Программа для подготовки школьников к олимпиада по физкультуре

  • docx
  • 26.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала программа олимпиада.docx

Фрагмент программы подготовки школьников

К муниципальному этапу Всероссийской олимпиады школьников

по предмету «Физическая культура»

 

 

Автор программы: Арнаут О.А., Ананченко М.В., Пухальская С.В.       Мазалова Г.А., Сыйдин Я.В., Новоселов Е.А., Воропаев Е.В.

 

Целевая аудитория: 9-11классы

 

   Цель программы:  Повышение уровня теоретической

                           подготовленности школьников для участия в олимпиаде

                           по  физической культуре.

 

Задачи программы: Подготовить учащихся 9-11 классов к

                                     теоретическому конкурсу Всероссийской олимпиады

                      школьников по предмету «Физическая культура».

 

 

Планируемые результаты

В результате освоения данной программы школьники будут знать: необходимый теоретический материал для успешного выступления на олимпиаде.

В процессе выполнения практических заданий школьники

научатся решать тестовые задания различных видов и уровня сложности.

 

 

Тематический план

 

Разделы (темы)

Всего

лекционные

практические

Самостоятельная работа

Номер задания

1.Основные понятия теории физической культуры и спорта

1

1

-

+

 

2.Культурно-исторические аспекты физической культуры и спорта

1

1

-

+

 

3.Специфическая направленность физического воспитания».

1

1

 

 

 

4.Психолого-педагогические характеристики физкультурно-спортивной деятельности».

1

1

 

+

 

5. «Основы теории и методики обучения двигательным действиям».

 

1

1

 

+

 

6. «Основы теории и методики воспитания физических качеств».

 

1

1

 

+

 

7. «Формы организации занятий в физическом воспитании».

 

1

1

 

+

1,2,3

8. «Медико-биологические основы физкультурно-спортивной деятельности».

 

1

1

1

+

4,5,6

9. «Спортивно-оздоровительные системы физических упражнений».

 

1

1

 

+

7,8

10. «Основы самоконтроля при занятиях физической культурой и спортом».

1

1

1

+

 

11. «Методика решения частных задач физического воспитания».

 

1

1

 

+

 

12. «Некоторые условия, способствующие решению задач физического воспитания».

 

 

1

1

 

+

 

13. «Правила соревнований по видам спорта».

 

1

1

 

+

 

14. «Антидопинговые правила».

 

1

1

 

+

 

Всего

14

 

2

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ

 

     Формы организации занятий в физическом воспитании

- урочные (урок, его структура, задачи каждой части урока)

- неурочные

        а)физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня (физкультминутки, физкультпаузы, игры и физ. упражнения на удлинённых переменах)

        б)внеклассные формы организации занятий (секции, группы ОФП, соревнования, праздники, дни здоровья и т.д.)

         в)формы физического воспитания в семье ( утренняя гимнастика, индивидуальные занятия – аэробика, шейпинг; активный отдых на свежем отдыхе, походы, закаливающие процедуры и т.д.)

 

Спортивно-оздоровительные системы физических упражнений

 

- здоровый образ жизни и его основные признаки, положительная связь с занятиями физической культурой и спортом.

 

- современные оздоровительные системы физического воспитания, их целевые ориентации и формы организации, возможности использовать их содержание в индивидуальных формах занятий оздоровительной физической культурой.

- спортивно-оздоровительные системы (фитнес, аэробная гимнастика, ритмическая гимнастика, шейпинг, стретчинг, атлетическая гимнастика и т. д.) понятие, их оздоровительная направленность и положительное влияние на организм человека.

-направления физической культуры (физкультурно-оздоровительное, спортивное, прикладное)

-формы занятий оздоровительной физической культурой ( утренняя зарядка, оздоровительный бег и т.д.)

-виды физической подготовки

-предназначение различных оздоровительных мероприятий в режиме трудовой деятельности, сеансов релаксации, самомассажа и банных процедур, активно использовать их в целях профилактики умственного и физического перенапряжения, повышения функциональной активности основных психических процессов;

- основы системной организации гигиенических физкультурно-оздоровительных мероприятий для женщин в предродовой и послеродовой период,

-режимы двигательной активности и питания,

 - реабилитационные мероприятия после травм и повреждений, комплексы корригирующих упражнений с учетом индивидуальных показателей здоровья.

Медико-биологические основы физкультурно-спортивной деятельности

-особенности функционирования человеческого организма и отдельных его систем под влиянием занятий физическими упражнениями и спортом в различных условиях внешней среды.

-диагностирование состояния своего организма и отдельных его систем, коррекция средствами физической культуры и спорта

-функциональные резервы организма как повышение возможности его систем адаптироваться к внешним условиям проявлять устойчивость к стрессовым ситуациям (понятие: адаптация организма, этапы максимальной адаптации, фазы максимальной адаптации – работоспособность, восстановление, фаза суперкомпенсации)

-функциональные пробы,  их цель и назначение

-измерение резервных возможностей организма с помощью различных функциональных проб

-способы организации и проведения оценивания индивидуальных результатов.   Контроль функционального состояния организма во время занятий физической культурой и спортом, расчеты физической работоспособности (ИГСТ), индекса Руфье, проб Штанге и Генча, показателей теста Купера, ортостатической пробы.

- биоритмы ( понятие, влияние на работоспособность)

 

 

 

 

Перечень рекомендуемой литературы.

 

1. Лях В. И. Физическая культура. 10-11 классы : учеб. для общеобразоват.       учреждений/В. И. Лях, А. А. Зданевич ; под ред. В. И. Ляха. — 7-е изд. — М .: Просвещение, 2012.

2. Матвеев, А. П. Физическая культура. 6-7 класс : учебник / А. П. Матвеев, Ю. М.      Соболева. – М. : Просвещение, 2012.

3. Матвеев, А. П. Физическая культура. 8-9 классы : учебник для общеобразовательных учреждений / А. П. Матвеев. – М. : Просвещение, 2012.

4. Погадаев, Г. И. Физическая культура. 7–9 классы : учебник / Г. И. Погадаев. – М. : Дрофа, 2012.

5. Примерная программа для учащихся X-XI классов общеобразовательных учреждений с углубленным изучением предмета «Физическая культура» : под ред. А. Т. Паршикова. – М. : Просвещение, 2000. 32

6. Твой олимпийский учебник [Текст]: учеб. пособие для олимпийского образования / В. С. Родиченко и др.; Олимпийский комитет России. –25-еизд., перераб. и дополн. – М. : Советский спорт, 2014.

7. Физическая культура. 1-11 классы : комплексная программа физического воспитания учащихся / В. И. Лях, А. А. Зданевич. – Волгоград : Учитель, 2013.

8. Физическая культура. 5-6-7 классы : учебник / М. Я. Виленский, И. М. Туревский, Т. Ю. Торочкова. – М. : Просвещение, 2011.

9. Физическая культура: учебник для учащихся 10-х классов образовательных учреждений с углубленным изучением предмета «Физическая культура» ; под общ. ред. А. Т. Паршикова, В. В. Кузина, М. Я. Виленского. – М. : СпортАкадемПресс, 2003.

10. Физическая культура: учебник для учащихся 11-х классов образовательных учреждений с углубленным изучением предмета «Физическая культура» ; под общ. ред. А. Т. Паршикова, В. В. Кузина, М. Я. Виленского. – М. : СпортАкадемПресс, 2003.

11. Физическая культура. 9-11 классы : организация и проведение олимпиад : рекомендации, тесты, задания ; авт.-сост. А. Н. Каинов. – Волгоград : Учитель, 2009.

12. Чесноков, Н.Н. Олимпиада по предмету «Физическая культура» / Н.Н. Чесноков,

Тестовые задания .

1. Основной формой организации занятий в физическом воспитании является …… (урок)

2.Почему в уроках физической культуры выделяют подготовительную, основную, заключительную  части?

       а)так учителю удобнее распределять различные по характеру упражнения;

       б)выделение частей урока связано с необходимостью управлять динамикой    работоспособности занимающихся;

       в)перед уроком, как правило, ставится три задачи, и каждая часть предназначена для решения одной из них;

       г)выделение частей в уроке требует Министерство образования.

3.Установите соответствие между названиями частей урока и их основными задачами.

Части урока

Основные задачи

подготовительная

Привести организм в оптимальное для последующей учебной деятельности состояние

основная

Обеспечить психологическую и морфофункциональную готовность учащихся к решению задач урока и достижению его целевой установки

заключительная

Обеспечить активную учебную деятельность учащихся для получения конкретных знаний, двигательных умений и навыков

 

4. Деятельность какой системы организма характеризует ЧСС? (сердечно-сосудистой)

5. Перечислите объективные показатели, которые вы используете для контроля собственного физического состояния.

      а)ЧСС до и после занятий;

      б) динамика ЧСС во время занятий;

      в) динамика восстановления ЧСС и АД;

      г) частота дыхания;

      д)ЖЕЛ;

     е) динамика веса и роста;

     ё)всё вышеперечисленное

6. Ортостатическая проба определяет функциональные возможности … (сердечно-сосудистой системы)

7. Физкультурные минутки: в течении двух минут рекомендуется выполнять упражнения в количестве …(3-4).

 8. Установите соответствие между методами контроля за содержанием занятий физической культурой и объективными показателями их воздействия на организм

Объективные показатели воздействия на организм

Двигательная активность

Частота сердечных сокращений

Время двигательной активности

Методы контроля

 

а)пульсометрия

б)шагометрия

в)хронометраж