Программа дополнительного образования "Юный художник" 72 часа

  • docx
  • 30.12.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Доп.обр. Юный художник 72 часа - программа.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Сосновская средняя общеобразовательная школа № 2

 

 

Рассмотрено и рекомендовано к утверждению Управляющим   советом                                                                       

 Протокол №                                                                                                 от « 30 » августа  2019г.

 

Утверждаю

директор МБОУ Сосновской СОШ № 2                                                ___________ \Л.В. Платицына\

приказ № 523 от «30» августа 2019г.

 

 

 

 

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

художественной направленности

«Юный художник»

 

Возраст обучающихся: 7-13 лет

 

Срок реализации: 1 год

 

 

 

 

                                 

 

 

                                                            Составитель:

                                                               Маркина Татьяна Владимировна

                                                          Должность: педагог дополнительного образования

                                                                        

 

 

 

 

 

 

 

 

с. Вторые Левые Ламки 2019г.

 

 

ИНФОРМАЦИОННАЯ  КАРТА ПРОГРАММЫ

 

1.Учреждение

МБОУ Сосновская СОШ № 2

2.Полное название программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный художник»

3. Сведения об авторах:

3.1 Ф. И. О., должность

Маркина Татьяна Владимировна, педагог дополнительного образования

4.Сведения о программе

4.1. Нормативная база

      Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

     Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г.№1726-р);

     Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008;

     Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование», 2015г.);

     Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»

4.2. Область применения

дополнительное образование

4.3. Направленность

художественно- эстетическая

4.4. Уровень освоения

стартовый (ознакомительный)

4.5.  Вид программы

общеразвивающая

4.6. Возраст учащихся по программе

7-13 лет

4.7. Продолжительность обучения

1 год

 

 

 

                                                                         

 

                                                                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

 

1.1.          ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Направленность: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный художник» рассчитана на 1 год, имеет художественную направленность. Уровень освоения программы: стартовый. Программа по форме организации: групповая, группа состоит из 12  человек. Программа направлена на изучение широкого спектра творческих работ из различных групп художественных материалов, для развития всесторонне развитой личности учащегося в процессе овладения приемами и техниками работы в изобразительной деятельности.

На занятиях дети получают знания по изобразительному искусству, приобретают навыки и умения изобразительной деятельности (живопись, рисунок, композиция).

          Новизна: Данная программа в качестве отправного источника использует программу, разработанную под руководством Б.М.Неменского для общеобразовательных школ и переизданную в 2011 г., ориентирована на программы дополнительного художественного образования детей С.А.Левина «Рисунок и живопись», опубликованные в числе примерных программ, рекомендованных Министерством образования и науки РФ, а также ряд других программ художественно-эстетической направленности.

Связь искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества – главный стержень программы. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником  развития образовательного мышления.  

Программа включает интеграцию трех основных видов художественной деятельности: конструкторской, изобразительной, декоративной деятельности. На занятиях они взаимосвязаны: невозможно выполнить живописную работу, одновременно не рисуя, не стоя пропорции и построения.  Кроме того, в каждом задании по рисунку и живописи обязательно присутствуют элементы композиционной деятельности, а композиционное решение выполняется как средствами рисунка, так и живописи.  Форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, ритм группируются  вокруг общих закономерностей, художественно-образных языков изобразительных, декоративных, конструктивных искусств.

Расширение и углубление содержания по основам ИЗО в данной программе, художественные знания, умения и навыки позволяют детям освоить базовые основы изобразительного творчества и являются средствами приобщения к художественной культуре.

Программа построена на широком использовании оригинальных зрелищно-игровых приемов, способствующих систематическому формированию и поддержанию и  мотивации к творчеству. Так участие в мероприятиях школы, оформление выставок, участие в конкурсах и олимпиадах стимулируют интерес, фантазийные поиски детей, в результате чего каждый ребёнок, независимо от своих способностей, ощущает себя волшебником, творцом, художником.

           Актуальность: Ведущими задачами школы являются идеи гуманизации и гуманитаризации образования и развития ребенка, формирование у него духовно-нравственных ценностей, эмоциональной отзывчивости, творческого и ответственного отношения к жизни. Решение этих истинно педагогических задач во многом зависит от уровня преподавания в школе художественно- эстетического цикла, разнообразия внеклассной работы. Факультативы по искусству – одна из форм углубления интересов учащихся по теории изобразительного искусства, а также развития навыков в практической деятельности художественного изображения. В число этих навыков входят наблюдение, художественно-образное восприятие и оценка окружающей действительности, решение учебно-творческих задач в художественных материалах с использованием композиции, рисунка, цвета и тд. Изучение темы «Рисунок и живопись» способствует творческому развитию учащихся,  которое является результатом осуществления цельного учебно-воспитательного процесса со всем комплексом учебно-воспитательных задач.

Одной из главных целей преподавания искусства становится задача развития у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности «углубления в себя», осознания своих внутренних переживаний.

Сегодня, когда во многих общеобразовательных школах на изучение изобразительного искусства отводится ограниченное время, развитие художественного творчества школьников через систему дополнительного образования детей становится особенно актуальным.

          Педагогическая целесообразность. Данная образовательная программа педагогически целесообразна, так как становится важным и неотъемлемым компонентом, способствующим личностному росту обучающихся, развитию творческих способностей.  Данная программа построена так, чтобы дать обучающимся ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью, с опорой на жизненный опыт детей, живые примеры из окружающей действительности.

Отличительные особенности программы. Данная  дополнительная общеобразовательная программа стремится к созданию условий для интенсивной социальной адаптации детей и направлена на повышение психологической готовности ребенка к включению в образовательную деятельность, на диагностику уровня его общих и специальных способностей, на создание комфортных условий для последующего выявления предпочтений и выбора вида деятельности в дополнительном образовании, что помогает родителям в становлении конструктивной позиции воспитания и развития ребёнка с учетом его интересов и способностей. Программа использует образовательные технологии, направленные на формирование у обучающихся мотивации на стремление к познанию: игровые, личностно – ориентированного обучения, педагогику сотрудничества, диалогового обучения.

           Срок реализации. Образовательная программа «»  рассчитана на 1 год обучения. Общее количество часов, запланированных на весь период обучения, составляют 72 часа.

          Адресат программы. Программа рассчитана на детей 7-13 лет. Дети в группу принимаются без предварительного отбора, по желанию.

         Формы и режим занятий.                              

          Вводное занятие – педагог знакомит обучающихся с техникой безопасности, особенностями организации обучения и предлагаемой программой работы на текущий год.

          Ознакомительное занятие – педагог знакомит детей с новыми методами работы в тех или иных техниках с различными материалами (обучающиеся получают преимущественно теоретические знания).

          Занятие с натуры – специальное занятие, предоставляющее возможность изучать азы рисунка и живописи, используя натуру.

          Занятие по памяти – проводится после усвоения детьми полученных знаний в работе с натуры; оно дает ребёнку возможность тренировать свою зрительную память.

          Тематическое занятие – детям предлагается работать над иллюстрацией к сказкам, литературным произведениям. Занятие содействует развитию творческого воображения ребёнка.

          Занятие-импровизация –  на таком занятии обучающиеся получают полную свободу в выборе художественных материалов и использовании различных техник. Подобные занятия пробуждают фантазию ребёнка, раскрепощают его; пользуются популярностью у детей и родителей.

          Занятие проверочное – (на повторение) помогает педагогу после изучения сложной темы проверить усвоение данного материала и выявить детей, которым нужна помощь педагога.

          Конкурсное занятие – строится в виде соревнования для стимулирования творчества детей.

          Занятие-экскурсия – проводится в музее, на выставке с последующим обсуждением в изостудии.

          Комбинированное занятие  – проводится для решения нескольких учебных задач.

          Итоговое занятие – подводит итоги работы детского объединения за учебный год. Может проходить в виде мини-выставок, просмотров творческих работ, их отбора и подготовки к отчетным выставкам.

         Занятия учебных групп проводятся два раза в неделю по 1 часу.

 

 

 

 

 

 

1.2.          ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

 

Цель:

- воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, архитектуры и дизайна;

- освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;

- овладению умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);

- формированию устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.

Задачи:

1. Обучающие:

- ознакомить с основными понятиями, терминами и определениями в предметной области;

- научить первоначальным знаниям передачи, поиска, преобразования и хранения информации;

- научить наблюдать и сопоставлять объекты и явления окружающего мира;

- научить решать творческие задачи на уровне начального конструирования, комбинирования, импровизации.

2. Развивающие:

- развить любознательность, наблюдательность, память, пространственные представления;

-развить коммуникативные навыки психологической совместимости и адаптации в коллективе;

-развить интерес к творческой деятельности; развить стремление к самопознанию и самоопределению и др.

3. Воспитательные:

- воспитать потребность в самообразовании и творческой реализации, самооценку собственного «Я», чувство коллективизма;

- воспитать уважительное отношение к истории и культуре как источнику жизненного опыта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3.  СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

 

№ п,….

Название раздела, темы

Количество часов

Форма аттестации

Всего

Теория

Прак-тика

1

Вводное занятие. Начальная диагностика

2

1

1

Диагностика (наблюдение, собеседование)

2

Виды изобразительного искусства и основы их образного языка

2

1

1

Текущий контроль (опрос, практическая работа, анализ и оценка работ, выставка)

3

Рисунок-основа изобразительного творчества

2

1

1

Текущий контроль (опрос, практическая работа, анализ и оценка работ, выставка)

4

Разновидности графики: линейный рисунок

2

1

1

Текущий контроль (опрос, практическая работа, анализ и оценка работ, выставка)

5

Разновидности графики: монотипия.

2

1

1

Текущий контроль (опрос, практическая работа, анализ и оценка работ, выставка)

6

Разновидности графики: гравюра

2

1

1

Текущий контроль (опрос, практическая работа, анализ и оценка работ, выставка)

7

Литогравюра

2

1

1

Текущий контроль (опрос, практическая работа, анализ и оценка работ, выставка)

8

Урок-обобщение

2

1

1

Текущий контроль (наблюдение, опрос, упражения, анализ достижений)

9

Линия и ее выразительные возможности

2

1

1

Текущий контроль (опрос, практическая работа, анализ и оценка работ, выставка)

10

Композиция "Весенние ручьи"

2

1

1

Текущий контроль (опрос, практическая работа, анализ и оценка работ, выставка)

11

Условно-символический характер изображения

2

1

1

Текущий контроль (опрос, практическая работа, анализ и оценка работ, выставка)

12

Пастель. Цветные карандаши, акварель, гуашь

4

2

2

Текущий контроль (опрос, практическая работа, анализ и оценка работ, выставка)

13

 

Единство пользы и красоты

2

1

1

Текущий контроль (опрос, практическая работа, анализ и оценка работ, выставка)

14

Цвет и его возможности

2

1

1

Текущий контроль (опрос, практическая работа, анализ и оценка работ, выставка)

15

Ритм цветовых пятен как средство выражения

2

1

1

Текущий контроль (опрос, практическая работа, анализ и оценка работ, выставка)

16

Образ традиционной русской избы

2

1

1

Текущий контроль (опрос, практическая работа, анализ и оценка работ, выставка)

17

Пейзажи родной земли. Гармония жилья и природы

2

1

1

Текущий контроль (опрос, практическая работа, анализ и оценка работ, выставка)

18

Древнерусский город. Древние соборы

2

1

1

Текущий контроль (опрос, практическая работа, анализ и оценка работ, выставка)

19

Народные праздничные обряды

2

1

1

Текущий контроль (опрос, практическая работа, анализ и оценка работ, выставка)

20

Образ красоты человека

2

1

1

Текущий контроль (опрос, практическая работа, анализ и оценка работ, выставка)

21

Городской пейзаж. Фонари на улицах и в  парках

2

1

1

Текущий контроль (опрос, практическая работа, анализ и оценка работ, выставка)

22

Жанры в живописи

2

1

1

Текущий контроль (опрос, практическая работа, анализ и оценка работ, выставка)

23

Живопись. Художники - пейзажисты родного края

2

1

1

Текущий контроль (опрос, практическая работа, анализ и оценка работ, выставка)

24

Современное выставочное искусство

2

1

1

Текущий контроль (опрос, практическая работа, анализ и оценка работ, выставка)

25

Изображение природы в разных состояниях

2

1

1

Текущий контроль (опрос, наблюдение)

26

Художественная мастерская

2

1

1

Текущий контроль (опрос, практическая работа, анализ и оценка работ, выставка)

27

Симметрия

2

1

1

Текущий контроль (опрос, практическая работа, анализ и оценка работ, выставка)

28

Гармония

2

1

1

Текущий контроль (опрос, практическая работа, анализ и оценка работ, выставка)

29

Часть и целое

2

1

1

Текущий контроль (опрос, практическая работа, анализ и оценка работ, выставка)

30

Сюжет

2

1

1

Текущий контроль (опрос, практическая работа, анализ и оценка работ, выставка)

31

Родилась живопись

2

1

1

Текущий контроль (опрос, практическая работа, анализ и оценка работ, выставка)

32

Сюжетная композиция

2

1

1

Текущий контроль (опрос, практическая работа, анализ и оценка работ, выставка)

33

Красота фигуры человека в движении

2

1

1

Текущий контроль (опрос, практическая работа, анализ и оценка работ, выставка)

34

Изображение на плоскости фигуры человека

2

1

1

Текущий контроль (опрос, практическая работа, анализ и оценка работ, выставка)

35

Итоговое занятие

2

1

1

Итоговый контроль (опрос,наблюдение, упражения, анализ и оценка работ, выставка)

 

Итого

72

36

36

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА

 

Тема 1. Вводное занятие.

Теория. Цели и задачи обучения, правила техники безопасности и личной гигиены. Организация рабочего места.

Тема 2.  Виды изобразительного искусства и основы их образного языка.

Теория. Беседа о видах и жанрах изобразительного искусства. Слайды, диапозивы.

Тема 3. Рисунок – основа изобразительного творчества.

Теория. Творческие  задачи рисунка. Виды рисунка.

Тема 4. Разновидности графики: линейный рисунок, монотипия, гравюра, линогравюра, обобщение.

Теория. Значение рисунка и цвета в работе художника. Тон, линия, пятно, соотношение белого и черного. Штрихи, мазки.

Тема 5. Линия и ее выразительные возможности.

Теория. Умение построения композиции, выразительные возможности линий, мнообразие линий, толстые, тонкие, изящные, спокойные. Умение видеть линии в окружающей нас действительности. Рассматривание весенних веток. Веселый трепет тонких, нежных веток берез, суровая мощь старых дубовых веток.

Практика: рисование разных веток, птиц из разных «живых» линий.

Тема 6. Композиция «Весенние ручьи».

Теория. Основы композиции. Взаимосвязь элементов в произведении. Знание основных законов композиции, выбор главного композиционного центра. Упражнения на заполнение свободного пространства на листе. Совершенствование навыков грамотного отображения пропорций, конструктивного строения, объема, пространственного положения, освещенности, цвета предметов.

Практика: Отработка в упражнениях разных штрихов и мазков.

Тема 7. Условно-символический  характер изображения.

Теория.Умение применять декоративность, изобразительная условность. Значение цветовой символики в гербах.

Практика: Изображение символов и эмблем в современном обществе.

Тема 8. Пастель. Цветные карандаши. Акварель. Гуашь.

Теория. Знакомство с техникой исполнения в этих материалах. Все о живописи: цветоведение, материалы, инструменты, техники акварельной живописи и гуашевыми красками. Понятие об основных и дополнительных цветах, теплых и холодных цветовых гаммах, различение цветов, их светлоты и насыщенности. Правильное обращение с художественными материалами. Освоение различных приемов работы акварелью, гуашью. Получение различных цветов и их оттенков.

Практика: Использование данных материалов в упражнениях.

Тема 9. Единство пользы и красоты.

Теория. Знать, как в жилищах разных народов выражалось представление об идеале, совершенстве. Традиционные образы народного (крестьянского) искусства, солярные знаки. Уметь находить нудную информацию и использовать  ее.

Практика: индивидуальная работа в технике живопись над темой «Русская изба».

Тема 10. Цвет и его возможности.

Теория. Умение передавать настроение в творческой работе с помощью цвета, развитие видения цвета; понятие о  цветовой гармонии, умение находить образы в бесформенных цветовых пятнах.

Практика: изображение осеннего леса по памяти и представлению.

Тема 11. Ритм цветовых пятен как средство выражения.

Теория. Развитие чувства ритма. Правила рисования с натуры, по памяти и представлению. Особое внимание уделяется восприятию и передаче красоты. Определение и передача формы, характерной для изображаемого предмета. Передача их наиболее типичных черт, пропорциональности форм. Развитие наблюдательности за растительным и животным миром; умений вести наблюдения окружающей действительности, умений анализировать, сравнивать, обобщать передавать их наиболее типичные черты. Воспитание чувства сострадания ко всему живому.

Практика: изображение осеннего листопада по памяти, по представлении. Умение создавать творческие работы на основе собственного замысла.

Тема 12. Образ традиционной русской избы.

Теория. Развитие объёмно-пространственного мышления. Знать, что такое образ и уметь его создавать в своих работах. Развитие конструктивного и творческого мышления.

Практика: Композиционно-пространственное искание формы и передача характера постройки древнерусской избы.

Тема 13. Пейзажи родной земли. Гармония жилья и природы.

Теория. Знать характерные черты родного пейзажа, устройство русской избы.

Практика: Уметь нарисовать пейзаж по памяти.

Тема 14. Древнерусский город. Древние соборы.

Теория. Вызвать интерес у учащихся  к устройству города – крепости, развить чувство пропорции. Познакомить с понятием вертикаль, горизонталь. Изучение строения, конструкции древнерусских крепостей.

Практика: изображение с помощью графических средств города – крепости.

Тема 15. Народные праздничные обряды.

Теория. Знать календарные праздники, способы работы с композицией. Орнамент. Стилизация. Виды орнаментов: замкнутый, бесконечный, ленточный и др.; законы построения орнаментов: симметрия , чередование элементов (ритм); цветовое решение. Понятие – «стилизация», переработка природных форм в декоративно-обобщенные. Самостоятельное составление орнаментов в полосе, прямоугольнике, круге из форм растительного и животного мира, а также из геометрических фигур, на основе декоративной переработки форм растительного и животного мира; применение в декоративной работе линии симметрии, силуэта, ритма.

Практика: составление своей композиции по классических схемам.

Тема 16. Образ красоты человека.

Теория. Вызвать интерес к познанию образа жизни князя и дружины. Знать различия в их жизни, и торгового люда.

Практика: изображение людей по пропорциям, уметь изображать древнерусских воинов.

Тема 17. Городской пейзаж. Фонари на улицах и в парках.

Теория. Знать виды фонарей уличных. Форма, строение.

Практика: придумать свои фонари.

Тема 18. Жанры в живописи.

Теория. Развитие навыков в составлении небольших композиций в разных жанрах по выбору. Разные способы компоновки предметов, пространства на листе.

Тема 19.  Живопись. Художники – пейзажисты родного края.

Теория. Экскурсия в картинную галерею.

Тема 20. Современное выставочное искусство.

Лекция о роли современной выставочной деятельности художников в нашей повседневной жизни.

Тема 21. Изображение природы в разных состояниях.

Теория. Изображение контрастных состояний природы без предварительного рисунка. Цветовой круг. Контрастные цвета.

Практика: изображение грозы, тумана, солнечного дня.

Тема 22. Художественная мастерская.

Теория. Что такое мастерская художника. Показ фильмов о мастерских художников.

Тема 23.  Симметрия.

Теория. Умение строить сложные симметричные формы в карандаше, сангине. Понятие симметрии, формы, светотени.

Практика: изображение натюрморта.

Тема 24. Гармония.

Теория. Как человек использует природные мотивы в своих изделиях, уметь видеть прекрасное в природе. Основы декоративно-прикладного искусства. Приобщение к истокам. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства; с образцами русского народного декоративно-прикладного искусства: русские матрешки, Хохлома, Городец. Ознакомление с видами народного творчества – художественной росписью. Закрепление умения применять в декоративной работе линию симметрии, силуэта, ритма; освоение навыков свободной кистевой росписи; составление эскизов и выполнение росписей на заготовках. Развитие умения видеть не только красоту природы, но и красоту предметов, вещей. Расширение представлений о культуре прошлого и настоящего; об обычаях и традициях своего народа.

Практика: изображение браслетов, ожерелий, колец.

Тема 25. Часть и целое.

Теория. Знать, что такое часть и целое. Видеть то и другое в природе, искусстве. Композиция, ритм, подчинение мелких форм крупным.

Практика: Изображение интерьера древнерусской избы, дом-космос.

Тема 26. Сюжет.

Теория. Уметь определять сюжет картины, знать , что такое сюжет, назначение его в искусстве.

Практика: исполнение композиции на бытовой жанр.

Тема 27. Родилась живопись.

Теория.Вызвать интерес к древнему художнику, воспитать стремление к изучению истории. Композиция, рисунок, живопись древнего искусства.

Практика: изображение животных по принципу древнего искусства.

Тема 28. Сюжетная композиция.

Теория. Умение передавать пространство в цвете. Законы цветовой композиции.

Практика: изображение праздничного пира в теремных палатах.

Тема 29. Красота фигуры человека в движении.

Теория. Развитие глазомера, чувства пропорций человеческого тела.

Практика: «спортивная эстафета».

Тема 30. Изображение на плоскости фигуры человека.

Теория. Умение представлять сложную форму тела человека через элементарные формы, построение формы по Дюреру.

Практика: наброски школьных товарищей по школе в карандаше.

 

1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

 

Ожидаемые результаты

К концу обучения воспитанники

должны знать:

- основные приемы и способы рисования;

- основы цветоведения;

- основные признаки композиции;

- понятия: орнамент, ритм, контраст;

- технологии работы с бумагой, картоном и другими материалами;

- операции работы с различным прикладным материалом;

- правила санитарии, гигиены и техники безопасности.

должны уметь:

- готовить рабочие место и распределять труд по операциям;

- работать с предлагаемым инструментом и материалом;

- создавать работы по собственному замыслу, используя различные техники;

- работать над созданием коллективных работ.

Результатом деятельности коллектива могут служить выставки, а также активное участие в различных творческих конкурсах.

 

 

 

 

 

 

Личностные результаты:

- формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, творческой и других видов деятельности

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

- развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

Метапредметные результаты:

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью.

- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

Предметные результаты:

- умение решать ситуационные задачи;

- формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач.

 

 

2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

 

2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

Учебный год по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Юный художник» начинается 3 сентября и заканчивается 29 мая, число учебных недель по программе - 36, число учебных дней – 72, количество учебных часов –72. Занятия проводятся по вторникам и пятницам с 15.15 до 16.00.

 

 

 

 

 

 

 2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

 

Материально-техническое обеспечение программы

Оборудование:

Учебная мебель: столы для теоретических и практических занятий, шкафы для хранения папок с творческими работами детей и демонстрационного материала; наглядные пособия в виде постановочного материала, таблицы и книги по рисунку и живописи;

Инструменты  и приспособления: палитра, угольные палочки, ватные палочки, шаблоны, оттиски, губки, фольга, поролон, клей, пластилин, свеча, бумага (А3, А4), карандаши различной твердости и мягкости, тушь, перья, акварель, гуашь, акриловые краски, кисти, пастель, восковые мелки, цветная бумага и картон). 

Электронно-программное обеспечение:

-электронные библиотеки по искусству, презентации к занятиям на дисках и флеш. носителях, DVD – фильмы по ИЗО, записи классической и народной музыки.

Технические средства: компьютер, мультимедийный проектор, акустические колонки.

 

Методическое обеспечение

- Подборка информационной и справочной литературы.

- Сценарии массовых мероприятий, разработанные для организации досуга воспитанников объединения.

- Наглядные пособия по темам.

- Наборы шаблонов индивидуального пользования по темам.

- Образцы изделий и виды композиций.

- Диагностические методики для определения уровня ЗУНов творческих способностей и личностных качеств воспитанников.

Весь учебный материал программы распределен в соответствии с возрастным принципом и рассчитан на последовательное и постепенное расширение теоретических знаний, практических умений и навыков от одной ступени обучения к другой, более глубокое усвоение материала.

 

Кадровое обеспечение

Педагоги, организующие образовательный процесс по данной программе должны иметь высшее или среднее специальное образование, знать возрастные особенности детей и обладать конструкторскими и  знаниями МХК, выстраивать индивидуальные траектории развития обучающегося на основе планируемых результатов освоения данной Программы, разрабатывать и эффективно применять инновационные образовательные технологии, эффективно использовать здоровьесберегающие технологии в условиях реализации ФГОС.

 

 

Санитарно-гигиенические требования

          Для успешного решения задач воспитания и обучения воспитанников на занятиях в объединении нужны определенные условия.

Помещение для работы объединения должно отвечать требованиям санитарно–гигиеническим норм, Госпожнадзора и правилам техники безопасности, установленным для помещения, где работают дети: температура 18-21 градус Цельсия; влажность воздуха в пределах 40-60%, оснащенный раковиной с подводкой воды, специально приспособленные столы и стулья,, соответствующая возрастным особенностям детей 7-13 лет); Кабинет должен хорошо освещаться и периодически проветриваться. Необходимо наличие аптечки с медикаментами для оказания первой медицинской помощи. В кабинете должно быть натурный столик и необходимый натурный фонд, необходимая специальная литература и дидактические таблицы по изобразительному искусству. В этих условиях дети могут успешно заниматься и проявлять своё творческое начало.

 

2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ

 

Формы начальной диагностики:

- задания по карточкам для определения уровня знаний по основам цветоведения, композиции, жанров изобразительного искусства;

- тесты для определения творческих способностей.

Способы определения результативности:

- участия в мероприятиях (конкурсы, олимпиады),

- решение задач поискового характера, активности обучающихся на занятиях,

- педагогическое наблюдение.

Способы проверки результатов. В процессе обучения детей по данной программе отслеживаются три вида результатов:

- текущие (цель – выявление ошибок и успехов в работах обучающихся);

- промежуточные (проверяется уровень освоения детьми программы за полугодие);

- итоговые (определяется уровень знаний, умений, навыков по освоению программы за весь учебный год и по окончании всего курса обучения).

Выявление достигнутых результатов осуществляется:

- через механизм тестирования (устный фронтальный опрос по отдельным темам пройденного материала);

- через отчётные просмотры законченных работ.

Формы отслеживания образовательных результатов: мини-выставки готовых работ после освоения каждой темы.

Отслеживание личностного развития детей осуществляется методом наблюдения и фиксируется в рабочей тетради педагога

Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы: выставка работ за год, итоговая диагностика (тесты для определения творческих способностей, определение уровня знаний в форме игры).

Формы фиксации образовательных результатов: материал тестирования, фото готовых работ, отзывы детей и родителей.

                           

2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

 

Для исследования творческих способностей подобраны следующие диагностики: адаптированная методика Н.В. Шайдуровой «Диагностика уровня творческих способностей», тест П.Торенса на творческое мышление (адаптирован и стандартизирован Н.Б.Шумаковой, Е.И.Щеблановой, Н.П.Щербо), изобразительная группа тестов.

 

2.5. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

 

         Формы занятий: занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей, причем большее количество времени занимает практическая часть, направленная на творческую деятельность учащихся. В конце освоения каждой темы оформляется мини-выставка. Итоговое занятие проводится в форме игры «Вошебный мир красок» и выставки работ за год. В каникулярное время предусмотрено посещение музеев и выставок, экскурсии. Методы обученния - словесные, наглядные, практические, чаще всего их сочетание.

Теоретические сведения - это повтор пройденного материала, объяснение нового, информация познавательного характера. Теория сопровождается показом наглядного материала, преподносится в форме рассказа-информации или беседы, сопровождаемой вопросами к детям. Использование наглядных пособий на занятиях повышает у детей интерес к изучаемому  материалу,   способствует  развитию   внимания,   воображения, наблюдательности, мышления. На занятии используются все известные виды наглядности: показ иллюстраций, рисунков, проспектов, журналов и книг, фотографий, образцов изделий, демонстрация трудовых операций, различных приемов работы, которые дают достаточную возможность детям закрепить их в практической деятельности.

В процессе работы с различными инструментами и приспособлениями педагоги постоянно напоминает детям о правилах пользования инструментами и соблюдении правил гигиены, санитарии и техники безопасности.

Создание  ситуаций успеха для  каждого  ребенка -  один  из  главных принципов.

         Методические приѐмы: освоение возможностей художественных материалов, отработка изобразительных техник, коллективное творчество, беседы, игры, конкурсы, обсуждение иллюстративного материала и работ детей. Педагог вместе с детьми выполняет живописную работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения. Наглядность является самым прямым путем обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве. Для выполнения творческих заданий дети могут выбрать разнообразные художественные материалы. Наглядно показываются (преподавателем) приѐмы работы этими материалами. При реализации программы учитываются знания детской психологии, исследуется мир человеческих отношений, и мир человеческой души.

         При организации занятии используются педагогические приёмы:

- Формирование взглядов (убеждение, пример, разъяснение, дискуссия);

- Организация деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание, требование):

- Стимулирования и коррекции (поощрение, похвала, соревнование, оценка, взаимооценка и т.д.);

- Сотрудничества, позволяющего педагогу и воспитаннику быть партнерами в увлекательном процессе образования;

- Свободного выбора, когда детям предоставляется возможность выбирать для себя направление специализации, степень сложности задания и т.п.

         В программе применяются принципы:

- от простого к сложному: учитывается возрастная особенность;

- от знаний к творчеству: творческие задания всегда начинаются с информации, показа иллюстраций, рассказа о художниках;

- от натуры к фантазии: творческие задания начинаются с изучения геометрических форм, природных форм, иллюстраций, а затем выполняется фантазия на выбранную форму и выбирается техника исполнения;

- от идеи к еѐ реализации: этот принцип является формированием личности ребѐнка как творца; от эскиза, размера работы, выбора материала зависит создание восприятия художественного произведения.

         Реализация программы основана на использовании педагогических образовательных технологий:

- технологии дифференцированного обучения (предполагают целевую ориентацию на обучение каждого учащегося на уровне его индивидуальных возможностей и способностей);

- личностно-ориентированное обучение (И.С.Якиманская);

- групповые технологии;

- здоровьесберегающие технологии.

         Поставленные цели и задачи к процессу организации и проведения занятий с детьми позволят: сформировать творческую личность, обладающую развитым воображением и нестандартным мышлением. Придаст им большую уверенность в своих способностях и углубит художественное восприятие, научит смотреть на вещи под другим углом зрения.

 

 

 

 

 

 

 

2.6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

Литература для детей:

1. Красило А.И. Психология обучения художественному творчеству. - М.: Институт практической психологии, 1998.

2. Ростовцев Н.Н. Академический рисунок: Курс лекций. — М.: Просвещение, 1973.

3. Соколова Г.М. Воспитание чувств. - Ставрополь: СКИУУ, 1992.

4. Шамова Т.Н., Третьяков П.И., Капустин Н.П. Управление образовательными системами. - М.: Просвещение, 2011.

4. Максимова М., Кузмина М. Вышивка. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2009.

5. Ростовцев Н.Н. Академический рисунок: Курс лекций. - М.: Просвещение, 2011.

6. Сокольникова И.М. Основы композиции. - М.: Дрофа, 2009.

 

Список для педагога:

1. Алехин А.Д., Когда начинается художник. – М.: Просвещение, 2010.

2. Виноградова Г.Г.  Изобразительное искусства в школе. - М.: Просвещение, 1990.

3. Волков И.П. Художественная студия в школе. - М. : Просвещение, 1993.

4. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства: Из опыта работы: Кн. Для  учителя. - М.: Просвещение,  1991.

5. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальной школе. - М.: Дрофа, 1999.

6. Пьянкова Н.И. Изобразительное искусство в современной школе. - М.: Просвещение, 2006.

7. Хосе М. Паррамон и Гилермо Фреске. Как писать акварелью: перевод  Н.Мультатули. - СПб: Издательство «Аврора», 1995.

8. Красильников И. Творческое задание на уроках искусства. // Искусство в школе. - 2001. - №3. - С. 26.

9. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Кн. для учителя. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 1991.

10. Хворостов А. С. Декоративно-прикладное искусство в школе. - М.: Просвещение, 1981.

11.  Ростовцев Н.Н Методика преподавания изобразительного искусства в школе.  -  3-е изд. - М.: Агар, 1998.

12. Михайлов А.М. Искусство акварели. - М., Изобразительное искусство, 1995.

13. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе:  учебник. - 3-е изд. - М., Агар, 1998.

14. Герчук Ю.Я. Основы художественной грамоты: Язык и смысл изобразительного искусства: Учебное пособие. – М.: Учебная литература, 1998.

15.  Паррамон Эдисионес. Живопись пастелью, мелками, сангинами и цветными карандашами. Полный курс живописи и рисунка.  - Испания, 1992.

16. Ф.С. Рогинская. Передвижники. - Москва: Издательство «Искусство», «АРТ-Родник», 1997.

 

Интернет ресурсы:

1. Музеи России http://www.museum.ru

2. Педсовет - персональный помощник педагога https://pedsovet.org

3. Архивохранилища музеев и библиотек. Архивы России. http://www.rusarchives.ru/muslib/muslib_rf/tamb4.shtml

4. Методика преподавания ИЗО

http://www.orenipk.ru/kp/distant_vk/docs/2_2_1/metod_izo.html

5. Страна мастеров https://stranamasterov.ru 

6. Центр художественной подготовки и дизайна

https://prorisunok.ru/ http://pro-risunok.ru/

7. Музейные головоломки  http://muzeinie-golovolomki.ru/

8. Художественная галерея. Собрание работ всемирно известных художников  http://gallery.lariel.ru/inc/ui/index.php

9. Виртуальный музей искусств  http://www.museum-online.ru/

10. Сайт словарь терминов искусства http://www.artdic.ru/index.htm   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематический план на 2019-2020 учебный год

 

Календарно-тематическое планирование

 

п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Дата

по плану

фак-тически

1

Инструктаж по ТБ. Вводное занятие. Начальная диагностика.

1

03.09

 

2

Чем и как рисует художник?

1

09.09

 

3

Виды изобразительного искусства.

1

10.09

 

4

Основы образного языка изобразительного искусства.

1

16.09

 

5

Рисунок-основа изобразительного творчества.

1

17.09

 

6

Практическая работа «Радуга на небе».

1

23.09

 

7

Разновидности графики: линейный рисунок.

1

24.09

 

8

Практическая работа "Фантастическая рыбка".

1

30.09

 

9

Разновидности графики: монотипия.

1

01.10

 

10

Выполнение пейзажа в технике «монотипия».

1

07.10

 

11

Разновидности графики: гравюра.

1

08.10

 

12

Мастер-класс "Гравюра на картоне".

1

14.10

 

13

Линогравюра.

1

15.10

 

14

Практическая работа "Работаем в технике линогравюры".

1

21.10

 

15

Урок-обобщение "Праздник красок".

1

22.10

 

16

Игра  "Живописные сказки".

1

28.10

 

17

Линия.

1

29.10

 

18

Выразительные возможности линии.

1

05.11

 

19

Композиция "Весенние ручьи".

1

11.11

 

20

Отработка разных штрихов и мазков.

1

12.11

 

21

Условно-символический характер изображения.

1

18.11

 

22

Изображение символов и эмблем в современном обществе.

1

19.11

 

23

Пастель.

1

25.11

 

24

Цветные карандаши.

1

26.11

 

25

Акварель.

1

02.12

 

26

Гуашь.

1

03.12

 

27

Единство пользы и красоты.

1

09.12

 

28

Практическая работа «Русская изба».

1

10.12

 

29

Цвет и его возможности.

1

16.12

 

30

Практическая работа «Осенний лес».

1

17.12

 

31

Ритм цветовых пятен как средство выражения.

1

23.12

 

32

Практическая работа «Осенний листопад».

1

24.12

 

33

Образ традиционной русской избы

1

30.12

 

34

Проект «Древнерусская изба».

1

31.12

 

35

Инструктаж по ТБ,

Пейзажи родной земли.

1

13.01

 

36

Гармония жилья и природы.

1

14.01

 

37

Древнерусский город.

1

20.01

 

38

Древние соборы.

1

21.01

 

39

Народные праздничные обряды.

1

27.01

 

40

Практическая работа «Народные праздники».

1

28.01

 

41

Образ красоты человека.

1

03.02

 

42

Практическая работа «Русские богатыри».

1

04.02

 

43

Городской пейзаж.

1

10.02

 

44

Фонари на улицах и в  парках.

1

11.02

 

45

Жанры в живописи.

1

17.02

 

46

Выполнение рисунков в разных жанрах.

1

18.02

 

47

Живопись. Виртуальная экскурсия в Третьяковскую галерею.

1

24.02

 

48

Художники - пейзажисты родного края.

1

25.02

 

49

Современное выставочное искусство.

1

22.03

 

50

Виртуальная экскурсия "Музеи искусства".

1

03.03

 

51

Изображение природы в разных состояниях.

1

09.03

 

52

Практическая работа «Изображение грозы, тумана, солнечного дня».

1

10.03

 

53

Художественная мастерская.

1

16.03

 

54

Игра "Весёлые художники".

1

17.03

 

55

Симметрия.

1

23.03

 

56

Практическая работа «Натюрморт «Дары осени».

1

24.03

 

57

Гармония.

1

30.03

 

58

Практическая работа «Изображение браслетов, ожерелий, колец».

1

31.03

 

59

Часть и целое.

1

06.04

 

60

Практическая работа «Дом-космос».

1

07.04

 

61

Сюжет.

1

13.04

 

62

Практическая работа «Композиция на бытовой жанр».

1

14.04

 

63

Родилась живопись.

 

1

21.04

 

64

Практическая работа «Изображение животных по принципу древнего искусства».

1

27.04

 

65

Сюжетная композиция.

1

28.04

 

66

Практическая работа «Праздничный пир в теремных палатах».

1

12.05

 

67

Красота фигуры человека в движении.

1

18.05

 

68

Практическая работа «Спортивная эстафета».

1

19.05

 

69

Изображение на плоскости фигуры человека.

1

25.05

 

70

Практическая работа «Портрет друга».

1

25.05

 

71

Итоговое занятие. Игра «Волшебный мир красок».

1

26.05

 

72

Итоговая диагностика. Выставка детских работ.

1

26.05

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Материально-техническое обеспечение программы

Оборудование:

Учебная мебель: столы для теоретических и практических занятий., шкафы для хранения папок с творческими работами детей и демонстрационного материала; наглядные пособия в виде постановочного материала, таблицы и книги по рисунку и живописи;

Инструменты  и приспособления: палитра, угольные палочки, ватные палочки, шаблоны, оттиски, губки, фольга, поролон, клей, пластилин, свеча, бумага (А3, А4), карандаши различной твердости и мягкости, тушь, перья, акварель, гуашь, акриловые краски, кисти, пастель, восковые мелки, цветная бумага и картон). 

Электронно-программное обеспечение:

-электронные библиотеки по искусству, презентации к занятиям на дисках и флеш. носителях, DVD – фильмы по ИЗО, записи классической и народной музыки.

Технические средства: компьютер, мультимедийный проектор, акустические колонки.

 

Методическое обеспечение

- Подборка информационной и справочной литературы.

- Конспекты занятий и сценарии массовых мероприятий, разработанные для организации досуга воспитанников объединения.

- Наглядные пособия по темам.

- Наборы шаблонов индивидуального пользования по темам.

- Образцы изделий и виды композиций.

- Диагностические методики для определения уровня ЗУНов творческих способностей и личностных качеств воспитанников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План воспитательной работы на 2019-2020 учебный год

 

Название мероприятия

Сроки

Место

проведения

Ответственный

1.

Беседа об изобразительном искусстве

Сентябрь 

Филиал МБОУ СОШ № 2 в селе Вторые Левые Ламки

Маркина Т.В.

2.

Подготовка к районным конкурсам «Красота Божьего мира», "Дорога глазами детей"

Октябрь  

Филиал МБОУ СОШ № 2 в селе Вторые Левые Ламки

Маркина Т.В.

3.

Подготовка к конкурсу, посвящённому Дню матери

Ноябрь 

Филиал МБОУ СОШ № 2 в селе Вторые Левые Ламки

Маркина Т.В.

4.

Проведение конкурса «Ёлочная игрушка». Подготовка к районному конкурсу «Игрушечная фабрика»

Декабрь

Филиал МБОУ СОШ № 2 в селе Вторые Левые Ламки

Маркина Т.В.

5.

Проведение выставки поделок

Январь

Филиал МБОУ СОШ № 2 в селе Вторые Левые Ламки

Маркина Т.В.

6.

Подготовка к районному конкурсу «Подарок своими руками».

Февраль

Филиал МБОУ СОШ № 2 в селе Вторые Левые Ламки

Маркина Т.В.

7.

Оформление выставки, посвящённой международному женскому дню

Март

Филиал МБОУ СОШ № 2 в селе Вторые Левые Ламки

Маркина Т.В.

8.

Проведение конкурса «Война глазами детей»

Апрель

Филиал МБОУ СОШ № 2 в селе Вторые Левые Ламки

Маркина Т.В.

9.

Оформление итоговой выставки

Май

Филиал МБОУ СОШ № 2 в селе Вторые Левые Ламки

Маркина Т.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План работы с родителями на 2019-2020 учебный год

 

Формы взаимодействия

Тема

Сроки

1

Родительские собрания

Знакомство с планом работы.

Отчет о реализации программы «Юный художник»

Сентябрь

 

Март  

2

Анкетирование родителей

«Удовлетворенность качеством услуг» 

«Ваше мнение о педагоге»

«Досуг вашего ребенка»

Сентябрь

Апрель  

3

Совместные мероприятия

Конкурс рисунков ко Дню матери

Итоговая выставка

Ноябрь

 

Май  

4

Индивидуальные и групповые консультации

Совместная деятельность родителей и детей

Декабрь

Февраль  

5

Открытые занятия для родителей

«Волшебный мир красок»

Май