Государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
«Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации
работников образования»
Кафедра педагогики и психологии
Тюбина Лия Рашитовна
Профилактика психологического насилия
в отношении подростков в образовательном учреждении
Итоговая аттестационная работа
по дополнительной профессиональной программе
профессиональной переподготовки
«Практическая психология в образовательном учреждении»
Научный руководитель:
Челябинск, 2019
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. |
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО НАСИЛИЯ В ОТНОШЕНИИ ПОДРОСТКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ |
1.1. Определение понятия «психологическое насилие» или Концепции «психологического насилия»? |
1.2. Способы профилактики психологического насилия в образовательном учреждении……………………………………… |
ГЛАВА 2. ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО НАСИЛИЯ В ОТНОШЕНИИ ПОДРОСТКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ........................ |
2.1.
|
ЗАКЛЮЧЕНИЕ |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ |
ВВЕДНИЕ
Современное российское общество переживает тяжелый переходный период трансформаций и реформ, с которыми связаны многочисленные нерешенные социально-экономические проблемы, нередко провоцирующие жестокость и насилие, а также утрату чувства безопасности у граждан.
Российские дети подвергаются насилию в семье, в школе, со стороны общества и государства, становятся жертвами межнациональных конфликтов и т.д. Тем не менее, доминирующим остается подход, согласно которому под статьи уголовного кодекса Российской Федерации подпадает незначительная часть действий с очевидным и ощутимым ущербом для здоровья ребенка, таких как убийства, истязания, телесные повреждения и т.д.
На этом фоне проблема жестокого обращения с детьми все чаще становится предметом научных теоретических и прикладных исследований отечественных ученых. Насилие в семье в современной России такое же обычное явление, как насилие на улицах городов. Оно постоянно совершается в каждой четвертой российской семье.
Ситуация осложняется тем, что в настоящее время возможности государства в решении социальных проблем ограничены, и дети становятся самой незащищённой категорией населения. А ведь становление гражданского общества начинается с гражданского становления ребенка. Вот почему государство заинтересовано в том, чтобы обеспечить защиту детей от несправедливости, оскорблений, унижения человеческого достоинства, от всех форм эксплуатации и насилия над личностью, где бы они ни проявлялись – в семье, в школе, на улицах городов и поселков и т.д.
Важную роль в решении этой сложнейшей задачи сегодняшнего дня обязаны сыграть образовательные учреждения. Именно школа обязана принимать активное участие в защите интересов детей и отстаивании их прав.
Анализ психолого-педагогической литературы и изучение практики работы в области рассматриваемой проблемы позволили выявить следующие противоречия:
· между актуальной потребностью общества в осуществлении профилактики психологического насилия и недостаточной разработанностью педагогических аспектов организации и реализации такой деятельности;
· между значительными возможностями воспитательных и образовательных учреждений в выборе средств, форм и методов ведения воспитательно-образовательного процесса и реальной работой по профилактике психологического насилия;
· между широким распространением информационных технологий и недостаточной разработанностью, а также использованием диагностических методов, позволяющих педагогу выявить факты психологического насилия.
Данные противоречия обусловили проблему исследования, которая заключается в отсутствии определении условий, обеспечивающих эффективные способы профилактики психологического насилия в отношении подростков в образовательном учреждении в сельской школе.
Существующие противоречия и проблема исследования позволили сформулировать тему нашей работы: «Профилактика психологического насилия в отношении подростков в образовательном учреждении»
Цель исследования – разработать методику, рекомендации программу, обеспечивающую эффективные способы профилактики психологического насилия в отношении подростков в образовательном учреждении.
Объектом исследования является процесс психолого-педагогического сопровождения подростков в образовательном учреждении.
Предметом исследования является профилактика агрессивного поведения подростков.
Гипотезы:
– ребенок, переживший психологическое или физическое насилие дома, сталкивается с психологическим и физическим насилием и в школе;
– социально-психологическая методика, рекомендации, программа, профилактики психологического насилия в отношении подростков в образовательном учреждении позволит снизить факторы физического и психологического насилия в семье и школе.
Объект, предмет, цель и гипотеза исследования предопределили постановку и решение следующих задач:
· Обосновать необходимость решения проблемы в определении условий, обеспечивающих эффективные способы профилактики психологического насилия в отношении подростков в образовательном учреждении.
· Разработать методику, рекомендации, программу, обеспечивающую эффективные способы профилактики психологического насилия в отношении подростков в образовательном учреждении
· Проверить в ходе опытно-экспериментальной работы эффективность программы, обеспечивающей эффективные способы профилактики психологического насилия в отношении подростков в образовательном учреждении.
База исследования – МОУ «Смольнинская ООШ », учащиеся 7-9 классов.
Методы исследования:
· Изучение нормативных документов, регламентирующих права ребенка
· Анализ документов ОУ, регламентирующих систему профилактики насилия в ОУ
· Обзор литературных источников
· Наблюдение
· Собеседование
· Анкетирование (тестирование)
Практическая значимость – в результате проведённой работы, исследованные и изученные факторы, обеспечат эффективное выполнение профилактических мероприятий психологического насилия в отношении подростков в образовательном учреждении.
Итоговая аттестационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.