Программа для дошкольников "Азбука безопасности"

  • doc
  • 17.02.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Программа Азбука безопасности.doc

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №55 имени дважды героя Советского Союза Г.Ф. Сивкова» города Перми

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обучающий курс для дошкольников

«АЗБУКА безопасности»

 

 

 

 

 

 

Составил: Никитина АВ

Учитель МАОУ «СОШ №55» г. Перми

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пермь, 2025


Курс «Азбука безопасности»

 

Пояснительная записка

Часто можно слышать, что время, в котором мы сейчас живем, называют эрой высоких технологий, предоставляющих человеку большую свободу в различных областях и сферах деятельности. Но не стоит забывать и об обратной стороне медали: высокий уровень свободы требует соответствующего уровня личной ответственности. А далеко ли мы   шагнули вперёд в этом вопросе? Если посмотреть с точки зрения реалиста, то окажется, что проблемы, которые в наше время стоят перед родителями, стали еще сложнее. Ситуация складывается таким образом, что вопрос социальной адаптации старших дошкольников, предупреждение и снижение последствий возможных чрезвычайных ситуаций, формирование культуры безопасного поведения становится Безопасность детейвопрос, волнующий каждую семью. Как защитить ребенка, обезопасить его от физической и психологической травмы?  Как привить ему навыки безопасного поведения? Вопрос неоднозначный! Требует глубокого подхода и систематических усилий как со стороны родителей, так и со стороны педагогов. Перед ребенком встают классические вопросы, существующие уже на протяжении столетий. Это может быть, в зависимости от возраста, и пожарная безопасность, и безопасность на воде, дороге, в детском саду и школе. Возникает необходимость ознакомить ребенка с правилами поведения летом, зимой, на улице, дома, в интернете, это касается детей, начиная уже с дошкольного возраста.  К каждому ребёнку требуется индивидуальный подход, а не формальная игра штампованными фразами.

Данная программа предназначается для дошкольников 6-7 лет. В ходе реализации дети получают знания и навыки безопасного поведения в различных жизненных ситуациях. Планирование составлено на основе следующих  программ:  «Формирование культуры безопасного поведения у детей 6-7 лет» (издательство Учитель 2009, автор - составитель Коломеец Н.В.), Школа России, Пособие для учителей общеобразовательных учреждений в 2 частях, 4-е издание, Москва, «Просвещение» 2010, Рабочей тетради «Жизнь без опасностей» для 1 классов, (авторы Л.П.Анастасова, П.В.Ижевский, Н.В.Иванова), «Формирование основ безопасности у дошкольников» (автор К.Ю. Белая, издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва, 2012), «Разговор о здоровье и правильном питании» (авторы М.М. Безруких, А.Г. Макеева, Т.А. Филиппова, М.: Nestle, 2016). 

Программа разработана в соответствии с требованиями Федеральных законов России «Об образовании», «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера», «Об охране окружающей среды», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О гражданской обороне» и др.

 

 

 

 

Цель программы:

Формирование культуры безопасного поведения ребенка в окружающей среде.

 

Задачи программы:

1.     Закрепление знаний об общепринятых нормах безопасного поведения.

2.     Формирование у ребенка бережного отношения к своей жизни и здоровью, потребности в безопасном и здоровом образе жизни.

3.     Воспитание психологической готовности к действию в опасных и чрезвычайных ситуациях.

 

Реализация программы позволит:

1. Закрепить ранее приобретенные навыки безопасного поведения и умение применить их в новых жизненных обстоятельствах:

·        навык самосохранения;

·        владение способами поведения, позволяющими избежать неблагоприятных последствий;

·        умение информировать других детей о вероятности тех или иных последствий возникшей чрезвычайной ситуации;

·        умение оказать помощь другим в преодолении чрезвычайной ситуации.

2.  Приобрести новые знания в области безопасности жизнедеятельности и уметь применить их в практических ситуациях:

·       формирование у детей понятия коммуникативного поведения;

·       оказание посильной помощи себе и пострадавшему в происшествии.

 

Формирование культуры безопасного поведения предполагается провести по шести направлениям:

ü безопасность на улице: правила дорожного движения, общение с незнакомыми людьми, культура поведения в транспорте, общественных местах, на прогулке;

ü безопасность при пожаре: факторы возникновения пожара, отработка практических навыков и психологической готовности к действиям при возникновении пожара;

ü безопасность дома: правила пожарной безопасности, общение с опасными предметами, средствами бытовой химии, лекарствами, электроприборами;

ü безопасность в природе: правила и навыки безопасного поведения на воде, в лесу. Общение с растениями, плодами, насекомыми;  

ü здоровьесбережение: первые понятия о функциях человеческого организма и влиянии на его деятельность внешних факторов: личная гигиена, питание, закаливание и т.д.  

ü интернет-безопасность: знакомство с угрозами, скрывающимися в просторах интернета; безопасное поведение в соцсетях и т.д.

Предусмотрено привлечение родителей к занятиям по безопасной жизнедеятельности детей в различных бытовых ситуациях, ведь в конечном итоге главным образом пример родителей является основой формирования у ребенка прочных навыков безопасного поведения.

 

Формы, методы и режим занятий: занятия проводятся в течение 8 месяцев (с сентября по апрель) 1 раз в неделю по субботам (30 часов). Занятия проходят в группах, каждая из которых состоит из 12-15 детей.  Методами реализации содержания программы являются: метод убеждения, игровые и развивающие методы, метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости, метод поисковой ситуации. Занятия разнообразны по форме: занятие-игра, ситуационное занятие, практическое занятие. Каждое занятие обязательно включает в себя динамические паузы. Длительность работы составляет 30 минут.

 

 


Календарно-тематический план

Месяц

№ урока

Дата

Вид деятельности

Тема занятия

1

2

3

4

5

Сентябрь

 

1

 

1.Вводное теоретическое занятие

 

Вводное занятие «Что такое опасность?» Понятия «опасно и безопасно». Просмотр и обсуждение учебного видеоматериала.

2

 

 

1.Творческое  занятие

 

 

«Мой режим дня»: понятие, необходимость выполнения. Составление  индивидуального режима дня.

Октябрь

3

 

1.Теоретическое

занятие

 

 

 

 

«Как устроен организм?» (знакомство с органами тела человека, понятие о функционировании в разное время суток)

4

 

1.Игровое занятие

 

 

 

 

Если хочешь быть здоров» (элементы закаливания и гимнастики)

5

 

1.Творческое занятие «Мойдодыр»

Правила личной гигиены и их значение  для сохранения здоровья человека

6

 

1. Теоретическое занятие «Разговор о правильном питании»

 Понятие «Правильное питание», его значение. Самые полезные продукты.

7

 

1.Теоретическое занятие

2. Творческое задание

«Витамины – мои помощники»

Рисунок про витамины

Ноябрь

 

8

 

1. Теоретическо – познавательное занятие

«Волшебная капля». Значение воды в жизни человека.

9

 

1. Теоретическое занятие

 

 

 

2.Творческое  занятие

Классификация опасностей (природные, техногенные, бытовые). Правила безопасного поведения при их возникновении.

«Я знаю, что это опасно»( нарисуем сами).

10

 

1. Теоретическое занятие

 

 

2. Практическое Ситуационное занятие «В доме возник пожар»

Вводное занятие по правилам пожарной безопасности. «Правила пожарной безопасности» Что это такое?

Ситуация предлагается, как идея. Историю сочиняют дети. Проговариваются выходы из ситуации. Подводится итог основных правил. Просмотр и обсуждение видеоматериала по теме «Эвакуация при пожаре»

11

 

1.Теоретическое занятие.

 

2. Просмотр учебного материала

Как подружиться с электричеством?

Просмотр и обсуждение видеоматериала.

Декабрь

12

 

1.Практическое занятие

 

 

2. Творческое задание

Практическая отработка действий при эвакуации из здания школы.

Конкурс загадок о пожаре

13

 

1. Теоретическое занятие

«Зимние забавы»: правила безопасного поведения во время катания на лыжах, коньках, снегокатах, при проведении зимних подвижных игр. Просмотр тематического мультфильма «Маша и медведь»

14

 

1. Теоретическое занятие

 

 

 

2. Ролевая игра

Интернет-безопасность. Что это? Как уберечь себя? Что делать, если попал в беду?

Игра, направленная на понимание детьми, что хорошо, а что плохо.

15

 

1.Теоретичесо-познавательное занятие

«Мой дом – моя крепость». Создание и решение проблемных ситуаций.

Январь

16

 

1.Сюжетно-ролевая игра + теоретический материал

«Если ты потерялся...»

17

 

1. Творческое занятие

«Поговорим о домашней аптечке»

18

 

1. Теоретическо – познавательное занятие

 

«Мои любимые питомцы» (Правила безопасного поведения при общении с домашними животными)

Февраль

19

 

1. Теоретическое занятие

Вводное занятие по Правилам дорожного движения. Основные термины и понятия. Просмотр учебного мультфильма.

20

 

1.Теоретическое занятие

«Красный, жёлтый, зелёный…» Светофор и его сигналы. Виды светофоров. Просмотр и обсуждение презентации.

21

 

1. Теоретическое занятие

 

Знакомство с дорожными знаками «Пешеходный переход», «Пешеходная дорожка», «Движение пешеходов запрещено» и др.

 Просмотр учебного видеоматериала

22

 

1. Теоретическое занятие

Игровое занятие. Знакомство с транспортом города.

Транспорт, его движение (трамвайная линия, маршрут автобуса, остановка). 

Март

23

 

1.Теоретическое занятие с элементом игры.

Правила поведения в общественном транспорте

24

 

1.Практическое занятие

 «Я и перекрёсток». Изучение ПДД на перекрёстке около школы.

25

 

1. Творческое занятие

Конкурс рисунков по ПДД для оформления школьной выставки «Безопасность глазами детей»

26

 

1.Теоретическое занятие

«Я – водитель…». Правила движения на велосипеде, самокате, скутере. Просмотр учебного материала.

Апрель

27

 

1. Творческо-познавательное занятие

«Лето в гости к нам идет!»: беседа и просмотр видеоматериала о растениях, ягодах и грибах. Правила безопасного поведения в лесу.

28

 

Творческо-познавательное занятие

«Осторожно, клещи!» Просмотр презентации. Обсуждение правил безопасности.

29

 

1.Теоретическое занятие

«Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!». Правила безопасного поведения на водоемах.

30

 

1.Закрепляющее занятие

«Моя безопасность и безопасность окружающих»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Литература:

1.     Сборник «Формирование культуры безопасного поведения у детей», автор- составитель Коломиец Н.В., изд- во «Учитель», 2011;

2.     Учебное пособие «Основы безопасности жизнедеятельности», авторы Усачев А.А., Березин А.И., ООО « Изд -во АСТ», 1997;

3.     К.Ю. Белая  «Формирование основ безопасности у дошкольников», М. 2012;

сборник «Ребенок на улице», автор Вдовиченко Л.А., изд- во «Детство-Пресс», 2008;

4.     «Возрастная психология», автор Кулагина И.Ю., изд - во «Сфера», 2001;

5.     Сценарии по пожарной безопасности для старших дошкольников, автор Кононова И.В., изд- во Айрис – Пресс, 2008;

6.     Мальцева Е.А. Рабочая тетрадь по пожарной безопасности, Екатеринбург, издательский дом «КАЛАН», 2015;

7.     Азбука общения, автор Шипицына Л.М.,изд- во «Детство- Пресс», 1998:

8.     Цвилюк Г.Е. Азы безопасности: Книга для детей и родителей.М: Просвещение,1;

9.     сборник «Основы безопасного поведения дошкольников», автор-составитель Чермашенцева О.В., изд-во «Учитель», 2008;

10.  Максимова Т.Н.  «В помощь школьному учителю. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир», М: ВАКО,2016;

11.  Бабина Р.П. Тесты Правила дорожного движения, М: изд-во «Экзамен», 2015;

 


Посмотрите также