Программа дополнительного образования «Школа Азбуки»
Оценка 4.8

Программа дополнительного образования «Школа Азбуки»

Оценка 4.8
docx
03.06.2020
Программа дополнительного образования «Школа Азбуки»
Программа дополнительного образования «Школа Азбуки» по подготовке детей к обучению грамоте и звуковой культуре речи представляет собой систему комплексных занятий на основе современных методик.
Школа Азбуки.docx

Программа дополнительного образования

«Школа Азбуки»

(по подготовке детей к обучению грамоте)

Возраст детей: 5-7 лет

Срок реализации: 2 учебных года

Автор-составитель: воспитатель Тарарина Татьяна Викторовна.

МАДОУ «Детский сад АртГрад» г. Перми

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка.

       Программа дополнительного образования «Школа Азбуки» по подготовке детей к обучению грамоте и звуковой культуре  речи представляет собой систему комплексных занятий на основе современных методик. Роль родного языка в воспитании детей дошкольного возраста очень велика. Через речь ребёнок усваивает правила, общения, договора между людьми о взаимодействии, воспринимает красоту окружающего мира и может рассказать об увиденном, передавая ощущения и чувства.

    Уже с дошкольного возраста ребёнок проявляет большой интерес к языковой действительности, «экспериментирует» со словом, создаёт новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Это необходимое условие для его лингвистического развития, в основе которого лежит постепенное осознание языковых явлений речи. Такое развитие ведёт к овладению всеми богатствами родного языка.

      В наше время информационных технологий развитие речи детей является актуальной проблемой. Дети умеют пользоваться техникой, а проявлять своё речевое творчество – не умеют. Дошкольники мало посещают библиотеки, читают книги, рассматривают иллюстрации и рассказывают. Вот почему так необходимо, прежде всего, живое общение с ребёнком и грамотно построенное обучение родной речи.

Актуальность программы:                                                                                           Актуальность  разработки Программы  «Школа Азбуки» обусловлена поиском путей совершенствования процесса подготовки к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста, с учётом тенденций развития всей системы образования, современной научной и научно-методической литературы, предполагающей единство содержания и методов подготовки детей к обучению чтению и письму на уровне детского сада, и непосредственного обучения грамоте в условиях начальной школы.                        В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Проблема формирования звуковой стороны речи не потеряла своей актуальности и практической значимости в настоящее время. Систематическая работа над развитием звуковой культуры речи поможет ребенку еще до поступления в школу в совершенстве овладеть фонетико-фонематической стороной речи.               Новизна программы состоит в том, что она направлена на освоение новых для детей способов речевой деятельности: слушания, говорения, письма, на осознание связей и зависимостей. Предполагает решение новых образовательных задач путем использования современных образовательных технологий.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

3

Целесообразность заключается в следующем. Хорошо известно, насколько сложна и объёмна программа начальных классов и как порой непросто не умеющему читать ребёнку, осваивать её курс. Особенно сложно приходится первокласснику. Чтобы дети старшего дошкольного возраста легче вписывались в процесс обучения, чувствовали себя комфортно на новой ступени образования, и была разработана программа 

Цели и задачи Программы. Прогнозируемый результат.

Цель работы: создание условий для развития у детей старшего дошкольного возраста звуковой культуры речи.

Задачи:

1.     Обучать звукослоговому анализу слов.

2.     Развивать фонематический слух.

3.     Развивать  связную речь с опорой на речевой опыт ребенка.

4.     Упражнять в делении предложений на слова, слова на слоги, слоги на буквы.

5.     Формировать словарь подготовка к чтению.

Ожидаемые результаты работы по программе курса:                                               В результате освоения данной программы, речь дошкольников станет более содержательной, связной и выразительной.

Дети смогут:

  • различать звуки и буквы;
  • соединять звуки в слоги;
  • выделять звук в начале слова;
  • узнавать и называть буквы русского алфавита;
  • конструировать словосочетания и предложения, в том числе с новыми словами;
  • подробно пересказывать текст по зрительной опоре;
  • составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок;

Организация и содержание обучения.

Развитие речи и подготовка обучению грамоте.

1. Лексическая и грамматическая работа:

- обогащение словарного запаса детей; наблюдение над многозначными

4

словами в речи;                                                                                                                    - употребление новых слов в собственной речи, конструирование словосочетаний и предложений.

2. Развитие связной речи:

- ответы на вопросы, участие в диалоге;                                                                                                                           - подробный пересказ текста по зрительной опоре;                                                       - составление рассказа-описания, рассказа по сюжетной картинке, по серии картинок.

3. Развитие звуковой культуры речи и фонематического слуха:

- знакомство с органами артикуляции, способами произнесения звука, его условным обозначением;                                                                                                  - знакомство с классификацией звуков: согласные и гласные звуки; твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные;                                                                               - выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове;                                                                                                                      - выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твердых, мягких, звонких, глухих согласных;                                                                                             - «чтение» и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений.

4. Обучение звуко-слоговому анализу:

- звуковой анализ состава слогов и слов;                                                                         - дифференциация понятий «звук» и «буква»;                                                                   - соотнесение букв и звуков.

Принципы построения программы

Принцип доступности и индивидуальности.                                                               Детям присуще возрастные различия. Дети одного возраста имеют разные способности и склонности, которые необходимо учитывать в процессе обучения. Обучать ребёнка не только тому, что он сможет без труда освоить, но и тому, что ему сегодня не под силу. Индивидуальный подход требуется

Принцип системности и последовательности.                                                   Принцип системности заключается в строго логическом порядке. Обучение от лёгкого к трудному и от простого к сложному. Последовательность предлагает такое изучение учебного материала, при котором последующее вытекает из предыдущего и является ступенькой к овладению новым материалом, что помогает применять полученные знания для решения практических задач.

5

Принцип сознательности.                                                                                     Ребёнок должен понимать цель учебной задачи, которую перед ним поставили, и осознавать, каким образом он будет решать эту задачу.

Основные методы

ü Наглядный;

ü Практический;

ü Вербальный;

ü Репродуктивный;

ü Объяснительно- иллюстративный. 

Содержание обучения                                                                                             

Дети от 5 до 6 лет.

Развивать фонематическую сторону речи. Определять протяженность слов (измерять слоговую структуру слов хлопками, шагами). Можно вводить термин «слог» и делать графическую запись слогового деления. Необходимо продолжать интонационное выделение заданных звуков в словах, подбирать слова на определенные звуки, вычленять первый звук в слове. Умение выделять звуки в словах помогает детям анализировать звуковой состав слов. А это уже первая ступень обучения грамоте и предупреждение в дальнейшем пропуска букв при письме. Вводить термин «гласный звук» и его обозначение красными фишками, затем термин «согласный звук» с его делением на «согласный твердый звук» и «согласный мягкий звук» и с обозначением их синими и зелеными фишками (сигналами) соответственно. С помощью дидактического материала (фишки, сигналы, схемы) дети могут строить условно-символические модели различной сложности, что делает звуковой анализ материализованным и вполне доступным детям данного возраста. Формировать графические умения (готовить руку дошкольника к письму). К этому возрасту дошкольники уже могут произвольно управлять кистями и пальцами рук. Графические умения хорошо формируются в процессе специальных упражнений и конструирования различных предметов по аналогии, словесному образцу, памяти, замыслу. В ходе упражнений дети цветными карандашами выполняют обводку контуров предметов, штриховку и т. п.

Дети от 6 до 7 лет.

 Дети с 6 лет занимаются знаковой стороной речи, то есть учиться читать. Но чтение не рождается автоматически на знании алфавита. Показывая ребенку буквы, следует знать и соблюдать определенные правила и принципы.

1.     Опознание буквы в ее связи со звуком

2.     Слияние нескольких букв в слог.

3.     Слияние нескольких слогов в слово.

4.     Объединение нескольких слов в законченную фразу.

6

Учебно – тематический план

Первый год обучения

 

Период

Количество минут

Количество занятий

В неделю

25 минут.

1 занятие по 25 минут

В месяц

100 минут (1 час 40 минут)

4 занятия

Учебный год            

 

 

Общее количество часов

(6 месяцев) 600 минут (10 часов)

24 занятий.

  

Второй год обучения.

Период

Количество минут

Количество занятий

В неделю

30 минут.

1 занятие по 30 минут

В месяц

 120 минут (2 часа)

4 занятия

Учебный год            

 

 

Общее количество часов

 (9 месяцев) 1080 минут (18 часов)

36 занятий.

 

  Одним из основных условий реализации программы является четкое регулирование нагрузки на детей и соблюдение дозировки занятий в течение дня, неделя, месяца, учебного года.

 

Условия реализации программы

      Программа «Школа Азбуки» реализуется в учебной и игровой деятельности. Возрастные особенности дошкольников обязывают проводить образовательную деятельность в игровой форме, что способствует лучшему усвоению материала. Кроме того, широко используются игровые ситуации, сказочные персонажи, сюрпризные моменты. Занятия строятся как путешествие, экскурсии, викторины. Для снятия напряжения пригодны физкультминутки и малоподвижные игры.

      Таким образом, поставленная учебная задача в игровой форме становится для детей более близкой и понятной, а результат эффективнее.

 

 

7

Контроль реализации

В течение учебного года организуется систематическое изучение уровня развития ребенка. С этой целью проводится мониторинг по развитию речи.

Уровень развития воспитанников демонстрируется на итоговых занятиях, при проведении массовых мероприятий. Обработанная информация доводится до сведения родителей на индивидуальных консультациях.

Материально-техническое обеспечение.

С целью успешной реализации Программы созданы необходимые условия для организации занятий и игровой деятельности детей:

1. Компьютер, ноутбук.

2. Электронные презентации:

- буквы и звуки

- алфавит

- предложения

3. Электронные физминутки для глаз.

4. Детская литература.

5. Наглядный материал.

 

Работа с родителями. Взаимодействие с семьями воспитанников.

Работа с родителями позволяет лучше узнать потребности в приобретаемых знаниях, улучшает общую атмосферу отношений сотрудничества в системе «родитель – педагог», повышает рефлексию педагога.

Формы работы с родителями.

ü Ознакомление родителей с учебно–образовательной программой, содержанием и её эффективностью.

ü Проведение родительских собраний «Как приучить детей читать», «Будем грамотны».

ü Проведение практикумов «Как научиться правильно писать», «Ручка и карандаш – мои помощники», «Развиваем моторику рук».

ü Консультационная работа – индивидуальная, групповая. Беседа с родителями об успехах их детей.

ü Проведение открытых занятий и воспитательных мероприятий с 

привлечением родителей разработка памяток для родителей «Как выполнить домашнее задание», «Звукобуквенный анализ слова», «Как научить ребёнка пересказывать» и т.п.

 

 

 

 

8

Список литературы:

1.     Белякова, Л.И. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушением речи /Л.И. Белякова, Н.Н. Гончарова, Т.Г. Шишкова; под ред. Л.И. Беляковой. – М.: Книголюб, 2004. – 56с. – Логопедические технологии.

2.     Ерёменко Т. И. Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста с ОНР // Теория и практика образования в современном мире: материалы III междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.).  — СПб.: Реноме, 2013. — С. 128-131.

3.     Коноваленко, В.В. Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной к школе группе для детей с ОНР/ В.В. Коноваленко. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001. – 64с. – (Практическая логопедия).

4.     Нищева, Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи / Н.В. Нищева. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. – 352с.

5.     Нищева Н.В. Картинный материал к речевой карте ребёнка с общим недоразвитием речи (от 4 до 7 лет): наглядно-методическое пособие / Н.В. Нищева. – М.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015. – 78с.

6.     Новоторцева, Н.В. Учимся писать. Обучение грамоте в детском саду : популярное пособие для родителей и педагогов / Н.В. Новоторцева. – Ярославль: «Академия развития», 1998. – 240с. – («Игра, обучение, развитие, развлечение»).

7.     Пособие «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе детского сада» В.В. Гербовой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Критерии оценки усвоения программы дополнительного образования «Школа АЗБУКИ»

Фамилия, имя ребёнка.

 

 

 

 

Знает буквы алфавита

Прописывает буквы

Понимает и использует термин звуки и буквы

Определяет место буквы в слове

Различает гласные и согласные

Различает мягкие и твёрдые

Различает звонкие и глухие

Определяет ударный слог

Производит звуковой анализ слова

Делит предложение на слова

Общий результаты

Уровень знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 балла ребёнок самостоятельно правильно ответил на задание.

2 балла ребёнок выполняет задание с помощью педагога.

1 балл ребёнок не справляется с заданием.

Уровень развития

Средний балл

Высокий уровень

25 – 30 баллов

Средний уровень

16 – 24 баллов

Низкий уровень

10 - 15 баллов

 


 

Программа дополнительного образования «Школа

Программа дополнительного образования «Школа

Пояснительная записка.

Пояснительная записка.

Целесообразность заключается в следующем

Целесообразность заключается в следующем

Развитие связной речи: - ответы на вопросы, участие в диалоге; - подробный пересказ текста по зрительной опоре; - составление рассказа-описания, рассказа по сюжетной картинке, по…

Развитие связной речи: - ответы на вопросы, участие в диалоге; - подробный пересказ текста по зрительной опоре; - составление рассказа-описания, рассказа по сюжетной картинке, по…

Принцип сознательности.

Принцип сознательности.

Учебно – тематический план Первый год обучения

Учебно – тематический план Первый год обучения

Контроль реализации В течение учебного года организуется систематическое изучение уровня развития ребенка

Контроль реализации В течение учебного года организуется систематическое изучение уровня развития ребенка

Список литературы: 1.

Список литературы: 1.

Критерии оценки усвоения программы дополнительного образования «Школа

Критерии оценки усвоения программы дополнительного образования «Школа
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.06.2020