Профилактика эмоционального и профессионального выгорания - как залог психологического здоровья педагога.
Будьте добрыми, если захотите;
Будьте мудрыми, если сможете;
Но здоровыми вы должны быть всегда.
(Конфуций)
Слайд 2. Высказывания Конфуция и Вирджинии Сатир.
Думается, что многим знакомо такое состояние, когда в самый неподходящий момент наваливается усталость, при одной мысли о работе возникает головная боль и напряжение, а люди, даже самые близкие, вызывают раздражение. Именно так проявляются первые симптомы профессионального выгорания у людей социономических профессий, т.е таких профессий, которые предполагают постоянную работу с людьми.
Слайд 3. Группа риска. На слайде обозначены основные группы риска людей, наиболее склонных к выгоранию. Как видите, фактором риска может выступать не только профессиональная деятельность, но и личностные качества и наличие конфликтов.
Слайд 4.5 Эмоциональное выгорание. Синдром эмоционального выгорания – это состояние, которое характеризуется умственным, эмоциональным и физическим истощением на фоне хронического стресса, который в большинстве случаев вызван работой. Одним словом, если на вас вдруг накатила усталость, появилось ощущение беспомощности и разочарования и кажется, что вы полностью выходите из строя, вполне возможно, что это эмоциональное выгорание. Такое состояние приводит к ощущению бессилия, поэтому решить проблему очень сложно. Отрешённость и безразличность, возникающие при выгорании, могут стать источником проблем с работой, поставить под угрозу нормальное общение и даже физическое здоровье. Поэтому никогда нельзя пускать ситуацию на самотёк, нужно бороться и искать пути выхода.
Эмоциональное выгорание. Интерпретация результатов: Если ответов «Да» 1-5 – низкий уровень эмоционального выгорания, 6-7 – средний уровень, 8-10 – высокий уровень.
Для того, чтобы уменьшить уровень эмоционального выгорания педагогов, необходимо определить уровня стрессоустойчивости.
Интерпретация результатов: Если ответов «Да» 1-5 – высокий уровень стрессоустойчивости, 6-7 – средний уровень, 8-10 – низкий уровень.
Для того, чтобы уменьшить уровень эмоционального выгорания, необходимо постоянно повышать уровень стрессоустойчивости.
Профессиональная деятельность педагога предполагает большую насыщенность эмоциями, ежедневное тесное общение с детьми, их родителями, администрацией и специалистами детского сада. Как следствие – педагог расходует огромное количество энергетических ресурсов.
И в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них возникает Синдром эмоционального выгорания. Оно ведет к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека.
Какие же симптомы эмоционального выгорания. Это:
- плохое настроение, эмоциональное опустошение, подавленность, усталость
- ощущение физической слабости
- снижение интереса к происходящим событиям
- раздражительность
Слайд 6,7. Профессиональное выгорание
Эмоциональное выгорание тесно связано с профессиональным выгоранием. Что же такое профессиональное выгорание?
Профессиональное выгорание — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.
Синдром профессионального выгорания — самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми: учителей, социальных работников, психологов, врачей, журналистов, бизнесменов и политиков — всех, чья деятельность невозможна без общения. Это состояние физического утомления и разочарования, которое возникает у людей. Оно сопровождается также эмоциональным истощением и снижением работоспособности.
Стадии выгорания:
1. Предупреждающая – сужение жизненного пространства личности лишь до профессиональной деятельности. Диагностический маркер: чрезмерная активность, отказ от потребностей, не связанных с работой, вытеснение переживаний, связанных с неудачами.
2. Первая стадия – исчезает радость от работы, все эмоции притупляются: люди и события начинают восприниматься смазанно, как будто через серую пленку или темные очки. Появляется отстраненность в отношениях с людьми.
3. Вторая стадия - основная примета, отчуждение от людей (от стремления убежать от контактов до ослабления эмоциональных привязанностей и социальных отношений). Все чаще возникает раздражение и негативные чувства по отношению к людям. (спуск собак). После срывов могут появиться чувство вины. Но причин своего раздражения человек не осознает. Появляютс\я эмоциональные реакции: депрессия и агрессия.
Отмечаются проявление деструктитвного поведения: интеллектуальная сфера (перестает проявлять инициативу, действует строго по инструкции, допускает много ошибок); сфера взаимодействия (безразличие)
4. Истощение – негативные изменения затрагивают все уровни личности.
· От уплощения эмоционального отношения к миру (у одних безразлиие, другие – депрессия, третьи – обида на весь мир).
· До телесного уровня (головные боли, тошнота, сонливость, бессонница, сбои деятельности организма, развиваются виды зависимостей)
5. Завершающая стадия – разочарование и отчаяние. Основные маркеры – ощущение пустоты, беспомощности и бессмысленности не только работы, но и жизни. Безразлично все: другие люди, семья, любимая ранее работа и он сам.
Для тех, кто оказывается на завершающей стадии есть только 2 выхода: расставание с работой, которая требует постоянного взаимодействия с людьми, второй – непростая работа по восстановлению себя как человека и профессионала.
Слайд 8. Что делать?
Прежде всего – вовремя заметить признаки выгорания и признать что они есть. Сам выгорающий зачастую оценивает эти проявления неверно – как признак собственной силы. Некоторые наоборот уходят в активность, полностью отдаются работе и помощи другим. Помощь другим действительно н время может принести облегчение. Однако только не некоторое время. Блокирование своих чувств и чрезмерная активность во внешнем мире нередко становятся убеганием от проблемы и могут замедлить процесс вашего восстановления.
* Проявляйте свои чувства, научитесь их выражать, обсуждать с теми, кому доверяете.
* Говорите о неприятных для вас ситуациях, но при этом не забывайте о и своих успехах и достижениях.
* Если нужна помощь – просите о ней.
* Принимайте помощь – если ее вам предлагают.
* Принимайте меры, боритесь с тяжелыми состояниями.
* Выделяйте достаточно времени для сна. Отдыха, размышлений.
* Сохраняйте нормальный распорядок дня. Насколько это возможно.
Слайд 9. Упражнение «Выбор»
Вы заходите в булочную и покупаете пончик с повидлом. Но когда Вы приходите домой и надкусываете его, то обнаруживаете, что отсутствует один существенный ингредиент – повидло внутри. Ваша реакция на эту мелкую неудачу?
1. Относите бракованный пончик назад в булочную и требуете взамен новый.
2. Говорите себе: «Бывает» — и съедаете пустой пончик.
3. Съедаете что-то другое.
4. Намазываете маслом или вареньем, чтобы был вкуснее.
Комментарий ведущего
Если вы выбрали первый вариант, то вы – человек, не поддающийся панике, знающий, что к вашим советам чаще прислушиваются. Вы оцениваете себя как рассудительную, организованную личность. Как правило, люди, выбирающие первый вариант ответа, не рвутся в лидеры, но, если их выбирают на командную должность, стараются оправдать доверие. Иногда вы относитесь к коллегам с некоторым чувством превосходства – уж вы-то не позволите застать себя врасплох.
Если вы выбрали второй вариант, то вы – мягкий, терпимый и гибкий человек. С вами легко ладить и коллеги всегда могут найти у вас утешение и поддержку. Вы не любите шума и суеты, готовы уступить главную роль и оказать поддержку лидеру. Вы всегда оказываетесь в нужное время в нужном месте. Иногда вы кажетесь нерешительным, но вы способны отстаивать убеждения, в которых твердо уверены.
Если вы выбрали третий вариант, то вы умеете быстро принимать решения и быстро (хотя и не всегда правильно) действовать. Вы авторитарный человек, готовы принять на себя главную роль в любом деле. В подготовке и проведении серьезных мероприятий возможны конфликты, так как в отношениях с коллегами вы можете быть настойчивыми и резкими, требуете четкости и ответственности.
Если вы выбрали четвертый вариант, то вы человек, способный к нестандартному мышлению, новаторским идеям, некоторой эксцентричности. К коллегам вы относитесь как к партнерам по игре и можете обидеться, если они играют не по вашим правилам. Вы всегда готовы предложить несколько оригинальных идей для решения той или иной проблемы.
Итак, какие типы из этих больше подвержены выгоранию: 2 и 3.
Слайд 10.
1. ОТКЛЮЧАЙТЕСЬ
Доступность в режиме 24/7 лишает вас возможности перезарядиться и сменить фокус. Мы общаемся с близкими и отвечаем на рабочие звонки, готовим ужин и обдумываем завтрашнее совещание. Даже если вы не можете отключать телефон на весь вечер и на выходные, постарайтесь выделить строго определенное время на ответы на электронную и голосовую почту.
2. ПРИСЛУШИВАЙТЕСЬ К СВОЕМУ ТЕЛУ
Многие думают, что головная боль бывает только от обезвоживания, живот болит из-за несвежей пищи, а шея из-за плохой подушки. Однако часто боль — сигнал о стрессе или беспокойстве. Для сохранения физического и психического здоровья важно научиться распознавать язык своего тела.
3. ПЛАНИРУЙТЕ НЕ ТОЛЬКО РАБОТУ, НО И ОТДЫХ
Планирование делает нашу жизнь более стабильной и предсказуемой. Кроме того, у вас появится стимул закончить дела и отдохнуть. Попробуйте внести в свое ежедневное расписание чтение (с 19:00 до 19:30). Следуйте этому распорядку несколько дней, и вы почувствуете, насколько спокойнее стали ваши вечера.
4. НЕ ПЕЙТЕ СНОТВОРНОЕ
Седативные препараты и алкоголь дают кратковременный эффект, разрушая естественный процесс сна. Фазы сна под воздействием лекарств нарушаются, поэтому люди видят странные сны и просыпаются совершенно не отдохнувшими. Такой сон только способствует выгоранию, в то время как здоровый сон, напротив, препятствует стрессу.
5. СТАНЬТЕ БОЛЕЕ ОРГАНИЗОВАННЫМИ
Принято считать, что стресс возникает на фоне чрезмерной нагрузки. Это верно лишь отчасти. Многие люди просто не могут правильно организовать рабочие дела и стать более эффективными. Нередко бывает так, что в одном офисе на одинаковых позициях работают два человека, один из которых постоянно задерживается и берет работу на дом, а другой успевает все в рабочее время. Мудрый начальник будет стимулировать первого работать эффективнее, а недальновидный босс будет поощрять прокрастинатора.
6. ДЕЛАЙТЕ РЕГУЛЯРНЫЕ ПЕРЕРЫВЫ ВО ВРЕМЯ РАБОЧЕГО ДНЯ
Здоровый взрослый человек может непрерывно эффективно работать час-полтора. Затем ему нужно отдохнуть около пятнадцати минут. Если вы не делаете перерыв, когда устаете, скорее всего, вы работаете непродуктивно. Попробуйте работать и отдыхать по расписанию и сразу увидите лучший результат.
7. ОБРАЩАЙТЕСЬ ЗА ПОДДЕРЖКОЙ К БЛИЗКИМ
Общение с близкими — лекарство от выгорания. Иногда нужно просто отключиться от дел и провести время с семьей или друзьями, чтобы ощутить приток энергии и желание работать.
Слайд 11.
Миф первый: "Жить надо для людей".
Основная идея этого мифа - "человек должен жертвовать собой ради других". У таких людей отказ от собственных интересов сочетается с отрицанием самой возможности быть слабым, просить о помощи. Они запрещают себе обычные чувства: у них не может быть просто любви и просто работы - лишь великая страсть и великие достижения. От такого напряжения немудрено перегореть. Носители этого мифа в глубине души считают себя лучше всех и никому не доверяют. Их душа стонет от нехватки нежности, заботы, любви, но признаться в этом - выше их сил.
Советы для "светочей": Помните: вы не монумент, а живой человек, а значит, имеете право позаботиться о себе. Начните с того, что разделите время для работы и для личной жизни и больше никогда не путайте их.
На работе четко распределите, за что отвечаете вы, а за что - коллеги. Гордитесь тем, как здорово вы выполняете свой круг обязанностей, пусть и небольшой.
Больше всего вы нуждаетесь в поддержке близких. Впустите в свою жизнь несколько "доверенных людей", которые не связаны с вами рабочими отношениями. Скажите себе: с этими людьми я буду делиться чувствами, шутить, а если нужно, попрошу их помощи.
Миф второй: "Если не я, то кто же?"
Такой человек чувствует себя в своей тарелке, лишь, когда кого-то спасает. Одни делают это профессионально, выбирая специальность педагога, медсестры, социального работника. Другие спасают "на общественных началах": у них обязательно есть куча знакомых-неудачников - друг с проблемами, несчастная подруга, муж-алкоголик... Подобные люди способны довести окружающих до белого каления своей заботой и советами по любому поводу. Но если заглянуть поглубже, окажется, что "спасение утопающих" для них - единственно доступный способ почувствовать себя нужным и обрести некоторую власть над другими.
Советы для "спасателей":Уясните раз и навсегда: если вы живете только жизнью других, то рискуете никогда не прожить свою собственную.
Если вы "профессиональный спасатель", возьмите за правило давать советы и опекать людей только на работе.
Лучший способ позаботиться о человеке - помочь ему понять, что он может решать проблемы самостоятельно. Попробуйте действовать именно так, а не взваливайте на себя груз чужих забот.
Каждый раз, когда вам хочется кого-нибудь спасти, задавайте себе два вопроса: "Так ли уж ему это нужно?" и "Может, он справится сам?".
Миф третий: "Я должен быть для всех хорошим".
Про таких людей говорят: "Хочет быть червонцем". Они мягки и податливы, подстраиваются к каждому вплоть до полного растворения в других. Для них трудно, почти невозможно отказать кому-нибудь в просьбе, сказать "нет": ведь люди могут обидеться! Окружающие этим с упоением пользуются, и постепенно под улыбкой "червонца" разгораются обида и гнев, выжигающие человека изнутри.
Воплощение этого мифа - герой фильма "Осенний марафон". Он боится обидеть старую знакомую и редактирует ее бездарный текст, когда "горит" собственный перевод; боится обидеть и жену, и любовницу... Итог - все горит синим пламенем.
Советы для "червонцев": Есть замечательный афоризм: "Успокойся: ты не можешь быть лицом ко всем, кому-то достаются и другие стороны!" Крупными буквами напишите его на листе и повесьте на той стене, куда чаще всего обращается ваш взгляд.
Хорошо изучите не только свои обязанности, но и права. Помните: у вас есть право быть собой и действовать в своих интересах, право говорить и быть услышанным и еще множество других прав.
Научитесь говорить "нет!", не испытывая при этом ни раздражения, ни вины.
Не бойтесь, что на вас обидятся: обижается тот, кому выгодно, - таким образом, человек манипулирует вами.
Миф четвертый: "Работа превыше всего!"
Приверженцы этого мифа строят жизнь по известной песне: "Все выше, и выше, и выше...". Завершив одно дело, не дают себе возможности остановиться, оглянуться, порадоваться, а без передышки отыскивают и штурмуют еще более высокую гору. Дело осложняется тем, что трудоголики очень серьезно относятся к работе и убеждены, что лучше никто ее не сделает. Особая примета: подолгу задерживаются на работе и боятся уйти в отпуск, если же уходят, то не знают, чем заняться.
Советы для трудоголиков: Помните: "Бессердечье к себе – это тоже увечье". Вы имеете право на свободное время!
Уходя с работы, не только гасите свет, но и оставляйте на рабочем месте все деловые бумаги и мысли.
Придя домой, сразу примите душ и переоденьтесь. Так вы психологически разграничите две разные сферы жизни: работу и отдых.
Найдите себе увлечение и жестко забейте время на него в органайзер. Например: "Суббота, 19.00 – театр (или фитнес-клуб, или пешая прогулка)". Строго контролируйте выполнение
Слайд 12. Матрица Эйзенхауэра
Существует множество способов предупреждения профессионального выгорания: это способы , связанные с управлением дыхания, управлением тонуса мышц и движением, дыхательная гимнастика, приемы связанные с воздействием слова: самоподкрепления, визуализации и т.д. Многие из них вам знакомы, много информации можно найти в интернете, специализированной литературе.
Большую роль в профилактике выгорания играет то, что мы неправильно распределяем время, не успеваем что то сделать вовремя, или просто забываем сделать важное. Расскажу вам о матрице Эйзенхауэра.
Используется для планирования на небольшой срок (один или несколько дней). Это эффективный метод обработки тех списков дел, что человек планирует сделать за этот срок.
В итоге у них накапливаются недоделанные и незавершенные дела. А это опасно, т.к. незавершенка не только тормозит движение к цели, но и вообще может навредить дальнейшему развитию жизни. Ведь велика вероятность распыления сил и энергии на то, что совершенно человеку не нужно.
Матрица Эйзенхауэра позволяет быстро и эффективно разобраться со списком дел, распределив эти дела по категориям. В результате человек ясно видит все самые важные дела, а также те дела, что вообще не стоят его внимания.
Матрица Эйзенхауэра состоит из 4 полей (квадрантов) – по одному на каждую категорию дел. Категории определяются по принципу срочности и важности: важно – не важно, срочно – не срочно. На рисунке ниже видно, как распределяются эти квадранты.
Квадрат 1. Срочные и важные дела.
Самый большой и главный секрет матрицы Эйзенхауэра в том, что первый квадрант должен всегда оставаться пустым. Только в этом случае можно сказать, что человек умеет эффективно распределять свое время и умеет хорошо планировать.
Если же есть дела, которые нужно вписать в первый квадрант, то это означает, что в жизни человека присутствуют авралы. Он не умеет правильно планировать и привык откладывать все до последнего момента. Он берется за дело лишь тогда, когда вот-вот истекают все сроки.
Поэтому, если вы стремитесь быть эффективным, то, прежде всего, вам следует найти все те причины, что мешают вашей продуктивной работе. Могу вас огорчить, что таких причин может быть огромное множество, начиная от неумения планировать и заканчивая прокрастинацией.
Естественно, все эти препятствия должны быть убраны в первую очередь. Иначе вообще не стоит говорить об эффективности.
Все же иногда могут возникнуть какие-то непредвиденные дела, которые нужно внести в первый квадрант. Но будьте аккуратны. Помните, что для выбора этих дел есть два основных критерия:
A. Невыполнение дела грозит отбросить назад в достижении цели.
B. Невыполнение дела может повлечь за собой неприятности – ухудшение здоровья (при зубной боли), денежный штраф (при неуплате кредита), затопление (при протекании трубы) и т.п.
Квадрат 2. Важные и не очень срочные дела.
В список дел второго квадранта обязательно надо включить задачи по личностному росту, саморазвитию, заботе о своем здоровье. Ведь все это составляет фундамент любого успеха. Сюда же должны входить задачи по анализу своих действий, а также разработка новых планов и анализ новых возможностей и перспектив.
Отсутствие бремени срочности позволяет вам выполнять поставленные задачи максимально качественно. Но не забывайте, что за сроками все же надо следить. И несвоевременное выполнение этих задач может перевести их в первый квадрант. А вот такого исхода надо остерегаться.
Квадрат 3. Срочные и неважные дела.
В третий квадрант попадают многие бытовые дела, например, ремонт обуви в конце сезона, помощь соседу в перевозке мебели, неважные телефонные звонки. Здесь могут появиться и незапланированные ранее дела, типа какая-то срочная встреча. А вот ремонт компьютера, к примеру, может быть и важным (если вы работаете на нем или ведете блог), и неважным (если вы используете его только для игр).
Так что, не стоит путать важность и срочность. Почему-то большинство людей автоматически начинают считать срочные дела важными. В результате в их жизни возникает напряженность и цейтнот, а их день наполняется суматохой.
Как правило, дела третьего квадранта всего лишь отвлекают от того, на что вы нацелены и что реально вам нужно. Они попросту съедают время. Поэтому лучше всего постараться не рассеивать внимание на такие дела. Понять же, важное дело или нет, достаточно просто – всего лишь спросите себя “Что произойдет, если я этого не сделаю?“.
Квадрат 4. Неважные и несрочные дела.
Сюда попадают все то, что мы делаем почти каждый день, но это никак не связано с нашей работой: просмотр телевизора, пустые телефонные разговоры, компьютерные игры, посещение форумов, социальных сетей и т.д. Это обычно приятные дела, но вовсе не обязательные.
Кое-кто может сказать, что подобные занятия помогают ему отдыхать. Но это сложно назвать полноценным отдыхом. Такие занятия не просто бесполезны, они – вредны. Лучше отдыхать качественно.
Так что найдите свои пожиратели времени и установите над ними жесткий контроль.
Кстати, многие рутинные дела из четвертого квадранта можно и нужно делегировать. В любой семье можно распределить обязанности, чтобы не перенапрягать себя и все делать спокойно.
Эта матрица станет незаменимым помощником для тех, кто мечтает повысить эффективность своей работы.
Во-первых, даже само по себе простое распределение дел по квадрантам ясно покажет, что для вас актуально, а что нет.
Во-вторых, матрица учит правильно планировать.
Притча. Прислушивайтесь к тому, что происходит вокруг вас, и вы найдете, то что даст вам силы.
Учитель и ученик проходили через деревню в день большого праздника. Когда они подошли к главной площади, звуки барабанов и крики людей стали настолько громкими, что ученик зажал уши ладонями. Но к его удивлению, учитель, пританцовывая, проходил все ближе к центру площади, к месту главного действия. После праздника ученик спросил:
- «Учитель, как ты мог радоваться и праздновать при таком шуме? Я не слышал даже своих мыслей».
- ты был настроен на шум, но для жителей деревни это была музыка. Я всего лишь воспринял эти звуки так же как они. Большинство людей идут по жизни воспринимая только шум. Пойдем дальше, и давай на этот раз слушать музыку.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.