МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №18»
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО учителей начальных классов протокол №1 от 28.08.2020г.
|
СОГЛАСОВАНО НМС протокол №1 от 28.08.2020 |
УТВЕРЖДЕНО приказом директора МБОУ «СОШ №18» Приказ №239 от 29.08.2020 |
Подпрограмма «Чтение. Работа с текстом»
Составитель: Бушкина Марина Юрьевна
Абакан, 2020
Подпрограмма «Чтение. Работа с текстом»
(составная часть Программы формирования УУД)
Современное общество является информационным обществом и очень важно научить школьников критически воспринимать поступающую к ним информацию. Единицей информации является текст – по сути, законченное устное, письменное, мысленное высказывание. Умение грамотно работать с текстом является одним из основополагающих умений для человека.
В результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе выпускники приобретут первичные навыки работы с информацией. Они смогут осуществлять поиск информации, выделять и фиксировать нужную информацию, анализировать, обобщать, сопоставлять и преобразовывать её.
Выпускники научатся дополнять, создавать, использовать информацию для объяснения и доказательства фактов в простых учебных и практических ситуациях. Они овладеют первичными навыками представления информации в наглядной форме (в виде простейших схем, таблиц, диаграмм).
Выпускники получат возможность научиться строить умозаключения и принимать решения на основе самостоятельно полученной информации, а также приобрести первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставляя её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.
Цель: создание условий для формирования первичных навыков работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно – познавательных текстов, инструкций в результате изучения всех без исключения учебных предметов.
Задачи:
· совершенствовать приемы понимания текста, которые обучающийся сможет применять тогда и в том порядке, какой будет задавать конкретный текст (под сформированностью приема понимается его перенос на любой текст, привычка употреблять прием, имеющая силу потребности);
· формировать навыки самоконтроля, развивать интеллектуальную самостоятельность, эстетические чувства, волевые качества;
· растить Читателя, который понимает текст, открыт его эмоциональному воздействию, может проявить и обосновать свою нравственную позицию при восприятии читаемого, свободно владеет речью.
Планируемые результаты освоения подпрограммы
«Чтение. Работа с текстом »
Личностные результаты
4 класс.
· с интересом выполнять учебные задания, связанные с чтением;
· с желанием включаться в различные проекты, связанные с чтением.
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
4 класс.
Ученик научится:
· делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
· понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);
· понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;
· использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
· извлекать информацию по самостоятельно сформулированным основаниям, исходя из собственного понимания целей выполняемой работы;
· ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Ученик получит возможность научиться:
· использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;
· работать с несколькими источниками информации;
· сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
4 класс
Ученик научится:
· составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
Ученик получит возможность научиться:
· делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования;
· составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.
Работа с текстом: оценка информации
4 класс
Ученик научится:
· на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
· участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста
· оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда
.Ученик получит возможность научиться:
· сопоставлять различные точки зрения;
· соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
· в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию
Особенность реализации подпрограммы в том, что начальное освоение тех или иных технологий и закрепление пройденного происходит в процессе урочной и внеурочной деятельности. Распределение материала по различным предметам в урочной деятельности и занятиям внеурочной деятельности не является жёстким. Предлагаемое в данной программе распределение направлено на достижение баланса между временем освоения и временем использования соответствующих умений в различных предметах.
Вклад предметов в результаты освоения подпрограммы «Чтение. Работа с текстом »
Русский язык
Письменно излагать содержание повествовательного текста с элементами описания и рассуждения с предварительным составлением плана.
Строить развернутое устное сообщение по изученному учебному материалу с иллюстрацией и обоснованием формулируемых положений.
Давать подробный письменный ответ на вопросы по изученному учебному материалу.
Составлять и записывать сочинение (повествование и описание) делового и художественного характера на заданную тему.
Литературное чтение
Читать выразительно без предварительной подготовки любой поэтический, прозаический, художественный, нехудожественный текст (темп чтения не менее 90 слов в минуту).
Различать тему, основную мысль произведения.
Различать основные элемента сюжета эпического произведения (завязка, кульминация, развязка).
Выделять из художественного текста и анализировать отрывки, помогающие характеризовать героя и события данного произведения.
Определять роль лирического героя в поэтическом произведении; роль автора в драматическом произведении.
Создавать тексты в определенном жанре согласно «моделям» жанров и замыслу ученика: отзыв, самопрезентацию, презентацию книги, эссе.
Выступать перед аудиторией с устным сообщением на литературную тему, участвовать в обсуждении учебных сообщений, создавать в собственном чтении текста наизусть индивидуальный образ того, о чем в нем написано: передавать свое личное восприятие.
Сравнивать два и более отрывка на одну тематику.
Иностранный язык
Читать про себя и понимать содержание небольшого текста, построенного в основном на изученном языковом материале.
Математика
Составлять текстовые задачи, требующие подбора «подходящих» к данным числам сюжетов и «подходящих» к данному сюжету чисел. Восстанавливать текст задачи по краткой записи и наоборот.
Составлять краткую запись в виде таблицы для задач, связанных с пропорциональной зависимостью между величинами.
Окружающий мир
Описывать объекты наблюдения, выделять их существенные признаки.
Работать с простейшими моделями, схемами, диаграммами.
Достаточно полно и доказательно строить устное высказывание, в письменном тексте выделять главное, составлять план и небольшое письменное высказывание.
Соотносить год с веком.
узнавать выдающиеся памятники истории и культуры России на иллюстрациях учебника.
Пользоваться учебной, справочной и дополнительной литературой. Оформлять результаты исследовательской работы.
Технология
Анализировать объекты труда, представленные в виде рисунков, фотографий, схем, чертежей.
Пользоваться схемами при вязании и вышивании.
Следовать инструкции, работать по схеме.
Находить в разных источниках необходимую информацию и работать с ней.
Вклад занятий внеурочной деятельности в достижение планируемых результатов подпрограммы «Чтение. Работа с текстом» (примерный вариант):
Кружок «Азбука здоровья». Составление правил ЗОЖ.
Школа пешеходных наук. Составление небольших сообщений с добавлением иллюстраций.
Кружок «Хочу всё знать». Поиск информации для проектной, исследовательской деятельности, проведение наблюдений с использованием электронного микроскопа, составление таблиц, презентаций. Выступление перед небольшой аудиторией с устным сообщением.
Кружок «Мир деятельности». Извлечение необходимых данных, заполнение готовых форм на бумаге.
На всех уроках, занятиях, мероприятиях - формирование правильного типа читательской деятельности, умения работать с информацией.
Система оценки уровня сформированности результатов освоения подпрограммы
«Чтение. Работа с текстом» учащимися начальной школы.
Оценка личностных результатов осуществляется в апреле - мае в ходе диагностических мероприятий:
· анкетирование учащихся и родителей (материалы в Приложении 4.1);
· анализ читательских дневников с целью выявления круга и объема чтения учащихся;
· анализ материалов Портфеля достижений.
Комплексная диагностика метапредметных результатов читателя-школьника проводится в конце каждого полугодия и включает:
· индивидуальную проверку навыков чтения вслух (материалы представлены в Приложении 4.2);
· индивидуальную проверку навыков чтения про себя в конце года.
· мониторинговые процедуры сформированности читательских умений (материалы представлены в Приложении 4.3)
Оценка предметных результатов осуществляется на уроках по критериям, соответствующим балльной отметке по каждому предмету начальной школы.
Приложение 5.1
Анкета для учащихся начальной школы
1. Нравится ли тебе читать?
2. Сколько времени ты тратишь на чтение в день?
3. Где ты берешь книги для чтения?
4. О чем ты любишь читать?
5. Помогает ли тебе чтение в учебе?
6. О чем ты хочешь прочитать в ближайшем будущем?
7. Какую книгу (из прочитанных тобой) можешь порекомендовать друзьям и одноклассникам? Почему? Чем тебе понравилась эта книга?
Анкета для родителей учащихся начальной школы
1. Нравится ли вашему ребенку читать книги?
2. Сколько времени он обычно проводит за чтением?
3. Вы заставляете своего ребенка читать или он делает это без принуждения?
4. Какие книги и журналы он предпочитает?
5. Дарите ли вы своему ребенку книги?
6. Читаете ли вместе с ребенком книги и журналы?
7. Обсуждаете ли со своим ребенком прочитанное?
8. Считаете ли вы себя активным читателем?
9. Как вы думаете, являетесь ли вы примером для своего ребенка в чтении книг?
10. Ходите ли вы с ребенком в библиотеку или вам хватает домашней?
11.Какую книгу (из прочитанных вами в детстве) можете порекомендовать ребенку для чтения? Почему? Чем вам дорога эта книга? Пожалуйста, укажите автора и название произведения
Приложение 5.2
Схема анализа навыков чтения учащихся ________ класса (20___ - 20___ )
№ П/П |
Фамилия, имя |
Понимание текста |
Способ чтения |
Правильность |
Темп чтения |
Выразительность |
||||||||||
По буквам |
По слогам |
По слогам + целыми словами |
Целыми словами |
Без ошибок |
Пропуск, замена, искажение букв, слогов |
Постановка ударения |
Ошибки в окончании |
Повторы букв, слогов |
Ниже нормы |
В норме |
Выше нормы |
Соблюдение интонации в конце предложения |
Соблюдение пауз. |
|||
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Учитель ___________________
Приложение 5.3
Материалы для проверки уровня сформированности
читательских умений учащихся
4 класс
1. Прочитай отрывок из текста. Какое это произведение? Обведи кружком букву с правильным ответом.
Возьму гусли звонкие да настрою гусли на старинный лад, заведу старину стародавнюю, бывальщину о деяниях славнорусского богатыря Добрыни Никитича.
а) Басня. в) Былина.
б) Рассказ. г) Сказка.
2. Найди народные и авторские сказки . Укажи буквами А (авторская), Н (народная).
£ «По щучьему веленью».
£ «Серая Шейка».
£ «Сказка о рыбаке и рыбке».
£ « Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
3. Подчеркни уменьшительно-ласкательные слова в народной песне.
Кончилось весельице! Беритесь за дельце, Готовьте сошеньку – Выехать на пашенку. |
4. Подчеркни слова-действия, изображающие ветер как живое существо.
Осторожно ветер Из калитки вышел, Постучал в окошко, Пробежал по крыше. |
5. Какие чувства передал поэт в описании природы? Обведи кружком буквы с правильным ответом.
А на небе голубом Солнце весело сияет, Всё живит и обливает Золотым своим огнём. |
а) Восторг.
б) Радость.
в) Грусть.
4 класс. Прочитай текст «Плясунья» Н. Сладкова. Выполни задания. Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста.
Плясунья. Н. Сладков
Ну и погодка, чтоб
ей ни дна, ни покрышки! Дождь, слякоть, холод, прямо – бр-р-р!.. В такую погоду
добрый хозяин собаку из дому не выпустит.
Решил и я свою не выпускать. Пусть дома сидит, греется. А сам взял бинокль,
оделся потеплее, надвинул на лоб капюшон – и пошёл! Любопытно все-таки
поглядеть, что в такую непогоду зверье делает.
И только вышел за
околицу, вижу – лиса! Мышкует – промышляет мышей. Рыскает по жнивью: спина
дугой, голова и хвост к земле – ну чистое коромысло.
Вот легла на брюхо, ушки торчком – и поползла: видно, мышей-полёвок заслышала.
Сейчас они то и дело вылезают из норок – собирают себе зерно на зиму.
Вдруг вскинулась лиска всем передом, потом пала передними лапами и носом на
землю, рванула – вверх взлетел чёрный комочек. Лиса разинула зубастую пастишку,
поймала мышь на лету. И проглотила, даже не разжевав.
Да вдруг и заплясала! Поскакивает на всех четырёх, как на пружинах. То вдруг на одних задних запрыгает, как цирковая собачка: вверх-вниз, вверх-вниз! Хвостом машет, розовый язык от усердия высунула.
Я давно лежу, в
бинокль за ней наблюдаю. Ухо у самой земли – слышу, как она лапками топочет.
Сам весь в грязи вымазался. А чего она пляшет – не пойму!
В такую погоду только дома сидеть, в тёплой сухой норе! А она вон чего
выкомаривает, фокусы какие ногами выделывает!
Надоело мне
мокнуть – вскочил я во весь рост. Лиса увидала – тявкнула с испугу. Может, даже
язык прикусила. Шасть в кусты – только я её и видел!
Обошёл я жнивьё и, как лиса, все себе под ноги гляжу. Ничего примечательного:
размокшая от дождей земля, порыжелые стебли. Лёг тогда по-лисьему на живот: не
увижу ли так чего? Вижу: много мышиных норок. Слышу: в норках мыши пищат. Тогда
вскочил я на ноги и давай лисий танец отплясывать! На месте подскакиваю, ногами
топочу.
Тут как поскачут из-под земли перепуганные мыши-полёвки! Из стороны в сторону шарахаются, друг с другом сшибаются, пищат пронзительно... Эх, был бы я лисой, так...
Да что тут
говорить: понял я, какую охоту испортил лисичке.
Плясала – не баловала, мышей из их норок выгоняла... Был бы у неё тут пир на
весь мир!
Оказывается, во какие звериные штучки можно узнать в такую погоду: лисьи пляски! Плюнул бы я на дождь и на холод, пошёл бы других зверей наблюдать, да собаку свою пожалел. Зря её с собой не взял. Скучает, поди, в тепле-то под крышей.
1. В какое время года происходят события, описанные в тексте?
а)
Зимой;
б) весной;
в) летом;
г) осенью.
2. Обоснуй свой ответ словами из текста.
3. Выпиши из текста устойчивое выражение, характеризующее погоду.
4. Определи верное значение слова жнивьё.
а) Поле
с созревшими зерновыми культурами;
б) поле, засеянное льном;
в) невспаханное поле с остатками соломы на корню, с которого (поля) сжаты
хлеба.
5. Определи значение слова околица в данном тексте.
а)
Изгородь вокруг деревни;
б) окраина селения;
в) окольная, не прямая дорога.
6. С какой целью вышел автор из дому? Запиши ответ словами текста.
7. Какое зверьё встретил автор-рассказчик на поле?
a)
Зайца, лису, мышей-полёвок;
б) зайца, мышей-полёвок;
в) лису, мышей-полёвок.
8. Восстанови последовательность действий лисы при мышковании.
а)
Разинула пастишку, поймала мышь на лету;
б) пала передними лапами и носом на землю;
в) легла на брюхо, поползла;
г) рванула;
д) вскинулась всем передом;
е) проглотила, даже не разжевав.
9. Какие образные выражения использует автор, описывая пляску лисы?
10. Какой опыт проделал автор-рассказчик, чтобы разгадать причину пляски лисички?
11. Запиши разгадку пляски лисоньки.
12. Восстанови последовательность пунктов плана прочитанного текста.
а)
Отплясывание лисьего танца автором-рассказчиком.
б) Лисья пляска.
в) Поход за околицу.
г) Тайна разгадана.
д) Мышкование лисицы на жнивье.
е) Желание разгадать тайну поведения лисы.
13. Составь план текста из трёх пунктов.
14. Что нового из жизни природы ты узнал?
Литературное чтение. 4 класс.
Прочитай текст.
Ссора птиц.
Один птицелов расстелил в лесу сеть, и в неё попались разные птицы. Стали они говорить:
- Соблазнила нас приманка, вот мы и попались, - сказали вороны.
- Давайте подумаем, как нам вырваться на волю, - предложили скворцы. – Будем стараться все как один, может, и освободимся.
Думали птицы, думали и придумали.
- Давайте, - заговорили голуби, - все разом взмахнём крыльями, - может, взлетим, поднимем сеть?
- Верно, - подхватили остальные птицы. – Может, поднимем сеть, если дружно возьмёмся.
Дружно взмахнули все птицы крыльями, подняли сеть и полетели. Увидел птицелов, что сеть с птицами летит, - диву дался и бросился вдогонку.
Наверху летят птицы вместе с сетью, внизу бежит за ними птицелов. Бежит, глаз не спускает со своей сети, а как подбежал поближе и разглядел птиц, так и подумал: «Птицы-то в сеть попались разные!.. Может, перессорятся? Тогда они так быстро лететь не смогут, и сеть потянет их к земле! Тут-то я их и поймаю…»
И действительно, некоторое время все птицы дружно махали крыльями, а потом вороны закаркали:
- Никто так не старается, как мы, вороны! Если бы мы так ленились, как все, сеть давно бы упала на землю!
Услышали это голуби и рассердились:
- Будет вам бахвалиться! Мы стараемся не меньше вашего!
Теперь пришла очередь обидеться скворцам. Вступили в спор и они.
Начали все птицы браниться, друг друга упрекать… Крыльями они махали еле-еле, и сеть тянула их к земле всё сильнее и сильнее. Вскоре они летели совсем низко, но не замечали этого. Когда дружба врозь, работа на лад не идёт, Как только птицелов смог дотянуться до верёвки, он крепко ухватился за неё и притянул сеть к земле. Унёс птицелов птиц, да в клетки их пересажал. (304 слова).
Часть 1.
При выполнении заданий этой части выбери правильный вариант ответа.
1.Где происходят события, описанные в начале текста?
1) в деревне
2) в поле
3) в лесу
2. Почему попались птицы в сеть?
1) соблазнились приманкой
2) любопытно было узнать, что внутри
3) захотели попасть в клетку
3. Выбери верный вариант значения выражения «все как один».
1) дружно
2) весело
3) быстро
4.Что помогло птицелову поймать птиц во второй раз?
1) птицы выбились из сил
2) птицы затеяли вздорную ссору и потеряли высоту
3) птицы запутались в сети
5.Какое образное выражение помогает понять главную мысль текста?
1) дружно не грузно, а врозь хоть брось
2) друзья познаются в беде
3) долг платежом красен
6. Подумай, что вынесено в заглавие текста?
1) основная мысль
2) тема
7. В какой сборник можно поместить это произведение?
1) сборник сказок
2) сборник басен
3) сборник былин
4) сборник рассказов
8. Главная мысль какой басни созвучна с главной мыслью этого произведения?
1) И.Крылов «Лебедь, рак и щука».
2) И.Крылов «Мартышка и очки».
3) И.Крылов «Кот и повар».
Часть 2.
При выполнении заданий этой части кратко запиши ответ.
9. Назови героев произведения.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Могут ли происходить события, описанные в тексте, зимой? Докажи – почему?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11. Обьясни значение выражения «диву дался».
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________
12.Восстанови верную последовательность пунктов плана прочитанного текста.
А) Снова в неволе
Б) Птицы держат совет: как вырваться на волю
В) Дружный полёт
Г) Соблазнившись приманкой, птицы попадают в сеть
Д) Вздорная ссора птиц
13.Выпиши предложение из текста, помогающее понять, о чём главном хотел сказать нам автор.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
14. Вспомни названия произведений (1-2), героями которых тоже являются птицы, упомянутые в сказке.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Часть 2.
Сформулируй и запиши ответ (5-6 предложений) на вопрос.
15. Понравилось ли тебе это произведение и чем?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.