«Профилактика конфликтов в подростковой среде в условиях образовательной организации»
Оценка 4.6
Повышение квалификации
docx
классное руководство +1
Все классы
22.03.2018
Современное общество предъявляет высокие требования не только ко взрослым людям, но и к детям и подросткам. Для того чтобы быть успешным сегодня, необходимо уметь учитывать существенные отличая образа жизни разных людей, признавать их, признавать свои потребности и потребности других, свои права и права других. Здесь требуется понимать язык другого, уметь приходить к согласию и кооперироваться для достижения общих целей.
«Профилактика конфликтов в подростковой среде в условиях образовательной организации».docx
Педагогпсихолог «ГОБУ МО ЦППМСпомощи»
Огурцова Анна Александровна
«Профилактика конфликтов в подростковой среде в условиях образовательной
организации»
Современное общество предъявляет высокие требования не только ко взрослым людям,
но и к детям и подросткам. Для того чтобы быть успешным сегодня, необходимо уметь
учитывать существенные отличая образа жизни разных людей, признавать их, признавать свои
потребности и потребности других, свои права и права других. Здесь требуется понимать язык
другого, уметь приходить к согласию и кооперироваться для достижения общих целей.
Все эти способности не появляются естественным образом, их приобретение дается
нелегко, тем более непростым делом является воспитание этих способностей у современных
школьников. Одной из трудноразрешимых проблем для педагогов является проблема
воспитания у детей миролюбия, гуманного отношения к окружающим, стремления
регулировать конфликтные ситуации без применения насилия.
Конфликты между подростками отрицательно влияют как на самих конфликтующих,
так и на класс, в котором они обучаются. В классе, где сложился неблагоприятный социально
психологический климат, ученики плохо усваивают программный материал, простая обида
может, в конечном счете, привести к проявлению жестокости в отношении своих оппонентов.
Слабо развитые коммуникативные навыки становятся одной из причин неспособности
разрешения конфликтов мирным путем. В подростковый возраст, когда ведущей
деятельностью становится общение со сверстниками, дети все чаще общаются по средствам
социальных сетей взамен живому диалогу. И именно в этот возраст необходимо помочь
ребенку социализироваться в коллективе и сформировать необходимые коммуникативные
навыки. Стабильность во взаимоотношениях с окружающими людьми формирует в подростке
открытость, доверие к миру, а в итоге позволяет личности стать конкурентоспособной, что
является важной задачей современного образования.
Социальная адаптация является средством и одним из путей наиболее эффективной
социализации. В то же время социализация личности является необходимым условием
адаптации индивида в конкретной ситуации. Процесс социальнопсихологической адаптации
младших подростков реализуется через систему социальных институтов, одним из которых
является школа, где социальные качества личности корректируются и формируются в
соответствии с общественно значимыми ценностями. Важная роль в успешном прохождении периода адаптации отводится личностным
особенностям детей, сформировавшимся на предшествующих этапах развития: умению
контактировать с другими людьми, владению необходимыми навыками общения, способности
определить для себя оптимальную позицию в отношениях с окружающими.
На базе ГОБУ МО ЦППМСпомощи разработаны и реализуются программы
профилактической направленности, направленные на решение данных задач.
Программа тренинговых занятий с обучающимися по формированию навыков
урегулирования спорных ситуаций без применения различных форм насилия, по снижению
агрессивных форм поведения «Согласие»;
Программа «Согласие» направлена на развитие у подростков эмоциональной сферы,
развития рефлексии чувств, стремления преодолевать жизненные трудности, повышение
конфликтной компетентности через усвоение определенного минимума теоретических знаний
и практических навыков поведения в конфликтных ситуациях, умения справляться со
стрессом без применения отклоняющихся форм поведения.
В программе использованы технологии интегративного подхода, информационно
коммуникационные технологии, современные технические средства обучения. В программе
собран качественный наглядный материал, способствующий наиболее эффективному процессу
усвоения знаний слушателями. Активно использованы разминки, упражнения, направленные на
отработку определенных социальных навыков, навыков коммуникации и взаимодействия.
Цель программы: формирование у подростков навыков конструктивного общения,
урегулирования спорных ситуаций без применения различных форм насилия.
Задачи программы:
1. Обучение подростков приемам и навыкам бесконфликтного поведения.
2. Формирование у подростков моделей поведения, приводящих к компромиссному
решению.
3. Развитие коммуникативных навыков и умений.
Целевая группа: учащиеся – подростки образовательных учреждений Мурманской
области в возрасте 14 – 16 лет.
Программа профилактической направленности для детей, испытывающих
трудности в социальной адаптации: «Наш многогранный мир».
Процесс социальнопсихологической адаптации младших подростков реализуется через
систему социальных институтов, одним из которых является школа, где социальные качества
личности корректируются и формируются в соответствии с общественно значимыми
ценностями. Социальнопсихологическая адаптация младших подростков может заключаться в
избавлении от чувства страха, одиночества или сокращении сроков социального научения,
когда, опираясь на общественный или групповой опыт, учащиеся избавляются от
необходимости проб и ошибок, сразу выбирая более подходящую программу поведения.
Значение социальной адаптации возрастает в условиях кардинальной смены
деятельности и социального окружения человека. В ситуации новизны у пятиклассников
возникает эмоциональный дискомфорт и увеличивается риск школьной дезадаптации, когда
внутренние психологические проблемы осложняют процесс учения. В этих условиях переход
из начальной школы в среднюю является сложным, но при правильной организации он может
способствовать психологическому, социальному росту ребенка, в ином случае — может стать
болезненным процессом приспособления, привыкания.
Важная роль в успешном прохождении периода адаптации отводится личностным
особенностям детей, сформировавшимся на предшествующих этапах развития: умению
контактировать с другими людьми, владению необходимыми навыками общения, способности
определить для себя оптимальную позицию в отношениях с окружающими. Поэтому смысл
адаптационного периода в школе состоит в том, чтобы обеспечить его естественное протекание
и благополучные результаты. В этих условиях целью работы педагогапсихолога является
создание условий для успешного обучения выпускников начальной школы в среднем звене,
чтобы обеспечить их дальнейшее поступательное развитие и психологическое благополучие.
Цель программы: Профилактика дезадаптации младших подростков, создание условий
для успешного протекания процесса социальной адаптации к обучению в основной школе.
Задачи программы:
1.
2.
3.
Формирование у детей позитивной Я – концепции;
Развитие коммуникативных навыков и умений;
Развитие навыков саморегуляции эмоционального состояния, снижение уровня
тревожности.
Целевая группа: обучающиеся образовательных организаций 1113 лет.
Длительность реализации: 8 занятий с интервалом 1 раз в неделю.
Продолжительность одного занятия: 1ч. 30 мин.
Наполняемость группы: 1012 человек.
Форм и методов, используемых в данных программах:
Минилекции: позволяют эффективно передать теоретическую информацию.
Дискуссии: предоставляют возможность каждому высказать свое мнение, защищать его,
учиться взаимодействовать, слушать и слышать других.
Разминки: используются для активизации работы и снятия напряжения.
Арттерапевтические упражнения:
помогают проявиться психологическим
переживаниям, о которых трудно говорить.
Ролевая игра: позволяет рассмотреть различные решения проблемы с разных сторон и
увидеть другие пути разрешения сложных ситуаций.
Мозговой штурм: знания многих людей и их опыт суммируются, и происходит взаимное
обогащение, что может помочь принятию новых решений.
Психогимнастические: упражнения позволяют снимать психологические защиты,
помогают быть непосредственными, развивают креативность и творчество.
Мультипликационная терапия, или мульттерапия – это один из методов психотерапии
искусством. Ее также рассматривают как одно из направлений арттерапии.
Изначально арттерапия предполагала лечебное применение только изобразительного
творчества человека, то есть работу с рисунками. Уже потом появились песочная терапия,
музыкальная и т.д., которые стали рассматриваться как направления (виды) арттерапии.
Поэтому я буду говорить о мульттерапии, как о методе психотерапии искусством.
В мульттерапии можно выделить два направления:
активное – создание мультфильмов;
пассивное – только просмотр мультиков.
Просмотр мультфильмов оказывает сильное влияние на развитие эмоциональной и
1.
2.
нравственной сферы ребенка.
В процессе просмотра мультфильмов у детей формируются:
представления о добре и зле;
правила и эталоны хорошего и плохого поведения;
умение распознавать чувства и эмоции.
Просматривая «мультики», ребенок учится:
преодолевать свои страхи;
бороться с трудностями;
уважительно относиться к другим;
дружить;
сопереживать и проявлять сочувствие;
позитивно воспринимать себя и т.д.
Все это позволяет ребенку полноценно и эффективно взаимодействовать с окружающим
миром.
«Профилактика конфликтов в подростковой среде в условиях образовательной организации»
«Профилактика конфликтов в подростковой среде в условиях образовательной организации»
«Профилактика конфликтов в подростковой среде в условиях образовательной организации»
«Профилактика конфликтов в подростковой среде в условиях образовательной организации»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.