Профилактическая работа по созданию в ДОО условий для эмоционального комфорта и благополучия дошкольников
В настоящее время закономерностью является то, что под воздействием ряда факторов (окружающая среда, общение со взрослыми и сверстниками, средства массовой информации...) у детей могут возникать негативные эмоциональные переживания: тревожность, выражающаяся в конфликтах и агрессии, неуверенность, определяющаяся замкнутостью и депрессивностью.
В общении с детьми все чаще приходится наблюдать проявление таких качеств, как жестокость, нежелание и неумение помочь сверстнику, посочувствовать, порадоваться вместе с ним, неумение уступать. Дети проявляют нетерпимость к индивидуальным особенностям друг друга.
Одной из актуальных проблем является сегодня изучение эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. «Детство — золотой век эмоционального в нас», — отмечает В. В. Зеньковский. Никакое общение и взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны понимать эмоциональное состояние другого и управлять собственными эмоциями.
Эмоции играют важную роль в жизни детей. Они помогают ребенку приспособиться к той или иной ситуации. Распознавание и передача эмоций – сложный процесс, требующий от ребенка определенных умений и знаний. Страх, испытываемый ребенком, например, при виде большой собаки, побуждает его предпринять определенные действия, чтобы избежать опасности. Ребенок, грустен или разгневан, значит у него что-то не в порядке. Ребенок радуется, выглядит счастливым, значит в его мире все хорошо.
Эмоции ребенка – это послание окружающим его взрослым о его состоянии.
Дошкольное детство – период, когда закладываются основы физического, психического развития и здоровья будущего человека. Одним из центральных положений Концепции дошкольного воспитания является обеспечение эмоционального благополучия ребенка в дошкольном образовательном учреждении, которое является показателем эффективной работы детского сада и составляет основу психологического здоровья дошкольника.
Одной из главных задач Федерального государственного стандарта дошкольного образования является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия [44].
Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста - одно из важнейших направлений деятельности педагога-психолога в современном детском саду. Ведь эмоции - это своеобразный калейдоскоп впечатлений и переживаний, с помощью которых ребенок взаимодействует с окружающим миром, одновременно познавая его и себя через этот мир.
I. Основная часть.
Сегодня не вызывает сомнения тот факт, что практически все дети требуют той или иной психологической поддержки, поскольку находятся под воздействием ряда неблагоприятных факторов.
В настоящее время ученые в области педагогики и психологии, учителя-практики говорят и пишут об индивидуальном подходе к детям в процессе обучения и воспитания, о внимании к каждому ребенку, о создании в детском саду атмосферы психологического комфорта.
1.Что же такое «психологический комфорт»?
В словаре Ожегова слово «комфорт» определяется бытовыми удобствами.
Словарь психиатрических терминов. В. М. Блейхер, И. В. Крук определяет «комфорт» (англ. comfort, как комплекс максимально благоприятных для субъекта условий внешней и внутренней среды, включающий и факторы психологические.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, «эмоциональное благополучие» тесно связано с понятием «психологическое здоровье».
В работах Дубровиной И. В. «психологическое здоровье» подразумевает целостное состояние личности, которое часто выражается такими понятиями, как: «эмоциональное самочувствие», «эмоциональное благополучие», «внутренний душевный комфорт».
В психологическом словаре под благополучием понимается состояние комфорта тела и мыслей: эмоциональное благополучие - это особое состояние сознания, состояние субъективного эмоционального комфорта как интегральные ощущения благополучия в тех или иных подсистемах организма или всего организма в целом.
Современное понятие «эмоциональное благополучие» ребенка - это устойчивое эмоционально-положительное самочувствие ребенка в семье и дошкольном учреждении, основой которого является удовлетворение его возрастных биологических и социальных потребностей.
Человек, компетентный в общении, прежде всего устанавливает определённую атмосферу общения, которая помогает его партнёру чувствовать себя свободно и комфортно. Определённая атмосфера не только присутствует в общении двух-трёх человек, но характеризует общую обстановку в постоянной группе людей. Группа детского сада не является исключением, и люди чувствительные могут сразу, лишь переступив порог, ощутить атмосферу раскованности или закрытости, спокойной сосредоточенности или тревожного напряжения, искреннего веселья или угрюмой настороженности, которая присутствует в группе. Атмосфера (или климат) в группе детского сада определяется:
1) Отношениями между воспитателем и детьми;
2) Отношениями между самими детьми;
3) Отношениями между воспитателями;
4) Отношениями между воспитателями и родителями.
Первый шаг, который должен сделать воспитатель, заинтересованный в создании благоприятной атмосферы в группе заключается в том, чтобы создать и проанализировать групповую ситуацию.
Учитывая направления гумманизации дошкольного образования, важнейшим в работе педагога, является создание условии для развития личности ребёнка, «включение» собственных механизмов саморазвития ребёнка через организацию педагогом развивающей среды, личностно-ориентированного общения с ребёнком, предоставление ему свободы выбора деятельности, помощь в развитии его способностей, создание атмосферы психологической защищённости, эмоционального комфорта.
Учитывая всё это, педагогам в группах необходимо создавать условия для эмоционального благополучия каждого ребёнка.
2.Условия эмоционального благополучия детей дошкольного возраста.
Для обеспечения эмоционального благополучия детей необходимо:
• безусловное принятие каждого ребенка взрослыми для развития у него жизненно важного чувства безопасности и уверенности в себе, в собственных силах;
• позитивность окружающей детей обстановки;
• равенство в отношениях между взрослым и ребенком; обеспечение детям возможности свободно перемещаться в пространстве группы, в других помещениях детского сада;
• гибкий, личностно ориентированный подход: отказ от любых "ярлыков", учет психических и личностных особенностей каждого ребенка;
• создание условий для раскрытия личностной индивидуальности воспитанников, т. е. раннее выявление их творческих возможностей и способностей, своевременный мониторинг, поощрение даже небольших достижений каждого ребенка и его стремления к самостоятельности;
• внимательное отношение и чуткая реакция на возникающие детские проблемы, тревоги и страхи;
• тактичное общение с ребенком для совместной «переработки» чрезмерно волнующих его впечатлений (часто негативных) с целью их постепенного уменьшения и преодоления, а также повышения самооценки.
В соответствии с ФГОС для успешной реализации программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:
1. уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
2. использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям;
3. построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
4. поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
5. поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
6. возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
7. защита детей от всех форм физического и психического насилия.
Положительные эмоции связанные с образовательным учреждением и пребыванием в нем, обусловлены хорошими взаимоотношениями ребенка с педагогами и товарищами, отсутствием конфликтов с ними, осознанием каждым ребенком своих больших возможностей в достижении успехов, преодолении трудностей, в решении сложных задач, при овладении детьми приемами самостоятельного добывания знаний.
Т. е. психологический комфорт для ребенка в детском саду определяется удобством развивающего пространства и положительного эмоционального фона, отсутствия напряжения психических и физиологических функций организма. Общая атмосфера и настрой группы определяются, несмотря на индивидуальные особенности детей, взрослыми.
3.Критерии, составляющие психологический комфорт ребенка в ДОО.
3.1. Спокойная эмоциональная обстановка в семье.
Эмоциональная стабильность и отсутствие психологического напряжения у ребенка в семье, оказывает большое влияние на психологический комфорт в ДОО. Уверенность в любви, уважение и понимании близких настраивает ребенка на открытые, доброжелательные отношения с педагогами и сверстниками в детском саду. Задача педагога – изучение психологической обстановки в семье через анкетирование, мониторинги; а также учитывание индивидуальных особенностей каждой семьи.
3.2. Распорядок дня.
Для дошкольника важно, чтобы распорядок жизни был стабильным. Ребенок, который привык к определенному порядку, более уравновешен. Он представляет себе последовательность занятий, смену видов деятельности в течение дня и заранее настраивается на них. Обстановка спокойной жизни, отсутствие спешки, разумная сбалансированность планов взрослых – необходимые условия нормальной жизни и развития детей. В течении дня ни педагог, ни дети не должны чувствовать напряжения от того, что они что – то не успевают и куда - то спешат. Главными компонентами режима по ФГОС являются еда, сон и прогулка не менее 2 часов, остальные моменты могут варьироваться с учетом возраста и программных задач.
Для маленького ребенка еда – важное занятие. Никогда, ни в какой ситуации взрослые не имеют права насильно кормить детей, заставлять их съесть что – либо.
Дети имеют право на собственные вкусы и предпочтения в еде, выявление которых, предполагает работа с семьей по определению индивидуальных особенностей каждого ребенка. У ребенка должно оставаться право не есть то, что они не любят или не хотят в данный момент. Единственное условие – это договоренность с родителями о возможности исключения каких-то блюд. Многие взрослые хорошо помнят, как омрачала их детство необходимость съедать ненавистные пенки или курицу с кожей. Ведь став взрослыми, люди сохраняют и позволяют себе многие предпочтения в еде, и никто их за это не порицает.
При укладывании спать дети нуждаются в ласке, внимании и заботе. Пробуждение должно происходить в спокойной обстановке, без спешки. Обязательным является нахождение воспитателя или помощника воспитателя в группе во время сна.
Прогулка – главное условие здоровья детей.
Проведение занятий в помещении за счет сокращения времени прогулки категорически не допустимо. Прогулка должна проводиться в соответствии с требованиями ФГОС и сохранением всех частей и активности педагога.
Дети должны иметь в любое время свободный доступ к чистой питьевой воде и туалету.
Необходимым условием душевного благополучия является уверенность ребенка в том, что воспитатель относится к нему так же справедливо и доброжелательно, как и ко всем остальным, что его считают таким же ценным и нужным членом группы, как и других детей.
3.3. Добрые традиции.
Для создания в группе положительного эмоционального фона, атмосферы доброжелательности и защищенности можно использовать в группах определенные ритуалы:
- ритуалы «вхождения в день». Проведение ритуала помогает настроить группу на совместную работу, с первых минут сформировать оптимистическое настроение у всех детей-участников. Как правило, это игры-приветствия, игры с именами.
- ритуал «прощание» проводится с целью подведения итогов, закрепления положительных переживаний, полученных в течение дня или на занятии, и объединение детей. Обычно это - общая игра-забава или релаксационная гимнастика, помогающая снять напряжение, почувствовать себя свободно.
- ритуал «утро радостных встреч», когда принято здороваться за руку или приветствовать друг друга, говоря что-то приятное;
- «пятничный круг». Воспитатель предлагает детям собраться в круг и поговорить. Никого не принуждают. Во время разговора воспитатель и дети сидят на полу, кому как удобно. Воспитатель обсуждает с детьми, чем была интересна неделя, чему радовались, научились. Именно общение в круге становится необходимым элементом жизни групп и способствует возникновению семейной атмосферы.
- «шкатулка добрых дел» - в течение недели воспитатель вместе с детьми заполняет шкатулку добрыми делами (одно доброе дело – одно сердечко) и в конце недели каждому вручает медальку, выделяя его хорошие дела и поступки.
- «психологические речевые настройки». Дети и воспитатель становятся в круг, держась за руки. При произнесении речевых настроек голос воспитателя полностью должен соответствовать тому, что он говорит, то есть голосом и мимикой должны передаваться доброжелательность и радость встречи и т.д.
Примеры психологических речевых настроек:
- Сегодня я рада видеть вас в детском саду, в нашей группе! Этот день мы проведем все вместе. Пусть этот день принесет радость. Давайте постараемся радовать друг друга.
- Здравствуйте, мои хорошие! Сегодня на улице пасмурно и сыро. А в нашей группе тепло, светло и весело. А весело нам от наших улыбок, ведь каждая улыбка – это маленькое солнышко, от которого становится тепло и хорошо. Поэтому сегодня мы будем с вами чаще улыбаться друг другу.
На основе методических материалов Кряжевой Н. А., Роньжиной А. С., Чистяковой М. И. можно выделить такие средства профилактики эмоционального неблагополучия детей в ДОО:
«Здравствуйте, я пришел!»
Размещая утром, приходя в детский сад, свою фотографию, ребенок начинает чувствовать себя членом данного сообщества детей и взрослых. Фотографии можно размещать в окошках паровозика, на лучиках солнышка, лепестках цветка и т. д.
«Волшебный дождь»
Ленты разного цвета закрепляются на единой поверхности, которая поднята вверх. Хождение сквозь разноцветные «струйки дождя» способствует снятию эмоционального напряжения и негативных эмоций.
«Звезда дня»
На самом видном месте вывешивается плакат с фотографией дошкольника,
избранного детьми за добрые дела "Звездой дня". Воспитатель организует работу так, чтобы каждый ребенок группы побывал на этом месте. Ценность такого компонента в том, что он направлен на формирование положительной «Я- концепции», развитие самосознания и самооценки.
«Уголок именинника»
Функционирование уголка с фотографией именинника и обозначением дня его рождения, дополненный гороскопом, названием сезона, месяца. В течение дня ребенок пользуется праздничной именинной посудой, ребята группы готовят для него подарки и помещают их в чудесный мешочек для именинника; воспитатели напоминают о празднике в разные режимные моменты.
Самопрезентация «Мое творчество»
Демонстрация увлечений и творческих способностей ребенка на персональных выставках продуктов его творчества (фотоматериалы, конструкторские сооружения, рисунки, коллажи, поделки из разнообразных материалов). Цель: показ возможностей, способностей ребенка сверстникам и родителям.
Можно ввести еще один обычай - «Круг хороших воспоминаний».
Это мысленное возвращение к прошедшему дню с целью отметить все положительное, чем отличился каждый ребенок. Во второй половине дня, например, перед прогулкой воспитатель предлагает всем детям сесть вокруг него, чтобы поговорить «о хорошем». Затем необходимо коротко рассказать что-нибудь хорошее о каждом ребенке. Это не обязательно должны быть какие-то невероятные подвиги или немыслимые добродетели. Достаточно сказать, что Катя сегодня быстро оделась, Петя сразу заснул и т. д. Самое главное, что каждый ребенок услышит о себе что - то положительное, а остальные поймут, что у всех есть какие – то достоинства. Постепенно это создает в группе атмосферу взаимного уважения и развивает самоуважение у каждого ребенка. Эту традицию можно вводить уже со второй младшей и средней (3г. – 4г. 6 мес.) группы.
- «дни открытых дверей для родителей»
- «изготовление подарков малышам и родителям к праздникам»
Основной вид деятельности дошкольников – игра. Настольно-дидактические игры, используются не только для закрепления знаний, а также направлены на эмоциональное развитие, на формирование навыков общения и взаимодействия. С помощью дидактических пособий дети учатся жить в гармонии с собой и окружающим миром.
В старшем возрасте у детей большая познавательная активность, зачастую мы просто не успеваем ответить на все детские вопросы, отмахиваясь от детей. Очень хороша традиция «Вопросительного места»: стул, на котором наклеен знак вопроса, ребенок садится на этот стул, показывая, что возник вопрос, задача воспитателя обязательно уделить внимание ребенку, находящемуся на «вопросительном месте».
Говоря о методах и приёмах, применяемых воспитателями в своей ежедневной работе, необходимо сказать и о работе с детьми с определенными трудностями. Это – агрессивные, гиперактивные и тревожные дети.
Все дети разные. Но все они нуждаются в нашей любви, ласке, заботе. И все они достойны этой награды: и тихони, и забияки, и задиры, и шалуны.
Для детей, которые часто вступают в конфликты, помогут «Коврики для примирения», «Мирилки», которые помогают поссорившимся детям в забавной форме помириться друг с другом. После такого примирения дети ссорятся гораздо реже.
Для снятия негативных эмоций, преодоления агрессивных и гиперактивных проявлений, можно так же предложить детям нарисовать свое настроение, любимую вещь, используя карандаши, краски, мелки, а процесс рисования сопровождать музыкой - яркой, эмоционально богатой, негромкой.
Игры с песком, водой, крупами улучшают настроение, регулируют мышечный тонус, развивают крупную и мелкую моторику, координацию движений. Гиперактивным детям такие игры с водой и песком помогают безболезненно и безопасно «сбросить» избыточное психомоторное возбуждение
Для обучения агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме, необходимо подобрать материал, который поможет справиться с отрицательными эмоциями, снять напряжение, выплеснуть накопившуюся энергию.
«Агрессивный коврик». Нужно потопать по колючему коврику и злость пройдет.
«Стаканчики для крика», «Мешочек для крика». Если ребенок на кого-то злится или обижен, он может высказать свою обиду в стаканчик, покричать в мешочек и ему станет легче.
«Подушка для битья», если ребенок на кого-то злится, то она поможет выплеснуть негативное проявление.
Уголок психологической разгрузки – это пространство, организованное таким образом, что находящийся в нем ребенок ощущал покой, комфорт и безопасность. Пребывание в таком уголке снимает стресс, улучшает психофизическое состояние и, в конечном итоге, создаются необходимые условия для сохранения психологического здоровья каждого ребенка.
Уголок уединения должен располагаться в спокойной зоне группы,
быть небольшого размера и, скорее, напоминать небольшой домик, норку, в которой ребенок сможет переждать свой стресс, неприятные эмоции, расслабиться, а затем снова пойти навстречу коллективу.
3.4. Обеспечение комфортности предметно-развивающей среды: соответствие возрасту и актуальным особенностям группы; доступность игрушек, не раздражающее цветовое решение интерьера, наличие растений с ароматом, способствующим снятию напряжения (корица, ваниль, мята) и проч.
Атмосфера психологического комфорта для ребенка создается психологическим пространством безопасной среды, которая является одновременно и развивающей, и психотерапевтической, и психокоррекционной,
т. к. в этой атмосфере исчезают барьеры, снимаются психологические защиты, и энергия расходуется не на тревогу или борьбу, а на учебную деятельность, на творчество. Созданию психологического комфорта способствуют:
- работа с природными материалами – глиной, песком, водой, красками, крупой; арттерапия (лечение искусством, творчеством) - увлекает детей, отвлекает от неприятных эмоций;
Тесный контакт с природой важен для эмоционального благополучия. Ничто так не успокаивает и не радует, как природа. В игре с природным материалом ребенок познает окружающий мир с помощью органов чувств, воспринимает многообразие свойств природных объектов: форму, величину, звуки, оттенки, пространственное расположение. Развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для развития более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления).
- музыкальная терапия – регулярные музыкальные паузы, игра на детских музыкальных инструментах. Положительное влияние на развитие творчества, на стабилизацию эмоционального фона оказывает музыка Моцарта (и стихи Пушкина – «золотое сечение»);
- предоставление ребенку максимально возможных в его возрасте самостоятельности и свободы.
Дети очень любят заниматься своим делом за общим столом. Вместе с детьми можно сдвинуть столы и пригласить нескольких детей полепить, порисовать. Немедленно к ним присоединяются еще многие дети. Каждый будет лепить, рисовать, строить что – то свое, так, как он хочет. Но у всех будет приятное ощущение спокойной работы рядом с другими. Кроме того, дети могут заимствовать друг у друга и у воспитателя идеи или способы их реализации. Эти моменты спокойного и бесконфликтного общения так же способствуют созданию дружелюбной атмосферы в группе.
Но, организуя среду детского сада, необходимо, ориентироваться на создание не столько предметно-развивающей, сколько эмоционально-развивающей среды, т.е. такой, которая способствует разностороннему и полноценному развитию эмоционально-чувственной сферы ребенка.
Можно выделить несколько компонентов, влияющих на эмоциональную атмосферу в дошкольном учреждении:
1. эмоционально-поддерживающий компонент среды –
- установление эмоционального контакта с ребенком;
- вовлечение его в происходящие вокруг события: «Улыбнись мне, ….», «Подойди ко мне на минутку», «Покажи игрушку, что она делает» и т.д.;
- создание положительного эмоционального настроя; атмосферы теплоты и безопасности в группе;
-
формирование у ребенка позитивного образа своего «я»;
- пробуждение у детей совместных эмоциональных переживаний (радости, удивления
и т.д.) в подвижных играх, забавах;
- развитие умения обращать внимание и реагировать на мимику и жесты взрослого и
детей, интонации речи; самому пользоваться этими компонентами общения;-
формирование желания и готовности к совместной деятельности;
- обучение
этикету: обращаться друг к другу по имени, здороваться, прощаться, проявлять
симпатию, сочувствие;
- содействие оптимизации детско-родительских отношений, учить поддерживать
доброе отношение к маме, папе, близким людям и т.д.
2.эмоционально-настраивающий
компонент среды - внешняя обстановка.
Заботясь о том, чтобы каждый ребенок чувствовал себя комфортно в
атмосфере детского сада, воспитатель продумывает организацию жизни ребенка:
доступность игрушек, не раздражающее цветовое решение интерьера, удобство
мебели, музыкальный фон.
3. эмоционально-стабилизирующий компонент среды - режимные моменты, определяющие процесс пребывания ребенка в группе детского сада Для дошкольника важно, чтобы распорядок жизни был стабильным. Ребенок, который привык к определенному порядку, более уравновешен. При этом повторяемость должна соблюдаться по форме: наличие режимных моментов – питание, сон, прогулки, занятия, – но по содержанию они должны отличаться друга от друга по интенсивности происходящих событий, влияющих на эмоциональное состояние детей.
4. эмоционально-активизирующий компонент среды - разнообразие занятости детей – игры, занятия, сюрпризные моменты.
К таковым
относятся:
• игры с детьми на накопление эмоций;
• игры на эмоциональное общение ребенка со сверстниками и взрослыми;
• игры на преодоление негативных эмоций;
• игры на снятие эмоционального напряжения, релаксацию;
• игры на развитие эмпатии у детей и другие.
5. эмоционально-тренирующий компонент среды -– проведение психогимнастических упражнений с детьми.
Занимаясь
психогимнастикой, дети изучают различные эмоции, обучаются управлять ими. Это -
преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других,
снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения.
Таким образом, благодаря правильной организации предметно-развивающей
среды, с учетом эмоционально-развивающего компонента, у детей есть возможность
по мере необходимости снять агрессивное состояние, психоэмоциональное
напряжение, усталость, успокоиться, повысить настроение.
3.5. Стиль поведения воспитателя.
Пребывание в группе 20 – 25 сверстников в течение целого дня
– это большая нагрузка на нервную систему ребенка. Как же создать спокойную
обстановку?
Прежде всего, воспитатель сам должен быть
спокоен и доброжелателен. Необходима ровная манера поведения с детьми. Педагогу
необходимо отслеживать свое психологическое состояние, для предотвращения
агрессивных вспышек и апатичной усталости. Недопустимость психологического
давления на детей и грубости с ними. Никакие успехи в развитии не принесут
пользы, если они “замешаны” на страхе перед взрослыми, подавлении личности
ребенка. Как писал поэт Борис Слуцкий:
Ничему меня не научит
То, что тычет, талдычит, жучит…
Педагогам нужно стараться говорить не громко и не слишком быстро. Жестикулировать – мягко и не слишком импульсивно. Следить за уровнем шума в группе: слишком громкие голоса детей, резкие интонации создают отрицательный фон для любой деятельности. Мягкая, тихая, спокойная музыка, напротив, успокаивает. Не торопиться давать оценку чему бы то ни было: поступкам, работам, высказываниям детей – «держать паузу».
Огромное влияние на эмоциональное состояние ребенка, формирование его личности оказывает умение педагога создавать ситуации успеха каждому ребенку. Этому способствует включение ребенка в праздники, спектакли. Даже самая незначительная роль дает уверенность ребенку в собственной значимости, повышает самооценку. Доверие ребенка к взрослым и личностная стабильность нарушаются, если ребенок «остается за бортом» группового публичного выступления. Это – важнейшее условие доверия ребенка ко взрослым в детском саду и ощущения общего психологического комфорта.
Особое влияние на благоприятный психологический комфорт в группе имеет стиль педагогического общения.
Авторитарный стиль – это директивное обращение. Педагог выполняет руководящие, организаторские функции, а дети только исполнители. Они обязаны внимательно слушать, наблюдать, запоминать, выполнять, отвечать. Воспитатель не замечает, что несамостоятельность детей, безынициативность – следствие его авторитарных тенденций к гиперопеке.
Воспитателю - авторитару недостает уважения и доверия к личности растущего человека. Он живет по принципу «Доверяй, но проверяй», ориентируясь на доминирование, командование во всех ситуациях общения, ожидает беспрекословного послушания и повиновения. Желание детей для него мало что значит. Явно преобладает формальный подход к воспитанию. При организации работы в группе не учитывает отношений между детьми. Не любит и не умеет признавать свои ошибки.
Воспитатель этого типа низко оценивает возможности и способности детей, и в его оценочных высказываниях преобладают замечания, порицания. Педагог-авторитар прямо и публично указывает ребенку на его ошибки, недостатки поведения. Для него характерны жесткие педагогические установки.
Либеральный (попустительский) стиль – педагог-либерал уходит от прямого руководства детским коллективом, отсюда безинициативность, недостаточно развитая ответственность, пускание дел на самотек, такой воспитатель переоценивает возможности детей, выполнение своих требований не проверяет, находится во власти желаний детей, в связи с этим часто ситуативен, непоследователен в принимаемых решениях и действиях. Недостаточно решителен в трудных ситуациях. Учитывает взаимоотношения в группе. Не боится признавать свои ошибки, но допускает их очень часто. Количество воспитательных воздействий зависит от ситуации. Разнообразию значения не придает.
Воспитатель-либерал – человек настроения. Если он в хорошем настроении, у него преобладают положительные оценки, если в плохом – усиливаются негативные оценки.
Демократический стиль. Воспитатель-демократ учитывает особенности возраста детей и оптимально делит функции между собой и детьми. Проявляет максимум требований и максимум уважения к ним. Испытывает явную потребность в обратной связи от детей в том, как ими воспринимаются те или иные формы совместной деятельности.
При организации работы учитывает и изучает межличностные взаимоотношения. Использует знания о симпатиях – антипатиях между детьми. Умеет признавать допущенные ошибки, несмотря на то, что это трудно. В оценке такого педагога больше положительных, нежели отрицательных реплик. Предпочитает более плодотворный разговор с ребенком наедине. Примером косвенного замечания могут быть замечания взглядом. Педагогические установки носят динамический характер, т. е. меняются в зависимости от обстоятельств
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод: наиболее эффективным и оптимальным является демократический стиль общения, он наиболее благоприятен в воспитательном воздействии и в полной мере служит формированию у детей и окружающих людей сознательной медицины, творческого отношения к делу и формирования активной жизненной позиции.
Именно от нас, педагогов, зависит во многом сохранение психологического здоровья детей, а для этого очень важно относиться к своему психологическому состоянию. Огромная роль при этом принадлежит личности педагога, его культурному уровню, интеллектуальному и личностному потенциалу.
Можно выделить несколько простых общих правил, которые помогут установить добрые взаимоотношения с детьми и заслужить их доверие и признательность.
Памятка «Правила доброго взаимоотношения с детьми.»
- чаще используйте в своей речи ласкательные обращения, имена;
- пойте с детьми и для детей;
- цените минуты, когда вы вместе можете пережить радость от чего – то увиденного или услышанного;
- стремитесь, чтобы дети получали разнообразные интересные впечатления;
- следите, чтобы им никогда не было скучно и они были чем-то заняты;
- не принуждайте детей к участию в каких бы то ни было занятиях;
- поддерживайте порядок и справедливость, следите за равным соблюдением всеми принятых в группе правил;
- поощряйте стремление и попытки детей что – то сделать, не оценивания результаты их усилий;
- сохраняйте внутреннюю убежденность в том, что каждый ребенок умен и хорош по – своему;
- вселяйте в детей веру в свои силы, способности и лучшие душевные качества;
- не стремитесь к тому, чтобы все дети усваивали материал в одном темпе;
- находите с каждым ребенком личный контакт и индивидуальный стиль общения;
- создавайте положительные традиции жизни группы.
3.6. Сотрудничество с родителями.
Современный ритм жизни требует большей занятости родителей на работе. В связи с этим не у всех хватает времени поиграть с ребёнком, сходить на прогулку, отвести в кружок дополнительного образования. Можно сказать, что некоторые родители видят своих детей «на бегу». Следствием этого является их отчуждение друг от друга, эмоциональная холодность в отношениях и как итог – отсутствие чувства общности со своей семьёй.
Существуют разнообразные формы работы с родителями: коллективные, индивидуальные, наглядно-информационные.
К нетрадиционным формам работы с родителями, которые используются в ДОУ , относятся:
Клуб молодого родителя;
Вечера вопросов и ответов;
Тематические выставки литературы, буклетов, памяток, альбомов, касающихся воспитания и обучения детей.
Выставка фото газет на такие темы: «Трудимся вместе», «Вместе на отдыхе», «Спортивная семья», «Мой папа – лучше всех», «Моя мама – лучше всех».
Участие в проектах «Как мне выбирали имя», «Наши семейные традиции», «Удивительная мама» и др.
Выпуск групповых газет при участии родителей.
Активное привлечение к участию в жизни детского сада – праздники и развлечения, благотворительные акции, проекты.
Эти формы работы помогают наладить связи между детьми и родителями, педагогами и родителями, родителями и родителями, а это способствует эмоциональному благополучию и комфорту детей.
II. Заключение
Таким образом, можно выделить следующие рекомендации по профилактике эмоционального неблагополучия ребенка в детском саду.
Для создания условий психологически комфортного пребывания ребенка в детском саду необходимо:
• Принимать каждого ребенка таким, какой он есть.
Помнить: плохих дошкольников нет. Есть плохие педагоги и родители.
• В профессиональной деятельности опираться на добровольную помощь детей, включать их в организационные моменты за помещением и участком.
• Быть затейником и участником детских игр и забав.
• В затруднительных для ребенка ситуациях ориентироваться на его возрастные и индивидуальные особенности: быть всегда вместе с ним, а не делать что –то вместо него.
• Привлекать родителей к образовательному процессу и обращаться к ним за поддержкой в случаях нестандартных ситуаций.
В своих отношениях с детьми постарайтесь помнить о том, что:
• Ребенок вам ничего не должен. Это вы должны помочь ребенку стать более самостоятельным и ответственным
• В каждой конкретной неблагоприятной ситуации, нужно понять, что добивается ребенок и почему он это делает. Добивайтесь от него соблюдения социальных норм и правил с учетом его состояния и интересов.
• Запретов и строгих требований не должно быть слишком много. Это ведет к пассивности и низкой самооценке у воспитанников
• Тихий, застенчивый ребенок также нуждается в вашей профессиональной помощи, как и отъявленный драчун.
• Благополучная социальная ситуация развития – это лучший метод передачи детям нравственных норм и правил человеческого общежития. Беседы о нравственности, не подкрепленные защитой детей от психического и физического насилия,- демагогия и опасная практика.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.