Конспект занятия «Методика «Обратная связь ПростоМощно»
Цели занятия
•оказание помощи учащимся в профессиональной ориентации и самоопределении;
•знакомство с профориентационной методикой «Обратная связь #ПростоМощно».
Задачи
•дать представление о профориентационной методике «Обратная связь #ПростоМощно»;
•научить навыкам групповой работы;
•развить навыки самопознания, самоанализа, самоопределения;
•сформировать умения работать с методикой «Обратная связь #ПростоМощно» с целью определения своих профессиональных пристрастий;
•развитие навыков самопрезентации;
•сформировать аналитические и коммуникативные компетенции обучающихся.
Оборудование: рабочая тетрадь, мультимедийные средства для демонстрации презентации.
Описание методики
Обратная связь – это отклик, отзыв, ответная реакция на какое-либо сообщение, действие или событие. В качестве синонима обратной связи также используется термин «фидбэк» — транслитерации англоязычного термина «feedback». Обратная связь может быть как позитивной, так и корректирующей.
НЕГАТИВНОЙ обратной связи не бывает, бывает обратная связь, направленная на корректировку поведения.
Формы обратной связи:
•совет: все прошло отлично, при этом я считаю, что что-то действительно можно скорректировать, доработать, улучшить;
•комплимент: положительная оценка, не нуждается в корректировке действий;
•критика: действие не соответствовало нормам, необходимо принять решение, как это исправить.
Обратная связь может поступать как извне (от других людей), так и переживаться внутри одной личности.
Одна из моделей сбора и формирования обратной связи может быть продемонстрирована с помощью Цикла Колба.
Цикл Колба (модель Колба) – теория о том, как людьми проживается опыт и как эффективно получать знания. Основа метода исходит из предположения, что можно выделить следующие стили познания:
•конкретный опыт;
•рефлексивное наблюдение;
•абстрактная концептуализация;
•активное экспериментирование.
Человек получает знания или вырабатывает навыки, проходя следующие этапы:
1. Получение непосредственного опыта.
2. Наблюдение, в ходе которого обучающийся обдумывает то, что он только что узнал.
3. Осмысление новых знаний, их теоретическое обобщение.
4. Экспериментальная проверка новых знаний и самостоятельное применение их на практике.
Отправным моментом естественного обучения является приобретение конкретного опыта, который дает материал для рефлексивного наблюдения.
Обобщив новые данные и интегрировав их в систему имеющихся знаний, человек приходит к абстрактным представлениям и понятиям (отстраненным от непосредственного опыта). Эти новые знания представляют собой гипотезы, которые проверяются в ходе активного экспериментирования в разнообразных ситуациях — воображаемых, моделируемых и реальных. Процесс обучения может начаться с любой стадии. Он протекает циклически — до тех пор, пока не сформируется требуемый навык; как только один навык освоен, мозг готов к обучению следующему.
I. Вводная часть (5 минут).
Знакомство с методикой «Обратная связь», описание форм обратной связи, модели Цикл Колба.
Вместе с учащимися нужно выстроить цепочку получения знаний или обратной связи после проживания конкретной ситуации. Например:
Ситуация: Человек шел по улице, поскользнулся, упал. ------> …
Анализ: Я шел, смотрел в телефон. Не смотрел под ноги. Поэтому и поскользнулся, почувствовал боль при падении. ------> …
Теория: Если я буду смотреть под ноги, такое больше не повторится. ------> …
Практика: При ходьбе я смотрю под ноги.
Самостоятельная работа.
Смотрим на ситуацию в рабочей тетради. Была такая ситуация, которая привела к следующим последствиям.
1. Вместе с учащимися нужно выстроить цепочку получения знаний или обратной связи после проживания конкретной ситуации.
2. Анализ действия, которое произошло.
3. Как в следующий раз эту ситуацию исправить?
Учащиеся записывают цепочку по образцу в рабочей тетради.
II. Работа с методикой «+» и «++» (Плюс + плюсы) (7 минут).
Учащиеся вспоминают или придумывают неудачную ситуацию, событие, случай, записывают в тетрадь в 3 столбик в соответствии с предложенным примером:
Во время урока у меня закончилась паста в ручке. Запасной нет.
Задача 1 – найти плюсы в этой ситуации: Появилась возможность отдохнуть.
Задача 2 – обозначить факт происшествия: Ручки запасной нет, придется писать карандашом.
Затем от факта перейди к полученному опыту от этой ситуации: В следующий раз я возьму запасную. В следующий раз я буду готов
III. Разделение учеников на команды (3 минуты). Класс делится на 2 команды: •команды формируются по любому признаку.
После разбора примера обратной связи, командам предлагается поработать с кейсами заданий. Каждая команда получает один из 2-х кейсов.
Кейс для Команды 1
Виталик очень любит компьютерные игры. Его лучший друг Кирилл отлично играет в футбол и постоянно зовет его с собой. Виталик боится признаться Кириллу, что ему не нравится футбол, потому что все в классе считают, что футбол – это круто. Как Виталику сказать Кириллу, что он не хочет ходить с ним на футбол?
1. Начинаем всегда с позитива (Что позитивного в этой ситуации?).
2. Действие, которое произошло (Описание действия, которое произошло).
3. Как в следующий раз эту ситуацию исправить?
Кейс для Команды 2
Кирилл любит играть в футбол и всегда зовет с собой своего друга Виталика. Виталику очень нравится играть в компьютерные игры. Кирилл считает, что Виталик слишком много времени проводит за компьютером и ему нужен свежий воздух. Как Кириллу сказать другу чтобы он занимался спортом?
1. Начинаем всегда с позитива (Что позитивного в этой ситуации?).
2. Действие, которое произошло (Описание действия, которое произошло).
3. Как в следующий раз эту ситуацию исправить?
После завершения обсуждения (решения ситуации) учащиеся выбирают одного участника команды, который презентует всему классу результат.
Обсуждение кейсов. Поиск дополнительных вариантов развития событий (10 минут).
Подведение итогов
Обсуждение проведенного занятия. Рефлексия (5 минут). Вопросы для обсуждения:
•Что нового ты сегодня узнал?
• Как ты думаешь, для чего нам нужно разбирать ситуации?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.