Профилактика дисграфии и дислексии у учащихся 1 класса с ОНР

  • Разработки уроков
  • docx
  • 09.03.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Общее недоразвитие речи является наиболее распространенным речевым нарушением. Общее недоразвитие речи изучалось многими исследователями, такими как: Р.Е Левина[7]., Т.Б., Е.М. Мастюкова [9], А.В. Лагутина [3], Р.И. Лалаева [5] и др. Общее недоразвитие речи может влиять на обучение в школе, поэтому необходимо обращать внимание на формирование предпосылок письменной речи. В настоящее время современные требования к эффективности обучения грамоте становится все выше из года в год. Это обусловлено постоянно возрастающей ролью чтения и письма как видов деятельности, которые обеспечивают общеобразовательную подготовку человека, стимулирует развитие его интеллектуальной сферы, совершенствуют личность. Вследствие этого получила большое распространение среди учащихся младших классов дисграфии и дислексии. Наличие дисграфии и дислексии препятствует овладению детьми письменной речью как особой формой речи, своеобразным средством общения и обобщения опыта, освоение которого сопряжено с качественными изменениями интеллектуальной, эмоциональной, волевой и других сфер личности учащихся. К числу таких учащихся относятся также дети с ОНР, которые вследствие нарушения лексико-грамматического строя и фонетико-фонематической стороны речи испытывают трудности в овладении письмом и чтением. Поэтому необходимо своевременно выявить эти нарушения и провести коррекцию.
Иконка файла материала конспект.docx
Общее   недоразвитие   речи   является   наиболее   распространенным   речевым нарушением. Общее недоразвитие речи изучалось многими исследователями, такими как: Р.Е Левина[7]., Т.Б., Е.М. Мастюкова [9], А.В. Лагутина [3], Р.И. Лалаева [5]   и   др.   Общее   недоразвитие   речи   может   влиять   на   обучение   в   школе, поэтому   необходимо   обращать   внимание   на   формирование   предпосылок письменной   речи.   В   настоящее   время   современные   требования   к эффективности обучения грамоте становится все выше из года в год. Это обусловлено   постоянно   возрастающей   ролью   чтения   и   письма   как   видов деятельности,   которые   обеспечивают   общеобразовательную   подготовку   стимулирует   развитие   его   интеллектуальной   сферы, человека, совершенствуют   личность.   Вследствие   этого   получила   большое распространение среди учащихся младших классов дисграфии и дислексии. Наличие дисграфии и дислексии препятствует овладению детьми письменной речью   как   особой   формой   речи,   своеобразным   средством   общения   и  обобщения   опыта,   освоение   которого   сопряжено   с   качественными изменениями   интеллектуальной,   эмоциональной,   волевой   и   других   сфер личности учащихся. К числу таких учащихся относятся также дети с ОНР, которые вследствие нарушения лексико­грамматического строя и фонетико­ фонематической стороны речи испытывают трудности в овладении письмом и чтением.   Поэтому   необходимо   своевременно   выявить   эти   нарушения   и провести коррекцию. В   связи   с   этим   особую   важность   приобретает   разработка   методов ранней   диагностики,   прогнозирования   трудностей   чтения,   письма   и проведения  своевременной  подготовки  к   обучению  грамоте, профилактики расстройств письма и чтения. Проблема исследования ­ выявление предрасположенности к дисграфии и дислексии учащихся 1 класса с общим недоразвитием речи; определение оптимальных путей по их профилактики. Объект исследования – предрасположенность к дисграфии и дислексии учащихся 1 класса с общим недоразвитием речи.   Предмет исследования – предпосылки формирования письменной речи. Гипотеза исследования: исследуя предрасположенность к дисграфии и дислексии   у   учащихся   1   класса   с   общим   недоразвитием   речи,   можно предположить, что у детей с ОНР недостаточно сформированы предпосылки овладения   письменной   речью,   что   обусловливает   специфический дифференцированный подход к их профилактики.       практическая   значимость Теоретическая и исследования заключается: ­   в   выявлении   у   учащихся   1   класса   с   ОНР   состояния   речевых   и неречевых   психических   функций,   обеспечивающих   процесс   письма   и чтения в норме; 1­ в изучении нарушения предпосылок письменной речи, что позволяет выявить   детей   «группы   риска»,   имеющих   предрасположенность   к дисграфии   и   дислексии,   своевременно   организовать   коррекционно­ логопедическую работу по профилактики дисграфии и дислексии; ­   в   обосновании   и   выборе   путей   и   методов   коррекционно­ логопедической   работы,   направленной   на   профилактику   дисграфии   и дислексии.       Анализ литературы позволил выявить недостаточность изучения вопросов по проблеме исследования, определить содержание методики исследования. Исследование проводилось в течение 2015/2016 учебного года на базе ГКОУ Павловского центра «Логос» Кировского района и ГБОУ школы № 520 Колпинского   района.   В   исследовании   участвовали   экспериментальная   и контрольная   группы.   В   экспериментальную   группу   вошло   15   учащихся   1 класса   с   общим   недоразвитием   речи.   В   контрольную   группу   вошло   15 учащихся 1 класса с нормальным речевым развитием.      Анализ результатов исследования показал, что у детей экспериментальной группы   наблюдается   неоднородность   состояния   речевых   и   неречевых функций, как по степени выраденности, так и по характеру нарушений.          В   зависимости   от   степени   выраженности   и   характера   нарушений   по результатам   качественного   и   количественного   анализа   внутри экспериментальной группы было выделено две подгруппы: 1.В   эту   подгруппу   вошло   20   %   детей   с   неярко   выраженным   развитием лексики,   грамматики,   фонематического   анализа.   Так   при   исследовании лексики   у   детей   наблюдались   трудности   обобщающих   понятий,   таких   как школьные   принадлежности,   транспорт,   профессии.   При   исследовании грамматического   строя   речи   у   детей   отмечались   затруднения   в словообразовании (трудности образования притяжательных прилагательных, относительных прилагательных). При исследовании фонематического анализа у этих детей наблюдается затруднение в определении первого и последнего звуков   в   слове.   У   этих   детей   звуки   находятся   в   стадии   автоматизации   в словах и предложениях.   артикуляторно­фонематической   дислалии, У этой подгруппы детей зафиксировано нерезко выраженное ОНР на фоне   по   клинической классификации   неосложненный   вариант,   т.к.   в   анамнезе   у   этих   детей отмечались только простудные заболевания по типу ОРЗ и ОРВИ. У детей с этим вариантом ОНР не выявляется локальных поражений ЦНС. У   этих   детей   наблюдается   предрасположенность   к   артикуляторно­ акустической   дисграфии,   к   дисграфии   на   почве   несформированности фонематического распознавания, к дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза, к фонематической дислексии. 2.В эту подгруппу вошло 80 % детей с ярко выраженным развитием лексики, грамматики  с  нарушением   звукопроизношения   и   звуко­слоговой   структуры 2слова,   фонематических   функции,   низким   уровнем   зрительной   памяти   и пространственных   представлений,   недостаточным   развитием   ручной моторики.   Так   при   исследовании   лексики   у   детей   отмечались   трудности обобщающих понятий, в глагольном   словаре наблюдались замены слов. При исследовании   грамматического   строя   речи   у   них   отмечались   трудности словоизменения   (затруднения   при   употреблении   родительного   падежа множественного числа существительных и согласования существительных с числительными,   трудности   при   употреблении   предложно­падежных конструкций,   затруднения   при   употреблении   множественного   числа именительного   падежа   существительных   –   у   13   %   детей).   Затруднения   в словообразовании   (трудности   при   образовании   относительных прилагательных, притяжательных прилагательных и приставочных глаголов). При   исследовании   связной   речи   наблюдались   трудности   при   составления рассказа по серии картинок.. При   исследовании   фонематического   анализа   у   детей   отмечались трудности   при   определении   первого   и   последнего   звука   в   слове,   при определении местоположения звука в слове (начало, середина, конец), а у 20 %   детей   наблюдались   трудности   при   выделении   звука   из   слова.   При исследовании фонематического синтеза наблюдались трудности составления слова   из   звуков.   При   изучении   фонематического   восприятия   наблюдались смешения   звуков   при   повторении   серии   слогов   и   слов.   При   исследовании состояния   звуко­слоговой   структуры   слова   у   детей   отмечались   пропуски, перестановки, добавления звуков и слогов. У детей отмечаются недостатки звукопроизношения (замены, отсутствие, искажение звуков). При   исследовании   пространственных   представлений   у   детей наблюдаются трудности при дифференциации правых и левых частей. При исследовании   зрительной   памяти   у   детей   отмечались   затруднения   при запоминании 10 картинок. При изучении состояния ручной моторики у детей наблюдались синкинезии при выполнении различных упражнений.   пренатальная   энцефалопатия, У   этой   подгруппы   детей   зафиксировано   ОНР   3   уровня   речевого развития   на   фоне   стертой   дизартрии,   по   клинической   классификации осложненный вариант, т.к. в анамнезе этих детей наблюдались асфиксии в родах,   гипертензионно­гидроцефальный синдром,   гипертензионный   синдром,   мышечная   дистония   и   синдром пирамидной   недостаточности,   гипертонус   рук   и   дисплазия   тазобедренных суставов. У этих детей наблюдается предрасположенность к артикуляторно­ акустической   дисграфии,   к   дисграфии   на   почве   несформированности фонематического распознавания, к дисграфии на почве нарушения языкового анализа   и   синтеза,   к   аграмматической   дисграфии   и   дислексии,   к фонематической дислексии.           На   основе   результатов   исследования   были   составлены   методические рекомендации по формированию предпосылок письменной речи для уащихся 31   класса   с   ОНР,   при   составлении   которых   были   использованы   некоторые приемы  и  методы,  описанные   Л.В.  Лопатиной [8],  Р.И.  Лалаевой [4],  В.П. Глухова [1].      Выделяются следующие направления работы: 1. формирование правильного звукопроизношения. 2. формирование фонематического восприятия. 3. формирование фонематического анализа и синтеза. 4. формирование лексики. 5. формирование словоизменения. 6. формирование словообразования. 7.  формирование монологической связной речи. 8. развитие пространственных представлений. 9. развитие зрительной памяти. 10. развитие ручной моторики.          Методические рекомендации по профилактики дисграфии и дислексии необходимы в работе не только для учителей­логопедов, но и для учителей начальных классов школ с ТНР.  СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1.Глухов   В.П.   Особенности   формирования   связной   речи   дошкольников   с общим недоразвитием речи. – М., 2001 г. 2.Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма. – СПБ, 2003 г. 4.Лалаева   Р.И.   Нарушение   чтения   и   пути   их   коррекции   у   младших школьников. – СПБ, 1998 г. 3.Лагутина А.В. Формирование функционального базиса чтения у детей 4 лет с ОНР// Дефектология. 2006 г. № 6. 5.Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя речи у дошкольников с ОНР. СПБ, 2001 г. 6.Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М., 2004 г. 7.Левина   Р.Е.   Недостатки   чтения   и   письма   у   детей   //   Хрестоматия   по логопедии. – М., 1997 г., 2 часть. 8.Лопатина   Л.В.,   Серебрякова   Н.В.   Преодоление   речевых   нарушений   у дошкольников. – СПБ, 2001 г. 9.Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. – Л., 1984 г. 4