Профилактика суицидального поведения

  • doc
  • 14.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Профилактика суицидального поведения.doc

Профилактика суицидального поведения

 

     Направления профилактики:

- снятие психологического напряжения в психотравмирующей ситуации;

- уменьшение эмоциональной зависимости и ригидности;

- формирование компенсаторных механизмов и поведения;

- формирование адекватного отношения к жизни и смерти.

 

     Всякая агрессия – внутренняя или внешняя – является признаком кризиса. Психологу необходимо быть информированным о важнейших кризисных ситуациях детей и подростков, уметь выявлять их, оказывать своевременную помощь в их разрешении.

 

 

Эффективная методика психологической помощи

детям и подросткам в кризисных ситуациях

[В. Г. Балакирев и Л. Додсон]

     Она состоит из констатирующей и психокоррекционной частей. Первая включает три встречи-сессии с группами или классами.

     Темы сессии:

- «Типы кризисных ситуаций»,

- «Содержание и выражение переживаний в кризисных ситуациях»,

- «Способы преодоления кризисных ситуаций».

     Встречи проводятся по одному сценарию:

1 – групповое обсуждение предложенной психологом темы;

2 – выполнение индивидуальных творческих заданий;

3 – обмен впечатлениями и обсуждение в группе.

     1 сессия: составляется «банк историй», отражающих все основные области жизни детей, выполняются творческие задания [записать или нарисовать свою историю] и проводится беседа по заданию с элементами активного, эмпатического слушания.

     2 сессия: разыгрывание и обсуждение историй с последующей интерпретацией переживаний детей, их записью и рисованием.

     3 сессия: после актуализации кризисных ситуаций и чувств, которые она вызывает, участники выясняют способы, которые они использовали бы для преодоления неприятных переживаний, а затем проигрывают свои истории с последующим повторным анализом. При этом внимание детей обращается на изменения, которые произошли в их чувствах. В заключение записываются все известные способы преодоления неприятных переживаний.

 

     Коррекционная часть представляет собой две сессии, построенные в форме «Я-сообщений» с использованием элементов психосинтеза и психодрамы. Детям предлагается проигрывание их конфликтных ситуаций, в ходе которого с помощью участников группы «оживляются» их чувства.

     Психолог может применять различные техники:

- ментального переживания;

- внутреннего диалога;

- самоосвобождения и др. [П. Теппервайн];

- кризисная интервенция [Е. Миндельман, Э. Эриксон], которая может проводиться в форме кризисной психотерапии, кризисного консультирования и «телефона доверия».

     Диагностика суицидального поведения:

- опросник Г. Айзенка «Самооценка психических состояний личности»;

- «Метод незаконченных предложений» [эти методики адаптированы М. В. Горской].

 

 

     1 этап

     Опросник Г. Айзенка включает описание различных психических состояний, наличие которых у себя испытуемый должен подтвердить или опровергнуть. Опросник дает возможность определить уровень тревожности, фрустрации, агрессии и ригидности.

     Инструкция. Напротив каждого утверждения стоят три цифры: 2, 1, 0. Если утверждение вам подходит, то обведите кружком цифру 2; если не совсем подходит – цифру 1; если не подходит – 0.

 

 

ОПРОСНИК Г. АЙЗЕНКА

 

Порядковый номер

Утверждение

Подходит

Не совсем подходит

Не подходит

1.

Часто я не уверен в своих силах

2

1

0

2.

Нередко мне кажется безысходным положение, из которого можно было бы найти выход

2

1

0

3.

Я часто оставляю за собой последнее слово

2

1

0

4.

Мне трудно менять свои привычки

2

1

0

5.

Я часто из-за пустяков краснею

2

1

0

6.

Неприятности меня сильно расстраивают, и я падаю духом

2

1

0

7.

Нередко в разговоре я перебиваю собеседника

2

1

0

8.

Я с трудом переключаюсь с одного дела на другое

2

1

0

9.

Я часто просыпаюсь ночью

2

1

0

10.

При крупных неприятностях я обычно виню только себя

2

1

0

11.

Меня легко рассердить

2

1

0

12.

Я очень осторожен по отношению к переменам в моей жизни

2

1

0

13.

Я легко впадаю в уныние

2

1

0

14.

Несчастья и неудачи ничему меня не учат

2

1

0

15.

Мне приходится часто делать замечания другим

2

1

0

16.

В споре меня трудно переубедить

2

1

0

17.

Меня волнуют даже воображаемые неприятности

2

1

0

18.

Я часто отказываюсь от борьбы, считая ее бесполезной

2

1

0

19.

Я хочу быть авторитетом для окружающих

2

1

0

20.

Нередко у меня не выходят из головы мысли, от которых следовало бы избавиться

2

1

0

21.

Меня пугают трудности, с которыми мне предстоит встретиться в жизни

2

1

0

22.

Нередко я чувствую себя беззащитным

2

1

0

23.

В любом деле я не довольствуюсь малым, я хочу добиться максимального успеха

2

1

0

24.

Я легко сближаюсь с людьми

2

1

0

25.

Я часто копаюсь в своих недостатках

2

1

0

26.

Иногда у меня бывают состояния отчаяния

2

1

0

27.

Мне трудно сдерживать себя, когда я сержусь

2

1

0

28.

Я сильно переживаю, если в моей жизни что-то неожиданно меняется

2

1

0

29.

Меня легко убедить

2

1

0

30.

Я чувствую растерянность, когда у меня возникают трудности

2

1

0

31.

Предпочитаю руководить, а не подчиняться

2

1

0

32.

Нередко я проявляю упрямство

2

1

0

33.

Меня беспокоит состояние моего здоровья

2

1

0

34.

В трудные минуты я иногда веду себя по-детски

2

1

0

35.

У меня резкая, грубоватая жестикуляция

2

1

0

36.

Я неохотно иду на риск

2

1

0

37.

Я с трудом переношу время ожидания

2

1

0

38.

Я думаю, что никогда не смогу исправить свои недостатки

2

1

0

39.

Я мстителен

2

1

0

40.

Меня расстраивают даже незначительные нарушения моих планов

2

1

0

 

 

Ключ

1.Шкала тревожности: 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37.

2. Шкала фрустрации: 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, 38.

3. Шкала агрессии: 3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31, 35, 39.

4. Шкала ригидности: 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40.

     При обработке результатов подсчитывается количество ответов «1» и «2», совпавших с ключом. За каждый совпавший с ключом ответ «2» начисляется 2 балла, за ответ «1» - 1 балл. Затем ответы по каждой шкале суммируются. Средний балл по каждой шкале – 10. Превышение его свидетельствует о преобладании исследуемого качества в структуре личности.

     Характеристики, которые исследуются в опроснике, имеют следующие определения:

     - личностная тревожность – склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги;

     - фрустрация – психическое состояние, возникающее вследствие реальной или воображаемой помехи, препятствующее достижению цели;

     - агрессия – повышенная психологическая активность, стремление к лидерству путем применения силы по отношению к другим людям;

     - ригидность – затрудненность в изменении намеченной субъектом деятельности в условиях, объективно требующих ее перестройки.

 

 

     2 этап

     Метод «Незаконченные предложения», который является проективной методикой, позволяющей направленно выяснить отношение испытуемого к окружающему и некоторые личностные установки. Испытуемый должен продолжить следующие предложения:

 

     - Завтра я …

     - Когда я закончу школу …

     - Наступит день, когда …

     - Я хочу жить, потому что …

 

     При обработке результатов следует обращать внимание на особенности восприятия подростками окружающего и на наличие или отсутствие у них осознанного стремления к сохранению жизни.