Профилактика буллинга и моббинга в школе.
Буллинг и моббинг – травля, физическое и психологическое насилие. Травля — действительно серьезная социальная проблема и имеет очень плачевные последствия. В большинстве случаев упоминается лишь один тип травли – травля ученика учениками, гораздо реже упоминается учительский буллинг – травля ученика учителем. Надо понимать, что не бывает коллективов без конфликтов. Ссоры, недопонимания, обиды – все это обязательная составляющая любого детского и, тем более, подросткового коллектива. Конфликты возникают как между учениками, так и с учителем – например, ученик списывал, а наказали не того. Конечно, в жизни каждого школьника бывали случаи, когда учитель повышал на него голос, а одноклассники за что-то обижались. Все это – совершенно нормальные и обыденные ситуации, которые быстро находят разрешение и не создают серьезных проблем для участников конфликта.
Нужно отличать конфликт от буллинга и моббинга.
Буллинг и моббинг:
1. Это негативное и агрессивное поведение.
Насилие может быть в любой форме – и физической, и психологической. К физическому насилию можно отнести шлепки, удары, толчки, подзатыльники. Психологическое насилие заключается в унижении, высмеивании, давлении на жертву.
2. Оно происходит регулярно.
Один конфликт – это не травля. Травля происходит постоянно, регулярно, она не зависит от изменяющихся внешних условий, в отличие от обычных ссор. Это ежедневное, тяжелое насилие.
3. В этих отношениях участники находятся в неравных условиях, один из них наделен властью.
В обычных конфликтах участники равноправны, а при буллинге и моббинге всегда есть жертва и насильники. Если говорить о травле среди одноклассников, то преимущество всегда у лидеров класса, у группы подростков. В отношениях учитель-ученик, разумеется, преимущество у учителя, так как он наделен властью официально.
4. Это поведение умышленное.
Случайная ссора, внезапно вспыхнувший конфликт — это обычная школьная ситуация. Буллинг и моббинг — умышленная, целенаправленная травля, когда ситуации с насилием не только происходят регулярно, но нередко и тщательно планируются.
Жертвой травли может стать любой ребенок, но в группе риска дети, которые отличаются от большинства: лишний вес, наличие очков, слишком высокий рост или рыжий цвет волос, отличное от остальных материальное положение семьи, желание ребенка хорошо учиться, наличие у ребенка приемной семьи.
Выделяют несколько видов нападок:
Наиболее распространенные акты буллинга и моббинга:
• негативные разговоры о ком-то за его за спиной
• распространение слухов и лживых сведений
• обзывание и придумывание обидных прозвищ
• выставление в смешном виде
• унижающие и обесценивающие взгляды и жесты
• передразнивание
• объявление глупым («дураком»)
• не позволение сказать свое слово, ответить
• изоляция от остального классного сообщества (бойкот)
• отбирание, прятание, повреждение школьных принадлежностей и/или других вещей, одежды
• необоснованные обвинения
• пинки, удары
• шантаж, вымогательство
• сексуальные домогательства
Прямой, активный буллинг и моббинг:
• дразнить
• угрожать
• обесценивать
• оскорблять
• унижать
• компрометировать
• преследовать, причинять неприятности, мучить
Непрямой, пассивный буллинг и моббинг:
• вредить репутации
• распространять слухи
• отбирать личные вещи и портить их
Особо жестокий буллинг и моббинг:
• Физическое насилие, заставляющее жертву страдать.
• Деяния, граничащие с уголовно наказуемыми.
Часто ситуации буллинга возникают вследствие целой совокупности факторов:
Вот какие способы можно использовать для улучшения атмосферы в классе:
1. Командообразование. Тренинг на командообразование может провести педагог, школьный психолог или приглашенный специалист. Взрослый берет на себя ответственность и собирает группу, учит ребят кооперироваться для достижения общих целей. Желания лидеров класса быть в центре внимания может быть реализовано безопасным и достойным способом, ребята во время занятий учатся слушать и поддерживать друг друга.
Работа с групповыми правилами. Это очень полезная работа для группы, ее можно проводить также в рамках тренинга. Самое важное — что дети будут обсуждать, как можно друг с другом поступать, а как — нет, договариваться вместе. В моменты обсуждений у детей часто появляется своя точка зрения, они подбирают аргументы и т.д. Для такого процесса нужен специальный ведущий, который сможет уделить внимание всем и не продвигать правила, которые нравятся ему.
2. Сопровождение новых детей, курирование «бывалыми» новичков. «Новички» часто поначалу чувствуют себя в группе некомфортно. Если класс заинтересован, можно выделить сопровождающих для новых детей (можно даже из старших классов), или поделить роли. Если дети берут на себя ответственность за какую-то область жизни класса (подтягивание отстающих в учебе, организаторов концертов и чаепитий и т.д.) — это также возможность реализовать способности ребенка. Обсуждения с детьми. Ситуации, когда педагог предлагает детям высказаться, обсудить что-то также может быть полезно для участников. Можно обсуждать ситуации в классе, можно — какие-то мировые ситуации, а также можно смотреть и обсуждать мультфильмы, в том числе про буллинг.
3. Обсуждение ситуации буллинга, когда дети могут сами придумывать, что можно сделать в разных ситуациях, как они могут помочь другу и т.д.— это также является профилактикой. Смущаться такого разговора не нужно, наоборот, дети чувствуют себя взрослее и более ответственными, когда обсуждают разные реальные ситуации.
Рекомендации для работы с травлей:
1. Реакция на травлю. Травля часто происходит с ведома педагога. Для «жертв» травли страшно и непонятно, когда есть взрослый, который не может повлиять на ситуацию, и защитить ребенка. Очень важно, что педагоги реагируют, говорят о недопустимости насилия, террора, в том числе словесного, и останавливают это.
2. Не стоит жалеть и заступаться за «жертву», призывать остальных к жалости — часто это усиливает ситуацию травли. Не стоит также разбирать и обсуждать, что с «жертвой» не так. Даже если у ребенка есть какое-то особое поведение/привычки и проч. — когда дело доходит до ситуации травли дело не в этом, а в насилии, которое совершается в отношении ребенка в школе. И даже перемены привычек эту ситуацию, в большинстве случае, могут не поменять. Дети могут не дружить, но не должны травить друг друга. Педагог должен выступить — это можно сделать по-разному — с идеей, что травля недопустима. Отказаться от того, чтобы считать травлю «нормальной», «так уж получилось», «ничего не поделаешь». Одна позиция педагога по этому вопросу значит для учеников очень много. Ценность этой позиции многократно возрастает в начальной школе.
3.Очень важно не нападать на агрессоров, не стыдить их за травлю. К сожалению, многие дети и сами не всегда понимают, что с ними происходит, когда они травят кого-то — это бывает малоосознаное поведение. Вместо этого стоит вместе с классом придумать, как бороться с травлей, как сделать так, чтобы ее не было, потому что травля - это неправильно и недопустимо.
4.Поддержка позитивных изменений. Детям важно, когда взрослые реагируют. Позитивная обратная связь — это то, что может поддержать ребят на пути к желаемому результату. Иногда педагоги предпочитают «не обращать внимание» на небольшие достижения, потому что это еще далеко от цели. Однако более эффективно замечать и даже праздновать небольшие успехи. Это может быть чаепитие или игра по поводу того, что уже неделя/2 недели из класса ушла травля или что-то другое — на ваш выбор.
Когда острая фаза травли завершается, стоит подумать о том,
что может поддержать класс, сделать его более дружным и т.д. На этом
этапе хорошо индивидуально работать с «жертвой» травли, чтобы поддержать,
помочь пережить негативный опыт. Если буллинга в классе нет, это хорошая
точка, чтобы вернуться на стадию профилактики и снова подумать
о квестах, играх и т.д.
Каждый ребенок хочет почувствовать внимание, заботу, поддержку, понимание.
Причина детской жестокости кроится во взрослых, в социуме. Агрессивность
социальных сетей, телевидения, агрессия или равнодушие и невнимание в семьях,
неуспешность в учебе, невнимательность педагогов выливаются в агрессию между
детьми. Легче предотвратить проявления буллинга и моббинга, чем бороться с
последствиями. А для этого педагоги и родители должны находиться в тесном
сотрудничестве, не замалчивать, не делать вид, что ничего не происходит, а быть
откровеннее, внимательнее друг к другу, чтобы не получить потерянное поколение.
Памятка учителям.
|
|
Памятка для родителя. 1. Главное — спокойствие. Когда ребёнок поделится с вами тем, что его травят в школе — не включайте эмоции. Важно спокойно выслушать. В противном случае ребёнку, во-первых, передастся ваша тревога, а во-вторых, это будет для него сигналом, что в таком состоянии вы ещё больше наломаете дров и в следующий раз предпочтёт не обращаться к вам за помощью. 2. Постарайтесь выяснить причину травли. В разговоре с ребёнком спросите, что, как он думает, является причиной плохого отношения к нему сверстников. Внимательно выслушайте ребёнка: ему плохо и он пришёл к вам для того, чтобы выговориться. 3. Спросите у ребёнка, какие его действия послужили причиной травли. Возможно, у большинства родителей этот пункт вызовет шок — «Какие ещё его действия? Моего ребёнка травят — он жертва!». Безусловно, это так, но этот вопрос нужно задать, чтобы ребёнок смог проанализировать свои действия и понять, что из его проявлений послужило причиной травли. Это поможет ему разобраться, может ли он самостоятельно повлиять на ситуацию в дальнейшем. Если дети травят ребёнка из-за лишнего веса, дефектов речи, слабого зрения, медлительности или других физиологических проявлений, то на это он никак повлиять не может. Но если он, например, жалуется на хулиганов учительнице, навязчив в общении с одноклассниками или приходит в школу в грязной, плохо пахнущей одежде, то это изменить в его силах. 4. Немедленно сообщите о травле классному руководителю и всё общение с родителями и другими детьми в дальнейшем осуществляйте через него. Сообщите классному руководителю о проблеме и встретьтесь с ним вместе с ребёнком. После этого ждите реакции от классного руководителя. Можете попросить о встрече вместе с директором или завучем. Это даст вам возможность узнать, какие последуют административные действия в сложившейся ситуации. 5. Обратитесь за помощью к школьному психологу. Ситуация травли сложная не только для ребёнка, но и для родителя, поэтому оба нуждаются в поддержке специалиста. Кроме того, зная о вашей проблеме, психолог также будет работать с одноклассниками ребёнка и их родителями. 6. Каждый день интересуйтесь об изменении ситуации. Так же спокойно, без эмоций, спрашивайте у ребёнка, как прошёл его день в школе.
Не забывайте поддерживать связь с классным руководителем. Это можно сделать, задавая ему ровно те же вопросы. Безусловно, в этом случае необходимо соблюдать субординацию. Чего делать не стоит! 1. Не пытайтесь выяснять отношения с одноклассниками и их родителями. Каждый будет защищать своего ребёнка и говорить, что «Мой никогда так сделать не мог». Более того, такими действиями вы подвергаете своего ребёнка ещё большей опасности, ведь его сверстники обязательно узнают, что вы звонили их родителям и обвинят вашего ребёнка в «стукачестве». Ну а если вы напрямую обратитесь с претензиями к одноклассникам, то тогда уже их родители будут негодовать на полном основании. 2. Не делайте скоропостижных выводов. В разговоре с вашим ребёнком не обвиняйте его ни в чём и не обсуждайте при нём его одноклассников. Ваша задача — лишь получить наиболее объективную картинку происходящего и помочь ребёнку поскорее выйти из сложившейся ситуации. Наклеивание ярлыков — это не что иное, как проявление ваших негативных эмоций. 3. Не давайте советов школе, как поступить с одноклассниками вашего ребёнка. Постарайтесь довериться классному руководителю и администрации. Конечно, вы лучше знаете, как нужно поступить в этой ситуации, но это так или иначе не находится в зоне вашей ответственности. Выслушайте предложения педагогического коллектива, задайте уточняющие вопросы, примите к сведению действия, которые нужно совершить вам и вашему ребёнку и делайте то, что находится в зоне вашей ответственности.
|
|
||||
|
|
|
|
|
||
Дубаев Акраман Масаевич |
|
|
|
|
||
Давыдова Дарья Александровна |
|
|
|
|
||
Кислица Геннадий Александрович |
|
|
|
|
||
Курбанов Юсуп Лемович |
|
|
|
|
||
Магомаев Райбек Саламбекович |
|
|
|
|
||
Никитина Диана Михайловна |
|
|
|
|
||
Никитина Ника Михайловна |
|
|
|
|
||
Сычева Татьяна Александровна |
|
|
|
|
||
Удолайская Екатерина Николаевна |
|
|
|
|
||
Хасанов Тамерлан Аюбович |
|
|
|
|
||
Газиханов Абу |
|
|
|
|
||
|
Как не стать «чучелом»: 4 совета школьнику.
Обязательно говори о травле взрослому! Честный и открытый разговор со взрослыми о травле не является признаком трусости. Обидчик
рассчитывает на то, что ты побоишься выглядеть «стукачом».
Чем дольше - тем хуже! Чаще всего издевательства начинаются в относительно легкой форме — обзывание, дразнение, или незначительная физическая агрессия. После
того, как хулиган прощупал почву и уверился, что жертва не будет
сопротивляться, агрессия усугубляется. Обзывание становится публичным
унижением. Толкание заменяется ударами и нападениями.
Чем больше хулиган видит, что не получит отпора за свои действия, тем больше он будет издеваться. Поэтому напористость и уверенность могут стать эффективным способом борьбы с травлей. Настойчивость — это золотая середина между агрессией, которая только повысит ставки для следующей стычки, и пассивностью, которая позволит стычкам продолжиться. Любой признак того, что на человека можно оказать эмоциональное влияние дает обидчику сигнал к «открытию огня». А вот отсутствие страха или злости в ответе создает впечатление уверенности в себе, что обезоруживает нападающего.
Эмоциональные невербальные признаки — взгляд в сторону, взволнованный писклявый голос или сжатие себя в комок — это то, чего добиваются от жертвы, чтобы ударить с новой силой. НУЖНО:
|
|
||||
|
|
|
|
|
||
Дубаев Акраман Масаевич |
|
|
|
|
||
Давыдова Дарья Александровна |
|
|
|
|
||
Кислица Геннадий Александрович |
|
|
|
|
||
Курбанов Юсуп Лемович |
|
|
|
|
||
Магомаев Райбек Саламбекович |
|
|
|
|
||
Никитина Диана Михайловна |
|
|
|
|
||
Никитина Ника Михайловна |
|
|
|
|
||
Сычева Татьяна Александровна |
|
|
|
|
||
Удолайская Екатерина Николаевна |
|
|
|
|
||
Хасанов Тамерлан Аюбович |
|
|
|
|
||
Газиханов Абу |
|
|
|
|
||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.