Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая)
программа художественной направленности
«Город мастеров»
Возраст обучающихся: 5-7 лет
Срок реализации: 2 года,
Автор-составитель:
Аникина Галина Алексеевна,
воспитатель
первой квалификационной категории
г.Сургут
2016
СОДЕРЖАНИЕ
1. |
Пояснительная записка ………………………………………………………. |
3 |
2. |
Планируемые результаты …………………………………………………….. |
5 |
3 |
Организационно-педагогические условия ………………………………….. |
5 |
4 |
Учебный план …………………………………………………………………. |
5 |
5 |
Календарный учебный график ………………………………………………. |
6 |
6 |
Оценочные материалы ………………………………………………………. |
6 |
7 |
Методические материалы ……………………………………………………. |
8 |
7.1. |
Календарно-тематическое планирование …………………………………… |
11 |
8 |
Литература …………………………………………………………………….. |
14 |
Пояснительная записка
Формирование творческой личности ребёнка — одна из наиболее важных задач педагогической науки на современном этапе. Дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, способностью детей осознавать поставленные перед ними цели и творческому отображению полученных впечатлений.
Программа «Город мастеров» будет способствовать организации плавного перехода из ДОУ в начальную школу, в связи с особенностями художественной деятельности.
Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере определяется его сенсорным развитием. Известно, что развитие тонкой моторики, как главное условие осуществления познавательной деятельности, обеспечивает возможности успешного обучения. Кроме этого, исследования, проведенные психологами, показали, что большая часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в первом классе), связана в том числе с недостаточной точностью и гибкостью восприятия.
Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребенка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве.
Актуальность программы обусловлена проблемами в физическом, познавательном, речевом и художественно-эстетическом образовании старших дошкольников, выявленными в результате мониторинговых исследований в апреле 2016 года:
· слабое развитие мелкой и тонкой моторики пальцев рук.
· недостаточный уровень речевой активности,
· неумение выполнять задание по образцу, инструкции,
· неуверенное ориентирование на плоскости листа,
· отсутствие навыка самостоятельной творческой деятельности.
Решение проблем дошкольников успешно осуществляется в разных видах деятельности, среди которых особое место занимает художественное творчество.
Все средства художественной выразительности, направленные на создание выразительного образа, освоение технических навыков, умений изображения, овладение способами изображения предметов, передачи сюжетов, развитие способности к декоративно-прикладному искусству, решают напрямую и опосредовано все перечисленные выше недостатки.
Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства также является эффективной в решении существующих сложностей в развитии дошкольников.
Изобразительная деятельность способствует активному познанию окружающего мира, воспитанию способности творческого отражения впечатлений в графической и пластической форме. К тому же изобразительное искусство является источником особой радости, способствует воспитанию у ребёнка чувства гордости и удовлетворения результатами труда.
Нетрадиционные техники хороши тем, что доступны детям дошкольного возраста, позволяют быстро достичь желаемого результата и вносят определенную новизну в деятельность детей, делая её более увлекательной и интересной.
Кроме этого, нетрадиционная изодеятельность даёт возможность использовать хорошо знакомые предметы в качестве художественных материалов, такая деятельность удивляет своей непредсказуемостью.
Изображение необычными материалами и оригинальными техниками позволят детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Пройдя курс программы «Город мастеров», дети смогут активно воплощать свои фантазии, проявлять творчество в самостоятельной изобразительной деятельности и прикладном искусстве.
Побуждать пальцы работать – одна из сложнейших задач, успешно решаемых на занятиях по рисованию, лепке, аппликации с применением нетрадиционных материалов и техник.
Цель программы «Город мастеров»: развитие мелкой моторики пальцев рук через организованную изобразительную деятельность с использованием нетрадиционных способов и техник.
Задачи:
1. дать представление о разнообразии техник художественного творчества.
2. сформировать умение использовать в самостоятельной изобразительной и прикладной художественной деятельности нетрадиционные материалы,
3. создать условия для развития мелкой моторики рук,
4. совершенствовать зрительное восприятие,
5. развивать умение ориентироваться на плоскости листа,
6. развивать умение выполнять задание по образцу, схеме,
7. развивать умение понимать и выполнять инструкцию,
8. воспитывать стремление к творческому художественному отображению действительности.
Планируемые результаты
1. Дети смогут создавать необычные картины, рисунки и поделки.
2. Освоят разнообразные нетрадиционные техники рисования, аппликации, лепки, прикладного искусства.
3. У детей появятся улучшения в показателях развития мелкой моторики пальцев рук.
4. Появится уверенность в ориентировании на плоскости,
5. Дети научатся действовать по образцу, схеме, инструкции.
6. Появится стойкий интерес к художественному творчеству.
Организационно-педагогические условия
Для проведения развивающих занятий необходимо помещение, которое соответствует правилам охраны жизни и здоровья воспитанников: СанПиН, охраны труда, пожарной безопасности, защиты от чрезвычайных ситуаций, антитеррористической безопасности.
Оборудование: столы, стулья по количеству детей, доска, ноутбук.
Средства:
· традиционные: кисти для клея, клей-карандаш, карандаши простые, цветные, гуашь, акварельная краска, альбомы, картон;
· нетрадиционные: губка, ткань, газета, природный и бросовый материал, холодный фарфор и др.
· мультимедийные: презентации, мультфильмы.
Режим деятельности по программе «Город мастеров» предусматривает 2 разовое посещение занятий в неделю в вечерний отрезок времени продолжительностью менее 30 мин с детьми от 5 до 6 лет; не более 30 минут с детьми от 6 до 7 лет.
Учебно-тематический план
Раздел, тема |
Количество часов |
|||||
старший дошкольный возраст от 5 до 6 лет |
старший дошкольный возраст от 6 до 7 лет |
|||||
|
Теоретическая часть |
Практическая часть |
Всего часов |
Теоретическая часть |
Практическая часть |
Всего часов |
Рисование |
26 |
|
|
26 |
|
|
Аппликация |
20 |
|
|
20 |
|
|
Лепка |
11 |
|
|
11 |
|
|
Плетение |
10 |
|
|
10 |
|
|
Моделирование |
9 |
|
|
9 |
|
|
Итого: |
76 |
|
|
76 |
|
|
Календарный учебный график
Содержание |
Возрастные группы |
|
Группы старшего дошкольного возраста |
||
от 5 до 6 лет |
от 6 до 7 лет |
|
Календарная продолжительность учебного периода, в том числе |
сентябрь - май |
|
Календарная продолжительность учебного периода, в том числе |
38 недель |
|
1 полугодие |
17 недель, 2 дня |
|
2 полугодие |
20 недель, 3 дня |
|
Объем недельной образовательной нагрузки (НОД), в том числе: |
50 мин. |
60мин. |
- в 1-ю половину дня |
00 мин. |
00 мин. |
- в 2-ую половину дня |
50 мин. |
60мин. |
Оценочные материалы
Согласно п.4.3. ФГОС ДО целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социально – нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования, не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга) , и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей.
Вместе с тем, в соответствии с п.3.2.3 Стандарта при реализации образовательной программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогически действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования). Мониторинг проводится в начале и конце периода занятий , вид мониторинга – наблюдение за процессом изодеятельности, изучение продуктов изодеятельности.
Критерии оценки освоения программы
1. Наличие представлении и навыков в применении на практике нетрадиционных материалов и оборудования, владение разнообразием техник изображения, в том числе нетрадиционных.
2. Наличие представлений об орнаменте, ритме, симметрии в композиционном построении.
3. Состояние мелкой моторики рук.
4. Передача в изображении формы, строения, пропорции предмета, цветовой гаммы.
5. Ориентация на листе, соблюдение пропорций в изображении разных предметов.
6. Действие по инструкции, схеме,
7. Самостоятельная художественная деятельность.
|
Показатели |
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
|
1 |
Нетрадиционные техники художественного творчества. |
Знает и владеет |
Знает, но не владеет |
Не знает, не владеет |
|
2 |
Нетрадиционные материалы изо деятельности |
Знает и активно использует |
Знает, но использует только по образцу |
Не знает, не использует |
|
3 |
Развитию мелкой моторики рук |
Движения уверенные |
Движения неуверенные, старается подражать |
Движения скованные, требуется стимулирование и поддержка |
|
4 |
Зрительное восприятие |
Хорошо ориентируется в цветах, форме, размерах, соблюдает пропорции (крупно-мелко), перспективу (близко-далеко) |
Хорошо ориентируется в цветах, форме, размерах, понимает, но не соблюдает пропорции, перспективу |
Слабо ориентируется в цветах, форме, размерах, не понимает что такое пропорции, перспектива |
|
5 |
Ориентирование на плоскости листа |
Хорошо ориентируется на плоскости листа, имеет представление о композиции |
Хорошо ориентируется на плоскости листа (верх, низ, слева, справа, центр), не имеет представления о композиции |
Слабо ориентируется на плоскости листа, (не имеет представления о сторонах, центре), не имеет представления о композиции |
|
6 |
Действие по инструкции |
Понимает инструкцию, умеет действовать самостоятельно |
Понимает инструкцию, но требует сопровождения, уточняет, переспрашивает |
Понимает инструкцию, но действует только совместно со взрослым |
|
7 |
Интерес к художественному творчеству |
Мотивирован на создание продукта изодеятельности, с интересом рассматривает работы мастеров |
Выполняет работу с интересом, к работам мастеров присматривается |
Интерес к изотворчеству неустойчивый, работами художников и мастеров не интересуется |
|
Таблица диагностических данных
|
Ф.И. ребёнка |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Возраст |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
Композиция |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Верх, низ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Слева, справа |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. Центр |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
Перспектива |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Близко(передний план) 2. Далеко (на заднем плане) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
Передача движения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. умеет |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. не умеет |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
Действия по инструкции |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. умеет |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. не умеет |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
Работа со схемой |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Понимает и выполняет |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. выполняет с подсказкой |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. выполняет совместно |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
Мотивация на деятельность: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. доводит работу до конца |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. доводит работу до конца, но быстро охладевает |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. не желает доводить работу до конца |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7
|
Нетрадиционные способы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Знает, применяет самостоятельно |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Знает, применяет с подсказкой |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. не знает, не применяет |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
Нетрадиционные техники |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Знает, применяет самостоятельно |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Знает, применяет с подсказкой |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. не знает, не применяет |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Методические
материалы
Программа рассчитана на 2 года обучения (для детей от 5 до 7 лет), содержит перспективное планирование, которое представлено помесячно, включает занятия по изобразительной деятельности и прикладному искусству с использованием нетрадиционных техник рисования, аппликации, лепки.
Методика организации работы детей дошкольного возраста по изобразительной деятельности основывается на принципах дидактики: систематичность, последовательность, доступность, учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Форма обучения: специально организованная деятельность; игра-путешествие, игровые упражнения; подгрупповые упражнения по овладению техниками нетрадиционного рисования, аппликации, лепки.
Средства изображения
Нетрадиционные способы рисования
·
Тычок
жесткой полусухой кистью. Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.
Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный
силуэт пушистого или колючего животного.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по
бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким
образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация
фактурности пушистой или колючей поверхности.
·
Скатывание
бумаги. Средства
выразительности: фактура, объем.
Материалы: салфетки либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в
блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы.
Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет
мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от
маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого
бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.
·
Оттиск
поролоном.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная
подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и
размера, кусочки поролона.
Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с
краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка
и поролон.
·
Оттиск
пенопластом.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: мисочка или
пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого
поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки
пенопласта.
Способ получения изображения: ребенок прижимает пенопласт к штемпельной подушке
с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и
мисочка, и пенопласт.
·
Оттиск
смятой бумагой.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: блюдце либо
пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого
поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая
бумага.
Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной
подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет,
меняются и блюдце, и смятая бумага.
· Восковые мелки + акварель. Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.
·
Свеча
+ акварель.
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.Материалы: свеча, плотная
бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем
закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается
белым.
· Монотипия предметная. Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия. Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель. Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.
· Черно-белый граттаж (грунтованный лист). Средства выразительности: линия, штрих, контраст. Материалы: полукартон либо плотная бумага белого цвета, свеча, широкая кисть, черная тушь, жидкое мыло (примерно одна капля на столовую ложку туши) или зубной порошок, мисочки для туши, палочка с заточенными концами.
Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом либо зубной порошок, в этом случае он заливается тушью без добавок. После высыхания палочкой процарапывается рисунок.
·
Кляксография
с трубочкой.
Средства выразительности: пятно.
Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая
ложечка, трубочка (соломинка для напитков).
Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску,
выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует
из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При
необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.
· Набрызг. Средства выразительности: точка, фактура. Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5´5 см).Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.
·
Отпечатки
листьев. Средства
выразительности: фактура, цвет.
Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие), кисти.
Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных
цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения
отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать
кистью.
· Цветной граттаж. Средства выразительности: линия, штрих, цвет. Материалы: цветной картон или плотная бумага, предварительно раскрашенные акварелью либо фломастерами, свеча, широкая кисть, мисочки для гуаши, палочка с заточенными концами.
Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем лист закрашивается гуашью, смешанной с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Далее возможно дорисовывание недостающих деталей гуашью.
·
Монотипия
пейзажная.
Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение
пространства в композиции.
Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.
Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной
половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере,
реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть.
Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой.
Исходный рисунок, после того, как с него сделан оттиск, оживляется красками,
чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать
лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем
она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.
Нетрадиционные техники изображения
· Плетение из газетной бумаги
· «Айрис фолдинг»
· «Квилинг»
· «Де купаж»
· Холодный фарфор (лепка)
· Объёмна аппликация
· «Макраме»
· «Скрапбукинг» (3- D открытка)
· Моделирование (объёмные композиции)
· Бумажный тоннель, (куб)
Используемый материал
• акварельные краски, гуашь;
• восковые и масляные мелки, свеча;
• ватные палочки;
• поролон;
• трубочки коктейльные;
• палочки или старые стержни для процарапывания;
• матерчатые салфетки;
• стаканы для воды;
• подставки под кисти;
• кисти, карандаши …
Рисование: различные предметы для рисования разными техниками (ватные палочки, поролоновые губки, пробки и др.), миски с гуашью, миска с водой, салфетки, бумага разной текстуры и размера.
Аппликация: клей, клеевые кисти, матерчатые салфетки, клеенки, ножницы, бумага разной текстуры и размера, шаблоны для вырезывания, трафареты для рисования контуров объектов, природный и бросовый материал, полоски бумаги,, салфетки трёхслойные, пуговицы, бусины, фантики, ткань.
Лепка: холодный фарфор, стеки, картон. ножницы.
Плетение: бумажные полоски, ленты, шерстяные нити, газета.
Моделирование: бумага, бросовый материал, нити, канцелярский клей, воздушные шары, ленты.
Календарно-тематическое планирование
на 2016-2017 учебный период
Раздел |
тема |
Месяц |
Количество занятий |
старший дошкольный возраст от 5 до 6 лет |
старший дошкольный возраст от 6 до 7 лет |
||
план |
факт |
план |
факт |
||||
Аппликация (скраббукинг) |
«Открытка «День знаний» |
Октябрь сентябрь |
1 |
1 |
|
1 |
|
Аппликация (листьями) |
«Цветы среди травы» |
1 |
5 |
|
5 |
|
|
Рисование (набрызг) |
«Дождь за окном» |
1 |
8 |
|
8 |
|
|
Рисование (кляксография) |
«Чудо-дерево» |
2 |
12 |
|
12 |
|
|
Аппликация (обрыв бумаги) |
«Осенний наряд» Чудо-дерева |
15 |
|
15 |
|
||
Аппликация («Айрис фолдинг») |
«Осенние кораблики» |
2 |
19 |
|
19 |
|
|
Аппликация («Айрис фолдинг») |
«Осенние кораблики» (продолжение) |
22 |
|
22 |
|
||
Рисование (по точкам) |
Улицы города |
1 |
26 |
|
26 |
|
|
Переплетение |
«Ковёр-самолёт» |
2 |
29 |
|
29 |
|
|
Рисование |
«Панно «Бабочки» |
3 |
6 |
|
6 |
|
|
Рисование |
«Панно «Бабочки» (продолжение) |
10 |
|
10 |
|
||
Моделирование (скручивание ) |
«Панно «Бабочки» (рамка) |
13 |
|
13 |
|
||
Рисование (по схеме) |
«Медведи» |
1 |
17 |
|
17 |
|
|
Рисование (по замыслу) |
«Умка» |
2 |
20 |
|
20 |
|
|
Объёмное моделирование |
«Журавлик» |
1 |
24 |
|
24 |
|
|
Моделирование (бумажный тоннель» |
«Птицы на юг улетают»
|
2 |
27 |
|
27 |
|
|
Моделирование (бумажный тоннель» |
«Птицы на юг улетают» (продолжение) |
31 |
|
31 |
|
||
Скручивание трубочек из газеты |
«Скатерть самобранка» |
ноябрь |
3 |
3 |
|
3 |
|
Переплетение (решётка из трубочек) |
«Скатерть -самобранка» |
7 |
|
7 |
|
||
Аппликация («Де купаж») |
«Скатерть самобранка» |
10 |
|
10 |
|
||
Лепка (холодный фарфор) |
«Математические бусы» |
1 |
14 |
|
14 |
|
|
Лепка (холодный фарфор) |
«Математические бусы» (продолжение) |
1 |
17 |
|
17 |
|
|
Рисование (по схеме) |
«Городские птицы» «Коровушка» |
2 |
21 |
|
21 |
|
|
Аппликация (коллаж) |
«Далеко, далеко на лугу пасутся ко…» (продолжение) |
24 |
|
24 |
|
||
Аппликация («Айрис фолдинг») |
Открытка «Елочка нарядная» |
2 |
28 |
|
28 |
|
|
Аппликация (скрапбукинг) |
«Елочка нарядная» (продолжение) |
декабрь |
1 |
|
1 |
|
|
Рисование (монотипия пейзажная) |
«Дремлет лес под сказкой сна» |
2 |
5 |
|
5 |
|
|
Рисование (коллаж) |
«Дремлет лес под сказкой сна» |
8 |
|
8 |
|
||
Аппликация (квилинг) |
«Зимние узоры» |
2 |
12 |
|
12 |
|
|
Аппликация (квилинг) |
«Зимние узоры» (продолжение) |
15 |
|
15 |
|
||
Рисование (роспись) |
«Ёлочные игрушки» (гжель) |
1 |
19 |
|
19 |
|
|
Рисование (по схеме) |
«Мой верный друг» |
1 |
22 |
|
22 |
|
|
Рисование (по замыслу) |
«Русский север» |
1 |
26 |
|
26 |
|
|
Моделирование |
«Снежинка» |
1 |
29 |
|
29 |
|
|
Лепка (холодный фарфор) |
«Пряники русские» |
январь |
2 |
9 |
|
9 |
|
Лепка (холодный фарфор) |
«Пряники русские» (продолжение) |
12 |
|
12 |
|
||
Рисование (по схеме) |
«Северный олень» |
1 |
16 |
|
16 |
|
|
Рисование (пейзаж губкой) |
«Заповедные края» |
3 |
19 |
|
19 |
|
|
Рисование (пейзаж) |
«Заповедные края» |
23 |
|
23 |
|
||
Плетение (скручивание)) |
«Заповедные края» (оформление картины в рамку) |
26 |
|
26 |
|
||
Лепка (холодный фарфор) |
По замыслу. |
1 |
30 |
|
30 |
|
|
Аппликация (по схеме) |
«Спортсмен» |
февраль |
1 |
2 |
|
2 |
|
Рисование (по замыслу) |
«Зимние виды спорта» |
1 |
6 |
|
6 |
|
|
Рисование (пейзаж губкой) |
«Вьюга мглою небо кроет» |
1 |
9 |
|
9 |
|
|
Аппликация (сюжетная) |
«По тропинке в зимний лес» |
1 |
13 |
|
13 |
|
|
Плетение («Макраме») |
«Браслет для часов» |
2 |
16 |
|
16 |
|
|
Плетение («Макраме») |
«Браслет для часов» |
20 |
|
20 |
|
||
Аппликация (обрыв, коллаж) |
Тихо-тихо снег идет |
1 |
23 |
|
23 |
|
|
Плетение («Макраме») |
Браслет для мамы |
2 |
27 |
|
27 |
|
|
Плетение («Макраме») |
Браслет для мамы |
март |
2 |
|
2 |
|
|
Лепка (холодный фарфор) |
«Цветы» |
2 |
6 |
|
6 |
|
|
Аппликация |
«Цветы в вазе» (картина) |
9 |
|
9 |
|
||
Рисование (пейзаж) |
«Весенняя песня» |
2 |
13 |
|
13 |
|
|
Рисование (пейзаж) |
«Весенняя песня» (продолжение) |
16 |
|
16 |
|
||
Лепка (холодный фарфор) |
«Рыбка» (брелок) |
2 |
20 |
|
20 |
|
|
Лепка (холодный фарфор) |
«Подводный мир» (панно) |
23 |
|
23 |
|
||
Моделирование (бросовый материал) |
"Домик сказочных героев" |
1 |
27 |
|
27 |
|
|
Аппликация (квилинг) |
«Цветы» (хохлома) |
2 |
30 |
|
30 |
|
|
Моделирование (нити на шаре. Аппликация |
«Незнакомая планета» |
апрель |
2 |
3 |
|
3 |
|
Моделирование (нити на шаре, аппликация |
«Незнакомая планета» (продолжение) |
6 |
|
6 |
|
||
Рисование (пейзаж губкой) |
«Космическая музыка» |
1 |
10 |
|
10 |
|
|
Лепка (холодный фарфор) |
«Ракета» (брелок) |
1 |
13 |
|
13 |
|
|
Рисование (пейзаж губкой) |
«Морские просторы» |
2 |
17 |
|
17 |
|
|
Рисование (пейзаж губкой) |
«Морские просторы» |
20 |
|
20 |
|
||
Аппликация (из геометрических фигур) |
«Моя будущая профессия»» |
1 |
24 |
|
24 |
|
|
Рисование (сюжетное) |
«Пожарные на учениях |
1 |
27 |
|
27 |
|
|
Моделирование (куб тоннель) |
«Салют» |
май |
2 |
1 |
|
1 |
|
Аппликация |
«Салют» (продолжение) |
4 |
|
4 |
|
||
Рисование (пейзаж губкой) |
«Одуванчики в траве» |
2 |
8 |
|
8 |
|
|
Моделирование (рамка) |
«Одуванчики в траве» (продолжение - рамка) |
11 |
|
11 |
|
||
Моделирование (бумага гармошкой) |
«Гусеница» |
2 |
15 |
|
15 |
|
|
Рисование («Монотипия») |
«Аленький цветочек» |
18 |
|
18 |
|
||
Лепка («Холодный фарфор») |
«Ваза» |
2 |
22 |
|
22 |
|
|
Лепка («Холодный фарфор») |
«Розы» |
25 |
|
25 |
|
||
Рисование (пейзаж губкой) |
«Здравствуй, лето» |
1 |
29 |
|
29 |
|
Литература
1. Арнаутова Е. П. Педагог и семья. – М.: Изд. дом «Карапуз», 2001. -264с
2. Брыкина Е.К. Творчество детей в работе с различными материалами: Кн. Для педагогов дошк. Учреждений, учителей нач. кл., родителей / под науч. Ред. Комаровой Т.С. - М. [Текст]: Пед. Общество России, 2002. - 147с
3. Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М: ТЦ «Сфера», 2000. – 80с.
4. Грибовской А.А. Коллективное творчество дошкольников: конспекты занятий / [Текст] – М: ТЦ «Сфера», 2005. – 192с.
5. Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - М., 2012 г.
6. Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М. Просвещение, 2006. – 192с.
7. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – С.-Пб.: «Детство Пресс», 2004. – 128с.
8. Ильина А. Рисование нетрадиционными способами. / А. Ильина // Дошкольное воспитание. - № 2. - 2004. - с. 48-50.
9. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2005.-120с.
10. Казанова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М: ТЦ «Сфера», 2004 – 128с.
11. Кихтева Е.Ю. «Рисуют малыши» - М-С 2008 г.
12. Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства –программа развития детей дошкольного М.: ТЦ Сфера, 2002.-192с..
13. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям. //Дошкольное воспитание, 1991, №2.
14. Кривоногова Л.Д. Венок фантазий: развитие художественно-творческих способностей дошкольников в процессе изобразительной деятельности и ознакомления с искусством: пособие для педагогов/ сост. - 2-е изд. - Мозырь: Белый ветер, 2006 - 46 с.
15. Лыкова И. А. Цветные ладошки - авторская программа М.: «Карапуз-дидактика», 2007. – 144с., 16л
16. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007.
17. Мелик-Пашаев А. Ребёнок любит рисовать: Как способствовать художественному развитию детей. - М.: Чистые пруды, 2007.-32с. : ил
18. Морозова Е.А. Проблема развития познавательных интересов учащихся в педагогических теориях Каптерева П.Ф. и Вахтерова В.П. Смоленск, 2004.
19. Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. – Москва, 2001.
20. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М: Издательство «ГНОМ и Д», 2001. – 64с.
21. Газетные трубочки http://stranamasterov.ru/node/155221?c=popular_inf_302%2C451
http://stranamasterov.ru/node/1031571?c=new_1391%2C451
22. Страна мастеров http://stranamasterov.ru/
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.