Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №55 имени дважды героя Советского Союза Г.Ф. Сивкова» города Перми
Обучающий курс для дошкольников
«АЗБУКА безопасности»
Составил: Никитина АВ
Учитель МАОУ «СОШ №55» г. Перми
Пермь, 2025
Курс «Азбука безопасности»
Пояснительная записка
Часто можно слышать, что время, в котором мы сейчас живем, называют эрой высоких технологий, предоставляющих человеку большую свободу в различных областях и сферах деятельности. Но не стоит забывать и об обратной стороне медали: высокий уровень свободы требует соответствующего уровня личной ответственности. А далеко ли мы шагнули вперёд в этом вопросе? Если посмотреть с точки зрения реалиста, то окажется, что проблемы, которые в наше время стоят перед родителями, стали еще сложнее. Ситуация складывается таким образом, что вопрос социальной адаптации старших дошкольников, предупреждение и снижение последствий возможных чрезвычайных ситуаций, формирование культуры безопасного поведения становится Безопасность детей – вопрос, волнующий каждую семью. Как защитить ребенка, обезопасить его от физической и психологической травмы? Как привить ему навыки безопасного поведения? Вопрос неоднозначный! Требует глубокого подхода и систематических усилий как со стороны родителей, так и со стороны педагогов. Перед ребенком встают классические вопросы, существующие уже на протяжении столетий. Это может быть, в зависимости от возраста, и пожарная безопасность, и безопасность на воде, дороге, в детском саду и школе. Возникает необходимость ознакомить ребенка с правилами поведения летом, зимой, на улице, дома, в интернете, это касается детей, начиная уже с дошкольного возраста. К каждому ребёнку требуется индивидуальный подход, а не формальная игра штампованными фразами.
Данная программа предназначается для дошкольников 6-7 лет. В ходе реализации дети получают знания и навыки безопасного поведения в различных жизненных ситуациях. Планирование составлено на основе следующих программ: «Формирование культуры безопасного поведения у детей 6-7 лет» (издательство Учитель 2009, автор - составитель Коломеец Н.В.), Школа России, Пособие для учителей общеобразовательных учреждений в 2 частях, 4-е издание, Москва, «Просвещение» 2010, Рабочей тетради «Жизнь без опасностей» для 1 классов, (авторы Л.П.Анастасова, П.В.Ижевский, Н.В.Иванова), «Формирование основ безопасности у дошкольников» (автор К.Ю. Белая, издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва, 2012), «Разговор о здоровье и правильном питании» (авторы М.М. Безруких, А.Г. Макеева, Т.А. Филиппова, М.: Nestle, 2016).
Программа разработана в соответствии с требованиями Федеральных законов России «Об образовании», «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера», «Об охране окружающей среды», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О гражданской обороне» и др.
Цель программы:
Формирование культуры безопасного поведения ребенка в окружающей среде.
Задачи программы:
1. Закрепление знаний об общепринятых нормах безопасного поведения.
2. Формирование у ребенка бережного отношения к своей жизни и здоровью, потребности в безопасном и здоровом образе жизни.
3. Воспитание психологической готовности к действию в опасных и чрезвычайных ситуациях.
Реализация программы позволит:
1. Закрепить ранее приобретенные навыки безопасного поведения и умение применить их в новых жизненных обстоятельствах:
· навык самосохранения;
· владение способами поведения, позволяющими избежать неблагоприятных последствий;
· умение информировать других детей о вероятности тех или иных последствий возникшей чрезвычайной ситуации;
· умение оказать помощь другим в преодолении чрезвычайной ситуации.
2. Приобрести новые знания в области безопасности жизнедеятельности и уметь применить их в практических ситуациях:
· формирование у детей понятия коммуникативного поведения;
· оказание посильной помощи себе и пострадавшему в происшествии.
Формирование культуры безопасного поведения предполагается провести по шести направлениям:
ü безопасность на улице: правила дорожного движения, общение с незнакомыми людьми, культура поведения в транспорте, общественных местах, на прогулке;
ü безопасность при пожаре: факторы возникновения пожара, отработка практических навыков и психологической готовности к действиям при возникновении пожара;
ü безопасность дома: правила пожарной безопасности, общение с опасными предметами, средствами бытовой химии, лекарствами, электроприборами;
ü безопасность в природе: правила и навыки безопасного поведения на воде, в лесу. Общение с растениями, плодами, насекомыми;
ü здоровьесбережение: первые понятия о функциях человеческого организма и влиянии на его деятельность внешних факторов: личная гигиена, питание, закаливание и т.д.
ü интернет-безопасность: знакомство с угрозами, скрывающимися в просторах интернета; безопасное поведение в соцсетях и т.д.
Предусмотрено привлечение родителей к занятиям по безопасной жизнедеятельности детей в различных бытовых ситуациях, ведь в конечном итоге главным образом пример родителей является основой формирования у ребенка прочных навыков безопасного поведения.
Формы, методы и режим занятий: занятия проводятся в течение 8 месяцев (с сентября по апрель) 1 раз в неделю по субботам (30 часов). Занятия проходят в группах, каждая из которых состоит из 12-15 детей. Методами реализации содержания программы являются: метод убеждения, игровые и развивающие методы, метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости, метод поисковой ситуации. Занятия разнообразны по форме: занятие-игра, ситуационное занятие, практическое занятие. Каждое занятие обязательно включает в себя динамические паузы. Длительность работы составляет 30 минут.
Календарно-тематический план
Месяц |
№ урока |
Дата |
Вид деятельности |
Тема занятия |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Сентябрь
|
1 |
|
1.Вводное теоретическое занятие
|
Вводное занятие «Что такое опасность?» Понятия «опасно и безопасно». Просмотр и обсуждение учебного видеоматериала. |
2 |
|
1.Творческое занятие
|
«Мой режим дня»: понятие, необходимость выполнения. Составление индивидуального режима дня. |
|
Октябрь |
3 |
|
1.Теоретическое занятие
|
«Как устроен организм?» (знакомство с органами тела человека, понятие о функционировании в разное время суток) |
4 |
|
1.Игровое занятие
|
Если хочешь быть здоров» (элементы закаливания и гимнастики) |
|
5 |
|
1.Творческое занятие «Мойдодыр» |
Правила личной гигиены и их значение для сохранения здоровья человека |
|
6 |
|
1. Теоретическое занятие «Разговор о правильном питании» |
Понятие «Правильное питание», его значение. Самые полезные продукты. |
|
7 |
|
1.Теоретическое занятие 2. Творческое задание |
«Витамины – мои помощники» Рисунок про витамины |
|
Ноябрь
|
8 |
|
1. Теоретическо – познавательное занятие |
«Волшебная капля». Значение воды в жизни человека. |
9 |
|
1. Теоретическое занятие
2.Творческое занятие |
Классификация опасностей (природные, техногенные, бытовые). Правила безопасного поведения при их возникновении. «Я знаю, что это опасно»( нарисуем сами). |
|
10 |
|
1. Теоретическое занятие
2. Практическое Ситуационное занятие «В доме возник пожар» |
Вводное занятие по правилам пожарной безопасности. «Правила пожарной безопасности» Что это такое? Ситуация предлагается, как идея. Историю сочиняют дети. Проговариваются выходы из ситуации. Подводится итог основных правил. Просмотр и обсуждение видеоматериала по теме «Эвакуация при пожаре» |
|
11 |
|
1.Теоретическое занятие.
2. Просмотр учебного материала |
Как подружиться с электричеством? Просмотр и обсуждение видеоматериала. |
|
Декабрь |
12 |
|
1.Практическое занятие
2. Творческое задание |
Практическая отработка действий при эвакуации из здания школы. Конкурс загадок о пожаре |
13 |
|
1. Теоретическое занятие |
«Зимние забавы»: правила безопасного поведения во время катания на лыжах, коньках, снегокатах, при проведении зимних подвижных игр. Просмотр тематического мультфильма «Маша и медведь» |
|
14 |
|
1. Теоретическое занятие
2. Ролевая игра |
Интернет-безопасность. Что это? Как уберечь себя? Что делать, если попал в беду? Игра, направленная на понимание детьми, что хорошо, а что плохо. |
|
15 |
|
1.Теоретичесо-познавательное занятие |
«Мой дом – моя крепость». Создание и решение проблемных ситуаций. |
|
Январь |
16 |
|
1.Сюжетно-ролевая игра + теоретический материал |
«Если ты потерялся...» |
17 |
|
1. Творческое занятие |
«Поговорим о домашней аптечке» |
|
18 |
|
1. Теоретическо – познавательное занятие
|
«Мои любимые питомцы» (Правила безопасного поведения при общении с домашними животными) |
|
Февраль |
19 |
|
1. Теоретическое занятие |
Вводное занятие по Правилам дорожного движения. Основные термины и понятия. Просмотр учебного мультфильма. |
20 |
|
1.Теоретическое занятие |
«Красный, жёлтый, зелёный…» Светофор и его сигналы. Виды светофоров. Просмотр и обсуждение презентации. |
|
21 |
|
1. Теоретическое занятие
|
Знакомство с дорожными знаками «Пешеходный переход», «Пешеходная дорожка», «Движение пешеходов запрещено» и др. Просмотр учебного видеоматериала |
|
22 |
|
1. Теоретическое занятие |
Игровое занятие. Знакомство с транспортом города. Транспорт, его движение (трамвайная линия, маршрут автобуса, остановка). |
|
Март |
23 |
|
1.Теоретическое занятие с элементом игры. |
Правила поведения в общественном транспорте |
24 |
|
1.Практическое занятие |
«Я и перекрёсток». Изучение ПДД на перекрёстке около школы. |
|
25 |
|
1. Творческое занятие |
Конкурс рисунков по ПДД для оформления школьной выставки «Безопасность глазами детей» |
|
26 |
|
1.Теоретическое занятие |
«Я – водитель…». Правила движения на велосипеде, самокате, скутере. Просмотр учебного материала. |
|
Апрель |
27 |
|
1. Творческо-познавательное занятие |
«Лето в гости к нам идет!»: беседа и просмотр видеоматериала о растениях, ягодах и грибах. Правила безопасного поведения в лесу. |
28 |
|
Творческо-познавательное занятие |
«Осторожно, клещи!» Просмотр презентации. Обсуждение правил безопасности. |
|
29 |
|
1.Теоретическое занятие |
«Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!». Правила безопасного поведения на водоемах. |
|
30 |
|
1.Закрепляющее занятие |
«Моя безопасность и безопасность окружающих» |
Литература:
1. Сборник «Формирование культуры безопасного поведения у детей», автор- составитель Коломиец Н.В., изд- во «Учитель», 2011;
2. Учебное пособие «Основы безопасности жизнедеятельности», авторы Усачев А.А., Березин А.И., ООО « Изд -во АСТ», 1997;
3. К.Ю. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников», М. 2012;
сборник «Ребенок на улице», автор Вдовиченко Л.А., изд- во «Детство-Пресс», 2008;
4. «Возрастная психология», автор Кулагина И.Ю., изд - во «Сфера», 2001;
5. Сценарии по пожарной безопасности для старших дошкольников, автор Кононова И.В., изд- во Айрис – Пресс, 2008;
6. Мальцева Е.А. Рабочая тетрадь по пожарной безопасности, Екатеринбург, издательский дом «КАЛАН», 2015;
7. Азбука общения, автор Шипицына Л.М.,изд- во «Детство- Пресс», 1998:
8. Цвилюк Г.Е. Азы безопасности: Книга для детей и родителей.М: Просвещение,1;
9. сборник «Основы безопасного поведения дошкольников», автор-составитель Чермашенцева О.В., изд-во «Учитель», 2008;
10. Максимова Т.Н. «В помощь школьному учителю. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир», М: ВАКО,2016;
11. Бабина Р.П. Тесты Правила дорожного движения, М: изд-во «Экзамен», 2015;
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.