Программа дополнительного образования
развития мышления, речи и моторики «Ласточка»
для 1 класса.
2 часа в неделю, за год - 66 часов
Программа дополнительного образования «Ласточка» для 1 «А» класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
В соответствии с учебным планом МБОУ лицей №10, Основной образовательной программой МБОУ лицей №10, на изучение программы «Ласточка» в 1 классе отводится 2 часа в неделю, 66 часов в год.
В связи с годовым календарным учебным графиком МБОУ лицей № 10 (приказ № 190 от 31.08. 2017 года) на изучение программы в 1 «А» классе отводится 65 часов.
Таким образом, в рамках 65 часов реализуется основное содержание программы дополнительного образования «Ласточка».
Планируемые результаты
Личностные результаты
Учащиеся научатся:
· Оценивать ситуации и поступки (ценностные установки, нравственная ориентация).
· Действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.
· Оценивать поступки, в том числе неоднозначные, как «хорошие» или «плохие», разрешая моральные противоречия на основе:
· общечеловеческих ценностей и российских ценностей, в том числе человеколюбия, уважения к труду, культуре;
· важности исполнения роли «хорошего ученика», важности учёбы и познания нового;
· важности бережного отношения к здоровью человека и к природе;
· важности различения «красивого» и «некрасивого», потребности в «прекрасном» и отрицания «безобразного»;
· важности образования, здорового образа жизни, красоты природы и творчества.
· Прогнозировать оценки одних и тех же ситуаций с позиций разных людей, отличающихся национальностью, мировоззрением, положением в обществе и т.п.
· Учиться замечать и признавать расхождения своих поступков со своими заявленными позициями, взглядами, мнениями.
Учащиеся получат возможность научиться:
· на основе художественных произведений определять основные ценности взаимоотношений в семье (любовь и уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка);
· с гордостью относиться к произведениям русских писателей-классиков, известных в мире;
· осознавать свою принадлежность к определённому народу (этносу); с пониманием относиться к людям другой национальности; с интересом читать произведения других народов.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
Учащиеся научатся:
· читать задачи, представленные на шмуцтитулах, объяснять их в соответствии с изучаемым материалом урока с помощью учителя;
· принимать учебную задачу урока, воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя и под руководством учителя;
· понимать, с какой целью необходимо читать данный текст;
· планировать свои действия на отдельных этапах урока с помощью учителя, восстанавливать содержание произведения по серии сюжетных картин (картинному плану);
· контролировать выполненные задания с опорой на эталон или по алгоритму, данному учителем;
· оценивать результаты собственных учебных действий и учебных действий одноклассников;
· выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме под руководством учителя;
· фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью смайликов, разноцветных фишек и пр.), позитивно относиться к своим успехам, стремиться к улучшению результата;
· анализировать причины успеха/неуспеха с помощью разноцветных фишек, лесенок, оценочных шкал, формулировать их в устной форме по просьбе учителя;
· осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу», «Мне нужно ещё немного потрудиться», «Я ещё только учусь», «Каждый имеет право на ошибку» и др.
Учащиеся получат возможность научиться:
· сопоставлять цели, заявленные на шмуцтитуле, с содержанием материала урока в процессе его изучения;
· формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; принимать учебную задачу урока;
· читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.);
· коллективно составлять план урока, продумывать возможные этапы изучения темы;
· коллективно составлять план для пересказа литературного произведения;
· контролировать выполнение действий в соответствии с планом;
· оценивать результаты своих действий по шкале и критериям, предложенным учителем;
· оценивать результаты работы сверстников по совместно выработанным критериям;
· выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме в мини-группе или паре;
· аргументировать своё позитивное отношение к своим успехам, проявлять стремление к улучшению результата в ходе выполнения учебных задач;
· выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме в мини-группе или паре;
· анализировать причины успеха/неуспеха с помощью лесенок и оценочных шкал, формулировать их в устной форме по собственному желанию;
· осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внутренней речи.
Познавательные УУД:
Учащиеся научатся:
· понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);
· осмысленно читать слова и предложения; понимать смысл прочитанного;
· сравнивать художественные и научно-познавательные тексты; находить сходства и различия;
· сопоставлять эпизод литературного произведения с иллюстрацией, с пословицей (поговоркой);
· определять характер литературного героя, называя его качества; соотносить его поступок с качеством характера;
· отвечать на вопрос учителя или учебника по теме урока из 2—4 предложений;
· отличать произведения устного народного творчества от других произведений;
· проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении загадок, песенок, потешек, сказок, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий;
· понимать смысл читаемого, интерпретировать произведение на основе чтения по ролям.
Учащиеся получат возможность научиться:
· пользоваться в практической деятельности условными знаками и символами, используемыми в учебнике для передачи информации;
· отвечать на вопросы учителя и учебника, придумывать свои собственные вопросы;
· понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, объяснять их самостоятельно, с помощью родителей, справочных материалов;
· понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, объяснять их самостоятельно, с помощью родителей, справочных материалов;
· сопоставлять литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника, с пословицей и поговоркой соответствующего смысла;
· создавать небольшое высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 5—6 предложений;
· понимать смысл русских народных и литературных сказок, басен И. А. Крылова;
· проявлять индивидуальные творческие способности при составлении докучных сказок, составлении рифмовок, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;
· соотносить пословицы и поговорки с содержанием литературного произведения;
· определять мотив поведения героя с помощью вопросов учителя или учебника (рабочей тетради);
· понимать читаемое, интерпретировать смысл читаемого, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц или схем (при сравнении текстов, осмыслении структуры текста и пр.).
Коммуникативные УУД:
Учащиеся научатся:
· отвечать на вопросы учителя по теме урока;
· создавать связное высказывание из 3—4 простых предложений с помощью учителя;
· слышать и слушать партнёра по общению (деятельности),не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
· под руководством учителя объединяться в группу сверстников для выполнения задания, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;
· оценивать поступок героя, используя доступные оценочные средства (плохо/хорошо, уместно/неуместно, нравственно/безнравственно и др.), высказывая свою точку зрения;
· понимать общую цель деятельности, принимать её, обсуждать коллективно под руководством учителя;
· соотносить в паре или в группе выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или записанному учителем на доске;
· оценивать по предложенной учителем шкале качество чтения по ролям, пересказ текста, выполнение проекта;
· признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
· употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др., находить примеры использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых произведений;
· находить нужную информацию с помощью взрослых, в учебных книгах, словарях;
· готовить небольшую презентацию (3—4 слайда) с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта, озвучивать её с опорой на слайды.
Учащиеся получат возможность научиться:
· вступать в общение в паре или группе, задавать вопросы на уточнение;
· создавать связное высказывание из 5—6 простых предложений по предложенной теме;
· оформлять 1—2 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения высказывания;
· прислушиваться к партнёру по общению (деятельности), фиксировать его основные мысли и идеи, аргументы, запоминать их, приводить свои;
· не конфликтовать, использовать вежливые слова;
· выражать готовность идти на компромиссы, предлагать варианты и способы решения конфликтов;
· употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога; находить примеры использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых произведений, описывающих конфликтную ситуацию;
· оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя речевые оценочные средства (вежливо/невежливо, достойно/недостойно, искренне/лживо, нравственно/безнравственно и др.), высказывая свою точку зрения;
· принимать и сохранять цель деятельности коллектива или малой группы (пары), участвовать в распределении функций и ролей в совместной деятельности;
· определять совместно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать достижения сверстников по выработанным критериям;
· оценивать по предложенным учителем критериям поступки литературных героев, проводить аналогии со своим поведением в различных ситуациях;
· находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет;
· готовить небольшую презентацию (5—6 слайдов) с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта, озвучивать её с опорой на слайды.
Содержание учебных занятий
№ |
Название раздела |
Кол-во часов |
Характеристика основных содержательных линий |
1. |
Развитие речи |
33 |
Упражнения
для развития сознательности чтения. |
2. |
Развитие мелкой моторики |
32 |
Упражнения, направленные на развитие мелкой моторики ведущей руки детей в результате работы с различными материалами и инструментами. |
|
|
65 ч |
|
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Тема занятия |
Дата проведения |
|
План |
Факт |
||
1-2 |
Введение. |
5, 6.09 |
|
3-4 |
Линии. Оригами. Кот и пёс. |
12, 13.09 |
|
5-6 |
Овалы. Лепка. Цветок. |
19, 20.09 |
|
7-8 |
Геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прям-ник). |
26, 27.09 |
|
9-10 |
Штриховка. Направление (вверх, вниз, вправо, влево). |
3, 4.10 |
|
11-12 |
Цвет. Радуга. |
10, 11.10 |
|
13-14 |
Форма. |
17, 18.10 |
|
15-16 |
Размер. Шаблон. |
24, 25.10 |
|
17-18 |
Конструирование из геометрических фигур. Мозаика. |
7, 8.11 |
|
19-20 |
Растения. Квиллинг. |
14, 15.11 |
|
21-22 |
Овощи. |
21, 22.11 |
|
23-24 |
Фрукты. |
28, 29.11 |
|
25-26 |
Ягоды. |
5, 6.12 |
|
27-28 |
Натюрморт. |
12, 13.12 |
|
29-30 |
Животные. |
19, 20.12 |
|
31-32 |
Транспорт. Объёмное моделирование. |
26, 27.12 |
|
33-36 |
Русский фольклор. |
9, 10.01 16, 17.01 |
|
37-42 |
Герои русских сказок. Маски. |
23, 24.01 30, 31.01 6, 7.02 |
|
43-44 |
Народные приметы. |
13, 14.02 |
|
45-48 |
Ритм. Чистоговорки. |
27, 28.02 6, 7.03 |
|
49-52 |
Композиция. |
13, 14.03 20, 21.03 |
|
53-54 |
Наскальные изображения. |
3, 4.04 |
|
55-58 |
Моя семья. Фотоальбом, автопортрет. |
10, 11.04 17, 18.04 |
|
59-60 |
Фигуры одним росчерком. |
24, 25.04 |
|
61 |
Задачи со спичками. |
8.05 |
|
62-65 |
Итоговое занятие. Творческая работа. |
15, 16.05 22, 23.05 |
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.