Профилактическая программа "Правила жизни"

  • Научные работы
  • Образовательные программы
  • doc
  • 03.07.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Программа "Правила жизни" - это программа направлена на профилактику безнадзорности, правонарушений, преступлений среди несовершеннолетних.. цель программы- обеспечить единый комплексный подход к разрешению ситуаций, связанных с проблемами безнадзорности и правонарушений. создание условий для эффективного функционирования система профилактики безнадзорности и правонарушений. Создание условий для обеспечения защиты прав детей.
Иконка файла материала Прог. проф. правон. 17г. — копия.doc
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Малиновка решение Совета школы приказ № 5 от17.05.17г. Программа по профилактике правонарушений «Правила жизни»Малиновка, 2017г. Паспорт программы Наименование программы Программа по профилактике безнадзорности, преступлений Разработчики программы Цели программы и правонарушений среди несовершеннолетних  Социальный педагог­ Авдеева Татьяна Евгеньевна,  Учителя­ Кузьмина Вера Зуфаровна, Заева Александра  Игоревна  обеспечить единый комплексный подход к разрешению  ситуаций, связанных с проблемами безнадзорности и  правонарушений;  создать условия для эффективного функционирования  системы профилактики безнадзорности и  правонарушений.  Сроки реализации программы 2017  ­ 2020 гг. Исполнители программы  Педагогический коллектив МКОУ СОШ с. Малиновка Ожидаемые конечные результаты реализации программы  создание условий для обеспечения защиты прав детей, их социальной реабилитации и адаптации в обществе;  отсутствие беспризорных детей подростков;   отсутствие правонарушений несовершеннолетних. Пояснительная записка Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения программными методами        Детская безнадзорность и беспризорность ­ следствие современной социально­экономической и духовно­нравственной   ситуации   в   России,   которая   характеризуется   нарастанием   социального неблагополучия   семей,   падением   их   жизненного   уровня,   криминализацией   среды,   ростом преступности среди взрослых и порождают опасные для подрастающего поколения и общества в целом тенденции:   рост   числа   граждан,   лишённых   родительских   прав,   что   предопределяет   широкое распространение социального сиротства и беспризорности среди несовершеннолетних;  массовые нарушение прав детей;  рост ранней алкоголизации и наркомании подростков, который ведёт к увеличению числа преступлений, совершённых несовершеннолетними;  омоложение преступности;  увеличение   числа   несовершеннолетних   правонарушителей   из   семей,   находящихся   в социально­опасном положении.Эти   тревожные   тенденции   свидетельствуют   о   необходимости   совершенствования   системы профилактики  безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. С целью систематизации работы образовательного учреждения в области профилактики   создана программа профилактики правонарушений среди несовершеннолетних в МКОУ СОШ с. Малиновка».  Актуальность программы Несмотря   на   намеченные   положительные   тенденции   в   развитии   общества,   мы       живем   в сложный переходный период нашего государства, и именно молодое поколение находится в очень трудной социально­психологической ситуации. В значительной мере разрушены прежние устаревшие стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Молодые люди утрачивают смысл происходящего   и   зачастую   не   имеют   определённых   жизненных   навыков,   которые   позволили   бы сохранить   свою   индивидуальность   и   сформировать   здоровый   эффективный   жизненный   стиль. Особенно дети и подростки, находясь под воздействием хронических, непрерывно возрастающих интенсивных   стрессовых   ситуаций,   не   готовы   к   их   преодолению   и   страдают   от   возможных негативных   последствий.   Это   способствует   поиску   средств,   помогающих   уходить   от   тягостных переживаний. В данной ситуации на первое место вышла наркотизация подростков, позволяющая спрятаться от действительности, различные виды злоупотреблений психоактивными веществами и алкоголем, повышение количества правонарушений, вследствие безнадзорности детей. В реализации данной   программы   ученик   является   не   только   объектом   педагогического   и   профилактического воздействия, но и ее активным участником. Приоритет   в   области   профилактики   безнадзорности,   преступности   и   употреблении   ПАВ принадлежит семье и образовательным учреждениям разного уровня, что подтверждено законом РФ «Об образовании в Российской Федерации», постановлениями и программами правительства РФ, Семейным кодексом РФ. Правовая основа программы       Правовую основу программы профилактики безнадзорности и правонарушений составляют:  Международная Конвенция ООН о правах ребёнка;  Конституция Российской Федерации;  Федеральный   закон   РФ   «Об   основах   системы   профилактики   безнадзорности   и правонарушений несовершеннолетних;  Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Понятия,   употребляемые   в   работе   по   профилактике   безнадзорности   и   правонарушений несовершеннолетних:      В   соответствии   с   законодательством   Российской   Федерации   в   системе   профилактики   безнадзорности и правонарушений употребляются следующие основные понятия:  Несовершеннолетний ­ лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет.  Безнадзорный  –   несовершеннолетний,   контроль   за   поведением,   которого,   отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц.  Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении – лицо в возрасте до 18 лет, которое вследствие  безнадзорности или  беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям кего воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия.  Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации  – дети, оставшиеся без попечения родителей; дети­инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии;   дети­жертвы   вооруженных   и   межнациональных   конфликтов,   экологических   и техногенных   катастроф,   стихийных   бедствий;   дети   из   семей   беженцев   и   вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети – жертвы насилия; дети, находящиеся в специальных учебно­воспитательных учреждениях; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.  Профилактика   безнадзорности   и   правонарушений   несовершеннолетних  ­   система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий,  способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным   действиям   несовершеннолетних,   осуществляемых   в   совокупности   с индивидуальной   профилактической   работой   с   несовершеннолетними   и   семьями, находящимися в социально опасном положении.  Правонарушение  ­   родовое   понятие,   означающее   любое   деяние,   нарушающее   какие­либо нормы права, и представляет собой юридический факт, предусматривающий противоправное виновное   деяние,   совершенное   умышленно   либо   по   неосторожности.   За   правонарушение законом   предусматривается   соответственно     административная, дисциплинарная и уголовная ответственность. гражданская, Цели программы:  обеспечить единый комплексный подход к разрешению ситуаций, связанных с проблемами безнадзорности и правонарушений;  создать     условия     для     эффективного     функционирования     системы     профилактики безнадзорности    и правонарушений.  Задачи программы:      повышение уровня профилактической работы с подростками в образовательной организации; защита прав и законных интересов несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации; создание условий для педагогической, медицинской и правовой поддержки обучающихся; осуществление индивидуального подхода к обучающимся и оказание помощи в охране их физического и нравственного здоровья; осуществление   консультативно­профилактической   работы   среди   обучающихся, педагогических работников, родителей. Участники программы       обучающиеся МКОУ СОШ с. Малиновка; классные руководители; педагогические работники; социальный педагог;  родители; инспектор ОДН, КДНиЗП; фельдшер ФАП с. Малиновка    библиотекарь; библиотекарь филиала МБУК «Поронайская ЦБС» специалисты (нарколог, психолог, психиатр) – по согласованию Ожидаемые результаты      уменьшение факторов риска употребления ПАВ;  повышение процента занятости детей, активно участвующих в общественной деятельности школы; увеличение   процента   самостоятельности   детей   в   роли   организатора   собственной деятельности в активно­положительном использовании досуга; повышение   уровня   воспитанности   учащихся,   социальной   адаптации   и   предотвращение дезадаптации подростков; увеличение процента учащихся с положительной мотивацией на здоровый образ жизни  Содержание программы Программа содержит 4 блока:  1. Организационная работа. 2. Диагностическая работа. 3. Профилактическая работа с обучающимися. 4. Профилактическая работа с родителями. 1. Организационная работа направлена на разработку и осуществление комплекса мероприятий по профилактике правонарушений, алкоголизма, наркомании, токсикомании. 2. Диагностическая   работа   предполагает   создание   банка   данных   об   образе   жизни   семей обучающихся,   о   положении   детей   в   системе   внутрисемейных   отношений,   выявление негативных   привычек   подростков,   взаимоотношений   подростков   с   педагогами   школы, организацию мониторинга здоровья обучающихся. 3. Профилактическая   работа   со   школьниками   включает   профилактическую   деятельность   и индивидуальную   работу   с   подростками   с   девиантным   поведением.   Профилактическая деятельность осуществляется через систему классных часов, общешкольных мероприятий, с помощью индивидуальных бесед, ролевых игр, разыгрывание конкретных ситуаций. 4. Профилактическая работа с родителями предусматривает нахождение путей оптимального педагогического   взаимодействия   школы   и   семьи,   включение   семьи   в   воспитательный процесс   через   систему   родительских   собраний,   общешкольных   мероприятий   с   детьми   и родителями. План мероприятий по каждому блокуОрганизационная работа:        планирование и коррекция работы по профилактике правонарушений совместно ГДН  ОУУП и ПДН ОМВД России по Поронайскому городскому округу; организация работы школьного Совета профилактики; проведение тематических классных часов; педагогический всеобуч для родителей; составление социального паспорта классов, школы; проведение акции «Всеобуч» (посещение семей, выявление обучающихся, не  посещающих школу); выявление и постановка на учёт детей с девиантным поведением, вовлечение их в  спортивные секции и кружки. Диагностическая работа:    анкетирование обучающихся 5­11­х классов на предмет выявления фактов употребления  алкоголя, табачных изделий, наркотических веществ; анкетирование обучающихся с целью выявления намерений по окончанию школы и  дальнейших жизненных планов (7­11 кл.); проведение диагностических методик изучения личности ученика: памятные даты моей  жизни, моё состояние, блиц­опрос, готовность к саморазвитию и др.  Профилактическая работа со школьниками: Предупредительно­профилактическая деятельность:          реализация системы воспитательной работы школы;  проведение мероприятий совместно с ГДН  ОУУП и ПДН ОМВД;  классные часы по пожарной безопасности;  организация правового всеобуча;  проведение бесед по профилактике употребления ПАВ; вовлечение обучающихся в кружки и спортивные секции;  приглашение на Совет по профилактике правонарушений;  беседы инспектора ПДН;  направление ходатайств, представлений в КДНиЗП, ПДН, опеку Профилактическая работа с родителями:     привлечение родителей к участию во внеклассных мероприятиях;     привлечение родителей к осуществлению правопорядка во время проведения культурно­ массовых мероприятий;  выявление социально­неблагополучных, малообеспеченных, многодетных семей и  постановка их на внутришкольный учет; посещение по месту жительства семей, в которых проживают дети, находящиеся в  социально­опасном положенииПлан  мероприятий направленных на  реализацию направлений программы Содержание № п/п I 1.1 Выявление   обучающихся   Организационные мероприятия   с девиантным поведением, детей из неблагополучных   и малообеспеченных семей Классы  Сроки  Ответственные  1 ­ 11 Ежегодно (сентябрь) классные руководители, соц. педагог 1.2 Организация   заполнения   в 1 ­ 11 классах социальных паспортов 1.3 Составление   социального дошкольная паспорта школы 1.4 Организация   работы   Совета профилактики школы  1.5 Вовлечение   обучающихся   в работу кружков и секций. группа, 1 – 11кл. дошкольная группа, 1 – 11 кл. дошкольная группа, 1 – 11кл. Ежегодно (сентябрь) Ежегодно (сентябрь) Ежегодно (сентябрь) Ежегодно (сентябрь) 1.6 Своевременное   принятие   мер   по сигналам   о поступившим   правонарушениях учащихся:   индивидуальные беседы  вызов Совет на профилактики     1 – 11  по мере  необходимости II Работа с обучающимися и воспитанниками классные руководители социальный педагог социальный педагог зам. директора по УВР педагоги дополнительного образования, классные руководители педагогический     зам. коллектив, директора   по   УВР, социальный педагог2.1 Оказание   учащимся 1 ­ 11 информационно­правовой помощи, защита их интересов 2.2 Оказание   помощи вновь   в прибывшим   адаптации   в   новом   классном коллективе   учащимся 2.3 Оказание   помощи   обучающимся   в   трудной (воспитанникам) жизненной ситуации досуга   (согласно   воспитательной воспитанников программы   работы классов) 2.4 Организация по мере  необходимости социальный педагог по мере  необходимости педагогический  коллектив  по мере  необходимости  социальный педагог, классные руководители 1 ­ 11 1 ­ 11 1 ­ 11 постоянно педагогический  коллектив, педагоги доп. образования 2.5 Мероприятия   по   профилактике негативных проявлений в детской среде 1 ­11  по отдельному плану работы классные   руководители социальный педагог,  воспитатели 2.6 Контроль   за   посещаемостью уроков, поведением обучающихся 2.7 Самоотчеты   учащихся   на заседаниях Совета профилактики об   успеваемости,   посещаемости, поведению, занятости в свободное время 1­11  ежедневно 4 ­11  кл. По необходимости  классный руководитель зам. директора по УВР классные руководители, соц. педагог, зам. директора по УВР 2.8 Санитарно­просветительская работа по темам:  Вредные привычки  Пить и курить – здоровью вредить  Правда   об   алкоголе   и курении  Вредные   привычки   их продолжение  Профилактика приобщения   подростков   к алкоголю  Никотин   –   яд   для организма  Вредные привычки  Ведем   здоровый   образ жизни  Дай   оценку   своему здоровью Фельдшер ФАП,  классные руководители, социальный педагог 4 – 11  Декабрь 2017г. Февраль 2018 г. Март 2018 г. Ноябрь 2018 г. Февраль 2019 г. Март 2019 г. Декабрь 2019 г. Февраль 2020 г. Март 2020 г. III Работа с семьей 3.1 Привлечение   родителей   к 1 ­ 11 в течение года классные руководителипо  плану воспитательной работы класса по запросам 1 ­ 11 Педагоги, специалисты  (по согласованию) 1 ­ 11 (по отдельному плану) классный руководитель зам. директора по УВР, специалисты 1 ­ 11 1 ­ 11 1 ­ 11 социальный педагог 2017­2018г. 2018­2019г. 2019­2020г. Постоянно (по плану классного руководителя) 1 раз в месяц (по отдельному плану) классные руководители, зам. директора по УВР Классные руководители 2017 – 2018г. социальный педагог ноябрь 2018 – 2019г. ноябрь 2019 – 2020г. ноябрь V Повышение правовой грамотности педагогов школы 5.1 Изучение   постоянно  Педагогический коллектив 3.3 3.4 5.2 воспитательной учащимися   работе   с 3.2 Индивидуальное консультирование родителей:   педагогами  специалистами     с Работа родителями обучающихся   по   профилактики правонарушений,   употребления ПАВ Просвещение   (буклеты, памятки):   воспитания  Стили родителей семейного  Поощрение   и   наказание детей  Памятка   для   родителей   о том,   как   уберечь   своих детей от насилия IV Правовой всеобуч обучающихся 4.1 Изучение   государственных   и международных   документов   по правам   человека,  о  положении   в обществе и правах ребенка 4.2 Проведение   бесед   по   правовой разъяснением тематике учащимся   ответственности   за совершение правонарушений  с       федеральных, региональных   и   локальных нормативно­правовых документов,   необходимых   для профилактики   правонарушений несовершеннолетних  Буклет   «Дети   «группы риска»  Буклет   «Школьная   признаки, дезадаптация: причины, последствия»  Буклет   «Конфликт.   Пути выхода из конфликта»VI Диагностика и анкетирование  6.1 Анкетирование учащихся: Анкета   «Твои   права обязанности»   и 1 ­ 11 Ноябрь  2017 – 2018г. Классные руководители, соц. педагог 6.2 Анкета «Отношение подростков к 5 ­ 11 Декабрь  2018 – вредным привычкам» 2019г. 6.3 Анкета   «Я   и   ценности   моей 5 ­11 Ноябрь 2018 – жизни» 6.4 Анкета «Вредные привычки и я» 6.5 Анкета «Насилие в школе» 5 ­ 11 3 ­ 11 2019г. Декабрь 2018 – 2019г. Февраль 2019 – 2020г. 6.6 «Я и смысл моей жизни» 5 ­ 11  Апрель 2019 – 6.7 Диагностика  учащихся:    «Семья   и   родители глазами ребенка»  Методика предрасположенности   к конфликтам  Анкета «Взаимоотношения в семье» 6.8 Анкетирование родителей:  «Методика изучения уровня удовлетворенности работой школы»    «Безопасность   ребенка на дороге» вашего  «Достаточно   ли   внимания вы   уделяете   своему ребенку?»  Анкета с целью выявления уровня   педагогической культуры   родителей   и формы   взаимодействия семьи и школы 6.9 Анкетирование   и   диагностика педагогов:  Вырабатываете   ли   вы   в себе положительное отношение   к   детям   в процессе беседы?    Методика   диагностики предрасположенности личности к конфликтному Классные руководители, соц. педагог Классные руководители, завуч по УВР, соц. педагог 2020г. Ноябрь 2017­ 2018г. Ноябрь 2018­ 2019г. Ноябрь 2019 – 2020г. ежегодно март­апрель ежегодно октябрь ежегодно март­апрель 2017­2018г. сентябрь ­ октябрь 1­11  1 ­ 11 1 ­ 11 дошк. гр., 1– 11 Октябрь 2017­ 2018г. Октябрь 2018­ 2019г. социальный педагог социальный педагог Октябрь 2019­ социальный педагогповедению  Методика «Психологический портрет учителя» 2020г.       Знания, умения и навыки, которые необходимо сформировать к концу каждого учебного года Классы  1 класс 2 класс 3 класс 4 класс Знания, умения, навыки правила поведения в школе название государства и государственную символику законы класса  правила личной безопасности соблюдать правила поведения в школе выполнять законы класса соблюдать безопасность на улице какого человека называют гражданином качества человека, необходимые достойному гражданину основные обязанности и права ученика правила поведения в общественных местах, дома, в школе Знать:     Уметь:    Знать:     Уметь: различать хорошие и плохие поступки, добро и зло в повседневной жизни высказывать негативное отношение к плохим поступкам Приобрести навыки культуры общения с разными людьми, в разных ситуациях Знать:   что такое закон как   называется   основной   закон   государства,   как   называется   основной документ гражданина какие поступки нарушают устав школы какие правила поведения надо соблюдать на дороге      Уметь:      Знать:     Уметь: дисциплинированно вести себя на дороге соотносить моральные нормы с повседневным поведением элементарные права людей какие правонарушения и преступления может совершить школьник первоначальные представления о юридической ответственности5 класс 6 класс 7 класс уважать людей бережно относиться к своему и чужому имуществу   Знать:    меру наказания за нарушение Правил дорожного движения права и обязанности, учащихся школы название основного документа о правах ребенка, основные его статьи  Уметь: дисциплинированно вести себя  защищать свои права выполнять обязанности школьника сущность преступления и правонарушения; отличие правовых норм от норм морали; как государство может защитить права ребенка различать административный проступок и преступление; правильно оценивать поступки людей; понятие   о   юридической   ответственности   за   совершение   правонарушений, преступлений и ее возникновении особенности   уголовной   ответственности   за   групповые   преступления несовершеннолетних    Знать:    Уметь:   Знать:   Уметь:   осознавать преступные цели асоциальных объединений несовершеннолетних предотвращать свое попадание в преступную группу 8 класс 9 класс Знать:   Уметь:   Знать: понятие об административной ответственности и условиях ее возникновения способы и приемы вовлечения подростков в употребление наркотиков соблюдать правопорядок в общественных местах противостоять вовлечению к употреблению ПАВ  мотивы, которые могут привести человека к преступлению   права и гарантии несовершеннолетних при устройстве на работу способы поведения в критической ситуации Уметь:   Знать:    Уметь:   Знать: 10 класс 11  класс защищать себя при нарушении трудовых прав помочь знакомым, попавшим в кризисную ситуацию о социальной опасности преступности, наркомании, алкоголизма свои права и обязанности при общении с органами правопорядка основные положения Декларации прав человека негативно относиться к людям, нарушающим социальные нормы отстаивать свои права при общении с сотрудниками правопорядка• понятие «воинская обязанность» • положения законодательства, связанные с употреблением алкоголя • особенности субкультур основных неформальных молодежных течений и движений Уметь: • уметь проявлять волевые качества в выборе образа поведения Планируемые результаты 1 блок Организационная работа 2 блок Диагностическая работа  разработанный   комплекс   мероприятий, профилактики для     необходимых правонарушений  создать банк данных по учащимся и семьям «группы риска»  получение   характеристики   микроклимата семьи,   что   облегчит   поиск   взаимодействия школы и семьи  получение   информации   о   «вредных» привычках   учащихся,   необходимой   для быстрого   оказания   квалифицированной помощи  получение информации о состоянии здоровья 3 блок Профилактическая   работа с обучающимися 4 блок Профилактическая   работа с родителями учащихся  сформированность   здоровой       жизненной позиции обучающихся  организация   педагогического   просвещения родителей  построение   демократической   системы отношений детей и взрослых