Профилактика суицидального поведения
Направления профилактики:
- снятие психологического напряжения в психотравмирующей ситуации;
- уменьшение эмоциональной зависимости и ригидности;
- формирование компенсаторных механизмов и поведения;
- формирование адекватного отношения к жизни и смерти.
Всякая агрессия – внутренняя или внешняя – является признаком кризиса. Психологу необходимо быть информированным о важнейших кризисных ситуациях детей и подростков, уметь выявлять их, оказывать своевременную помощь в их разрешении.
Эффективная методика психологической помощи
детям и подросткам в кризисных ситуациях
[В. Г. Балакирев и Л. Додсон]
Она состоит из констатирующей и психокоррекционной частей. Первая включает три встречи-сессии с группами или классами.
Темы сессии:
- «Типы кризисных ситуаций»,
- «Содержание и выражение переживаний в кризисных ситуациях»,
- «Способы преодоления кризисных ситуаций».
Встречи проводятся по одному сценарию:
1 – групповое обсуждение предложенной психологом темы;
2 – выполнение индивидуальных творческих заданий;
3 – обмен впечатлениями и обсуждение в группе.
1 сессия: составляется «банк историй», отражающих все основные области жизни детей, выполняются творческие задания [записать или нарисовать свою историю] и проводится беседа по заданию с элементами активного, эмпатического слушания.
2 сессия: разыгрывание и обсуждение историй с последующей интерпретацией переживаний детей, их записью и рисованием.
3 сессия: после актуализации кризисных ситуаций и чувств, которые она вызывает, участники выясняют способы, которые они использовали бы для преодоления неприятных переживаний, а затем проигрывают свои истории с последующим повторным анализом. При этом внимание детей обращается на изменения, которые произошли в их чувствах. В заключение записываются все известные способы преодоления неприятных переживаний.
Коррекционная часть представляет собой две сессии, построенные в форме «Я-сообщений» с использованием элементов психосинтеза и психодрамы. Детям предлагается проигрывание их конфликтных ситуаций, в ходе которого с помощью участников группы «оживляются» их чувства.
Психолог может применять различные техники:
- ментального переживания;
- внутреннего диалога;
- самоосвобождения и др. [П. Теппервайн];
- кризисная интервенция [Е. Миндельман, Э. Эриксон], которая может проводиться в форме кризисной психотерапии, кризисного консультирования и «телефона доверия».
Диагностика суицидального поведения:
- опросник Г. Айзенка «Самооценка психических состояний личности»;
- «Метод незаконченных предложений» [эти методики адаптированы М. В. Горской].
1 этап
Опросник Г. Айзенка включает описание различных психических состояний, наличие которых у себя испытуемый должен подтвердить или опровергнуть. Опросник дает возможность определить уровень тревожности, фрустрации, агрессии и ригидности.
Инструкция. Напротив каждого утверждения стоят три цифры: 2, 1, 0. Если утверждение вам подходит, то обведите кружком цифру 2; если не совсем подходит – цифру 1; если не подходит – 0.
ОПРОСНИК Г. АЙЗЕНКА
Порядковый номер |
Утверждение |
Подходит |
Не совсем подходит |
Не подходит |
1. |
Часто я не уверен в своих силах |
2 |
1 |
0 |
2. |
Нередко мне кажется безысходным положение, из которого можно было бы найти выход |
2 |
1 |
0 |
3. |
Я часто оставляю за собой последнее слово |
2 |
1 |
0 |
4. |
Мне трудно менять свои привычки |
2 |
1 |
0 |
5. |
Я часто из-за пустяков краснею |
2 |
1 |
0 |
6. |
Неприятности меня сильно расстраивают, и я падаю духом |
2 |
1 |
0 |
7. |
Нередко в разговоре я перебиваю собеседника |
2 |
1 |
0 |
8. |
Я с трудом переключаюсь с одного дела на другое |
2 |
1 |
0 |
9. |
Я часто просыпаюсь ночью |
2 |
1 |
0 |
10. |
При крупных неприятностях я обычно виню только себя |
2 |
1 |
0 |
11. |
Меня легко рассердить |
2 |
1 |
0 |
12. |
Я очень осторожен по отношению к переменам в моей жизни |
2 |
1 |
0 |
13. |
Я легко впадаю в уныние |
2 |
1 |
0 |
14. |
Несчастья и неудачи ничему меня не учат |
2 |
1 |
0 |
15. |
Мне приходится часто делать замечания другим |
2 |
1 |
0 |
16. |
В споре меня трудно переубедить |
2 |
1 |
0 |
17. |
Меня волнуют даже воображаемые неприятности |
2 |
1 |
0 |
18. |
Я часто отказываюсь от борьбы, считая ее бесполезной |
2 |
1 |
0 |
19. |
Я хочу быть авторитетом для окружающих |
2 |
1 |
0 |
20. |
Нередко у меня не выходят из головы мысли, от которых следовало бы избавиться |
2 |
1 |
0 |
21. |
Меня пугают трудности, с которыми мне предстоит встретиться в жизни |
2 |
1 |
0 |
22. |
Нередко я чувствую себя беззащитным |
2 |
1 |
0 |
23. |
В любом деле я не довольствуюсь малым, я хочу добиться максимального успеха |
2 |
1 |
0 |
24. |
Я легко сближаюсь с людьми |
2 |
1 |
0 |
25. |
Я часто копаюсь в своих недостатках |
2 |
1 |
0 |
26. |
Иногда у меня бывают состояния отчаяния |
2 |
1 |
0 |
27. |
Мне трудно сдерживать себя, когда я сержусь |
2 |
1 |
0 |
28. |
Я сильно переживаю, если в моей жизни что-то неожиданно меняется |
2 |
1 |
0 |
29. |
Меня легко убедить |
2 |
1 |
0 |
30. |
Я чувствую растерянность, когда у меня возникают трудности |
2 |
1 |
0 |
31. |
Предпочитаю руководить, а не подчиняться |
2 |
1 |
0 |
32. |
Нередко я проявляю упрямство |
2 |
1 |
0 |
33. |
Меня беспокоит состояние моего здоровья |
2 |
1 |
0 |
34. |
В трудные минуты я иногда веду себя по-детски |
2 |
1 |
0 |
35. |
У меня резкая, грубоватая жестикуляция |
2 |
1 |
0 |
36. |
Я неохотно иду на риск |
2 |
1 |
0 |
37. |
Я с трудом переношу время ожидания |
2 |
1 |
0 |
38. |
Я думаю, что никогда не смогу исправить свои недостатки |
2 |
1 |
0 |
39. |
Я мстителен |
2 |
1 |
0 |
40. |
Меня расстраивают даже незначительные нарушения моих планов |
2 |
1 |
0 |
Ключ
1.Шкала тревожности: 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37.
2. Шкала фрустрации: 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, 38.
3. Шкала агрессии: 3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31, 35, 39.
4. Шкала ригидности: 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40.
При обработке результатов подсчитывается количество ответов «1» и «2», совпавших с ключом. За каждый совпавший с ключом ответ «2» начисляется 2 балла, за ответ «1» - 1 балл. Затем ответы по каждой шкале суммируются. Средний балл по каждой шкале – 10. Превышение его свидетельствует о преобладании исследуемого качества в структуре личности.
Характеристики, которые исследуются в опроснике, имеют следующие определения:
- личностная тревожность – склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги;
- фрустрация – психическое состояние, возникающее вследствие реальной или воображаемой помехи, препятствующее достижению цели;
- агрессия – повышенная психологическая активность, стремление к лидерству путем применения силы по отношению к другим людям;
- ригидность – затрудненность в изменении намеченной субъектом деятельности в условиях, объективно требующих ее перестройки.
2 этап
Метод «Незаконченные предложения», который является проективной методикой, позволяющей направленно выяснить отношение испытуемого к окружающему и некоторые личностные установки. Испытуемый должен продолжить следующие предложения:
- Завтра я …
- Когда я закончу школу …
- Наступит день, когда …
- Я хочу жить, потому что …
При обработке результатов следует обращать внимание на особенности восприятия подростками окружающего и на наличие или отсутствие у них осознанного стремления к сохранению жизни.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.