Программа ДООП "Мир театра"
Оценка 4.8

Программа ДООП "Мир театра"

Оценка 4.8
Документация
rtf
воспитательная работа
10 кл—11 кл
09.01.2024
Программа ДООП "Мир театра"
программа дополнительного образования
программа кружковой деятельности.rtf

Администрация Карасукского района Новосибирской области

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Дом детского творчества

Карасукского района Новосибирской области

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «МИР ТЕАТРА»

художественной направленности

(стартовый уровень)

 

Возраст обучающихся: 11-14лет.

Срок реализации: 72 часа.

 

 

 

 

                                                  Автор-составитель программы:                                

                                                Овсянникова Светлана Юрьевна                                                                                                                                                                      

    педагог дополнительного образования,

высшей категории.

                                                                                           

 

 

 

Карасук, 2023.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

РАЗДЕЛ I. Комплекс основных характеристик программы

1. Пояснительная записка

1.2. Направленность (профиль) программы

1.3. Актуальность программы

1.4. Отличительные особенности программы

1.5. Адресат программы

1.6. Объем программы и сроки освоения

1.7. Форма обучения

1.8. Уровень программы

1.9. Особенности организации образовательного процесса

1.10. Режим занятий

1.2.Цель и задачи программы

1.2.1. Цель программы

1.2.2. Задачи программы

1.3. Содержание программы

1.3.1 Учебный (тематический) план

1.3.2. Содержание учебно-тематического плана

1.4. Планируемые результаты

РАЗДЕЛ II. Комплекс организационно - педагогических условий

2.1. Календарный учебный график

2.2. Условия реализации программы

2.3. Формы аттестации

2.4. Оценочные материалы

2.5. Методические материалы

2.6. Рабочая программа воспитания

2.7. Календарный план воспитательной работы

3. Список литературы

4. Приложения

 

 

 

РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Направленность программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мир театра» относится к программам художественной направленности.                                                                                                                       

 

Создание и развитие школьного театра как центра культурной и досуговой деятельности - это одна из важнейших задач воспитания современной системы образования. В соответствии с планом Министерства Просвещения РФ по созданию и развитию школьных театров (Письмо от 08.02.2022№ДГ-333/06) к 2024 году в каждой школе будет создана театральная студия. Не случайно Министерство Просвещения РФ уделяет огромное внимание развитию именно театральных студий в общеобразовательных школах.

 Современные дети большую часть свободного времени проводят в гаджетах - телефонах, планшетах, компьютерах. В ущербе остаются важнейшие виды деятельности, так необходимые детям и подросткам для их личностного становления - игра и общение. А ведь именно через игру и общение дети учатся пониманию друг друга, сопереживанию и отзывчивости, эмоциональному отклику и  конструктивному диалогу. Постоянное времяпровождение в социальных сетях или других виртуальных развлечениях ведёт и к духовной деградации ребёнка. Именно театральное искусство (искусство сложное, синтетическое, включающее в себя разные виды других искусств) может помочь справиться с проблемой духовного обнищания подрастающего поколения. Театр как искусство учит видеть прекрасное в жизни и в людях, зарождает стремление самому нести в жизнь благое и доброе.

 

Актуальность данной образовательной программы состоит в том, что запрос на создание и реализацию программ, связанных с театральным искусством идёт от государства. Социальный опрос родителей обучающихся также показал, что есть необходимость в создании  школьного театра. 

Программа «Мир театра» направлена на  приобщение учащихся к театральному искусству. Она способствует формированию интереса к искусству театра, знаний и представлений о театре и актёрской деятельности, о системе взаимодействия театрального искусства с жизнью. Занятия в программе «Мир театра» не только обогащают детей культурно и духовно, но и формируют ряд качеств, которые станут залогом  успешности детей в будущем: умение грамотно излагать свои мысли, эмоциональная устойчивость, выразительность, ответственность и трудолюбие.

Отличительные особенности программы : при создании программы учитывался тот факт, что театр- это синтез многих искусств- литературы, музыки, танца, пластики, драматургии. Особенностью данной программы является более глубокое изучение не только истории театра и его современных направлений, но и закрепление данного материала на практике.

Новизна программы заключается в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые взаимосвязаны между собой, дополняют друг друга, что способствует формированию нравственных качеств у учащихся объединения.

Адресат программы

Количество учащихся в объединении:
Минимальное количество учащихся в объединении -10 человек.
Максимальное количество учащихся в объединении - 15 человек.
В театральное объединение дети приходят без специального отбора, с
различным уровнем эмоционального и интеллектуального развития.
На занятиях происходит объединение детей разного возраста в единый
творческий коллектив. В процессе творческой работы  каждый учащийся может узнать самого себя, поверить в себя, заявить о себе окружающим, попробовать, на что он способен, реализовать себя, как творческую личность, расширить свой кругозор, приобрести новых друзей.

Объём и сроки освоения программы

Объем программы –72 часов.

Программа рассчитана на 1 год.

Форма обучения – очная.

Особенности организации образовательного процесса:

форма  реализации образовательной программы – традиционная.

организационные формы обучения - разновозрастная группа; состав группы постоянный.

Уровень программы – базовый. Предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала.

Режим занятий

Продолжительность одного академического часа – 45 минут.

Общее количество занятий в неделю - 2 раза по 1 часу.

 

 

1.2 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель программы развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.

Достижение поставленной цели возможно при решении следующих задач:

Личностные:

- воспитывать коммуникабельность, умение общаться с преподавателем и другими участниками театрального коллектива, культуру поведения на репетициях, во время спектакля, на сцене, в зале.

- развивать навыки, самостоятельной творческой деятельности. 

Метапредметные:

- формировать интерес к занятиям в театральной студии, к театру как к виду искусства;

- развивать внимание, память, технику и культуру речи, индивидуальные актерские способности, чувство ритма, пластичность, формировать художественный вкус.

Предметные:

- познакомить с видом искусства – театром, с различными видами театров, с особенностями театрального процесса, с этикой артиста и зрителя;

- научить выступать в различных спектаклях.

 

1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Учебный план

 

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

2

2

0

 

2.

Основы театральной культуры

6

4

2

Наблюдение, творческая работа

3.

Культура и техника речи.

14

4

 

Наблюдение,

тренинг,

самостоятельная работа практическая работа, творческая

работа

4.

Ритмопластика.

16

2

14

Наблюдение, тренинг, практическая работа

5.

Актерское мастерство

20

4

16

Наблюдение, практическая работа, творческая работа

6.

Работа над спектаклем

14

2

12

Наблюдение, тренинг, творческая работа, практическая работа,

постановка спектакля

 

 Итого

72

18

54

 

 

Содержание учебного плана

Раздел 1.Вводное занятие

Тема 1.1. Знакомство с особенностями театрального искусства, историей происхождения театра, видами театра и жанрами театра.

Теория: Знакомство с правилами и распорядком занятий. Правила поведения на занятиях. Инструктаж по ТБ при работе с техникой. Проведение инструктажа.

Практика: организация рабочего места. Развитие творческой активности, индивидуальности. Раскрепощение, снятие зажимов.

Раздел 2. Основы театральной культуры

Тема 2.1. С чего начинается театр?

Теория: правила поведения в театре, культура зрителя, уважение к театральному искусству. Основные театральные профессии. Терминология (сцена, актёр, бутафория, декорация, грим, роль и тд).

Тема 2.2. Актёр- «главное чудо театра»

Теория: знакомство с профессией актер. Что должен уметь актёр? Средства выразительности актёра. Знакомство с биографическими данными драматических актёров прошлого и современности.

Тема 2.3. Театральная игра.

Теория: Театральная игра, как исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.

Практика: Упражнения-игры на развитие речи, пластики, мимики, жестов, музыкальности и ритмичности движений. Развитие  умения произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их.

Тема 2.4. Мизансцена. Виды мизансцены.

 Теория:  Понятие «мизансцена»: значение и происхождение. Виды мизансцен.

 Практика: Обыгрывание различных ситуаций и создание мелкогрупповых мизансцен на основе данных ситуаций. Свободы и выразительности телодвижении; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром. Формирование умения детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему, развитие способности искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений.

Раздел 3. Культура и техника речи.

Тема 3.1 . Культура и техника речи.

Теория: речевое дыхание, правильная артикуляция, четкая дикция, разнообразня интонация, логика речи;

Практика: формировать связную образную речь, творческую фантазию; Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.

Тема 3.2. Художественное чтение как вид исполнительского искусства.

ТеорияЧтение произведения вслух как последний этап освоения текста. Словесные воздействия в живой речи и использование их в чтецкой работе.

Практика: Отработка навыка правильного дыхания при чтении и сознательного управления речеголосовым аппаратом (диапазоном голоса, его силой и подвижностью». Основы сценической «лепки» фразы (логика речи). Понятие о фразе. Естественное построение фразы.

Тема 3.3. Разнообразие художественных приемов литературы.

Практика: самостоятельная подготовка произведения к исполнению (на материале русской прозы и поэзии). Возможность звучащим голосом «рисовать» ту или иную картину. Связь рисуемой картины с жанром литературного произведения. Особенности  исполнения лирики.

Тема 3.4. Словесные воздействия.

ТеорияКлассификация словесных воздействий. Текст и подтекст литературного произведения. Возможность звучащим голосом рисовать ту или иную картину. Связь рисуемой картины с жанром литературного произведения.

Практика:  Работа над художественным произведением. Подготовка  репертуара для чтения.

 Тема 3.5. Текст-основа постановки.

Теория Повествовательный и драматический текст. Речевая характеристика персонажа. Речевое и внеречевое поведение. Монолог и диалог.

Практика: работа по карточкам «от прозы к драматическому диалогу», «Сфера диалога и сфера игры», «Кто это сказал?», «Создание речевых характеристик персонажей через анализ текста», выразительное чтение по ролям, расстановка ударение в тексте, упражнения на коллективную согласованность действий, отработка логического соединения текста и движения.

Тема 3.6. Итоговое занятие по разделу «Культура и техника речи».

Практика: Этюды по басням И.А. Крылова.

Раздел 4. Ритмопластика

Тема 4.1. Комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения.

Теория: ритм, пластика, игра, гармония, координация, выразительность движения. Контрастная музыка: быстрая, медленная, веселая грустная. Сюжеты некоторых танцев. Особенности их движений. Элементы современного танца. Обучение танцу и искусству танцевальной импровизации.

Практика: Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений. Упражнения «Зеркало», «Зонтик», «Пальма» и др.

Тема 4.2. Обучение танцу и искусству танцевальной импровизации.

Практика:  Учебно-тренировочная работа: универсальная разминка, тренировка суставно-мышечного аппарата, разучивание основных движений под музыку. Упражнения на вокально-двигательную координацию. Элементы разных по стилю танцевальных форм.

Позиции рук, позиции ног. Разучивание разминки плечевого пояса: «Ветряная мельница», «Миксер», «Пружина», «Кошка лезет на забор». Основные элементы бального танца «Венский вальс»: вальс – простая перемена (левый квадрат, правый квадрат), левый и правый поворот, фигура перемена направлений (правая и левая).

Тема 4.3. Упражнения на расслабление мышц лица и плечевого пояса.

Практика: разучивание и выполнение упражнений, репетиция итогового выступления.

Тема 4.4. Упражнения на эмоционально-психологическое раскрепощение.

Теория: Комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.

Практика: разучивание и выполнение упражнений, репетиция итогового выступления.

Тема 4.5. Ритмопластика- «Слышим и двигаемся!»

Практика: разучивание и выполнение упражнений, репетиция итогового выступления.

Тема 4.6. Итоговое занятие  по разделу «Ритмопластика».

Практика: выступление на мероприятии.

 

Раздел 5. Актерское мастерство

 

Тема 5.1 .Развитие актерской фантазии и воображения.

Практика:  Игры и упражнения на развитие фантазии и воображения.

Тема 5.2. Понятие этюд. Виды этюдов. Создание этюдов по сюжетам сказок.

 Теория: Этюд как атом сценической жизни. Элементы, присущие этюдам.

Практика: Выбор сказки, обсуждение сюжета, выбор фрагмента, обоснование выбора. Работа над этюдами по сказкам.

Тема 5.3 .Одиночные и парные этюды.

Практика: Выполнение заданий на постановку одиночных и парных этюдов.

Тема 5.4 .Импровизация.

Практика: Выполнение игр и упражнений на импровизацию.

Тема 5.5 .Оживление полотна художника.

Практика: Проведение игр на внимание, упражнений на наблюдение и память физических действий. Представление этюдов по теме «оживление» полотна художника.

Тема 5.6 .Понятие «грим». Виды грима.

 Теория: Характеристика грима как вида искусства. Грим, как рисунок,  нанесенный на лицо, и как профессиональная косметика (материал), при помощи которой рисунок на лицо наносится. Виды грима и гримировальных средств. Знакомство с иллюстрациями различных видов грима.

 Практика: Создание эскиза сказочного персонажа. Выполнение грима сказочного персонажа в парах с последующей сменой гримирующего и гримируемого.

 

Тема 5.7.Специфика актерских задач.

Практика: Выполнение упражнений на отработку элементов действия, освоение предлагаемых обстоятельств.

Тема 5.8. Экскурсия в Молодёжный драматический театр «На окраине».

Практика: Просмотр спектакля.

Тема 5.9 . Бессловесные элементы действия.

Теория: Подготовка обучающихся к освоению разницы между словесным описанием поведения и профессиональным, с точки зрения актера, взглядом. Сформировать и развивать у обучающихся представление о неразрывной связи психического содержания любого действия с его физическими проявлениями.

 Практика: Выполнение упражнений, этюдов с понятием «вес»: 1 – легкий, 2 – с достоинством, 3 – с неохотой, 4 – тяжелый. «Мобилизация» - мышечная готовность к выполнению определенных действий (поймать мяч). Упражнения со стульями.

Тема 5.10. Понятие «второй план».

           Теория:  «Второй план», жест, интонация, «подтекст».

Практика: Отыскивание подтекстов в заданных ролях и ситуациях. Репетиция сценок для выступления.

Тема 5.11 . Сценические этюды. Шумовое оформление.

Теория: шумовое оформление, составление сценических этюдов.

Практика: упражнения с элементами шумового оформления выступления. Репетиция сценок для выступления.

Тема 5.12 Работа над образом. Анализ мимики лица.

Практика: Проведение игр на внимание, упражнений на наблюдение и память физических действий.

Тема 5.13 Сценическое внимание.

Теория: Знакомство с понятием. Виды внимания. Этапы внимания. Круги внимания.

Практика: Упражнение на развитие сценического внимания: рассмотреть объект, хлопки по сигналу, изобразить малый, средний, большой круг внимания.

Тема 5.14 Мышечная свобода.

Практика: Упражнения на снятие мышечных зажимов. Напрячь ноги – расслабить, потом руки, шею и т.д.

Тема 5.15. Итоговое занятие по разделу «Актёрское мастерство».

Практика: выступление на мероприятии.

 

Раздел 6. Работа над спектаклями

 

Тема 6.1.Сценическая вера.

Теория: Убежденность актера - необходимое условие убедительности его игры. Творческая вера актера. Образ и актер. Сценическое оправдание. Случайности на сцене и их оправдание. Специфика актерского воображения. Необходимость убежденности на сцене. Воспитание сценической веры. Схема физических действий актера. Развитие фантазии, наблюдательности, памяти, проницательности.

Практика: знакомство со сценарием спектакля «В гостях у сказки».

Тема 6.2. Сценическое отношение и оценка фактов.

Практика: репетиция спектакля «В гостях у сказки».

 

Тема 6.3. Декорации и костюмы.

Практика: репетиция спектакля «В гостях у сказки».

Тема 6.4.Создание сказочно-фантастического образа.

Практика: Тренинги на создание сказочных, фантастических и драматических персонажей (пластические, психологические, хореографические, музыкальные).

Тема: 6.5 Законы построения драматургического произведения.

Теория:  конфликт и его разрешение, событийный ряд, разыгрываемый действием. Традиционная схема построения сюжета. Экспозиция - представление героев. Завязка – столкновение. Развитие действия - набор сцен, развитие идеи. Кульминация - апогей конфликта. Развязка.

Практика: репетиция спектакля «В гостях у сказки».

 

Тема 6.6 Работа над ролью.

Практика: изготовление декораций и костюмов к спектаклю.

Тема 6.7. Итоговое занятие по разделу « Работа над спектаклем».

Практика: выступление воспитанников на спектакле «В гостях у сказки» на базе СДК.

 

1.4. Планируемые результаты

 

В результате освоения программы дети научатся:

Личностные результаты:

-научатся умению общаться с преподавателем и другими участниками театрального коллектива;

-научатся культуре поведения, на репетициях, во время спектакля, на сцене, в зале;

-будут иметь навыки самостоятельной творческой деятельности.

Метапредметные результаты:

-сформируется интерес к занятиям в театральной студии, к театру как к виду искусства;

-будет развита творческая и сценическая фантазия, художественный вкус;

-будут развиты индивидуальные актерские способности: чувство ритма, пластичность и выразительность движения.

Предметные результаты:

будут знать: основы особого вида искусства – театра,  терминологию, основы сценической речи, актерского мастерства

будут уметь: читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения, ориентироваться в пространстве, выступать с подготовленными ролями в спектаклях в различных учреждениях, участвовать в фестивалях детского творчества на различных уровнях, сочинять этюды по произведениям,  выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение)

 

РАЗДЕЛ 2 «КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ»

 

2.1. Календарный учебный график

Количество учебных недель – 36;

Количество учебных дней – 72;

Даты начала и окончания учебных периодов – с 1 сентября по 31 мая текущего года. (Приложение 1)

                 2.2. Условия реализации программы

 

1.Материально-техническое обеспечение:

- музыкальный центр;

- звукоусиливающая аппаратура (микшерский пульт, усилитель, колонки, микрофоны, шнуры);

- мультимедийное оборудование (проектор);

- компьютерное оснащение с выходом в Интернет для поиска иллюстраций, музыки, активного общения с обучающимися группы;

- фонограммы с записями различных музыкальных произведений;

- художественно–оформительские материалы;

- сценическая площадка с кулисами;

- методический материал (карточки с заданиями, картины, рисунки);

- ширмы;

- ткани для изготовления костюмов и драпировок.

 

  2.Информационное обеспечение

Учебники, интернет-ресурсы, методические разработки (см. список литературы)

3.Кадровое обеспечение: реализацией программы занимается педагог дополнительного образования Овсянникова Светлана Юрьевна.

 

2.3 Формы аттестации

По окончании изучения каждого раздела программы осуществляется текущий контроль в следующих формах: наблюдение, упражнения, тренинг, контроль практических и творческих работ

Промежуточная аттестация проводится по окончании освоения всей программы в форме показа спектакля

 

2.4. Оценочные материалы

 

В процессе обучения по программе используется разнообразный диагностический инструментарий для выявления, фиксации результатов обучения. (Приложение №2)

2.5. Методические  материалы

При реализации программы  используются как традиционные методы обучения, так и инновационные технологии: репродуктивный метод (педагог сам объясняет материал); объяснительно-иллюстративный метод (иллюстрации, демонстрации, в том числе показ видеофильмов); проблемный (педагог помогает в решении проблемы); поисковый (воспитанники сами решают проблему, а педагог делает вывод); эвристический (изложение педагога + творческий поиск обучаемых), методы развивающего обучения, метод взаимообучения, метод временных ограничений, метод полных нагрузок (превращает тренинг в цепь целесообразных, вытекающих одно из другого упражнений), метод ступенчатого повышения нагрузок (предполагает постепенное увеличение нагрузок по мере освоения технологии голосоведения и сценической речи), метод игрового содержания, метод импровизации.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный, проблемный, игровой.

 

Алгоритм  учебного  занятия 

 

 

Этап занятия

Вид деятельности

1

Организационный этап

Организация учащихся на начало занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания

2

Подготовительный этап

Подготовка обучающихся к активному и сознательному усвоению нового материала; подведение к теме, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности обучающихся

3

Практическая часть

Отработка базовых умений. Изучение и отработка нового, различные формы работы. Коррекция ошибок. Игровые моменты.

4

Итоговый этап

Подведение итогов занятия; проверка и анализ выполненных работ; обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

5

Рефлексия

Оценка поступков, принятие решений, а также понимание своих чувств, ценностей, эмоций, ощущений 

Дидактические материалы: раздаточные материалы (компьютерные распечатки изделий, шаблоны, трафареты), видеоматериалы, образцы изделий, технологические карты, глоссарий терминов.

 

 

2.6. Рабочая программа воспитания

 

1. Цель программы воспитания: создание благоприятных условий для формирования волевых качеств личности, познавательной и социальной активности, ценностного отношения к своему здоровью.

2. Особенности организуемого воспитательного процесса в детском образовательном объединении

Программа «Мир театра» решает задачи, которые ставит перед школой Рабочая программа воспитания.

Процесс воспитания основывается на принципах взаимодействия педагога, обучающихся, родителей и ориентирован на создание в объединении психологически комфортной среды, которая бы объединяла яркими и содержательными событиями, общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу.

Итоговые работы детей (сценки, спектакли, выступления) будут представлены  при проведении общешкольных мероприятий или мероприятий на базе СДК.

3. Виды, формы и содержание деятельности

 Для достижения поставленной цели использую следующие виды деятельности: познавательная, игровая, досугово – развлекательная, художественное творчество, спортивно-оздоровительная деятельность

Формы деятельности: игры, игровые программы, экскурсии, спектакли

 4.Планируемые результаты: в процессе воспитательной деятельности происходит развитие творческого мышления, которое определяется как продуктивная деятельность, в ходе которой ребенок создает новое, оригинальное, активизируя воображение, и реализует свой замысел, находя средства для его воплощения.


2.7. Календарный план воспитательной работы.

 

№ п/п

Направления воспитательной работы

Цель

Название мероприятия, события, форма его проведения

Краткое содержание

Сроки проведения

1.

Модуль «Патриот»

Воспитание чувства патриотизма и уважение к традициям и истории своего народа.

«Чтобы помнили»

Миниатюры о Великой Отечественной войне

Май

2.

Модуль «Семья»

Формирование семейных ценностей, вовлечение родителей в совместную творческую деятельность с детьми

1.Родительское собрание

Знакомство с основными видами работы в рамках данной программы, расписанием занятий, правилами поведения в кружке и учреждении

Сентябрь

2.Оформление фото - выставки «Наши успехи».

 Достижения обучающихся

В течение уч. года

3.Показ спектакля, посвящённый Дню матери

Чтение стихов, показ сценок

Ноябрь

4.Праздник с родителями       «Новогодний карнавал»

 

Театральная постановка

Декабрь

Спектакль «В гостях у сказки»

Театральная поставка

Май


3.Список литературы

 

3.1.1. Нормативные документы

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Федеральный закон Российской Федерации от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся».

3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (раздел VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи).

5. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 г.

6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196».

       8. Положение о порядке разработки и реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (включая разноуровневые и модульные).

9. Положение о порядке комплектования и наполняемости групп (объединений), в том числе при применении сетевых форм реализации

10.Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе МБУ ДО ДДТ.

11. Положение о комплектовании и наполняемости групп МБУ ДО ДДТ.

 

 

3.1.2. Литература для педагога.

1. Белухин Д.А. Личностно ориентированная педагогика в вопросах и ответах: учебное пособие. -М.: МПСИ, 2006. - 312с.

2. Э.Берн. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры.

 М.: ЭКСМО, 2008. - 576с.

3. Ю.Б.Гиппенрейтер. Что делать, чтобы дети… Вопросы и ответы. –М.: АСТ, 2011. - 90с.

4. Кан-Калик В.А. Педагогическое творчество. - М.: Педагогика. [Электронный

ресурс](http://opac.skunb.ru/index.)

5. Ганс Леве. Учимся всю жизнь. – М.: Прогресс, 2001. - 126с.

6. С.Л. Рубинштейн. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2008.-713с.: ил.- (Серия«Мастера психологии»).

7. Л.Ришар. Энциклопедия экспрессионизма: Живопись и графика. Скульптура. Архитектура.Литература. Драматургия. Театр. Кино. Музыка. – М.: Республика, 2003. – 423с.

8. Фельдштейн Д.И. Психология развития человека как личности: Избранные труды: В 2т./

Д.И. Фельдштейн – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2005. – Т.2. -456с.

9.Фирова Н.Н. Поиск и творчество – спутники успеха// «Дополнительное образование и воспитание» №10(156)2012. – С.48-50.

10.Хромова Н.П. Формы проведения занятий в учреждениях ДОД деятельность

Интернет ресурсы:

1.Министерство образования и науки РФ http://минобрнауки.рф/ (13.09.2022)

2. Министерство образования Новосибирской области https://minobr.nso.ru (13.09.2022)

3. Министерство культуры Новосибирской области https://mk.nso (27.09.2022)

                                                                                        

 

 

 

 


                                                                           Приложение №1

Календарный учебный график

 

Дата

Время проведения

Форма занятия

Тема занятий

Кол-во часов

Место проведения

Форма контроля

1

06/09/2022

15:00

15:45

лекция

Вводное

1

Александровская СОШ

 

2

08/09/2022

15:00

15:45

практикум

Организация рабочего места. Развитие творческой активности, индивидуальности. Раскрепощение, снятие зажимов.

1

Александровская СОШ

 

3

13/09/2022

15:00

15:45

лекция

Изучение правил поведения в театре, Основные театральные профессии.

1

Александровская СОШ

 

4

15/09/2022

15:00

15:45

лекция

Знакомство с профессией актер. Средства выразительности актёра. Знакомство с биографическими данными драматических актёров прошлого и современности.

1

Александровская СОШ

наблюдение

5

20/09/2022

15:00

15:45

лекция

Театральная игра, как исторически сложившееся общественное явление

1

Александровская СОШ

 

6

22/09/2022

15:00

15:45

практикум

Отработка упражнений-игр на развитие речи, пластики, мимики, жестов, музыкальности и ритмичности движений.

1

Александровская СОШ

наблюдение

7

27/09/2022

15:00

15:45

лекция

Понятие «мизансцена»: значение и происхождение. Виды мизансцен.

1

Александровская СОШ

 

8

29/09/2022

15:00

15:45

практикум

Обыгрывание различных ситуаций и создание мелкогрупповых мизансцен на основе данных ситуаций.

1

Александровская СОШ

творческая работа

9

04/10/2022

15:00

15:45

лекция

Речевое дыхание, правильная артикуляция, четкая дикция, разнообразная интонация, логика речи

1

Александровская СОШ

 

10

06/10/2022

15:00

15:45

практикум

Формирование связной образной речи, творческой фантазии

 

Александровская СОШ

 

11

11/10/2022

15:00

15:45

практикум

Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.

1

Александровская СОШ

практическая работа

12

13/10/2022

15:00

15:45

лекция

 Классификация словесных воздействий. Текст и подтекст литературного произведения.

1

Александровская СОШ

 

13

18/10/2022

15:00

15:45

практикум

Отработка навыка правильного дыхания при чтении и сознательного управления речеголосовым аппаратом

1

Александровская СОШ

наблюдение

14

20/10/2022

15:00

15:45

практикум

Самостоятельная подготовка произведения к исполнению (на материале русской прозы и поэзии).

1

Александровская СОШ

самостоятельная работа

15

25/10/2022

15:00

15:45

практикум

Отработка упражнения звучащим голосом «рисовать» ту или иную картину.

1

Александровская СОШ

 

16

27/10/2022

15:00

15:45

практикум

Работа над лирическим произведением. Выступление на классном часу

1

Александровская СОШ

наблюдение

17

01/11/2022

15:00

15:45

лекция

Чтение произведения вслух как последний этап освоения текста. Возможность звучащим голосом рисовать ту или иную картину

1

Александровская СОШ

практическая работа

18

03/11/2022

15:00

15:45

практикум

Работа над художественным произведением. Подготовка  репертуара для чтения.

1

Александровская СОШ

 

19

08/11/2022

15:00

15:45

лекция

Повествовательный и драматический текст. Речевая характеристика персонажа.

1

Александровская СОШ

 

20

10/11/2022

15:00

15:45

практикум

Работа по карточкам «от прозы к драматическому диалогу», выразительное чтение по ролям.

1

Александровская СОШ

 

21

15/11/2022

15:00

15:45

практикум

Упражнения на коллективную согласованность действий, отработка логического соединения текста и движения.

1

Александровская СОШ

практическая работа

22

17/11/2022

15:00

15:45

практикум

Этюды по басням И.А. Крылова.

1

Александровская СОШ

практическая работа

23

22/11/2022

15:00

15:45

лекция

Комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения.

1

Александровская СОШ

 

24

24/11/2022

15:00

15:45

практикум

Отработка работы в команде.

1

Александровская СОШ

наблюдение

25

29/11/2022

15:00

15:45

практикум

Разучивание упражнений на координацию движений, запоминание заданных поз и образно передавать их.

1

Александровская СОШ

 

26

01/12/2022

15:00

15:45

практикум

Учебно-тренировочная работа: универсальная разминка, тренировка суставно-мышечного аппарата

 

1

Александровская СОШ

 

27

06/12/2022

15:00

15:45

практикум

Разучивание основных движений под музыку.

1

Александровская СОШ

 

28

08/12/2022

15:00

15:45

практикум

Упражнения на вокально-двигательную координацию.

1

Александровская СОШ

практическая работа

29

13/12/2022

15:00

15:45

практикум

Упражнения на вокально-двигательную координацию.

1

Александровская СОШ

 

30

15/12/2022

15:00

15:45

практикум

Элементы разных по стилю танцевальных форм.

1

Александровская СОШ

практическая работа

31

20/12/2022

15:00

15:45

практикум

Отработка постановки подготовительных позиций рук

1

Александровская СОШ

 

32

22/12/2022

15:00

15:45

практикум

Разучивание и выполнение упражнений, репетиция итогового выступления

1

Александровская СОШ

наблюдение

33

27/12/2022

15:00

15:45

практикум

Показ сценки на мероприятии.

1

Александровская СОШ

 

34

29/12/2022

15:00

15:45

лекция

Изучение упражнений на эмоционально-психологическое раскрепощение.

1

Александровская СОШ

 

35

10/01/2023

15:00

15:45

практикум

Музыкальные игры и упражнения

1

Александровская СОШ

наблюдение

36

12/01/2023

15:00

15:45

практикум

Разучивание и выполнение упражнений

1

Александровская СОШ

 

37

17/01/2023

15:00

15:45

практикум

Разучивание и выполнение упражнений

1

Александровская СОШ

 

38

19/01/2023

15:00

15:45

практикум

Репетиция итогового выступления

1

Александровская СОШ

практическая работа

39

24/01/2023

15:00

15:45

практикум

Игры и упражнения на развитие фантазии и воображения.

1

Александровская СОШ

 

40

26/01/2023

15:00

15:45

практикум

 Игры и упражнения на развитие фантазии и воображения.

1

Александровская СОШ

наблюдение

41

31/01/2023

15:00

15:45

практикум

 Работа над этюдами по сказкам.

1

Александровская СОШ

 

42

02/02/2023

15:00

15:45

практикум

Выполнение игр и упражнений на импровизацию.

1

Александровская СОШ

практическая работа

43

07/02/2023

15:00

15:45

практикум

Проведение игр на внимание, упражнений на наблюдение и память физических действий.

1

Александровская СОШ

 

44

09/02/2023

15:00

15:45

лекция

Характеристика грима как вида искусства.

1

Александровская СОШ

 

45

14/02/2023

15:00

15:45

практикум

Создание эскиза сказочного персонажа. Выполнение грима сказочного персонажа

1

Александровская СОШ

творческая работа

46

16/02/2023

15:00

15:45

практикум

Выполнение упражнений на отработку элементов действия, освоение предлагаемых обстоятельств.

1

Александровская СОШ

 

47

21/02/2023

15:00

15:45

лекция

Разница между словесным описанием поведения и профессиональным, с точки зрения актера, взглядом.

1

Александровская СОШ

 

48

28/02/2023

15:00

15:45

практикум

Показ сценки на мероприятии

1

Александровская СОШ

практическая работа

49

02/03/2023

15:00

15:45

лекция

Понятие второй план. Отыскивание подтекстов в заданных ролях и ситуациях

1

Александровская СОШ

 

50

07/03/2023

15:00

15:45

практикум

Показ сценок

1

Александровская СОШ

практическая работа

51

09/03/2023

15:00

15:45

практикум

 «Второй план», жест, интонация, «подтекст».

1

Александровская СОШ

 

52

14/03/2023

15:00

15:45

практикум

Отыскивание подтекстов в заданных ролях и ситуациях. Репетиция сценок для выступления.

1

Александровская СОШ

 

53

16/03/2023

15:00

15:45

практикум

Шумовое оформление, составление сценических этюдов.

1

Александровская СОШ

 

54

21/03/2023

15:00

15:45

практикум

Упражнения с элементами шумового оформления выступления.

1

Александровская СОШ

наблюдение

55

23/03/2023

15:00

15:45

практикум

Проведение игр на внимание, упражнений на наблюдение и память физических действий.

1

Александровская СОШ

 

56

28/03/2023

15:00

15:45

лекция

Виды внимания. Этапы внимания. Круги внимания.

1

Александровская СОШ

 

57

30/03/2023

15:00

15:45

практикум

Упражнение на развитие сценического внимания. Упражнения на снятие мышечных зажимов.

1

Александровская СОШ

практическая работа

58

04/04/2023

15:00

15:45

практикум

Выступление обучающихся

1

Александровская СОШ

практическая работа

59

06/04/2023

15:00

15:45

лекция

Работа над спектаклем

1

Александровская СОШ

 

60

11/04/2023

15:00

15:45

практикум

Знакомство со сценарием спектакля «В гостях у сказки».

1

Александровская СОШ

 

61

13/04/2023

15:00

15:45

практикум

Репетиция спектакля «В гостях у сказки».

 

1

Александровская СОШ

наблюдение

62

18/04/2023

15:00

15:45

практикум

Репетиция спектакля «В гостях у сказки».

 

1

Александровская СОШ

творческая работа

63

20/04/2023

15:00

15:45

практикум

Репетиция спектакля «В гостях у сказки».

1

Александровская СОШ

 

64

25/04/2023

15:00

15:45

практикум

Репетиция спектакля «В гостях у сказки».

 

1

Александровская СОШ

практическая работа

65

27/04/2023

15:00

15:45

тренинг

Тренинги на создание сказочных, фантастических и драматических персонажей.

1

Александровская СОШ

тренинг

66

04/05/2023

15:00

15:45

тренинг

Тренинги на создание сказочных, фантастических и драматических персонажей.

1

Александровская СОШ

тренинг

67

11/05/2023

15:00

15:45

лекция

Законы построения драматургического произведения.

 

1

Александровская СОШ

 

68

16/05/2023

15:00

15:45

практикум

Изготовление декораций и костюмов к спектаклю.

 

1

Александровская СОШ

наблюдение

69

18/05/2023

15:00

15:45

практикум

Изготовление декораций и костюмов к спектаклю.

 

1

Александровская СОШ

практическая работа

70

23/05/2023

15:00

15:45

практикум

Репетиция спектакля «В гостях у сказки».

1

Александровская СОШ

 

71

25/05/2023

15:00

15:45

практикум

Репетиция спектакля «В гостях у сказки».

1

Александровская СОШ

 

72

30/05/2023

15:00

15:45

практикум

Выступление воспитанников на спектакле

1

ДК

показ спектакля


Приложение №2

Педагогическая диагностика театрализованной деятельности

(автор: Т.С. Комарова)

Основы театральной культуры:
Высокий уровень (3 балла): проявляет устойчивый интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности; знает правила поведения в театре; называет различные виды театра, знает их различия и может охарактеризовать театральные профессии;
средний уровень (2 балла): интересуется театрализованной деятельностью, использует свои знания в театрализованной деятельности;
низкий уровень (I балл): не проявляет интереса к театрализованной деятельности; знает правила поведения в театре; затрудняется назвать различные виды театра. 

Речевая культура:

Высокий уровень (3 балла): понимает главную идею литературного произведения, поясняет свое высказывание; дает подробные словесные характеристики главных и второстепенных героев; творчески интерпретирует единицы сюжета на основе литературного произведения; умеет пересказывать произведение от разных лиц, используя языковые и интонационно-образные средства выразительности речи;
средний уровень (2 балла): понимает главную идею литературного произведения; дает словесные характеристики главных и второстепенных героев; выделяет и может охарактеризовать единицы сюжета; в пересказе использует средства языковой выразительности (эпитеты, сравнения, образные выражения);
низкий уровень (1 балл): понимает содержание произведения; различает главных и второстепенных героев; затрудняется выделить единицы сюжета; пересказывает произведение с помощью педагога. 

Эмоционально-образное развитие:
Высокий уровень (3 балла): творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характере героев, использует различные средства воспитателя;
средний уровень (2 балла): владеет знаниями о различных эмоциональных состояниях и может их продемонстрировать, используя мимику, жест, позу, движение, требуется помощь выразительности;
низкий уровень (1 балл): различает эмоциональные состояния и их характеристики, но затруднятся их продемонстрировать средствами мимики, жеста, движения.


Основы изобразительно-оформительской деятельности:
Высокий уровень (3 балла): самостоятельно создает эскизы к основным действиям спектакля, эскизы персонажей и декораций с учетом материала, из которого их будет изготавливать; проявляет фантазию в изготовлении декораций и персонажей к спектаклям для различных видов театра (кукольного, настольного, теневого, на фланелёграфе);
средний уровень (2 балла): создает эскизы декораций, персонажей и основных действий спектакля; создает по эскизу или словесной характеристике-инструкции декорации из различных материалов;
низкий уровень (1 балл): создает рисунки на основные действия спектакля; затрудняется в изготовлении декораций из различных материалов.


 

 

 

 

 

Администрация Карасукского района

Администрация Карасукского района

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛ I. Комплекс основных характеристик программы 1

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛ I. Комплекс основных характеристик программы 1

РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК

РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК

О тличительные особенности программы : при создании программы учитывался тот факт, что театр- это синтез многих искусств- литературы, музыки, танца, пластики, драматургии

О тличительные особенности программы : при создании программы учитывался тот факт, что театр- это синтез многих искусств- литературы, музыки, танца, пластики, драматургии

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ Цель программы – развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ Цель программы – развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства

Культура и техника речи. 14 4

Культура и техника речи. 14 4

Теория : знакомство с профессией актер

Теория : знакомство с профессией актер

Тема 3.3. Разнообразие художественных приемов литературы

Тема 3.3. Разнообразие художественных приемов литературы

Упражнения на вокально-двигательную координацию

Упражнения на вокально-двигательную координацию

Практика: Проведение игр на внимание, упражнений на наблюдение и память физических действий

Практика: Проведение игр на внимание, упражнений на наблюдение и память физических действий

Практика : Упражнение на развитие сценического внимания: рассмотреть объект, хлопки по сигналу, изобразить малый, средний, большой круг внимания

Практика : Упражнение на развитие сценического внимания: рассмотреть объект, хлопки по сигналу, изобразить малый, средний, большой круг внимания

Практика : выступление воспитанников на спектакле «В гостях у сказки» на базе

Практика : выступление воспитанников на спектакле «В гостях у сказки» на базе

Интернет для поиска иллюстраций, музыки, активного общения с обучающимися группы; - фонограммы с записями различных музыкальных произведений; - художественно–оформительские материалы; - сценическая площадка с кулисами;…

Интернет для поиска иллюстраций, музыки, активного общения с обучающимися группы; - фонограммы с записями различных музыкальных произведений; - художественно–оформительские материалы; - сценическая площадка с кулисами;…

Методы обучения : словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный, проблемный, игровой

Методы обучения : словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный, проблемный, игровой

Итоговые работы детей (сценки, спектакли, выступления) будут представлены при проведении общешкольных мероприятий или мероприятий на базе

Итоговые работы детей (сценки, спектакли, выступления) будут представлены при проведении общешкольных мероприятий или мероприятий на базе

Календарный план воспитательной работы

Календарный план воспитательной работы

Список литературы 3.1.1.

Список литературы 3.1.1.

Литература для педагога. 1.

Литература для педагога. 1.

Приложение №1 Календарный учебный график №

Приложение №1 Календарный учебный график №

Александровская СОШ творческая работа 9 04/10/2022 15:00 15:45 лекция

Александровская СОШ творческая работа 9 04/10/2022 15:00 15:45 лекция

Работа над художественным произведением

Работа над художественным произведением

СОШ 28 08/12/2022 15:00 15:45 практикум

СОШ 28 08/12/2022 15:00 15:45 практикум

Игры и упражнения на развитие фантазии и воображения

Игры и упражнения на развитие фантазии и воображения

Показ сценок 1 Александровская

Показ сценок 1 Александровская

СОШ 6113/04/2023 15:00 15:45практикум

СОШ 6113/04/2023 15:00 15:45практикум

Репетиция спектакля «В гостях у сказки»

Репетиция спектакля «В гостях у сказки»

Приложение №2 Педагогическая диагностика театрализованной деятельности (автор:

Приложение №2 Педагогическая диагностика театрализованной деятельности (автор:

Основы изобразительно-оформительской деятельности:

Основы изобразительно-оформительской деятельности:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.01.2024