Программа дополнительного образования "Искусство облаков"
Оценка 4.8

Программа дополнительного образования "Искусство облаков"

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
изобразительное искусство
Все классы
14.12.2022
Программа дополнительного образования "Искусство облаков"
Данная образовательная программа относится к ознакомительному уровню и имеет художественно-эстетическую направленность. Содержание программы разработано на основе образовательных программ: «Магия эбру» педагога дополнительного образования А.Лоц (г.Красноярск, 2013г.); «Технический дизайн и художественное моделирование» педагога дополнительного образования Л.Л.Проклужина (г.Москва, 2014г.); методического пособия по созданию изображений на воде в технике эбру следующих авторов: Л.В.Окульская, А.Арекина. Любая программа дополнительного образования направлена на развитие творческих способностей ребенка. Кроме развития творческих способностей, программа направлена на создание условий для личностного развития детей и носит психотерапевтический эффект. Арт-терапия – один из наиболее эффективных и доступных психотерапевтических методов, используемых в работе с детьми. Данный метод педагоги-психологи часто используют в работе с детьми ОВЗ. Для детей с ограниченными возможностями в силу различных дефектов их развития, рисование должно быть специально организованным процессом, позволяющим сформировать определенные мыслительные и двигательные стереотипы. Исходя из этого, техника эбру является наиболее удачной.
программа Искусство облаков 1.docx

Введение

Программа дополнительного образования по изобразительному творчеству «Искусство облаков» составлена на основании нормативно-правовых документов:

1.                 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;

2.                 Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);

3.                 Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС общего образования»;

4.                 Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в образовательных учреждениях (Приложение к письму Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.06.2002г.№30-51-433/16);

5.                 Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств, направленных письмом Министерства Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ;

Данная образовательная программа относится к ознакомительному уровню и имеет художественно-эстетическую направленность.Содержание программы разработано на основе образовательных программ: «Магия эбру» педагога дополнительного образования А.Лоц (г.Красноярск, 2013г.); «Технический дизайн и художественное моделирование» педагога дополнительного образования Л.Л.Проклужина (г.Москва, 2014г.); методического пособия по созданию изображений на воде в технике эбру следующих авторов: Л.В.Окульская, А.Арекина.

Любая программа дополнительного образования направлена на развитие творческих способностей ребенка. Кроме развития творческих способностей, программа направлена на создание условий для личностного развития детей и носит психотерапевтический эффект.

Арт-терапия – один из наиболее эффективных и доступных психотерапевтических методов, используемых в работе с детьми. Данный метод педагоги-психологи часто используют в работе с детьми ОВЗ. Для детей с ограниченными возможностями в силу различных дефектов их развития, рисование должно быть специально организованным процессом, позволяющим сформировать определенные мыслительные и двигательные стереотипы. Исходя из этого, техника эбру является наиболее удачной.

Рисование на воде (Эбру) как новый вид арт-терапии – очень бережный и безопасный метод терапии. Эбру относится к «правополушарному» рисованию. Это не академическое рисование по заданным образцам, а раскрытие творческой индивидуальности человека. Это рисование эмоциями и чувствами. Методика правополушарного рисования позволяет убрать все те блоки и зажимы, которые присутствовали в человеке.

Для лучшего коррекционного эффекта изобразительные техники должны быть нетрадиционными. Раз опыт необычен, то снижается контроль сознания, ослабевают механизмы защиты.

Согласно статистическим данным, за последние 5-10 лет количество детей, имеющих отклонения в психофизическом и интеллектуальном развитии неуклонно растет. Причин для такой тенденции много. Родители не уделяют детям достаточного внимания, сейчас ребенок чуть ли не с первых своих дней окунается в мир теле и аудио коммуникаций, да и современные игрушки не все способствуют развитию.

Программа актуальна, поскольку является общеразвивающей, адаптированной, предполагает освоение детьми положительного социального опыта, формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, что позволит решить некоторые проблемы социального характера: повысить самооценку ребенка, вселить уверенность в собственные возможности,формировать адекватное представление о  себе, способствовать выражению чувств и эмоций, снимать психоэмоциональное напряжение, развивать творческие способности.

Новизна программы состоит в том, она составлена для детей, требующих повышенного педагогического внимания, то есть детей из семей риска и социально неблагополучных семей, детей с ОВЗ.

Таким образом, цельюпрограммыявляется создание условий для формирования и развития творческих способностей у детей и подростков через обучение технике  рисования Эбру.

Задачи:

Обучающие:

·                   Познакомить воспитанников с историей возникновения техники рисования на воде Эбру;

·                   Научить детей владеть приемам рисования на воде и пользоваться приспособлениями и инструментами, необходимыми в работе;

Развивающие:

·        развивать творческий потенциал каждого ребенка: творческое воображение, память, мышление, внимание;

·        развивать положительные эмоции и волевые качества;

·        развивать колористического видения;

·        развивать художественный вкус, способность видеть и понимать прекрасное;

·        развитие моторики, пластичности, гибкости рук и точности глазомера;

·        формировать организационно-управленческих умения и навыки (планировать свою деятельность; определять её проблемы и их причины; содержать в порядке своё рабочее место);

·        развиать коммуникативные умения и навыки, обеспечивающих совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение (адекватно оценивать свои достижения и достижения других, оказывать помощь другим, разрешать конфликтные ситуации).

Воспитательные:

·        приобщить учащихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе и отечественной, формировать потребность в высоких культурных и духовных ценностях и их дальнейшем обогащении;

·        побуждать  к овладению основами нравственного поведения и нормами гуманистической морали (доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека, толерантности по отношению к людям, культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности);

·        способствовать развитию внутренней свободы ребенка, способности к объективной самооценке и самореализации, чувства собственного достоинства, самоуважения;

·        воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности;

·        развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.

Особенностью данной программы является то, что она дает возможность использовать полученные знания и умения в дальнейшей жизни.

Программа дает возможность учащимся любого возраста:

1.                 Расширить представление о видах изобразительного искусства.

2.                 Познакомить с техникой рисования на воде и освоить основные технические приемы.

3.                 Научиться работать с различными материалами и инструментами.

Образовательная деятельность в рамках программы основывается на следующих педагогических принципах:

1.                 Принцип доступности и последовательности (изложение учебного материала от простого к сложному).

2.                 Принцип научности. Учет возрастных особенностей (содержание и методика работы ориентированы на детей конкретного возраста).

3.                 Принцип наглядности (предполагает широкое использование наглядных и дидактических пособий, технических средств обучения).

4.                 Принцип связи теории с практикой (сочетание в работе с учащимися необходимых теоретических умений и навыков).

5.                 Принцип результативности (в программе указано, что узнает и чему должен научиться каждый учащийся).

6.                 Принцип актуальности (предполагает максимальную приближенность программы к реальным условиям жизни и деятельности детей).

Главный принцип работы – любовь и уважение к ребенку как к активному субъекту воспитания и развития.

При организации учебно-воспитательного процесса учитываются:

1) ведущий вид деятельности в  возрастной группе воспитанников

- учебная деятельность и личностное общение в младшем подростковом и подростковом возрасте: на занятиях в творческом объединении принято раскрепощенное, уважительное общение детей друг с другом; поощряется взаимная помощь; разрешается свободное перемещение в кабинете. Потребность детей в общении реализуется в досуговой деятельности, при выполнении коллективных работ и посещении различных мероприятий;

- педагог старается поощрить самостоятельный творческий поиск, поддерживать интерес к профессиональной специальной литературе по предмету изучения.

2) потребности, интересы учащихся;

3) уровень развития первичного коллектива;

4) уровень развития и самооценка ребенка, его социальный статус.

В                   ходе реализации программы педагогом осуществляется личностно-ориентированный подход, в центре внимания которого стоит личность ребенка, стремящаяся к реализации своих творческих возможностей и удовлетворению своих познавательных запросов.

Принципы организации образовательного процесса нацелены на поиск новых творческих ориентиров и предусматривают опору на следующие приоритетные направления:

1.      Свободный выбор учащимся видов и сфер деятельности.

2.      Ориентация на личностные интересы, потребности, способности учащегося.

3.      Возможность свободного самоопределения и самореализации учащегося.

4.      Единство обучения, воспитания, развития.

5.      Практико-деятельностная основа образовательного процесса.

Особенностью организации образовательного процесса является:

1.      Использование технологии и приема рисования на воде в технике «эбру».

2.      Формирование художественно-творческого мышления, способности разбираться в видах, стилях, жанрах искусства.

Методы и формы, представленные, в программе способствуют:

1.Повышению качества усвоения учащимися знаний в рамках программы, расширению кругозора учащихся.

2.Развитию умения познавать окружающий мир и самого себя, способности использовать знания и умения в реальной жизненной практике.

3.Формированию эмоционально-ценностного отношения процессу изучения рисования на воде.

4.Повышению адаптивных возможностей личности в современной социальной среде по формированию гибкого, нешаблонного мышления.

Зачисление учащихся происходит на добровольной основе на основании заявления родителей (законных представителей или самих учащихся).

Состав группы – от 2 до 10 человек.

Возраст детей: 7-13 лет

 

 

Режим работы и формы занятий

Сроки реализации программы.Программа рассчитана на 1 год, 2 часа в неделю, всего 74 часа в год включая занятия в каникулярное время. Занятия проходят в кабинете технологии, с 14.30. Продолжительность занятия 40 минут.

В творческой группе одна ступень – ознакомительная.

 Простая степень сложности. Основные задачи: помочь ребенку преодолеть чувство страха перед новым, неизведанным; дать возможность поверить в успех и в свои творческие способности; закрепить правила поведения в коллективе; развивать мелкую моторику рук, глазомер; освоить приемы владения простейшими инструментами; прививать культуру труда.

Планируемые результаты реализации программы:

В  результате освоения программы учащиеся будут знать:

-   историю происхождения техники «эбру»;

-   названия и особенности техники;

-   особенности цветоведения и композиции;

-   материалы и инструменты, применяемые при выполнении изделий в технике «эбру»;

-   специальную терминологию.

будут уметь:

-   владеть приемами работы с органическими красками на воде;

-   готовить раствор;

-   составлять цвета и композиции;

-   пользоваться инструментами с соблюдением правил техники безопасности;

Личностные результаты

У  учащихся сформированы:

-   потребность сотрудничать со сверстниками;

-   доброжелательное отношение к сверстникам;

-   бесконфликтное поведение;

-   стремление прислушиваться к мнению других;

-   нравственная позиция (внутренняя мотивация поведения учащегося, способного самоконтролю и имеющего чувство личного достоинства);

-   толерантность (разновозрастное сотрудничество на основе общего коллективного творчества).

Метапредметные результаты

 Регулятивные УУД

У воспитанников сформированы действия:

-   понимать и принимать учебную задачу, сформированную педагогом;

-   планировать свои действия на отдельных этапах творческой работы;

-   осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;

-   пользоваться приемами анализа и синтеза при работе с образцом;

-   понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;

-   проявлять индивидуальные творческие способности при работе в технике «эбру».

Познавательные УУД

У  воспитанников сформированы действия:

-   самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

-   определять проблему и самостоятельно составлять алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

-   применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

-   осуществлять осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

-   выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий;

-   осуществлять рефлексию способов и условий действий, контроль и оценку процессов и результатов деятельности.

Коммуникативные УУД

У  учащихся сформированы действия:

-   включаться в диалог, коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность;

-   работать в группе, управлять поведением партнера;

-   обращаться за помощью;

-   формулировать свои затруднения;

-   предлагать помощь и сотрудничество;

-   слушать собеседника;

-   договариваться о распределении функций в совместной деятельности, приходить к общему решению;

-   формулировать собственное мнение и позицию;

-   умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, усталость, удивление, восхищения).

Способы определения результативности

Количественные результаты:

1. До 10 детей будут вовлечены на занятия по рисованию в технике эбру.

2. Не менее 10 детей и 10 родителей примут участие в выставках по художественно-изобразительному и декоративно-прикладному искусству.

Качественные результаты:

- у детей сформируются и разовьются творческие и художественные способности, адекватная самооценка,

- укрепятся представления детей об этапах продуктивной деятельности, особенностях разных материалов, правилах пользования простыми инструментами для изготовления  творческих работ,

-  разовьются  познавательные, конструктивные способности, интерес к результату и качеству  изделия.

Критерии и показатели эффективности программы:

Критерий оценки

Метод оценки

1.     Повышение уровня, творческих и художественных способностей

 Диагностика  продуктивной деятельности, уровня самооценки

(автор Стребелева Е.А. Методические рекомендации к психолого-педагогическому изучению детей (1-18 лет, методика изучения самооценки «Лесенка»)

2. Этапы продуктивной деятельности, особенностях разных материалов, правилах пользования простыми инструментами для изготовления поделок

Наблюдение

3.Развитие познавательных, конструктивных способностей, интереса к результату и качеству поделки.

 

 Наблюдение

Интервью с родителями

 

Система контроля и оценки детских достижений дает возможность проследить развитие каждого воспитанника, создать условия для их развития, определить степень освоения программы и своевременно внести корректировку в образовательно-воспитательный процесс.

Все результаты контроля учащихся отражаются в карте индивидуального учёта результатов учащегося по программе. «Искусство облаков»(Приложение 1).

Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы – участие в конкурсах и выставках различного уровня, проведение мастер-классов, участие в выставках-ярмарках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа творческого объединения «Искусство облаков»

Пояснительная записка

«Эбру» (Ebru) - это особая графическая техника создания художественного оттиска за один прием, при котором получается единственный, красочный отпечаток изображения на бумаге с поверхности воды.

«Эбру» – это рисование на воде, рисование жидкостями. Нанесение одной жидкости на поверхность другой создает невероятный эффект, в результате чего получаются неповторимые узоры, которые можно перенести на твердую поверхность – бумагу, дерево, ткань, керамику.

Техника «эбру» в изобразительной деятельности имеет ряд преимуществ. Она дает учащимся возможность изменять творческий замысел по ходу создания изображения, исправлять ошибки, нарисовать новый, дополнить его деталями, и при этом не ждать когда краски высохнут, и не пользоваться ластиком.

Техника «эбру» дает учащимся возможность реализоваться в творческой сфере, почувствовать себя художником, проектировщиком, дизайнером, режиссером, зрителем и получить настоящее удовольствие и фантазию без границ.

Этимология слова Эбру доподлинно неизвестна. Есть несколько версий. Первая: Эбру произошло от арабского «ab-ru», в переводе «вода для лица». Вторая: слово произошло от чагатайского «ebre» - «волнообразный». Турки предпочитают считать наиболее правдоподобной третью версию: название пошло от персидского «ebri», что в переводе с фарси означает «облако».

Обучение по программе «Искусство облаков» направлено на достижение разноплановых результатов: формирование умений и навыков работы с различными материалами и инструментами; проектирование изображений для разного функционального назначения; развитие умения планировать свою деятельность, фиксировать результат.

Главная цель занятий:личностное развитие воспитанников, преодоление «психологических барьеров», через приобщение к творческой деятельности.

Особенность занятий: частая смена темы занятий, доступность и простота техники выполнения, использование разнообразных инструментов, экспериментирование с материалами.

Условия успешности занятий в коллективе: главное желание быть неповторимым, оригинальным, заниматься творчеством. Содержание деятельности по образовательной программе: изобразительная деятельность на воде различными инструментами и приспособлениями.

Учебно-тематический план

 

 

Количество часов

 

п/п

Название раздела, темы

 

 

 

 

 

всего

теория

 

практи

 

 

 

 

 

 

ка

 

 

Вводное занятие «Эбру–рисование на воде»

1

1

 

 

 

 

Входная диагностика продуктивной деятельности, уровня самооценки

1

 

 

1

 

 

Раздел 1. «Эбру-искусство облаков»

 

 

 

 

 

1.1

Материалы и инструменты для рисования на

3

1

2

 

 

воде. Приемы работы в технике эбру. Приготовление раствора. Способы создания фона на бумаге, растворе

 

 

 

 

 

1.2

Приемы разбрызгивания краски на поверхность

3

1

2

 

 

воды «крупно и размашисто» при помощи

 

 

 

 

 

 

кисти

 

 

 

 

 

1.3

Способы создания рисунка при помощи шила,

3

1

2

 

 

на основе круга, точки, тире, линии. При помощи гребня.

 

 

 

 

 

1.4

Перенос рисунка  с водной глади на бумагу

1

 

1

 

1.5

Обобщение «Путешествие по водной глади»

1

 

1

 

 

Всего

13

4

9

 

 

Раздел 2. «Приемы рисования, используемые в технике эбру»

 

 

 

 

 

2.1

Прием рисования на воде «Танцующие

краски»

2

 

 

1

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2

Прием рисование на воде «Облако» и «Ветер»

2

1

 

1

 

2.3

Техника «Волна». Основные приемы при

2

1

 

1

 

 

технике «Волна»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4

Прием «Мрамирования» на бумаге.

2

1

 

1

 

2.5

Прием  «Соловьиное гнездо»

2

1

 

1

 

2.6

Прием  «Хатип эбру».

3

1

 

2

 

2.7

Прием  «Фантазийное эбру»

3

1

 

2

 

2.8

Прием  рисования «Суминагаши»

2

1

 

1

 

2.9

«Море»

2

 

 

2

 

2.10

«Космос»

1

 

 

1

 

2.11

«Мир растений»

2

 

 

2

 

2.12

«Бабочка»

1

 

 

1

 

2.13

«Тюльпаны – символ любви»

1

 

 

1

 

2.14

«Ромашковое поле»

1

 

 

1

 

2.15

«Цветы для мамы»

1

 

1

 

2.15

Изготовление открытки к Новому году и Рождеству

4

 

4

 

2.16

Обобщение «Вальс фантазий»

1

 

1

 

Всего

32

8

24

 

 

Раздел 3. «Загадка эбру» (опыты и эксперименты с различными материалами в

качестве основы для выполнения рисунка в технике «эбру»)  

 

3.1

Техника рисования на молоке. Техника перенесения изображения с поверхности молока на бумагу.

2

1

1

 

3.2

Техника рисования на канцелярском клее с добавлением скипидара в гуашь, масляную краску.

3

1

2

 

 

3.3

Техника отпечатка рисунка на яйцо с водного

3

1

2

 

раствора.

 

 

 

 

   3.4

Изготовление открытки к Дню защитника Отечества, Международному женскому дню

6

 

6

3.5

Декорирование яиц. Изготовление пасхальных салфеток для сервировки стола

4

 

4

3.6

Изготовление коллективного панно «Неизведанные миры»

2

 

2

3.7

Изготовление открыток к 9 мая «Я помню, я горжусь»

2

 

2

3.8

Дизайн интерьера

 

4

 

4

3.9

Итоговое занятие «Эбру-исусство облаков»

2

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

Всего

28

3

25

 

Повторная диагностика продуктивной деятельности, уровня самооценки

1

 

1

 

 

Итого

74

15

59

 

 

 

Содержание учебно-тематического плана

Вводное занятие

Инструктаж по технике безопасности в объединении. Знакомство с историей возникновения и развития «эбру» Входная диагностика.

Раздел 1. «Эбру-искусство облаков»

Тема 1.1 «Материалы и инструменты для рисования на воде. Приемы работы в технике «эбру»

Теория:Основные материалы и инструменты для рисования на воде.

 

Практика: Пошаговое использование материалов,инструментов,красок,растворадля рисования на воде. Способы нанесения красок на поверхность воды с использованием цветовых контрастов. Перенос изображения с водной глади на бумагу. Приготовление раствора с помощью воды и загустителя экстракта «гевен»

Методическое и техническое оснащение: лоток,шило,гребень,кисть веерная,кисть классическая из конского волоса, краски для эбру, палитра, загуститель, бумага формата А-4, загуститель для приготовления раствора.

Тема 1.2. «Приемы разбрызгивания краски на поверхность воды «крупно и размашисто» при помощи кисти»

Теория: Основные приемы при разбрызгивании краски на поверхности воды «крупно» и «размашисто».

Практика: Выполнение приемов разбрызгивания «крупно» и «размашисто» на поверхности воды акварельными и масляными красками.

Методическое и техническое оснащение: лоток, кисть, акварельные и масляные краски, стаканчик-непроливайка.

Тема 1.3 «Способы создания рисунка при помощи шила на основе круга, точки, тире, линии». При помощи гребня

Практика: Выполнение легких,круговых движений,точек,прямых линий поводной глади с помощью шила. Рисование на воде с помощью шила. Разбрызгивание краски«размашисто»и«крупно»на поверхности водыдля выполнения чешуйчатого узора при помощи гребня.

Методическое и техническое оснащение: лоток,шило, гребень, эбру краски.

Тема 1.4 «Перенос рисунка с водной глади на бумагу»

Практика: Приемы отрыва бумаги от поверхности воды с сохранением отпечаткарисунка.

Методическое и техническое оснащение: лоток,шило,краски,кисть,бумага А-4.

Тема 1.5 Обобщение «Путешествие по водной глади»

Практика: Способы нанесения краски на поверхность воды с использованиемцветовых контрастов. Перенос изображения с водной глади на бумагу.

Методическое и техническое оснащение: лоток,краски,кисти,шило,бумага А-4.

 

Раздел 2. «Приемы рисования, используемые в технике эбру»

Тема 2.1 Приемы рисования на воде «Танцующие краски»

Практика:Разбрызгивание краскидля эбру(далее краски),на поверхность воды с помощью веерной кисти (получившийся рисунок схож с облаками, которые только, что опустились с небес и оставили свой неповторимый отпечаток на бумаге). Причудливые переходы с одного цвета на другой дают эффект волнообразности и ветра. Перенос изображения с водной глади на бумагу.

Методическое и техническое оснащение: «Техника рисования«Облако»и«Ветер» (видеоролик), лоток, кисти, шило, краски.

Тема 2.2 Прием рисования на воде в технике «Облака», «Ветер»

Практика: Показ различных приемов и способов рисования в технике«Облако»и«Ветер». Оформление рисунков в рамочки.

Методическое и техническое оснащение: лоток, кисти, краски, шило, бумага А-4, рамочки.

Тема 2.3Прием «Волна».

Практика: Разбрызгивание краски на поверхность водной глади,с помощью шилоили заостренной бамбуковой палочкой параллельно друг другу линиями. Получившийся рисунок переносится на бумагу.

Методическое и техническое оснащение: лоток,кисть,шило,краски,бамбуковыепалочки, бумага А-4.

Тема 2.4Прием «Мрамирования»

Теория: Искусство обработки бумаги«Турецким мраморированием».

Практика: Нанесение краски на водную поверхность методом разбрызгивания идобавления капель. Рисование узоров с помощью шила. Перенос изображения с водной глади на бумагу. Оформление рисунка в рамочку.

Методическое и техническое оснащение: «Эбру-мрамирование бумаги» (видеоролик), лоток, шило, краски, кисти, бумага А-4, рамка.

Методическое и техническое оснащение: лоток,кисть,шило,краски,бумага А-4.

Тема 2.5Прием «Соловьиное гнездо»

Теория: Образ жизни и среда обитания соловья.

Практика: Первый вариант:краска разбрызгивается на поверхность воды и спомощью шило делаются круговые движения. Второй вариант: с помощью шило делаются большие окружности, затем окружности меньшего диаметра. Так получаются «гнездышки». Получившийся рисунок переносится на бумагу.

Методическое и техническое оснащение: лоток,кисть,шило,краски,бумага А-4.

Тема 2.6. Прием «Хатип эбру»

Практика:На поверхность воды с помощью шила наносится несколько капелькраски так, чтобы получились концентрические окружности разной величины. С помощью шила окружностям придаются разнообразные формы, для получения цветочного орнамента. Получившийся рисунок переносится на бумагу. Оформление рисунка в рамочку.

Методическое и техническое оснащение: лоток,кисть,шило,краски,бумага А-4.

Тема 2.7 Прием «Фантазийное эбру»

Практика: Применение техник, не похожих одна на другую.Получившийсярисунок переносится на бумагу. Правильная раскладка бумаги для высыхания. Оформление рисунка в рамочку.

Методическое и техническое оснащение: лоток,кисть,шило,краски,бумага А-4, рамочка.

 

Тема 2.8 Прием «Суминагаши»

Теория: Древний вид японской живописи«Суминагаши»

Практика: Маленькие кружечки(картонные)устанавливаются в холодную воду изатем аккуратно капаются на них небольшое количество краски. Под легким дуновением на цветные капельки, заготовки расплываются по лоточку, оставляя за собой яркие разводы-струйки. Лист рисовой бумаги предельно осторожно окунается в лоток и сразу же извлекается из воды, дающей лишней жидкости стечь и просушиться.

Методическое   и   техническое   оснащение:   лоток,рисовая   бумага,краски(нерастворимая цветная тушь либо акриловые краски), кисти.

Тема 2.9 «Море»

Теория: Творчество художника-мариниста Ивана Константиновича Айвазовского.

Практика:Краска   холодных   цветов(синяя,голубая,темно-синяя,белая) разбрызгивается веерной кистью по водной глади, затем с помощью шило или заостренной бамбуковой палочкой по каплям проводятся линии параллельно друг другу. Получившийся рисунок переносится на бумагу. Оформление рисунка в рамочку.

Методическое   и   техническое оснащение: видеоролик                                     «КартиныИванаКонстантиновича Айвазовского»; лоток, веерная кисть, шило, краски, бумага А-4, рамочка.

Тема 2.10 «Космос»

Теория: «Космические путешествия».

Практика: На подготовленную поверхность водной глади веерной кистьюразбрызгивается краска синего цвета, а за тем фиолетового. С помощью шило производится «скручивание» краски (движение руки по спирали то в одну, то в другую сторону). В нижней части композиции ставится желтая точка. Получившийся рисунок переносится на бумагу.

Методическое и техническое оснащение: «Космос» (видеоролик),веерная кисть,шило, краски, лоток.

Тема 2.11 «Мир растений»

Теория: Первые образцы«эбру»цветов и растений,среди которых тюльпан,гвоздика, полевой мак, фиалка, гиацинт, бутон розы и хризантема.

Практика: На поверхность воды с помощью шило наносится несколько капелькраски (при этом можно использовать три оттенка краски) так, чтобы получились концентрические окружности разной величины. Затем тонким шилом проводится несколько линий с внешней стороны окружности до центра до тех пор, пока не образуется форма цветка. Стебель цветка рисуется из трех окружностей, который состоит из несколько цветов: зеленого и фиолетово-зеленого. Тонким шилом из центра окружности вверх проводится линия, остальная часть круга делится на пять частей параллельно друг другу (справа налево, слева направо), затем ведется линия по всему кругу, пока не образуется стебель с листочками. Стебель соединяется с цветком, получается целостное изображение. Получившийся рисунок переносится на бумагу.

Методическое и техническое оснащение: «Мир растений» (видеоролик),лоток,шило, краски.

Тема 2.12 «Бабочка»

Практика: На подготовленную поверхность водной глади веерной кистьюразбрызгивается краска желтого и зеленого цвета. С помощью шило на цветовой фон последовательно наносится несколько капель разноцветной краски (можно использовать четыре, пять оттенков краски), так чтобы получились концентрические окружности разной величины. Изменение формы круга (сплющивание с разных сторон справа и слева) происходит за счет палочки. Затем палочкой посередине круга проводится две линии (сверху и снизу). Оформляются резные крылья (с внешней стороны крыльев проводятся несколько небольших линий до туловища бабочки). Получившийся рисунок переносится на бумагу.

Методическое и техническое оснащение: видеоролик«Бабочка»,лоток,шило,веерная кисть, палочка, бумага А-4.

 

Тема 2.13 «Тюльпаны- символ любви»

Теория: История тюльпана в Османской империи.

Практика:На водной глади формируется светлый фон,для того чтобы хорошовыделялись красный цветок и зеленый стебель. Для листьев используется краска двух тонов зеленого цвета, которые наносятся друг на друга или смешиваются. Из верхнего угла круга при помощи шило формируется стебель цветка, двигаясь вправо и влево по двум окружностям - получаются листья. Движением шилом сверху вниз по стеблю образовывается стебель с листьями. Для получения цветка тюльпан наносится красная краска (несколько капель друг на друга) и с внешней стороны круга вытягиваются три линии, затем нежно и осторожно проводятся две линии вниз до центра. Получившийся рисунок переносится на бумагу.

Методическое и техническое оснащение: видеоролик«Рисуем тюльпан-символТурции», лоток, шило, бумага А-4.

Тема 2.14 «Ромашковое поле»

Практика: На подготовленную поверхность водной глади веерной кистьюразбрызгиваются краски голубого или синего цвета (формируется фон). По всему фону с помощью шило наносятся окружности белого цвета, затем тонким шилом формируются лепестки ромашки (с внешней стороны окружности проводятся симметричные линии до центра, до тех пор, пока не образуется цветок). Посередине цветка ставится желтое пятно. Получившийся рисунок переносится на бумагу.

Методическое и техническое оснащение: видеоролик «Рисуем ромашку», лоток, шило, краски, Бумага А-4.

Тема 2.15«Цветы для мамы»

Практика: Рисуют цветок «Анютины глазки» (Виола триколор).На подготовленную поверхность водной глади веерной кистью разбрызгиваютсякраски, затем шилом рисуются абстрактные линии и гребнем проводятся по рисунку.

С             помощью шила и зеленых окружностей рисуется стебель. На полученный стебелек наносятся несколько капель разной по цвету краски и шилом формируются цветки «анютины глазки». Получившийся рисунок переносится на бумагу.

Методическое и техническое оснащение:видеоролик «Рисуем Анютины глазки», лоток, краски, шило, бумага А4.

Тема 2.16 Обобщение«Вальс фантазий»

Практика: Способы нанесения краски на поверхность воды с использованиемцветовых контрастов. С помощью окружностей рисуется цветочная поляна. Получившийся рисунок переносится на бумагу. Выставка рисунков.

Методическое и техническое оснащение:лоток,краски,веерная кист,шило,гребень, бумага А-4, рамка.

Раздел 3. «Загадка эбру»(опыты, эксперименты с различными материалами в качестве основыдля выполнения рисунка в технике «эбру»)

Тема 3.1 «Техника рисования на молоке»

Практика: На молочную поверхность(сливки)веерной кистью разбрызгиваетсягуашь, которая дает яркие оттенки и почти не смешивается с молоком и не тонет. С помощью шила рисуются узоры. Получившийся рисунок переносится на бумагу

Методическое и техническое оснащение: веерная кисть,лоток,шило.

Тема 3.2 «Техника рисования на канцелярском клее с добавлением скипидара в гуашь, масляную краску»

Практика: В лоток с водой добавляется небольшое количество канцелярскогоклея. Гуашь, масляная краска растворяется в скипидаре, затем в воду аккуратно с помощью шило добавляются нужные цвета и рисуются узоры. Получившийся рисунок переносится на бумагу.

Методическое и техническое оснащение: лоток, шило, клей канцелярский, скипидар, гуашь, масляная краска.

Тема 3.3 «Техника отпечатка рисунка на яйцо с водного раствора» Теория: Покраска яиц на Православный праздник Пасха.

Практика: На подготовленную водную поверхность с помощью веерной кистиразбрызгивается краска. Шилом и гребнем рисуются узоры. На рисунок кладется яйцо и осторожно прокручивается, за тем вынимается и просушивается.

Методическое и техническое оснащение: краска,лоток,веерная кисть,гребень, шило.

Тема 3.4 «Изготовление открытки ко Дню защитника Отечества, Международному женскому дню».

Практика: Заранее выполненный рисунок в технике эбру используется для изготовления открыток. Рисунок наклеивается на картонную основу и декорируется различными элементами соответственно тематике праздника.

Методическое и техническое оснащение: картон, ножницы, клей, элементы декора.

Тема 3.5. «Декорирование яиц. Изготовление пасхальных салфеток для сервировки стола»

Практика: выполнение рисунка в технике эбру с использованием цветовой гаммы, соответствующей тематике праздника. Нанесение рисунка на поверхность яиц.

Методическое и техническое оснащение: яица для декорирования, краска, лоток, шило, бумага, гребень.

Тема 3.6. Изготовление коллективного панно «Неизведанные миры»

Практика: выполнение рисунков приемом «Соловьиное гнездо». Наклеивание на ватман темно-синего или черного цвета вырезанные из рисунков круги, изображающие небесные тела.

Методическое и техническое оснащение: краска, лоток, шило, бумага, гребень, ватман, ножницы, клей.

 

 

 

Тема 3.7. Изготовление открыток к 9 мая «Я помню, я горжусь!»

Практика: Заранее выполненный рисунок в технике эбру используется для изготовления открыток. Рисунок наклеивается на картонную основу и декорируется различными элементами соответственно тематике праздника.

Методическое и техническое оснащение: картон, ножницы, клей, элементы декора.

Тема 3.8 «Дизайн интерьера»

Практика: Картины в технике«эбру»для дизайна интерьера.Рисование наводной глади с применением различных приемов «эбру». Использование техники эбру для декорирования предметов дизайна интерьера.

Методическое и техническое  оснащение:  краски,рамка,шило,лоток,веерная кисть, предметы для декора.

Тема 3.9 Итоговое занятие «Эбру –искусство облаков»

Практика:организация и проведение выставки работ.

Методическое и техническое оснащение: демонстрационные стенды, компьютер, проектор.

 

Методическое и техническое обеспечение

дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

Для достижения более высоких результатов, разработан и скомплектован УМК, применяемый на занятиях: конспекты занятий, сценарии праздников, разработки викторин, конкурсов, природоохранных акций, презентации, путешествие по историческим местам «эбру», составление гербариев и описаний натуральных окрасок цветов и листьев отражающие красоту растений, а также ИКТ для реализации творческих замыслов, освоение разных видов техники, приемов цветов ведения и композиций, сюжетов, жанров восточного искусства.

В           результате обучения по УМК учащимся открываются широкие возможности для организации опытной, проектной деятельности в рамках отдельных предметов и на межпредметной основе. Формируется система знаний и достигнутых результатов, выраженных в предметно-деятельностной форме: введение в технологию исполнения «эбру», освоение основных технических приемов, подборка вопросов для викторин, сценариев праздников, коллективное создание каталога разных видов техники «эбру», изучение «Истории росписи по воде», организация выставок и творческих работ, конкурсы исследовательских проектов.

При обучении используются основные формы и методы организации образовательного процесса

Методы организации образовательного процесса:

-      словесные (беседа, дискуссия, описание);

-      наглядные (метод иллюстраций и метод демонстраций);

-      практические (наблюдения, самостоятельная работа, опыты, эксперименты)

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности воспитанников:

-      объяснительно-иллюстративный;

-      репродуктивный;

-      частично-поисковый;

-      исследовательский;

Формы организации образовательного процесса:

-      групповой (организация работы по малым группам);

-      индивидуальный (участие учащихся в выставках,  конкурсах, ярмарках, мастер-классах, самостоятельная работа, ).

Формы занятий:

-                     -практическое занятие.

 

 

Техническое обеспечение программы

Наименования объектов и средств материально- технического

Количество

п/п

обеспечения

(шт.)

 

Технические средства обучения (ТСО):

 

1

Компьютер с колонками

1

2

Мультимедийные оборудование

1

 

 

 

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

 

3

Краски « Sudor» (10 цветов).

1

4

Лоток. Размер А-4,

5

 

5

Гребни

1

6

Шило

12

7

Кисть веерная

4

8

Кисть классическая из конского волоса

10

9

Иглы (спицы)

10

10

Деревянные палочки

10

11

Акварельные краски, гуашь

По 5

12

Акриловые краски

2

 

13

Линейки

5

14

Ножницы

8

15

Нарукавники

6

16

Перчатки резиновые

5

 

Методическое и дидактическое обеспечение программы

 

17

Картины: «Эбру-рисование на воде», «Эбру и суминагаши»,

 

 

«Танцующие   краски»,   «Мрамирования»,   «Ветер»,   «Облака»,

10

 

 «Соловьиное гнездо».

 

18

Презентации:  «Магия-Эбру»,  «Эбру  и  суминагаши  -  древнейшее

1 диск

 

искусство», «Рисование на воде», «Турецкое мраморирование», «Из

 

 

опыта работы Андриановой».

 

19

Видео-уроки: «Эбру - рисование на воде»,  «Техника Эбру»,

1 диск

 

«История возникновения Эбру».

 

 

Оборудование кабинета

 

20

Ученические столы двухместные с комплектом стульев

8

21

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов,

2

 

пособий и пр.

 

22

Стол педагога с тумбой

1

23

Настенная доска

1

 

 

 

 

Список литературы и интернет ресурсов.

 

1.                 Воображение и творчество в детском возрасте: Психол.очерк: Кн. Для учителя – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1991. – 93 с.: ил.

2.                 Ломоносова М.Т. Графика и живопись: Учебное пособие/М.Т.Ломоносов. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2002. – 206 с.: ил.

3.                 Медведева, Е.А., Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании / Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н., Комиссарова и др. – М. Академия, 2013.

4.                 Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.:ТЦ «Сфера» 1999. – 240с. – ISBN 5-89144-007-5

5.                 Окульская Л.В. Нетрадиционная техника рисования эбру [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы IVмеждунар.науч.конф. - г. Казань: Бук, 2016.-62-65с.

6.                 Тестируем детей/ составитель Т.Г.Макеева. – Ростов н/Д: Феникс, 2006 – 348с. – (Психологический практикум)

7.                 Ресурсы интернета.

http://psychlib.ru/mgppu/MAaso2001/AML-001.HTM#$p1

http://graphic.org.ru/video.html

http://ru.dokusu.com/ebru-sanati-teknikleri

http://ru.dokusu.com/ebru-sanat-malzemeleri

http://www.ebru-art.ru/index.html

https://www.livemaster.ru/topic/97356-iskusstvo-oblakov-ili-ebru


 

Скачано с www.znanio.ru

Введение Программа дополнительного образования по изобразительному творчеству «Искусство облаков» составлена на основании нормативно-правовых документов: 1

Введение Программа дополнительного образования по изобразительному творчеству «Искусство облаков» составлена на основании нормативно-правовых документов: 1

Арт-терапия – один из наиболее эффективных и доступных психотерапевтических методов, используемых в работе с детьми

Арт-терапия – один из наиболее эффективных и доступных психотерапевтических методов, используемых в работе с детьми

Новизна программы состоит в том, она составлена для детей, требующих повышенного педагогического внимания, то есть детей из семей риска и социально неблагополучных семей, детей с

Новизна программы состоит в том, она составлена для детей, требующих повышенного педагогического внимания, то есть детей из семей риска и социально неблагополучных семей, детей с

Особенностью данной программы является то, что она дает возможность использовать полученные знания и умения в дальнейшей жизни

Особенностью данной программы является то, что она дает возможность использовать полученные знания и умения в дальнейшей жизни

Принцип связи теории с практикой (сочетание в работе с учащимися необходимых теоретических умений и навыков)

Принцип связи теории с практикой (сочетание в работе с учащимися необходимых теоретических умений и навыков)

Ориентация на личностные интересы, потребности, способности учащегося

Ориентация на личностные интересы, потребности, способности учащегося

В творческой группе одна ступень – ознакомительная

В творческой группе одна ступень – ознакомительная

Регулятивные УУД У воспитанников сформированы действия: - понимать и принимать учебную задачу, сформированную педагогом; - планировать свои действия на отдельных этапах творческой работы; - осуществлять…

Регулятивные УУД У воспитанников сформированы действия: - понимать и принимать учебную задачу, сформированную педагогом; - планировать свои действия на отдельных этапах творческой работы; - осуществлять…

Способы определения результативности

Способы определения результативности

Развитие познавательных, конструктивных способностей, интереса к результату и качеству поделки

Развитие познавательных, конструктивных способностей, интереса к результату и качеству поделки

Эбру» – это рисование на воде, рисование жидкостями

Эбру» – это рисование на воде, рисование жидкостями

Учебно-тематический план №

Учебно-тематический план №

Техника рисования на молоке. Техника перенесения изображения с поверхности молока на бумагу

Техника рисования на молоке. Техника перенесения изображения с поверхности молока на бумагу

Тема 1.2. «Приемы разбрызгивания краски на поверхность воды «крупно и размашисто» при помощи кисти»

Тема 1.2. «Приемы разбрызгивания краски на поверхность воды «крупно и размашисто» при помощи кисти»

Практика :Разбрызгивание краскидля эбру (далее краски) ,на поверхность воды с помощью веерной кисти (получившийся рисунок схож с облаками, которые только, что опустились с небес и…

Практика :Разбрызгивание краскидля эбру (далее краски) ,на поверхность воды с помощью веерной кисти (получившийся рисунок схож с облаками, которые только, что опустились с небес и…

Практика: Первый вариант:краска разбрызгивается на поверхность воды и спомощью шило делаются круговые движения

Практика: Первый вариант:краска разбрызгивается на поверхность воды и спомощью шило делаются круговые движения

Тема 2.9 «Море» Теория: Творчество художника-мариниста

Тема 2.9 «Море» Теория: Творчество художника-мариниста

Стебель соединяется с цветком, получается целостное изображение

Стебель соединяется с цветком, получается целостное изображение

Методическое и техническое оснащение: видеоролик«Рисуем тюльпан-символТурции», лоток, шило, бумага

Методическое и техническое оснащение: видеоролик«Рисуем тюльпан-символТурции», лоток, шило, бумага

Раздел 3. «Загадка эбру» (опыты, эксперименты с различными материалами в качестве основыдля выполнения рисунка в технике «эбру»)

Раздел 3. «Загадка эбру» (опыты, эксперименты с различными материалами в качестве основыдля выполнения рисунка в технике «эбру»)

Тема 3.5. «Декорирование яиц.

Тема 3.5. «Декорирование яиц.

Методическое и техническое оснащение: демонстрационные стенды, компьютер, проектор

Методическое и техническое оснащение: демонстрационные стенды, компьютер, проектор

Формы организации образовательного процесса: - групповой (организация работы по малым группам); - индивидуальный (участие учащихся в выставках, конкурсах, ярмарках, мастер-классах, самостоятельная работа, )

Формы организации образовательного процесса: - групповой (организация работы по малым группам); - индивидуальный (участие учащихся в выставках, конкурсах, ярмарках, мастер-классах, самостоятельная работа, )

Стол педагога с тумбой 1 23

Стол педагога с тумбой 1 23
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.12.2022