ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Краеведы» расчитана на обучающихся 11-16 лет. По содержанию программа является общекультурной, по уровню освоения-общеразвивающей, по форме организации-очной, по степени авторства-авторской.
Обучение по программе расчитано на 1 год.
Программа разработана в соответствии со следующими правовыми документами:
1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012);
2. Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 г. о порядке организации осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам;
3. Концепция развития дополнительного образования детей. распоряжение Правительства РФ от 04 сентября 2014г. №1726-р;
4. «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы Сан ПиН 2.4.4.3172-14» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 4 июля 2014 г. N 41);
5. СанПиН 2.4.2.3286 – 15, утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 г. №26
6. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы;
7. Устав, нормативные ддкументы и локальные акты МБОУ СОШ с. Куак-Никольское Нижнеломовского района;
Данная программа является актуальной именно сейчас, так как идёт формирование нового поколения российских граждан и проблема патриотического воспитания обретает новые характеристики, а соответственно, и новые подходы к патриотическому воспитанию личности как к части процесса её жизненного самоопределения и становления. Знание истории села, школы, изучение родословной способствует воспитанию патриотизма, гражданственности.
^ Педагогическая целесообразность данной образовательной программы обусловлена тем, что краеведение является основополагающим в формировании гражданственности как интерактивного качества личности. Знание истории Пензенской земли, её культуры, героического прошлого помогает
воспитывать внутреннюю свободу, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства, гармоничное проявление патриотических чувств, отвлекать детей от пагубных привычек.
Цель программы: создание условий для воспитания у обучающихся ценностного отношения к идее патриотизма, способности к осознанию своей принадлежности к культуре родного края.
Для достижения целей будут решаться следующие задачи:
-Изучить основы истории земли Пензенской, как части истории нашего государства;
-Познакомить с жизнью и деятельностью военачальников, государственных деятелей, писателей, поэтов, художников родной земли;
-Расширить знания об истории школы села;
-Воспитание любви к Отечества, преданности, готовности служить Родине;
-Развитие умения осуществлять поисково-исследовательскую деятельность, совершенствование экскурсионной работы;
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы, 11-16 лет.
Сроки реализации образовательной программы: 1 год, 36 часов (1 час в неделю)
Программа реализуется на базе школьного музея, где обучающиеся получают знания о работе с фондами, формировании музейной экспозиции, о методах хранения и реставрации музейных предметов, о музейной культуре, экскурсионной работе.
Ожидаемый результат и способы определения их результативности.
По окончании обучающийся должен знать:
Историю возникновения и заселения родного села и школы по данным школьного музея, исследовательских работ учащихся;
Иметь представление об основных периодах развития истории села и школы;
Начальные сведения о хозяйственной, культурной, политической жизни села, района, области;
Особенности деятельности исторических личностей, чья жизнь была связана с историей развития села, района, области, школы;
Обучающийся должен уметь:
Работать с дополнительными источниками, анализировать, делать выводы;
Написать и оформить небольшую творческую работу, опираясь на требования к ним;
Составлять образовательный рассказ от имени купца, ремесленника, воина, посадника и представить его на выставку;
Составлять образную характеристику отдельно историческим личностям;
Высказывать свое мнение по отдельным обсуждаемым вопросам истории;
Анализировать, обобщать исторические явления, связанные с историей села и школы;
Отстаивать свою позицию, оценивая деятельность исторической личности или события;
Проводить исследования исторических документов;
Выступать перед аудиторией на определённую краеведческую тему;
Решать жизненные ситуации, не боясь проявить свою самобытность, реализовать творческий потенциал.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ Наименование темы |
Всего часов |
Теоретическая часть |
Практическая часть |
1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности |
1 |
1 |
|
2. Фонды музея. Понятие состав, структура и основные направления работы с фондами |
2 |
2 |
|
3. Учет фондов и музейная документация |
1 |
|
1 |
4. Хранение музейных фондов |
1 |
1 |
|
5. Консервация и реставрация музейных предметов |
1 |
|
1 |
6. Музейная экспозиция. Понятие, содержание и требования к экспозиции. Проектирование экспозиции |
6 |
2 |
4 |
7. Организация экскурсионной работы |
10 |
2 |
8 |
8. Подготовка и защита доклада, сообщения, путеводителя по одному из разделов экспозиции музея, отреставрированного музейного предмета, поведение самостоятельной экскурсии |
4 |
2 |
2 |
9. Организация исследовательской деятельности |
9 |
4 |
5 |
10. Итоговое занятие. Выступление актива. |
1 |
1 |
|
Итого: |
36 |
15 |
21 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Вводное занятие. Комплектование группы. Введение в программу. Выявление отношения к краеведению. Вводный инструктаж по технике безопасности.
Фонды музея. Понятие «фонды музея». Типы музейных предметов. Вещественные, изобразительные, письменные источники, фонозаписи, кинофильмы др. Понятие «ценность музейного предмета». Уникальные и типовые музейные предметы. Требования к фондам музея. Организация фондов музея. Основные задачи организации фондов. Состав фондов. Структура фондов. Основные направления фондовой работы.
Практическая часть. Ознакомление с фондами музея. Занятия по определению типов музейных предметов фонда, их ценности, умению определить уникальные, типовые и вспомогательные материалы.
Учет фондов и музейная документация. Задачи учета музейных фондов. Фондовая документация как информационная система. Учет фондов и учетная документация. Каталогизация музейных фондов.
^Практическая часть. Заполнение учетных документов: инвентарных карточек, описей и т.п.
Консервация и реставрация музейных предметов. Задачи консервации и реставрации. Осмотр и отбор предметов для реставрации. Средства и методы реставрации музейных предметов. Практическая часть.Реставрация музейных предметов.
Музейная экспозиция. Основные понятия. Принципы и структура построения экспозиций. Экспозиционные материалы. Проектирование экспозиций. Дизайн экспозиции.
^ Практическая часть. Изготовление планшетов, их заполнение археологическими материалами. Составление пояснительных текстов. Этикетаж.
Организация экскурсионной работы. Экскурсия и ее функции. Виды экскурсий. Этапы подготовки экскурсии. Путеводители по музею. Методика проведения экскурсий. Этика экскурсовода. Этика экскурсанта.
^ Практическая часть. Подготовка путеводителей по отдельным разделам экспозиции музея, проведение учащимися самостоятельных экскурсий. Подготовка и защита доклада, научного сообщения, путеводителя по одному из разделов экспозиции музея, отреставрированного музейного предмета, проведение самостоятельной экскурсии.
Организация исследовательской деятельности. Как работать над исследовательской работой: цели, задачи, методы. Этапы работы над исследовательской работой. Правила оформления исследовательской работы.
^Практическая часть. Подготовка и защита работы на конференциях (школьных, районных).
^ Практическая часть. Организация встреч со старожилами, талантливыми людьми, ветеранами войны и труда, тружениками тыла, воинами-интернационалистами.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Опыт работы по данной программе показал ее жизненность и перспективность. Занятия в музее стали средством активизации познавательной деятельности учащихся, гражданского и нравственного становления школьника. Они помогают видеть в зеркале прошлого нас самих, с нашими волнениями, радостью и горем, осознавать свое место в этом мире, осознавать свою ответственность за настоящее и будущее.
Музей привлекает внимание благодаря предметности и наглядности экспонатов, яркости зрительных образов. Ребятам предлагается перенестись в прошлое и представить себе, почему это орудие сделано так, а не иначе, как оно делалось, для чего использовалось, Возникает ассоциативная цепочка, всплеск познавательного интереса: как жили наши предки, на кого охотились, чем питались, какими были климат, животный мир, изготовления орудий, культура, быт. За орудием, черепком керамики школьник учится видеть, прежде всего, человека с его мыслями и переживаниями, человека, который по крупицам создавал то, что впоследствии составило основу нашей цивилизации. На занятиях вначале дается развернутый материал по рассматриваемой теме, проводится его обсуждение и затем на примере экспонатов музея идет закрепление материала, ребятам дается возможность самим выделить характерные черты рассматриваемой эпохи. На примере соответствующего раздела экспозиции музея ребята сами находят либо подтверждение, либо ошибочность выдвинутых ими гипотез. Это помогает ребятам глубже понять материал, учит их аргументированно защищать свои предположения. техника Занятия проводятся в музее и носят практическую направленность. Наибольший интерес для ребят представляют разбор коллекций и реставрационные работы. Наиболее трудной темой для некоторых ребят является тема «Учет фондов и музейная документация», так как ее освоение требует значительной усидчивости, кропотливости, терпения и внимания.
Итогом занятий служат подготовленные рефераты, доклады, участие в школьных, районных, областных, всероссийских конференция. Наиболее эффективной, на наш взгляд, является следующая форма проверки достижений учащихся экскурсий по музею. — подготовка и проведение самостоятельных Подготовка и проведение экскурсии деятельности с нестандартными ситуациями, причем достаточно сложный, требующий специальных навыков, которые ребята приобретают при изучении основ экскурсоведения. Экскурсовод актер, и оратор, и собеседник, и дипломат, и психолог в одном лице. Ребята самостоятельно выбирают тему экспозиции и подготавливают на основе - это один из аспектов педагогической - это и преподаватель, и путеводителя свой рассказ, опирающийся на хорошее знание фактов и на жесткую структуру экспозиции, при этом поощряется изучение дополнительной литературы. Акцент делается на добрый диалог, а не на вещание огромного количества фактов, которые, как правило, быстро вылетают из головы и вызывают утомление. Перед детьми ставится задача интересно и познавательно за короткое время рассказать о том или ином экспонате, одновременно не теряя контакта с аудиторией, замечая ее реакцию и умело направляя ее интерес.
Вначале проводится пробная экскурсия с последующим анализом, замечаниями и рекомендациями самих ребят и, при необходимости, педагога. Затем ребята проводят экскурсию для своих одноклассников либо для учеников младших классов. Занятия по программе предусматривают также подготовку постоянной группы экскурсоводов из числа обучающихся, которые могли бы проводить самостоятельные обзорные и тематические экскурсии для учащихся школы, ее гостей, а также при проведении «Дня открытых дверей».
Ребята, проводя экскурсии, избавляются от неуверенности в себе, развивают способности оратора, овладевают искусством общения. Деятельность в роли организаторов и экскурсоводов позволяет позитивно реализовать желание подростков самоутвердиться, способствует выработке у ребят потребности в постоянном получении знаний, расширении кругозора, воспитании чувства сопричастности к системе культурных ценностей, в формировании у них навыков общественной, психолого-педагогической, исследовательской, организационной и экскурсионной работы.
Организация исследовательской деятельности позволяет ребятам учиться ставить цели и достигать результат своей деятельности. Они учатся добывать информацию, анализировать ее, работать с документами, сопоставлять историю села с историей страны. Итогом работы являются публичные выступления. Тематика исследовательских работ: «Школа и ее директор», «Слава Вам, бойцам 41-го года», «Борьба с врагами».
Ведущей формой организации обучения является групповая. Наряду с групповой формой работы осуществляется индивидуальная при выполнение практических творческих работ. Ведущими методами в организации деятельности является : проблемный, исследовательский, частично – поисковый, метод решения жизненных ситуаций.
Программа реализуется на базе школьного музея, где учащиеся получают знания о работе с фондами формировании музейной экспозиции, о методах хранения и реставрации музейных предметов, о музейной культуре экскурсионной работе. В процессе занятий ребята учатся комплектовать коллекции, проводить учетные работы в фондах музея, участвуют в подготовке разделов музейной экспозиции, реставрации музейных предметов подготовке и проведении самостоятельных экскурсий .
Способами определения результативности реализации данной программы являются: наблюдения, тестовые задания, выступления перед аудиторией с исследовательской работой, проведение экскурсий, организация встреч.
Формами подведения итогов реализации данной программы являются диспуты, выставки творческих работ, участие в конкурсах и олимпиадах, конференциях, подготовка сообщений, участие в семинарах и конференциях, проведение самостоятельных экскурсий, а также коллективная работа под руководством работника музея по обработке основных фондов, подготовке разделов экспозиции, другой деятельности, направленной на созидание (благоустройство музея, помощь ветеранам и т.д.)
Условия реализации программы
Для реализации программы необходимы: школьный музей, проектор.
Используемая литература.
1. Емельянов Б.В. Экскурсоведение. М., 2001.
2. Музееведение. Музеи исторического профиля. М., 1988.
3. Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей. М.,2001.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.