Программа дополнительного образования (кружок)
«Волшебная иголочка»
подготовительной группы
«Росинки»
на 2021 -2022 учебный год
Содержание
1.Целевой раздел…………………………………………………………………............3
1. 1. Пояснительная записка…………………….……………………….……....3
1.2. Планируемые результаты освоения программы……...…………….…..….4
2. Содержательный раздел………….…………………………………………………...5
2.1. Тематическое планирование……………….……………………………......5
3. Организационный раздел..………….………………………………………………...6
3.1. Описание материально-технического обеспечения программы………....6
3.2. Список литературы………………………………………………...…..…....7
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Общие сведения о кружке
Рабочая программа кружка «Волшебная иголочка» обеспечивает развитие детей художественно-эстетического творчества в возрасте от 6 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Программа обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе.
Социальными заказчиками деятельности кружка являются родители воспитанников.
Выяснение потребностей родителей осуществляется на основе результатов анкетирования. Данные сведения позволили определить направления деятельности кружка по удовлетворению запросов родителей:
• Интеллектуальное развитие детей
• Подготовка к обучению в школе (Развитие мелкой моторики руки, развитие воображения, внимания, память).
Концепция программы
В процессе занятий художественным трудом формируются все психические процессы, развиваются художественно-творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира.
Формирование трудовых навыков и умений происходит в едином процессе ознакомления детей с творчеством, культурой и эстетическими ценностями своего народа.
Досуговая деятельность способствует приобщению старших дошкольников к труду, предоставляет детям свободу выбора, возможность развития комбинаторных умений, выработке индивидуального стиля и темпа деятельности.
Актуальность кружка
Вышивка – один из самых древних и наиболее распространенных видов декоративно-прикладного творчества, отличающийся разнообразием приемов выполнения и богатством узоров.
Вышивка интересна и доступна не только взрослым людям, но и детям дошкольного возраста. Занятия вышивкой развивают ребенка, воспитывают его вкус, позволяют прикоснуться к истокам культуры своего народа. Начинать обучение детей следует в старшем дошкольном возрасте. К этому моменту у ребенка достаточно развиты мелкая моторика руки, ориентировка в пространстве. Воля, усидчивость, без которых невозможно выполнение ровных стежков в вышивке. В тоже время и сама вышивка стимулирует развитие всех этих качеств, так необходимых для дальнейшего успешного обучения в школе.
Цель - ознакомление старших дошкольников с доступным их возрасту видом художественного труда – вышиванием, удовлетворение эстетической потребности детей в самовыражении.
Задачи:
Обучающая. Учить детей осваивать специальные трудовые умения и способы самоконтроля для работы с тканью, нитками и простейшими инструментами (ножницами, иголкой).
Развивающая. Развивать творческую активность, мелкую моторику, мышцы кистей рук, поддерживать потребность в самоутверждении.
Воспитательная. Формировать положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира; воспитывать художественный вкус, интерес к ручному труду.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, - 6-7 лет. Это определяется значительным ростом физических возможностей, особенно активным развитием мелких мышц кистей рук, изменением психологической позиции и ощущением старшими дошкольниками “взрослости”, желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности.
Продолжительность реализации программы - 1год.
Занятия по дополнительному образованию (кружки) проводятся с учетом предусмотренного учебного плана, который рассчитан на пятидневную рабочую неделю (выходные: суббота, воскресенье).
Продолжительность занятия не более 25 минут.
Занятия по дополнительному образованию проводятся с сентября по май включительно, 1 раз в неделю во второй половине дня, когда дети не заняты на основных программных занятиях (образовательной деятельности). При этом соблюдаются санитарно-гигиенические нормы, и обеспечивается возможность полноценного отдыха и восстановления работоспособности за счет прогулки и дневного сна.
Формы организации деятельности: подгрупповая, индивидуальная.
Формы и режим занятий
Гибкая форма организации детского труда в досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками вышивания, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил.
В начале занятий рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику; в ходе занятия, для расслабления мышц, снятия напряжения - физминутки. Комплексы пальчиковой гимнастики, физминуток воспитатель подбирает самостоятельно, так как методическая литература по данному вопросу очень разнообразна и содержательна.
1.2. Планируемые результаты освоения программы
Ожидаемые (прогнозируемые) результаты:
- пришивают пуговицы с 2 и 4 отверстиями;
- вышивают «гладью»;
- переводят рисунок на ткань;
- вышивают "крестиком";
- принимают участие в оформлении вышивок на выставку;
Формы проведения итогов реализации программы:
- выставки детских работ в детском саду;
- участие в городской выставке декоративно-прикладного творчества;
- дни презентации детских работ родителям (сотрудникам, малышам);
- творческий отчет воспитателя – руководителя кружка на педсовете.
2. Содержательный раздел
2.1. Тематическое планирование
№ п/п |
Тема |
Количество занятий (Всего 38) |
|
Теоретических занятий |
Практических занятий |
||
1 |
Повторение ТБ работы с иголкой. Закрепление "Шов строчка". |
1 занятие |
|
2 |
Пришивание пуговицы с двумя отверстиями способом в «прокол». |
|
1 занятие |
3-4 |
Пришивание пуговицы в четыре отверстия (разные способы) |
|
2 занятия |
5-9 |
Знакомство с моделью шва «гладью». Вышивание «гладью» простых узоров. |
|
5 занятий |
10-18 |
Вышивание елочной игрушки контурной гладью. Украшение салфетки бахромой. |
|
9 занятий |
19 |
Перевод рисунка на ткань. |
|
1 занятие |
20-26 |
Вышивание салфетки гладью в подарок к 8 Марта. Украшение салфетки бахромой. |
|
7 занятий |
27 |
Знакомство с канвой, шов "крестик" и творчеством художников, использующих модель шва "крестик". |
1 занятие |
|
28-29 |
Вышивание "крестиком" простых узоров. |
|
2 занятия |
30-38 |
Вышивание "крестиком", используя сложные схемы. |
|
9 занятий |
Краткое описание тем
1 занятие. Повторение ТБ работы с иголкой. Закрепление "Шов строчка". Мотивация на достижение результата, желание совершенствовать умения, пробуждать творческую активность детей.
2 занятие. Пришивание пуговицы с двумя отверстиями способом в “прокол”. Использование модели пришивания пуговицы. Игровая ситуация – помоги Незнайке. Беседа с детьми о содержании одежды в порядке и умении устранять мелкие неполадки – пришивать оторванные пуговицы. Демонстрация приема пришивания пуговицы с двумя отверстиями способом “в прокол”. Упражнение в действии.
3-4 занятие. Пришивание пуговицы с четырьмя отверстиями. Использование модели пришивания пуговицы. Демонстрация приема пришивания пуговицы. Соблюдение правил безопасности труда.
5-9 занятие. Знакомство с моделью шва «гладью». Демонстрация действия воспитателем. Гладь – вышивание прямыми и косыми стежками, плотно уложенными один к одному. Вышивание «гладью» простых узоров.
10-18 занятие. Вышивание елочной игрушки контурной гладью. Упражнять детей в выполнении действия. Демонстрация действия воспитателем: по краю рисунка укладывают стежки разной величины, чередуя длинные с короткими. Закреплять навыки в выполнении бахромы.
19 занятие. Перевод рисунка на ткань. Самостоятельный выбор рисунка. Ознакомление с техникой перевода рисунка на ткань с помощью копировальной бумаги. Аккуратность и точность в работе.
20-26 занятие. Вышивание салфетки гладью в подарок к 8 Марта. Украшение салфетки бахромой. Продумывать последовательность действий. Упражнение в выполнении правильного действия.
27 занятие. Знакомство с канвой, шов "крестик". Демонстрация творчества художников, использующих модель шва "крестик".
28-29 занятие. Вышивание "крестиком" простых узоров. Упражнять детей в выполнении действия. Соблюдение правил безопасности труда.
30-38 занятие. Вышивание "крестиком", используя сложные схемы. Продумывать последовательность действий. Упражнение в выполнении правильного действия.
3. Организационный раздел
3.1. Описание материально-технического обеспечения программы
Дидактические материалы:
• Инструкционные карты и схемы базовых
форм оригами.
• Инструкционные карты сборки изделий
(размноженные на ксероксе).
• Образцы изделий.
• Таблица рекомендуемых цветовых
сочетаний.
Методические разработки:
• Компьютерные презентации:
– Презентация «Моя образовательная программа».
– «Цветочные композиции».
3.2. Список литературы
1. Волшебная иголка: Пособие для занятий с детьми [Авт.-сост. А.В. Белошистая, О.Г. Жукова.- М.: АРКТИ, 2008. – 32 с.: ил. (Мастерилка)
2. Золотарева А. Терещук М. Особенности организации дополнительного образования дошкольников А. Золотарева, М. Терещук //Дошкольное воспитание, 2007.-№11.-с.76-83
3. Комарова, Т.С. Народное искусство в воспитании детей: Книга для педагогов дошкольных учреждений, учителей начальных классов, руководителей художественных студий [Текст]/ Под ред. Т.С.Комаровой. – М.: Россйское педагогическое общество, 1997
4. Маврина, Е.А. Умелая иголочка [Текст]/ Е.А.Маврина // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки, 2009.-№10.-с.57-61
5. Новикова И.В. Обучение вышивке в детском саду И.В. Новикова; худож. М.В. Душин.- Ярославль: Академия развития, 2010.- 80 с.: ил. – (Детский сад: день за днем. В помощь воспитателям и родителям).
6. Соломенникова О.А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным и декоративно – прикладным искусством. Программа дополнительного образования [Текст] / О.А. Соломенникова.- М.: « Мозаика – Синтез», 2006.-с.3-21,69-72
7. Тихонова, О. Обучение декоративно-орнаментальной деятельности на основе ознакомления с семантикой народного орнамента О.Тихонова // Дошкольное воспитание, 2004.-№3
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.