Современная школа требует развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, развитием навыка самостоятельности. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, чётко планировать действия, быть открытыми для новых контактов и связей.
Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации начала XXI века.
В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в начальной школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения. Анализ теоретической и методической экологической литературы, а также состояния практики экологического образования в начальных классах свидетельствует о необходимости совершенствования всей системы воспитательной работы с младшими школьниками, одной из приоритетной целей которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей свое место в природе. Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе, программы дополнительного образования с экологической направленностью для младших школьников.
Активизации деятельности младших школьников в дополнительном объединении способствует разнообразие форм работы: занятие в учебном кабинете продолжаются экскурсиями в природу; коллективные творческие дела завершают выставки, викторины, экологические праздники, изготовление стенгазет.
Данная программа относится к области экологического образования и сочетает традиционные и новые способы воздействия на личность ребёнка средствами природы.
Цель программы: формирование и развитие экологически сообразного поведения у младших школьников. Программа ставит перед собой следующие задачи:
1. Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.
2. Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.
3. Формирование экологически ценностных ориентаций в деятельности детей.
4. Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.
5. Развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам.
6. Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и безобразного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.
7. Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.
8. Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.
Дополнительная образовательная программа «Природа и мы» имеет естественнонаучную направленность.
Новизна программы. Программа объединения дополнительного образования составлена в соответствии с образовательным компонентом «Окружающий мир» для начальной школы, утвержденным Министерством образования, соответствует требованиям к содержанию образовательных программ дополнительного образования детей, построена с учетом преемственности экологического образования младших школьников, опирается на теоретический, практический и личностный опыт учащихся, полученный при изучении курса «Окружающий мир» на уроках.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы. Объединение дополнительного образования предназначается для учащихся 9-16 лет и рассчитан на 1 год (70 занятий, 2 часа в неделю).
В программе объединения дополнительного образования выделено 12 тем, названия которых даны в виде формулировок определённых познавательных, практических задач. Для каждой темы указано рекомендуемое количество часов.
Формы подведения итогов: выставки, викторины, экологические праздники, изготовление стенгазет.
Результаты освоения дополнительной образовательной программы Личностными результатами являются следующие умения:
Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле. Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД: Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей.
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
Вычитывать все уровни текстовой информации.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе
(определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предметными результатами являются следующие умения:
1. Осознание исключительной роли жизни на Земле и значение экологии в жизни человека и общества:
– определять роль в природе различных групп организмов;
– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.
2. Формирование представления о природе как развивающейся системе:
- рассматривать биологические процессы в развитии;
– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение.
3. Освоение элементарных биологических основ медицины, сельского и лесного хозяйства, биотехнологии:
– использовать биологические знания в быту;
– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.
4.Овладение системой экологических и биосферных знаний, определяющей условия ограничения активности человечества в целом и каждого отдельного человека:
- объяснять мир с точки зрения экологии;
– перечислять отличительные свойства живого;
– различать основные группы живых организмов;
– объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов;
5.Овладение наиболее употребительными понятиями и законами курса экологии и их использованием в практической жизни:
– понимать смысл экологических терминов;
– характеризовать методы экологической науки (наблюдение, описание, измерение, сравнение, эксперимент, моделирование) и их роль в познании живой природы;
– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.
6. Овладение биологическими основами здорового образа жизни:
– оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни; – использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;
– различать съедобные и ядовитые организмы своей местности.
Планируемые результаты
Организация внеурочной деятельности по данной программе создаст условия для достижения следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты: развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук;
развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать свое отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и т.д.); воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды; формирование мотивации дальнейшего изучения природы.
Метапредметные результаты:
овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения: ставить цели и планировать личную учебную деятельность; оценивать собственный вклад в деятельность группы; проводить самооценку уровня личных учебных достижений;
освоение элементарных приемов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам
исследования;
формирование приемов работы с информацией, что включает в себя умения: поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей; понимания информации, представленной в различной знаковой форме — в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т.д.;
развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии; участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.
Предметные результаты:
в ценностно-ориентационной сфере -сформированность представлений об экологии как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества; в познавательной сфере - углублённые представления о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение базовых естественнонаучных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук; формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни; для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социоприродной среде; в трудовой сфере - владение навыками ухода за комнатными растениями и растениями на пришкольном участке, за обитателями живого уголка, за домашними питомцами; в эстетической сфере - умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами литературы и искусства; в сфере физической культуры - элементарные представления о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояния, от факторов окружающей среды.
Учебно-тематический план программы объединения дополнительного образования
№ п/п |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Дата |
Прим ечани е |
|
Теори я |
Практи ка |
||||
Выясняем, что такое «экология и краеведение» – 6 часов. |
|||||
1-2 |
Экология – это наука о связях в природе. |
2ч |
|
|
|
3-4 |
Краеведение – изучение отдельных местностей |
2ч |
|
|
|
5-6 |
Простейшие элементы ориентирования. |
|
2ч |
|
|
Учимся распознавать растения и животных ближайшего природного окружения – 8 часов. |
|||||
7-8 |
Экскурсия на природу. Учимся видеть и наблюдать. |
|
2ч |
|
|
9-12 |
Происхождение названий некоторых видов животных и некоторых видов растений. |
4 ч |
|
|
|
13- 14 |
Дидактическая игра «Природа нужна нам, мы нужны природе». |
|
2 ч |
|
|
Знакомимся с растениями, которым угрожает исчезновение – 8 часов. |
|||||
15- 16 |
Местные лекарственные травы, правила их сбора, употребления. |
2ч |
|
|
|
17- 18 |
Природа родного края (выставка рисунков). |
|
2ч |
|
|
19- 20 |
Причины сокращения численности, необходимые меры их охраны. |
2ч |
|
|
|
21- 22 |
Составление «Красной книги» растений Новосибирской области |
|
2ч |
|
|
Изучаем способы охраны природы – 6 часов. |
|||||
23- 24 |
Виртуальное путешествие по заповедным местам нашего края (в/фрагменты). |
2ч |
|
|
|
25- 26 |
Виртуальное путешествие по заповедным местам нашего края (в/фрагменты). |
2ч |
|
|
|
27- 28 |
Творческая игра «Живи, ёлочка». |
|
2ч |
|
|
Выясняем роль неживой природы в жизни живого – 14 часов. |
|||||
29- 30 |
Солнце как источник тепла и света для живых существ. |
2ч |
|
|
|
31- 32 |
Теплолюбивые и холодостойкие растения |
2ч |
|
|
|
33- 34 |
Приспособление животных к сезонным изменениям температуры. |
2ч |
|
|
|
35- 36 |
Местные полезные ископаемые. |
2ч |
|
|
|
37- 38 |
Растения и животные лесов, полей, лугов, водоёмов. |
2ч |
|
|
|
39- 40 |
Наша речка Ирмень. Экскурсия. |
|
2ч |
|
|
41- 42 |
Вода и жизнь. |
2ч |
|
|
|
Изучаем экологические связи в живой природе – 6 часов. |
|||||
43- 44 |
Экологические связи в живой природе на примере «Берёзового леса». |
|
2ч |
|
|
45- 46 |
Понятие «прямые связи». (зарисовка) |
2ч |
|
|
|
47- 48 |
Понятие «косвенные связи». (зарисовка) |
2ч |
|
|
|
Мастерим домики для птиц – 4 часа. |
|||||
49- 52 |
Практическая работа по изготовлению искусственных гнезд для птиц. |
|
4ч |
|
|
Знакомимся с охраняемыми растениями и животными – 8 часов. |
|||||
53- 54 |
Охраняемые растения области. |
2ч |
|
|
|
55- 56 |
Охраняемые животные области. |
2ч |
|
|
|
57- 58 |
Причины сокращения численности и меры их охраны |
2ч |
|
|
|
59- 60 |
Проект «Растения и животные под охраной» |
|
2ч |
|
|
Учимся передавать свои знания другим ребятам – 6 часов. |
|||||
61- 64 |
Изготовление условных знаков, экологических памяток. |
|
4ч |
|
|
65- 66 |
Проведение КВН. |
2ч |
|
|
|
Выявляем связь между состоянием природы и здоровьем человека –4 часа. |
|||||
67- 68 |
Пути попадания вредных веществ в организм человека. Меры, направленные на снижение вредного влияния загрязнений на здоровье. |
2ч |
|
|
|
69- 70 |
Подводим итоги нашей работы за год |
2ч |
|
|
|
Содержание программы объединения дополнительного образования «Природа и мы»
Выясняем что такое «экология и краеведение» – 6 часов
Экология – это наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой.
Краеведение – изучение отдельной местности. Простейшие элементы ориентирования.
Связи между природой и человеком.
Учимся распознавать растения и животных ближайшего природного окружения – 8 часов (4+4)
Экскурсии и практические работы по распознаванию встречающихся в данной местности растений и животных (деревьев, кустарников, травянистых растений, насекомых, птиц, зверей, других животных). Объяснение происхождения названий некоторых видов с целью их лучшего запоминания. Упражнения (в том числе игрового характера), закрепляющие знания названий рассмотренных растений и животных.
Знакомимся с растениями, которым угрожает исчезновение – 8 часов
(4+4)
Местные лекарственные травы. Правила их сбора, употребления. Причины сокращения численности, необходимые меры их охраны. (Составление
«Красной книги» Новосибирской области)
Изучаем способы охраны природы – 6 часов. (4+2)
Виртуальное путешествие по заповедникам нашей страны. (Знакомство конкретными заповедниками).
Выясняем роль неживой природы в жизни живого – 14 часов. (12+2) Солнце как источник тепла и света для живых существ.
Теплолюбивые и холодостойкие растения.
Приспособления животных к сезонным изменениям температуры.
Местные полезные ископаемые.
Наша речка Тёша.
Растения и животные лесов, полей, лугов и водоёмов.
Представление о загрязнении воды и её очистке, воспитание ценностного и рачительного отношения к воде. Опыты по очистке воды. Изготовление простых фильтров.
Изучаем экологические связи в живой природе – 8 часов. (6+2)
Экологические связи в живой природе на примере берёзового леса. («Берёза и всё вокруг неё»). Понятия «прямые связи» и «косвенные связи».
Мастерим домики для птиц – 4 часа.
Практическая работа по изготовлению искусственных гнезд для птиц. Знакомимся с охраняемыми растениями и животными – 8 часов. (4+4) Охраняемые растения области.
Охраняемые животные области.
Причины сокращения численности и меры их охраны.
Учимся передавать свои знания другим ребятам – 6 часов. (2+4) Изготовление условных знаков к правилам поведения в природе и экологических памяток для своих младших товарищей.
Подготовка и проведение КВНов экологического содержания.
Выявляем связь между состоянием природы и здоровья человека – 4 часа.
Пути попадания вредных веществ в организм человека (с водой, с пищей). Меры, направленные на снижение вредного влияния загрязнения на здоровье. Подводим итоги нашей работы за год.
Обобщение основных теоретических знаний и подведение итогов по практическим делам.
№ п/п |
Наименование объектов и средств материальнотехнического обеспечения |
Количество |
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) |
||
1. 2.
3. 4. 5.
6.
7. 8. |
А.А.Плешаков. Атлас «От земли до неба» А.А.Плешаков «Великан на поляне» или первые уроки экологической этики Текст /А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2009. А.А.Плешаков «Зелёные страницы» –М.: Просвещение, 2008. Начальная школа. – 1991. - № 5. – С. 2-8. Энциклопедия. Всё обо всём. – М.: Филологическое общество «Слово» АСТ Москва,1998 Серия «Эрудит». Мир животных, Мир растений– ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2006 Справочная литература Красная книга Новосибирской области |
10 3
3 1 1
1 1 1 |
Технические средства обучения |
||
1. 2. 3. 4. |
Классная доска Мультимедийный проектор . Компьютер. Экран. |
1 1 1 1 |
Экранно-звуковые пособия |
||
1.
2.
|
Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения. Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения . |
12
6 |
Игры и игрушки |
||
1 |
Настольные развивающие игры, викторины. |
|
Оборудование класса |
||
1 2 |
Ученические столы двухместные с комплектом стульев. |
|
3
4 |
Стол учительский с тумбой. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр. Классная доска |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.