуждающимся в опеке и попечительстве, трудоустройстве, лечении или психологической коррекции.
Главным направлением в деятельности социального педагога является содействие саморазвитию личности. Свои усилия он направляет на создание условий для активизации, развития и реализации творческого потенциала, способностей, задатков. Он формирует убеждение, что человека нельзя научить, если он сам себя не научит, никакие советы не помогут, если не захотеть им следовать. Поэтому задача социального педагога – поддержать, вселить уверенность ребенку в свои силы, в свои возможности.
Социальный педагог включает детей и взрослых в процесс социального творчества, в разностороннюю совместную социально-значимую деятельность социальных инициатив. Он стремится организовать деятельность, которая отвечает интересам и природным свойствам ребенка, его потребностям общаться, исследовать, творить, созидать. Он сознает свою педагогическую позицию – это ведущий участок общего дела. Вместе с детьми и взрослыми )а не за них) – такова основная заповедь социального педагога.
В своей практической деятельности социальный педагог выполняет различные социальные роли. Это, прежде всего, посредник, связующее звено между личностью и государственно-общественными организациями, его задача – заботиться о ребенке и его семье. Одновременно он - защитник интересов конкретного человека, законных прав каждой семьи, взрослых и детей.
Заключение
Социальный педагог — это человек, работающий в школах, больницах, реабилитационных центрах, детских домах, интернатах, в социальных службах. Его обязанность — работа с трудными, проблемными детьми из неблагополучных семей, с инвалидами, с отстающими в учёбе, с теми, кто пережил душевную травму. Социальный педагог контролирует процесс учёбы, проводит воспитательную и разъяснительную работу, помогает освоиться в коллективе, понять и принять законы цивилизованного общества. Он формирует общую культуру личности и направляет процесс адаптации в нужное русло.
Работа социального педагога важна для общества, ведь он помогает детям найти своё место в жизни, свой путь, стать полноценным гражданином. Многие проблемные, безнадзорные, из неблагополучных семей дети не получают от родителей необходимого воспитания. Социальный педагог выявляет проблемы, потребности своих подопечных, особенности личности и характера, отклонения в поведении, и на основе всех данных осуществляет социальную помощь, помогая ребёнку в реализации его прав, усвоении его обязанностей.
Социальный педагог работает с детьми в тех случаях, когда обычный подход к ним невозможен или неэффективен. Он ведёт индивидуальную воспитательную работу, посещает семьи детей, ведёт разъяснительную работу с родителями или лицами, заменяющими их, контролирует явку детей на занятия, помогает в выборе кружков, увлечений. Социальный педагог тесно сотрудничает с органами социальной защиты, опекунским советом, милицией и в случае необходимости, обращается к ним за помощью.
Работу социального педагога лёгкой не назовёшь, ведь она требует много душевных сил.
Список использованной литературы
1. Васильковой Ю.В. и Васильковой М.А. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие. – М.: Academia, 1999 – 490 с.;
2. Баклановой Н.К. Профессиональное мастерство работника культуры: Учеб. пособие. – М.: Издат-во Моск-го госуд-го института культуры, 1994. 120с.;
3. Бочаровой В.Г. Педагогика социальной работы. – Sv R-Аргус, 1994 – 208с.; Холостовой Е.И. словарь справочник по социальной работе. – М.: Юристь, 1997. – 424с.;
4. Киселевой Т.Г., Красильникова Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности: Учеб. пособие. – М.: Издат-во Моск-го госуд-го унив-та культуры,1995. – 136с., в которых определены общие подходы и принципы изучения статуса социального педагога, его профессионального мастерства и педагогического инструментария.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.