Профилактика аутодеструктивного поведения

  • ppt
  • 14.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Профилактика аутодеструктивного поведения.ppt

Профилактика аутодеструктивного поведения

Социально-психологическое воздействие на отклоняющееся поведение личности

Отклоняющееся поведение личности регулируется различными социальными институтами.
Общественное воздействие может носить характер правовых санкций, медицинского вмешательства, педагогического влияния, социальной поддержки и психологической помощи.

Психологическая помощь

В системе социальных воздействий психологическая помощь играет в ней связующую роль и отличается выраженной гуманистической направленностью.
Принципы психологической работы: конфиденциальность,
добровольность и личная заинтересованность,
принятие человеком ответственности за свою жизнь,
взаимное доверие,
поддержка,
уважение личности и индивидуальности.

Направления психологической помощи

1. Психологическая превенция (предупреждение, психопрофилактика).
2. Психологическая интервенция (преодоление, коррекция, реабилитация).

Психодиагностика, как правило, не является самостоятельным направлением работы и не должна быть целью психологической помощи. Это вспомогательный вид деятельности, важный, но не обязательный, как правило, решающий промежуточные практические задачи.

Профилактика отклоняющегося поведения

Профилактика отклоняющегося поведения предполагает систему общих и специальных мероприятий на различных уровнях социальной организации: общегосударственном, правовом, общественном, экономическом, медико-санитарном, педагогическом, социально-психологическом.
Условия успешной профилактической работы:
- ее комплексность,
- последовательность,
- дифференцированность,
- своевременность.

Последнее условие особенно важно в работе с активно формирующейся личностью, например с подростками.

Виды профилактики

1. Первичная профилактика направлена на устранение неблагоприятных факторов, вызывающих определенное явление, а также на повышение устойчивости личности к влиянию этих факторов. Первичная профилактика может широко проводиться среди подростков.

Виды профилактики

2. Задача вторичной профилактики — раннее выявление и реабилитация нервно-психических нарушений и работа с «группой риска», например с подростками, имеющими выраженную склонность к формированию отклоняющегося поведения без проявления такового в настоящее время.
3.Третичная профилактика решает такие специальные задачи, как лечение нервно-психических расстройств, сопровождающихся нарушениями поведения. Третичная профилактика также может быть направлена на предупреждение рецидивов у лиц с уже сформированным девиантным поведением.

Психопрофилактика

Психопрофилактическая работа наиболее эффективна в форме воздействия на условия и причины, вызывающие девиантное поведение, на ранних этапах появления проблем.

Формы психопрофилактической работы

I. Организация социальной среды. В ее основе лежат представления о детерминирующем влиянии окружающей среды на формирование девиаций. Воздействуя на социальные факторы, можно предотвратить нежелательное поведение личности. Воздействие может быть направлено на общество в целом, например через создание негативного общественного мнения по отношению к отклоняющемуся поведению. Объектом работы также может быть семья, социальная группа (школа, класс) или конкретная личность.


Профилактика зависимого поведения у подростков включает прежде всего социальную рекламу по формированию установок на здоровый образ жизни и трезвость (специальные программы, выступления молодежных кумиров, специально подобранные кинофильмы).

Формы психопрофилактической работы

II. Информирование: лекции, беседы, распространение специальной литературы или видео- и телефильмов.
Суть подхода заключается в попытке воздействия на когнитивные процессы личности с целью повышения ее способности к принятию конструктивных решений.
Метод действительно увеличивает знания, но плохо влияет на изменение поведения. Само по себе информирование не снижает уровень девиаций. В некоторых же случаях, напротив, раннее знакомство с девиациями стимулирует усиление интереса к ним. Запугивание также может вызывать когнитивно-эмоциональный диссонанс, мотивирующий к данному виду поведения.
В ряде случаев информация дается несвоевременно: слишком поздно или слишком рано. Например, беседы по предупреждению наркозависимого поведения должны проводиться не позднее 14 лет. Они не должны содержать подробного описания наркотиков и эффектов, ими производимых. Такие беседы целесообразно направлять на обсуждение последствий девиантного поведения и способов воздержания от него, на выработку активной личностной позиции. Перспективному развитию данного подхода может способствовать отказ от преобладания запугивающей информации, а также дифференциация информации по полу, возрасту, социально-экономическим характеристикам.

Формы психопрофилактической работы

III. Активное социальное обучение социально-важным навыкам. Данная модель преимущественно реализуется в форме групповых тренингов.
В настоящее время распространены следующие формы.
1. Тренинг резистентности (устойчивости) к негативному социальному влиянию. В ходе тренинга изменяются установки на девиантное поведение, формируются навыки распознавания рекламных стратегий, развивается способность говорить «нет» в случае давления сверстников, дается информация о возможном негативном влиянии родителей и других взрослых (например, употребляющих алкоголь) и т.д.

Формы психопрофилактической работы

2. Тренинг ассертивности или аффективно-ценностного обучения. Основан на представлении, что девиантное поведение непосредственно связано с эмоциональными нарушениями. Для предупреждения данной проблемы подростков обучают распознавать эмоции, выражать их приемлемым образом и продуктивно справляться со стрессом. В ходе групповой психологической работы также формируются навыки принятия решения, повышается самооценка, стимулируются процессы самоопределения и развития позитивных ценностей.

Формы психопрофилактической работы

3. Тренинг формирования жизненных навыков. Под жизненными навыками понимают наиболее важные социальные умения личности. Прежде всего это умение общаться, поддерживать дружеские связи и конструктивно разрешать конфликты в межличностных отношениях. Также это способность принимать на себя ответственность, ставить цели, отстаивать свою позицию и интересы. Наконец, жизненно важными являются навыки самоконтроля, уверенного поведения, изменения себя и окружающей ситуации.

Формы психопрофилактической работы

IV. Организация деятельности, альтернативной девиантному поведению. Эта форма работы связана с представлениями о заместительном эффекте девиантного поведения. Например, аддикция может играть важную роль в личностной динамике — повышение самооценки или интеграция в референтную среду. Предполагается, что люди используют психоактивные вещества, улучшающие настроение, до тех пор, пока не получат взамен что-то лучшее. Альтернативными формами активности признаны: познание (путешествия), испытание себя (походы в горы, спорт с риском), значимое общение, любовь, творчество, деятельность (в том числе профессиональная, религиозно-духовная, благотворительная).
В семейном воспитании ведущими профилактическими задачами выступают раннее воспитание устойчивых интересов, развитие способности любить и быть любимым, формирование умения себя занять и трудиться. Родители должны понимать, что они формируют потребности личности через вовлечение ребенка в различные виды активности — спорт, искусство, познание. Если к подростковому возрасту позитивные потребности не сформированы, личность оказывается уязвимой в отношении негативных потребностей и занятий.

Формы психопрофилактической работы

V. Организация здорового образа жизни. Она исходит из представлений о личной ответственности за здоровье, гармонию с окружающим миром и своим организмом. Умение человека достигать оптимального состояния и успешно противостоять неблагоприятным факторам среды считается особенно ценным.
Здоровый стиль жизни предполагает здоровое питание, регулярные физические нагрузки, соблюдение режима труда и отдыха, общение с природой, исключение излишеств. Такой стиль основан на экологическом мышлении и существенно зависит от уровня развития общества.

Формы психопрофилактической работы

VI. Активизация личностных ресурсов. Активные занятия подростков спортом, их творческое самовыражение, участие в группах общения и личностного роста, арт-терапия – все это активизирует личностные ресурсы, в свою очередь обеспечивающие активность личности, ее здоровье и устойчивость к негативному внешнему воздействию.

Формы психопрофилактической работы

VII. Минимизация негативных последствий девиантного поведения. Данная форма работы используется в случаях уже сформированного отклоняющегося поведения. Она направлена на профилактику рецидивов или их негативных последствий. Например, наркозависимые подростки могут получать своевременную медицинскую помощь, а также необходимые знания по сопутствующим заболеваниям и их лечению.

Формы психопрофилактики

По способу организации:
индивидуальная,
семейная,
групповая работа

Методы психопрофилактической работы

информирование,
групповые дискуссии,
тренинговые упражнения,
ролевые игры,
моделирование эффективного социального поведения, психотерапевтические методики.

Формы психопрофилактической работы

В зависимости от используемых методов:
тренинги,
образовательные программы (например, школьный спецкурс),
психологическое консультирование,
кризисная помощь (телефон доверия),
психотерапия пограничных состояний и нервно-психических расстройств.

Принципы психопрофилактики


комплексность (организация воздействия на различных уровнях социального пространства, семьи и личности);
адресность (учет возрастных, половых и социальных характеристик);
массовость (приоритет групповых форм работы);
позитивность информации;
минимизация негативных последствий;
личная заинтересованность и ответственность участников;
максимальная активность личности;
устремленность в будущее (оценка последствий поведения, актуализация позитивных ценностей и целей, планирование будущего без девиантного поведения).

Психологическая интервенция отклоняющегося поведения личности

Психологическая интервенция это психологическое вмешательство в личностное пространство для стимулирования позитивных изменений.
Цель интервенции девиантного поведения личности – ослабление или устранение тех форм ее поведения, которые препятствуют социальной адаптации.

Психологическая интервенция отклоняющегося поведения личности

Отличительная особенность психологической интервенции в целом – желание изменений со стороны самой личности, ее готовность к сотрудничеству с психологом. В случае отклоняющегося поведения несовершеннолетних инициатива и согласие должны исходить от законных представителей интересов ребенка.
Основная трудность работы с отклоняющимся поведением личности состоит в том, что, как правило, на первых этапах социально-психологической помощи человек сопротивляется изменениям несмотря на выраженные негативные последствия своего поведения.
В таких случаях основанием для вмешательства может быть степень вреда, причиняемого девиацией, или уровень социальной дезадаптации личности. Например, причиной обращения за помощью наркозависимого человека часто являются либо серьезные проблемы со здоровьем, либо достижение им ситуации «социального дна». Заболевания, сопровождающие употребление наркотиков, хорошо известны — гепатит, ВИЧ-инфекция, психические расстройства. Социальная деградация, в свою очередь, выражается в криминализации, утрате трудоспособности, изоляции, потере жилья и семьи.

Психологическая интервенция отклоняющегося поведения личности

Ведущие задачи психологического вмешательства при девиантном поведении:
формирование мотивации на социальную адаптацию или выздоровление;
стимулирование личностных изменений;
коррекция конкретных форм отклоняющегося поведения;
создание благоприятных социально-психологических условий для личностных изменений или выздоровления.

Психологическая интервенция отклоняющегося поведения личности

Критерии эффективности работы:
объективные признаки уменьшения нежелательного поведения,
субъективные изменения (например, усиление желания вести трезвый образ жизни),
повышение уровня социальной адаптации личности.
Методы психологического воздействия часто те же, что и в психопрофилактической работе.
Ведущие методы психологической интервенции:
психотерапия,
психологическое консультирование,
психологический тренинг,
организация терапевтической или саногенной среды.

Психологическая интервенция отклоняющегося поведения личности

Наиболее популярной формой психологической работы с личностью является консультирование в сочетании с психотерапией.
Наибольшее развитие и признание получили три ведущих направления:
- психоаналитическое,
- когнитивно-поведенческое,
- гуманистическое.

Психологическая интервенция отклоняющегося поведения личности

В зависимости от целей интервенции выделяют три вида психотерапии:
поддерживающая психотерапия — обеспечивает поддержку имеющихся защитных сил и выработку новых более эффективных способов поведения;
переучивающая психотерапия — стремится к изменению поведения;
личностно-реконструктивная — нацелена на внутриличностные изменения через осознание интрапсихических конфликтов.
В клинической практике принято деление методов психотерапии на симптомо-центрированные, личностно-центрированные и социоцентрированные.

Психологическая интервенция отклоняющегося поведения личности

Психотерапия может быть реализована в различных формах, например:
групповая, семейная или индивидуальная;
длительная или краткосрочная;
директивная или недирективная;
ориентированная на решение проблемы или личностные изменения.
На практике чаще используются комбинированные методы.

Стратегии социально-психологического вмешательства при суицидальном поведении

Профилактика суицидального поведения может решать различные задачи:
контроль и ограничение доступа к различным средствам аутоагрессии,
контроль факторов и групп риска,
оказание медико-психологической помощи конкретной личности.
Психологическая превенция суицида (предотвращение суицидального поведения) осуществляется преимущественно в форме обучения распознаванию суицидальных проявлений и оказанию своевременной помощи близким людям.

Стратегии социально-психологического вмешательства при суицидальном поведении


Кризисная интервенция – психологическая помощь человеку с уже сформированным суицидальным поведением.
Ведущим методом в этом случае выступает кризисное консультирование, а его целью — удержание человека в живых.

Стратегии социально-психологического вмешательства при суицидальном поведении

Покушения на самоубийство совершаются:
здоровыми людьми;
лицами с пограничными нервно-психическими расстройствами;
страдающими психическими заболеваниями.

Для первых двух групп прежде всего предназначена телефонная служба медико-психологической помощи — Телефон экстренной психологической помощи (Телефон доверия). Кризисное консультирование также осуществляется в условиях специализированных центров и кабинетов.
Для страдающих психическими заболеваниями имеются суицидологические кабинеты при психоневрологических диспансерах и специализированные отделения психиатрических больниц.

Стратегии социально-психологического вмешательства при суицидальном поведении

Суицидоопасные реакции проявляются на нескольких уровнях личностного функционирования.
В аффективной сфере это интенсивные отрицательные эмоции (тревога, одиночество, отчаяние, тоска, обида).
В когнитивной области возникает неадаптивная концепция ситуации с пессимистической оценкой настоящего и будущего, с искаженным восприятием времени.
Нарушения личностной идентификации затрагивают самооценку, снижают способность принимать решения, нарушают уверенность в переносимости аффективного напряжения.
Поведение часто бывает импульсивным, непродуктивным.

Считается, что период острых суицидальных реакций в среднем длится около месяца.

Стратегии социально-психологического вмешательства при суицидальном поведении

Главная цель неотложной помощи — предотвратить дальнейшее развитие реакции и покушение на самоубийство.

Для этого человеку требуется помощь в овладении ситуацией, а также коррекция неадаптивных личностных установок, обусловливающих развитие кризисных состояний и суицидальных тенденций.

Кризис — следствие не столько обстоятельств, сколько негативного отношения к ним.
В большинстве случаев имеет место ситуация, когда семейные, профессиональные или социальные ценности обладают большей значимостью, чем собственная жизнь.
Наблюдается стойкая фиксация на психотравмирующих событиях.

Шаги неотложной помощи — кризисной интервенции

1. Решающее значение имеет первый ш а г — беседа (1,5—2 ч).
Задачи:
- установление контакта и достижение доверия. Для этого необходимо убеждать клиента в эмоциональном принятии («Что бы я мог сделать для вас?»), поощрять открытое выражение мыслей и чувств с помощью сострадательной эмпатии, уменьшать напряжение через «выговаривание».
- оценку обстоятельств и степени угрозы суицида.

Шаги неотложной помощи — кризисной интервенции

Угроза суицида «1» — у обратившегося были суицидальные мысли, но он не знает, как и когда он их осуществит («Я больше так не могу...»; «Лучше бы я умер...»).
Угроза суицида «2» — у обратившегося есть суицидальные мысли и план, но он говорит, что не собирается покончить жизнь немедленно («У меня уже есть таблетки снотворного, и если ничего не изменится к лучшему...»).
Угроза суицида «3» — обратившийся либо собирается тут же покончить с собой (нож или таблетки лежат рядом, если он звонит по телефону), либо в процессе разговора, либо сразу после него. В последнем случае (если угроза реальна и решение принято) беседа может быть направлена на достижение решения об отсрочке его выполнения.

Шаги неотложной помощи — кризисной интервенции

2. В первых двух случаях целесообразно и возможно реализовать второй шаг — интеллектуальное овладение ситуацией.
С помощью специальных вопросов и утверждений необходимо преодолеть чувство исключительности ситуации: «Такие ситуации встречаются нередко». Также с помощью включения актуальной ситуации в контекст жизненного пути следует снять ощущение ее внезапности и непреодолимости. Уменьшить остроту переживания можно с помощью подчеркивания, что есть время на обдумывание, или концентрации на предыдущих достижениях и успехах. На данном этапе беседы также используются такие приемы, как повторение содержания высказывания, отражение и разделение эмоций, вербализация суицидальных переживаний, поиск источников эмоций («Что именно вас так беспокоит?»).

Шаги неотложной помощи — кризисной интервенции

3. Заключение контракта — планирование действий, необходимых для преодоления критической ситуации и наиболее приемлемых для пациента. Например, при необратимых утратах возможен поиск лиц из ближайшего окружения, с которыми пациент смог бы сформировать новые значимые отношения.
На этом этапе важно препятствовать уходу пациента от сути кризиса и от поиска позитивных альтернатив (прием «фокусирования на ситуации»).
Основные приемы: интерпретация (гипотезы о возможных способах разрешения ситуации); побуждение к планированию и оформление ясного конкретного плана; удержание паузы («одобряющее молчание») с целью стимулирования инициативы пациента и предоставления необходимого времени для проработки.

Шаги неотложной помощи — кризисной интервенции

4. Активная психологическая поддержка и повышение уверенности в своих силах.
Ведущие приемы на этом этапе:
логическая аргументация,
убеждение,
рациональное внушение,
актуализация личностных ресурсов.
На завершающем этапе кризисной работы следует также обсудить то, каким образом преодоление данной психотравмирующей ситуации будет полезным для преодоления жизненных трудностей в будущем.

Эффективность работы

Вывод: ведущая задача кризисной интервенции — коррекция суицидальных установок человека.
Результатом работы должны стать следующие убеждения клиента:
— тяжелое эмоциональное состояние временно и улучшится в ходе терапии;
— другие люди в аналогичных состояниях чувствовали себя также тяжело, а затем их состояние полностью нормализовалось;
— жизнь обратившегося нужна его родным, близким, друзьям, а его уход из жизни станет для них тяжелой травмой.
В крайнем случае, можно попытаться убедить суицидента в том, что каждый человек имеет право распоряжаться своей жизнью, но решение этого важнейшего вопроса лучше отложить на несколько дней или недель, чтобы спокойно его обдумать.
В целом эффективность работы с суицидальным поведением зависит от точности выявления суицидального риска и мотивации суицидальных намерений.

Поственция и вторичная интервенция

Помимо оказания кризисной помощи, целесообразна дальнейшая работа, ориентированная на более глубокие личностные изменения — поственция и вторичная интервенция.
На данном этапе возможно применение различных методов и методик. Хорошо зарекомендовали себя позитивная и когнитивная психотерапия, логотерапия, аксиопсихотерапия, терапия творческим самовыражением, духовная психотерапия.

Спасибо за внимание!