Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя школа №9 им.И.Ф.Учаева г.Волгодонска
Программа
социально-психологического тренинга
по профилактике буллинга в подростковой среде
«Хочу дружить»
Автор
педагог-психолог Баженова В.С.
Аннотация
Программа «Хочу дружить» предназначена для первичной профилактики буллинга и моббинга в детской и подростковой среде. Она создана педагогом-психологом МБОУ СШ №9 им.И.Ф.Учаева г.Волгодонска Баженовой В.С. С помощью игровых методов в данной программе предлагаются пути преодоления и совладания с формами поведения в подростковой среде предшествующими обозначенной проблеме.
Проявления жестоких отношений в детской среде многообразны, поэтому формирование поведения противостоящего давлению агрессоров на наш взгляд является одним из приоритетных направлений в первичной профилактике моббинга и буллинга.
Моббинг – это преимущественно групповые формы притеснения ребенка.
Буллинг - предполагает травлю одного ребенка другим. Этот термин используется наиболее часто, ассоциируют этот термин с травлей.
Мотивация к буллингу различна: месть, восстановление справедливости, как инструмент подчинения лидеру, низвержение конкурентов, из чувства неприязни и др.
Буллинг – это социальное явление, свойственное преимущественно с организованным детским коллективом.
На наш взгляд психологам и педагогам общеобразовательных учреждений необходимо уметь грамотно сопровождать своих подопечных и корректировать свою работу с учетом подобной специфики в случаях вовлеченности в ситуации жестокого обращения в детской среде.
Пространство детской жестокости в сообществах обширно. Её проявления различны. Это социальное явление большей частью находится в тени (латентно) до тех пор, пока оно не проявляет себя отчетливыми, часто с тяжелыми последствиями, случаями.
Поэтому реально помощь в подобных ситуациях, оказывается, по факту уже происшедших событий. Тем не менее, на наш взгляд, стратегия профилактики предполагает ежедневную, кропотливую работу.
Пояснительная записка
Буллинг – это система детского насилия, реализуемого в пространстве организованного или неорганизованного детского сообщества.
Профилактика буллинга во многом основывается на тех же принципах, что и оказание помощи.
Стоит разделять следующие виды профилактики:
Профилактика первичная – исключение условий и возможностей развития буллинга.
1. Изучение механизмов формирования поведения, типа семьи и воспитания.
2. Изучение и коррекция нарушения детско-родительских отношений, которые служат причиной снижения эмоционального благополучия ребенка и отклонений в его психическом развитии.
3. Формирование здорового жизненного стиля, высоко функциональных стратегий поведения и личностных ресурсов.
4. Направленное осознание имеющихся личностных ресурсов, способствующих формированию здорового жизненного стиля и высокоэффективного поведения:
§ Я - концепции (самооценки, отношения к себе, своим возможностям и недостаткам);
§ собственной системы ценностей, целей и установок, способности делать самостоятельный выбор, контролировать свое поведение и жизнь, решать простые и сложные жизненные проблемы, умения оценивать ту или иную ситуацию и свои возможности контролировать ее;
§ умения общаться с окружающими, понимать их поведение и перспективы, сопереживать и оказывать психологическую и социальную поддержку;
§ осознание потребности в получении и оказании поддержки окружающим.
5. Развитие личностных ресурсов, способствующих формированию здорового жизненного стиля и высокоэффективного поведения:
§ формирование самопринятия, позитивного отношения к себе, критической самооценки и позитивного отношения к возможностям своего развития, возможностям совершать ошибки, но и исправлять их;
§ формирование умения адекватно оценивать проблемные ситуации и разрешать жизненные проблемы, управлять собой и изменять себя;
§ формирование умения ставить перед собой краткосрочные и перспективные цели и достигать их;
§ формирование умения контролировать свое поведение и изменять свою жизнь;
§ формирование умения осознавать, что со мной происходит и почему, в результате анализа собственного состояния;
§ формирование умения сопереживать окружающим и понимать их, понимать мотивы и перспективы их поведения (формирование навыков эмпатии, послушания, диалога, разрешения конфликтных ситуаций, выражения чувств, принятия решений);
§ формирование умения принимать и оказывать психологическую и социальную поддержку окружающим.
6. Развитие высокоэффективных стратегий и навыков поведения:
§ навыков принятия решения и преодоления жизненных проблем;
§ навыков восприятия, использования и оказания психологической и социальной поддержки;
§ навыков оценки социальной ситуации и принятия ответственности за собственное поведение в ней;
§ навыков отстаивания своих границ и защиты своего персонального пространства;
§ навыков защиты своего Я, самоподдержки и взаимоподдержки;
§ навыков бесконфликтного и эффективного общения.
Профилактика вторичная – своевременное выявление буллинга и принятие мер препятствующих его распространению.
§ раннее вмешательство в коррекцию клинико-биологических нарушений у ребенка;
§ исследование генограммы семьи;
§ коррекция семейных отношений, физических и эмоциональных связей, определение детско-родителъских границ;
§ наличие четких семейных ролей.
Профилактика третичная - работа по поддержанию антибуллинговых достижений после прерывания последних случаев буллинга в сообществе.
Целью является коррекция поведения подростка и его развитие, а не само преступление. Предполагается создание ювенальных судов, оценивающих особый подход к личности подростка с учетом его социальной уязвимости в обществе, отрицательным социальным опытом и низкими социальными перспективами.
Программа социально-психологического тренинга по профилактике буллинга в подростковой среде «Хочу дружить» направлена на первичную профилактику проявлений буллинговых тенденций.
Цель данной программы: повышение толерантности и эмпатии, профилактика конфликтов в межличностных отношениях учащихся.
Программа «Хочу дружить» направлена на решение следующих задач:
§ оптимизация межличностных и межгрупповых отношений;
§ формирование навыков конструктивного реагирования в конфликте, и оценки социальной ситуации, принятия ответственности за собственное поведение в ней;
§ снижение агрессивных и враждебных реакций;
§ устранение психотравмирующей и социально опасной ситуации;
§ интеграция “отверженных” детей в коллектив класса;
§ развитие толерантности, эмпатии.
Организуя занятия по программе «Хочу дружить» необходимо руководствоваться следующими принципами:
— активность участников группы;
— исследовательская позиция;
— партнерское общение;
— участие может быть только добровольным;
— участникам предоставляется полная информация о целях и способах проведения занятий;
— при проведении тренингов принимаются все меры предосторожности против физических и психических травм.
Программа рассчитана на подростков 10-14 лет.
В рамках программы проводятся 5 тренингов.
Продолжительность встреч от 1 часа до 1 часа 30 мин.
Группа участников 15-20 человек.
Основу программы составляют различные игры и упражнения.
Программа социально-психологического тренинга может быть реализована психологом, педагогом-психологом, социальным педагогом, специалистом по социальной работе.
Практическая значимость тренинга:
– программа тренинга применима в работе
психологов и социальных педагогов (общеобразовательных учреждений) для решения
задач психосоциальной коррекции насильственного и агрессивного поведения
подростков;
– реализация тренинговых занятий способствует успешному и своевременному
решению проблем поведения подростков, создаёт благоприятные условия для
последующих этапов становления личности.
Ожидаемые результаты:
Профилактические мероприятия позволят создать в образовательной организации безопасное психологическое пространство.
Формируются устойчивые доброжелательные отношения в группе подростков.
Приобретается навык конструктивного реагирования в конфликте, снижается агрессия, изменяются представления о самом себе.
“Отверженные” дети безболезненно включатся в процесс работы и развития классного коллектива. Улучшиться социальное самочувствие.
Формируется осознание подростками своих личностных качеств, позитивной жизненной позиции без применения насилия.
Уменьшается количество случаев появления жестокого поведения в подростковом сообществе.
Структура программы
№ |
Тематический блок |
Содержание |
Время |
1 |
Выявление информированности участников тренинга о проблеме буллинга, определение возможности для позитивного взаимодействия, оценить различные стратегии поведения, способствовать повышению повышение толерантности в межличностных отношениях учащихся. |
“Любимое занятие” Обсуждение сказки «Гадкий утенок» «Любовь и злость» «Спускаем пар» «Иван Иванович» «Избавляемся от гнева и агрессивности»
|
1 час 30 мин |
2 |
Повышение эмпатических способностей, понимание мимики, языка телодвижений |
«Нетрадиционное приветствие» «Коллективный счёт» «Моль» «Необитаемый остров» «Рассмешить партнёра» «Побег из тюрьмы» «Я отличаюсь от тебя» «Подарок» |
1 час 30 мин |
3 |
Формирование навыков преодоления тревожности и адекватного поведения в ситуациях, вызывающих тревогу. |
Информационный блок «Что такое тревожность» Обсуждение «Здоровые и нездоровые способы преодоления напряженного состояния» Работа в бланках «Если я тревожусь, я обычно…» Чтение рассказа «Вот если бы все было не так» «Даже если…» – «В любом случае…» «Продумай заранее» «Кнопка» «Домик». «Расслабление под музыку» |
60 мин |
4 |
Мое конструктивное «Я» или эффективные приемы общения |
«Узнай друг друга еще лучше» «Откровенно говоря» «Модели поведения» «Клон» «Вселенная моего „Я”» «Декларация самоценности» «Памятка» |
60 мин |
5 |
Посторенние эффективного командного взаимодействия |
«Пять рук» «Мой идеальный коллектив» «Карета» «Мечты» «Слепые фигуры» «Постройтесь по росту» «Маленькие зелененькие человечки» «Общие объятия» «До встречи!» |
|
Социально-психологические критерии отслеживания эффективности реализации тренинга
Критерии оценки эффективности |
Показатели эффективности |
Методы изучения и средства коррекции |
|
количественные |
качественные |
||
Критерий индивидуально-личностного развития |
Количество анкет с положительными показателями |
Повышение уровня умений и навыков противостояния общественным и личностным проявлениям насилия и агрессии |
- психологическое наблюдение; - анкеты обратной связи[1]. |
Критерий психологического комфорта
|
Количество участников посетивших все занятия тренинга |
Отражение позитивного настроения, изменение эмоционального баланса в пользу положительных чувств и переживаний. Эмоциональная и личностная удовлетворенность подростков участвующих в занятиях. |
- методы активного социально-психологического обучения; - анкеты обратной связи; - опрос участников; - анализ тренингового занятия по методу И.В. Вачкова[2]. |
Социологический критерий
|
Количество анкет с положительными показателями |
Снижение случаев проявления насилия и агрессии. Повышение уровня умений и навыков конструктивному межличностному взаимодействию как способу успешной коммуникации. |
- анкеты обратной связи. |
ЗАНЯТИЕ №1
Цель: выявить информированность участников тренинга о проблеме буллинга, определить возможности для позитивного взаимодействия, оценить различные стратегии поведения, способствовать повышению повышение толерантности в межличностных отношениях учащихся.
Ход занятия
Педагог-психолог: - Здравствуйте ребята! Посмотрите, какой сегодня замечательный день! На улице светит солнце! Давайте создадим в нашем классе солнечное настроение. А чтобы у нас все получилось, повернемся к своему товарищу или соседу и улыбнемся ему самой лучезарной улыбкой! Замечательно! Теперь у нас тоже тепло и солнечно, как на улице.
Разминка. “Любимое занятие”.(5 мин)
Педагог-психолог: - У каждого из нас есть свои любимые занятия, но мы порой даже не подозреваем об интересах тех, кто не являются нашими друзьями, хотя можем знать этих людей не один год. Давайте, обратим внимание на своих одноклассников. Продолжите фразу: “Я люблю....”
Каждый участник, по очереди, рассказывает о том, чем ему нравится заниматься. Психолог акцентирует внимание на том, что есть разные интересы.
Педагог-психолог: - Ребята, сейчас я прочитаю вам отрывок из сказки, а вы угадаете ее название. (Приложение 1)
- Итак, что же это за сказка? Конечно, это сказка о гадком утенке. А давайте вспомним, что было дальше.
Ответы учеников.
- Вы очень хорошо помните эту сказку. Правильно, утенка стали обижать. (Приложение 2)
Педагог-психолог: - Ребята, скажите, какие чувства вы испытываете к утенку? Хочется ли вам его защитить от нападок других птиц? А как вы думаете, почему обижали утенка?
Ответы детей.
Педагог-психолог: - Верно, он был не похож на других птиц этого птичьего двора, а главное – он им не нравился. К сожалению, такое явление бывает и среди людей. Особенно часто оно встречается в детских коллективах. Дети тоже могут обижать других детей, которые им не нравятся. Только эти дети не всегда понимают всю серьезность своих поступков. Они думают, что просто играют, смеются и шутят. Но это совсем не забава. А именно: когда человека намеренно доводят до слез, согласованно и систематически дразнят, когда отбирают, прячут и портят его вещи, когда толкают, щипают и бьют, когда обзывают и подчеркнуто игнорируют, — это называется “травля”. И это недопустимо.
Травля – это болезнь. Есть болезни, которые поражают не людей, а классы, компании. Это как если человек не моет руки, то рискует подхватить инфекцию и заболеть. Если класс не следит за чистотой отношений, то заболевает насилием. Любую болезнь нужно лечить.
- Как вы думаете: травлю можно искоренить либо она была есть и будет? Что может сделать каждый из нас, чтобы таких ситуаций вообще не возникало и что, если она всегда случилась?
Ответы детей.
Педагог-психолог: - Молодцы! Вы очень многие моменты отметили верно. Хочу обратить ваше внимание на то, что школьная травля, издевательства, агрессия называется «буллингом». Причем буллинг, это систематическая агрессия, травля. Существуют различные виды буллинга: прямой и скрытый
Скрытый буллинг подразумевает игнорирование ученика, его бойкот, исключение из отношений, намеренное распускание негативных слухов и т.п.
Прямой буллинг включает в себя прямую физическую агрессию, сексуальное или психологическое насилие. Физическое насилие - умышленные толчки, удары, пинки, побои, нанесение иных телесных повреждений и др. Психологический буллинг связанное с действием на психику, наносящее психологическую травму путём словесных оскорблений или угроз, преследование, запугивание, которыми умышленно причиняется эмоциональные страдания. Отдельно следует отметить кибербуллинг как травлю посредством общения в интернете, мобильной связи.
Как мы с вами видим, в травле всегда есть несколько участников:
- лидер
- агрессор,
- школьники, участвующие в травле (присоединяющиеся к лидеру),
- ребенок
- жертва,
- свидетели, подкрепляющие травлю (дети, которые занимают сторону нападающих, смеются, выражают поддержку нападающим/подбадривают их, просто собираются вокруг и смотрят),
-свидетели
- аутсайдеры (дети, которые избегают ситуаций травли, не занимая ничью сторону);
-защитники (дети, которые занимают очевидную позицию против травли, либо активно противодействуя нападающим и предпринимая что-то для прекращения издевательств, либо успокаивая, поддерживая жертву).
Педагог-психолог: Предлагаю вам оценить ваш личный вклад в болезнь под названием “травля”. Пусть один балл будет означать “я никогда в этом не участвую”, два балла — “иногда присоединяюсь, но потом жалею”, три балла — “травил, травлю и буду травить; это же здорово”. Покажите на пальцах, сколько баллов вы поставили бы сами себе.
Дети оценивают себя.(5 мин)
Педагог-психолог: - Как я рада, что никто из вас не считает, что травить — это хорошо и правильно. Даже те, кто это делал, потом жалели. Это замечательно, значит, нам будет нетрудно вылечиться.
Упражнение «Любовь и злость» (10 мин)
Инструкция учащимся: «Представьте, что сейчас вы разговариваете с тем, на кого рассердились. Скажите этому человеку, за что вы на него рассердились. Может быть, он не выполнил своего обещания или не сделал того, что вы ожидали от него. Поговорите с ним про себя, так, чтобы никто не мог услышать. Скажите четко и точно, что именно рассердило вас (1–2 мин).
Скажите человеку, с которым вы разговаривали, что вам в нем нравится, причем как можно конкретнее. Например: “Федя, мне очень нравится, что когда я прихожу из школы, ты бросаешься мне навстречу и радостно обнимаешь меня”. (1–2 мин.)
Подумайте о том, кто в группе вас иногда злит. Представьте, что вы подходите к этому человеку и четко и конкретно говорите ему, чем он вывел вас из себя (1 мин). Мысленно опять подойдите к этому человеку и скажите ему, что вам нравится в нем (1 мин). Откройте глаза и оглядите круг. Внимательно посмотрите друг на друга.
Поделитесь чувствами и эмоциями, которые вы испытали во время выполнения упражнения. Расскажите, что вы пережили в своем воображении».
Вопросы для обсуждения:
· Как вы себя чувствуете, когда не говорите другому о том, что рассердились на него? А как себя чувствуете, когда сообщаете об этом?
· Можете ли выдержать, если кто-нибудь скажет, что рассердился на вас?
· Есть ли такие люди, на которых вы никогда не сердитесь?
· Есть ли такие люди, которые никогда не сердятся на вас?
· Почему так важно точно говорить, что именно рассердило?
· Когда гнев проходит быстрее — когда он замалчивается или когда о нем рассказываешь?
Рекомендации. Если кто-то из участников допускает обидные замечания в адрес кого-либо из присутствующих или отсутствующих, тут же необходимо потребовать, чтобы он сказал этому человеку что-то позитивное. Важно отслеживать, чтобы дети выражали свою злость или обиду без обобщений и оценок, т. е. не говорили ничего типа: «Ты дурак!». Допустимо выражать свои чувства в отношении другого ребенка только в виде описания фактов и ощущений, например: «Я обижаюсь, когда ты рисуешь фломастером на моей парте».
Игра «Спускаем пар» (15 мин)
Инструкция учащимся: «Сядьте в один общий круг. Каждый из вас может сказать остальным, что ему мешает или на что он сердится. Обращайтесь при этом к конкретному человеку. Например: “Алена, мне обидно, когда ты говоришь, что все мальчишки дураки” или “Федя, я выхожу из себя, когда ты назло мне сбрасываешь вещи с моей парты”.
Пожалуйста, не оправдывайтесь, когда на вас будут жаловаться. Просто внимательно выслушайте все, что вам хотят сказать. До каждого из вас дойдет очередь “спустить пар”. Если кому-то из вас будет совершенно не на что пожаловаться, то можно просто сказать: «У меня пока ничего не накипело, и мне не нужно “спускать пар”».
(Когда круг “спускания пара” завершится, учащиеся, на которых жаловались, могут высказаться по этому поводу.)
А теперь подумайте о том, что вам сказали. Иногда вы можете изменить в себе то, что мешает другим, иногда вы не можете или не хотите ничего менять. Услышали ли вы о чем-то таком, что можете и хотите изменить в себе? Если да, то вы можете сказать, например: “Я не хочу больше называть всех мальчишек дураками” или “Я больше не хочу сбрасывать твои вещи с парты».
Игра «Иван Иванович» (10 мин)
Для этого упражнения понадобятся несколько добровольцев (5–7) — количество зависит от числа участников тренинга. Добровольцы выходят из кабинета и ждут, пока их не пригласят. В это время объясните учащимся правила игры: добровольцы будут заходить по одному и прослушивать рассказ. Их задача — пересказать услышанное следующему, вошедшему в кабинет участнику. Подсказывать нельзя.
(Приложение 3)
Задача аудитории — следить за тем, как искажается информация при ее передаче от одного человека к другому.
Когда зайдет последний участник и передаст полученную информацию группе, снова зачитайте оригинал.
Очень важно предложить учащимся проанализировать, как и почему информация искажается при передаче от одного человека к другому.
Упражнение «Избавляемся от гнева и агрессивности» (5 мин).
Инструкция учащимся: «Сядьте поудобнее, расслабьтесь, глубоко вдохните 3–4 раза и закройте глаза. Вообразите, что вы попали на небольшую выставку. На ней представлены фотографии людей, на которых вы разгневаны, которые вызывают у вас злость, вас обидели или поступили с вами несправедливо. Походите по этой выставке, рассмотрите портреты. Остановитесь у любого из них. Вспомните какую-нибудь конфликтную ситуацию, связанную с этим человеком. Постарайтесь мысленно увидеть самого себя в этой ситуации… Представьте, что вы выражаете свои чувства человеку, на которого разгневаны. Не сдерживайтесь, не стесняйтесь в выражениях и действиях, говорите ему все, что хотите, делайте этому человеку все, к чему побуждают ваши чувства. Если вы закончили упражнение, дайте знак — кивните головой. Вдохните 3–4 раза и откройте глаза».
Вопросы для обсуждения:
· Поделитесь с группой своим опытом. Что легко, что трудно было делать в этом упражнении? Что понравилось, что не понравилось?
· Кто из окружающих вошел в вашу галерею? На ком вы остановились?
· Какую ситуацию вы представили? Расскажите о ней.
· Как менялось ваше состояние в ходе упражнения?
· Чем отличаются чувства в начале и конце упражнения?
Завершение. (10 мин)
Я предлагаю вам записать свод правил, которым все будут следовать.
· У нас не выясняют отношения с кулаками.
· Не оскорбляют друг друга.
· Не смотрят равнодушно, когда двое дерутся. Их разнимают.
· Не смеются над чужими недостатками.
· Не портят чужие вещи.....
(И т.п, дети предлагают правила)
Педагог-психолог: - А теперь пусть каждый поставит под правилами свою подпись, как свидетельство и согласие их соблюдать. Мы повесим эти правила в классе и будем о них помнить. Ведь нельзя делить мир только на черное или белое, хорошее или плохое, в мире много оттенков, поэтому каждый человек имеет положительные и отрицательные черты характера. Но если мы проявляем друг к другу терпимость, чуткость, доброжелательность, нам легко найти общий язык даже с теми, кто не похож на нас.
Давайте, сегодня вместе вырастим свое дерево толерантности, которое будет напоминать, какие качества помогают людям позитивно общаться.
У вас есть стикеры – листочки дерева, на которых вы можете написать те качества, которые вам помогают общаться с людьми, а у меня на доске ствол дерева толерантности (дети пишут и приклеивают листочки, а затем зачитывают их).
Рефлексия:
- Что вам понравилось в занятии?
- Что вы можете взять для себя из нашего общения на занятии?
- Одним словом оцените свое состояние во время занятия?
Итог занятия.
Педагог-психолог: - Это дерево останется с вами и пусть на нем появляются новые плоды и побеги ваших успехов в толерантном общении с людьми!
А еще я хочу подарить вам специальный сосуд. С его помощью мы будем ввести “счетчик травли” — каждый, кому сегодня досталось, кто видел что-то похожее на насилие, может положить в него камешек. По числу камешков мы сможем легко определить, насколько нынешний день был лучше предыдущего.
Упражнение “Спасибо за прекрасный день”
Инструкция. Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу. Мы будем по очереди поворачиваться друг к другу, пожимать руку и произносить: “Спасибо за приятный день!”
ЗАНИЯТИЕ №2
Цель: Снятие коммуникативных барьеров. Развитие эмпатических способностей участников группы, понимания мимики, жестов, языка телодвижений.
Упражнение «Нетрадиционное приветствие»
Разминка «Нетрадиционное приветствие» (5 мин).
Педагог-психолог: Мы привыкли к стереотипам. Они обедняют нашу жизнь. Давайте попробуем испытать новые эмоции, придумав и воплотив в жизнь нетрадиционные приветствия. Например, можно здороваться тыльной стороной ладони, стопами ног… Ваши варианты?
Упражнение «Коллективный счёт» (5 мин)
Процедура такова: участники стоят в кругу, опустив головы вниз и, естественно, не глядя друг на друга. Задача группы – называть по порядку числа натурального ряда, стараясь добраться до самого большого, не совершив ошибок. При этом должны выполняться три условия: во-первых, никто не знает, кто начнет счет и кто назовет следующее число (запрещается договариваться друг с другом вербально или невербально); во-вторых, нельзя одному и тому же участнику называть два числа подряд; в-третьих, если нужное число будет названо вслух двумя или более игроками, ведущий требует снова начинать с единицы. Общей целью группы становится увеличение достигнутого числа при уменьшении количества попыток. Ведущий повторяет участникам, что они должны уметь прислушиваться к себе, ловить настрой других, чтобы понять, нужно ли ему в данный момент промолчать или пришла пора озвучить число.
Упражнение «Моль» (5 мин)
Упражнение направлено на снятие барьеров, поднятие настроения, движение. Необходимо всем встать и ловить «моль».
Игра «Необитаемый остров» (30 мин)
Педагог-психолог: Это игра про отношения. Она будет состоять из вопросов. Я дам время подумать и каждый раз буду спрашивать вас в разном порядке. Вы согласны играть?
(Возможно кто-то из подростков может отказаться играть. Важно объяснить, что по правилам нельзя удалить кого-то из класса или разрешить не участвовать).
Педагог-психолог: Хорошо! Тогда начинаем. Представьте, что все награждены круизом по Атлантическому океану. Вы плывете и наслаждаетесь всеми возможностями лайнера-отеля. И тут произошло кораблекрушение! Никто из взрослых не спасся, а вы доплыли до маленького необитаемого острова посреди океана. Вам придется там выживать! Я буду задавать вопросы о жизни на острове. Не бойтесь высказывать свое мнение. Я хочу услышать каждого.
Вопросы для игры «Необитаемый остров»
1. Вы набрали огромных пальмовых веток и листьев, построили из них шалаши. В шалашах нужно жить вдвоем. Назовите имя того, с кем из присутствующих вы поселитесь в одном шалаше. Свой выбор можете не объяснять.
2. Теперь нужно жить втроем. Назовите двоих, с кем вы поселитесь.
3. Теперь надо поселиться с человеком противоположного пола. Кто это будет?
4. Вы решили выбрать вождя. Подумайте и скажите, кого вы предложите на роль вождя и почему. Самого себя называть нельзя.
5. Вы сделали плоты и отправляетесь на опасную рыбную ловлю в открытое море. Назовите двух человек, которых возьмете с собой. Можете объяснить свое решение.
6. Вы нашли на острове старинный пиратский клад. С кем вы поделитесь? Обязательно назовите одного человека.
7. Вас унесло в море на плоту. К счастью, у вас есть запас воды и еды. Вы вернетесь к ночи, но целый день проведете на плоту с человеком противоположного пола. С кем?
8. Вы с кем-то начали встречаться. Кто это будет?
9. Сейчас будет очень страшный вопрос. Будем на него отвечать? Мы сделаем это, только если все так решат. На острове кончилась еда. Придется кого-то съесть. Кого вы предложите съесть? Пожалуйста, не объясняйте свой выбор.
Примечание. Пропустите девятый вопрос в классе, где кто-то из подростков подвергается буллингу. Если подростки откажутся от страшного вопроса, озвучьте его, но попросите никого не отвечать. Если подростки решили отвечать, подсчитайте, сколько раз упоминают каждого из них в ответах. Если участника назвали пять и более раз, одноклассники отвергают его и направляют на него групповую агрессию. Поддерживайте всех «съеденных» игроков. Делайте замечания, например: «А я бы его (ее) не съела», «Ой, такого хорошего съели!», «О нет!» или «Неожиданно для меня». Дайте высказаться «съеденному» игроку.
10. Кого бы вы защитили, если бы этого человека решили съесть? Почему?
Примечание. Одноклассники выбирают подростка, которого считают беззащитным и нуждающимся в помощи, или своего друга.
11. Наконец пришло спасение! За вами прилетел самолет, вы все вернетесь домой. Но одному человеку придется еще неделю провести на острове в одиночестве. У него будет вода, еда, лекарства, одежда и все необходимое для выживания. Кого вы оставите на неделю на острове и почему? Самого себя оставить нельзя.
Примечание. Подростки выбирают одноклассника, которого считают самостоятельным, ресурсным и независимым или физически сильным. Участники воспринимают ситуацию как испытание и не считают ее неприятной, поэтому редко выбирают интроверта-одиночку или отвергаемого ученика.
После завершения игры необходимо поблагодарить подростков за участие.
Вопросы:
Какие чувства вызвала игра?
Что было сложнее всего и почему, что оказалось неожиданным?
Необходимо прокомментировать выбор вождя.
Обсудить «съедение» игрока. Подтвердить, что это чрезвычайно сложный вопрос и ответы были для вас неожиданными. Указать, что причин выбора кандидатов на съедение множество и этот выбор содержит в себе какую-то важную информацию. Попросить игроков дать высказаться «съеденному». Спросить подростка, не хочет ли он обсудить ситуацию с вами наедине.
ВАЖНО! Останавливайть любые попытки критиковать друг друга. Если критика сильная и подростки хотят обсудить игру, предложить в течение двух дней собраться снова.
Упражнение «Рассмешить партнёра» (10 мин)
Педагог-психолог: Выберем первую пару игроков. Один из выбранных игроков должен, во что бы то ни стало, любыми средствами рассмешить своего партнера. Если ему удастся это сделать, то его коллега становится смешащим и выбирает себе нового партнера из остальных игроков. Если рассмешить не удается никакими силами, то приходится выбирать нового партнера. Итак, по удару гонга один игрок пытается рассмешить другого. Остальные участники переживают происходящее, глядя со стороны. Если рассмешить не удалось, то на место игрока, которого не удалось рассмешить, выбирают нового игрока и так далее.
Упражнение «Побег из тюрьмы» (10 мин).
Цель упражнения: развитие способностей к эмпатии, пониманию мимики, языка телодвижений. Участники группы становятся в две шеренги лицом друг к другу. Ведущий предлагает задание: "Первая шеренга будет играть преступников, вторая - их сообщников, которые пришли в тюрьму, для того чтобы устроить побег. Между вами звуконепроницаемая стеклянная перегородка. За короткое время свидания сообщники с помощью жестов и мимики должны "рассказать" преступникам, как они будут спасать их из тюрьмы (каждый "сообщник" спасает одного "преступника")". После окончания игры "преступники" рассказывают о том, правильно ли они поняли план побега.
Упражнение «Я отличаюсь от тебя» (15 мин)
В парах 4 минуты вести разговор на тему "Чем мы похожи"; затем 4 минуты - на тему "Чем мы отличаемся".
По окончании проводится обсуждение, обращается внимание на то, что было легко и что было трудно делать, какие были открытия. В итоге делается вывод о том, что все мы, в сущности, похожи и в то же время разные, но мы имеем право на эти отличия, и никто не может нас заставить быть другими.
Упражнение «Подарок» (5 мин)
Педагог-психолог: Сейчас мы будем делать подарки друг другу. Начиная с ведущего, каждый по очереди средствами пантомимы изображает какой-то предмет и передает его своему соседу справа (мороженое, ежика, гирю, цветок и т.п.)
Рефлексия (5 мин)
- Что вам понравилось в занятии?
- Что вы можете взять для себя из нашего общения на занятии?
- Одним словом оцените свое состояние во время занятия?
ЗАНЯТИЕ №3
Цель: определение понятия тревожность и стресс, формирование навыков преодоления тревожности и адекватного поведения в ситуациях, вызывающих тревогу.
Информационный блок (15 мин)
Педагог-психолог:– Ребята, как вы думаете, что такое тревожность?
Тревожность – это беспокойство, напряжение в ожидании опасности или чего-нибудь неизвестного.
– Как выглядит тревожный человек?
(Красное или бледное лицо, дрожащий голос, холодные потные руки, напряжение.)
– Как вы думаете, какие физиологические изменения происходят в его организме? (Учащение сердцебиения, и дыхания, сухость во рту, дрожащие руки и ноги, неприятные ощущения в животе и т.п.)
Что такое тревожность. Стресс
– Люди испытывают тревожность в разных ситуациях. Накануне важных событий в большей или меньшей мере все люди испытывают растерянность, беспокойство, тревогу или даже страх. Вслед за ними, как правило, следует собранность, сосредоточенность, концентрация. Наши отрицательные эмоции считают «сторожами», которые не дают нам впасть в беспечность, что угрожало бы нашей жизни. Однако длительное пребывание в таком состоянии тоже опасно, так как приводит к состоянию ступора. Такое состояние можно называть тревожностью. Тревожность сопровождается неприятными ощущениями. Находясь постоянно в тревожном состоянии, человек, его организм, испытывает стресс.
Стресс – в переводе с английского языка обозначает давление, натяжение, усилие.
Физиологическая сторона тревожности.
– Вы, наверное, замечали, что достаточно просто подумать о предстоящем важном событии, о том, что вас ожидает и начинает сильно биться сердце. С физиологической точки зрения это объясняется просто. Когда мы сталкиваемся с любыми трудностями, наш мозг получает сигналы об этом. Вырабатываются гормоны, которые попадают в кровь и с ней переносятся ко всем внутренним органам, меняя их режим работы. Учащается работа сердца, повышается активность тех зон коры головного мозга, которые отвечают за внимание и слаженную работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
– Какие ситуации вызывают у людей тревожность? Вспомните ситуации, когда вы тревожились.
Работа в индивидуальных бланках «Я тревожусь в ситуациях, когда…»
(Приложение 5)
Дети указывают ситуации, когда испытывали напряжение.
Рефлексия
Вопросы:
Как вы думаете к чему приводит такое состояние?
(Растерянность, плач, боязнь, рассеянность и т.д.) (Демонстрация иллюстраций.) (Приложение 6)
Вывод – Постоянное пребывание в таком режиме ведет к стрессу. Поэтому важно уметь преодолевать данное напряжение и помогать организму.
Педагог-психолог:– А как помочь организму? Что можно сделать, чтобы не тревожиться? Уверена, что у каждого из вас есть способ, который помогает ему в ситуации тревоги.
Работа в бланках «Если я тревожусь, я обычно…»
– Укажите, пожалуйста, в бланках, как вы преодолеваете тревожность, что для этого делаете (Приложение 5)
Рефлексия.
Обсуждение «Здоровые и нездоровые способы преодоления напряженного состояния».
Педагог-психолог:– Какие еще способы преодоления тревожности вы можете подметить?
Учащиеся указывают способы, которыми пользуются они, а также могут указать и способы, которые используют их старшие братья, сестры, родители. Учитель вносит записи в две колонки. (Сон, музыка, глубокое дыхание, физкультура, вкусная еда, прогулки, теплая ванна, общение с друзьями – здоровые способы; переедание, ругань, курение, вино,– в нездоровые…)
Вопросы:
– Все ли перечисленные способы преодоления тревожности здоровые?
– Как вы понимаете смысл выражения нездоровые способы?
– Какие способы более эффективны здоровые или нездоровые? Почему?
Вывод – Необходимо использовать только здоровые способы, так как вторые возможно и снимают тревожность, но ценой в здоровье. Употребление ПАВ (психоактивных веществ – веществ, влияющих на головной мозг и вызывающих привыкание) создает иллюзию по снятию тревожности. Через небольшое количество времени человек понимает, что все осталось по-прежнему. (Психолог также объясняет, что переедание вредно для здоровья, а ругань и брань может разрушить отношения и человека изнутри)
Практический блок.
Чтение рассказа «Вот если бы все было не так» Из цикла сказок о «Веселом Памси» ( 10 мин)
Педагог-психолог: – Предлагаю послушать небольшую детскую историю про дракончика Памси, который всегда говорил: «Вот если бы все было не так…» и попал в состояние напряжения и грустил.
«Дракончик Памси продолжал грустить, и был очень удивлен, когда его друг посоветовал ему прогонять темные мысли, когда только пожелаешь. Ему очень хотелось узнать, как же можно сделать это, и он с нетерпением ждал, когда же Друг научит его.
– Итак, Ты, Памси, грустишь из-за того, что не выдыхаешь огонь, как это делают взрослые драконы, и твоя шерсть не такая гладкая, как у них. Твой папа не живет с вами, и тебя это очень огорчает. У тебя остается мало времени для развлечений с друзьями, из-за того, что тебе нужно гулять с младшим братом? Ты не можешь все это изменить, но ты можешь изменить свои мысли об этом.
Попробуй подумать обо всем этом по-другому, как бы с другой стороны, а мысли выбирай только светлые. Памси был удивлен.
– Как это – только светлые? – спросил он.
– Очень просто! Ты собирал когда-нибудь цветы на лугу? Ты выбираешь лишь те, которые тебе нравятся, – Друг наклонился и сорвал два цветка.
– Назовем один из них «Даже если…», а другой – «В любом случае…». Это один из способов избавления от темных мыслей. Мы постараемся обо всем, что тебя огорчает, думать по-другому при помощи этих слов. Говори их вместо слов сожаления, которые ты повторял, когда грустил.
Вместо слов «Вот если бы все было по-другому» говори так: «Даже если я не умею выдыхать огонь, как взрослые, в любом случае, у меня есть друзья, такие же как я, и хотя они тоже пока многого не умеют делать, как взрослые, нам бывает очень хорошо вместе. Даже если папа не живет с нами, я могу с ним видеться, когда захочу. Даже если мне приходится гулять с младшим братом, в любом случае, нам с ним бывает очень весело, и у меня остается время поиграть с друзьями.
Памси сделал большие глаза – оказалось, что изменять мысли не так уж и сложно!
– Неужели, это помогает прогонять темные мысли и исправлять плохое настроение? – спросил он Друга.
– Очень даже помогает, но иногда приходится повторять эти слова много раз, пока настроение не станет лучше.
– Как твое настроение сейчас? – спросил Друг.
– О! Намного лучше! Но я хочу еще потренироваться. Это гораздо лучше, чем ждать, когда все пройдет само собой.»
Обсуждение.
– У каждого из нас бывают ситуации, которые нас огорчают, однако не стоит надолго «застревать» на грустных мыслях.
Вывод – мы не можем изменить ситуацию, но мы можем сами выбирать, о чем думать и как думать. Оказывается, мы можем с помощью правильных мыслей и слов менять ситуацию. Давайте потренируемся.
Упражнение «Даже если…» – «В любом случае…» (5 мин)
Работа в парах. Детям раздаются заготовки цветков, на одном из которых написано: «Даже если…», а на втором: «В любом случае…» (Приложение 7)
Инструкция: Первый ученик произносит название первого цветка «Даже если… и указывает проблему: «мне плохо, я невезучий, у меня нет отца, я получил двойку». Второй называет свой цветок «в любом случае…» и заканчивает положительной фразой: «это только на сегодня, я могу видеться с моим отцом, я не буду расстраиваться, и впадать в депрессию, а исправлю двойку. Участники обмениваются цветками. Теперь первый говорит решение проблемы, а второй саму проблему.
(В самом начале данное упражнение можно выполнить у доски, так как у некоторых учащихся оно вызывает трудность в поиске решения проблемы. Также можно проиграть несколько ситуаций после проработки в парах).
Рефлексия.
Вывод – В сложных ситуациях необходимы навыки саморегуляции. Можно пользоваться правилом: «Мысли выбирай, как цветы – и выбирай только красивые (положительные)»
Педагог-психолог: - Что же делать в ситуации напряжения?
Стоять дрожать и потом выйти на экзамен и заикаться, повторяя, извините, я волнуюсь? Может быть просто начать плакать? Нет. Это конечно не выход. Эмоции должны иметь выход. Поэтому есть некоторые рекомендации, как необходимо вести себя в таких ситуациях (Приложение 8).
А) Успокойтесь.
«Все будет хорошо» – это четкая установка не должна никогда вас покидать.
Не бывает безвыходных ситуаций.
Б) Попытайтесь восстановить дыхание. Подумайте о вашем дыхании. Так как вы сейчас взволнованы, мозг дал установку внутренним органам работать в активном режиме. Поэтому попробуйте восстановить дыхание. Начните дышать глубоко и медленно, думая о том, как восстанавливается работа всех органов.
· Медленно сделай глубокий вдох.
· Задержи дыхание и сосчитай до четырех.
· Медленно выдохни.
Повтори процедуру медленный вдох – задержка дыхания – медленный выдох 4-5 раз.
В) Мышечное расслабление.
· Приседайте, если мышечное напряжение чувствуется в коленях.
· Сожмите кулаки, затем стряхните, сбросив при этом все напряжение, которое сковывает.
Упражнение «Продумай заранее». (5 мин)
· Сядьте спокойно в комфортной позе. Если хотите, закройте глаза.
· Вообразите себя в трудной ситуации. Например: Ответ у доски в присутствии директора школы.
· Постарайтесь почувствовать себя настолько спокойно, насколько можете.
· Подумайте, что скажете и что сделаете.
· Придумывайте возможные варианты поведения до тех пор, пока не почувствуете себя абсолютно спокойно.
Время от времени выполняй упражнение перед тем, как окажетесь в ситуации, вызывающей тревожность. Сделай своей привычкой продумывание сложных ситуаций заранее.
Рефлексия. Что вы чувствовали, когда выполняли упражнение? Получилось ли у вас найти варианты поведения и успокоиться?
Педагог-психолог: -Преодолеть тревожность также помогают упражнения на расслабление. Умение расслабляться, надо тренировать.
Упражнение «Расслабление под музыку» (звучит спокойная, релаксационная мелодия) (5 мин)
· Сядьте спокойно в комфортной позе.
· Закройте глаза.
· Медленно расслабьте мышцы.
· Представьте, что находитесь там, где очень хорошо и не надо ни о чем беспокоиться. Например, на пляже, где солнце греет тебя своими лучами.
· Ни о чем не тревожься, просто слушай музыку.
Рефлексия. Что почувствовали во время выполнения упражнения?
Выполняй упражнение как можно чаще, но не реже, чем один раз в неделю. Продолжай упражнение не менее 10 минут.
Упражнение «Домик». (5 мин)
Цель – обретение силы и мощи духа, развитие силы воли.
· Сядьте удобно. Пальцы рук сплетите в кистевой замок и поднимите над головой – это крыша домика.
· Закройте глаза, руки держите над головой. Вдох – задержка дыхания, выдох – задержка дыхания. Выполнять упражнение 1-2 минуты, несколько раз в день.
Упражнение «Кнопка» (5 мин).
Это упражнение незаметно для окружающих (его можно делать непосредственно на экзамене и т.д.) Можно применять в тот, момент, когда вам необходимо мгновенно расслабиться. Помните, что всевозможные зажимы являются барьерами для спокойной работы мозга.
· Мысленно перенеситесь в то место, где вам хорошо и спокойно. Подключите все органы чувств.
· Для того чтобы мгновенно расслабиться, снять напряжение и чувствовать себя уверенно, мысленно произнесите: «Каждый раз, когда я слегка нажму на ноготь указательного пальца, я сразу перейду к приятному, расслабленному состоянию тела и сознания».
· В этот момент слегка нажмите на ноготь большого пальца указательным пальцем, представьте и почувствуйте себя еще более расслабленным… почувствуйте как вам хорошо и спокойно.
· Вызвав это эталонное состояние хотя бы один раз, вы уже сможете в дальнейшем так натренироваться, что оно будет возникать автоматически.
Заключение. Выводы.
Обратная связь. Определили ли вы для себя способы преодоления тревожности?
Работа в бланках. (Приложение 5)
Укажите в бланках, какие способы вы выбираете для себя.
Рефлексия.
Признанный специалист по стрессам Ганс Селье считает, что небольшая доза стресса прибавляет нам жизненных сил и оттачивает навык справляться с неприятными ситуациями. «Стресс – это не то, что с вами случилось, а то, как вы это воспринимаете» (высказывание вывешивается на доску) Поэтому воспринимать стресс надо позитивно и включить его в список наших помощников! Он нас делает сильнее и выносливее.
(Психолог раздает каждому лист с рекомендациями преодоления тревожного состояния (Приложение 8) и просит обращаться к нему, когда необходимо).
ЗАНЯТИЕ №4.
Цель: формирование конструктивной стратегии поведения в обществе; обучение способам самоуправления и саморегуляции.
Игра «Узнай друг друга еще лучше» (5 мин)
Инструкция: Участники образуют два круга. Под музыку один круг двигается по часовой стрелке, другой - против часовой. Когда музыка умолкает, из участников внешнего и внутреннего круга образуются пары, в которых ребята отвечают друг другу на различные вопросы. Вопросы могут быть заготовлены педагогом-психологом заранее или же могут спонтанно задаваться самими участниками игры.
Рефлексия
Насколько вам понравилось упражнение?
Много ли узнали нового друг о друге?
Упражнение «Откровенно говоря» (10 мин)
Цель: укрепить групповое доверие к окружающим, снять внутреннее напряжение, способствовать откровенности.
Материал: карточки с незаконченными предложениями.
Инструкция: Перед вами в центре круга лежит стопка карточек. Сейчас каждый из вас по очереди будет брать по одной карточке, на которой написана незаконченная фраза. Вам нужно сразу же, не раздумывая, закончить фразу. Постарайтесь быть предельно откровенными и искренними. Если члены группы почувствуют неискренность кого-либо из участников, ему придется взять другую карточку с новым текстом и ответить еще раз.
Примерное содержание карточек:
Откровенно говоря, когда я слышу грубость...
Откровенно говоря, когда мне угрожают...
Откровенно говоря, когда я вижу недоверие...
Откровенно говоря, когда я чувствую неуважение...
Откровенно говоря, когда на улице на меня смотрят вызывающе...
Откровенно говоря, когда у меня плохое настроение, и кто-то лезет с расспросами...
Откровенно говоря, когда я гуляю на улице или иду на дискотеку...
Откровенно говоря, когда я злюсь на кого-то...
Откровенно говоря, когда меня застали врасплох...
Откровенно говоря, когда я участвую в тренинге...
Рефлексия
Трудно ли было заканчивать предложенные фразы?
Узнали ли вы что-нибудь новое об участниках группы?
Каковы ваши поведенческие установки на настоящий момент?
Вывод: все эти ситуации предполагают негативное воздействие на личности и активизацию негативных эмоций.
Упражнение – модерация «Модели поведения» (15 мин)
Цель: дифференцировать проявления неуверенности, агрессивности в поведении людей.
Ход: участников делят на три группы (ряды в классе, три листа проходят через каждого участника группы). Каждой группе предлагается записать все слова, ассоциирующиеся со словами: «уверенное поведение», «неуверенное поведение», «агрессивное поведение». Листы вывешиваются на доске и происходит обсуждение.
- Что находится в душе, в сердце у агрессивных подростков?
- Может ли агрессивный человек бы лидером? Если «да», то чем характеризуется его группировка?
- Чем вызвана неуверенность? Может ли человек в состояния неуверенности добиться чего-либо?
- Друзей с каким типом поведения вы бы предпочли иметь рядом собой?
- Какое поведение самое успешное?
Информация для ведущего. Ведущий снимает листы «Неуверенность» «Агрессивность» и оставляет только лист «Увёренность». Предлагает учащимся подумать, насколько они близки к уверенному типу поведения. Затем ребятам предлагается оценить соё поведение по 5-балльной система. (Психолог вывешивает на доске таблицу: на верхней строке баллы от 1 до 5, а на нижней кол-во человек выбравших данную оценку своему поведению. Далее этот лист прилагается к мониторингу эффективности проведенного тренинга).
Рефлексия
- Трудно ли было оценить собственное поведение?
Педагог-психолог: Не всегда удается проявлять уверенное поведение. Однако …
Упражнение «Клон» (5 мин)
Цель: Стимуляция осознания собственной уникальности. Саморефлексия поведенческих проявлений.
Инструкция «… Представьте, что однажды вы узнаете, что кто-то ради какого-то странного эксперимента создал ваш клон. Он в точности похож на вас. Настолько, что никто, даже близки люди, не в состоянии отличить его от вас. Вам срочно нужно что-то делать, потому что день за днем клон вытесняет вас из вашей собственной жизни.
Подумайте, что в вас есть такого, что невозможно продублировать?
Как вы поможете понять вашим друзьям, кто из вас клон, а кто настоящий?
Как вы поможете вашим родным помочь понять, кто из вас клон, а кто настоящий?
Учтите, что по внешнему поведению, по манере говорить и по тому, что именно вы обычно говорите и делаете, вас различить невозможно.
Найдите в себе что-то такое, что невозможно повторить».
Обсуждение «Поделитесь, что поможет отличить вас от вашего клона?» (участники высказываются по желанию)
Резюме. «Каждый человек уникален. Каждый имеет в душе нечто, что невозможно повторить. Каждый обладает какими-то качествами, которые присущи только ему. Это так же, как почерк. Каждый умеет писать, и вроде бы принцип построения букв всегда один, но все равно каждый пишет по-разному. Даже если очень хорошо подделать почерк, все равно экспертам удается отличить подделку от настоящего. И уж если почерк не повторить в точности, то и каждый человек неповторим. Никто и никогда не может стать в точности таким, как другой человек, или как мы. Мы, каждый из нас, уникален. Каждый из нас - это ценнейшее произведение... кого? Жизни? Судьбы? Природы? Бога? Наших родителей?».
Педагог-психолог: А сейчас возьмите лист бумаги …
Упражнение - ассоциация «Вселенная моего „Я”» (10 мин)
Цель: помощь в осознании системы личностных ценностей.
Материалы. Листы формата А4 каждому участнику, цветные карандаши или фломастеры; название «орбит» на листе формата А4 (вывешивается на доске).
Инструкция. «В центре листа нарисуйте небольшой круг и обозначьте его большой буквой «Я». Вокруг него нарисуйте 8 окружностей - одна вокруг другой, как орбиты планет вокруг солнца. Каждая орбита - это сфера вашей жизни: семья, хобби – увлечение, друзья, развлечения, путешествия, карьера, здоровье, обучение. Для каждой окружности выберите свой цвет.
Назовите каждую орбиту в соответствии со списком, но порядок определите сами: ближе всего находится орбита, которая сейчас для вас важнее всего, затем вторая по важности, самая дальняя - наименее важная из этого списка. Вы можете использовать разные цвета для каждой сферы.
Затем на каждой орбите нарисуйте «планеты» (небольшие кружочки) и подпишите их – это те качества характера, которые бы помогали именно в этой области.
Обсуждение. «Что вы смогли понять для себя при выполнении этого упражнения?»
Упражнение «Декларация самоценности» (5 мин)
Цель: повышение самооценки, возможность поверить в свои силы.
Ход упражнения: «Декларация моей самоценности» - это своеобразный гимн самому себе. «Я - это Я. Во всем мире нет никого в точности такого же, как Я. Есть люди чем-то похожие на меня, но нет никого в точности такого же, как Я. Поэтому все, что исходит от меня, - это подлинно мое, потому что именно Я выбираю это. Мне принадлежит все, что есть во мне: мое тело, включая все, что оно делает; мое сознание, включая все мои мысли и планы; мои глаза, включая все образы, которые они могут видеть; мои чувства, какими бы они ни были, — тревога, удовольствие, напряжение, любовь, раздражение, радость; мой рот и все слова, которые он может произносить, — вежливые, ласковые или грубые, правильные или неправильные; мой голос, громкий или тихий; все мои действия, обращенные к другим людям или ко мне самому. Мне принадлежат все мои фантазии, мои мечты, все мои надежды и страхи. Мне принадлежат все мои победы и успехи. Все мои поражения и ошибки. Все это принадлежит мне. И поэтому Я могу очень близко познакомиться с собой. Я могу полюбить себя и подружиться с собой. И Я могу сделать так, чтобы все во мне содействовало моим интересам. Я знаю, что кое-что во мне озадачивает меня и есть во мне что-то такое, чего Я не знаю. Но поскольку Я дружу с собой и люблю себя, Я могу осторожно и терпеливо открывать в себе источники того, что озадачивает меня, и узнавать все больше и больше разных вещей о себе. Все, что Я вижу и ощущаю, все, что Я говорю и что делаю, что Я думаю и чувствую в данный момент, - это мое. И это в точности позволяет мне узнать, где Я и кто Я в данный момент. Когда Я вглядываюсь в свое прошлое, смотрю на то, что Я видел и ощущал, что Я говорил и что Я делал, как Я думал и как Я чувствовал, Я вижу, что это не вполне меня устраивает. Я могу отказаться от того, что кажется неподходящим, и сохранить то, что кажется нужным, и открыть что-то новое в себе самом. Я могу видеть, слышать, чувствовать, думать, говорить и действовать. Я имею все, чтобы быть близким другим людям, чтобы вносить смысл и порядок в мир вещей и людей вокруг меня. Я принадлежу себе, и поэтому Я могу строить себя. Я - это Я, и Я - это замечательно!»
Рефлексия.
Как вы себя чувствуете?
Поделитесь с участниками группы своим настроением, душевным состоянием.
Упражнение «Памятка» (10 мин)
Цель: развитие навыков ведения позитивного внутреннего диалога о самом себе; развитие способности к самоанализу.
Материалы: бланки с табличками для каждого участника
Ход упражнения: Подросткам предлагается вспомнить собственные достижения, одержанные победы, способности, радостные события. А ведь каждому из нас есть чем гордиться. Участники составляют памятку, в которую заносятся достоинства, достижения, способности этого человека.
Подготовка: Нарисовать на доске большую таблицу, изображенную на бланках. Бланк памятки «Мои лучшие качества», «Мои лучшие черты», «Мои способности и таланты», «Мои достижения».
Инструкция: «Мои лучшие черты» - в эту колонку запишите черты или особенности своего характера, которые вам в себе нравятся и составляют вашу сильную сторону.
«Мои способности и таланты» - сюда запишите способности и таланты в любой сфере, которыми вы можете гордиться.
«Мои достижения» - в этой графе записываются достижения в любой области.
Рефлексия:
Какое значение для вас имело выполнение этого упражнения?
Что вы взяли себе на заметку и будете использовать?
Подведение итогов
ЗАНЯТИЕ №5
Цель: развитие навыков работы в команде, быстрого реагирования на ситуацию, умения сотрудничать. Осознание каждым участником своей роли и функций в группе.
Техника «Пять рук» (15 мин)
Инструкция. В центре кабинета освободите пространство, достаточное для свободного перемещения. Не забудьте о правилах безопасности. Дайте участникам команду хаотично и молча передвигаться по кабинету. Затем громко назовите любую часть тела и любое число от одного до числа, обозначающего количество человек в группе, например: «рука, пять», «нога, десять». Задача участников — без слов быстро скооперироваться в группы с таким количеством человек, которое соответствует названной цифре (в данном случае — 5) и соединиться (соприкоснуться) нужными частями тела (руками, ногами).
Участники выполняют задания до тех пор, пока не истечет время, выделенное на выполнение данной техники.
Команды участникам:
· нога, три;
· лоб, четыре;
· колено, два;
· мизинец, три;
· локоть, десять;
· спина, шесть;
· ладонь, двенадцать.
Вы можете ввести дополнительные условия, чтобы ярче проявились психологические особенности поведения игроков в команде. Например: присоединяться можно только к человеку другого пола; только к тому, у кого в одежде есть такой же цвет, как в твоей одежде; выполнить задание, как «леди и джентльмены», — безукоризненно вежливо, с прямой спиной, с легкой улыбкой; выполнить задание с закрытыми глазами (в этом случае обезопасьте пространство).
По ходу работы необходимо наблюдать за действиями учащихся, анализировать их поведение и по завершении обсудить результаты.
· Легко ли было выполнять команды?
· Удавалось ли договориться с другими, не используя речь?
· В чем были трудности?
· Насколько быстро удавалось реагировать на команды?
· Что чувствовали перед тем, как ведущий произнесет задание?
· Что, по-вашему, самое главное в этом задании?
· Как вы себя чувствовали во время выполнения задания?
· Что было труднее всего?
· А что легче всего, интереснее всего?
· Как относились к вам остальные участники команды?
· Вы чувствовали поддержку или агрессию от других?
· Как вы выбирали, с кем объединиться в группы?
· Кто отвечает за успешное или ошибочное выполнение этого задания?
Упражнение «Мой идеальный коллектив» (15 мин)
Материалы: 3 ватмана, 9 маркеров, скотч.
Исходное положение участников: 3 группы, отделенных друг от друга.
Задание: каждой команде нарисовать картину «Мой идеальный коллектив».
Правила: у вас есть 5 минут на обсуждение тактики выполнения задания.
По истечении времени обсуждения команды одновременно приступают к выполнению задания. За сказанное слово – штраф (2 минуты на выполнение задания). 1–2 человека представляют картину, аргументируя ее не более 2 минут.
Упражнение «Карета» (10 мин)
Педагог-психолог: - вам необходимо построить карету из присутствующих людей. Посторонние предметы использованы быть не могут.
(Во время выполнения задания необходимо наблюдать за поведением учащихся: кто организовывает работу, к кому прислушиваются другие, кто какие «роли» в карете себе выбирает).
· крыша – это люди, которые готовы поддержать в любую минуту в сложной ситуации;
· двери – ими обычно становятся люди, имеющие хорошие коммуникативные способности (умеющие договариваться, взаимодействовать с окружающими);
· сиденья – это люди не очень активные, спокойные;
· седоки – те, кто умеет выезжать за чужой счет, не очень трудолюбивые и ответственные;
· лошади – это трудяги, готовые «везти на себе» любую работу;
· кучер – это обычно лидер, умеющий вести за собой.
Если учащийся выбирает себе роль слуги, который открывает дверь или едет сзади кареты, такие люди также имеют лидерские качества, но не хотят (не умеют) их проявлять, готовы больше к обеспечению тыла (либо это так называемые «серые кардиналы»).
После того как карета готова, учащиеся садятся в круг, обсуждают произошедшее, а затем педагог-психолог объясняет им значение тех «ролей», которые они выбрали.
Примечание: если группой руководит и распределяет роли один человек, то значения, названные выше, не будут отражать качеств данных людей.
Упражнение «Слепые фигуры» (5 мин)
Учащиеся встают в круг и берутся за руки. Им предлагается закрыть глаза и всем вместе, не расцепляя рук, построить квадрат. После того как ребята решат, что квадрат готов, ведущий просит их открыть глаза и посмотреть, что у них получилось. Если они не довольны увиденным, то вновь закрывают глаза и продолжают выполнять задание. Затем таким же образом можно построить прямоугольник, треугольник, равнобедренный треугольник и т.д.
Примечание: в данном задании можно использовать веревку со связанными концами, за которую берутся все студенты группы.
Упражнение «Общие объятия» (5 мин)
Все встают в круг и берутся за руки. Ведущий предлагает ребятам посмотреть на тех, кто стоит через одного от них и затем взяться за руки с этими людьми. Потом через двух от них и тоже взяться за руки с этими людьми и так далее, пока каждый не будет держаться за руки с человеком напротив.
Примечание: после каждого нового «объятия» группе необходимо предлагать выпрямиться (для этого учащимся придется ближе подойти друг к другу). Первый раз игру можно остановить, если ребятам становится не уютно или очень сложно стоять.
Упражнение «Мечты» (10 мин)
Цель: развить солидарность и понимание, создать атмосферу доверия среди участников и сплотить группу.
Материалы: бумага и маркеры.
Предложить участникам подумать в течение нескольких минут о том, как каждый их них видит свое будущее. Затем обменяться мыслями о своих мечтах или даже изобразить их на бумаге. Далее пусть каждый участник определит, какие три конкретные вещи, действия, люди... могут помочь, а какие три – помещают ему осуществить мечту, и что человеку нужно делать, чтобы мечта сбылась.
Примечание: это упражнение проходит хорошо, если к обмену мечтами подходить творчески (сценки, творческие выражения мечты, мимические постановки).
Упражнение «Постройтесь по росту» (5 мин)
Цель: преодоление барьеров в общении между участниками и их раскрепощение.
Материалы не требуются.
Участники становятся плотным кругом, закрывают глаза. Их задача состоит в том, чтобы построиться с закрытыми глазами по росту. После того как все участники найдут свое место, дать команду открыть глаза и посмотреть, что получилось. После упражнения можно обсудить, сложно ли было выполнить это задание (как себя чувствовали участники) или нет.
Примечание: эта игра имеет несколько вариаций. Можно предложить построиться по цвету глаз, по цвету волос.
Игра «Маленькие зелененькие человечки». (5 мин)
Педагог-психолог: -"Представьте себе, что вы выехали отдохнуть всем классом на природу. Вы находитесь на лугу. Вокруг полно зелененькой травки, цветочков. Бабочки летают. Чуть подальше прозрачное чистое озерцо, в котором так и хочется искупаться. Приятно пригревает солнышко. И самое классное, что здесь весь класс! Представили? По моей команде вы пойдете гулять по этому лужку: нюхать цветочки, гоняться за бабочками, греться на солнышке. А когда я закричу: "Внимание! На вас напали маленькие зелененькие человечки!", ваша задача сбиться в кучку, спрятав в середину самых слабых, а затем хором прокричать: "Дадим отпор маленьким зелененьким человечкам!"
В зависимости от того, как будет выглядеть класс как команда в процессе выполнения упражнения, его можно провести несколько раз, обсуждая после каждого их поведение.
Упражнение «До встречи!» (10 мин)
Цель: услышать мнение участников о тренинговых занятиях.
Материал: горящая свеча.
Инструкция: ведущий начинает: « … у меня в руках горящая свеча. И я хочу, чтобы в ваших руках все всегда горело, спорилось и получалось так, как надо.
У кого в руках окажется горящая свеча, должен рассказать о своих открытиях и достижениях, которые он сделал в ходе тренинга.
Рефлексия.
Что принес вам этот день?
Что вы узнали нового?
Какие выводы вы для себя сделали?
Заполнение анкет обратной связи (Приложение 9)
Список использованной литературы:
1. А Александрова «Как победить стресс. Профилактика и методы лечения – М.: ЗАО Центрполиграф, 2005.
2. Вачков И. В. Технологии группового тренинга / И. В. Вачков. – М.: Ось-89, 1999
3. Гребенкин Е.В. Профилактика агрессии и насилия в школе. - Ростов-на-Дону, «Феникс», 2006.
4. Емельянова Е. В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге. – СПб.: речь, 2008.
5. Коррекционно-развивающая программа «Я учусь владеть собой», Крюкова С.В., Слободяник Н.П. – Москва, 1997.
6. Кривцова С.В. Буллинг в школе VS сплочение неравнодушных.- М.: ФИРО 2011
7. Маланцева, О. Д. «Буллинг» в школе. Что мы можем сделать? / О. Д. Маланцева // Социальная педагогика. - 2007. - № 4. - С. 90-92.
8. Мерцалова Т. Насилие в школе: что противопоставить жестокости и агрессии? / Т.Мерцалова // Директор школы. – 2000. – № 3. – С. 25–32.
9. Методические рекомендации по предотвращению буллинга (травли среди сверстников) в детских коллективах /Сост. А.Е. Довиденко и др. –Екатеринбург: «Семья детям», 2014
10. Новикова М.В. Психологическая помощь ребёнку в кризисных ситуациях. М.: Генезис, 2006.
11. Программа «Полезные навыки» – Материалы для учителя – Москва, 2001.
12. Программа «Полезные навыки» – Рабочая тетрадь для 6 класса – Москва, 2001.
13. Романова О.Л. Программа профилактики жестокости «Остановить жестокость». - М.: Глобус, 1996.
14. Сакович Н.А. Диалоги на Аидовом пороге.Сказкотерапия в профилактике и коррекции суицидального поведения подростков.- М.:Генезис, 2012.
15. Фролов Б.С., Рубина Л.П., Овечкина И.В. Профилактика кризиса у детей. Мониторинг состояния и своевременное решение проблем несовершеннолетних. Практическое руководство. СПб., 2008
16. Хухлаева О. Не такой, как все. // Школьный психолог. – 2008, №3.
Использованные Интернет – ресурсы:
Статья О.В. Хухлаевой «Тренинговые игры, задания и упражнения для подростков» в электронной версии журнала № 5, 2016
http://cpms-smol.ru/
http://nsportal.ru/shkola/
http://sam-sebe-psycholog.ru/
http://psy.su/feed/2510/
http://abarkan.ucoz.com/publ/
http://www.dissercat.com/
http://www.proshkolu.ru
Приложение 1.
Сказка «Гадкий утенок», отрывок первый.
Хорошо было за городом! Стояло лето. На полях уже золотилась рожь, овес зеленел, сено было смётано в стога.
В чаще лопуха было так же глухо и дико, как в густом лесу, и вот там-то сидела на яйцах утка. Сидела она уже давно, и ей это занятие порядком надоело. К тому же ее редко навещали, - другим уткам больше нравилось плавать по канавкам, чем сидеть в лопухе да крякать вместе с нею.
Наконец яичные скорлупки затрещали.
Утята зашевелились, застучали клювами и высунули головки.
- Пип, пип! - сказали они.
- Кряк, кряк! - ответила утка. - Поторапливайтесь!
Утята выкарабкались кое-как из скорлупы и стали озираться кругом, разглядывая зеленые листья лопуха.
- Ну что, все уже выбрались? – И она поднялась на ноги. - Ах нет, еще не все... Самое большое яйцо целехонько! Да когда же этому будет конец! Я скоро совсем потеряю терпение.
И она уселась опять.
- Ну, как дела? - спросила старая утка, просунув голову в чащу лопуха.
- Да вот, с одним яйцом никак не могу справиться, - сказала молодая утка. - Сижу, сижу, а оно всё не лопается. Зато посмотри на тех малюток, что уже вылупились. Просто прелесть! Все, как один, - в отца
- Постой, покажи-ка мне сперва то яйцо, которое не лопается, - сказала старая утка. - Уж не индюшечье ли оно, чего доброго? Ну да, конечно!.. Вот точно так же и меня однажды провели. А сколько хлопот было у меня потом с этими индюшатами! Ты не поверишь: они до того боятся воды, что их и не загонишь в канаву. Уж я и шипела, и крякала, и просто толкала их в воду, - не идут, да и только. Дай-ка я еще раз взгляну. Ну, так и есть! Индюшечье! Брось-ка его да ступай учи своих деток плавать!
- Нет, я, пожалуй, посижу, - сказала молодая утка. - Уж столько терпела, что можно еще немного потерпеть.
- Ну и сиди! - сказала старая утка и ушла. И вот наконец большое яйцо треснуло.
- Пип! Пип! - пропищал птенец и вывалился из скорлупы.
Утка оглядела его со всех сторон и всплеснула крыльями.
- Ужасный урод! - сказала она. - И совсем не похож на других! Уж не индюшонок ли это в самом деле?
Но какой же он был большой и гадкий!
Приложение 2.
Сказка «Гадкий утенок», отрывок второй.
Так прошел первый день, а потом стало еще хуже. Все гнали бедного утенка, даже братья и сестры сердито говорили ему: “Хоть бы кошка утащила тебя, несносный урод!” А мать прибавляла: “Глаза б мои на тебя не глядели!” Утки щипали его, куры клевали, а девушка, которая давала птицам корм, отталкивала его ногою.
Приложение 3.
Материал к упражнению. Ситуации
1. Вы ехали на велосипедах, столкнулись и теперь разбираетесь, кто прав, а кто виноват.
2. Ты выбираешь в магазине определенную модель роликовых коньков, а продавец нахваливает тебе другую, говоря, что она позволяет быстро ездить.
3. Ты собираешься поздно вечером на дискотеку, а мама не хочет тебя туда отпускать, говоря, что это опасно.
4. Ты принес учительнице домашнее задание, а она не хочет его принимать, утверждая, что ты его списал.
5. Вы с другом решили вместе прогуляться, но не можете договориться, куда именно идти: один хочет в парк, а второй на набережную.
Приложение 4.
Текст для пересказа «Свадьба на острове Ява»
Весьма своеобразно проходит королевская свадьба на индонезийском острове Ява, где сохранились еще древние аристократические обычаи.
Сначала жених дарит невесте слиток золота весом 99 граммов, роскошное издание Корана и молельный набор, поскольку на Яве распространен ислам.
При этом религиозные верования островитян замысловатым образом переплелись с народными обычаями. Затем под традиционную музыку новобрачные бросают друг в друга листья бетеля, что символизирует любовь.
Потом жених наступает на свежее куриное яйцо, а невеста в тазике омывает ему испачканную ногу. Это символизирует привязанность и верность.
После этого пара начинает ползать по помещению на коленях, выпрашивая у сидящих в креслах близких родственников прощение.
Завершается церемония тем, что жених и невеста кормят друг друга из рук.
Приложение 5.
(дополни предложение 2-3 ситуациями, обычно вызывающими тревогу)
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
(дополни предложение способами преодоления тревожности, которые ты используешь)
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Приложение 6
Приложение 7
Приложение 8
«Все будет хорошо»
– это четкая установка не должна никогда Тебя покидать.
Не бывает безвыходных ситуаций.
Подумай о своем дыхании.
Так как Ты сейчас взволнован, мозг дал установку внутренним органам работать в активном режиме. Поэтому, попробуй восстановить дыхание.
Начни дышать глубоко и медленно, думая о том, как восстанавливается работа всех органов.
ü Медленно сделай глубокий вдох.
ü Задержи дыхание и сосчитай до четырех.
ü Медленно выдохни.
ü Приседай, если мышечное напряжение чувствуется в коленях.
ü Сожми кулаки, затем стряхни, сбросив при этом все напряжение, которое сковывает.
Время от времени выполняй упражнение перед тем, как окажешься в ситуации, вызывающей тревожность. Сделай своей привычкой продумывание сложных ситуаций заранее .
ü Сядь спокойно в комфортной позе. Если хочешь, закрой глаза.
ü Вообрази себя в трудной ситуации. Например: Ответ у доски в присутствии директора школы.
ü Постарайся почувствовать себя настолько спокойно, насколько можешь.
ü Подумай, что скажешь и что сделаешь.
ü Придумывай возможные варианты поведения до тех пор, пока не почувствуешь себя абсолютно спокойно.
Преодолеть тревожность помогают упражнения на расслабление. Умение расслабляться, надо тренировать
ü Сядь спокойно в комфортной позе.
ü Закрой глаза. Медленно расслабьте мышцы.
ü Представь, что находишься там, где очень хорошо и не надо ни о чем беспокоиться. Например, на пляже, где солнце греет тебя своими лучами.
ü Ни о чем не тревожься, просто слушай музыку.
Выполняй упражнение как можно чаще, но не реже, чем один раз в неделю. Продолжай упражнение не менее 5-7 минут.
Приложение 9
Анкета-отзыв участника тренинга
Дорогие ребята, просим вас оказать содействие в опросе.
Полученные
результаты будут использованы для улучшения качества тренингов по данной теме.
Ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов, касающихся прошедшего тренинга.
Обведите кружком ту оценку на десятибалльной шкале, которая соответствует
вашему мнению.
1. Вы присутствовали на тренинге ____________________________________________________
(напишите тему занятия)
2. Дата проведения__________________________________________________________________
3. Насколько вы оцениваете полезность данного тренинга?
совсем нет 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 очень полезно
4. Существует ли данная проблема в вашем классе, школе?
Да Нет
5. Будете ли вы применять полученный опыт в жизненных ситуациях?
нет 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 да
6. Ваши пожелания или предложения__________________________________________________
__________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Анкета-отзыв участника тренинга
Дорогие ребята, просим вас оказать содействие в опросе.
Полученные
результаты будут использованы для улучшения качества тренингов по данной теме.
Ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов, касающихся прошедшего тренинга.
Обведите кружком ту оценку на десятибалльной шкале, которая соответствует
вашему мнению.
1. Вы присутствовали на тренинге ____________________________________________________
(напишите тему занятия)
2. Дата проведения__________________________________________________________________
3. Насколько вы оцениваете полезность данного тренинга?
совсем нет 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 очень полезно
4. Существует ли данная проблема в вашем классе, школе?
Да Нет
5. Будете ли вы применять полученный опыт в жизненных ситуациях?
нет 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 да
6. Ваши пожелания или предложения__________________________________________________
__________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Скачано с www.znanio.ru
[1] Емельянова Е. В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге. – СПб.: речь, 2008. – 336 с.
[2] Там же, с. 106-107
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.