Профилактика и предупреждение асоциального поведения учащихся. Методика воспитательно-профилактической работы по гражданско-правовому направлению.
Оценка 4.7

Профилактика и предупреждение асоциального поведения учащихся. Методика воспитательно-профилактической работы по гражданско-правовому направлению.

Оценка 4.7
Педсоветы +1
docx
воспитание +1
09.05.2022
Профилактика и предупреждение асоциального поведения учащихся. Методика воспитательно-профилактической работы по гражданско-правовому направлению.
Выступление на педсовет , анализ работы Военно-патриотической школы "Юнкер"
Военно- патриотическое воспитание на педсовет 2021.docx

      Профилактика и предупреждение асоциального поведения учащихся. Методика воспитательно-профилактической работы по гражданско-правовому направлению.

Полина Е.М. – воспитатель ГУ РК «Детский дом №3» г. Сыктывкара

            

 

Историческое значение каждого русского человека

                                       измеряется его заслугами Родине, его человеческое

                      достоинство – силой его патриотизма.

Н.Г.Чернышевский



       За последнее десятилетие мы практически потеряли целое поколение, представители которого в потенциале могли бы стать истинными патриотами и достойными гражданами нашей страны.

       Вследствие посткризисных явлений, присутствующих в социально-экономической, политической, культурной и других сферах общественной жизни, требуется повысить уровень воспитания подрастающего поколения. Одним из ключевых направлений этой деятельности является создание условий для воспитания и развития личности гражданина и патриота России, готового и способного отстаивать ее интересы. В связи с этим проблема патриотического воспитания детей в детском доме становится одной из актуальнейших.

Формирование гражданина, патриота своей Родины, начинается в детском возрасте с чувства любви к близким людям, родному дому, родному краю, городу, природе, традициям. На основе этих общих для всех чувств формируется и укрепляется высокое чувство любви к Родине. Каждый человек приходит в свою взрослую жизнь из детства, и от того, каким оно было, зависит наше будущее. Дети, воспитывающиеся в детском доме, оторваны от семей: потеряна связь с прошлым и преемственность поколений. Равнодушие, чаще всего возникает от незнания. Воспитанники детского дома родились, живут и учатся в Республике Коми, но зачастую не знают историю своего края, его героев, почетных граждан, окружающую природу, историческое прошлое коренных жителей, их быт, культуру, традиции. Поэтому еще больше усилилась актуальность проблемы патриотического воспитания детей, воспитывающихся в условиях детского дома.

   Патриотизм — сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию, что неопределимо несколькими словами. Это и любовь к родным и близким людям, и к малой Родине, и гордость за свой народ. 
Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. В связи с этим проблема нравственно–патриотического воспитания детей детского дома, становится одной из актуальных. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили, берегли и защищали ее наши предки, наши отцы и деды.
 
       Важнейшей составной частью воспитательного процесса в детском доме, является формирование патриотизма имеющего огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности воспитанника,.

       Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на их многостороннее формирующее влияние.

Дети, поступающие в детский дом из асоциальных семей в школьном возрасте, как правило, имеют опыт бродяжничества, опыт вовлечения в асоциальную деятельность, опыт искаженной системы ценностей.

На основании вышеизложенного, в нашем учреждении возникла потребность организации работы по патриотическому воспитанию, которое является составной частью общего воспитательного процесса и представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность педагогического коллектива детского дома по формированию и развитию социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания.

Цель: развитие у воспитанников гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, высокой ответственности, дисциплинированности.

Задачи:

1)    отобрать наиболее эффективные методы формирования гражданско-патриотических качеств личности;

2)   организовывать и проводить мероприятия, направленные на развитие патриотизма через практическую деятельность;

3)     обеспечить возможности для самореализации, социализации  подростков;

4)       демонстрировать подросткам значимость их деятельности, признание и востребованность обществом проявления их гражданских и патриотических качеств.

Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается стенами детского дома. Большую роль здесь выполняют и наши социальные партнёры

Нормативно-правовая база

 гражданско-патриотического воспитания

1.    
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2021 - 2025 годы»

Определяет образование как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определённых объёма и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Определяет воспитание как деятельность, направленную на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.

2.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО)

Федеральный государственный образовательный стандарт

 

Программа воспитания и социализации обучающихся начального, основного и среднего общего образования

Определены важнейшая цель современного образования и одна из приоритетных задач общества и государства – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

Фундаментальное ядро содержания общего образования

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

В документе изложено представление о национальном воспитательном идеале, базовых национальных ценностях, целях, задачах, принципах духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. Базовые национальные ценности: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество, которые должны быть взяты за основу воспитания школьников.

Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях

Определены 11 основных направлений организации воспитания и социализации учащихся общеобразовательных учреждений, из которых на первом месте гражданско-патриотическое, нравственное и духовное воспитание.

В программу включено мероприятие (1.17) «Патриотическое воспитание граждан, допризывная подготовка молодежи, развитие физической культуры и детско-юношеского спорта».

Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России» (№32-ФЗ, последние изменения №340-ФЗ)

Историко-правовая основа патриотического воспитания школьников

3.Указ Президента РФ "О создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации "Российское движение школьников"

Работа по формированию гражданско-правового воспитания строится через реализацию следующих разделов программы «Социальная ориентация»: «Я – гражданин России», «История и культура Республики Коми» и «Духовно-нравственное воспитание» и программу «Я – гражданин России».

Цель, которую мы преследуем в своей работе: социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, здорового гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны.

Так выглядит портрет курсанта-выпускника:

1   Имеет активную гражданскую позицию, систему устойчивых взглядов и    прочных убеждений.

2.     Чтит традиции своего народа, с уважением относится к традициям других народов.

3.     Обладает моральными и физическими качествами, необходимыми для службы в армии и правоохранительных органах России.

4.     Целеустремленный, настойчивый,  способный преодолевать трудности.

5.     Ведет здоровый образ жизни.

6.     Имеет систему знаний, необходимых для выполнения гражданско-го и воинского долга

 

Мы ставим перед собой следующие задачи:

- воспитание у детей и подростков любви к Родине и ее историческому прошлому;

- формирование у воспитанников представления  о России, как о многонациональном Отечестве, общем доме;

- воспитание юного гражданина, здорового нравственно и физически, способного к защите Отечества

 

В своей работе мы используем следующие методы формирования гражданско-патриотических качеств личности

       

Методы формирования сознания личности

Убеждение, внушение, беседы, лекции, дискуссии, метод примера     

Постановка подростка в позицию полноправного участника процесса, т.е. он не объект для применения данных методов, а сам принимает активное участие в их использовании.

 

Методы организации деятельности и формирования опыта гражданского поведения

Педагогическое требование, требование коллектива, общественное мнение, поручение, метод- требование, создание воспитывающих ситуаций, коллективное творческое дело, метод проектов

Необходимо создавать ситуации, в которых подросток упражнялся бы в гражданской деятельности, осознавал свои обязанности по отношению к коллективу, обществу, ответственность за свои поступки. Важно демонстрировать значимость гражданской деятельности подростков для общества. С помощью регулирующих требований формируются традиции поведения.

Методы стимулирования деятельности и поведения

Соревнование, поощрение, наказание, взаимовыручка, создание ситуации успеха

Необходимо побуждать подростка корректировать свое поведение. Стимулирование в различных его формах должно быть дозированным и заслуженным. Стимулирование побуждает подростка к анализу собственной деятельности, программирует дальнейшее поведение.


 
Всю работу по формированию гражданственности и патриотизма можно разделить на три части:

1.Историко-краеведческое направление

2. Гражданско-патриотическое, нравственное направление

3. Военно-патриотическое направление, спортивное

Все эти три направления перекликаются друг с другом.

 

Историко-краеведческое направление

Одним из важнейших направлений патриотического воспитания является краеведение. Изучение истории родного края способствует росту патриотического самосознания граждан, формированию гордости за тот город, район, в котором человек родился и вырос, где проходят его учеба и трудовая деятельность. Краеведческие экскурсии, встречи с интересными людьми - земляками, посещение музеев, памятных мест расположенных в черте города - все это путь к повышению эффективности патриотического воспитания

Здесь мы применяем такие формы работы:

 

- Работа музея боевой и воинской славы

25 марта 2009 года  - в детском доме был открыт Музей Воинской Славы 

В детском доме организованы две постоянные выставки «Пионеры-герои» и «Маршалы Победы», по которым юнармейцы проводят экскурсии. Постоянно функционирует информационный стенд  «Великая Победа великого народа», на  котором отражены основные битвы, ставшие переломными в ходе великой Отечественной войны.

26 апреля 2019 года – был создан сайт социально-медийного проекта " Виртуальный Музей Воинской Славы"

- Поисковая работа. Серия  исследовательских работ  «Помним! Гордимся!»

Одним из наиболее убедительных приемов воспитания гражданских чувств является ознакомление учащихся с бесценными документами – письмами, дневниками, воспоминаниями участников тех лет. Эти свидетельства передают сокровенные  мысли людей, их чувства, переживания, надежды, они оказывают действенное влияние на современную молодежь.

-Проектная деятельность

В Год памяти и славы наши юнармейцы приняли участие во Всероссийском проекте, посвященном 75-летию Победы в Великой Отечественной войне «Памяти Героев».  На площадке видеохостинга YouTube создан канал «Памяти Героев», на котором размещены 6 видеороликов наших воспитанников о Героях нашей республики и своих родственниках, совершивших подвиги во время Великой Отечественной войны. Мы стараемся сохранить историческую память об участниках войны - завоевателях Великой Победы.

 Проекты «Герои Советского Союза - уроженцы Республики Коми»

Поиск исторических сведений о людях родного края, составление фотодокументов, видеороликов,  летописей и т. п. – формы поисковой работы. Работая с различными источниками информации, ученики сами формируют свою позицию на события и явлений жизни экскурсии в музеи;

- Встречи с ветеранами ВОВ, интересными людьми; адресная помощь ветеранам войны и труда  помогают развитию сопереживания и формированию позитивного отношения к людям, ветеранам, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам

 

- Экскурсии в музеи и на выставки

- Поисковая и краеведческая деятельность, детский познавательный туризм

Гражданско-патриотическое, нравственное направление нацелено на

- воспитание уважения к правам, свободам и обязанностям человека;

- формирование ценностных представлений о любви к России, народам Российской Федерации, к своей малой родине;

- усвоение ценности и содержания таких понятий, как "служение Отечеству", "правовая система и правовое государство", "гражданское общество", об этических категориях "свобода и ответственность", о мировоззренческих понятиях "честь", "совесть", "долг", "справедливость" "доверие" и др.;

- развитие нравственных представлений о долге, чести и достоинстве в контексте отношения к Отечеству, к согражданам, к семье;

- развитие компетенции и ценностных представлений о верховенстве закона и потребности в правопорядке, общественном согласии и межкультурном взаимодействии.

В ходе занятий по Общественно-государственной подготовке ребята знакомятся с такими темами как:

Наша Родина – Российская Федерация

Государственные праздники Российской Федерации и памятные даты

Конституция Российской  Федерации – основной закон Российской Федерации,

Первая Мировая война 1914-1918 гг.

Великая Отечественная война 1941-1945 гг и другие

Мы используем разнообразные формы работы:

- тематические занятия, дни воинской славы, беседы, которые формируют у подрастающего поколения уважения к таким символам государства, как герб, флаг, гимн Российской Федерации, к историческим символам и памятникам Отечества

- воспитательные часы по Духовно-нравственному воспитаниию

- информационные часы

- кинолектории;

- выпуск газет, листовок, буклетов;

- информационные часы

- участие в акциях, вахтах памяти

- оформление информационных уголков;

- сочинения на патриотические темы

 - музыкально-литературный салон;

- книжные тематические выставки;

- посадка деревьев;

 -волонтерское движение

И активные формы работы, которые были бы неосуществимы без наших социальных партнёров: прокуратуры Сыктывкара, ОГО ВФСО «Динамо», УФСИН России по РК , воинская часть, ДОСААФ, МЧС и другие

Военно-полевые сборы , Учения, научно-практические конференции

Профессиональные пробы, Мастер-классы, Дни открытых дверей

Тренинги, квесты, квизы, флешмобы и многое другое

Военно-патриотическое направление, спортивное нацелено на

развитие у воспитанников гражданственности и патриотизма как важнейших духовных, социально значимых ценностей личности, развитие высокой работоспособности, формирование  профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества.

Они формируются посредством занятий по строевой, огневой и физической подготовке.

Курсанты в обязательном порядке сдают нормы ГТО

Здесь применимы такие формы работы, как

- Участие в слётах, конкурсах, в соревнованиях, военно-спортивных играх

эстафетах;

 

 

Через решение ранее перечисленных задач патриотическое воспитание выступает в детском доме в качестве внутреннего мобилизующего ресурса развития личности воспитанников, становления активной гражданской позиции и готовности к служению своему Отечеству.

Наши выпускники тому подтверждение

Своё выступление хочется закончить словами Николая Михайловича Карамзина

«России не станет тогда, когда не станет последнего патриота». Поэтому будем растить патриотов!



 

Профилактика и предупреждение асоциального поведения учащихся

Профилактика и предупреждение асоциального поведения учащихся

Патриотизм — сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию, что неопределимо несколькими словами

Патриотизм — сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию, что неопределимо несколькими словами

Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается стенами детского дома

Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается стенами детского дома

Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях

Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях

России, как о многонациональном

России, как о многонациональном

Краеведческие экскурсии, встречи с интересными людьми - земляками, посещение музеев, памятных мест расположенных в черте города - все это путь к повышению эффективности патриотического воспитания

Краеведческие экскурсии, встречи с интересными людьми - земляками, посещение музеев, памятных мест расположенных в черте города - все это путь к повышению эффективности патриотического воспитания

Гражданско-патриотическое, нравственное направление нацелено на - воспитание уважения к правам, свободам и обязанностям человека; - формирование ценностных представлений о любви к

Гражданско-патриотическое, нравственное направление нацелено на - воспитание уважения к правам, свободам и обязанностям человека; - формирование ценностных представлений о любви к

Военно-полевые сборы , Учения, научно-практические конференции

Военно-полевые сборы , Учения, научно-практические конференции
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.05.2022