В образовательной организации вопросами профориентации должны заниматься следующие специалисты:
Заместитель директора по УВР
координирует профориентационную работу в школе и реализует следующие направления:
- поддержание связей общеобразовательного учреждения с социальными партнерами, влияющими на самоопределение обучающихся; - планирование работы педагогического коллектива по формированию готовности учащихся к профессиональному самоопределению в соответствии с концепцией и образовательной программой общеобразовательного учреждения;
- осуществление анализа и коррекции деятельности педагогического коллектива по данному направлению (консультации учителей, классных руководителей по организации системы учебно-воспитательной работы, направленной на самоопределение обучающихся); Классный руководитель организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции;
- ведет психолого-педагогические наблюдения склонностей учащихся;
- организует посещение учащимися дней открытых дверей в средних профессиональных учебных заведениях;
- организует тематические и комплексные экскурсии обучающихся на 13 предприятия;
- оказывает помощь школьному психологу в проведении анкетирования, учащихся и их родителей по проблеме самоопределения;
- проводит родительские собрания по проблеме формирования готовности учащихся к профессиональному самоопределению;
- организует встречи учащихся с выпускниками школы – студентами вузов, средних профессиональных учебных заведений.
Учитель способствует развитию познавательного интереса, творческой направленности личности школьников, используя разнообразные методы и средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, круглые столы, конференции, предметные недели, факультативы, конкурсы стенных газет, домашние сочинения и т.д.:
- обеспечивает профориентационную направленность уроков, формирует у учащихся общетрудовые, профессионально важные навыки;
- способствует формированию у школьников адекватной самооценки;
-проводит наблюдения по выявлению склонностей и способностей учащихся;
Библиотекарь регулярно подбирает литературу для учителей и обучающихся в помощь выбору профессии (по годам обучения) и профориентационной работе;
- изучает читательские интересы учащихся и рекомендует им литературу, помогающую в выборе профессии; организовывает выставки книг, посвященных профессиям, и читательские диспуты-конференции на темы выбора профессии;
- обобщает и систематизирует методические материалы, справочные данные о потребностях региона в кадрах и другие вспомогательные материалы (фотографии, вырезки, схемы, проспекты, программы, описания профессий);
- регулярно устраивает выставки литературы о профессиях по сферам и отраслям (машиностроение, транспорт, строительство, в мире искусства и 14 т.д.).
Социальный педагог способствует формированию у школьников с ОВЗ адекватной самооценки, поскольку, как правило, у таких детей она занижена;
- оказывает педагогическую поддержку детям с ОВЗ в процессе их профессионального и жизненного самоопределения;
- осуществляет консультации обучающимся и родителям по социальным вопросам;
- оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке социальных факторов, затрудняющих процесс самоопределения школьника.
Психолог проводит психолого-педагогическое консультирование;
- изучает профессиональный интерес и склонности учащихся;
- осуществляет мониторинг готовности учащегося к профессиональному самоопределению через анкетирование обучающихся и их родителей;
- проведение тренинговых занятий по профориентации обучающихся;
- осуществляет психологические консультации с учётом возрастных особенностей обучающихся;
- способствует формированию у школьников адекватной самооценки;
- оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке интересов и склонностей обучающихся.
Медицинский работник способствует формированию у школьников установки на здоровый образ жизни, используя разнообразные формы, методы, средства;
- проводит с учащимися беседы о взаимосвязи успешности профессиональной карьеры и здоровья человека;
- организует консультации по проблеме влияния состояния здоровья на профессиональную карьеру;
- оказывает помощь классному руководителю, школьному психологу и социальному педагогу в анализе деятельности учащихся.
Итогом профориентации должно быть профессиональное обучение, 15 профессиональное образование. Одной из проблем получения профессионального образования инвалидами и лицами с ОВЗ остается недостаточная информированность о возможностях получения ими профессионального (высшего и среднего) образования в регионе проживания и в целом по Российской Федерации.).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.