Программа для проведения занятий в кружке "Юные фольклористы"
Оценка 4.7

Программа для проведения занятий в кружке "Юные фольклористы"

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
воспитательная работа
6 кл—9 кл
27.01.2020
Программа для проведения занятий в кружке "Юные фольклористы"
ЮНЫЕ ФОЛЬКЛОРИСТЫ.docx

ЮНЫЕ ФОЛЬКЛОРИСТЫ

Пояснительная записка

Международный термин фольклор ( англ. Folklore - народные знания, народная мудрость) означает народную культуру и по определению ЮНЕСКО включает язык, устную литературу, музыканту, танцы, игры, мифологию, обряды, уставы, ремесла, зодчество и другие виды художественного творчества. Отечественные исследователи под ним понимают более важную часть национальной духовной культуры, которая объединяет поэтическое, музыкальное, драматическое, хореографическое, декоративно-прикладное, народное изобразительное искусство.

Данная программа разработана на основе типовой программы туристско-краеведческого профиляю

Фольклорные виды и жанры очень разнообразны. В полном объеме в сравнительно короткий период охватить их очень тяжело, поэтому приходится сокращать содержание программы их изучения. Но, выбрав в качества основного объекта исследования игры, забавы, мы в комплексе с ними будем связанны со всем разнообразием и богатством традиционного устно-поэтического наследства. Кроме того, необходимо отметить, что именно народные игры наилучше способствуют формированию национальной сознательности, присоединению к потенциалу народной педагогики, развитию физических и интеллектуальных способностей ребят, познанию истории, быта, народного творчества. Для учащихся и педагога этот вид деятельности самый интересный и пригодный для обучения и воспитания.

Программа предназначена для учащихся  среднего и старшего школьного возраста. Занятия проводятся  6 часов в неделю  по 3 часа (216 часов в год).  Срок реализации программы – 1 год. 

Программа построена таким образом, что по ней можно работать в любое  время года, изучая соответствующие календарные уставы, праздники, игры. При необходимости педагог может варьировать темами в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся, местных условий. Курс направлен на практическое овладение лучшими образцами народных игр, выявление художественных и физических особенностей  кружковцев, умений записи  фольклорных произведений в полевой экспедиции. Педагог сам выбирает нужное время для темы "Запись фольклора".

По образцу  программы можно сложить отдельно план деятельности детского объединения  по изучению другого вида или фольклорного жанра (заговоры, народные праздники и календарно-обрядовая поэзия, семейные обрядности и поэзия, народная лирическая поэзия, фольклорная проза, предоставления и легенды, сказки, малые жанры фольклора, детский фольклор и т.д.)

Расчет по темам приведен условный. Педагогу предоставляется возможность корректировать его с учетом реальных условий, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

Исходя  из реальных возможностей  и пожеланий учащихся , работу объединения  можно направить преимущественно на изучение народных игр, выбрав пригодные формы для  реализации результатов, показа художественных и физических особенностей кружковцев (вечеринки, спартакиады народной игры, конкурсы и т.д.), или на запись и сбор фольклорно-этнографических материалов, их оформление. Можно скомпоновать оба эти направления.

Особенное внимание необходимо обратить на завершающие занятия. Ими, например, может быть спартакиада народных игр, которая объединяет художественный, игровой и спортивный компоненты.

Цель кружка - приобретение первичных навыков фольклориста через изучение народных игр.

Основными задачами являются:

·        изучение основных понятий и теоретических аспектов народной игры;

·        практическое овладение (разучивание)  празднично-развлекательных жанров;

·        приобретение наваков записи фольклорных произведений от непосредственных их  носителей;

·        развитие художественных и физических особенностей учащихся;

·        привитие любви к своему краю,  воспитание высоких гражданских чувств.

Для успешного проведения фольклорной экспедиции и занятий требуется соответствующее художественно-техническое обеспечение, в особенности магнитофонами (диктофонами) из расчета как минимум один аппарат на четырех учащихся.

 

 

 

 

Ожидаемые результаты

Осваивая теоретические знания и приобретая первые практические навыки и умения данного курса, учащиеся

должны знать:

·                   основные теоретические сведения о самых популярных детских фольклорных жанров;

·                   его  раздел на группы (классификация) и характеристику каждого  из их;

·                   требования к записи фольклора.

Должны уметь:

·                   ориентироваться в основных теоретических вопросах курса и характеризовать основные группы народных игр;

·                   делать полевые фольклорно-этнографические записи и их паспортизацию;

·                   выполнить два-три фольклорных  произведения, организовать игру, составить и провести комбинированную эстафету на основе народных игр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Темы

Всего

часов

В том числе

 

Теорет.

Практ.

 

Введение

3

-

3

1

Первые собиратели белорусского фольклора и игры.

6

3

3

2

Классификация  и календарь народных игр

18

9

9

3

Подготовка  к  экспедиции и запись фольклора

21

6

15

4

Зимние игры и забавы

36

9

27

5

Весна в играх и забавах

36

9

27

6

Летние и весенние игры и забавы

36

9

27

7

Свадебные и родильные игры и забавы

9

3

6

8

Игры, не связанные  с календарём  и обрядами

30

12

18

9

Игры без использования игрового инвентаря

15

6

9

10

Спартакиада  народной игры

 

6

3

3

                                                                           Всего

216

69

147

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 Введение

Правила поведения в объединении по интересам. Упражнения на знакомство и  развитие коммуникации.

Что изучают этнография и фольклор. Основные виды и жанры в устного народного творчества. Народные игры.

1.            Первые собиратели белорусского фольклора и игры.

Игры в материалах Е. Романова, М. Никифоровского, П. Шейно и других этнографов 19-20 вв.

Отображение темы игры в сборах и исследованиях современных фольклористов и этнографов: Я. Вилькина, Г. Барташэвич, Л. Соловей, А. Лозки, П. Гуло, М. Каладинского и др. Место игры в томах серии "Беларуское народное творчество" и других изданиях.

Практические  занятия. Воспоминания: какие игры были у отцов и дедов.  Организация игровых забав.

2. Классификация и календарь народных игр

Происхождение и понятие народной игры, забавы,  календарных и обрядовых, танцевальных и хороводных игр. Связь игры с обрядами и языческими культами.

Примеры разделения (классификация) игр (Е. Романов, М. Никифоровский, У. Козловчик, Я. Вилькин, Г. Барташевич, А. Лозка). Классификация фольклорно-этнографического материала по теме "Игры, забавы".

Краткий календарь народных игр по месяцам и порам года. Развитие массовой игровой культуры через ярмарки на Беларуси, их история и современное состояние. Торгово-игровая деятельность и аттракционы, ярмарочный театр, забавы.

Практические занятия. Разучивание игрового обряда "Женитьба пасьвета" или ярмарочных игр и забав  (по выбору).

3. Подготовка к экспедиции и запись фольклора

Подготовка технических средств  обучения, правила пользования ими. Обучение работе с магнитофоном, диктофонам, видеокамерой, фотоаппаратам и др. Изучение истории, особенностей языка (диалекта),  литературы района (деревни) будущего исследования (том “Память”: историко-документальная хроника городов и районов Беларуси" и др.).

Запись в тетрадь и на магнитофон.  Точный доклад записи: сохранение особенностей  местной речи, объяснение непонятных слов и выражений, место ударения в словах с нелитературным произношением, запись  “с голаса, а не под диктовку”. Паспортизация записи: год записи, кем, где и от кого написано; год и место рождения, национальность, вераисповедание, профессия; жанр рассказа, замечания.

         Фольклорно-этнографическая экспедиция. Обработка  полевого материала.

Практические занятия. Изучение технических средств записи фольклорных произведений.

Работа с литературой (издания “Памяць”, хрестоматия по фольклору и др.).

Выезд кружковцев в полевую экспедицию (деревню) с целью записи игр и других фольклорных жанров. Обработка сосредоточенного материала и его оформление (стенгазета, альбом-сборник и др.).

4. Зимние игры и забавы

Игры и забавы связанные с гаданием на Рождество . Календарные игры. Каляда. Игра "Золото", "Орехи", "Королевич" и др.

Рождественские игры-показы. Мифология "Вождения козы", отличия и сходства с обрядовыми традициями народов Европы. "Звезда". Мифологический смысл традиционной игры "Ящур".

Традиции европейских карнавалов и восточнославянской Масленицы. "Колодка", "Невесту возить", " Объезд молодого бычка" и др.

Практические  занятия. Подготовка рождественской вечеринки. Запись и обработка фольклорно-этнографических материалов зимней поры.

5. Весна в играх и забавах

Архаика и символика весенних игр. Встреча весны. Обычаи и традиции Пасхи. Образы животных и птиц, отображение рабочего процесса в хороводных песнях и играх. Мифология и архаика в  играх  "Тур", "Бояре", "Просо", "Вырубка".

Обрядовые игры "Стрела", "Туровский хоровод".  История изучения, мифологический смысл. Культ Ярила в играх. Пастушеские игры и обычаи.

Игры и игровые обряды проводов весны. "Плетение венков", "Кумовство", игровое гадание.

 Практические занятия. Обработка и разучивание весенних игр,   

игровых хороводов.

 

 

6. Летние и осенние игры и забавы

Купальские традиции белорусов в сравнительном изучении с уставами и обрядами народов Европы. Обрядовое содержание Купалья и его игровой характер  в настоящем. Сбор трав, девичьи гадания, приготовление костра и его разжигание, сбивание лошадиной головы, прыганье через огонь, изготовление купальских узлов, другие обрядовые игры.

Продолжение Купалья в петровских традициях. "Плетение венков". Катание на качелях. Жатвенный обрядово-игровой и празднично-урожайный комплексы.

Практические  занятия. Обработка записей и разучивание  игр летнего периода. Проведение Купалья.

7. Свадебные и родильные игры и развлечения 

Место свадьбы в календарном цикле обрядовых игр. Брачные традиции других времён.

Игровые моменты и театрализованные шуточные представления в этапах свадьбы. Трансформация обрядов в игровой характер их проведения. Театрализация и игра в этапах сватоства и обручения, игры "Рогатка", шуточная свадьба подставных "невест", испытания невест, "Цыгане" и др.

Место игры среди родильных  обрядов, семейной обрядности и календарном земледельческом круге. Почитание бабушки в обычаях Масленицы, Пасхи, Рождества.

Практические занятия. Обработка записей. Подготовка альбома, сборника и др.

8. Игры, не связанные с календарем и обрядами

Игры, не связанные с календарем, в которых используется специальный инвентарь. Использование палки в качества инвентаря: бита, клюшка,  пика, кегли. Содержание игр в "Креглы", "Движение", "Пикар", "Клёк", "Свинка", "Чижик" и др.

Мяч как более важный атрибут игр и развлечений. Вещи, которые его заменяли в прежний период. Традиции проведения игр в "Лапта", "Город-поле", "Вышибала", "Угловой", "Ямочки" и др. Игры с использованием мячика и палки ("Перегон" и др.).

Игры с другим инвентарем (камешками, карманным ножиком и т. д.). Развлечения и игры "Гуля", "Калдыбы", "Король", "Камешки", "Классы", "Чет и нечет" и др.

Практические занятия. Развучивание  игр (по выбору) с использованием разнообразного инвентаря.

9. Игры без использования игрового инвентаря

Игры, в которых не нужен специальный инвентарь, случайные подручные предметы, что выполняют не основную роль в действиях.

Игры с бегом, ловлей, поиском. Главная цель и смысл "Дагонялок", "Пятнашек", "Погони", "Заколдовок". Содержание более развитых игр типа "Прятки", "Жмурки", "Слепаки " и т. д.

Воспитательный момент диалогических игр: "Кот и мышка", "Коршун и утки", "Гуси" и др.

Игры с действиями, которые требуют наблюдательности, сообразительности и других качеств. Их содержание. Понятие про игры, в которых преобладают элементы интермедии, хореографии, имитации, или с творческой выдумкой. Разные развлечения и потехи. 

Практические занятия. Разучивание игр. Составление комбинированных эстафет из народных игр и их проведение.

10. Спартакиада народной игры

Подготовка и проведение заключительных занятий в виде спартакиады народной игры как художественно-культурного и спортивного торжества  или вечеринки, праздника на фольклорной основе, ярмарочного фестиваля и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формы и методы реализации программы

Основными формами организации образовательного процесса при реализации  данной программы является занятие (теоретическое и практичное), экскурсия, поход, массовые мероприятия и др.

Среди интегрируемых организационных форм выделяются соревнования, экскурсии, слеты, учебно-полевые и тренировочные сборы, профильные лагеря и смены, экспедиции, конкурсы и т.д.

Основные методы реализации образовательной программы дополнительного образования ребят и молодежи по туристско-краеведческому профилю:

Методы обучения и формирования гражданско-патриотической сознательности (разговор, рассказ, лекция, пример и т. д.);

Методы организации туристско-краеведческой деятельности, поведения учащихся (педагогическое требование, практическая исследовательская работа, практическая  работа, упражнение, работа с литературой, самостоятельная работа, иллюстрация, демонстрация и др.).

Методы стимулирования туристско-краеведческой деятельности, поведения учащихся (дифференцированное обучение, соревнование, участие в походах, экспедициях, поощрение перспектива ситуация успеха и др.);

Методы контроля и пометки туристско-краеведческой деятельности, поведения учащихся (разговор, опрос, наблюдение, анкетирование, тестирование, устный и письменный контроль, анализ исследования деятельности учащихся, самоанализ, самоконтроль, рефлексивные методы и др.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература и информационный ресурс

1.     Кодекс Республики Беларусь об образовании. – Минск: Национальный институт правовой информации Республики Беларусь, 2011.

2.      Положение об учреждении дополнительного образования детей и молодежи.

3.     Орлова Г.П. Беларуская народная педагогика. - Минск, 1993.

4.     Орлова Г.П. Народная педагогика в воспитательной работе школы. -  Минск, 1995.

5.     Бартошевич Г.А. Стихотворные жанры белорусского детского фольклора. - Минск, 1976.

6.     Белорусские народные игры. - Минск: Юношество, 1993. - 40с.

7.     Белорусские народные игры в школе / состав. У.М. Краж, В.В. Трубчик. - Минск, 1993.

8.     Белорусский фольклор в современных записях: традиционные жанры: Брестская область /  сост. И.О. Захарова и др. - Минск: Университетское, 1973. - 304с.

9.      Белорусский фольклор в современных записях: традиционные жанры:  Гомельская область / сост. В. А. Захарова и др. - Минск: Университетское, 1989. - 384с.

10.  Весенние праздники / состав. А. Аляхнович, А. Лозка. - Минск: Беларусь, 2000. - 158 с.

11.  Вилькин Я.Р. Беларуские народные игры. - Минск, 1996.

12.  Осенние праздники / состав. А. Ю. Лозка. - Минск: Беларусь, 1995.- 110с.

13. Детский фольклор / состав. Г.А. Бартошевич. - Минск:   Наука и техника, 1972.

14. Зимние праздники / состав. А. Аляхнович, А. Лозка. – Минск, Беларусь,  1999. - 159 с.

15. Калачова И.И. народные традиции и уставы воспитания. - Минск, 1999.

16. Календарные обычаи и  обряды в старнах зарубежной Европы: зимние праздники. - М.,1973; Весенне праздники. - М., 1997;

17. Летне-осение праздники. - М., 1978; Исторические корни и развитие обычаев. - М., 1983.

18.  Сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: // http://wikipedia.org/wiki/. Дата доступа: 01.09.2016г.

 

 

 

 

 

 

Программа для проведения занятий в кружке "Юные фольклористы"

Программа для проведения занятий в кружке "Юные фольклористы"

Программа для проведения занятий в кружке "Юные фольклористы"

Программа для проведения занятий в кружке "Юные фольклористы"

Программа для проведения занятий в кружке "Юные фольклористы"

Программа для проведения занятий в кружке "Юные фольклористы"

Программа для проведения занятий в кружке "Юные фольклористы"

Программа для проведения занятий в кружке "Юные фольклористы"

Программа для проведения занятий в кружке "Юные фольклористы"

Программа для проведения занятий в кружке "Юные фольклористы"

Программа для проведения занятий в кружке "Юные фольклористы"

Программа для проведения занятий в кружке "Юные фольклористы"

Программа для проведения занятий в кружке "Юные фольклористы"

Программа для проведения занятий в кружке "Юные фольклористы"

Программа для проведения занятий в кружке "Юные фольклористы"

Программа для проведения занятий в кружке "Юные фольклористы"

Программа для проведения занятий в кружке "Юные фольклористы"

Программа для проведения занятий в кружке "Юные фольклористы"

Программа для проведения занятий в кружке "Юные фольклористы"

Программа для проведения занятий в кружке "Юные фольклористы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.01.2020