МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«БОТАНИЧЕСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
РАЗДОЛЬНЕНСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы: ______________
Э. Ю. Шевченко
___ _______ 20____ г.
Программа духовно-нравственного воспитания «Мой мир» для 9 класса
Кл.рук: Керимова Л.А.
СОГЛАСОВАНО
с зам.директора по ВР ______________
Е.Г.Наконечная
___ _______ 20____ г.
Ботаническое, 2018
Пояснительная записка
Проблема духовно-нравственного воспитания является очень актуальной в современном российском обществе. Россия лидирует среди большинства стран мира по показателям детского пьянства, наркомании, преступности, самоубийств. Число беспризорников и сирот превышает показатель трудных послевоенных лет. Наша страна во все времена преследовала цель воспитать духовно-нравственного человека – идеального гражданина. Задачей современной образовательной системы так же является духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Первым коллективом, где происходит развитие ребенка и закладываются основы будущей личности, первичным агентом социализации является его семья, потом школа.
В момент первичной социализации, родители осуществляют процесс опеки и ухода за ребенком, приобщают его к социальной жизни, поведение родителей является наглядным примером того, как надо вести себя в различных ситуациях. Некоторые родители не хотят, иные не могут в силу педагогической безграмотности, другие не придают должного значения процессу семейного воспитания. Следовательно, каждая семья обладает только ей присущим воспитательным потенциалом. Поэтому значительный объем информации о мире, материальных и духовных ценностях, нормах и правилах поведения в обществе передают педагоги в образовательных учреждениях. Местом общения становится школа, где дети испытывают дружбу, первую влюбленность и вражду. Происходит адаптация и для становления подростка, необходимо создать условия, которые бы обеспечивали его социализацию во всех сферах общественного бытия, развитие творческого потенциала, формирование способностей и соответствующее физическое развитие.
В процессе социализации личности, на этапе подготовки к трудовой деятельности, осуществляемой, прежде всего в процессе образования и воспитания, формируются профессионально-значимые качества и социально-нравственные установки и ценности молодого человека, социально-психологические качества его личности. Наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие, и воспитание личности происходит в именно в школе. Для построения данной программы были использованы следующие нормативно-правовые документы:
Федеральные документы:
1.Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897».
Региональные документы:
1. Закон Республики Крым от 06.07.2015 №131-ЗРК/2015 «Об образовании в Республике Крым».
2. Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 18.12.2015 №1340 «Об утверждении перечня обязательной деловой документации общеобразовательных учреждений».
Документы общеобразовательного учреждения:
1.Учебный план Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Ботаническая средняя общеобразовательная школа» Раздольненского района Республики Крым, рассмотрен и одобрен на заседании педагогического совета от 28.08.2018г. № 14.
2.Положение о рабочей программе учебного предмета (учебного курса, элективного курса, факультатива, внеурочной деятельности, программ дополнительного образования) Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Ботаническая средняя общеобразовательная школа» Раздольненского района Республики Крым, утвержденное приказом от 31.08.2016г. №253.
Цель и задачи духовно-нравственного воспитания:
Целью духовно-нравственного воспитания обучающихся 9 класса является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся решаются следующие задачи.
В области формирования личностной культуры:
- формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной, общественно полезной деятельности на основе традиционных нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше»;
- укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;
- формирование нравственного смысла учения, социально-ориентированной и общественно полезной деятельности;
- формирование морали – осознанной обучающимся необходимости поведения, ориентированного на благо других людей и определяемого традиционными представлениями о добре и зле, справедливом и несправедливом, добродетели и пороке, должном и недопустимом;
- усвоение обучающимся базовых национальных ценностей, духовных традиций народов России;
- развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
-развитие способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
-развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;
- формирование творческого отношения к учёбе, труду, социальной деятельности на основе нравственных ценностей и моральных норм;
- формирование у подростка первоначальных профессиональных намерений и интересов, осознание нравственного значения будущего профессионального выбора;
- формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.
- формирование российской гражданской идентичности, включающей в себя идентичность члена семьи, школьного коллектива, территориально-культурной общности, этнического сообщества, российской гражданской нации;
- укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество, заботы о процветании своей страны;
- развитие патриотизма и гражданской солидарности;
- знание традиций своей семьи, культурно-исторических и этнических традиций семей своего народа, других народов России.
Основное содержание программы духовно-нравственного воспитания:
- осознанное принятие роли гражданина, знание гражданских прав и обязанностей, приобретение первоначального опыта ответственного гражданского поведения;
- усвоение позитивного социального опыта, образцов поведения подростков и молодёжи в современном мире;
- освоение норм и правил общественного поведения, психологических установок, знаний и навыков, позволяющих обучающимся успешно действовать в современном обществе;
- формирование собственного конструктивного стиля общественного поведения.
- сознательное принятие базовых национальных российских ценностей;
- любовь к школе, своему селу, народу, России, к героическому прошлому и настоящему нашего Отечества; желание продолжать героические традиции многонационального российского народа;
- понимание смысла гуманных отношений; понимание высокой ценности человеческой жизни; стремление строить свои отношения с людьми и поступать по законам совести, добра и справедливости;
- понимание значения религиозных идеалов в жизни человека и общества, нравственной сущности правил культуры поведения, общения и речи, умение выполнять их независимо от внешнего контроля;
- понимание значения нравственно-волевого усилия в выполнении учебных, учебно-трудовых и общественных обязанностей; стремление преодолевать трудности и доводить начатое дело до конца;
- понимание и сознательное принятие нравственных норм взаимоотношений в семье; осознание значения семьи для жизни человека, его личностного и социального развития, продолжения рода;
- отрицательное отношение к аморальным поступкам, проявлениям эгоизма и иждивенчества, равнодушия, лицемерия, грубости, оскорбительным словам и действиям, нарушениям общественного порядка.
- присвоение эколого-культурных ценностей и ценностей здоровья своего народа, народов России как одно из направлений общероссийской гражданской идентичности;
- понимание взаимной связи здоровья, экологического качества окружающей среды и экологической культуры человека;
Требования к уровню подготовки обучающихся по формированию духовно-нравственного воспитания
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека: ценностное отношение к России, к своей малой родине, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, русскому и родному языку, народным традициям; к Конституции и законам Российской Федерации; к старшему поколению.
Опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
опыт социальной и межкультурной коммуникации.
Представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп.
Нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.
Уважительное отношение к традиционным российским религиям, неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации, способность эмоционально реагировать на негативные проявления в своем коллективе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей, почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к младшим, знание традиций своей семьи и лицея, бережное отношение к ним.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни: ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, ценностное и творческое отношение к учебному труду; трудолюбие, элементарные представления о различных профессиях, навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками и взрослыми, осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового, опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности.
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни, ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей.
Представления о взаимной обусловленности физического, социального и психического здоровья человека, о важности нравственности в сохранении здоровья человека, личный опыт здоровьесберегающей деятельности.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде: ценностное отношение к природе; опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе, знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики.
Результаты духовно-нравственного воспитания:
- экспертные суждения родителей;
-анонимные анкеты, позволяющие анализировать (не оценивать) ценностную сферу личности;
- тестовые инструменты, созданные с учетом возраста;
- самооценочные суждения детей.
Просветительская работа с родителями включает:
- консультации по различным вопросам роста и развития ребёнка, его здоровья, факторов, положительно и отрицательно влияющих на здоровье детей, и т.п., экологическое просвещение родителей.
Материально-техническая база
На базе образовательного учреждения имеются необходимые материально-технические ресурсы: компьютерный класс, мультимедийное оборудование, библиотека, открытый доступ к ресурсам сети Internet, ученический кабинет, музыкальный центр.
Методы реализации:
1. Наглядный (иллюстративный рассказ с обсуждением наиболее сложных вопросов темы; проведение дидактических игр; экскурсии).
2. Словесный (разбор житейских ситуаций; проведение викторин, конкурсов).
3. Практический(организация продуктивной деятельности учащихся).
Формы работы с детьми:
–индивидуально-групповые занятия, беседы, игры нравственного и духовного содержания.
– Участие в праздниках и мероприятиях.
–Использование мультимедийных технологий (заочные экскурсии, виртуальный музей, создание презентаций).
Календарно-тематическое планирование
|
|||
№ |
Тема |
дата |
|
план |
факт |
||
1 |
Совесть как всеобщий естественный закон и мерило жизненных ценностей |
07.09 |
|
2 |
Десять Заповедей – основа нравственности человечества |
14.09 |
|
3 |
В чем смысл жизни? |
21.09 |
|
4 |
Будем милосердны к старости! |
28.09 |
|
5 |
Умеем ли мы прощать? |
05.10 |
|
6 |
Стыд и совесть как побудители духовно-нравственного развития личности |
12.10 |
|
7 |
Исконные традиции семейного уклада |
19.10 |
|
8 |
День народного единства |
26.10 |
|
9 |
Профилактика наркомании и алкоголизма. |
09.11 |
|
10 |
Понятие о мужественности |
16.11 |
|
11 |
Добродетели: милосердие, совестливость, целомудрие. |
23.11 |
|
12 |
День Матери |
30.11 |
|
13 |
Наша Родина |
07.12 |
|
14 |
Толерантность |
14.12 |
|
15 |
Дружба |
21.12 |
|
16 |
Решение конфликтов без насилия |
20.12 |
|
17 |
Мы за здоровый образ жизни! |
11.01 |
|
18 |
«Как жить в мире с родителями?» |
18.01 |
|
19 |
«Я – человек Мира» |
25.01 |
|
20 |
«Уроки вежливости» |
01.02 |
|
21 |
«Уроки этикета» |
08.02 |
|
22 |
О вреде курения |
15.02 |
|
23 |
Алкоголизм |
21.02 |
|
24 |
Самоконтроль, как его достичь? |
28.02 |
|
25 |
Традиции России |
07.03 |
|
26 |
Холокост |
15.03 |
|
27 |
Подросток в обществе |
22.03 |
|
28 |
Путь к себе |
05.04 |
|
29 |
Кл. час «Дети и деньги» |
12.04 |
|
30 |
Кем быть? Выбор профессии |
19.04 |
|
31 |
Влияние темперамента на выбор профессии |
26.04 |
|
32 |
Расскажи мне обо мне |
10.05 |
|
33 |
Ответственность и безопасность. Что прячется за этими словами? |
16.05 |
|
34 |
Какие воспитания оставлю я о себе в учебном заведении |
22.05 |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.