Фрагмент программы подготовки школьников
К муниципальному этапу Всероссийской олимпиады школьников
по предмету «Физическая культура»
Автор программы: Арнаут О.А., Ананченко М.В., Пухальская С.В. Мазалова Г.А., Сыйдин Я.В., Новоселов Е.А., Воропаев Е.В.
Целевая аудитория: 9-11классы
Цель программы: Повышение уровня теоретической
подготовленности школьников для участия в олимпиаде
по физической культуре.
Задачи программы: Подготовить учащихся 9-11 классов к
теоретическому конкурсу Всероссийской олимпиады
школьников по предмету «Физическая культура».
Планируемые результаты
В результате освоения данной программы школьники будут знать: необходимый теоретический материал для успешного выступления на олимпиаде.
В процессе выполнения практических заданий школьники
научатся решать тестовые задания различных видов и уровня сложности.
Тематический план
Разделы (темы) |
Всего |
лекционные |
практические |
Самостоятельная работа |
Номер задания |
1.Основные понятия теории физической культуры и спорта |
1 |
1 |
- |
+ |
|
2.Культурно-исторические аспекты физической культуры и спорта |
1 |
1 |
- |
+ |
|
3.Специфическая направленность физического воспитания». |
1 |
1 |
|
|
|
4.Психолого-педагогические характеристики физкультурно-спортивной деятельности». |
1 |
1 |
|
+ |
|
5. «Основы теории и методики обучения двигательным действиям».
|
1 |
1 |
|
+ |
|
6. «Основы теории и методики воспитания физических качеств».
|
1 |
1 |
|
+ |
|
7. «Формы организации занятий в физическом воспитании».
|
1 |
1 |
|
+ |
1,2,3 |
8. «Медико-биологические основы физкультурно-спортивной деятельности».
|
1 |
1 |
1 |
+ |
4,5,6 |
9. «Спортивно-оздоровительные системы физических упражнений».
|
1 |
1 |
|
+ |
7,8 |
10. «Основы самоконтроля при занятиях физической культурой и спортом». |
1 |
1 |
1 |
+ |
|
11. «Методика решения частных задач физического воспитания».
|
1 |
1 |
|
+ |
|
12. «Некоторые условия, способствующие решению задач физического воспитания».
|
1 |
1 |
|
+ |
|
13. «Правила соревнований по видам спорта».
|
1 |
1 |
|
+ |
|
14. «Антидопинговые правила».
|
1 |
1 |
|
+ |
|
Всего |
14 |
|
2 |
|
|
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ
Формы организации занятий в физическом воспитании
- урочные (урок, его структура, задачи каждой части урока)
- неурочные
а)физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня (физкультминутки, физкультпаузы, игры и физ. упражнения на удлинённых переменах)
б)внеклассные формы организации занятий (секции, группы ОФП, соревнования, праздники, дни здоровья и т.д.)
в)формы физического воспитания в семье ( утренняя гимнастика, индивидуальные занятия – аэробика, шейпинг; активный отдых на свежем отдыхе, походы, закаливающие процедуры и т.д.)
Спортивно-оздоровительные системы физических упражнений
- здоровый образ жизни и его основные признаки, положительная связь с занятиями физической культурой и спортом.
- современные оздоровительные системы физического воспитания, их целевые ориентации и формы организации, возможности использовать их содержание в индивидуальных формах занятий оздоровительной физической культурой.
- спортивно-оздоровительные системы (фитнес, аэробная гимнастика, ритмическая гимнастика, шейпинг, стретчинг, атлетическая гимнастика и т. д.) понятие, их оздоровительная направленность и положительное влияние на организм человека.
-направления физической культуры (физкультурно-оздоровительное, спортивное, прикладное)
-формы занятий оздоровительной физической культурой ( утренняя зарядка, оздоровительный бег и т.д.)
-виды физической подготовки
-предназначение различных оздоровительных мероприятий в режиме трудовой деятельности, сеансов релаксации, самомассажа и банных процедур, активно использовать их в целях профилактики умственного и физического перенапряжения, повышения функциональной активности основных психических процессов;
- основы системной организации гигиенических физкультурно-оздоровительных мероприятий для женщин в предродовой и послеродовой период,
-режимы двигательной активности и питания,
- реабилитационные мероприятия после травм и повреждений, комплексы корригирующих упражнений с учетом индивидуальных показателей здоровья.
Медико-биологические основы физкультурно-спортивной деятельности
-особенности функционирования человеческого организма и отдельных его систем под влиянием занятий физическими упражнениями и спортом в различных условиях внешней среды.
-диагностирование состояния своего организма и отдельных его систем, коррекция средствами физической культуры и спорта
-функциональные резервы организма как повышение возможности его систем адаптироваться к внешним условиям проявлять устойчивость к стрессовым ситуациям (понятие: адаптация организма, этапы максимальной адаптации, фазы максимальной адаптации – работоспособность, восстановление, фаза суперкомпенсации)
-функциональные пробы, их цель и назначение
-измерение резервных возможностей организма с помощью различных функциональных проб
-способы организации и проведения оценивания индивидуальных результатов. Контроль функционального состояния организма во время занятий физической культурой и спортом, расчеты физической работоспособности (ИГСТ), индекса Руфье, проб Штанге и Генча, показателей теста Купера, ортостатической пробы.
- биоритмы ( понятие, влияние на работоспособность)
Перечень рекомендуемой литературы.
1. Лях В. И. Физическая культура. 10-11 классы : учеб. для общеобразоват. учреждений/В. И. Лях, А. А. Зданевич ; под ред. В. И. Ляха. — 7-е изд. — М .: Просвещение, 2012.
2. Матвеев, А. П. Физическая культура. 6-7 класс : учебник / А. П. Матвеев, Ю. М. Соболева. – М. : Просвещение, 2012.
3. Матвеев, А. П. Физическая культура. 8-9 классы : учебник для общеобразовательных учреждений / А. П. Матвеев. – М. : Просвещение, 2012.
4. Погадаев, Г. И. Физическая культура. 7–9 классы : учебник / Г. И. Погадаев. – М. : Дрофа, 2012.
5. Примерная программа для учащихся X-XI классов общеобразовательных учреждений с углубленным изучением предмета «Физическая культура» : под ред. А. Т. Паршикова. – М. : Просвещение, 2000. 32
6. Твой олимпийский учебник [Текст]: учеб. пособие для олимпийского образования / В. С. Родиченко и др.; Олимпийский комитет России. –25-еизд., перераб. и дополн. – М. : Советский спорт, 2014.
7. Физическая культура. 1-11 классы : комплексная программа физического воспитания учащихся / В. И. Лях, А. А. Зданевич. – Волгоград : Учитель, 2013.
8. Физическая культура. 5-6-7 классы : учебник / М. Я. Виленский, И. М. Туревский, Т. Ю. Торочкова. – М. : Просвещение, 2011.
9. Физическая культура: учебник для учащихся 10-х классов образовательных учреждений с углубленным изучением предмета «Физическая культура» ; под общ. ред. А. Т. Паршикова, В. В. Кузина, М. Я. Виленского. – М. : СпортАкадемПресс, 2003.
10. Физическая культура: учебник для учащихся 11-х классов образовательных учреждений с углубленным изучением предмета «Физическая культура» ; под общ. ред. А. Т. Паршикова, В. В. Кузина, М. Я. Виленского. – М. : СпортАкадемПресс, 2003.
11. Физическая культура. 9-11 классы : организация и проведение олимпиад : рекомендации, тесты, задания ; авт.-сост. А. Н. Каинов. – Волгоград : Учитель, 2009.
12. Чесноков, Н.Н. Олимпиада по предмету «Физическая культура» / Н.Н. Чесноков,
Тестовые задания .
1. Основной формой организации занятий в физическом воспитании является …… (урок)
2.Почему в уроках физической культуры выделяют подготовительную, основную, заключительную части?
а)так учителю удобнее распределять различные по характеру упражнения;
б)выделение частей урока связано с необходимостью управлять динамикой работоспособности занимающихся;
в)перед уроком, как правило, ставится три задачи, и каждая часть предназначена для решения одной из них;
г)выделение частей в уроке требует Министерство образования.
3.Установите соответствие между названиями частей урока и их основными задачами.
Части урока |
Основные задачи |
подготовительная |
Привести организм в оптимальное для последующей учебной деятельности состояние |
основная |
Обеспечить психологическую и морфофункциональную готовность учащихся к решению задач урока и достижению его целевой установки |
заключительная |
Обеспечить активную учебную деятельность учащихся для получения конкретных знаний, двигательных умений и навыков |
4. Деятельность какой системы организма характеризует ЧСС? (сердечно-сосудистой)
5. Перечислите объективные показатели, которые вы используете для контроля собственного физического состояния.
а)ЧСС до и после занятий;
б) динамика ЧСС во время занятий;
в) динамика восстановления ЧСС и АД;
г) частота дыхания;
д)ЖЕЛ;
е) динамика веса и роста;
ё)всё вышеперечисленное
6. Ортостатическая проба определяет функциональные возможности … (сердечно-сосудистой системы)
7. Физкультурные минутки: в течении двух минут рекомендуется выполнять упражнения в количестве …(3-4).
8. Установите соответствие между методами контроля за содержанием занятий физической культурой и объективными показателями их воздействия на организм
Объективные показатели воздействия на организм |
||
Двигательная активность |
Частота сердечных сокращений |
Время двигательной активности |
Методы контроля |
||
а)пульсометрия б)шагометрия в)хронометраж
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.