Программа допобразования "Природа и мы"
Оценка 5

Программа допобразования "Природа и мы"

Оценка 5
Образовательные программы
PDF
экология
11.03.2023
Программа допобразования "Природа и мы"
Программа разработана с целью вовлечения подростков в проектно-исследовательскую деятельность по изучению природы родного края
Природа.PDF

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Современная школа требует развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, развитием навыка самостоятельности.    Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, чётко планировать действия, быть открытыми для новых контактов и связей. 

     Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации начала XXI века.

     В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в начальной школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения. Анализ теоретической и методической экологической литературы, а также состояния практики экологического образования в начальных классах свидетельствует о необходимости совершенствования всей системы воспитательной работы с младшими школьниками, одной из приоритетной целей которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей свое место в  природе.      Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе, программы дополнительного образования с экологической направленностью для младших школьников.

     Активизации деятельности младших школьников в дополнительном объединении способствует разнообразие форм работы: занятие в учебном кабинете продолжаются экскурсиями в   природу; коллективные творческие дела завершают выставки, викторины, экологические праздники, изготовление стенгазет.

     Данная программа относится к области экологического образования и сочетает традиционные и новые способы воздействия на личность ребёнка средствами природы.

      Цель программы: формирование и развитие экологически сообразного поведения у младших школьников.      Программа  ставит перед собой следующие задачи:

1.        Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой  природы, о взаимодействии  и  взаимозависимости  природы,  общества и человека.

2.        Формирование   осознанных   представлений   о   нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.

3.        Формирование экологически  ценностных   ориентаций в деятельности детей.

4.        Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.

5.        Развитие        способности        формирования     научных,    эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам.

6.        Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и безобразного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.

7.        Развитие потребности в необходимости и возможности  решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.

8.        Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.

     Дополнительная образовательная программа «Природа и мы» имеет  естественнонаучную  направленность.

     Новизна программы.  Программа  объединения дополнительного образования составлена в соответствии с образовательным компонентом «Окружающий мир» для начальной школы, утвержденным Министерством образования, соответствует требованиям к содержанию образовательных программ дополнительного образования детей, построена с учетом преемственности экологического образования  младших школьников, опирается на теоретический, практический и личностный опыт учащихся, полученный при изучении курса «Окружающий мир» на уроках.

     Сроки реализации дополнительной образовательной программы.     Объединение дополнительного образования предназначается для  учащихся   9-16 лет  и рассчитан на 1 год (70 занятий, 2 часа в неделю).

     В программе объединения дополнительного образования  выделено 12 тем, названия которых даны в виде формулировок определённых познавательных, практических задач. Для каждой темы указано рекомендуемое количество часов.

      Формы подведения итогов: выставки, викторины, экологические праздники, изготовление стенгазет.

 

 

Результаты освоения дополнительной образовательной программы  Личностными результатами являются следующие умения:

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле. Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД: Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей.

Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

Вычитывать все уровни текстовой информации.

Уметь         определять возможные          источники необходимых      сведений, производить        поиск          информации,       анализировать     и       оценивать   ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

Самостоятельно     организовывать    учебное     взаимодействие     в     группе

(определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Предметными результатами являются следующие умения:

1. Осознание исключительной роли жизни на Земле и значение экологии в жизни человека и общества:

   определять роль в природе различных групп организмов;

   объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.

2. Формирование представления о природе как развивающейся системе:

- рассматривать биологические процессы в развитии;

– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение.

3. Освоение элементарных биологических основ медицины, сельского и лесного хозяйства, биотехнологии:

   использовать биологические знания в быту;

   объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.

4.Овладение системой экологических и биосферных знаний, определяющей условия ограничения активности человечества в целом и каждого отдельного человека:

- объяснять мир с точки зрения экологии;

   перечислять отличительные свойства живого;

   различать основные группы живых организмов;

   объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов;

5.Овладение наиболее употребительными понятиями и законами курса экологии и их использованием в практической жизни:

   понимать смысл экологических терминов;

   характеризовать методы экологической науки (наблюдение, описание, измерение, сравнение, эксперимент, моделирование) и их роль в познании живой природы;

   проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.

6. Овладение биологическими основами здорового образа жизни:

   оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни; – использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;

   различать съедобные и ядовитые организмы своей местности.

Планируемые результаты

Организация внеурочной деятельности по данной программе создаст условия для достижения следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты: развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук;

развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать свое отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и т.д.); воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды; формирование мотивации дальнейшего изучения природы.

Метапредметные результаты:

овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения: ставить цели и планировать личную учебную деятельность; оценивать собственный вклад в деятельность группы; проводить самооценку уровня личных учебных достижений;

освоение элементарных приемов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам

исследования;

формирование приемов работы с информацией, что включает в себя умения: поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей; понимания информации, представленной в различной знаковой форме — в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т.д.;

развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии; участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.

Предметные результаты:

в ценностно-ориентационной сфере -сформированность представлений об экологии как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества; в познавательной сфере - углублённые представления о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение базовых естественнонаучных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук; формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни; для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социоприродной среде; в трудовой сфере - владение навыками ухода за комнатными растениями и растениями на пришкольном участке, за обитателями живого уголка, за домашними питомцами; в эстетической сфере - умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами литературы и искусства; в сфере физической культуры - элементарные представления о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояния, от факторов окружающей среды.

Учебно-тематический план программы  объединения дополнительного образования

«Природа и мы»

 

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

Прим ечани

е

Теори

я

Практи

ка

Выясняем, что такое «экология и краеведение» – 6 часов.

1-2

Экология – это наука о связях в природе.

 

 

 

3-4

Краеведение – изучение отдельных местностей

 

 

 

5-6

Простейшие        элементы ориентирования.

 

 

 

Учимся распознавать растения и животных ближайшего природного окружения – 8 часов.

7-8

Экскурсия на природу. Учимся видеть и наблюдать.

 

 

 

9-12

Происхождение названий некоторых видов животных и некоторых видов растений.

4 ч

 

 

 

13-

14

Дидактическая игра «Природа нужна нам, мы нужны природе».

 

2 ч

 

 

Знакомимся с растениями, которым угрожает исчезновение – 8 часов.

15-

16

Местные лекарственные травы, правила их сбора, употребления.

 

 

 

17-

18

Природа     родного      края          (выставка рисунков).

 

 

 

19-

20

Причины сокращения численности, необходимые меры их охраны.

 

 

 

21-

22

 Составление «Красной книги» растений Новосибирской области

 

 

 

Изучаем способы охраны природы – 6 часов.

23-

24

Виртуальное  путешествие по заповедным местам нашего края

(в/фрагменты).

 

 

 

25-

26

Виртуальное путешествие по заповедным местам нашего края

(в/фрагменты).

 

 

 

27-

28

Творческая игра «Живи, ёлочка».

 

 

 

Выясняем роль неживой природы в жизни живого – 14 часов.

29-

30

Солнце как источник тепла и света для живых существ.

 

 

 

31-

32

Теплолюбивые    и       холодостойкие растения

 

 

 

33-

34

Приспособление животных к сезонным изменениям температуры.

 

 

 

35-

36

Местные полезные ископаемые.

 

 

 

37-

38

Растения и животные лесов, полей, лугов, водоёмов.

 

 

 

 

39-

40

Наша  речка Ирмень. Экскурсия.

 

 

 

41-

42

 Вода и жизнь.

 

 

 

Изучаем экологические связи в живой природе – 6 часов.

43-

44

Экологические связи в живой природе на примере «Берёзового леса».

 

 

 

 

45-

46

Понятие «прямые связи». (зарисовка)

 

 

 

47-

48

Понятие         «косвенные         связи».

(зарисовка)

 

 

 

Мастерим домики для птиц – 4 часа.

49-

52

 Практическая     работа        по изготовлению искусственных  гнезд для птиц.

 

 

 

Знакомимся с охраняемыми растениями и животными – 8 часов.

53-

54

Охраняемые растения области.

 

 

 

55-

56

 Охраняемые животные  области.

 

 

 

57-

58

Причины сокращения численности и меры их охраны

 

 

 

59-

60

Проект «Растения и животные под охраной»

 

 

 

Учимся передавать свои знания другим ребятам – 6 часов.

61-

64

Изготовление      условных   знаков, экологических памяток.

 

 

 

65-

66

Проведение  КВН.

 

 

 

Выявляем связь между состоянием природы и здоровьем человека –4 часа.

67-

68

Пути попадания вредных веществ в организм человека. Меры, направленные на снижение вредного влияния загрязнений на здоровье.

 

 

 

69-

70

Подводим итоги нашей работы за год

 

 

 

 

Содержание программы  объединения дополнительного образования «Природа и мы»

 

Выясняем что такое «экология и краеведение» – 6 часов 

Экология – это наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой.

Краеведение – изучение отдельной местности. Простейшие элементы ориентирования.

Связи между природой и человеком.

Учимся распознавать растения и животных ближайшего природного окружения – 8 часов (4+4)

Экскурсии и практические работы по распознаванию встречающихся в данной местности растений и животных (деревьев, кустарников, травянистых растений, насекомых, птиц, зверей, других животных). Объяснение происхождения названий некоторых видов с целью их лучшего запоминания. Упражнения (в том числе игрового характера), закрепляющие знания названий рассмотренных растений и животных.

Знакомимся с растениями, которым угрожает исчезновение – 8 часов

(4+4)

Местные лекарственные травы. Правила их сбора, употребления. Причины сокращения численности, необходимые меры их охраны. (Составление

«Красной книги» Новосибирской области)

Изучаем способы охраны природы – 6 часов. (4+2)

Виртуальное путешествие по заповедникам нашей страны. (Знакомство   конкретными заповедниками).

Выясняем роль неживой природы в жизни живого – 14 часов. (12+2) Солнце как источник тепла и света для живых существ.

Теплолюбивые и холодостойкие растения.

Приспособления животных к сезонным изменениям температуры.

Местные полезные ископаемые.

Наша  речка Тёша.

Растения и животные лесов, полей, лугов и водоёмов.

 Представление о загрязнении воды и её очистке, воспитание ценностного и рачительного отношения к воде. Опыты по очистке воды. Изготовление простых фильтров.

Изучаем экологические связи в живой природе – 8 часов. (6+2)

Экологические связи в живой природе на примере берёзового леса. («Берёза и всё вокруг неё»). Понятия «прямые связи» и «косвенные связи».

Мастерим домики для птиц – 4 часа.

Практическая работа по изготовлению искусственных гнезд для птиц. Знакомимся с охраняемыми растениями и животными – 8 часов. (4+4) Охраняемые растения области.

Охраняемые животные области.

Причины сокращения численности и меры их охраны.

Учимся передавать свои знания другим ребятам – 6 часов. (2+4) Изготовление условных знаков к правилам поведения в природе и экологических памяток для своих младших товарищей.

Подготовка и проведение КВНов экологического содержания.

Выявляем связь между состоянием природы и здоровья человека – 4 часа.

Пути попадания вредных веществ в организм человека (с водой, с пищей). Меры, направленные на снижение вредного влияния загрязнения на здоровье. Подводим итоги нашей работы за год.

Обобщение основных теоретических знаний и подведение итогов по практическим делам.

 

Описание материально-технического обеспечения программы

 

п/п

Наименование объектов и средств материальнотехнического обеспечения 

Количество 

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) 

1.

2.

 

 

3.

4.

5.

 

6.

 

7.

8.

А.А.Плешаков.  Атлас «От земли до неба» 

А.А.Плешаков «Великан на поляне» или первые уроки экологической этики Текст  /А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2009.

А.А.Плешаков        «Зелёные        страницы»        –М.:

Просвещение, 2008.

Начальная школа. – 1991. - № 5. – С. 2-8.

Энциклопедия. Всё обо всём.   – М.: Филологическое общество «Слово» АСТ Москва,1998

Серия «Эрудит». Мир животных, Мир растений– ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2006

Справочная литература

Красная книга Новосибирской области

10

3

 

 

3

1

1

 

 

1

1

1

Технические средства обучения 

1.

2.

3.

4.

Классная доска 

Мультимедийный проектор .

 Компьютер.

  Экран. 

1

1

1

1

Экранно-звуковые пособия 

1.

 

2.

 

Видеофильмы,    соответствующие         содержанию обучения.

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения .

12

 

6

Игры и игрушки 

1

Настольные развивающие игры,  викторины.

 

Оборудование класса 

1

2

Ученические столы двухместные с комплектом стульев.

 

 

3

 

4

Стол учительский с тумбой.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

Классная доска

 

 

Программа допобразования "Природа и мы"

Программа допобразования "Природа и мы"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Активизации деятельности младших школьников в дополнительном объединении способствует разнообразие форм работы: занятие в учебном кабинете продолжаются экскурсиями в природу; коллективные творческие дела завершают выставки, викторины,…

Активизации деятельности младших школьников в дополнительном объединении способствует разнообразие форм работы: занятие в учебном кабинете продолжаются экскурсиями в природу; коллективные творческие дела завершают выставки, викторины,…

Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды

Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды

Результаты освоения дополнительной образовательной программы

Результаты освоения дополнительной образовательной программы

Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания)

Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания)

Овладение системой экологических и биосферных знаний, определяющей условия ограничения активности человечества в целом и каждого отдельного человека: - объяснять мир с точки зрения экологии; –…

Овладение системой экологических и биосферных знаний, определяющей условия ограничения активности человечества в целом и каждого отдельного человека: - объяснять мир с точки зрения экологии; –…

Личностные результаты: развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук; развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать свое…

Личностные результаты: развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук; развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать свое…

Учебно-тематический план программы объединения дополнительного образования «Природа и мы» № п/п

Учебно-тематический план программы объединения дополнительного образования «Природа и мы» № п/п

Природа родного края (выставка рисунков)

Природа родного края (выставка рисунков)

Практическая работа по изготовлению искусственных гнезд для птиц

Практическая работа по изготовлению искусственных гнезд для птиц

Экскурсии и практические работы по распознаванию встречающихся в данной местности растений и животных (деревьев, кустарников, травянистых растений, насекомых, птиц, зверей, других животных)

Экскурсии и практические работы по распознаванию встречающихся в данной местности растений и животных (деревьев, кустарников, травянистых растений, насекомых, птиц, зверей, других животных)

Пути попадания вредных веществ в организм человека (с водой, с пищей)

Пути попадания вредных веществ в организм человека (с водой, с пищей)

Стол учительский с тумбой. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр

Стол учительский с тумбой. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.03.2023