Профстандарт педагога: основные положения и механизмы реализации
Оценка 5

Профстандарт педагога: основные положения и механизмы реализации

Оценка 5
Лекции +1
docx
администрации
Взрослым
30.05.2018
Профстандарт педагога: основные положения и механизмы реализации
Характерной чертой последних десятилетий является не столько появление новых профессий , сколько изменение «границ» старых, связанное с новыми видами деятельности, новыми технологиями и методами работы, новыми требованиями к результатам и оценке эффективности. Профессия педагога сегодня расширяет свои границы и уходит в целом в гуманитарную сферу, и потому стандарты , по мнению разработчиков, могут на долгие годы определять успех и эффективность не только системы образования, но всей жизни общества . Актуальность появления профстандарта педагога очевидна, поскольку продолжающаяся модернизация общего образования требует от современной образовательной организации высокого качества образования. Для реализации этой задачи школа , дошкольное учреждение должны обладать высокопрофессиональным составом педагогических кадров. Эта задача становится исключительно актуальной . Анализ образовательных результатов, прежде всего, итоговой государственной аттестации выпускников основного и среднего общего образования, за последние годы подтверждает и обостряет проблему кадрового потенциала системы образования.Профстандарт педагога: основные положения и механизмы реализации Дагбаева С.М., преподаватель английского языка ГАПОУ «Агинский педагогический колледж» им. Б.Ринчино
Статья Дагбаевой С.М.docx
Профстандарт педагога: основные положения и механизмы реализации Дагбаева С.М., преподаватель английского языка ГАПОУ «Агинский педагогический колледж» им. Б.Ринчино          Характерной чертой последних десятилетий является не столько  появление новых профессий , сколько изменение «границ» старых, связанное с новыми видами деятельности, новыми технологиями и методами работы,  новыми требованиями к результатам и оценке эффективности. Профессия  педагога сегодня  расширяет свои границы и уходит  в целом в гуманитарную  сферу, и потому стандарты , по мнению разработчиков, могут на долгие годы  определять успех и эффективность не только системы образования, но всей  жизни общества .          Актуальность появления профстандарта педагога очевидна, поскольку  продолжающаяся  модернизация общего образования требует от современной  образовательной организации высокого качества образования. Для реализации этой задачи школа , дошкольное учреждение должны обладать  высокопрофессиональным составом педагогических кадров. Эта задача  становится исключительно актуальной . Анализ образовательных результатов,  прежде всего, итоговой государственной аттестации выпускников основного и среднего общего образования,  за последние годы подтверждает и   обостряет  проблему кадрового потенциала системы образования.         Профессиональный стандарт педагога утвержден Приказом  Минтруда  РФ от 18.10. 2013 г. N 544н , сроки его введения в штатном режиме  определены на 1 января 2017 года.  Исходя  из этого возникает необходимость целенаправленной подготовки педагогических кадров в соответствии с  1 требованиями профстандарта педагога. Утвержденный стандарт – сложный   регулятор большого числа вопросов педагогической работы: трудоустройства педагога, определения его должностных обязанностей, аттестации, оплаты  труда. Профстандарт – инструмент реализации стратегии образования,  повышения качества образования, также является базой для оценки  квалификации и труда педагога, на основе его – могут создаваться трудовые  договоры. В первую очередь требования профстандарта коснутся педагогов в  ходе аттестации на соответствие занимаемой должности , а это массовая  процедура.  В настоящее время мы имеем профессиональные стандарты ,  касающиеся  педагога дошкольного образования (воспитатель), педагога  начальной школы,  педагога основной школы, педагога старшей школы. В  ближайшей перспективе будет утвержден профстандарт педагога  дополнительного образования и  педагога системы профессионального  образования. Планируется разработка и утверждение профстандартов по  следующим специальностям:   педагог­психолог, специальный педагог  (дефектолог) в дошкольном учреждении общего типа и массовой школе,  тьютор, оказывающий индивидуальную поддержку и сопровождение ребенка­ инвалида.           Цель применения профстандарта заключается в определении   необходимой квалификации педагога, которая влияет на результаты  обучения, воспитания и развития ребенка; обеспечении необходимой  подготовки педагога  для получения высоких результатов его труда;  обеспечении необходимой  осведомленности педагога о предъявляемых к  нему требованиях; содействии вовлечения педагогов в решение задачи  повышения качества образования.             Профстандарт предусматривает наличие новых компетенций педагога  таких как : ­ работа с одаренными учащимися;  ­ работа в условиях реализации программ инклюзивного образования;  2 ­ преподавание русского языка учащимся, для которых он  не является родным; ­ работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии ; ­ работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально  уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении .       Профстандарт должен стать системообразующим механизмом, который  повысит качество работы педагогов в соответствии с требованиями  федеральных государственных стандартов общего образования.    Следует отметить новые характеристики деятельности профессионала­ педагога, к ним относятся  :  1.  Мобильность  2. Способность к нестандартным трудовым  действиям  3.  Умение работать в команде  4. Готовность к изменениям  5.  Ответственность и самостоятельность в принятии решений .                   В профстандарте требования к профессиональным компетенциям  выделены по трем  общепедагогическим  функциям : обучение ,  воспитание , развитие ,­ они  исключительно высокие , например, в  обучении: владение формами и методами обучения, выходящими за рамки  уроков; умение объективно оценивать знания учеников, используя разные  формы и методы контроля, владение ИКТ­компетенциями и др.. В  воспитании педагог должен уметь находить (обнаруживать) ценностный  аспект учебного знания и информации и обеспечивать его понимание и  переживание учащимися; уметь проектировать и создавать ситуации и  события; уметь создавать в учебных группах детско­взрослые общности  учащихся, их родителей и педагогов.  Педагог должен владеть   личностными качествами и компетенциями, необходимыми для  3 формирования и развития метапредметных и личностных компетенций  обучающихся . В настоящее время в Российской Федерации ведется работа по подготовке  к  переходу на профстандарты. Профессиональный стандарт педагога  (учитель, воспитатель) до утверждения прошел широкое общественное  обсуждение.  В 21 субъекте Российской Федерации , в том числе в  Забайкальском крае, созданы площадки по апробации профстандарта. В  регионах разработаны стартовые региональные модели, проекты,  сформированы региональные команды и специализация регионов. В  Забайкальском крае региональной стажировочной площадкой определен  Агинский институт повышения квалификации работников социальной сферы  и утверждены 14 образовательных организаций в статусе базовых опорных  площадок по апробации региональной модели внедрения профстандарта.        Профессиональный стандарт педагога (учитель, воспитатель) вошел в  Комплексную программу повышения профессионального уровня педагога,  которая  утверждена  Правительством  РФ  28.05.2014 года  за № 3241­П8. Комплексная программа  состоит из четырех   подпрограмм :  1. Внедрение профессионального стандарта «Педагог» 2. Модернизация педагогического образования 3. Переход к эффективному контракта 4. Повышение престижа профессии  В рамках настоящей программы проектируется построение взаимосвязанных  изменений оценки и оплаты труда педагогических работников (эффективный  контракт), процедур сертификации квалификаций, аттестации на базе  профстандарта, изменения системы педагогического образования, подготовки 4 и ПК, которая включает овладение ими современными образовательными  технологиями обучения и воспитания, в том числе детей с ограниченными  возможностями здоровья, а также повышения статуса и престижа  педагогической  профессии .  Тем самым предполагается   подойти к решению проблемы подготовки и повышения профессионального уровня педагогов  комплексно. Для реализации Комплексной программы в целях подготовки и  внедрения профессионального стандарта педагога  актуальным является  формирование  пакета нормативно­правовых документов регионального ,  муниципального   уровней и уровня образовательной организации.   Министерством образования, науки и молодежной политики Забайкальского  края  подписан приказ  № 579 от 27 июня 2014 года «О разработке Плана  мероприятий («дорожная карта») по реализации комплексной программы  повышения профессионального уровня педагогических работников  общеобразовательных организаций Забайкальского края»        Мероприятия подпрограммы 1 направлены на обеспечение  перехода   образовательных организаций  общего  образования  на  работу  в  условиях   действия профессионального  стандарта  "Педагог  (педагогическая   деятельность в сфере  дошкольного,  начального  общего,  основного  общего,  среднего общего  образования)  (воспитатель,  учитель)" ; организацию   переподготовки  и  повышения  квалификации педагогических  работников   общего  образования  в  соответствии с требованиями профессионального  стандарта педагога; формирование  системы  аттестации  педагогических   работников общего образования на основе профессионального стандарта  педагога. Более подробно остановимся на подпрограмме 2. Целью подпрограммы №2  является  обеспечение подготовки в профессиональных образовательных  организациях и образовательных организациях высшего образования  педагогических кадров в соответствии с профессиональным стандартом  5 педагога и федеральными государственными образовательными стандартами  общего образования.  Для решения данной цели в подпрограмме выделены  следующие задачи: ­ изменение содержания федеральных государственных  образовательных стандартов и основных образовательных программ по  направлениям укрупненной группы направлений подготовки и специальностей "Образование и педагогические науки" и технологий обучения в целях учета  требований нового профессионального стандарта педагога, обеспечения  реализации федеральных государственных образовательных стандартов  общего образования;  ­ апробация обновленных федеральных государственных образовательных  стандартов и основных образовательных программ и обеспечение к 2020 году  их внедрения в образовательных организациях высшего образования и  профессиональных образовательных организациях, реализующих  образовательные программы в рамках укрупненной группы направлений  подготовки и специальностей "Образование и педагогические науки".          На федеральном уровне утвержден комплекс мероприятий  по  модернизации педагогического образования, в рамках которых  предусмотрены следующие меры:  ­ разработка и апробация федеральных государственных образовательных  стандартов и основных профессиональных образовательных программ по  направлениям укрупненной группы направлений подготовки и специальностей "Образование и педагогические науки" с учетом соответствующих положений  профессиональных стандартов и федеральных государственных  образовательных стандартов общего образования, включая новое учебное  содержание, новые технологии обучения, в том числе, направленные на  овладение современными образовательными технологиями и методиками  обучения и воспитания, знаниями, умениями и навыками в целях обеспечения  6 инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья,  повышение квалификации профессорско­преподавательского состава  образовательных организаций высшего образования, участвующих в  разработке и апробации (2014­2017 годы);  ­ реализация моделей сетевого взаимодействия образовательных организаций  высшего образования и профессиональных образовательных организаций,  образовательных организаций высшего образования и общеобразовательных  организаций, направленных на реализацию педагогических программ  бакалавриата, отвечающих следующим характеристикам: значительное  увеличение объема практической подготовки (не менее чем в 3 раза),  проведение длительных практик, в том числе обеспечивающих реализацию  индивидуальных образовательных траекторий для обучающихся, уже  имеющих среднее профессиональное или высшее образование (2014­2017  годы);  ­ разработка программ многопрофильного бакалавриата на основе  федеральных государственных образовательных стандартов нового типа,  предполагающего возможность комбинации двух профилей обучения:  общегуманитарного и педагогического в том числе направленного на  овладение современными образовательными технологиями и методиками  обучения и воспитания, знаниями, умениями и навыками в целях обеспечения  инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья,  который выбирается после изучения основного блока с учетом  индивидуальных особенностей и способностей обучающегося (2015­2017  годы);  ­ апробация моделей подготовки кадров в ходе разработки основных  образовательных программ магистратуры 3 видов: программ подготовки по  педагогическим направлениям с усиленной практической или  7 исследовательской направленностью, программ по менеджменту для  управленческого персонала системы образования (2015­2017 годы);  ­ разработка и апробация модели получения педагогического образования  лицами, не имеющими педагогического образования, но мотивированными к  педагогической деятельности, на программах магистратуры практической  направленности (2015­2017 годы).        На федеральном уровне в 2016 году планируется разработать и утвердить отраслевую рамку квалификаций (4 или 5 уровней), изменения в нормативно­ правовые акты, касающиеся, в первую очередь, экзаменов, аттестации,  должностных обязанностей, разработать методические рекомендации и  примерные документы на уровне образовательной организации (примерный  трудовой договор и т.п.)      На региональном уровне создается и апробируется региональная модель  применения профстандарта , в которой определено взаимодействие основных  участников: органы власти регионального и муниципального уровней,  учреждения профессионального образования педагогической направленности, учреждения дополнительного профессионального образования работников  образования, образовательные организации, общественные организации. На  уровне организаций среднего и высшего (педагогического) образования  предстоит создать и апробировать новые модели экзаменов и новые модели  подготовки педагогов в соответствии с требованиями профессионального  стандарта.  8 9

Профстандарт педагога: основные положения и механизмы реализации

Профстандарт педагога: основные положения и механизмы реализации

Профстандарт педагога: основные положения и механизмы реализации

Профстандарт педагога: основные положения и механизмы реализации

Профстандарт педагога: основные положения и механизмы реализации

Профстандарт педагога: основные положения и механизмы реализации

Профстандарт педагога: основные положения и механизмы реализации

Профстандарт педагога: основные положения и механизмы реализации

Профстандарт педагога: основные положения и механизмы реализации

Профстандарт педагога: основные положения и механизмы реализации

Профстандарт педагога: основные положения и механизмы реализации

Профстандарт педагога: основные положения и механизмы реализации

Профстандарт педагога: основные положения и механизмы реализации

Профстандарт педагога: основные положения и механизмы реализации

Профстандарт педагога: основные положения и механизмы реализации

Профстандарт педагога: основные положения и механизмы реализации

Профстандарт педагога: основные положения и механизмы реализации

Профстандарт педагога: основные положения и механизмы реализации
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.05.2018