В статье описаны виды профилактической работы со школьниками. Предлагается шесть форм работы по коррекции отклоняющегося поведения у подростков. По способу организации профилактики можно использовать как индивидуальную, семейную и групповую работу. Условиями успешной профилактической работы является комплексность, своевременность, последовательность, дифференцированность. В данном направлении работы можно использовать и схожие методы и формы работы.
Коррекция отклоняющегося поведения.docx
Профилактика отклоняющегося поведения
комплексность,
Условиями успешной профилактической работы считают
последовательность,
её
Последнее
дифференцированность,
условие особенно важно в работе с активно формирующейся
личностью, например с подростками.
своевременность.
ВОЗ
(Всемирная организация здравоохранения)
предлагает выделять первичную, вторичную и третичную
профилактику. Первичная профилактика направлена на
устранение неблагоприятных факторов,
вызывающих
определённое явление, а также на повышение устойчивости
личности к влиянию этих факторов. Первичная профилактика
может широко проводиться среди подростков. Задача
вторичной профилактики - раннее выявление и реабилитация
нервно-психических нарушений и работа с «группой риска»,
например подростками, имеющими выраженную склонность
к формированию отклоняющегося поведения без проявления
такого в настоящее время. Третичная профилактика решает
специальные задачи, как лечение нервно-психических
расстройств, сопровождающихся нарушениями поведения.
Третичная профилактика может быть направлена на
предупреждение рецидивов у лиц с уже сформированным
девиантным поведением.
Психопрофилактическая работа может входить в
комплекс мероприятий всех трёх уровней. Она наиболее
эффективна в форме воздействия на условия и причины,
вызывающие девиантное поведение, на ранних этапах
появления проблем.
Существуют различные формы психопрофилактической
работы. Первая форма - организация социальной среды. В
её основе лежат представления о детерминирующем
влиянии окружающей среды на формирование девиаций.
Воздействуя на социальные факторы, можно предотвратить
нежелательное поведение личности. Воздействие может
быть направлено на общество в целом, например, через
создание негативного общественного мнения по отношению
к отклоняющемуся поведению. Объектом работы может быть
семья, социальная группа или конкретная личность.
В рамках данной модели профилактика зависимого
поведения у подростков включает, прежде всего социальную рекламу по формированию установок на здоровый образ
жизни и трезвость. Особое значение имеет политика средств
массовой информации.
Специальные программы,
выступления молодёжных кумиров, специально подобранные
кинофильмы - всё это должно иметь качественно иной
уровень, чем тот, что наблюдается в настоящее время.
Вторая форма психопрофилактической работы -
информирование. Это наиболее привычное для нас
направление психопрофилактической работы в форме
лекций, бесед, распространения специальной литературы
или видео- и телефильмов. Суть подхода заключается в
попытке воздействия на когнитивные процессы личности с
целью повышения её способности к принятию
конструктивных решений.
Для этого обычно широко используется информация,
подтверждённая статистическими данными, например, о
пагубном влиянии наркотиков на здоровье и личность.
Нередко информация имеет запугивающий характер. При
этом перечисляются негативные последствия употребления
наркотиков или описываются драматические судьбы
девиантов, их личностная деградация.
Метод действительно увеличивает знания, но плохо влияет
на изменение поведения. Само по себе информирование не
снижает уровень девиаций. В некоторых же случаях,
напротив, раннее знакомство с девиациями стимулирует
усиление интереса к ним. Запугивание также может
вызывать
диссонанс,
мотивирующий к данному виду поведения. В ряде случаев
информация даётся несвоевременно: слишком поздно или
рано. Например, опыт работы с подростками подсказывает,
что беседы по предупреждению наркозависимого поведения
должны проводиться не позднее 14 лет. Они не должны
содержать подробного описания наркотиков и эффектов, ими
производимых. Такие беседы целесообразно направлять на
обсуждение последствий девиантного поведения и способов
воздержания от него, на выработку активной личностной
позиции.
когнитивно-эмоциональный
Третья форма психопрофилактической 'работы -
активное социальное обучение социально-важным навыкам.
Данная модель реализуется в форме групповых тренингов. В
настоящее время распространены следующие формы. 1. Тренинг резистентности (устойчивости) к негативному
социальному влиянию. В ходе тренинга изменяются
установки на девиантное поведение, формируются навыки
распознавания рекламных стратегий,
развивается
способность говорить «нет» в случае давления сверстников,
даётся информация о возможном негативном влиянии
родителей и других взрослых (например, употребляющих
алкоголь) и т.д.
2. Тренинг формирования жизненных навыков. Под
жизненными навыками понимают наиболее важные
социальные умения личности. Прежде всего это умение
общаться, поддерживать дружеские связи и конструктивно
разрешать конфликты в межличностных отношениях. Также
это способность принимать на себя ответственность, ставить
цели, отстаивать свою позицию и интересы. Важными
являются навыки самоконтроля, уверенного поведения,
изменения себя и окружающей ситуации.
Четвёртая форма
- организация деятельности,
альтернативной девиантному поведению. Эта форма работы
связана с представлениями о заместительном эффекте
девиантного поведения. Например, аддикция может, играть
важную роль в личностной динамике - повышение
самооценки или интеграция в референтную среду.
Предполагается, что люди используют психоактивные
вещества, улучшающие настроение пока не получат взамен
что-то лучшее.Альтернативными формами активности
признаны: познание (путешествия), испытание себя (походы
в горы, спорт с риском), значимое общение, любовь,
творчество, деятельность (профессиональная, религиозно-
духовная, благотворительная).
Эта форма реализуется практически во всех программах
оказания помощи в случаях уже сформированного
отклоняющегося.
В семейном воспитании ведущими
профилактическими задачами выступают раннее воспитание
устойчивых интересов, развитие способности любить и быть
любимым, формирование умения себя занять и трудиться.
Родители должны понимать, что они формируют потребности
личности через вовлечение ребёнка в различные виды
активности - спорт, искусство, познание.
Пятая форма - организация здорового образа жизни. Она
исходит из представлений о личной ответственности за здоровье, гармонию с окружающим миром и своим
организмом. Умение человека достигать оптимального
состояния и успешно противостоять неблагоприятным
факторам среды считается особенно ценным. Здоровый
стиль жизни предполагает здоровое питание, регулярные
физические нагрузки, соблюдение режима труда и отдыха,
общение с природой, исключение излишеств. Такой стиль
основан на экологическом мышлении и существенно зависит
от уровня развития общества.
Шестая форма
- активизация личностных ресурсов.
Активные занятия подростков спортом, их творческое
самовыражение, участие в группах общения и личностного
роста - всё это активизирует личностные ресурсы, в свою
очередь обеспечивающие активность личности, её здоровье
и устойчивость к негативному внешнему воздействию.
В различных видах психопрофилактической работы
могут использоваться схожие формы и методы. По способу
организации работы выделяют формы психопрофилактики:
индивидуальная семейная, групповая работа. В целях
предупреждения отклоняющегося поведения используются
различные социально-психологические методы.
Среди
ведущих методов психопрофилактической работы:
информирование,
тренинговые
упражнения, ролевые игры, моделирование эффективного
социального поведения.
групповые дискуссии,
Профилактика отклоняющегося поведения
Профилактика отклоняющегося поведения
Профилактика отклоняющегося поведения
Профилактика отклоняющегося поведения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.