Профстандарт педагога: основные положения и механизмы реализации
Оценка 5
Лекции +1
docx
администрации
Взрослым
30.05.2018
Характерной чертой последних десятилетий является не столько появление новых профессий , сколько изменение «границ» старых, связанное с новыми видами деятельности, новыми технологиями и методами работы, новыми требованиями к результатам и оценке эффективности. Профессия педагога сегодня расширяет свои границы и уходит в целом в гуманитарную сферу, и потому стандарты , по мнению разработчиков, могут на долгие годы определять успех и эффективность не только системы образования, но всей жизни общества .
Актуальность появления профстандарта педагога очевидна, поскольку продолжающаяся модернизация общего образования требует от современной образовательной организации высокого качества образования. Для реализации этой задачи школа , дошкольное учреждение должны обладать высокопрофессиональным составом педагогических кадров. Эта задача становится исключительно актуальной . Анализ образовательных результатов, прежде всего, итоговой государственной аттестации выпускников основного и среднего общего образования, за последние годы подтверждает и обостряет проблему кадрового потенциала системы образования.Профстандарт педагога: основные положения и механизмы реализации
Дагбаева С.М., преподаватель английского языка ГАПОУ «Агинский педагогический колледж» им. Б.Ринчино
Статья Дагбаевой С.М.docx
Профстандарт педагога: основные положения и механизмы реализации
Дагбаева С.М., преподаватель английского языка ГАПОУ «Агинский
педагогический колледж» им. Б.Ринчино
Характерной чертой последних десятилетий является не столько
появление новых профессий , сколько изменение «границ» старых, связанное с
новыми видами деятельности, новыми технологиями и методами работы,
новыми требованиями к результатам и оценке эффективности. Профессия
педагога сегодня расширяет свои границы и уходит в целом в гуманитарную
сферу, и потому стандарты , по мнению разработчиков, могут на долгие годы
определять успех и эффективность не только системы образования, но всей
жизни общества .
Актуальность появления профстандарта педагога очевидна, поскольку
продолжающаяся модернизация общего образования требует от современной
образовательной организации высокого качества образования. Для реализации
этой задачи школа , дошкольное учреждение должны обладать
высокопрофессиональным составом педагогических кадров. Эта задача
становится исключительно актуальной . Анализ образовательных результатов,
прежде всего, итоговой государственной аттестации выпускников основного и
среднего общего образования, за последние годы подтверждает и обостряет
проблему кадрового потенциала системы образования.
Профессиональный стандарт педагога утвержден Приказом Минтруда
РФ от 18.10. 2013 г. N 544н , сроки его введения в штатном режиме
определены на 1 января 2017 года. Исходя из этого возникает необходимость
целенаправленной подготовки педагогических кадров в соответствии с
1 требованиями профстандарта педагога. Утвержденный стандарт – сложный
регулятор большого числа вопросов педагогической работы: трудоустройства
педагога, определения его должностных обязанностей, аттестации, оплаты
труда. Профстандарт – инструмент реализации стратегии образования,
повышения качества образования, также является базой для оценки
квалификации и труда педагога, на основе его – могут создаваться трудовые
договоры. В первую очередь требования профстандарта коснутся педагогов в
ходе аттестации на соответствие занимаемой должности , а это массовая
процедура. В настоящее время мы имеем профессиональные стандарты ,
касающиеся педагога дошкольного образования (воспитатель), педагога
начальной школы, педагога основной школы, педагога старшей школы. В
ближайшей перспективе будет утвержден профстандарт педагога
дополнительного образования и педагога системы профессионального
образования. Планируется разработка и утверждение профстандартов по
следующим специальностям: педагогпсихолог, специальный педагог
(дефектолог) в дошкольном учреждении общего типа и массовой школе,
тьютор, оказывающий индивидуальную поддержку и сопровождение ребенка
инвалида.
Цель применения профстандарта заключается в определении
необходимой квалификации педагога, которая влияет на результаты
обучения, воспитания и развития ребенка; обеспечении необходимой
подготовки педагога для получения высоких результатов его труда;
обеспечении необходимой осведомленности педагога о предъявляемых к
нему требованиях; содействии вовлечения педагогов в решение задачи
повышения качества образования.
Профстандарт предусматривает наличие новых компетенций педагога
таких как :
работа с одаренными учащимися;
работа в условиях реализации программ инклюзивного образования;
2 преподавание русского языка учащимся, для которых он
не является родным;
работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии ;
работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально
уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении .
Профстандарт должен стать системообразующим механизмом, который
повысит качество работы педагогов в соответствии с требованиями
федеральных государственных стандартов общего образования.
Следует отметить новые характеристики деятельности профессионала
педагога, к ним относятся :
1. Мобильность
2. Способность к нестандартным трудовым действиям
3. Умение работать в команде
4. Готовность к изменениям
5. Ответственность и самостоятельность в принятии решений .
В профстандарте требования к профессиональным компетенциям
выделены по трем общепедагогическим функциям : обучение ,
воспитание , развитие , они исключительно высокие , например, в
обучении: владение формами и методами обучения, выходящими за рамки
уроков; умение объективно оценивать знания учеников, используя разные
формы и методы контроля, владение ИКТкомпетенциями и др.. В
воспитании педагог должен уметь находить (обнаруживать) ценностный
аспект учебного знания и информации и обеспечивать его понимание и
переживание учащимися; уметь проектировать и создавать ситуации и
события; уметь создавать в учебных группах детсковзрослые общности
учащихся, их родителей и педагогов. Педагог должен владеть
личностными качествами и компетенциями, необходимыми для
3 формирования и развития метапредметных и личностных компетенций
обучающихся .
В настоящее время в Российской Федерации ведется работа по подготовке
к переходу на профстандарты. Профессиональный стандарт педагога
(учитель, воспитатель) до утверждения прошел широкое общественное
обсуждение. В 21 субъекте Российской Федерации , в том числе в
Забайкальском крае, созданы площадки по апробации профстандарта. В
регионах разработаны стартовые региональные модели, проекты,
сформированы региональные команды и специализация регионов. В
Забайкальском крае региональной стажировочной площадкой определен
Агинский институт повышения квалификации работников социальной сферы
и утверждены 14 образовательных организаций в статусе базовых опорных
площадок по апробации региональной модели внедрения профстандарта.
Профессиональный стандарт педагога (учитель, воспитатель) вошел в
Комплексную программу повышения профессионального уровня педагога,
которая утверждена Правительством РФ 28.05.2014 года за № 3241П8.
Комплексная программа состоит из четырех подпрограмм :
1. Внедрение профессионального стандарта «Педагог»
2. Модернизация педагогического образования
3. Переход к эффективному контракта
4. Повышение престижа профессии
В рамках настоящей программы проектируется построение взаимосвязанных
изменений оценки и оплаты труда педагогических работников (эффективный
контракт), процедур сертификации квалификаций, аттестации на базе
профстандарта, изменения системы педагогического образования, подготовки
4 и ПК, которая включает овладение ими современными образовательными
технологиями обучения и воспитания, в том числе детей с ограниченными
возможностями здоровья, а также повышения статуса и престижа
педагогической профессии . Тем самым предполагается подойти к решению
проблемы подготовки и повышения профессионального уровня педагогов
комплексно. Для реализации Комплексной программы в целях подготовки и
внедрения профессионального стандарта педагога актуальным является
формирование пакета нормативноправовых документов регионального ,
муниципального уровней и уровня образовательной организации.
Министерством образования, науки и молодежной политики Забайкальского
края подписан приказ № 579 от 27 июня 2014 года «О разработке Плана
мероприятий («дорожная карта») по реализации комплексной программы
повышения профессионального уровня педагогических работников
общеобразовательных организаций Забайкальского края»
Мероприятия подпрограммы 1 направлены на обеспечение перехода
образовательных организаций общего образования на работу в условиях
действия профессионального стандарта "Педагог (педагогическая
деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего,
среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" ; организацию
переподготовки и повышения квалификации педагогических работников
общего образования в соответствии с требованиями профессионального
стандарта педагога; формирование системы аттестации педагогических
работников общего образования на основе профессионального стандарта
педагога.
Более подробно остановимся на подпрограмме 2. Целью подпрограммы №2
является обеспечение подготовки в профессиональных образовательных
организациях и образовательных организациях высшего образования
педагогических кадров в соответствии с профессиональным стандартом
5 педагога и федеральными государственными образовательными стандартами
общего образования. Для решения данной цели в подпрограмме выделены
следующие задачи: изменение содержания федеральных государственных
образовательных стандартов и основных образовательных программ по
направлениям укрупненной группы направлений подготовки и специальностей
"Образование и педагогические науки" и технологий обучения в целях учета
требований нового профессионального стандарта педагога, обеспечения
реализации федеральных государственных образовательных стандартов
общего образования;
апробация обновленных федеральных государственных образовательных
стандартов и основных образовательных программ и обеспечение к 2020 году
их внедрения в образовательных организациях высшего образования и
профессиональных образовательных организациях, реализующих
образовательные программы в рамках укрупненной группы направлений
подготовки и специальностей "Образование и педагогические науки".
На федеральном уровне утвержден комплекс мероприятий по
модернизации педагогического образования, в рамках которых
предусмотрены следующие меры:
разработка и апробация федеральных государственных образовательных
стандартов и основных профессиональных образовательных программ по
направлениям укрупненной группы направлений подготовки и специальностей
"Образование и педагогические науки" с учетом соответствующих положений
профессиональных стандартов и федеральных государственных
образовательных стандартов общего образования, включая новое учебное
содержание, новые технологии обучения, в том числе, направленные на
овладение современными образовательными технологиями и методиками
обучения и воспитания, знаниями, умениями и навыками в целях обеспечения
6 инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья,
повышение квалификации профессорскопреподавательского состава
образовательных организаций высшего образования, участвующих в
разработке и апробации (20142017 годы);
реализация моделей сетевого взаимодействия образовательных организаций
высшего образования и профессиональных образовательных организаций,
образовательных организаций высшего образования и общеобразовательных
организаций, направленных на реализацию педагогических программ
бакалавриата, отвечающих следующим характеристикам: значительное
увеличение объема практической подготовки (не менее чем в 3 раза),
проведение длительных практик, в том числе обеспечивающих реализацию
индивидуальных образовательных траекторий для обучающихся, уже
имеющих среднее профессиональное или высшее образование (20142017
годы);
разработка программ многопрофильного бакалавриата на основе
федеральных государственных образовательных стандартов нового типа,
предполагающего возможность комбинации двух профилей обучения:
общегуманитарного и педагогического в том числе направленного на
овладение современными образовательными технологиями и методиками
обучения и воспитания, знаниями, умениями и навыками в целях обеспечения
инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья,
который выбирается после изучения основного блока с учетом
индивидуальных особенностей и способностей обучающегося (20152017
годы);
апробация моделей подготовки кадров в ходе разработки основных
образовательных программ магистратуры 3 видов: программ подготовки по
педагогическим направлениям с усиленной практической или
7 исследовательской направленностью, программ по менеджменту для
управленческого персонала системы образования (20152017 годы);
разработка и апробация модели получения педагогического образования
лицами, не имеющими педагогического образования, но мотивированными к
педагогической деятельности, на программах магистратуры практической
направленности (20152017 годы).
На федеральном уровне в 2016 году планируется разработать и утвердить
отраслевую рамку квалификаций (4 или 5 уровней), изменения в нормативно
правовые акты, касающиеся, в первую очередь, экзаменов, аттестации,
должностных обязанностей, разработать методические рекомендации и
примерные документы на уровне образовательной организации (примерный
трудовой договор и т.п.)
На региональном уровне создается и апробируется региональная модель
применения профстандарта , в которой определено взаимодействие основных
участников: органы власти регионального и муниципального уровней,
учреждения профессионального образования педагогической направленности,
учреждения дополнительного профессионального образования работников
образования, образовательные организации, общественные организации. На
уровне организаций среднего и высшего (педагогического) образования
предстоит создать и апробировать новые модели экзаменов и новые модели
подготовки педагогов в соответствии с требованиями профессионального
стандарта.
8 9
Профстандарт педагога: основные положения и механизмы реализации
Профстандарт педагога: основные положения и механизмы реализации
Профстандарт педагога: основные положения и механизмы реализации
Профстандарт педагога: основные положения и механизмы реализации
Профстандарт педагога: основные положения и механизмы реализации
Профстандарт педагога: основные положения и механизмы реализации
Профстандарт педагога: основные положения и механизмы реализации
Профстандарт педагога: основные положения и механизмы реализации
Профстандарт педагога: основные положения и механизмы реализации
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.