МБОУ «Сырдахская средняя общеобразовательная школа
им. И.С.Портнягина»
Утверждаю:
Директор МБОУ «ССОШ
им.И.С.Портнягина»:________
Данилова Д.И.
«__»_______2016 г.
Программа по профилактике
аддиктивного поведения
«Мы выбираем ЗОЖ»
Составила:
педагог-психолог
Антонова Н.Е.
с. Сырдах
Пояснительная записка
Данная программа рассчитана на учащихся 1-11 классов и написана в соответствии с Законом РФ «Об образовании» (Раздел 1, Статьи 7,8) и Федеральным законом № 184 «О техническом регулировании».
Актуальность проблемы
Основной причиной зависимости от алкоголя, курения, наркотиков является «синдром дефицита удовлетворенности». Это определенное сочетание генов, при котором человеку трудно чувствовать себя комфортно. Люди, страдающие дефицитом удовлетворенности, с детства неосознанно ищут способы компенсировать эту нехватку различными видами поведения, а в подростковом или уже взрослом возрасте при определенном стечении обстоятельств нередко прибегают к помощи психоактивных веществ, которые помогают им получить желаемое удовольствие и наслаждение.
Также одной из причин является «неправильная семья», где воспитание осуществляется либо одним из родителей, либо где присутствует располагающая атмосфера, складывающаяся в доме, отсутствие эмоциональной близости и доверия домочадцев друг к другу. Существуют и семьи, где один или оба родителя страдают зависимостью к алкоголю, курению. Вероятность приобщения к плохим пристрастиям у детей из таких семей возрастает в 2 раза.
Находясь в той или иной микросреде (семья, класс, двор) и взаимодействуя с другими микросредами (секция, кружок, дискотека), подросток постоянно испытывает разноплановые и нередко противоречивые влияния на свой внутренний мир. В отличие от взрослого, обладающего жизненным опытом, подросток не всегда умеет адекватно определить и оценить тех, кто своими ценностными ориентациями, своей деятельностью, характером взаимоотношений установившегося в них психологического климата, своими личностными особенностями действительно отвечает его потребностям, интересам, склонностям; и, в то же время, он не умеет вовремя дистанцироваться от тех, кто, благодаря присущим им свойствам, находится в разладе с его потребностями, интересами и склонностями. В результате этого подросток не всегда обретает общественно-моральные качества, они не становятся его ценностями. Порой в его личности укореняются псевдоценности, которые способствуют формированию таких способностей и склонностей, которые несут в себе негативные характеристики (к ним относится и аддикция).
Аддиктивное поведение — одна из форм отклоняющегося, девиантного, поведения с формированием стремления к уходу от реальности путем изменения психического состояния искусственным образом: при помощи приема каких-либо веществ (алкоголя, наркотиков, транквилизаторов...) либо осуществления какого-либо вида деятельности, активности (азартные игры, коллекционирование, трудоголизм...).
Лучшая методика борьбы с употреблением ПАВ и девиантным поведением - профилактика. Это осознается сегодня подавляющим большинством населения от государственных чиновников всех уровней до обычных рядовых граждан. Организация занятости подростков во внеурочное время является одним из основных способов профилактики наркомании, алкоголизма, табакокурения и противоправных действий. Можно преподносить множество сведений о том, как следует относиться к своему здоровью, но лишь активная личностная позиция самого человека сделает его таковым. Поэтому профилактическая работа предполагает, в первую очередь, воспитание и обучение, основанное на полноценном развитии ребенка как личности, как субъекта деятельности и как индивидуальности.
«Профилактика – это активный поступательный процесс создания условий и формирования личностных качеств, способствующих развитию личности, ориентированной на здоровый образ жизни». («Толковый словарь русского языка», Ожегов).
В зависимости от целевой группы, на которую ориентирована профилактическая работа, профилактика различается на три вида.
Первичная профилактика - комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, предупреждающих приобщение к употреблению ПАВ;
Вторичная профилактика – комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, предупреждающих формирование болезни и осложнений, связанных с употреблением ПАВ у «эпизодических» потребителей, не обнаруживших признаков болезни.
Третичная профилактика, или реабилитация – комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, направленных на предотвращение срывов и рецидивов заболевания. То есть проведение таких мероприятий, которые будут способствовать восстановлению личностного и социального статуса больного (наркоманией, токсикоманией и алкоголизмом) и возвращению его в семью, в образовательное учреждение, в трудовой коллектив, к общественно-полезной деятельности.
Школьные исследования показали, что нам необходимо применять первичную и вторичную профилактику. Первичная профилактика должна быть направлена на всех учащихся школы. Вторичная - на курящих учащихся, если таковые будут.
Для того чтобы работа по сохранению и укреплению состояния здоровья учащихся дала положительные результаты, необходимо объединение усилий педагогов, врачей, психологов, родителей и учеников. Актуальной для коллектива стала систематизация деятельности по осуществлению профилактики злоупотребления психоактивными веществами.
Целевые группы:
Возрастная категория |
Микросреда |
Целевая подгруппа |
Учащиеся начального звена (1-4 классы) |
Школа, семья, учреждения дополнительного образования |
Учителя, родители, руководители кружков и секций |
Учащиеся среднего звена (5-8 классы) |
Школа, семья, учреждения дополнительного образования |
Учителя, родители, руководители кружков и секций |
Учащиеся старшего звена (9-11 классы) |
Школа, семья, учреждения дополнительного образования |
Учителя, родители, руководители кружков и секций, сверстники и друзья |
Цель: создание условий для формирования у школьников полезных навыков здорового образа жизни, укрепление нравственных ориентиров.
Задачи:
Профилактическая работа ведется, основываясь на следующие принципы:
а) долгосрочность и непрерывность.Профилактика - это процесс, который неразрывно связан с воспитанием, предполагающим не только формирование тех или иных черт личности, но и коррекцию деструктивного поведения, ориентир на осознанное изменение его. А такие процессы происходят не сразу, поэтому мероприятия, не соединенные воедино, скорее всего не принесут сколько-нибудь ощутимого отсроченного личностного и социального эффекта, а лишь сиюминутный результат;
б) адресность. При подготовке мероприятий необходимо учитывать то, на какую целевую группу они направлены, и, исходя из этого, избирать те или иные формы и методы их проведения, а также степень информирования. Если информация превышает пределы информационного запроса группы, можно спровоцировать нездоровый интерес к предмету разговора. Необходимо понимать, что ты говоришь, кому, зачем и почему ты говоришь это именно сейчас;
в) профессионализм и своевременность;
г)доступность (подача материалов с учетом возможностей и особенностей восприятия целевой группы). Например, адресуя профилактические мероприятия подросткам, необходимо учитывать их психофизиологические возрастные особенности;
д)последовательность.Для реализации программы предусмотрен ряд этапов, которые будут сменять друг друга в определенной последовательности.
НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ.
В соответствии с вышесказанным, можно выделить четыре основных направления работы школы по профилактике наркомании:
1) Работа с детьми:
2) Работа с педагогическим составом:
3) Работа с родителями:
4)Работа с различными организациями, ответственными за осуществление профилактики употребления ПАВ.
Условия реализации программы – этапы:
Первый этап: диагностирующий.
Время проведения: сентябрь – октябрь.
Цель: изучение существующих в детской и подростковой среде тенденций употребления ПАВ.
Задачи:
Методы:
Значение этапа: анализ результатов анкетирования (наосновании предлагаемой анкеты) позволяет сделать выводы о степени вовлеченности учащихся в проблему и выделить три целевые группы:
Второй этап: организационно-практический.
Время проведения: ноябрь – март
Цель:реализация антинаркотической работы в образовательном учреждении.
Задачи:
Методы работы:
Формы работы:
Значение этапа:
Развитие у учащихся таких жизненных навыков, как, например, навыки принятия решения, общения, ответственного поведения, противостояния стрессам, сопротивления негативным социальным влияниям;
Формирование потребности в здоровом образе жизни, осознание ценности собственного здоровья и ответственности за него.
Выработка активной жизненной позиции, исключающей использование сигареты и алкоголя в качестве средства ухода от жизненных проблем.
Третий этап - заключительный.
Время проведения: апрель – май.
Цель: определение эффективности разработанной системы профилактики.
Задачи:
Методы:
Значение этапа:
Приемы коррекционно-воспитательного воздействия
Ожидаемые конечные результаты программы:
Техническое оснащение программы:
План профилактической работы по аддиктивному поведению учащихся, а также профилактика правонарушений несовершеннолетними.
№ |
Наименование мероприятия |
Время проведения |
Класс |
Ответственные |
1. |
Организация и проведение профилактических бесед |
По запросу |
1-11 |
Педагог-психолог Антонова Н.Е. |
2. |
Рейды «Ночной дозор» |
Сентябрь, октябрь, апрель, май |
1-11 |
Педагоги, родители, учащиеся |
3. |
Посещение учащихся на дому |
1 раз в четверть |
1-11 |
Классные руководители, ЗД по ВР Хорунова Н.С., педагог-психолог |
5. |
Систематические рейды в рамках программы “Всеобуч” |
В течение учебного года |
1-11 |
Классные руководители, социальный педагог |
6. |
Месячник по профилактике правонарушений |
Октябрь |
1-11 |
Классные руководители, ЗД по ВР Хорунова Н.С. |
7. |
Дни инспектора |
В течение учебного года |
1-11 |
УОВД, социальный педагог |
8. |
Анкетирование детей “Группы риска” |
Январь |
5-9 |
Социальный педагог |
9. |
Операция “Неблагополучная семья” |
Февраль |
1-11 |
Социальный педагог |
10. |
Участие в профилактической акции “Безнадзорник” |
Апрель |
1-11 |
Социальный педагог |
11. |
Профилактическая операция |
В течение учебного года |
1-11 |
Социальный педагог, сотрудники УОВД |
12. |
“Профилактика правонарушений, беспризорности. Ранняя профилактика семейного неблагополучия” |
декабрь |
5-11 |
социальный педагог |
13. |
Обновление картотеки на педагогически запущенных детей и учащихся, состоящих различных формах учёта |
В течение учебного года |
1-11 |
социальный педагог |
14 |
Знакомство учащихся с правилами поведения в школе |
Сентябрь |
1, 5 |
Классные руководители |
15 |
Профилактическая работа по борьбе с наркоманией и табакокурением |
|||
16. |
Классный час на тему ПАВ |
Сентябрь |
5-10 |
Классные руководители |
17. |
Профилактическая неделя по борьбе с наркоманией |
Ноябрь |
5-11 |
П-психолог, соц.педагог, классные руководители |
18. |
Конкурс на лучший рисунок или плакат, направленный на борьбу с курением |
Октябрь |
5-8 |
Классные руководители |
19. |
Проведение профилактических классных часов |
В течение года |
5-9 |
Социальный педагог, классные руководители |
20. |
Цикл бесед “Курить – здоровью вредить!” |
Декабрь |
5-10 |
Классные руководители
|
21. |
Час коммуникативного общения “Как сказать наркотикам “нет!” |
Ноябрь |
8-10 |
Классные руководители, Социальный педагог |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.