Программа дополнительного образования
«Школа Азбуки»
(по подготовке детей к обучению грамоте)
Возраст детей: 5-7 лет
Срок реализации: 2 учебных года
Автор-составитель: воспитатель Тарарина Татьяна Викторовна.
МАДОУ «Детский сад АртГрад» г. Перми
Пояснительная записка.
Программа дополнительного образования «Школа Азбуки» по подготовке детей к обучению грамоте и звуковой культуре речи представляет собой систему комплексных занятий на основе современных методик. Роль родного языка в воспитании детей дошкольного возраста очень велика. Через речь ребёнок усваивает правила, общения, договора между людьми о взаимодействии, воспринимает красоту окружающего мира и может рассказать об увиденном, передавая ощущения и чувства.
Уже с дошкольного возраста ребёнок проявляет большой интерес к языковой действительности, «экспериментирует» со словом, создаёт новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Это необходимое условие для его лингвистического развития, в основе которого лежит постепенное осознание языковых явлений речи. Такое развитие ведёт к овладению всеми богатствами родного языка.
В наше время информационных технологий развитие речи детей является актуальной проблемой. Дети умеют пользоваться техникой, а проявлять своё речевое творчество – не умеют. Дошкольники мало посещают библиотеки, читают книги, рассматривают иллюстрации и рассказывают. Вот почему так необходимо, прежде всего, живое общение с ребёнком и грамотно построенное обучение родной речи.
Актуальность программы: Актуальность разработки Программы «Школа Азбуки» обусловлена поиском путей совершенствования процесса подготовки к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста, с учётом тенденций развития всей системы образования, современной научной и научно-методической литературы, предполагающей единство содержания и методов подготовки детей к обучению чтению и письму на уровне детского сада, и непосредственного обучения грамоте в условиях начальной школы. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Проблема формирования звуковой стороны речи не потеряла своей актуальности и практической значимости в настоящее время. Систематическая работа над развитием звуковой культуры речи поможет ребенку еще до поступления в школу в совершенстве овладеть фонетико-фонематической стороной речи. Новизна программы состоит в том, что она направлена на освоение новых для детей способов речевой деятельности: слушания, говорения, письма, на осознание связей и зависимостей. Предполагает решение новых образовательных задач путем использования современных образовательных технологий.
3
Целесообразность заключается в следующем. Хорошо известно, насколько сложна и объёмна программа начальных классов и как порой непросто не умеющему читать ребёнку, осваивать её курс. Особенно сложно приходится первокласснику. Чтобы дети старшего дошкольного возраста легче вписывались в процесс обучения, чувствовали себя комфортно на новой ступени образования, и была разработана программа
Цели и задачи Программы. Прогнозируемый результат.
Цель работы: создание условий для развития у детей старшего дошкольного возраста звуковой культуры речи.
Задачи:
1. Обучать звукослоговому анализу слов.
2. Развивать фонематический слух.
3. Развивать связную речь с опорой на речевой опыт ребенка.
4. Упражнять в делении предложений на слова, слова на слоги, слоги на буквы.
5. Формировать словарь подготовка к чтению.
Ожидаемые результаты работы по программе курса: В результате освоения данной программы, речь дошкольников станет более содержательной, связной и выразительной.
Дети смогут:
Организация и содержание обучения.
Развитие речи и подготовка обучению грамоте.
1. Лексическая и грамматическая работа:
- обогащение словарного запаса детей; наблюдение над многозначными
4
словами в речи; - употребление новых слов в собственной речи, конструирование словосочетаний и предложений.
2. Развитие связной речи:
- ответы на вопросы, участие в диалоге; - подробный пересказ текста по зрительной опоре; - составление рассказа-описания, рассказа по сюжетной картинке, по серии картинок.
3. Развитие звуковой культуры речи и фонематического слуха:
- знакомство с органами артикуляции, способами произнесения звука, его условным обозначением; - знакомство с классификацией звуков: согласные и гласные звуки; твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные; - выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове; - выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твердых, мягких, звонких, глухих согласных; - «чтение» и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений.
4. Обучение звуко-слоговому анализу:
- звуковой анализ состава слогов и слов; - дифференциация понятий «звук» и «буква»; - соотнесение букв и звуков.
Принципы построения программы
Принцип доступности и индивидуальности. Детям присуще возрастные различия. Дети одного возраста имеют разные способности и склонности, которые необходимо учитывать в процессе обучения. Обучать ребёнка не только тому, что он сможет без труда освоить, но и тому, что ему сегодня не под силу. Индивидуальный подход требуется
Принцип системности и последовательности. Принцип системности заключается в строго логическом порядке. Обучение от лёгкого к трудному и от простого к сложному. Последовательность предлагает такое изучение учебного материала, при котором последующее вытекает из предыдущего и является ступенькой к овладению новым материалом, что помогает применять полученные знания для решения практических задач.
5
Принцип сознательности. Ребёнок должен понимать цель учебной задачи, которую перед ним поставили, и осознавать, каким образом он будет решать эту задачу.
Основные методы
ü Наглядный;
ü Практический;
ü Вербальный;
ü Репродуктивный;
ü Объяснительно- иллюстративный.
Содержание обучения
Дети от 5 до 6 лет.
Развивать фонематическую сторону речи. Определять протяженность слов (измерять слоговую структуру слов хлопками, шагами). Можно вводить термин «слог» и делать графическую запись слогового деления. Необходимо продолжать интонационное выделение заданных звуков в словах, подбирать слова на определенные звуки, вычленять первый звук в слове. Умение выделять звуки в словах помогает детям анализировать звуковой состав слов. А это уже первая ступень обучения грамоте и предупреждение в дальнейшем пропуска букв при письме. Вводить термин «гласный звук» и его обозначение красными фишками, затем термин «согласный звук» с его делением на «согласный твердый звук» и «согласный мягкий звук» и с обозначением их синими и зелеными фишками (сигналами) соответственно. С помощью дидактического материала (фишки, сигналы, схемы) дети могут строить условно-символические модели различной сложности, что делает звуковой анализ материализованным и вполне доступным детям данного возраста. Формировать графические умения (готовить руку дошкольника к письму). К этому возрасту дошкольники уже могут произвольно управлять кистями и пальцами рук. Графические умения хорошо формируются в процессе специальных упражнений и конструирования различных предметов по аналогии, словесному образцу, памяти, замыслу. В ходе упражнений дети цветными карандашами выполняют обводку контуров предметов, штриховку и т. п.
Дети от 6 до 7 лет.
Дети с 6 лет занимаются знаковой стороной речи, то есть учиться читать. Но чтение не рождается автоматически на знании алфавита. Показывая ребенку буквы, следует знать и соблюдать определенные правила и принципы.
1. Опознание буквы в ее связи со звуком
2. Слияние нескольких букв в слог.
3. Слияние нескольких слогов в слово.
4. Объединение нескольких слов в законченную фразу.
6
Учебно – тематический план
Первый год обучения
Период |
Количество минут |
Количество занятий |
В неделю |
25 минут. |
1 занятие по 25 минут |
В месяц |
100 минут (1 час 40 минут) |
4 занятия |
Учебный год
|
Общее количество часов (6 месяцев) 600 минут (10 часов) |
24 занятий. |
Второй год обучения.
Период |
Количество минут |
Количество занятий |
В неделю |
30 минут. |
1 занятие по 30 минут |
В месяц |
120 минут (2 часа) |
4 занятия |
Учебный год
|
Общее количество часов (9 месяцев) 1080 минут (18 часов) |
36 занятий. |
Одним из основных условий реализации программы является четкое регулирование нагрузки на детей и соблюдение дозировки занятий в течение дня, неделя, месяца, учебного года.
Условия реализации программы
Программа «Школа Азбуки» реализуется в учебной и игровой деятельности. Возрастные особенности дошкольников обязывают проводить образовательную деятельность в игровой форме, что способствует лучшему усвоению материала. Кроме того, широко используются игровые ситуации, сказочные персонажи, сюрпризные моменты. Занятия строятся как путешествие, экскурсии, викторины. Для снятия напряжения пригодны физкультминутки и малоподвижные игры.
Таким образом, поставленная учебная задача в игровой форме становится для детей более близкой и понятной, а результат эффективнее.
7
Контроль реализации
В течение учебного года организуется систематическое изучение уровня развития ребенка. С этой целью проводится мониторинг по развитию речи.
Уровень развития воспитанников демонстрируется на итоговых занятиях, при проведении массовых мероприятий. Обработанная информация доводится до сведения родителей на индивидуальных консультациях.
Материально-техническое обеспечение.
С целью успешной реализации Программы созданы необходимые условия для организации занятий и игровой деятельности детей:
1. Компьютер, ноутбук.
2. Электронные презентации:
- буквы и звуки
- алфавит
- предложения
3. Электронные физминутки для глаз.
4. Детская литература.
5. Наглядный материал.
Работа с родителями. Взаимодействие с семьями воспитанников.
Работа с родителями позволяет лучше узнать потребности в приобретаемых знаниях, улучшает общую атмосферу отношений сотрудничества в системе «родитель – педагог», повышает рефлексию педагога.
Формы работы с родителями.
ü Ознакомление родителей с учебно–образовательной программой, содержанием и её эффективностью.
ü Проведение родительских собраний «Как приучить детей читать», «Будем грамотны».
ü Проведение практикумов «Как научиться правильно писать», «Ручка и карандаш – мои помощники», «Развиваем моторику рук».
ü Консультационная работа – индивидуальная, групповая. Беседа с родителями об успехах их детей.
ü Проведение открытых занятий и воспитательных мероприятий с
привлечением родителей разработка памяток для родителей «Как выполнить домашнее задание», «Звукобуквенный анализ слова», «Как научить ребёнка пересказывать» и т.п.
8
Список литературы:
1. Белякова, Л.И. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушением речи /Л.И. Белякова, Н.Н. Гончарова, Т.Г. Шишкова; под ред. Л.И. Беляковой. – М.: Книголюб, 2004. – 56с. – Логопедические технологии.
2. Ерёменко Т. И. Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста с ОНР // Теория и практика образования в современном мире: материалы III междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). — СПб.: Реноме, 2013. — С. 128-131.
3. Коноваленко, В.В. Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной к школе группе для детей с ОНР/ В.В. Коноваленко. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001. – 64с. – (Практическая логопедия).
4. Нищева, Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи / Н.В. Нищева. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. – 352с.
5. Нищева Н.В. Картинный материал к речевой карте ребёнка с общим недоразвитием речи (от 4 до 7 лет): наглядно-методическое пособие / Н.В. Нищева. – М.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015. – 78с.
6. Новоторцева, Н.В. Учимся писать. Обучение грамоте в детском саду : популярное пособие для родителей и педагогов / Н.В. Новоторцева. – Ярославль: «Академия развития», 1998. – 240с. – («Игра, обучение, развитие, развлечение»).
7. Пособие «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе детского сада» В.В. Гербовой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.
Критерии оценки усвоения программы дополнительного образования «Школа АЗБУКИ»
Фамилия, имя ребёнка.
|
Знает буквы алфавита |
Прописывает буквы |
Понимает и использует термин звуки и буквы |
Определяет место буквы в слове |
Различает гласные и согласные |
Различает мягкие и твёрдые |
Различает звонкие и глухие |
Определяет ударный слог |
Производит звуковой анализ слова |
Делит предложение на слова |
Общий результаты |
Уровень знаний
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 балла – ребёнок самостоятельно правильно ответил на задание.
2 балла – ребёнок выполняет задание с помощью педагога.
1 балл – ребёнок не справляется с заданием.
Уровень развития |
Средний балл |
Высокий уровень |
25 – 30 баллов |
Средний уровень |
16 – 24 баллов |
Низкий уровень |
10 - 15 баллов |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.