Программа дополнительного образования
по русскому языку «Занимательная грамматика»
для 3 класса
2 часа в неделю, 34 недели, в год – 68 ч
Программа дополнительного образования по русскому языку для 3 «Б» класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
В соответствии с учебным планом МБОУ лицей №10, Основной образовательной программой МБОУ лицей №10, на выполнение данной программы в 3 классе отводится 1 час в неделю, 34 недели, 34 часа за год.
В связи с годовым календарным учебным графиком МБОУ лицей № 10 (приказ №197 от 31.08.2019 года) на программу по русскому языку «Занимательная грамматика» в 3 «А» классе отводится 34 часа.
Таким образом, в рамках 34 часов реализуется программа дополнительного образования по русскому языку.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты обучения.
В результате изучения курса «Занимательная грамматика» обучающиеся на ступени начального общего образования научатся:
· осознавать язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры,
· у них начнёт формироваться позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, русский язык станет для учеников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей.
Метапредметные результаты обучения.
В процессе изучения курса «Занимательная грамматика» обучающиеся научатся:
· использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
· ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
· выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тесты) с учетом особенностей разных видов речи;
· понимать необходимость ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;
· стремиться к более точному выражению собственного мнения и позиции;
· уметь задавать вопросы.
Предметные результаты обучения.
К концу 3 класса учащиеся должны знать и уметь:
знать:
· Правила правописания слов с изученными орфограммами.
· Признаки частей речи (имени существительного, имени прилагательного, местоимения, глагола).
· Главные члены предложения.
· Состав слова.
уметь:
· Различать приставки и предлоги.
· Писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно.
· Разбирать предложения по членам предложения.
· Обозначать на письме интонацию перечисления.
· Разбирать слова по составу.
· Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова.
· Писать правильно слова с удвоенными согласными.
· Определять род, число имен существительных и имен прилагательных.
· Определять число, время глаголов.
· Писать НЕ с глаголами.
· Работать со словарем.
· Группировать и подбирать слова на определенные правила.
· Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова.
· Составлять рассказы по картинке.
Содержание учебных занятий
№ |
Название раздела |
Кол-во часов |
Характеристика основных содержательных линий |
1 |
Дружим с грамматикой |
32 |
Рассказ – беседа. Игры – соревнования: “Умеешь ли ты красиво и грамотно писать?”, “Умеешь ли ты правильно и точно говорить?” (Составление рассказов по картинке), “Сколько слов ты знаешь?” Незаменимый мягкий знак. Путешествие по стране “Удвоенных согласных”. Беседа о том, какое практическое значение имеет знание алфавита. Упражнения на группировку слов (имен собственных и нарицательных). Как корень слова учил окончания уму – разуму. Иногда согласные играют с нами в прятки. Они не произносятся, но пишутся в тетрадке. (Непроизносимые согласные).
|
2 |
Дружим с орфографией
|
10 |
А все–таки она хорошая! (О роли орфографии). Рассказ – беседа о роли орфографии. Группировка слов, подбор слов на определенные правила (с использованием словарей). Игра “Лишнее слово”. Викторины, кроссворды, игры, ребусы, загадки.
|
3 |
Изучаем части страны «Речь»
|
26 |
Слова – части речи. Имя существительное – часть страны Речь. Доброе утро, имя прилагательное! Имя прилагательное – часть страны Речь. Моя мама – имя существительное. (О связи имени прилагательного с именем существительным). Глагол – часть страны Речь. Как мама Глаголиха учила глагольчиков. (Время глагола). С глаголами раздельно частицу НЕ пиши! |
|
Итого |
68 ч |
|
Календарно-тематическое планирование занятий курса
«Занимательная грамматика»
№ п/п |
Кол-во час |
Тема |
Дата |
|
План |
Факт |
|||
1-2 |
2 |
Хорошо ли ты знаешь грамматику? |
|
|
3-4 |
2 |
Сокровища родного языка. Беседа о богатстве русского языка. |
|
|
5-6 |
2 |
Незаменимый мягкий знак. |
|
|
7-8 |
2 |
Путешествие по стране “Удвоенных согласных”. |
|
|
9-10 |
2 |
Хорошо ли ты знаешь алфавит? Какое практическое значение имеет знание алфавита. |
|
|
11-12 |
2 |
Волшебник “Ударение”. |
|
|
13-14 |
2 |
Из чего же, из чего же состоят слова? |
|
|
15-16 |
2 |
Часть слова, которая изменяется, окончанием называется. Как корень слова учил окончания уму – разуму. |
|
|
17-20 |
4 |
В стране парных звонких и глухих согласных. |
|
|
21-22 |
2 |
В стране одиноких согласных. |
|
|
23-26 |
4 |
Дружим с грамматикой. (Безударные гласные, проверяемые ударением). |
|
|
27-28 |
2 |
Досадное недоразумение. (Непроверяемые безударные гласные). |
|
|
29-30 |
2 |
Иногда согласные играют с нами в прятки. Они не произносятся, но пишутся в тетрадке. (Непроизносимые согласные). |
|
|
31-32 |
2 |
Новые друзья корней – приставки. |
|
|
33-34 |
2 |
Твердый знак не отдыхает: приставку с корнем разделяет. (Разделительный твердый знак). |
|
|
35-36 |
2 |
Слова – части речи. |
|
|
37-38 |
2 |
Имя существительное – часть страны Речь |
|
|
39-40 |
2 |
Как у существительных род появился. |
|
|
41-42 |
2 |
Доброе утро, имя прилагательное! |
|
|
43-44 |
2 |
Имя прилагательное – часть страны Речь. |
|
|
45-46 |
2 |
Моя мама – имя существительное. (О связи имени прилагательного с именем существительным). |
|
|
47-48 |
2 |
Глагол – часть страны Речь. |
|
|
49-50 |
2 |
Глагол и его друзья. |
|
|
51-52 |
2 |
Как мама Глаголиха учила глагольчиков. (Неопределенная форма глаголов). |
|
|
53-54 |
2 |
Как мама Глаголиха учила глагольчиков. (Прошедшее, настоящее, будущее времена глаголов). |
|
|
55-56 |
2 |
Как мама Глаголиха учила глагольчиков. (Времена глагола). |
|
|
57-60 |
2 |
С глаголами раздельно частицу НЕ пиши! |
|
|
61-62 |
2 |
Рассказ – беседа о роли орфографии. |
|
|
63-64 |
2 |
Группировка слов, подбор слов на определенные правила. |
|
|
65-66 |
|
Итоговое занятие. Для чего надо изучать грамматику. |
|
|
67-68 |
|
Хорошо ли ты знаешь грамматику? Игры – соревнования: “Умеешь ли ты красиво и грамотно писать?”, “Умеешь ли ты правильно и точно говорить?”, “Сколько слов ты знаешь?” |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.