Пояснительная записка
Белорусский народный театр батлейка является одним из видов белорусского искусства. Название «батлейка» (Bethleem) происходит от города Вифлеем, где, согласно библейской легенде, родился Иисус Христос. Происхождение батлейки связано с распространением христианства. Другие варианты названия этого театра – вертеп (кукольное представление), батлеемка, остмейка или жлоб. Белорусская батлейка конца 19 – начала 20 вв. занимает большое место в культуре Беларуси. Она повлияла на формирование кукольного театра, а также на белорусскую драматургию и культуру. Но после Октябрьской революции народные кукольные театры стали приходить в упадок. В наши дни театр батлейка упорно возрождается немногими энтузиастами.
Программа разработана на основе типовой программы туристическо-краеведческого профиля.
Программа батлеечного театра носит разноплановый, творческо-развивающий характер. Она рассчитана на детей младшего и среднего школьного возраста. Программа построена таким образом, что с ней можно работать в любую пору года в кабинетных условиях. При необходимости педагог может варьировать темами в зависимости от индивидуальных возможностей детей, местных условий. С учётом некоторых изменений по данной программе могут работать учащиеся как старших классов, так и средних (или смешанных групп). Курс направлен на практическое овладение работы в кукольном искусстве, выявление художественных и физических способностей кружковцев, умений выступать на публике.
На занятиях кружка необходимо создать условия для налаживания между кружковцами дружеских отношений, найти дело каждому по его желаниям и возможностям. В работе обязательно учитываются возраст, способности и интересы учащихся. На занятиях используются как коллективные, так и индивидуальные формы деятельности. Основной механизм достижения желаемых итогов – работа на публику, на зрителей.
Главной идеей программы является вовлечение её участников в активное чтение через предоставление спектра разнообразных видов творческой деятельности, наиболее соответствующих потребностям, интересам и возможностям детей младшего и среднего школьных возрастов.
Актуальность программы продиктована требованиями времени. Батлейка как вид искусства нуждается в возрождении через детское творчество. Актуальность также заключается в необходимости развития творческих способностей и фантазии детей при создании кукол и декораций и при инсценировке спектаклей, так как именно актёрское мастерство является одним из способов самовыражения, самореализации и самоутверждения, доступным каждому, кто хочет с помощью искусства преподнести себя.
Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения учащиеся получают знания об истории, структуре и функционировании кукольного театра как одного из важных видов искусства, который пытаются возродить в наше время.
Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.
Отличительная особенность программы состоит в том, что каждое занятие направлено на овладение основами актёрского мастерства и кукловедения, на приобщение детей к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения актёрскому мастерству и основам кукловедения строится на единстве активных и увлекательных методов и приёмов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил у школьников развиваются творческие начала.
Программа реализуется в течение одного года (144 часа). Занятия проводятся два раза в неделю по 2 часа. Расчёт часов по темам приведён условный. Руководителю кружка предоставляется возможность корректировать его с учётом реальных условий и возможностей кружковцев.
Цель программы: объединить детей в творческом процессе, раскрыть им интереснейший мир театрального искусства, присоединять детей к национальной культуре и историческому наследию Беларуси.
Задачи:
Образовательные: овладение знаниями о ценностях белорусской и мировой культуры, истории родного края, по основам теории и практики кукольного театра батлейка;
Развивающие: развитие сценического искусства, навыков вождения батлейки;
Воспитательные: освоение правил и норм отношений, формирование коммуникативных навыков, выработка собственного мнения, эстетического вкуса. Воспитание таких качеств, как трудолюбие, товарищеская взаимопомощь.
Учебно-тематический план
№ п/п |
Темы |
Всего часов |
В том числе |
|
теорет. |
практ. |
|||
|
Введение |
2 |
1 |
1 |
1. |
Из истории кукольных театров в Беларуси. Современная батлейка, её структура |
8 |
2 |
6 |
2. |
Герои батлеечных спектаклей. Репертуар батлейки |
4 |
2 |
2 |
3. |
Выбор пьесы. Работа с текстом. Основы актёрского мастерства |
16 |
4 |
12 |
4. |
Виды кукол. Основы кукловождения |
8 |
2 |
6 |
5. |
Изготовление кукол-персонажей, создание форм театральных кукол |
24 |
4 |
20 |
6. |
Изготовление декораций |
28 |
2 |
26 |
7. |
Репетиционный период. Основы сценической речи |
44 |
4 |
40 |
8. |
Показ спектаклей |
10 |
- |
10 |
|
|
|
|
|
|
Всего |
144 |
21 |
123 |
Содержание программы
Введение. Раскрытие целей и задач кружка, его сути. План работы кружка на год. Знакомство с кружковцами. Разговор об интересах и пожеланиях. Организационные вопросы. Выявление уровня развития творческих способностей путём игрового тренинга.
Практические занятия: Проведение игровых тренингов на выявление способностей к творчеству.
1. Из истории кукольных театров в Беларуси. Современная батлейка, её структура. История театра кукол. Разнообразие кукольных театров. Возникновение и развитие батлейки в Беларуси. Виды батлейки. Особенности современной батлейки, её конструкция. Театральный реквизит и декорации. Музыкальное сопровождение.
Практические занятия: Знакомство с историей театра кукол посредством ИКТ.
2. Герои батлеечных спектаклей. Репертуар батлейки. Состав традиционных героев батлеечных спектаклей, разнообразие героев. Историческая обусловленность сюжетов традиционных постановок. Репертуар современной батлейки. Сюжеты и герои светского жанра. Спектакли «Мацей і доктар», «Антон з казой і Антоніха», «Вольскі – купец польскі», «Скамарох з мядзведзем», экспериментальный спектакль «Путешествие на десять баллов». Голосование за выбор спектакля.
Практические занятия: Знакомство с репертуаром батлейки, просмотр спектаклей, проба инсценировки одного из них.
3. Выбор пьесы. Работа с текстом. Основы актёрского мастерства. Выбор пьес для постановок. Работа с текстом. Чтение. Обсуждение: цепь событий, характер действующих лиц, их взаимоотношения. Идея, мораль пьес. Реалистические и фантастические элементы.
Практические занятия: Работа с текстом. Чтение по ролям. Актёрское мастерство. Упражнения на развитие творческого воображения и фантазии, сценического внимания, памяти и мышления. Формирование способности перевоплощаться. Этюдный тренаж.
4. Виды кукол. Основы кукловождения. Пальчиковая, или петрушковая, планшетная, тростниковая кукла, театр теней. Конструкция и особенности использования каждого из видов кукол. Материалы для изделия кукол. Размеры кукол. Виды костюмов: фактурный и живописный.
Практические занятия: Разучивание положений куклы. Развитие мелкой и общей моторики рук. Формирование навыков управления куклами.
5. Изготовление кукол-персонажей, создание форм театральных кукол. Словесные портреты персонажей. Выбор вида кукол. Подбор материала для изделия кукол.
Практические занятия: Знакомство со способами изготовления кукол настольного театра. Составление эскиза куклы. Моделирование. Изготовление кукол для постановки.
6. Изготовление декораций. Словесное описание мест действия. Подбор материалов для изготовления декораций.
Практические занятия: Составление эскизов декораций. Моделирование локальных и подвижных декораций. Изготовление декораций для постановки.
7. Репетиционный период. Основы сценической речи. Подбор технического обеспечения. Повтор правил управления куклами. Распределение ролей, обязанностей, местоположения за ширмой.
Практические занятия: Работа с куклой. Ритм движения с куклой. Разговор с партнёрами, со зрителем через куклу. Этюдный тренаж. Адаптация к реквизиту, декорациям. Музыка и движения актёров. Артикуляционная гимнастика. Выработка правильного дыхания. Развитие интонационной выразительности, силы голоса и полётности. Дикционные упражнения для развития правильной речи.
8. Показ спектаклей. Показ спектаклей для зрителей.
Формы и методы реализации программы
Методическое обеспечение программы: дидактический и лекционный материалы, материалы для изготовления необходимого реквизита.
На занятиях предусматривается деятельность, которая создаёт условия для творческого развития учащихся и учитывается дифференциальный подход.
Типы занятий: традиционный, интегрированный, комбинированный.
Формы проведения занятий: презентации, турниры, просмотр мини-спектаклей и последующее обсуждение, беседы, игры-драматизации, игры-разминки, коррекционно-развивающие игры, сюжетно-ролевые игры, тренинг, театральные этюды, репетиции, показ спектакля.
В работе практикуется выразительное чтение произведений, иллюстрирование, инсценирование, создание литературно-музыкальных композиций и сценариев.
Методические рекомендации при постановке кукольного спектакля
Упражнения с куклами различных систем, работа над этюдами, развитие сценической речи являются подготовительным этапом к постановке спектакля. Работа над ним начинается с чтения и обсуждения текста:
Ø Педагог кратко, но достаточно убедительно должен дать художественное описание того места, где будет происходить действие инсценировки (лес, дом, дорога и т.д.) и вновь выразительно прочитать произведение, привлекая учащихся к проговариванию отдельных строк, которые им запомнились.
Ø Необходимо проанализировать события, которые описаны в произведении. Сформировать у учащихся интерес к ним, веру в реальность происходящего и желание участвовать в этом, приняв на себя определённую роль.
Ø После распределения и принятия ролей побудить учащихся к фантазированию по поводу внешнего вида действующих лиц, их поведения, отношения к другим персонажам и т.п. При этом характеристики могут быть представлены значительно шире тех событий, которые входят в инсценировку. Обсуждение заканчивается выразительным чтением произведения педагогом с участием учащихся.
Ø Подвести учащихся к тому, что каждый образ, в котором предстоит действовать, должен быть неповторим. По мере необходимости педагог предоставляет в распоряжение учащихся материалы для художественного воплощения сценического образа, поиска выразительных средств.
Ожидаемые результаты
Усваивая теоретические знания и приобретая первые практические навыки и умения данного курса, кружковцы
должны знать:
· основные теоретические сведения о кукольном театре батлейка;
· его основные виды и характеристику каждого из них;
· требования к организации спектаклей и выступлений;
должны уметь:
· ориентироваться в основных теоретических вопросах курса и характеризовать их;
· создать своими руками необходимый реквизит;
· исполнять роли в качестве актёров кукольного театра;
· показать несколько спектаклей.
Литература
1. Кодекс Республики Беларусь об образовании. – Минск: Национальный институт правовой информации Республики Беларусь, 2011.
2. Положение об учреждении дополнительного образования детей и молодежи.
3. Анянский, Ю.Л. Азбука театра / Ю.Л. Анянский. – Ленинград: Детская литература, 1986.
4. Альхимович, С.Л. Театр Петрушки в гостях у малышей / С.Л. Альхимович. –Мн.,1969.
5. Барышаў, С.Г. Беларускі нацыянальны тэатр “Батлейка” / С.Г. Барышаў, Н.В. Саннікаў. – Мн., 1978.
6. Бузук, Р.Л. Традыцыйная “ Батлейка” і сучасны глядач / Р.Л. Бузук. // Музычнае і тэатральнае мастацтва: Праблемы выхавання.– 2003.–№1.
7. Ершов, П.М. Режиссура как практическая психология / П.М. Ершов. - Москва: Искусство, 1972.
8. Монарди, Е.И. Дикция и орфоэпия / Е.И. Монарди. — Москва: Просвещение, 1967.
9. Немеровский, А.Б. Пластическая выразительность актёра / А.Б. Немеровский. — Москва: Искусство, 1976.
10. Тэатр лялек. – Мінск: Полымя, 1998.
11. Караманенко, Т.М. Кукольный театр доучащихся / Т.М. Караманенко, Ю.Г. Караманенко. — М. : Просвещение, 1982.
12. Караманенко, Н.В. Кукольный театр в детском саду/ Н.В. Караманенко.–Мн.,1987
13. Сиверцева, Л.А. Школьный театр кукол / Л.А. Сиверцева. — Минск: Народная асвета, 1988.
14. Смирнов, Н.И. Театр Сергея Образцова / Н.И. Смирнов. — М.: Искусство, 1971.
15. Энциклопедический словарь юного зрителя. — М.: Педагогика, 1989
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.