КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КЛЮЧЕВСКИЙ ЛИЦЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ИМЕНИ АЛЕКСАНДРА ВАСИЛЬЕВИЧА ГУКОВА»
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УПР КГБПОУ «Ключевский ЛПО имени А.В. Гукова» __________________И.П. Кашич «____»_________________2022 г. |
|
УТВЕРЖДАЮ Директор КГБПОУ «Ключевский ЛПО имени А.В. Гукова»
__________________В.В. Репкин «____»_________________2022 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДБ.12. АстрономиЯ
Профиль профессионального образования: технический
Специальность СПО:: 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования
Уровень изучения: базовый
Форма обучения: очная
|
|
РАССМОТРЕНО на заседании методической комиссии Протокол от «___»_____2022г. №__г. |
Ключи 2022
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. №413. Зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ 7 июня 2012 г. Регистрационный номер №24480, с учётом приказа Министерства образования и науки РФ от 29.06.2017 г. № 613. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования» Зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ 26.07.2017 г. Регистрационный номер №47532, с учетом Приказа Минобрнауки России от 07.06.2017 N 506 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089».
Организация-разработчик КГБПОУ «Ключевский ЛПО имени А.В. Гукова»
Разработчики:
Тюрин А.А преподаватель
|
стр. |
1. Пояснительная записка
|
4 |
2. Тематический план
|
7 |
3. Содержание учебной дисциплины
|
8 |
4. Условия реализации рабочей программы учебной дисциплины
|
15 |
5. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
|
18 |
6. Лист внесения изменений |
22 |
1. Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Астрономия» и в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259) с Уточнениями, одобренными Научно-методическим советом Центра профессионального образования и систем квалификаций ФГАУ «ФИРО» Протокол № 3 от 25 мая 2017 г.
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы по профессии СПО 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования, укрупнённых групп профессий, специальностей и направлений подготовки профессионального образования 35.00.00 Сельское, лесное и рыбное хозяйство
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Учебная дисциплина «Астрономия» является учебным предметом по выбору из обязательной предметной области «Естественные науки» ФГОС среднего общего образования.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Содержание программы «Астрономия» направлено на достижение следующих целей:
· сформированность представлений о строении Солнечной системы, эволюции звезд и Вселенной, пространственно-временных масштабах Вселенной;;
· понимание сущности наблюдаемых во Вселенной явлений;
· владение основополагающими астрономическими понятиями, теориями, законами и закономерностями, уверенное пользование астрономической терминологией и символикой;
· сформированность представлений о значении астрономии в практической деятельности человека и дальнейшем научно-техническом развитии;
Освоение содержания учебной дисциплины обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
личностных:
· формирование убежденности в возможности познания законов природы и их использования на благо развития человеческой цивилизации;
· формирование положительного отношения к российской астрономической науке;
· формирование умения управлять своей познавательной деятельностью, ответственного отношения к учению;
· формирование умения находить адекватные способы поведения, взаимодействия и сотрудничества в процессе учебной и внеучебной деятельности, проявлять уважительное отношение к мнению оппонента в ходе обсуждения спорныхпроблем науки.;
· умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач;
· умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;
метапредметных:
· классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый материал
· находить проблему исследования, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, предлагать альтернативные способы решения проблемы и выбирать из них наиболее эффективный,
· умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации
· умение использовать различные источники для получения физической информации, оценивать ее достоверность;
· умение анализировать и представлять информацию в различных видах;
· умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации;
предметных:
· сформированность представлений о роли и месте астрономии в современной научной картине мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений,
· владение основополагающими астрономическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное использование астрономической терминологии и символики;
· владение основными методами научного познания, используемыми в астрономии: наблюдением, описанием, измерением;
· умения обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;
· воспроизводить определения терминов и понятий: созвездие;
· объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движение и фазы Луны, причины затмений Луны и Солнца
· объяснять причины возникновения приливов на Земле и возмущений в движении тел Солнечной системы;
· сформированность собственной позиции по отношению к физической информации, получаемой из разных источников.
В рамках освоения общеобразовательной учебной дисциплины обучающимся предоставляется возможность подготовить и защитить индивидуальный проект по предложенным темам
Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Астрономия» завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета в рамках промежуточной аттестации студентов.
Содержание учебной дисциплины направлено на развитие общих компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
Виды учебной работы |
Кол-во часов |
Обязательная аудиторная нагрузка (всего) |
39 |
в том числе лабораторные работы |
1 |
контрольные работы |
1 |
2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Наименование частей, разделов, |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающихся |
|||
Всего часов * |
В т.ч. практические занятия, лабораторные работы (часы) |
Контрольные работы |
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Тема 1 Что изучает астрономия. Наблюдения — основа астрономии |
2 |
|
|
|
Тема 2 Практические основы астрономии |
7 |
|
|
|
Тема 3 Строение Солнечной системы |
8 |
1 |
|
|
Тема 4.. Природа тел солнечной системы |
8 |
|
|
|
Тема 5. Солнце и звезды |
6 |
|
1 |
|
Тема 6 Строение и эволюция вселенной |
5 |
|
|
|
Тема 7 Жизнь и разум во вселенной |
3 |
|
|
|
Итого |
39 |
1 |
1 |
|
3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Астрономия»
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся |
Объем часов |
1 |
2 |
3 |
Тема 1. Что изучает астрономия. Наблюдения — основа астрономии |
Предмет астрономии. Изменение вида звездного неба в течение года. Звездное небо. Блеск светил. Изменение вида звездного неба в течение суток. Способы определения географической широты. Основы измерения времени. |
2 |
Виды учебной деятельности · воспроизводить сведения по истории развития астрономии, ее связях с физикой и математикой; · использовать полученные ранее знания для объяснения устройства и принципа работы телескопа.
|
|
|
|
|
|
Тема 2 Практические основы астрономии |
Звезды и созвездия. Звездные карты, глобусы и атласы. Видимое движение звезд на различных географических широтах. Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь. |
7 |
Виды учебной деятельности · воспроизводить определения терминов и понятий (созвездие, высота и кульминация звезд и Солнца, эклиптика, местное, поясное, летнее и зимнее время); · объяснять необходимость введения високосных лет и нового календарного стиля; · объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движения звезд и Солнца на различных географических широтах, движение и фазы Луны, причины затмений Луны и Солнца; · применять звездную карту для поиска на небе определенных созвездий и звезд. |
|
|
|
|
|
Тема 3 Строение Солнечной системы |
Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрической системы мира. Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет. Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел под действием сил тяготения. Определение массы небесных тел. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе.. |
8 |
|
Виды учебной деятельности · воспроизводить исторические сведения о становлении и развитии гелиоцентрической системы мира; · воспроизводить определения терминов и понятий (конфигурация планет, синодический и сидерический периоды обращения планет, горизонтальный параллакс, угловые размеры объекта, астрономическая единица); · вычислять расстояние до планет по горизонтальному параллаксу, а их размеры по угловым размерам и расстоянию; · формулировать законы Кеплера, определять массы планет на основе третьего (уточненного) закона Кеплера; · описывать особенности движения тел Солнечной системы под действием сил тяготения по орбитам с различным эксцентриситетом; · объяснять причины возникновения приливов на Земле и возмущений в движении тел Солнечной системы;
|
|
|
Практическая работа с планом Солнечной системы |
1 |
Тема 4 Природа тел Солнечной системы |
Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна — двойная планета. Исследования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну. Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса. Планеты-гиганты, их спутники и кольца. Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды. Метеоры, болиды и метеориты |
8 |
|
Виды учебной деятельности · формулировать и обосновывать основные положения современной гипотезы о формировании всех тел Солнечной системы из единого газопылевого облака; · определять и различать понятия (Солнечная система, планета, ее спутники, планеты земной группы, планеты-гиганты, кольца планет, малые тела, астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды, метеоры, болиды, метеориты); · описывать природу Луны и объяснять причины ее отличия от Земли; · перечислять существенные различия природы двух групп планет и объяснять причины их возникновения; · проводить сравнение Меркурия, Венеры и Марса с Землей по рельефу поверхности и составу атмосфер, указывать следы эволюционных изменений природы этих планет; · объяснять механизм парникового эффекта и его значение для формирования и сохранения уникальной природы Земли; · описывать характерные особенности природы планет-гигантов, их спутников и колец; · характеризовать природу малых тел Солнечной системы и объяснять причины их значительных различий; · описывать явления метеора и болида, объяснять процессы, которые происходят при движении тел, влетающих в атмосферу планеты с космической скоростью; · описывать последствия падения на Землю крупных метеоритов;
|
|
Тема 5. Солнце и звезды |
Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Источник его энергии. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Звезды — далекие солнца. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд. Диаграмма «спектр—светимость». Массы и размеры звезд. Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды — маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы. |
6 |
Виды учебной деятельности · характеризовать физическое состояние вещества Солнца и звезд и источники их энергии; · описывать внутреннее строение Солнца и способы передачи энергии из центра к поверхности; · объяснять механизм возникновения на Солнце грануляции и пятен; · описывать наблюдаемые проявления солнечной активности и их влияние на Землю; · вычислять расстояние до звезд по годичному параллаксу; · называть основные отличительные особенности звезд различных последовательностей на диаграмме «спектр — светимость»; · сравнивать модели различных типов звезд с моделью Солнца; · объяснять причины изменения светимости переменных звезд; · описывать механизм вспышек Новых и Сверхновых; · оценивать время существования звезд в зависимости от их массы; · описывать этапы формирования и эволюции звезды; · характеризовать физические особенности объектов, возникающих на конечной стадии эволюции звезд: белых карликов, нейтронных звезд и черных дыр |
|
|
Контрольная работа по теме: «Строение Солнечной системы» |
1 |
|
Тема 6 Строение и эволюция вселенной |
Наша Галактика. Ее размеры и структура. Два типа населения Галактики. Межзвездная среда: газ и пыль. Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы. Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления галактик. Основы современной космологии. «Красное смещение» и закон Хаббла. Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение. |
5 |
|
Виды учебной деятельности · объяснять смысл понятий (космология, Вселенная, модель Вселенной, Большой взрыв, реликтовое излучение); · характеризовать основные параметры Галактики (размеры, состав, структура и кинематика); · определять расстояние до звездных скоплений и галактик по цефеидам на основе зависимости «период — светимость»; · распознавать типы галактик (спиральные, эллиптические, неправильные); · сравнивать выводы А. Эйнштейна и А. А. Фридмана относительно модели Вселенной; · обосновывать справедливость модели Фридмана результатами наблюдений «красного смещения» в спектрах галактик; · формулировать закон Хаббла; · определять расстояние до галактик на основе закона Хаббла; по светимости Сверхновых; · оценивать возраст Вселенной на основе постоянной Хаббла; · интерпретировать обнаружение реликтового излучения как свидетельство в пользу гипотезы Горячей Вселенной; · классифицировать основные периоды эволюции Вселенной с момента начала ее расширения — Большого взрыва; · интерпретировать современные данные об ускорении расширения Вселенной как результата действия антитяготения «темной энергии» — вида материи, природа которой еще неизвестна |
|
Тема 7 Жизнь и разум во вселенной |
Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе. Современные возможности радиоастрономии и космонавтики для связи с другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем существовании |
3 |
|
Виды учебной деятельности систематизировать знания о методах исследования и современном состоянии проблемы существования жизни во Вселенной |
|
Всего |
|
39 |
Примерные темы рефератов (докладов), индивидуальных проектов
3. Определение условий видимости планет в текущем учебном году.
4. Наблюдение солнечных пятен с помощью камеры-обскуры.
5. Изучение солнечной активности по наблюдению солнечных пятен.
6. Определение температуры Солнца на основе измерения солнечной постоянной.
7. Определение скорости света по наблюдениям моментов затмений спутника Юпитера.
8. Изучение переменных звезд различного типа.
9. Определение расстояния до удаленных объектов на основе измерения параллакса.
10. Наблюдение метеорного потока.
11.Исследование ячеек Бенара.
12.Конструирование школьного планетария.
4. условия реализации РАБОЧЕЙ программы дисциплины
Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет «Астрономии» оснащенный оборудованием:
1. Телескоп.
2. Спектроскоп.
3. Теллурий.
4. Модель небесной сферы.
5. Звездный глобус.
6. Подвижная карта звездного неба.
7. Глобус Луны.
8. Карта Луны.
9. Карта Венеры.
10. Карта Марса.
11. Справочник любителя астрономии.
12.Школьный астрономический календарь (на текущий учебный год).
НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ
1. Вселенная.
2. Солнце.
3. Строение Солнца.
4. Планеты земной группы.
5. Луна.
6. Планеты-гиганты.
7. Малые тела Солнечной системы.
8. Звезды.
9. Наша Галактика.
10. Другие галактики
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.
Основные источники для обучающихся:
1. Воронцов-Вельяминов Б. А., Страут Е. К. учебник «Астрономия. Базовый уровень. 11
класс». М.:Дрофа, 2018г;
Дополнительные источники для обучающихся:
1. Белонучкин В. Е. Кеплер, Ньютон и все-все- все… — Вып. 78. — М.: Изд-во «Наука». Главная редакция физико-математической литературы, 1990. — (Квант).
2. Галактики / ред.-сост. В. Г. Сурдин. — М.: Физматлит, 2013.
3. Гамов Г. Приключения мистера Томпкинса. — Вып. 85. — М.: Бюро Квантум, 1993. — (Квант).
4. Горелик Г. Е. Новые слова науки — от маятника Галилея до квантовой гравитации. — Вып. 127. Приложение к журналу «Квант», № 3. — М.: Изд-во МЦНМО, 2013. — (Квант).
5. Дубкова С. И. Истории астрономии. — М.: Белый город, 2002.
6. Максимачев Б. А., Комаров В. Н. В звездных лабиринтах: Ориентирование по небу. — М.: Наука, 1978.
7. Сурдин В. Г. Галактики. — М.: Физматлит, 2013.
8. Сурдин В. Г. Разведка далеких планет. — М.: Физматлит, 2013.
9. Хокинг С. Краткая история времени. — СПб.: Амфора, 2001.
10. Хокинг С. Мир в ореховой скорлупе. — СПб.: Амфора, 2002.
Основные источники для преподавателя:
1. Приказа Минобрнауки России от 07.06.2017 №506 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089»
2. Воронцов-Вельяминов Б. А., Страут Е. К. учебник «Астрономия. Базовый уровень. 11 класс». М.:Дрофа, 2018г;
3. Программа: Астрономия. Базовый уровень. 11 класс : учебно-методическое пособие / Е. К. Страут. — М. : Дрофа, 2018.
4. Методическое пособие к учебнику Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута «Астрономия. Базовый уровень. 11 класс» / Е. К. Страут. — М. : Дрофа, 2013.
5. Астрономия. 11 класс. Методическое пособие к учебнику Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута «Астрономия. Базовый уровень. 11 класс» /М. А. Кунаш. — М. : Дрофа, 2018.
6. Галузо И.В., Голубев В.А., Шимбалев А.А. «Астрономия. 11 класс. Практические работы и тематические задания» Аверсэв, 2014
7.
Дополнительные источники для преподавателя
1. Чаругин В.М Учебник «Астрономия. 10-11 классы.» . М.: Сфера, 2018
2. Стивен Маран Астрономия для "чайников". М.: Диалектика, 2004.
3. Атлас звездного неба. Все созвездия от Северного и Южного полушарий с подробными картами. Шимбалев А. А. Мн.: Харвест, 2004.
Интернет-ресурсы:
1. Астрофизический портал. Новости астрономии. http://www.afportal.ru/astro
2. Вокруг света. http://www.vokrugsveta.ru
3. Всероссийская олимпиада школьников по астрономии. http://www.astroolymp.ru
4. Интерактивный гид в мире космоса. http:// spacegid.com
5. Общероссийский астрономический портал. http://астрономия.рф
6. Репозиторий Вселенной. http://space-ту.ги
7. Российская астрономическая сеть. http://www.astronet.ru
8. Сезоны года. Вселенная, планеты и звезды.http://сезоны-года.рф/планеты%20и%20звезды. html
9. ФГБУН Институт астрономии РАН. http://www.inasan.ru
10. Элементы большой науки. Астрономия. http://elementy.ru/astronomy
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Содержание обучения |
Характеристика основных видов деятельности обучающегося (на уровне учебных действий) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
||
1 |
2 |
3 |
||
Что изучает астрономия. Наблюдения — основа астрономии |
- Поиск примеров, подтверждающих - Применение знаний, полученных в - Характеристика преимуществ - Подготовка и презентация проектов. |
Текущий контроль ■ Устный опрос. ■ Письменные ■ Выполнение и |
||
Практические основы астрономии |
- Применение знаний,
полученных в - Работа со звездной картой при - Характеристика отличительных - Характеристика особенностей - Изучение основных фаз Луны. |
■ Устный опрос. ■ Письменные ■ Решение задач. ■ Выполнение |
||
|
обращена к Земле одной стороной. |
|
||
|
- Описание взаимного расположения |
|
||
|
Земли, Луны и Солнца в моменты |
|
||
|
затмений. |
|
||
|
- Объяснение причин, по которым |
|
||
|
затмения Солнца и Луны не происходят |
|
||
|
каждый месяц |
|
||
|
- Анализ необходимости введения |
|
||
|
часовых поясов, високосных лет и |
|
||
|
нового календарного стиля |
|
||
|
- Подготовка и презентация проектов. |
|
||
Строение Солнечной |
- Объяснение петлеобразного движения |
■ Устный опрос. |
||
системы |
планет с использованием эпициклов и |
■ Письменные |
||
|
дифферентов |
индивидуальные и |
||
|
- Описание условий видимости планет, |
групповые задания. |
||
|
находящихся в различных |
■ Решение задач. |
||
|
конфигурациях. |
■ Выполнение |
||
|
- Решение задач на вычисление |
практических работ. |
||
|
звездных периодов обращения |
■ Выполнение и |
||
|
внутренних и внешних планет |
презентация проектов |
||
|
- Анализ законов Кеплера, их значения |
|
||
|
для развития физики и астрономии. |
|
||
|
- Решение задач на вычисление |
|
||
|
расстояний планет от Солнца на основе |
|
||
|
третьего закона Кеплера |
|
||
|
- Решение задач на вычисление |
|
||
|
расстояний и размеров объектов |
|
||
|
- Построение плана Солнечной |
|
||
|
системы в принятом масштабе с |
|
||
|
указаним положения планет на орбитах. |
|
||
|
- Определение возможности их |
|
||
|
наблюдения на заданную дату |
|
||
|
- Решение задач на вычисление массы |
|
||
|
планет. |
|
||
|
- Объяснение механизма |
|
||
|
возникновения возмущений и приливов |
|
||
|
- Подготовка и презентация проектов |
|
||
Природа тел |
- Анализ основных положений |
■ Устный опрос. |
||
Солнечной системы |
современных представлений о |
■ Письменные |
||
|
происхождении тел Солнечной системы |
индивидуальные и |
||
|
- На основе знаний из курса географии |
групповые задания. |
||
|
сравнение природы Земли с природой |
■ Решение задач. |
||
|
Луны. |
■ Выполнение |
||
|
- Объяснение причины отсутствия у |
практических работ. |
||
|
Луны атмосферы. Описание основных |
■ Выполнение и |
||
|
форм лунной поверхности и их |
презентация проектов |
||
|
происхождения. |
|
||
|
- Анализ табличных данных, |
|
||
|
признаков сходства и различий |
|
||
|
изучаемых объектов, классификация |
|
||
|
объектов |
|
||
|
- На основе знаний физических |
|
||
|
законов объяснение явлений и |
|
||
|
процессов, происходящих в атмосферах |
|
||
|
планет. Описание и сравнение природы |
|
||
|
планет земной группы. Объяснение |
|
||
|
причин существующих различий. |
|
||
|
- На основе знаний законов физики |
|
||
|
описание природы планет-гигантов. |
|
||
|
- Анализ определения понятия |
|
||
|
«планета» |
|
||
|
- Описание внешнего вида астероидов |
|
||
|
и комет. Объяснение процессов, |
|
||
|
происходящих в комете, при изменении |
|
||
|
ее расстояния от Солнца. |
|
||
|
- На основе знания законов физики |
|
||
|
описание и объяснение явлений метеора |
|
||
|
и болида. |
|
||
|
- Подготовка и презентация проектов |
|
||
Солнце и звезды |
- На основе знаний физических |
■ Устный опрос. |
||
|
законов описание и объяснение явлений |
■ Письменные |
||
|
и процессов, наблюдаемых на Солнце. |
индивидуальные и |
||
|
- Описание процессов, происходящих |
групповые задания. |
||
|
при термоядерных реакциях протон- |
■ Решение задач. |
||
|
протонного цикла |
■ Выполнение |
||
|
- На основе знаний о плазме, |
практических работ. |
||
|
полученных в курсе физики, описание |
■ Выполнение и |
||
|
образования пятен, протуберанцев и |
презентация проектов |
||
|
других проявлений солнечной |
|
||
|
активности. |
|
||
|
- Характеристика процессов солнечной |
|
||
|
активности и механизма их влияния на |
|
||
|
Землю |
|
||
|
- Определение понятия «звезда». |
|
||
|
Указание положения звезд на диаграмме |
|
||
|
«спектр — светимость» согласно их |
|
||
|
характеристикам. |
|
||
|
- Анализ основных групп диаграммы |
|
||
|
- На основе знаний по физике описание |
|
||
|
пульсации цефеид как |
|
||
|
автоколебательного процесса. |
|
||
|
- На основе знаний по физике оценка |
|
||
|
времени свечения звезды по известной |
|
||
|
массе запасов водорода; для описания |
|
||
|
природы объектов на конечной стадии |
|
||
|
эволюции звезд |
|
||
|
- Подготовка и презентация проектов |
|
||
Строение и эволюция |
- Описание строения и структуры |
■ Устный опрос. |
||
Вселенной. Жизнь и |
Галактики. Изучение объектов плоской |
■ Письменные |
||
разум во Вселенной. |
и сферической подсистем. |
индивидуальные и |
||
|
- На основе знаний по физике |
групповые задания. |
||
|
объяснение различных механизмов |
■ Решение задач. |
||
|
радиоизлучения. |
■ Выполнение |
||
|
- Описание процесса формирования |
практических работ. |
||
|
звезд из холодных газопылевых облаков |
■ Выполнение и |
||
|
- Определение типов галактик. |
презентация проектов |
||
|
- Применение принципа Доплера для |
|
||
|
объяснения «красного смещения». |
|
||
|
- Доказательство справедливости |
|
||
|
закона Хаббла для наблюдателя, |
|
||
|
расположенного в любой галактике |
|
||
|
- Подготовка и презентация сообщения |
|
||
|
о современном состоянии научных |
|
||
|
исследований по проблеме |
|
||
|
существования внеземной жизни во |
|
||
|
Вселенной. Участие в дискуссии по этой |
|
||
|
проблеме |
|
||
|
- Подготовка и презентация проектов |
|
||
ЛР 4 Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа» |
- проявление гражданственности, патриотизма; - знание истории своей страны, достижений отечественных учёных; - демонстрация сформированности мировоззрения, отвечающего современным реалиям;
|
Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы |
||
ЛР 5 Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России
|
- проявление гражданственности, патриотизма; - знание истории своей страны, достижений отечественных учёных; - демонстрация сформированности мировоззрения, отвечающего современным реалиям;
|
Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы |
||
Итоговая аттестация |
||||
■ Дифференцированный зачет по итогам курса |
||||
6. ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ
Номер изменения |
Дата внесения изменения |
Кем утверждено |
Примечание |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.