Программа " Я - исследователь"

  • docx
  • 22.04.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Я-ИССЛЕДОВАТЕЛЬ.docx

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение школа – интернат основного общего образования д. Новониколаевка муниципального района Зианчуринский район Республики Башкортостан

 

Рассмотрена и принята:                                                                                                          «Утверждаю»

Руководитель  ШМО                                                                                                              директор 

_______/____________/                                                                                                         С.М.Ишемгулова _____/

Протокол № 1 от                                                                                                                           Приказ № 15 от

«01» августа 2020  г.                                                                                                                   «04» августа 2020  г.

                                                                                                                                             

                                                                                                                                             

02 – 25

Рабочая программа по внеурочной

деятельности для 1-4 классов

« Я – исследователь»

учителя начальных классов

Бикмаевой Ларисы Радиковны

(на 2020 - 2024 уч. г.)

 

 

Пояснительная записка

Рабочая программа курса внеурочной проектной деятельности «Я – исследователь» для учащихся 1-4 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, - программы курса «Я – исследователь» (1-4 классы), методических рекомендаций Савенкова А.И. «Методика исследовательского обучения младших школьников» – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров» 2012г.;                                                                                                                                                                    Рабочая программа по внеурочной деятельности для 1 – 4  классов составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:

-       Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);

-       Федеральный Закон от 01.12.2007 г. № 309 (ред. от 23.07.2013 г.) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;

-       Закон Республики Башкортостан от 1 июля 2013 года №  696-з «Об образовании в Республике Башкортостан».

-       Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

-       Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования »;

-       Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

-       Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;

-       Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального  образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»;

-       Письмо Минобрнауки России № 08-1786 от 28.10.2015 г. «О рабочих программах учебных предметов»

-       Настоящее положение разработано в соответствии с ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ  от 29 декабря 2012 г.  приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», письмом  Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 № 03 – 296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального  государственного стандарта общего образования».

-       Примерная программа по учебному предмету в 2-х частях Москва Академкнига/ учебник 2012 г. ;

-       учебный план МОАУ школа-интернат основного общего образования д. Новониколаевка приказ № ___ от __________ г.

-       положение о рабочей программе приказ №___ от  _______ 2018 г.

Программа внеурочной деятельности «Я – исследователь »  составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и Концепцией духовно-нравственного воспитания и развития.

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее - ФГОС НОО) требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные программы начального образования включают проектную деятельность в содержание учебных курсов и внеурочной деятельности.

Педагог, осуществляющий реализацию программы курса внеурочной деятельности «Я – исследователь», использует следующие образовательные технологии:                                                                                                                                                                           уровневая дифференциация;                                                                                                                                                                                           проблемное обучение;                                                                                                                                                                                               критическое мышление;                                                                                                                                                                             моделирующая деятельность;                                                                                                                                                                                    поисковая деятельность;                                                                                                                                                                                   информационно-коммуникационные технологии;                                                                                                                      здоровьесберегающие технологии и др.

Актуальность данной программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности при получении основного и среднего общего образования, колледжах, техникумах, вузах, трудовой деятельности и т.д.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Я – исследователь» позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.

Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

Цель и задачи программы курса внеурочной деятельности «Я – исследователь» - создание условий для развития интеллектуально творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процесс саморазвития; создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности.

Задачи программы:                                                                                                                                                                                    формировать представление об исследовательском и проектном обучении как ведущем способе учебной деятельности;                                                                               обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;                                                                       формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска, работы с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование);                                                                                                                                                                                 формировать умения оценивать свои возможности, осознавать свои интересы и делать осознанный выбор;                                     формировать коммуникативные навыки учащихся (партнерское общение);

развивать познавательные потребности и способности, креативность.                                                                                                     Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы.

Порядок действий при работе над проектом:                                                                                                                                                1. Знакомство с темой.                                                                                                                                                                                                   2. Выбор подтем (областей знания).                                                                                                                                                                                             3. Сбор информации.                                                                                                                                                                                                   4. Выбор проектов.                                                                                                                                                                                                    5. Работа над проектами.                                                                                                                                                                                                     6. Презентация проектов.

Выполнение проекта складывается из трёх основных этапов: разработка проекта, практическая реализация проекта, защита проекта. Наиболее трудоёмким компонентом проектной деятельности является первый этап – интеллектуальный поиск. При его организации основное внимание уделяется наиболее существенной части – мысленному прогнозированию, создание замысла (относительно возможного устройства изделия в целом или его части, относительно формы, цвета, материала, способов соединения деталей изделия и т.п.) в строгом соответствии с поставленной целью (требованиями). В процессе поиска необходимой информации ученики изучают книги, журналы, энциклопедии, расспрашивают взрослых по теме проекта. Здесь же разрабатывается вся необходимая документация (рисунки, эскизы, простейшие чертежи), подбираются материалы и инструменты.

Второй этап работы – это материализация проектного замысла в вещественном виде с внесением необходимых корректировок или практическая деятельность общественно полезного характера.

Главная цель защиты проектной работы – аргументированный анализ полученного результата и доказательство его соответствия поставленной цели или требованиям, поэтому основным критерием успешности выполненного проекта является соблюдение в изделии (деятельности) требований или условий, которые были выдвинуты в начале работы. Ученики делают сообщение о проделанной работе, а учитель, руководя процедурой защиты проектов, особо следит за соблюдением доброжелательности, тактичности, проявлением у детей внимательного отношения к идеям и творчеству других.

Достижению цели и задач программы курса внеурочной деятельности «Я – исследователь» будет способствовать выбор участников образовательных отношений на промежуточной аттестации учащихся 2-4 классов одной из приоритетных форм ее проведения – защита индивидуального/группового проекта (оценочный лист индивидуального проекта находится в приложении №1).

Программа курса внеурочной деятельности «Я – исследователь» рассчитана на 33 часа в 1 классе, 34 часа – во 2-4 классах.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные универсальные учебные действия

У учащегося будут сформированы:                                                                                                                                                       - положительное отношение к исследовательской деятельности;                                                                                                                                - широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;                                                                                                                                                                                                           - интерес к новому содержанию и новым способам познания;                                                                                                                    - ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;                                                                                                                                                                    - способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности.

Учащийся получит возможность для формирования:

- внутренней позиции учащегося на уровне понимания необходимости исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;                                                                          - выраженной познавательной мотивации;                                                                                                                                                                    - устойчивого интереса к новым способам познания;                                                                                                                                                   - адекватного понимания причин успешности/неуспешности исследовательской деятельности;                                                                          - морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Регулятивные универсальные учебные действия

Учащийся научится:                                                                                                                                                                                                     - принимать и сохранять учебную задачу;                                                                                                                                                                    - учитывать выделенные учителем ориентиры действия;                                                                                                                                                   - планировать свои действия;                                                                                                                                                                                          - осуществлять итоговый и пошаговый контроль;                                                                                                                                                         - адекватно воспринимать оценку учителя;                                                                                                                                                               - различать способ и результат действия;                                                                                                                                                                     - оценивать свои действия на уровне ретро-оценки;                                                                                                                                                - вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;                                                                                                   - выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Учащийся получит возможность научиться:                                                                                                                                                       - проявлять познавательную инициативу;                                                                                                                                           - самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;                                                                                  - преобразовывать практическую задачу в познавательную;                                                                                                                                                   - самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.

Познавательные универсальные учебные действия

Учащийся научится:

- осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т. ч. контролируемом пространстве Интернет;                             - использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;                                           - высказываться в устной и письменной формах;                                                                                                                                       - ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;                                                                                       - владеть основами смыслового чтения текста;                                                                                                                                                            - анализировать объекты, выделять главное;                                                                                                                                                          - осуществлять синтез (целое из частей);                                                                                                                                                                      - проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;                                                                                                            - устанавливать причинно-следственные связи;                                                                                                                                                                      - строить рассуждения об объекте;                                                                                                                                                                                 - обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);                                                                                                                            - подводить под понятие;                                                                                                                                                                                                 - устанавливать аналогии;                                                                                                                                                                                             - оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;                                                                  - видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.

Учащийся получит возможность научиться:

- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;                                                                                                                                                                          - фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;                                                                                                                                   - осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;                                                                                                             - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;                                                                       - оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.;                                                       - использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащийся научится:                                                                                                                                                                                                     - допускать существование различных точек зрения;                                                                                                                                              - учитывать разные мнения, стремиться к координации;                                                                                                                                           - формулировать собственное мнение и позицию;                                                                                                                                                   - договариваться, приходить к общему решению;                                                                                                                                                                 - соблюдать корректность в высказываниях;                                                                                                                                                               - задавать вопросы по существу;                                                                                                                                                                                    - использовать речь для регуляции своего действия;                                                                                                                                                 - работать в паре, группе;                                                                                                                                                                                           - контролировать действия партнера;                                                                                                                                                                           - владеть монологической и диалогической формами речи.

Учащийся получит возможность научиться:                                                                                                                                                       - учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;                                                                                                                                       - аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;                                                                                                                                                                                            - с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;                                                                                                                                                                                                          - допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;                                                                                                                                       - осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;                                                                          - адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.                                                                      Программа курса внеурочной деятельности «Я – исследователь» предусматривает достижение 3 уровней результатов:

Первый уровень результатов (1 класс)

Второй уровень результатов (2-3 класс)

Третий уровень результатов (4 класс)

предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.

предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.

предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.

Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты.

Результат проектной деятельности – личностно или общественно значимый «продукт»: изделие, информация (доклад, сообщение), комплексная работа, социальная помощь, другие формы результатов проектной и исследовательской деятельности учащихся 1-4 классов: альбом, выставка, газета, гербарий, графическое изображение собственных наблюдений за изменением какого-либо объекта, предмета, явления природы, журнал, книжка-раскладушка, коллаж коллекция, костюм, макет, модель, музыкальная подборка, наглядные пособия, отчет по результатам исследования, паспарту, плакат, план, серия иллюстраций, сказка, справочник, стенгазета, сувенир-поделка, сценарий праздника, учебное пособие, фотоальбом, экскурсия и др.

2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

Программа курса внеурочной деятельности учебно-исследовательской деятельности учащихся включает три относительно самостоятельных раздела:                                                                                                                                                           Тренинг исследовательских способностей;                                                                                                                                                 Самостоятельная исследовательская практика;                                                                                                                                            Мониторинг исследовательской деятельности.

Тренинг исследовательских способностей

В ходе тренинга учащиеся должны овладеть специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска, а именно:                                                                                                                                                                                                                    видеть проблемы;                                                                                                                                                                                                           ставить вопросы;                                                                                                                                                                                                         выдвигать гипотезы;                                                                                                                                                                            давать определение понятиям;                                                                                                                                                                             классифицировать;                                                                                                                                                                                                наблюдать;                                                                                                                                                                                       проводить эксперименты;                                                                                                                                                               делать умозаключения и выводы;                                                                                                                                                                  структурировать материал;                                                                                                                                                                              готовить тексты собственных докладов;                                                                                                                                                             объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

Изучение данного учебного материала осуществляется по принципу «концентрических кругов». Занятия группируются в относительно цельные блоки, представляющие собой самостоятельные звенья общей цепи. Пройдя первый круг в первой - третьей четвертях первого класса, учащиеся вернутся к аналогичным занятиям во втором-четвертом классах. Естественно, что при сохранении общей направленности заданий они усложняются от класса к классу.

Самостоятельная исследовательская практика

Основное содержание работы - проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов. Этот раздел выступает в качестве основного, центрального. Занятия выстроены так, что степень самостоятельности ребенка в процессе исследовательского поиска постепенно возрастает. Исследовательская практика начинается со второй четверти.

Мониторинг исследовательской деятельности

Этот раздел программы меньше других по объему, но он также важен, как и два предыдущих. Мониторинг включает мероприятия, необходимые для управления процессом решения задач исследовательского обучения (мини-курсы, конференции, защиты исследовательских работ и творческих проектов и др.). Ребенок должен знать, что результаты его работы интересны другим, и он обязательно будет услышан. Ему необходимо освоить практику презентаций результатов собственных исследований, овладеть умениями аргументировать собственные суждения, умозаключения и выводы.                                                                                                                                                                                             Предложенное распределение часов следует квалифицировать как примерное. Часы поделены между тремя вышеназванными разделами. Коррективы могут потребоваться, и внесены в зависимости от уровня развития детей, их интересов, возможностей школы и других характеристик, которые заранее невозможно предвидеть. Поэтому к данному распределению необходимо подойти творчески, здесь не только допустим, но даже необходим элемент импровизации со стороны педагога.

1 класс

Учебная нагрузка определена из расчета 1 час в неделю в школе. Таким образом, общий объем занятий по программе курса внеурочной деятельности «Я – исследователь» первого класса составляет 33 часа.                                                                Занятия в рамках тренинга развития исследовательских способностей начинаются с первой и второй четверти. Дети ко второй четверти, в основном, адаптировались к школе и начали осваивать ряд общих учебных навыков (начинают читать, писать, считать и др.).                                                                                                                                                              Самостоятельная исследовательская практика в первом классе не предусмотрена (не исключена для одаренных детей). Правда, в программе выделены часы на индивидуальную учебно-исследовательскую работу. Она выполняется ребенком с высокой долей самостоятельности, но при участии педагога.                                                                           Результаты собственной исследовательской работы первоклассники представляют только на мини-конференциях и семинарах, проводимых после различных экспресс-исследований. Желательно выделить (и это отмечено в варианте тематического планирования) специальное время для участия первоклассников в качестве зрителей в конкурсных защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся вторых-четвертых классов.

Содержание занятий                                                                                                                                                                                                  Тренинг развития исследовательских способностей. Общий объем тренинговых занятий - 16 часов (1-2 четверть).

Тема 1-2 «Что такое исследование?»                                                                                                                                                                 Знакомство с понятием «исследование». Корректировка детских представлений о том, что они понимают под словом «исследование».                                                                                                                                                                                                            Коллективное обсуждение вопросов о том, где человек использует свою способность исследовать окружающий мир:                                                                                           Как и где человек проводит исследования в быту?                                                                                                                                Только человек исследует мир или животные тоже умеют это делать?                                                                                                              Что такое научные исследования?                                                                                                                                                                           Где и как люди используют результаты научных исследований?                                                                                                                 Что такое научное открытие?

Тренинг развития исследовательских способностей

Тема 3-4 «Методы исследования»

Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными доступными методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.) в ходе изучения доступных объектов (солнечный луч, комнатные растения, растения пришкольного парка, животные из «живого уголка» и т.п.), включая экскурсию в школьный парк, пришкольную территорию.

Тренинг развития исследовательских способностей

Тема 5 «Наблюдение и наблюдательность. Что такое эксперимент?»                                                                                                            Знакомство с наблюдением как методом исследования.                                                                                                                                            Изучение преимуществ и недостатков наблюдения (показать наиболее распространенные зрительные иллюзии). Выполнить задания на проверку и тренировку наблюдательности.                                                                                                                    Самый главный способ получения научной информации.                                                                                                                                Проведение экспериментов с доступными объектами (вода, свет, бумага и др.).

Тренинг развития исследовательских способностей

Тема 6 «Учимся вырабатывать гипотезы. Учимся высказывать суждения»                                                                                                   Что такое гипотеза? Как создаются гипотезы? Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы?                              Практические задания на продуцирование гипотез.                                                                                                                                                   Что такое суждение. Как высказывать суждения. Правильные и ошибочные суждения _ практическая работа.

Тренинг развития исследовательских способностей

Тема 7 «Как правильно классифицировать. Что такое определения? Как давать определения понятиям»                                           Что такое классификация и что значит «классифицировать»? Практические задания на классифицирование предметов по разным основаниям. Неправильные классификации -поиск ошибок.                                                                                                      Знакомство с понятиями и особенностями их формулирования.                                                                                                                    Загадки как определения понятий.                                                                                                                                                                             Практические задания с использованием приемов, сходных с определением понятий.

Тренинг развития исследовательских способностей

Тема 8 «Учимся делать умозаключения и выводы»                                                                                                                                      Знакомство с умозаключением. Что такое вывод? Как правильно делать умозаключения - практические задания.

Тренинг развития исследовательских способностей

Тема 9 «Как задавать вопросы? Учимся выделять главное и второстепенное»                                                                                             Какими бывают вопросы? Какие слова используются при формулировке вопросов? Как правильно задавать вопросы?                   Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы.                                                                                                         Знакомство с «матрицей по оценке идей».                                                                                                                                         Практическая работа - выявление логической структуры текста. Практические задания типа «Что сначала, что потом».

Тренинг развития исследовательских способностей                                                                                                                                     Тема 10 «Как делать схемы?»                                                                                                                                                                                          Знакомство с понятиями: схема, чертеж, рисунок, график, формула и т.п.                                                                                         Практические задания по созданию схем объектов.                                                                                                                                          Практическое задание «Пиктограммы».

Тренинг развития исследовательских способностей                                                                                                                                                               Тема 11 «Как работать с книгой?»                                                                                                                                                                   Какие книги используют исследователи, какие книги считаются научными? Что такое справочник, энциклопедия, словарь и т.п.? С чего лучше начинать читать научные книги?                                                                                                    Практическая работа по структурированию текстов.

Тренинг развития исследовательских способностей                                                                                                                                                                    Тема 12 «Что такое парадоксы?»                                                                                                                                                                               Что такое парадокс? Какие парадоксы нам известны? Знакомство с самыми знаменитыми и доступными парадоксами.                        Практическая работа «Эксперименты по изучению парадоксальных явлений».

Тренинг развития исследовательских способностей                                                                                                                                                Тема 13 «Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях»                                                                                                             Что такое мысленный эксперимент? Практические задания по проведению мысленных экспериментов. Что такое модель?                                                                                                                                                                                                            Наиболее известные и доступные эксперименты на моделях.                                                                                                                  Практическое задание по экспериментированию с моделями (игрушки как модели людей, техники и др.).

Тренинг развития исследовательских способностей                                                                                                                                        Тема 14-15 «Как планировать исследования и проекты»                                                                                                                                   Чем исследование отличается от проекта?                                                                                                                                                          Практическое задание по проектированию и представлению итогов.                                                                                                                                    Практическое задание по составлению планов проведения исследовательской работы и разработки проекта.

Тренинг развития исследовательских способностей                                                                                                                                     Тема 16 «Как сделать сообщение о результатах исследования»                                                                                                                           Что такое доклад? Как составлять план своего доклада?                                                                                                                                          Практические задания «Как сделать сообщение». Практические задания на сравнения и метафоры.                                                  Самостоятельная исследовательская практика (Общий объем занятий - 11 часов: 3 четверть - 9 часов, 4 четверть – 2 часа).                                                                                                                                                                                                                                                              Тема 1-2 «Тренировочное занятие по методике проведения самостоятельных исследований»                                                        Самостоятельные исследования (выбор темы, составление плана исследования, сбор материала, обобщение полученных данных, доклад)                                                                                                                                                                                                                             Самостоятельная исследовательская практика                                                                                                                                             Тема 3 «Экспресс-исследование»                                                                                                                                                                     Перед прогулкой по территории, прилегающей к школе, или экскурсией класс делится на группы по два-три человека.        Каждая группа получает задание провести собственное мини-исследование. По итогам этих исследований (желательно сразу в этот же день) проводится мини-конференция.

Самостоятельная исследовательская практика                                                                                                                                                  Тема 4-5 «Мини-конференция по итогам экспресс-исследования»                                                                                                                            С краткими сообщениями выступают только желающие.

Самостоятельная исследовательская практика                                                                                                                                                Тема 6 «Экскурсия-исследование»                                                                                                                                                                              Занятие посвящено изучению нового в процессе экскурсии. Тематика экскурсий варьируется в зависимости от возможностей и условий. Класс также целесообразно поделить на группы и предложить самостоятельно выбрать тему исследования  и провести его.

Самостоятельная исследовательская практика                                                                                                                                              Тема 7-8 «Мини-конференция по итогам экскурсии».                                                                                                                                    Конференция по итогам исследования, выполненного на экскурсии, проводится через неделю. Каждой группе дается время на сообщение и ответы на вопросы.

Самостоятельная исследовательская практика                                                                                                                                                Тема 9 «Коллективная игра-исследование»                                                                                                                                                   Методика проведения коллективных игр-исследований описана в методических рекомендациях. Нужно выбрать любую из описанных игр или разработать собственную.

Самостоятельная исследовательская практика                                                                                                                                                       Тема 10 «Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди»                                                                                                                                                                                      Дети проводят это исследование, пользуясь методами, которые они освоили в ходе тренировочных занятий. Итоги желательно подвести в ходе специального мини-семинара, где у каждого будет возможность сообщить о своих результатах.                                                                                                                                                                                                  Каждый ребенок выбирает тему для своей коллекции и собирает материал.

Самостоятельная исследовательская практика                                                                                                                                                         Тема 11 «Сообщения о собранных коллекциях»                                                                                                                                                                        Семинар, на котором дети смогут сообщить о том, какие коллекции ими собраны. Уточнение собственного исследовательского задания на летние каникулы.

Мониторинг исследовательской деятельности (Общий объем - 6 часов: 4 четверть).                                                                                    Тема 1-2 «Мини-конференция по итогам экспресс-исследований»                                                                                                                                    Дети выступают с короткими сообщениями по итогам собственных изысканий, сделанных в результате экспресс-исследований. Присутствующие задают вопросы и высказывают собственные мнения об услышанном.

Мониторинг исследовательской деятельности                                                                                                                                                                  Тема 3-4 «Мини-конференция по итогам собственных исследований»                                                                                                                       Дети выступают с краткими докладами по итогам собственных исследований, проведенных по методикам «Коллекционирование» и «Продолжи исследование». Присутствующие задают вопросы и высказывают свое мнение об услышанном.

Мониторинг исследовательской деятельности                                                                                                                                                Тема 5-6 «Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся вторых-четвертых классов»                                                                                                                                                                                                                    Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований, о выполненных проектах, а также вопросы авторам.

2 класс

Учебная нагрузка определена из расчета 1 час в неделю (34 часа под руководством учителя) и самостоятельная работа.                   Во втором классе целесообразно программу тренинговых занятий поделить на две самостоятельные части - два цикла. Одна часть реализуется в первой четверти, вторая - в третьей (во второй и четвертой четвертях учебного года лучше сделать перерывы в тренинговых занятиях). Каждая из этих частей должна быть спланирована как относительно автономная и цельная.                                                                                                                                                                              Все дети во втором классе готовы и должны быть включены в самостоятельную исследовательскую практику.   Некоторые дети с большей готовностью берутся за коллективные исследовательские работы и проекты, часть детей ориентирована на индивидуальные исследования. Педагогу следует проявить гибкость в данном вопросе. Изучив мотивацию выбора ребенка в пользу индивидуальной и коллективной работы, можно принять решение и кому-то предложить поработать в коллективе, а кому-то - индивидуально.                                                                                   Результаты собственной исследовательской работы второклассники впервые будут представлять на специально организованных «конкурсных» защитах исследовательских работ и творческих проектов.                                                              В первом классе они уже побывали на защитах работ других ребят, поэтому в основном представляют, с чем им предстоит иметь дело.                                                                                                                                                                              Очень важно учесть, что дети в силу разности темпераментов и характеров, особенностей когнитивного развития и специфики темы будут работать с разной скоростью. Кто-то уже через неделю заявит, что он готов доложить результаты своих изысканий, а кто-то «созреет» лишь к концу учебного года.                                                                                                Этого не следует бояться, надо позволить каждому работать в том темпе, который ему свойственен. При этом надо бороться с попытками представить некачественные, не доведенные до конца работы и с искусственным затягиванием времени защиты (последнее у второклассников практически не встречается).

Планировать сроки проведения защиты следует по мере готовности детских работ (преимущественно в третьей и четвертой четвертях учебного года). Так, например, если в группе завершено 5-6 работ, следует предложить авторам их защитить. При правильной организации защита шести работ займет около полутора часов - это максимум, что могут выдержать дети.                                                                                                                                                                                          Особенно важно, чтобы первые защиты детских исследовательских работ и творческих проектов были «конкурсными».         Жюри должно отметить и наградить авторов за первые, вторые, третьи и другие места, занятые в итоге.

Содержание занятий

Тренинг исследовательских способностей. Общий объем тренинговых занятий в классе - 17 часов (из расчета один час в неделю). На домашнюю самостоятельную работу учащиеся будут затрачивать около 3-х часов. Занятия в каждой четверти проводятся относительно автономно. Поэтому каждый цикл, имея разные акценты, содержит практически весь комплекс знаний, умений и навыков, отрабатываемых на тренинговых занятиях.

Первый цикл (первая четверть – 9 часов)

Тренинг исследовательских способностей                                                                                                                                                                              Тема 1 «Научные исследования и наша жизнь»

Уточнение и корректировка детских представлений об исследовании и исследователях. Коллективное обсуждение вопроса о том, какие науки и какие области исследований им известны. Коллективное обсуждение вопросов о наиболее заинтересовавших детей исследованиях и открытиях, о возможностях применения их результатов. Беседа о самых интересных научных открытиях, использующихся в нашей жизни.

Тренинг исследовательских способностей                                                                                                                                                        Тема 2 «Методы исследования»                                                                                                                                                Совершенствование владения основными доступными нам методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.). Практические задания - тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов (вода, свет, комнатные растения, животные, люди и т.п.).

Тренинг исследовательских способностей                                                                                                                                                         Тема 3 «Наблюдение и наблюдательность»                                                                                                                                                            Сфера применения наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных преимущественно на основе наблюдений. Знакомство с приборами, созданными для наблюдения (телескопы, микроскопы и др.). Практические задания на развитие наблюдательности.

Тренинг исследовательских способностей                                                                                                                                                       Тема 4 «Эксперимент познание в действии»                                                                                                                                                                 Что мы знаем об экспериментировании? Как узнавать новое с помощью экспериментов. Планирование и проведение экспериментов с доступными объектами (вода, бумага и др.).

Тренинг исследовательских способностей                                                                                                                                                                            Тема 5 «Гипотезы и провокационные идеи»                                                                                                                                                        Что такое гипотеза и что такое провокационная идея. Чем они похожи и чем отличаются. Практические задания на продуцирование гипотез и провокационных идей.

Тренинг исследовательских способностей                                                                                                                                                              Тема 6 «Анализ и синтез»                                                                                                                                                                                                     Что значит проанализировать объект или явление. Что такое синтез. Практические задания на анализ и синтез. Практические задания «Как делать обобщения».

Тренинг исследовательских способностей                                                                                                                                                           Тема 7 «Как давать определения понятиям»                                                                                                                                                            Практическое использование приемов, сходных с определением понятий. Загадки как определения понятий. Составление кроссвордов.

Тренинг исследовательских способностей                                                                                                                                                              Тема 8 «Планирование и проведение наблюдений и экспериментов»                                                                                                     Коллективная беседа «Нужен ли исследователю план работы». Практическая работа «Планируем и проводим собственные наблюдения». Практическая работа «Планируем и проводим собственные эксперименты».

Тренинг исследовательских способностей                                                                                                                                                       Тема 9 «Наблюдение и экспериментирование»                                                                                                                                                  Практические задания на развитие умений наблюдать и экспериментировать.

Второй цикл (третья четверть – 8 часов)

Тренинг исследовательских способностей                                                                                                                                                                 Тема 1 «Основные логические операции»                                                                                                                                                 Практические задания по темам: как давать определения понятиям, проводить анализ, синтезировать, обобщать, классифицировать, делать умозаключения.

Тренинг исследовательских способностей                                                                                                                                    Тема 2 «Гипотезы и способы их конструирования»                                                                                                                                          Беседа на тему «Как рождаются гипотезы». Какими бывают гипотезы. Как подтвердить или опровергнуть гипотезу.                     Практические задания по теме «Конструирование гипотез».

Тренинг исследовательских способностей                                                                                                                                                                 Тема 3 «Искусство задавать вопросы»                                                                                                                                                  Коллективная беседа о том, какими бывают вопросы. Как правильно задавать вопросы. Как узнавать новое с помощью вопросов. Бывают ли вопросы глупыми. Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы.

Тренинг исследовательских способностей                                                                                                                                                               Тема 4 «Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное»                                                                                                                                               Что такое оценка научных идей, кто и как может оценить идею. Знакомство с «матрицей по оценке идей».                                 Практическая работа «Выявление логической структуры текста».                                                                                                 Практические задания типа «Что сначала, что потом».

Тренинг исследовательских способностей                                                                                                                                                          Тема 5 «Ассоциации и аналогии»                                                                                                                                                                Знакомство с понятиями «ассоциация» и «аналогия».                                                                                                                  Практические задания на выявление уровня сформированности и развитие ассоциативного мышления. Коллективная беседа «Использование аналогий в науке» (бионика, биоархитектура и др.). Практическое задание на создание аналогий.

Тренинг исследовательских способностей                                                                                                                                                         Тема 6 «Суждения, умозаключения, выводы»                                                                                                                                  Знакомство с логикой и правилами делать суждения, умозаключения и выводы. Практические задания по развитию умений высказывать суждения и делать умозаключения.

Тренинг исследовательских способностей                                                                                                                                                       Тема 7 «Искусство делать сообщения»                                                                                                                                                              Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное.                                Практические задания «Что сначала, что потом», «Составление рассказов по заданному алгоритму» и т.п.

Тренинг исследовательских способностей                                                                                                                                                        Тема 8 «Как подготовиться к защите собственной исследовательской работы»                                                                 Коллективное обсуждение проблем: «Что такое защита», «Как правильно делать доклад», «Как отвечать на вопросы» и т.п.                                                                                                                                                                                                                    Практические задания «Вопросы и ответы», «Как доказывать идеи» и т.п.

Самостоятельная исследовательская практика (2 четверть -7 часов; 3 четверть – 2 часа; 4 четверть – 2 часа)                    Общий объем занятий - 11 часов. Занятия проводятся периодически, в течение учебного года.

Самостоятельная исследовательская практика                                                                                                                                                Тема 1-2 «Как выбрать тему собственного исследования»                                                                                                                                          Виды тем для проектной или исследовательской деятельности. Коллективное обсуждение задачи выбора темы собственного исследования. Индивидуальная работа с учащимися (по методике правила выбора темы).

Самостоятельная исследовательская практика                                                                                                                                             Тема 3-4 «Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований»                                        Каждый ребенок должен иметь рабочую тетрадь «Я - исследователь». В ней последовательно изложено, какие задачи он должен решать.

Самостоятельная исследовательская практика                                                                                                                                                Тема 5 «Коллективная игра-исследование»                                                                                                                                                                 (по методике проведения игр-исследований). Предлагается выбрать любой из описанных или разработать собственный сценарий.

Самостоятельная исследовательская практика                                                                                                                                                     Тема 6-7 «Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований»                                                                          Подготовка детских работ к публичной защите. Педагог проводит индивидуальную работу с учащимися, работающими в микрогруппах или индивидуально. Индивидуальное консультирование необходимо потому, что тематика работ очень разнообразна. Кроме того, большая часть ребят склонна хранить в секрете от других результаты собственных изысканий до момента их завершения.

Самостоятельная исследовательская практика                                                                                                                                                  Тема 8-11 «Семинар»                                                                                                                                                                                                   Занятие, на котором желающие могут представить результаты собственных изысканий и провести предварительную защиту собственных работ.

Мониторинг исследовательской деятельности (4 четверть)                                                                                                                          Общий объем - 6 часов. Из них на коллективную работу - присутствие на защитах других ребят, на индивидуальную подготовку к защите и на защиту, где ребенок (микрогруппа) представляет собственную работу, отводится по 2 часа.

Тема 1-2 «Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся»                                                                                          Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам, высказывание собственных суждений.

Мониторинг исследовательской деятельности                                                                                                                                                     Тема 3-4 «Подготовка собственных работ к защите»                                                                                                                        Планирование собственного выступления. Подготовка текста доклада, схем, графиков, рисунков, чертежей, макетов.                       Подготовка к ответам на вопросы.

Мониторинг исследовательской деятельности                                                                                                                                                                Тема 5-6 «Собственная защита исследовательских работ и творческих проектов»                                                                              Участие предполагает доклад, ответы на вопросы и заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам.

3 класс

Учебная нагрузка определена из расчета 1 час в неделю в школе плюс самостоятельная работа вне школы. Всего предусмотрено 34 часа под руководством учителя и самостоятельная работа вне школы.                                                                             В третьем классе целесообразно программу тренинговых занятий ограничить лишь обязательными занятиями в третьей четверти.                                                                                                                                                                                                        Дети, занимавшиеся по программе исследовательского обучения в первом и втором классах, уже имеют разносторонний опыт. Поэтому вопросы выбора темы, организации и проведения собственных исследований, подготовки работ к защите они решают легче. Существенно упростит решение этих задач использование рабочей тетради «Я - исследователь».     Надо продолжать чередовать коллективную и индивидуальную учебно-исследовательскую работу детей. Важно, чтобы каждый ребенок приобретал разносторонний опыт, как в проведении учебных исследований, так и во взаимодействии со сверстниками.                                                                                                                                                                                                               Планировать сроки проведения защит следует так же, как и во втором классе, по мере готовности детских работ (преимущественно в третьей и четвертой четвертях учебного года).                                                                                        Практику проведения конкурсных защит в третьем классе следует продолжить. Результаты детских работ существенно разнятся, и выделение особо отличившихся в данных ситуациях вполне уместно и справедливо.

Содержание занятий

Тренинг исследовательских способностей. Общий объем аудиторных занятий в школе - 10 часов (3 четверть).               Временные затраты учащихся на домашнюю, самостоятельную работу должны составить около 4-х часов.

Тренинг исследовательских способностей                                                                                                                                                        Тема 1 «Наблюдение и экспериментирование»                                                                                                                                            Беседа о том, что такое наблюдение и экспериментирование.                                                                                                                                                            Практические задания по развитию умений наблюдать и экспериментировать.

Тренинг исследовательских способностей                                                                                                                                                        Тема 2 «Методы исследования»                                                                                                                                             Совершенствование владения основными методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.). Практические задания - использование методов исследования в ходе изучения доступных объектов. Исследования с помощью новейших информационных технологий.

Тренинг исследовательских способностей                                                                                                                                                           Тема 3 «Наблюдение и наблюдательность»                                                                                                                                           Коллективная беседа «Наиболее интересные научные открытия, сделанные методом наблюдения».                                               Работа с приборами, созданными для наблюдения и исследования (телескопы (по возможности), компас, шагомер, длинномер, бинокли, микроскопы, цифровая лаборатория и др.).                                                                                                   Практические задания по развитию наблюдательности.

Тренинг исследовательских способностей                                                                                                                                                                 Тема 4 «Совершенствование техники экспериментирования»                                                                                                                    Коллективная беседа «Как спланировать эксперимент». Анализ самых интересных экспериментов, выполненных в нашей группе (классе).                                                                                                                                                                                       Практическое занятие «Проведение экспериментов».

Тренинг исследовательских способностей                                                                                                                              Тема 5 «Интуиция и создание гипотез»                                                                                                                                                                                  Знакомство с понятием «интуиция». Примеры интуитивных решений проблем. Как интуиция помогает в исследованиях. Как интуиция помогает вырабатывать гипотезы. Практические задания на продуцирование гипотез и провокационных идей. Практическое занятие по созданию и проверке собственных гипотез.

Тренинг исследовательских способностей                                                                                                                                                                        Тема 6 «Правильное мышление и логика»                                                                                                                                     Практические задания на анализ и синтез. Практические задания «Как делать обобщения». Классифицирование. Определение понятий.

Тренинг исследовательских способностей                                                                                                                                                      Тема 7 «Искусство делать сообщения»                                                                                                                                                              Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное. Как подготовить текст выступления. Практические задания по структурированию текстов.

Тренинг исследовательских способностей                                                                                                                                                      Тема 8 «Искусство задавать вопросы и отвечать на них»                                                                                                              Коллективная беседа «Умные и глупые вопросы».                                                                                                                              Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы.                                                                                                                    Практические задания по развитию умений слушать вопрос и отвечать на него.

Тренинг исследовательских способностей                                                                                                                                                       Тема 9-10 «Семинар «Как подготовиться к защите»                                                                                                                                                   Занятие, на котором желающие могут представить результаты собственных изысканий и провести предварительную защиту собственных работ. Анализ полученных материалов. Определение основных понятий. Структурирование полученной информации. Подготовка текста доклада. Подготовка к ответам на вопросы. Разработка и выполнение рисунков, чертежей, схем, графиков, макетов, моделей и т.п.                                                                                     Самостоятельная исследовательская практика (1-2 четверти - 16 часов; 4 четверть - 2 часа). Общий объем занятий - 18 часов.                                                                                                                                                                                      Тема 1 «Определение проблемы и выбор темы собственного исследования»

Коллективное обсуждение проблематики возможных исследований. Обсуждение планов выбора темы собственного исследования. Индивидуальная работа с учащимися (методика и правила выбора темы подробно описаны в методических рекомендациях к программе).

Самостоятельная исследовательская практика                                                                                                                                                Тема 2-6 «Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований»                                         Каждый ребенок должен иметь рабочую тетрадь «Я - исследователь». В ней последовательно изложено, какие задачи он должен решать.

Самостоятельная исследовательская практика                                                                                                                                                          Тема 7-8 «Коллективная игра-исследование»                                                                                                                                               Проведение коллективных игр-исследований (по методике их проведения). Предлагается выбрать любой из описанных или разработать собственный сценарий.

Самостоятельная исследовательская практика                                                                                                                                                  Тема 9-11 «Семинар»                                                                                                                                                                                             Занятие, на котором желающие могут представить результаты собственных изысканий и провести предварительную защиту собственных работ.

Самостоятельная исследовательская практика                                                                                                                                                    Тема 12-18 «Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований»                             Подготовка детских работ к публичной защите. Педагог проводит индивидуальную работу с учащимися, работающими в микрогруппах или индивидуально. Индивидуальное консультирование необходимо потому, что тематика работ очень разнообразна. Кроме того, большая часть ребят склонна хранить в секрете от других результаты собственных изысканий до момента их завершения.

Самостоятельная исследовательская практика                                                                                                                                    Мониторинг исследовательской деятельности (4 четверть)                                                                                                                                         Общий объем часов - 6. На коллективную работу (присутствие на защитах других ребят), на индивидуальную подготовку к защите и на защиту, где учащийся//микрогруппа представляет собственную работу, отводится по 2 часа.

Тема 1-2 «Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся»                                                            Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам, высказывание собственных суждений.

Мониторинг исследовательской деятельности                                                                                                                                                  Тема 3-4 «Подготовка собственных работ к защите»                                                                                                                                                Планирование собственного выступления. Подготовка текста доклада, схем, графиков, рисунков, чертежей, макетов.                  Подготовка к ответам на вопросы.

Мониторинг исследовательской деятельности                                                                                                                                                           Тема 5-6 «Собственная защита исследовательских работ и творческих проектов»                                                                                                Участие предполагает доклад, ответы на вопросы и заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, а также вопросы авторам.

4 класс

Учебная нагрузка в четвертом классе также определена из расчета 1 час в неделю в школе плюс самостоятельная работа вне школы. Таким образом, объем занятий по программе четвертого класса составляет 34 часа под руководством и самостоятельная работа вне школы.                                                                                                                                                                              В четвертом классе так же, как и в третьем, целесообразно программу тренинговых занятий ограничить обязательными занятиями в третьей четверти.                                                                                                                                                              Детьми накоплен опыт учебно-исследовательской деятельности в предыдущих классах.                                                           Планировать сроки проведения защит следует так же, как и в третьем классе, по мере готовности детских работ (преимущественно в четвертой четверти учебного года).

Итоги собственной исследовательской работы учащихся четвертых классов лучше всего подводить уже не на «конкурсных защитах», а на «защитах по номинациям». Большинство детей уже на хорошем уровне владеют навыками выполнения исследовательских работ и создания творческих проектов, они тщательно выбирают темы и представляют на суд жюри и товарищей не только то, что им интересно, но часто то, что им по-настоящему важно и дорого. В этих условиях выделение ранговых мест (первое, второе, третье и др.) часто выглядит как неоправданная строгость или даже несправедливость.

Содержание занятий

Тренинг исследовательских способностей. Общий объем занятий - 10 часов аудиторных занятий – 3 четверть.                                           Тема 1 «Культура мышления»                                                                                                                                                             Практические задания «Как давать определения понятиям».                                                                                                                                                            Анализ и синтез.                                                                                                                                                                                                 Практические задания «Как правильно высказывать суждения», «Как делать обобщения», «Как классифицировать».                      Практические задания по структурированию текстов.

Тренинг исследовательских способностей                                                                                                                                                              Тема 2 «Методы исследования»                                                                                                                                                          Практические задания по совершенствованию владения основными методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.).                                                                                  Практические задания - тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов. Исследования с помощью новейших информационных технологий.

Тренинг исследовательских способностей                                                                                                                                                                    Тема 3 «Научная теория»                                                                                                                                                                                                  Коллективная беседа «Как гипотеза превращается в теорию». Коллективная беседа о том, что такое научная теория, какими бывают научные теории. Главные особенности описательных теорий. Главные особенности объяснительных теорий.                                                                                                                                                                                                           Коллективная беседа «Известные, но недоказанные гипотезы».

Тренинг исследовательских способностей                                                                                                                                                                             Тема 4 «Научное прогнозирование»                                                                                                                                                                                Что такое научный прогноз и чем он отличается от предсказания. Какими бывают научные прогнозы. Методы прогнозирования (экстраполяция, построение прогнозных сценариев и др.).                                                                                                                Практические задания на продуцирование гипотез и провокационных идей. Практическое занятие по проверке собственных гипотез.

Тренинг исследовательских способностей                                                                                                                                                              Тема 5 «Совершенствование техники наблюдения и экспериментирования»                                                                                             Коллективная беседа - как правильно проводить наблюдения и эксперименты. Практическое занятие - проведение наблюдений и экспериментов.

Тренинг исследовательских способностей                                                                                                                                                        Тема 6 «Искусство задавать вопросы и отвечать на них»                                                                                                                        Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы.                                                                                                      Практические задания по развитию умений слушать вопрос и отвечать на него. Коллективная игра «Вопросы и ответы».

Тренинг исследовательских способностей                                                                                                                                                           Тема 7 «Ассоциации и аналогии»                                                                                                                                                             Коллективная беседа «Ассоциации и аналогии в научном поиске».                                                                                                 Практические задания на выявление уровня развития логического мышления. Практические задания на ассоциативное мышление.                                                                                                                                                                                                   Практические задания на создание аналогий.

Тренинг исследовательских способностей                                                                                                                                                              Тема 8 «Как правильно делать выводы из наблюдений и экспериментов»                                                                                  Коллективная беседа «Предположения и результаты наблюдений и экспериментов». Практические задания по развитию умений высказывать суждения и делать умозаключения на основе наблюдений.

Тренинг исследовательских способностей                                                                                                                                                          Тема 9 «Умение выявлять проблемы»                                                                                                                                                    Коллективная беседа «Что означает выражение «уметь видеть проблемы».                                                                                        Практическое задание «Как люди смотрят на мир». Что такое проблемы и как их выявляют.                                                                          Коллективная беседа «Проектирование и исследование». Цели и задачи исследования.

Тренинг исследовательских способностей                                                                                                                                                          Тема 10 «Как подготовиться к защите»                                                                                                                                                                                                      Индивидуальная работа над подготовкой к защите собственных исследовательских работ. Анализ полученных материалов. Определение основных понятий. Структурирование материалов. Подготовка текста доклада. Подготовка к ответам на вопросы. Разработка и выполнение рисунков, чертежей, схем, графиков, макетов, моделей и т.п.

Самостоятельная исследовательская практика (1-2 четверти - 16 часов).                                                                                                         Общий объем - 16 часов аудиторных занятий, из них 13 часов отведено на индивидуальную работу (темы 2-14).

Тема 1 «Определение проблемы и выбор темы собственного исследования»                                                                                                 Коллективное обсуждение проблематики возможных исследований. Обсуждение планов выбора темы собственного исследования.

Самостоятельная исследовательская практика                                                                                                                                                             Тема 2-6 «Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований»

Самостоятельная исследовательская практика                                                                                                                                                                         Тема 7-14 «Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований»                               Подготовка детских работ к публичной защите. Педагог проводит индивидуальную работу с учащимися, работающими в микрогруппах или индивидуально. Индивидуальное консультирование необходимо потому, что тематика работ очень разнообразна. Кроме того, большая часть ребят склонна сохранять в секрете от других результаты собственных изысканий до момента их завершения.

Самостоятельная исследовательская практика                                                                                                                                                          Тема 15-16 «Семинар»                                                                                                                                                                                     Занятие, на котором желающие могут представить результаты собственных изысканий и провести предварительную защиту работ.                                                                                                                                                                                                        Мониторинг исследовательской деятельности. Общий объем - 8 часов (4 четверть), из них 4 часа отводятся на коллективную работу (присутствие на защитах других ребят), 2 часа на участие в защите исследования и 2 часа на защиту, где ребенок (микрогруппа) представляет собственную работу.

Тема 1-4 «Участие в процедурах защит исследовательских работ и творческих проектов учащихся в качестве зрителей»                                                                                                                                                                                                           Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам, высказывание собственных суждений.

Мониторинг исследовательской деятельности                                                                                                                                                       Тема 5-6 «Участие в качестве зрителя в защите результатов исследований учащихся основного общего образования»                                                                                                                                                                                   Планирование собственного выступления. Подготовка текста доклада, схем, графиков, рисунков, чертежей, макетов.                        Подготовка к ответам на вопросы.

Мониторинг исследовательской деятельности                                                                                                                                                    Тема 7-8 «Защита собственных исследовательских работ и творческих проектов»                                                                                      Участие предполагает доклад, ответы на вопросы и заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, а также вопросы авторам.

 

 

 

 

 

 4. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ  1 класс (33 часа)

 

Занятие 1.

Тема: Что такое проекты.

Цель: знакомство с понятием «проект», развитие интереса к исследовательской деятельности через знакомство с работами учащихся начальных классов.

Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Презентация исследовательских работ учащихся начальных классов.

Понятия: проект, проблема, информация

Занятие 2.

Тема: Что такое проблема.

Цель: ознакомить с понятием проблема, формировать умение видеть проблему, развивать умение изменять собственную точку зрения, исследуя объект с различных сторон.

Понятие о проблеме. Упражнение в выявлении проблемы и изменении собственной точки зрения. Игра «Посмотри на мир чужими глазами».

Понятия: проблема, объект исследования.

Занятие 3.

Тема: Как мы познаём мир.

Цель: знакомство со способами познания окружающего мира, с наблюдениями и экспериментами.

Наблюдение и эксперимент – способы познания окружающего мира. Опыты. Наблюдение за осенними изменениями в природе. Игры на внимание.

Понятия: наблюдение, эксперимент, опыт.

Занятия 4-5.

Тема: Школа почемучек.

Цель: знакомство с понятием «гипотеза», развитие исследовательского и творческого мышления, развитие умения прогнозировать.

Понятие о гипотезе. Вопрос и ответ. Упражнения на обстоятельства и упражнения, предполагающие обратные действия. Игра «Найди причину».

Понятия: гипотеза, вопрос, ответ.

 

Занятия 6-7.

Тема: Удивительный вопрос.

Цель: развитие умения ставить вопросы для решения существующей проблемы.

Вопрос. Виды вопросов. Ответ. Игра «Угадай, о чем спросили», «Найди загадочное слово». Правила совместной работы в парах.

Понятия: вопрос, ответ.

Занятия 8-9.

Тема: Источники информации.

Цель: знакомство с понятием « источник информации» (библиотека, беседа со взрослыми, экскурсия, книги, видео фильмы, ресурсы Интернета).

Информация. Источники информации. Библиотека. Работа с энциклопедиями и словарями. Беседа. Правила общения.

Понятия: источник информации.

Занятия 10-11.

Тема: Любимое число. Игры с числами.

Цель: обобщить знания учащихся о числах первого десятка, формировать умения применять полученные знания в практической деятельности, презентовать свою работу.

История числа. Натуральный ряд чисел. Занимательная математика. Игры с числами.

Понятия: число, нумерация чисел.

Занятия 12-14.

Тема: Проект «Алфавит».

          Организация выставки книг в алфавитном порядке.

         Азбука в картинках.

Цель: систематизация знаний о знакомых детям буквах, знакомство с практическим применением алфавита в жизни людей, развитие творческих способностей учащихся.

История русской азбуки. Алфавит. Азбука. Каталог. Организация выставки книг. Практическая работа «Живая азбука в картинках».

Понятия: буква, алфавит

 

Занятия 15-16.

Тема: Проект «Почему мы любим встречать Новый год».

Новогодние подарки.

Цель: прививать любовь к традициям русского народа, формировать умение работать в группе и оценивать результат своего труда.

История праздника Новый год. Как встречают Новый год в разный странах. Новогодние подарки. Мастерская Деда Мороза и Снегурочки.

Понятия: традиция, сувенир, самооценка

Занятия 17-19.

Тема: Проект «Игры наших дедушек и бабушек».

Игры нашей семьи. Зимние забавы.

Цель: знакомство с традиционными играми народов России, привитие любви к традициям своей семьи и народа, развитие толерантности, воспитание привычки к здоровому образу жизни.

Игра. Правила игры. Традиционные игры народов России. Игры прошлого. Игры современных детей.

Понятия: игра, товарищ, друг

Занятия 20-23.

Тема: Проект «Растения».

Цель: обобщение знаний о растениях, о роли растений в жизни человека и животных, воспитание бережного отношения к родной природе, формирование умения применять в практической деятельности полученные знания.

Выбор темы школьного проекта. Дикорастущие и культурные растения. Растения родного края. Организация выставки « Природа и фантазия». Комнатные растения нашего класса. Охрана растений на Саврополье.

Понятия: виды растений, редкие и исчезающие растения, условия жизни растений

Занятия 24-25.

Тема: Проект «Симметрия вокруг нас».

Цель: знакомство с понятием симметрия, развитие логического и пространственного мышления, привитие навыков учебной деятельности: анализа и синтеза, развитие устной речи.

Понятие о симметрии. Симметричные и ассиметричные фигуры и предметы. Симметрия в жизни человека.

Понятия: симметрия.

 

Занятие 26-31.

Тема: Проект «Сказки».

Выбор темы школьного проекта.

Моя любимая сказка.

Конкурс загадок про героев народных сказок о животных.

Сочиняем сказку.

Театрализация сказки. (2 часа)

Цель: привитие интереса к устному народному творчеству, развитие творческих способностей учащихся, формирование умения различать добро и зло, реализовать полученные знания в практической деятельности.

Устное народное творчество. Народные сказки. Сказки народов мира. Авторские сказки. Театр. Спектакль. Инсценировка. 

Понятия: добро, зло, театр, спектакль, герой.

Занятие 32-33.

Тема: Что мы узнали и чему научились за год. Моя лучшая работа.

Цель: систематизировать и обобщить знания детей по курсу «Мы исследователи»

Рефлексия изученного за год. Отбор лучших работ. Оформление выставки. Презентация работ учащихся.

 

2 класс

 

Описание разбитого по разделам содержания занятий

 

п/п

Название раздела

Название тем, проектов

Содержание занятий

1

Теоретический блок

Занятие 1. Что такое исследование?

Кто такие исследователи?

Обучающийся сможет задуматься о том, что такое исследование, его видах и роли в жизни человека; обучающийся сможет высказаться по данной теме, поспорить с одноклассниками о сути новых понятий

Занятие 2. Основные методы исследования. Как задавать вопросы?

Обучающийся сможет назвать основной круг вопросов при проведении исследования, сможет описать и сравнить основные методы исследования, ученики потренируются в определении волнующих проблем при проведении исследования

Занятие 3. Коллективная игра-исследование

Обучающийся сможет поупражняться в отборе материала по теме исследования, проанализировать игровую ситуацию, высказать свою точку зрения

Занятие 4. Учимся выделять главное и второстепенное. Схема исследования

Обучающийся сможет потренироваться выделять главное и второстепенное из собранного материала, сможет назвать основные формы схем исследований

Занятие 5. Защита исследовательской работы. Секреты успешного выступления

Обучающиеся смогут представить результаты своей работы в виде доклада, назвать основные правила успешного выступления

2

Практический блок

Занятие 6-10. Путешествие в Загадкино.

Работа над проектом в соответствии с этапами

Занятие 11-15. Что такое Новый год?

Работа над проектом в соответствии с этапами

Занятие 16-20. У меня растут года…

Работа над проектом в соответствии с этапами

Занятие 21-25. Меры длины.

Работа над проектом в соответствии с этапами

Занятие 26-30. Знакомые незнакомцы (озеленение)

Работа над проектом в соответствии с этапами

Занятие 31-33. Праздники в России.

Работа над проектом в соответствии с этапами

 

Характеристика результатов

 

Обучающийся будет знать:

- основные особенности проведения исследований разных видов;

- методы исследования;

- правила выбора темы и объекта исследования;

- правила успешной презентации работы.

 

Обучающийся будет уметь:

- самостоятельно выбирать тему исследования;

- выделять главное и второстепенное в собранном материале;

- указывать пути дальнейшего изучения объекта;

- презентовать свою работу.

Обучающийся сможет решать следующие жизненно-практические задачи:

- самостоятельно добывать, обрабатывать, хранить и использовать информацию по волнующей проблеме;

- реализовывать право на свободный выбор.

Обучающийся способен проявлять следующие отношения:

- общаться с людьми разных возрастов;

- работать в группе, коллективе;

- презентовать работу общественности.

 

3 класс

 

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ.

1.     Науки, которые нас окружают. Что я думаю о своих способностях. (2 ч)

Выявление области знаний, в которых каждый ребёнок хотел бы себя проявить. Определение коммуникативных умений учащихся.

Практика: анкетирование учащихся, опрос.

2.     Структура и содержание учебно-исследовательской деятельности. (2 ч)

Актуальность. Цели и задачи исследовательской деятельности. Структура исследовательской деятельности. Определение содержания.

Практика: построение схемы «Структура исследовательской деятельности», определение содержания для исследования по теме: «Здесь живут мои родственники».

3.     План работы над учебным исследованием. Объект, предмет и гипотеза исследования. (2 ч)

Этапы работы. Методы исследования. Тема исследования. Предмет, объект исследования. Научный факт. Выдвижение и обсуждение гипотез.

Практика: определение предмета, объекта исследований и выдвижение гипотез по исследованию « Родная улица моя». Проверка гипотез.

4.     Основные источники получения информации. (3 ч)

Учебная литература – учебники, хрестоматии. Справочная литература – словари, справочники, энциклопедии. Электронные пособия.

Практика: работа с источником информации. Работа с книгой. Работа с электронным пособием.

5.     Оформление списка литературы и использованных электронных источников.(1 ч)

Практика: правила оформления списка использованной литературы. Оформление списка использованных электронных источников.

6.     Методы исследования. Мыслительные операции.(1 ч)

Эксперимент. Наблюдение. Анкетирование. Мыслительные  операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, выводы.

7.     Обработка результатов исследования. Методика оформления результатов.

( 1 ч)

Практика: письменный отчёт - структура и содержание. Визуальный отчёт – диаграммы, таблицы, схемы, графики. Исследование по теме: «Результаты загрязнения окружающей среды».

8.     Оформление работы. Подготовка доклада. (2 ч)

Требования к оформлению работы. Как подготовить письменный доклад. Как интересно подготовить устный доклад.

Практика: доклады по теме: «Моя семья вечером». Проверка оформления работ.

9.     Как правильно делать презентацию. Знакомство с Microsoft  Power Point. (2 ч)

Защита исследовательской работы. Доклад, реферат, дискуссия, газета, радио- или телепередача, презентация.

Практика: работа в программе Microsoft  Power Point. Презентация «Моя мама».

10. Тематические учебные исследования. (18 ч = 4 ч +14 ч)

1)    Исследование числа.- 1ч

2)    Исследование суммы, произведения. - 1ч

3)    Исследование «Лексическое значение слов» .- 1ч

4)    Исследование «Орфограммы в корне  слова» .- 1ч

5)    Исследование «Соединительные гласные в сложных словах» .- 1ч

6)    Мифы и легенды. Презентация результатов исследования «Герои мифов Древней Греции» .- 2ч

7)    Исследование «Вода-источник жизни». Конференция .- 2 ч

8)    Исследование названий географических объектов. Исследование « Родная улица моя» .- 2ч

9)    Исследование «Наш город-тыл».- 1 ч

10)                     Исследование «Неизвестные герои Великой Отечественной войны» -1 ч

11)                     Исследование « Труд в моей семье» - 1ч

12)                      Вредные и полезные привычки. Театрализованное представление « Вредные привычки». – 2 ч

13)                     Игра-викторина «Путешествие в  страну Знаний». – 1 ч.

11.Итоговое занятие.  Чему мы научились за этот год. (1 ч)

 

4 класс

 

Мы живем  в удивительном краю, имя которому Республика Башкортостан. Наш регион-это большая сокровищница.Это связано с тем, что на территории нашей малой родины имеются горы и равнины, леса и степи, большие и малые реки и озера, самые разнообразные растения и животные, несметные богатства недр.  .  В  нашей  республике  хорошо развиты транспорт, наука, культура, спорт.  На территории     нашего региона  более 300 памятников природы. Чем удивительна наша область, вы узнаете на занятиях курса «Юный исследователь» в 4 классе.                                                        

Содержание тем.

1.                     Где мы живем. Символы Республики Башкортостан: герб, флаг, гимн.

Цель: знакомство с понятием герба, флага, гимна.

Понятие о символах Республики Башкортостан.

Понятия: герб, флаг, гимн.

2-7.             Геология родного края.

Цель: раскрытие истории развития Земли. Понятия о палеозойской эре, мезозойской эре (мире фантастических гигантов), кайнозойской эре.

Понятия: палеозойская эра, мезозойская эра, кайнозойская эра.

8.         Выдающиеся землепроходцы и исследователи земли Республики Башкортостан.

Цель: знакомство с исследователями

Понятия: землепроходцы, исследователи.

9-10.      Горы и равнины Республики Башкортостан

Цель: исследование гор и равнины Республики Башкортостан

11-14. Полезные ископаемые.

Цель: исследование полезных ископаемых  Республики Башкортостан.

Понятия: угли, руды черных и цветных металлов, руды цветных и легких металлов, нерудное минеральное сырье.

15-16.  Времена года и народные приметы.

Цель: исследование связи времен года и народных  примет.

Понятия: народные приметы.

17-18. Реки и озера Республики Башкортостан

Цель: знакомство с реками и озерами Республики Башкортостан

Понятия: мелкие и мельчайшие реки, паводок, полноводная река.

19-20. Почвы и природные зоны Республики Башкортостан  .

Цель: изучение взаимосвязи почв и природных зон.

Понятия: виды почв, многообразие почв на территории  Республики Башкортостан, отличительные особенности природных зон.

21-26. Растительный мир родного края.

Мир деревьев леса и лесостепей. Болотное растение-хищник. Деревья и кустарники лесостепей. Самые древние травы наших лесов. Мир грибов. Мир цветов, ягод и лекарственных растений.

Цель: изучение растительного мира области.

Понятия: хвойные и лиственные деревья,  лекарственные растения.

27-32. Животный мир родного края.

Млекопитающие лесов и лесостепей. Птицы Республики Башкортостан. Земноводные, живущие на территории области. Насекомые. Мир рыб.

Цель: изучение животного мира родного края.

Понятия: природное сообщество.

33. Экология области.

Цель: изучение экологической проблемы и нахождение путей решения проблем экологии.

Понятия: экологическая проблема.

34. Почитаем – поиграем. Проект «Природа Республики Башкортостан».

Цель: составление проекта «Природа Республики Башкортостан».

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое  планирование для 1 класса

 

п/п

Наименование тем

Количество
часов

Дата проведения

I. Введение (1 час)

1.

Что такое проект

1

 

II. Учимся делать проекты (7 часов)

2

Что такое проблема

1

 

3

Как мы познаём мир

1

 

4-5

Школа «почемучек»

2

 

6-7

Удивительный вопрос

2

 

8-9

Источники информации

2

 

III. Мы исследователи (23 часа)

10-11

Любимое число

2

 

12-14

Алфавит

3

 

15-16

Почему мы любим, встречать Новый год

2

 

17-19

Игры наших дедушек и бабушек

3

 

20-23

Растения

4

 

24-25

Симметрия

2

 

26-31

Сказки

6

 

32-33

IV. Заключение. ( 2 часа)

 

 

32

Что мы узнали и чему научились за год.

1

 

33

Моя лучшая работа.

1

 

 

 

Тематическое планирование  для 2 класса

п/п

Наименование тем

Количество
часов

Дата проведения

 

2 класс

 

 

Тренинг исследовательских способностей

16 часов

1

Что такое исследование? Кто такие исследователи?

1

 

2-3

Что можно исследовать? (тренировочные занятия)

2

 

4

Как выбрать тему исследования. Какими могут быть темы исследования.

1

 

5

Коллективная игра «Конструирование игровой площадки»

(коллективные игры, как средство стимулирования исследовательской активности детей)

1

 

6

Коллективное занятие «Жилой дом»

1

 

7

Игра «Историческое моделирование»

1

 

8

Экскурсия как средство стимулирования исследовательской активности детей.

1

 

9

Наблюдение как способ выявления проблем.

1

 

10

Экскурсия-наблюдение за воробьями.

1

 

11

Развитие умения видеть проблемы.

1

 

12

Развитие умения выдвигать гипотезы.

1

 

13

Развитие умений задавать вопросы.

1

 

14-15

Развитие умений давать определение понятиям.

2

 

16

Развитие умений классифицировать.

1

 

Самостоятельная исследовательская практика

14 часов

17

Задачи на классификацию с явными ошибками.

1

 

18

Развитие умений и навыков работы с парадоксами.

1

 

19

Развитие умений наблюдать

1

 

20

Развитие умений и навыков экспериментирования. Мысленный эксперимент.

1

 

21

Эксперименты с реальными объектами. Эксперимент «Определяем плавучесть предметов»

1

 

22

Эксперименты с домашними животными.

1

 

23

Как оценивать идеи.

1

 

24

Развитие умений высказывать суждения и делать умозаключения. Индуктивные умозаключения.

1

 

 

25

Дедуктивные умозаключения. Умозаключения по аналогии.

1

 

26

Развитие умения создавать метафоры.

1

 

27

Развитие умений создавать тексты.

1

 

28

Методика работы с текстом.

1

 

29

Учимся выделять главную идею.

1

 

30

Развитие дивергентного и конвергентного мышления. Задание « Рассказ на заданную тему».

1

 

Мониторинг исследовательской деятельности учащихся

3 часа

32-33

Защита проектов.

3

 

Перечень разделов

 

п/п

Перечень разделов

Количество часов

1

Теоретический блок

5

2

Практический блок

28

 

 

 

Тематическое  планирование  для 3 класса

 

№ п/п

Тема занятий

Количество часов

 

теория

практика

Итого

Дата проведения

1.

Науки, которые нас окружают. Что я  думаю  своих о способностях.

1

1

2

 

2.

Структура и содержание учебно-исследовательской деятельности

1

1

2

 

3.

План работы над учебным исследованием. Объект, предмет и гипотеза исследования.

1

1

2

 

4.

Основные источники получения информации.

1

2

3

 

5.

Оформление списка литературы и использованных электронных источников.

 

1

1

 

6.

Методы исследования. Мыслительные операции.

1

 

1

 

7.

Обработка результатов исследования. Методика оформления результатов.

 

1

1

 

8.

Оформление работы. Подготовка доклада.

1

1

2

 

9.

Как правильно делать презентацию. Знакомство с Microsoft  Power Point.

1

1

2

 

10.

Тематические учебные исследования.

4

14

18

 

 

Итого

11

22

34

 

 

 

 

Тематическое планирование для 4 класса

 

№  п/п

Наименование тем

Количество
часов

Дата проведения

1.

Символы Республики Башкортостан: герб, флаг, гимн.

1

 

2-7

Геология родного края.

6

 

8

Выдающиеся землепроходцы и исследователи земли башкирской.

1

 

9-10

Горы и равнины  Республики Башкортостан

2

 

11-14

Полезные ископаемые.

4

 

15-16

Времена года и народные приметы.

2

 

17-18

Реки и озера Республики Башкортостан

2

 

19-20

Почвы и природные зоны Республики Башкортостан

2

 

21-26

Растительный мир родного края.

6

 

27-32

Животный мир родного края.

6

 

33

Экология Республики Башкортостан

1

 

34

Почитаем и поиграем.

1

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru