Профилактика суицидального поведения
(выступление перед педагогическим коллективом)
Суицид – акт самоубийства, совершаемый человеком в состоянии
сильного душевного расстройства либо под влиянием психического заболевания.
Чаще всего суицидальные попытки подростков спонтанные, не продуманные и не
спланированные, а совершенные на высоте эмоций. И часто демонстративные: это не
столько желание умереть, сколько отчаянный крик о помощи: “Обратите на меня
внимание! Поймите меня!” И крик – это нам, взрослым.
10 сентября-Всемирный день борьбы с самоубийцами
Заведующая детским психиатрическим отделением Кокарева Ольга Александровна рассказала, что пик суицида приходится на осень, начало весны и обычно к суициду склонны мальчики.
Согласно статистике, за последние три года количество детских суицидов увеличилось на 37% (включая тех, кого удалось спасти). Чаще всего оканчивают жизнь самоубийством подростки в возрасте от 12 до 14 лет.
За последние 6 месяцев в РФ покончили жизнь самоубийством 351 подросток. В Шекснинском районе за данный период зафиксировано 7 случаев,за последний год суицид совершили 2 подростка.
Причем это не беспризорники или дети из неблагополучных семей, где родителям до них нет дела. В 78% зарегистрированных суицидов это дети из вполне обеспеченных и благополучных (на первый взгляд) семей.
Так почему же дети добровольно уходят из жизни? Этот вопрос волнует и родителей и учителей. Но однозначного ответа на него дать невозможно.
Выделяют 3 вида суицида: демонстративный, аффективный,
истинный.
Демонстративный. Демонстративное суицидальное поведение – это
изображение попыток самоубийства без реального намерения покончить с жизнью, с
расчетом на спасение. Все действия направлены на привлечение внимания,
возобновление интереса к собственной персоне, жалость, сочувствие,
несправедливость. Место совершения попытки самоубийства указывает на ее адрес:
дома – родным, в компании сверстников – кому-то из них, в общественном
месте.
Аффективный. Аффективное суицидальное поведение – тип
поведения, характеризующийся, прежде всего действиями, совершаемыми на высоте
аффекта. Суицид во время аффекта может носить черты спектакля, но может быть и
серьезным намерением, хотя и мимолетным.
Истинный. Истинное суицидальное поведение – намеренное,
обдуманное поведение, направленное на реализацию самоубийства, иногда долго
вынашиваемое. Подросток заботится об эффективности действия и отсутствии помех
при их совершении. В оставленных записках звучит мотив собственной вины, забота
о близких, которые не должны чувствовать причастность к совершенному действию.
По наблюдениям
психологов, которые работают с детьми, спасенными после попытки самоубийства и
их родителями, можно выделить несколько основных причин суицида.
1. Неблагополучные семьи.
В таких семьях
часто происходят конфликты между родителями, родителями и детьми, порой с применением насилия.
Родители относятся к своим детям недоброжелательно, без уважения и даже
враждебно. Подростки часто воспринимают конфликты в семье, как собственную
вину, у них возникает ощущение эмоциональной и социальной изоляции, чувство
беспомощности и отчаяния. Они уверены, что ничего не могут сделать, что у них
нет будущего.
2. Школьные проблемы
Школьные
проблемы играют важную роль в дезадаптации, особенно мальчиков, вызывают утрату
контактов со сверстниками. Группа сверстников является ориентиром в становлении
собственной идентичности, развитии самооценок, представлений о себе, нормах
социального поведения. Потеря или осуждение группой может стать тем социально –
психологическим фактором, который способен подтолкнуть или усилить желание
подростка к суициду.
3. Стресс
Семейные конфликты, неприятности в школе, потеря друга и тому подобное могут вызвать стрессовую ситуацию. Любой человек подвергается стрессу в повседневной жизни, однако подростки особенно уязвимы и ранимы, что объясняется их особенно острым восприятием существующих проблем.
Подросток должен уметь выплескивать отрицательные эмоции, а не замыкаться. Почаще проявляйте к нему нежность. Пусть он видит, что вы его очень любите и всегда готовы прийти на помощь. Так же подросток должен видеть, что родители тоже иногда чувствуют боль или страх.
Если внимательно понаблюдать за семьями, где дети предпринимали попытки самоубийства, то окажется, что их благополучие лишь кажущееся. На самом деле эти семьи можно отнести в разряд неблагополучных, но не с материальной точки зрения, а с психологической. Все дело во внутрисемейной атмосфере.
Профессор кафедры педагогики и психологии Афанасьева Наталья Владимировна описала портрет суицида. У ребёнка наблюдается:
-заниженная самооценка
-высокая потребность в самореализации
-снижена способность переносить боль
-тревожность, пессимизм
-негибкие в общении
-склонны к импульсивным, эмоциональным поступкам
-замкнуты, имеют ограниченный круг общения
Если человек серьезно задумал совершить
самоубийство, то обычно об этом нетрудно догадаться по ряду характерных признаков,
которые можно разделить на 3 группы: словесные, поведенческие и
ситуационные.
Словесные признаки:
Человек, готовящийся совершить самоубийство, часто говорит о своем душевном состоянии. Он или она могут:
1.Прямо и явно говорить о смерти: “Я собираюсь покончить с собой”; “Я не могу так дальше жить”.
2. Косвенно намекать о своем намерении: “Я больше не буду ни для кого проблемой”; “Тебе больше не придется обо мне волноваться”.
3. Много шутить на тему самоубийства.
4. Проявлять
нездоровую заинтересованность вопросами смерти.
Поведенческие признаки:
1. Раздавать другим вещи, имеющие большую личную значимость, окончательно приводить в порядок дела, мириться с давними врагами.
2. Демонстрировать радикальные перемены в поведении, такие, как:
– в еде — есть слишком мало или слишком много;
– во сне — спать слишком мало или слишком много;
– во внешнем виде — стать неряшливым;
– в школьных привычках — пропускать занятия, не выполнять домашние задания, избегать общения с одноклассниками; проявлять раздражительность, угрюмость; находиться в подавленном настроении;
– замкнуться от семьи и друзей;
– быть чрезмерно деятельным или, наоборот, безразличным к окружающему миру; ощущать попеременно то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния.
3. Проявлять
признаки беспомощности, безнадежности и отчаяния.
Ситуационные признаки
Человек может решиться на самоубийство, если:
1. Социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга), чувствует себя отверженным.
2. Живет в нестабильном окружении (серьезный кризис в семье — в отношениях с родителями или родителей друг с другом; алкоголизм — личная или семейная проблема);
3. Ощущает себя жертвой насилия — физического, сексуального или эмоционального.
4. Предпринимал раньше попытки суицида.
5. Имеет склонность к самоубийству вследствие того, что оно совершалось кем-то из друзей, знакомых или членов семьи.
6. Перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей).
7. Слишком критически настроен по отношению к себе.
Если замечена склонность ребёнка к самоубийству, следующие советы помогут изменить ситуацию:
1. Внимательно выслушайте решившегося на самоубийство подростка. В состоянии душевного кризиса любому из нас, прежде всего, необходим кто-нибудь, кто готов нас выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.
2. Оцените серьезность намерений и чувств ребенка. Если он или она уже имеют конкретный план самоубийства, ситуация более острая, чем если эти планы расплывчаты и неопределенны.
3. Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток может испытывать серьезные трудности, но при этом не помышлять о самоубийстве. Часто человек, недавно находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает бурную, неустанную деятельность. Такое поведение также может служить основанием для тревоги.
4. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного. Он или она могут и не давать волю чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии.
5. Не бойтесь прямо спросить, не думают ли он или она о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности открыто высказать свои проблемы.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.