СОГЛАСОВАНО Заместитель руководителя УВР МБОУ «ООШ №26» Богатырёва А.В. от «____»___________2020 г |
|
|
|
Программа
Дополнительного образования
Кружка «СОЛОВУШКА»
для 1- 9 классов
Майер Ирины Геннадиевны
Рассмотрено на заседании
Педагогического совета
Планируемые результаты
Личностные результаты УУД
· Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека (на личном примере)
· Уважать музыкальную культуру мира разных времен (творческие достижения выдающихся композиторов)
· Быть готовым к сотрудничеству с педагогом
· Развивать познавательные интересы
· Понимать характерные особенности музыкального языка и передавать их в музыкальном исполнении
· Эмоционально откликаться на шедевры мировой культуры
· Формировать эмоционально-ценностное отношение к творчеству выдающихся композиторов.
· Рассуждать о яркости музыкальных образов в музыке, об общности и различии выразительных средств музыки и поэзии
· Проявлять эмоциональную отзывчивость при восприятии и исполнении музыкальных произведений
· Расширение представлений о собственных познавательных возможностях
Метапредметные результаты
Познавательные УУД
Обучающиеся научатся:
· Исследовать, сравнивать многообразие жанровых воплощений музыкальных произведений;
· Рассуждать о специфике воплощения духовного опыта человека искусстве (с учетом критериев представленных в учебнике);
· Анализировать приемы развития одного образа, приемы взаимодействия нескольких образов в музыкальном произведении;
· Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей;
· Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и изобразительного искусства;
· Воспринимать характерные черты творчества отдельных отечественных и зарубежных композиторов;
· Воспринимать и сравнивать музыкальный язык в произведениях разного смыслового и эмоционального содержания;
· Сравнивать особенности музыкального языка (гармонии, фактуры) в произведениях, включающих образы разного смыслового содержания;
· Устанавливать ассоциативные связи между художественными образами музыки и визуальных искусств.
Обучающиеся получат возможность научиться:
· Стремиться к приобретению музыкально-слухового опыта общения с известными и новыми музыкальными произведениями различных жанров, стилей народной и профессиональной музыки, познанию приемов развития музыкальных образов, особенностей их музыкального языка;
· Формировать интерес к специфике деятельности композиторов и исполнителей (профессиональных и народных), особенностям музыкальной культуры своего края, региона;
· Расширить представления о связях музыки с другими видами искусства на основе художественно-творческой, исследовательской деятельности;
· Идентифицировать термины и понятия музыкального языка с художественным языком различных видов искусства на основе выявления их общности и различий;
· Применять полученные знания о музыке и музыкантах, о других видах искусства в процессе самообразования, внеурочной творческой деятельности.
Регулятивные УУД
Обучающиеся научатся:
· Оценивать музыкальные произведения с позиции красоты и правды.
· Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в пении, музыкально-ритмическом движении, изобразительной деятельности, слове.
· Устанавливать вешние связи между звуками природы и звучанием музыкальных тембров
Обучающиеся получат возможность:
· Совершенствовать действия контроля, коррекции, оценки действий партнера в коллективной и групповой музыкальной, творческо-художественной, исследовательской деятельности;
· Развивать критическое отношение к собственным действиям, действиям одноклассников в процессе познания музыкального искусства, участия в индивидуальных и коллективных проектах;
· Сравнивать изложение одних и тех же сведений о музыкальном искусстве в различных источниках;
· Приобретение навыков работы с сервисами Интернета.
Коммуникативные УУД
Обучающиеся научатся:
· Аргументировать свою точку зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры;
· Участвовать в коллективной беседе и исполнительской деятельности.
Обучающиеся получат возможность научиться:
· Участвовать в жизни школы, города и др., общаться, взаимодействовать со сверстниками в совместной творческой деятельности;
· Применять полученные знания о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач;
· Показать адекватное поведение в различных учебных, социальных ситуациях в процессе восприятия и участия в исследовательских проектах, внеурочной деятельности.
Информационные УУД
· Владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, энциклопедиями, каталогами, словарями, CD-RОМ, Интернет;
· Самостоятельно извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, ее организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать;
· Ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое; уметь осознанно воспринимать музыкальную и другую художественную информацию, распространяемую по каналам средств массовой информации;
· Развивать критическое отношение к распространяемой по каналам СМИ информации, уметь аргументировать ее влияние на формирование музыкального вкуса, художественных предпочтений;
· Применять для решения учебных задач, проектно-исследовательской информационные и телекоммуникационные технологии: аудио и видеозапись, электронную почту, Интернет;
· Осуществлять интерактивный диалог в едином информационном пространстве музыкальной культуры.
Содержание программы и песенный репертуар подбираются в соответствии с психофизическими и возрастными особенностями детей. Таким образом, каждому обучающимуся предоставляется возможность в соответствии со своими интересами и возможностями выбрать свой образовательный маршрут. При наборе детей специального отбора не предполагается.
Параллельно с учебной деятельностью проходит воспитательный процесс задачами которого являются:
- создание дружного коллектива;
- взаимодействие между обучающимися, педагогом и родителями;
Занятия проводятся с использованием различных форм учебно-игровой деятельности: рассказ педагога, высказывание обучающихся на обсуждаемую тему, исполнение песни, импровизация мелодии, движение под музыку. Используются слушание музыки, просмотр видеофильмов, беседы, проведение праздников, тематические экскурсии, посещение концертов, участие в концертах как исполнителей.
В репертуар детского творческого коллектива входят детские песни, популярные эстрадные песни 70х.-90х. г., современные разно стилевые песни, песни советских и российских композиторов, зарубежные песни в русском переводе. В данной программе уделено должное внимание формированию репертуара, выбраны наиболее ценные произведения с точки зрения их эстетической и смысловой нагрузки. Подобран репертуар в соответствии с возрастными и физиологическими особенностями детей, учтены все трудности которые, могут возникнуть в процессе разучивания данного произведения. Учтены потребности и желания детей, что оставляет за педагогом право корректировать репертуар.
Формы подведения итогов реализации данной программы: проведение творческих встреч, школьных концертов, семейных встреч, конкурсов, музыкальных гостиных.
Участие обучающихся в них имеет большую воспитательную ценность, приучает их к точности, активности, ответственности перед другими за проводимую работу. Поэтому результативность занятий заключается, прежде всего, в том, на сколько они обогащают нравственно - эмоциональный опыт детей, какие качественные изменения происходят в их вкусах и предпочтениях, как накапливаются знания, умения и навыки в области музыкального искусства, формируются взгляды и суждения.
Программа нацелена на личностные достижения обучающихся, нацелена на высокий результат. Это участие в районных и областных конкурсах и фестивалях.
Содержание курса.
Певческая установка. Правильная певческая установка - положение корпуса, головы, шеи, естественность и свобода мышц, лица. Положение сидя, стоя. Игровые моменты: « Кто лучше», «У зеркала».
Дыхание. Источник энергии для возникновения звука. Правильная организация вдоха и выдоха. Активный вдох, задержка дыхания, продолжительный и плавный выдох. Упражнения:
« Петушок», «Качели».
Развитие и восприятие голоса. Диапазон. Механизм голосообразования у детей 1-4 классов. Период становления и воспитания правильных певческих навыков. Диапазон голоса, резонаторы и регистры
Упражнения : « Ученый кузнечик», «Лесенка – чудесенка».
Артикуляция, дикция. Правильная артикуляция. Роль языка и губ. Четкое и ясное произношение слов. Упражнения: « Арина грибы мариновала», «Бежит лиса». «Боронила борона».
Развитие музыкального слуха и ритма. Длительность звука и чувство ритма. Игровые моменты: « Музыкальное лото», «Дружная семья», «Определи по ритму».
Вокально-хоровые упражнения. Пение упражнений на выработку полученных умений и навыков: « Дон – дон», « Сорока», « Таусеньки», « у-уа-у», «ми-ма-мо».
Детская народная песня. Народный календарь: осенние, зимние и весенние праздники. Считалки, заклички, поговорки, дразнилки, потешки, поговорки и т.д.
Популярная детская песня. Рассказ о творчестве композитора. Содержание произведения. Определение выразительных акцентов. Разучивание и исполнение.
Концертные выступления.
Участие в массовых мероприятиях.
Закрепление навыков. Закрепление навыков, полученных на 1 году обучения (дыхание, певческая установка, дикция, слух и ритм и т.д.)
Дыхание. Работа над освоением вдоха и выдоха при разных типах дыхания. Свободное, равномерное дыхание. Упражнения: « Сложим песенку», «Горошина».
Развитие и восприятие голоса. Диапазон Использование резонаторов от грудного к среднему. Фальцетное звучание. Смешанный тип звукообразования. Упражнения: «Мы шагаем вверх», «Мы шагаем вниз».
Артикуляция, дикция. Воспитание четкости и ясности речи, внимательного отношения к каждому произносимому звуку. Механизм образования гласных звуков. Округление гласных звуков.
Упражнения: «Да.Де.Ди.До.Ду», «Жу, жу, жу», «Караси».
Развитие музыкального слуха и ритма. Мелодический слух. Простейшие ритмические единицы музыки.. Ритмический аккомпанемент. Игровые моменты: «Имена и ритмы», «Небо синее».
Тембр. Тембр – окраска звука. Характеристики тембра: густой, глубокий, мужественный, суровый, ворчливый, бархатистый, насыщенный и т.д. Виды певческих голосов. Упражнения: «Определи инструмент», «Укрась музыку».
Звуковедение. Формы звуковедения - Legato, non legato, staccato и др. Упражнения: «Идет дождь», « Длинные ночи, короткие дни».
Вокально-хоровые упражнения. Пение упражнений на выработку полученных умений и навыков: « Малинка», «Гуси», « у-уа-у», «ми-ма-мо».
Детская народная песня. Жанровые разновидности фольклора: лирическая песня, трудовая, солдатская, плясовая, частушка, историческая, свадебная, хороводная, обрядовая, былина и т.д..
Элементы народного танца. Простые плясовые движения
Популярная детская песня. Рассказ о творчестве композитора. Содержание произведений. Определение выразительных акцентов, характера произведений. Разучивание и исполнение
Концертные выступления.
Участие в массовых мероприятиях
ПЛАНИРОВАНИЕ КРУЖКА «Соловушка»- 72 часа в год.
Первое полугодие – 34 часа
Проверка голосов. Краткая беседа о вокальной
культуре.-1 ч.
Дыхание – основа вокальной техники-5ч.
Умение пользоваться резонаторами и регистрами-5ч
Индивидуальная работа- 6ч
Упражнения для постановки и развития голоса-10ч
Разучивание песен, работа над дикцией, дыханием ,чистотой интонации, ансамблем
,выразительностью- 4ч
Участие в концертах и праздниках-3ч
2 полугодие- 38 часа
Разучивание песен, работа с текстом, работа над интонационным строем -6ч
Работа с солистами -6ч
Индивидуальная работа по группам-12ч
Упражнения для выработки вокальных навыков -10ч
Участие в праздниках, концертах -4ч
Тематическое планирование работы кружка «Соловушка»
№ п/п |
Тема занятий |
Количество часов |
Дата |
Коррекция даты |
1. |
Упражнения для голоса, дикция, интонация. Знакомство с новым материалом. |
1 |
03.09 |
|
2 |
Упражнения на исполнение в унисон, в ансамбле. Разучивание новой песни. |
1 |
10.09 |
|
3 |
Дыхание, артикуляция, разбор произведения. Упражнения для развития диапазона. |
1 |
17.09 |
|
4 |
Работа над выразительной интонацией в песнях. Развитие чувства ансамбля. |
1 |
24.09 |
|
5 |
Закрепление текстов песен. Работа над созданием образов. Развитие диапазона. |
1 |
01.10 |
|
6 |
Упражнения для голоса. Работа над интонированием, индивидуальная, групповая. |
1 |
08.10 |
|
7 |
Развитие творческой активности. Пение в ансамбле. Упражнение forte, piano. |
1 |
15.10 |
|
8 |
Импровизация по тексту движения. Слаженность в выразительности текстов |
1 |
22.10 |
|
9 |
Проверка голосов. Краткая беседа о вокальной культуре |
1 |
05.11 |
|
10 |
Дыхание – основа вокальной техники |
1 |
12.11 |
|
11 |
Умение пользоваться резонаторами и регистрами |
1 |
19.11 |
|
12 |
Разучивание песен, работа с текстом, работа над интонационным строем |
1 |
26.11 |
|
13 |
Певческая установка и атака звука. Правильная певческая установка - положение корпуса, головы, шеи, естественность и свобода мышц, лица. |
1 |
03.12 |
|
14 |
Певческое дыхание . Дыхание. Источник энергии для возникновения звука. Правильная организация вдоха и выдоха. Активный вдох, задержка дыхания, продолжительный и плавный выдох.
|
1 |
10.12 |
|
15 |
Период становления и воспитания правильных певческих навыков. Диапазон голоса, резонаторы и регистры |
1 |
17.12 |
|
16 |
Развитие правильной артикуляции и дикции. Правильная артикуляция. Роль языка и губ. Четкое и ясное произношение слов |
1 |
24.12 |
|
17 |
Развитие музыкального слуха и ритма. Длительность звука и чувство ритма. Игровые моменты. |
1 |
|
|
18 |
Вокально-хоровые упражнения. Пение упражнений на выработку полученных умений и навыков.
|
1 |
|
|
19 |
Детская народная песня. Народный календарь: осенние, зимние и весенние праздники. Считалки, заклички, поговорки, дразнилки, потешки, поговорки и т.д. |
1 |
|
|
20 |
Популярная детская песня Рассказ о творчестве композитора. Содержание произведения. Определение выразительных акцентов. Разучивание и исполнение.
|
1 |
|
|
21 |
Разучивание песен к Дню Матери. Пение в ансамбле. |
1 |
|
|
22 |
Упражнения на два голоса. Работа над музыкальным образом песни. |
1 |
|
|
23 |
Выступления в концертной программе школы. |
1 |
|
|
24 |
Творческое самовыражение. Индивидуальное исполнение. |
1 |
|
|
25 |
Работа подгруппами. |
1 |
|
|
26 |
Артикуляция, дикция. Воспитание четкости и ясности речи, внимательного отношения к каждому произносимому звуку. Механизм образования гласных звуков. Округление гласных звуков |
1 |
|
|
27 |
Развитие музыкального слуха и ритма. Мелодический слух.
|
1 |
|
|
28 |
Простейшие ритмические единицы музыки. Ритмический аккомпанемент. |
1 |
|
|
29 |
Упражнение для голоса. Работа над дикцией. |
1 |
|
|
30 |
Звуковедение. Формы звуковедения - Legato ,non legato, staccatо и др.. |
1 |
|
|
31 |
Детская народная песня. Жанровые разновидности фольклора: лирическая песня, трудовая, солдатская, плясовая, частушка, историческая, свадебная, хороводная, обрядовая, былина. |
1 |
|
|
32 |
Артикуляционная гимнастика. - развивать мимику, артикуляционную моторику; - развивать выразительную дикцию. |
1 |
|
|
33 |
Групповое пение. |
1 |
|
|
34 |
Простейшие ритмические единицы музыки. Ритмический аккомпанемент. Заключительное занятие. Подведение итогов. |
1
|
|
|
ИТОГО: |
34 часа |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа №26»
Энгельсского муниципального района Саратовской области
«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю»
Руководитель ШМО заместитель директора по УВР Директор МОУ «ООШ№26»
_______________ _________ /Шакина Т.В./ _____________/Иванова Т.А./
Протокол №_______ « »______________2020г. приказ №________
от « »________2020г от « »___________2020г.
Дополнительная общеразвивающая программа
(название программы)
Направленность:художественная
Срок реализации: 1 год
Возраст детей: 6-12 лет
педагога дополнительного образования:
Майер Ирина Геннадиевна
г. Энгельс, 2020-2021
Учебный план
№ |
Наименование разделов, блоков, тем |
Количество часов |
Формы аттестации/контроля |
||
всего |
теория |
практика |
|||
1 год обучения |
|||||
I. |
Название раздела |
|
|
|
|
1.1. |
Название темы 1 |
|
|
|
|
1.2. |
Название темы 2 |
|
|
|
|
II. |
Название раздела |
|
|
|
|
2.1. |
Название темы 1 |
|
|
|
|
2.2. |
Название темы 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итоговое занятие |
|
|
|
|
|
Итого: |
|
|
|
|
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
к программе «________________________»
на 2020-2021 учебный год
№ |
дата |
Тема занятия |
Кол- во часов |
Место проведения |
Форма занятия |
Форма контроля |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Срок действия Положения: до принятия нового.
Согласовано Согласовано
Совет родителей Совет обучающихся
протокол № __ от __________ протокол №___ от ________
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.