Программа "Правила жизни" - это программа направлена на профилактику безнадзорности, правонарушений, преступлений среди несовершеннолетних.. цель программы- обеспечить единый комплексный подход к разрешению ситуаций, связанных с проблемами безнадзорности и правонарушений. создание условий для эффективного функционирования система профилактики безнадзорности и правонарушений. Создание условий для обеспечения защиты прав детей.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Малиновка
решение Совета школы
приказ № 5 от17.05.17г.
Программа по профилактике правонарушений
«Правила жизни»Малиновка, 2017г.
Паспорт программы
Наименование программы Программа по профилактике безнадзорности, преступлений
Разработчики программы
Цели программы
и правонарушений среди несовершеннолетних
Социальный педагог Авдеева Татьяна Евгеньевна,
Учителя Кузьмина Вера Зуфаровна, Заева Александра
Игоревна
обеспечить единый комплексный подход к разрешению
ситуаций, связанных с проблемами безнадзорности и
правонарушений;
создать условия для эффективного функционирования
системы профилактики безнадзорности и
правонарушений.
Сроки реализации
программы
2017 2020 гг.
Исполнители программы Педагогический коллектив МКОУ СОШ с. Малиновка
Ожидаемые конечные
результаты реализации
программы
создание условий для обеспечения защиты прав детей, их
социальной реабилитации и адаптации в обществе;
отсутствие беспризорных детей подростков;
отсутствие правонарушений несовершеннолетних.
Пояснительная записка
Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения программными методами
Детская безнадзорность и беспризорность следствие современной социальноэкономической и
духовнонравственной ситуации в России, которая характеризуется нарастанием социального
неблагополучия семей, падением их жизненного уровня, криминализацией среды, ростом
преступности среди взрослых и порождают опасные для подрастающего поколения и общества в
целом тенденции:
рост числа граждан, лишённых родительских прав, что предопределяет широкое
распространение социального сиротства и беспризорности среди несовершеннолетних;
массовые нарушение прав детей;
рост ранней алкоголизации и наркомании подростков, который ведёт к увеличению числа
преступлений, совершённых несовершеннолетними;
омоложение преступности;
увеличение числа несовершеннолетних правонарушителей из семей, находящихся в
социальноопасном положении.Эти тревожные тенденции свидетельствуют о необходимости совершенствования системы
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. С целью систематизации
работы образовательного учреждения в области профилактики создана программа профилактики
правонарушений среди несовершеннолетних в МКОУ СОШ с. Малиновка».
Актуальность программы
Несмотря на намеченные положительные тенденции в развитии общества, мы живем в
сложный переходный период нашего государства, и именно молодое поколение находится в очень
трудной социальнопсихологической ситуации. В значительной мере разрушены прежние устаревшие
стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Молодые люди утрачивают смысл
происходящего и зачастую не имеют определённых жизненных навыков, которые позволили бы
сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый эффективный жизненный стиль.
Особенно дети и подростки, находясь под воздействием хронических, непрерывно возрастающих
интенсивных стрессовых ситуаций, не готовы к их преодолению и страдают от возможных
негативных последствий. Это способствует поиску средств, помогающих уходить от тягостных
переживаний. В данной ситуации на первое место вышла наркотизация подростков, позволяющая
спрятаться от действительности, различные виды злоупотреблений психоактивными веществами и
алкоголем, повышение количества правонарушений, вследствие безнадзорности детей. В реализации
данной программы ученик является не только объектом педагогического и профилактического
воздействия, но и ее активным участником.
Приоритет в области профилактики безнадзорности, преступности и употреблении ПАВ
принадлежит семье и образовательным учреждениям разного уровня, что подтверждено законом РФ
«Об образовании в Российской Федерации», постановлениями и программами правительства РФ,
Семейным кодексом РФ.
Правовая основа программы
Правовую основу программы профилактики безнадзорности и правонарушений составляют:
Международная Конвенция ООН о правах ребёнка;
Конституция Российской Федерации;
Федеральный закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних;
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
Понятия, употребляемые в работе по профилактике безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних:
В соответствии с законодательством Российской Федерации в системе профилактики
безнадзорности и правонарушений употребляются следующие основные понятия:
Несовершеннолетний лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет.
Безнадзорный – несовершеннолетний, контроль за поведением, которого, отсутствует
вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию,
обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо
должностных лиц.
Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении – лицо в возрасте до
18 лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке,
представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям кего воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные
действия.
Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации – дети, оставшиеся без попечения
родителей; детиинвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом
развитии; детижертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и
техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных
переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети – жертвы насилия; дети,
находящиеся в специальных учебновоспитательных учреждениях; дети, жизнедеятельность
которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут
преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.
Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних система
социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение
причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и
антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с
индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями,
находящимися в социально опасном положении.
Правонарушение родовое понятие, означающее любое деяние, нарушающее какиелибо
нормы права, и представляет собой юридический факт, предусматривающий противоправное
виновное деяние, совершенное умышленно либо по неосторожности. За правонарушение
законом предусматривается соответственно
административная,
дисциплинарная и уголовная ответственность.
гражданская,
Цели программы:
обеспечить единый комплексный подход к разрешению ситуаций, связанных с проблемами
безнадзорности и правонарушений;
создать условия для эффективного функционирования системы профилактики
безнадзорности и правонарушений.
Задачи программы:
повышение уровня профилактической работы с подростками в образовательной организации;
защита прав и законных интересов несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной
ситуации;
создание условий для педагогической, медицинской и правовой поддержки обучающихся;
осуществление индивидуального подхода к обучающимся и оказание помощи в охране их
физического и нравственного здоровья;
осуществление консультативнопрофилактической работы среди обучающихся,
педагогических работников, родителей.
Участники программы
обучающиеся МКОУ СОШ с. Малиновка;
классные руководители;
педагогические работники;
социальный педагог;
родители;
инспектор ОДН, КДНиЗП; фельдшер ФАП с. Малиновка
библиотекарь;
библиотекарь филиала МБУК «Поронайская ЦБС»
специалисты (нарколог, психолог, психиатр) – по согласованию
Ожидаемые результаты
уменьшение факторов риска употребления ПАВ;
повышение процента занятости детей, активно участвующих в общественной деятельности
школы;
увеличение процента самостоятельности детей в роли организатора собственной
деятельности в активноположительном использовании досуга;
повышение уровня воспитанности учащихся, социальной адаптации и предотвращение
дезадаптации подростков;
увеличение процента учащихся с положительной мотивацией на здоровый образ жизни
Содержание программы
Программа содержит 4 блока:
1. Организационная работа.
2. Диагностическая работа.
3. Профилактическая работа с обучающимися.
4. Профилактическая работа с родителями.
1. Организационная работа направлена на разработку и осуществление комплекса мероприятий
по профилактике правонарушений, алкоголизма, наркомании, токсикомании.
2. Диагностическая работа предполагает создание банка данных об образе жизни семей
обучающихся, о положении детей в системе внутрисемейных отношений, выявление
негативных привычек подростков, взаимоотношений подростков с педагогами школы,
организацию мониторинга здоровья обучающихся.
3. Профилактическая работа со школьниками включает профилактическую деятельность и
индивидуальную работу с подростками с девиантным поведением. Профилактическая
деятельность осуществляется через систему классных часов, общешкольных мероприятий, с
помощью индивидуальных бесед, ролевых игр, разыгрывание конкретных ситуаций.
4. Профилактическая работа с родителями предусматривает нахождение путей оптимального
педагогического взаимодействия школы и семьи, включение семьи в воспитательный
процесс через систему родительских собраний, общешкольных мероприятий с детьми и
родителями.
План мероприятий по каждому блокуОрганизационная работа:
планирование и коррекция работы по профилактике правонарушений совместно ГДН
ОУУП и ПДН ОМВД России по Поронайскому городскому округу;
организация работы школьного Совета профилактики;
проведение тематических классных часов;
педагогический всеобуч для родителей;
составление социального паспорта классов, школы;
проведение акции «Всеобуч» (посещение семей, выявление обучающихся, не
посещающих школу);
выявление и постановка на учёт детей с девиантным поведением, вовлечение их в
спортивные секции и кружки.
Диагностическая работа:
анкетирование обучающихся 511х классов на предмет выявления фактов употребления
алкоголя, табачных изделий, наркотических веществ;
анкетирование обучающихся с целью выявления намерений по окончанию школы и
дальнейших жизненных планов (711 кл.);
проведение диагностических методик изучения личности ученика: памятные даты моей
жизни, моё состояние, блицопрос, готовность к саморазвитию и др.
Профилактическая работа со школьниками:
Предупредительнопрофилактическая деятельность:
реализация системы воспитательной работы школы;
проведение мероприятий совместно с ГДН ОУУП и ПДН ОМВД;
классные часы по пожарной безопасности;
организация правового всеобуча;
проведение бесед по профилактике употребления ПАВ;
вовлечение обучающихся в кружки и спортивные секции;
приглашение на Совет по профилактике правонарушений;
беседы инспектора ПДН;
направление ходатайств, представлений в КДНиЗП, ПДН, опеку
Профилактическая работа с родителями:
привлечение родителей к участию во внеклассных мероприятиях;
привлечение родителей к осуществлению правопорядка во время проведения культурно
массовых мероприятий;
выявление социальнонеблагополучных, малообеспеченных, многодетных семей и
постановка их на внутришкольный учет;
посещение по месту жительства семей, в которых проживают дети, находящиеся в
социальноопасном положенииПлан мероприятий направленных на реализацию направлений программы
Содержание
№
п/п
I
1.1 Выявление обучающихся
Организационные мероприятия
с
девиантным поведением, детей из
неблагополучных
и
малообеспеченных семей
Классы
Сроки
Ответственные
1 11
Ежегодно
(сентябрь)
классные руководители,
соц. педагог
1.2 Организация
заполнения в
1 11
классах социальных паспортов
1.3 Составление
социального
дошкольная
паспорта школы
1.4 Организация работы Совета
профилактики школы
1.5 Вовлечение обучающихся в
работу кружков и секций.
группа,
1 – 11кл.
дошкольная
группа,
1 – 11 кл.
дошкольная
группа,
1 – 11кл.
Ежегодно
(сентябрь)
Ежегодно
(сентябрь)
Ежегодно
(сентябрь)
Ежегодно
(сентябрь)
1.6 Своевременное принятие мер по
сигналам о
поступившим
правонарушениях учащихся:
индивидуальные беседы
вызов
Совет
на
профилактики
1 – 11
по мере
необходимости
II
Работа с обучающимися и воспитанниками
классные руководители
социальный педагог
социальный педагог
зам. директора по УВР
педагоги
дополнительного
образования, классные
руководители
педагогический
зам.
коллектив,
директора по УВР,
социальный педагог2.1 Оказание
учащимся
1 11
информационноправовой
помощи, защита их интересов
2.2 Оказание
помощи
вновь
в
прибывшим
адаптации в новом классном
коллективе
учащимся
2.3 Оказание помощи обучающимся
в трудной
(воспитанникам)
жизненной ситуации
досуга
(согласно
воспитательной
воспитанников
программы
работы классов)
2.4 Организация
по мере
необходимости
социальный педагог
по мере
необходимости
педагогический
коллектив
по мере
необходимости
социальный педагог,
классные руководители
1 11
1 11
1 11
постоянно
педагогический
коллектив, педагоги
доп. образования
2.5 Мероприятия по профилактике
негативных проявлений в детской
среде
1 11
по отдельному
плану работы
классные руководители
социальный педагог,
воспитатели
2.6 Контроль за посещаемостью
уроков, поведением обучающихся
2.7 Самоотчеты учащихся на
заседаниях Совета профилактики
об успеваемости, посещаемости,
поведению, занятости в свободное
время
111
ежедневно
4 11 кл.
По
необходимости
классный руководитель
зам. директора по УВР
классные руководители,
соц. педагог, зам.
директора по УВР
2.8 Санитарнопросветительская
работа по темам:
Вредные привычки
Пить и курить – здоровью
вредить
Правда об алкоголе и
курении
Вредные привычки их
продолжение
Профилактика
приобщения подростков к
алкоголю
Никотин – яд для
организма
Вредные привычки
Ведем здоровый образ
жизни
Дай оценку
своему
здоровью
Фельдшер ФАП,
классные руководители,
социальный педагог
4 – 11
Декабрь 2017г.
Февраль 2018 г.
Март 2018 г.
Ноябрь 2018 г.
Февраль 2019 г.
Март 2019 г.
Декабрь 2019 г.
Февраль 2020 г.
Март 2020 г.
III Работа с семьей
3.1 Привлечение
родителей к
1 11
в течение года
классные руководителипо плану
воспитательной
работы класса
по запросам
1 11
Педагоги,
специалисты
(по согласованию)
1 11
(по отдельному
плану)
классный руководитель
зам. директора по УВР,
специалисты
1 11
1 11
1 11
социальный педагог
20172018г.
20182019г.
20192020г.
Постоянно
(по плану
классного
руководителя)
1 раз в месяц
(по отдельному
плану)
классные руководители,
зам. директора по УВР
Классные руководители
2017 – 2018г.
социальный педагог
ноябрь
2018 – 2019г.
ноябрь
2019 – 2020г.
ноябрь
V Повышение правовой грамотности педагогов школы
5.1 Изучение
постоянно
Педагогический
коллектив
3.3
3.4
5.2
воспитательной
учащимися
работе
с
3.2 Индивидуальное
консультирование родителей:
педагогами
специалистами
с
Работа
родителями
обучающихся по профилактики
правонарушений,
употребления
ПАВ
Просвещение
(буклеты, памятки):
воспитания
Стили
родителей
семейного
Поощрение и наказание
детей
Памятка для родителей о
том, как уберечь своих
детей от насилия
IV Правовой всеобуч обучающихся
4.1 Изучение государственных и
международных документов по
правам человека, о положении в
обществе и правах ребенка
4.2 Проведение бесед по правовой
разъяснением
тематике
учащимся ответственности за
совершение правонарушений
с
федеральных,
региональных и локальных
нормативноправовых
документов, необходимых для
профилактики правонарушений
несовершеннолетних
Буклет «Дети «группы
риска»
Буклет
«Школьная
признаки,
дезадаптация:
причины, последствия»
Буклет «Конфликт. Пути
выхода из конфликта»VI Диагностика и анкетирование
6.1 Анкетирование учащихся:
Анкета «Твои права
обязанности»
и
1 11
Ноябрь 2017 –
2018г.
Классные руководители,
соц. педагог
6.2 Анкета «Отношение подростков к
5 11
Декабрь 2018 –
вредным привычкам»
2019г.
6.3 Анкета «Я и ценности моей
5 11
Ноябрь 2018 –
жизни»
6.4 Анкета «Вредные привычки и я»
6.5 Анкета «Насилие в школе»
5 11
3 11
2019г.
Декабрь 2018 –
2019г.
Февраль 2019 –
2020г.
6.6
«Я и смысл моей жизни»
5 11
Апрель 2019 –
6.7 Диагностика учащихся:
«Семья и родители
глазами ребенка»
Методика
предрасположенности к
конфликтам
Анкета «Взаимоотношения
в семье»
6.8 Анкетирование родителей:
«Методика
изучения
уровня удовлетворенности
работой школы»
«Безопасность
ребенка на дороге»
вашего
«Достаточно ли внимания
вы уделяете своему
ребенку?»
Анкета с целью выявления
уровня педагогической
культуры родителей и
формы взаимодействия
семьи и школы
6.9 Анкетирование и диагностика
педагогов:
Вырабатываете ли вы в
себе
положительное
отношение к детям в
процессе беседы?
Методика
диагностики
предрасположенности
личности к конфликтному
Классные руководители,
соц. педагог
Классные руководители,
завуч по УВР, соц.
педагог
2020г.
Ноябрь 2017
2018г.
Ноябрь 2018
2019г.
Ноябрь 2019 –
2020г.
ежегодно
мартапрель
ежегодно
октябрь
ежегодно
мартапрель
20172018г.
сентябрь
октябрь
111
1 11
1 11
дошк. гр.,
1– 11
Октябрь 2017
2018г.
Октябрь 2018
2019г.
социальный педагог
социальный педагог
Октябрь 2019
социальный педагогповедению
Методика
«Психологический
портрет учителя»
2020г.
Знания, умения и навыки, которые необходимо сформировать к концу каждого учебного
года
Классы
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
Знания, умения, навыки
правила поведения в школе
название государства и государственную символику
законы класса
правила личной безопасности
соблюдать правила поведения в школе
выполнять законы класса
соблюдать безопасность на улице
какого человека называют гражданином
качества человека, необходимые достойному гражданину
основные обязанности и права ученика
правила поведения в общественных местах, дома, в школе
Знать:
Уметь:
Знать:
Уметь:
различать хорошие и плохие поступки, добро и зло в повседневной жизни
высказывать негативное отношение к плохим поступкам
Приобрести навыки культуры общения с разными людьми, в разных ситуациях
Знать:
что такое закон
как называется основной закон государства, как называется основной
документ гражданина
какие поступки нарушают устав школы
какие правила поведения надо соблюдать на дороге
Уметь:
Знать:
Уметь:
дисциплинированно вести себя на дороге
соотносить моральные нормы с повседневным поведением
элементарные права людей
какие правонарушения и преступления может совершить школьник
первоначальные представления о юридической ответственности5 класс
6 класс
7 класс
уважать людей
бережно относиться к своему и чужому имуществу
Знать:
меру наказания за нарушение Правил дорожного движения
права и обязанности, учащихся школы
название основного документа о правах ребенка, основные его статьи
Уметь:
дисциплинированно вести себя
защищать свои права
выполнять обязанности школьника
сущность преступления и правонарушения;
отличие правовых норм от норм морали;
как государство может защитить права ребенка
различать административный проступок и преступление;
правильно оценивать поступки людей;
понятие о юридической ответственности за совершение правонарушений,
преступлений и ее возникновении
особенности уголовной ответственности за групповые преступления
несовершеннолетних
Знать:
Уметь:
Знать:
Уметь:
осознавать преступные цели асоциальных объединений несовершеннолетних
предотвращать свое попадание в преступную группу
8 класс
9 класс
Знать:
Уметь:
Знать:
понятие об административной ответственности и условиях ее возникновения
способы и приемы вовлечения подростков в употребление наркотиков
соблюдать правопорядок в общественных местах
противостоять вовлечению к употреблению ПАВ
мотивы, которые могут привести человека к преступлению
права и гарантии несовершеннолетних при устройстве на работу
способы поведения в критической ситуации
Уметь:
Знать:
Уметь:
Знать:
10 класс
11 класс
защищать себя при нарушении трудовых прав
помочь знакомым, попавшим в кризисную ситуацию
о социальной опасности преступности, наркомании, алкоголизма
свои права и обязанности при общении с органами правопорядка
основные положения Декларации прав человека
негативно относиться к людям, нарушающим социальные нормы
отстаивать свои права при общении с сотрудниками правопорядка• понятие «воинская обязанность»
• положения законодательства, связанные с употреблением алкоголя
• особенности субкультур основных неформальных молодежных течений и движений
Уметь:
• уметь проявлять волевые качества в выборе образа поведения
Планируемые результаты
1 блок Организационная работа
2 блок Диагностическая работа
разработанный комплекс мероприятий,
профилактики
для
необходимых
правонарушений
создать банк данных по учащимся и семьям
«группы риска»
получение характеристики микроклимата
семьи, что облегчит поиск взаимодействия
школы и семьи
получение информации о «вредных»
привычках учащихся, необходимой для
быстрого оказания квалифицированной
помощи
получение информации о состоянии здоровья
3 блок Профилактическая работа
с обучающимися
4 блок Профилактическая работа
с родителями
учащихся
сформированность здоровой
жизненной
позиции обучающихся
организация педагогического просвещения
родителей
построение демократической системы
отношений детей и взрослых