Министерство образования и науки Калужской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение Калужской области
«Калужский кадетский многопрофильный техникум»
ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕН.03
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
Калуга, 2019 г.
Составитель:
Максимова В.Н.,преподавательхимии и биологии, высшей квалификационной категории ГБПОУ КО «КТМТ»
Программа разработана на основе Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по специальности
23.02.02. Автомобиле – и тракторостроение.
23.02.04 Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям)
Программа разработана в соответствии с разъяснениями по формированию примерных программ учебных дисциплин начального профессионального и среднего профессионального образования на основе Федеральных государственных образовательных стандартов начального профессионального и среднего профессионального образования, утвержденными И.М.Реморенко, директором Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 августа 2009 года.
Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами основной профессиональной образовательной программы по специальности 23.02.02. Автомобиле – и тракторостроение, 23.02.04 Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям) в соответствии с требованиями ФГОС.
|
стр. |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
4 |
2. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
6 |
3. условия реализации программы учебной дисциплины |
10 |
4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины |
11 |
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕН. 03. Экологические основы природопользования. Экология и автомобиль
1.1. Область применения программы
23.02.02. Автомобиле- и тракторостроение, 23.02.04 Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям)
Укрупненная группа: 23.00.00 Техника и технология наземного транспорта
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области транспорта при наличии основного общего образования. Опыт работы не требуется.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина входит в математический и общий естественнонаучный цикл
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины студент должен уметь:
· анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности;
· использовать в профессиональной деятельности представления о взаимосвязи организмов и среды обитания;
· соблюдать в профессиональной деятельности регламенты экологической безопасности;
· использовать необходимые нормативно-правовые документы;
· применять документацию систем качества;
В результате освоения дисциплины студент должен знать:
· принципы взаимодействия живых организмов и принципы среды обитания;
· особенности взаимодействия общества и природы, основные источники техногенного воздействия на окружающую среду;
· об условиях устойчивого развития экосистем и возможных причинах возникновения экологического кризиса;
· принципы и методы рационального природопользования;
· методы экологического регулирования;
· принципы размещения производств различного типа;
· основные группы отходов, их источники и масштабы образования;
· понятие и принципы мониторинга окружающей среды;
· правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности;
· принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды;
· природоресурсный потенциал Российской Федерации;
· охраняемые природные территории;
· основные положения Конституции РФ;
· основы трудового права;
· законодательные акты и нормативные документы, регулирующие правоотношения в профессиональной деятельности.
· влияние автомобилизации на окружающую среду
· показатели токсичности автомобильных двигателей
· методику испытаний автотранспортных средств на
токсичность отработавших газов
· способы конструктивного усовершенствования автомобиля
для снижения токсичности отработавших газов
· альтернативные моторные топлива
· основные источники шума и вибрации автомобиля
· методы и способы очистки сточных вод
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 96 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 64 часа;
самостоятельной работы обучающегося 32 часа.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
96 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
64 |
в том числе: |
|
лабораторные занятия |
0 |
практические занятия |
5 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) |
32 |
в том числе: |
|
Рефераты Домашняя работа |
20 12 |
Итоговая аттестация в форме – ДИФ.ЗАЧЕТА 2 |
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) |
Объем часов |
Уровень освоения |
1 |
2 |
3 |
4 |
Раздел 1. Экологические основы природопользования |
40 |
|
|
Тема 1. Введение
|
Биосфера как среда жизни и деятельности людей Антропогенные воздействия на природу на разных этапах развития человеческого обществ Экологические кризисы и экологические катастрофы Природные ресурсы и их классификация |
4 |
3 |
Тема 2. Краткий очерк истории охраны природы
|
Практическая работа № 1 Ранние и современный этапы охраны природы
|
2 |
3
|
Тема 3. Рациональное использование и охрана атмосферы.
|
Строение и газовый состав атмосферы. Загрязнение атмосферы. Меры по предотвращению загрязнения и охране атмосферного воздуха: очистные фильтры, безотходные технологии, защита от выхлопных газов автомобилей, озеленение городов и промышленных центров. Правовые основы охраны атмосферы. Практическая работа № 2 «Определение химического состава атмосферы» |
6 |
3 |
Тема 4. Рациональное использование и охрана водных ресурсов. |
Природная вода и ее распространение. Основные загрязняющие вещества и источники загрязнений. Очистные сооружения и оборотные системы водоснабжения. Правовые основы охраны водных ресурсов. Практическая работа № 3 «Определение качества воды» |
6 |
3 |
Тема 5. Рациональное использование и охрана недр.
|
Недра. Полезные ископаемые и их распространение Основные направления рационального использования и охраны недр Охрана природных комплексов при разработке минеральных ресурсов Правовые основы рационального использования и охраны недр Государственный мониторинг состояния недр |
5 |
3 |
Тема 6. Рациональное использование и охрана земельных ресурсов. |
Почва, ее состав и строение, значение почв. Естественная и ускоренная эрозия почв. Система мероприятий по защите земель от эрозии. Результаты антропогенного воздействия на почвы и меры по ее охране. Правовые основы охраны почв.
|
3 |
3 |
Тема 7. Рациональное использование и охрана растительности. |
Роль растений в природе и жизни человека Антропогенное воздействие на лесные ресурсы планеты и его последствия. Рекреационное значение лесов Рациональное использование, воспроизводство и охрана лесов в России Охрана растительности лугов и пастбищ Использование и охрана хозяйственно ценных и редких видов растений Правовые основы охраны растительности. |
5 |
3 |
Тема 8. Использование и охрана животного мира. |
Роль животных в круговороте веществ в природе и в жизни человека Причины вымирания животных Охрана редких и вымирающих видов Правовые основы охраны животного мира. Практическая работа № 4 «Редкие растения и животные нашего региона» |
5 |
2 |
Тема 9. Охрана ландшафтов.
|
Определение ландшафтов. Их классификация. Особо охраняемые территории. Антропогенные формы ландшафтов, их охрана. Правовые основы охраны ландшафтов. Зачет. |
4 |
3 |
Раздел 2. Экология и автомобиль |
18 |
|
|
Тема 2.1. Токсичность отработавших газов |
Состав выбросов выхлопных газов: структура выбросов выхлопных газов: газоанализаторы; показатели токсичности выхлопных газов; токсические характеристики двигателей автомобилей; испытание транспортных средств на токсичность отработавших газов; влияние условий и режимов движения автомобилей на выброс вредных веществ. |
6 |
2 |
Тема 2.2. Пути снижения отработавших газов автомобилей |
Конструктивные усовершенствования двигателей; нейтрализация вредных веществ в выпускной системе; способы уменьшения токсичности отработавших газов; свойства бензинов и дизельных топлив; состав бензинов и дизельных топлив; топливо для газобаллонных двигателей; альтернативные виды топлив и их применение: эксплуатационные мероприятия по снижению токсичности и дымности отработавших газов. |
7 |
2 |
Тема 2.3. Снижение шума и вибрации автомобилей. |
Проблемы воздействия шума и вибраций автомобиля на человека и окружающую среду; источники шума двигателей; влияние технического состояния автотранспортных средств на их шумность; расчет шума транспортного потока; современные шумопоглащающие материалы. Зачет |
5 |
3 |
Раздел 3. Международное сотрудничество. |
4 |
|
|
Тема 10. Международное сотрудничество в области рационального природопользования и охраны окружающей среды. |
История международного природоохранного движения. Природоохранные конвенции и межгосударственные соглашения. Роль международных организаций в охране природы. Государственная политика и управление в области экологии Законодательное и нормативно-правовое регулирование природопользования
Практическая работа № 5 «Изучение Федеральных законов «Об охране окружающей среды», «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения» |
4 |
3 |
|
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы Воздействие негативных экологических факторов на человека, проживающего в нашем регионе, их прогнозирование и предотвращение. Утилизация бытовых и промышленных отходов в нашем регионе Пищевые ресурсы человечества. Проблемы сохранения человеческих ресурсов. Участие России в деятельности международных природоохранных организаций. Новые эколого-экономические подходы к природоохранной деятельности. Экологические характеристики конструкционных материалов. Негативное воздействие деятельности автотранспортных предприятий на окружающую среду. Влияние технического состояния автомобилей на загрязнение окружающей среды. Повышение экологической безопасности автомобиля при проектировании. Примерная тематика рефератов. Молочные продукты – в любом возрасте. Генетически модифицированные продукты. Добавки в пищевых продуктах. Соя, и ее польза для здоровья. Экология и здоровье человека. Пища Франкенштейна. Воздействие отработавших газов от автотранспортных средств на окружающую среду. Воздействие пыли от автотранспортных средств на окружающую среду. Шумовое воздействие автотранспортных средств. Тепловые выбросы автомобилей. Электромагнитное воздействие автотранспортных средств. Воздействие машин на почву. Альтернативные виды топлива. Утилизация и рециклинг автомобилей. Экологическая безопасность водителя. |
12
20 |
|
|
Дифференцированный зачёт по пройденному курсу «Экологические основы природопользования. Экология и автомобиль» |
2 |
|
ИТОГО: |
96 |
|
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета по экологии;
Оборудование учебного кабинета:
l посадочные места по количеству обучающихся;
l рабочее место преподавателя, оборудованное персональным компьютером с лицензионным или свободным программным обеспечением, соответствующим разделам программы и подключенным к сети Internet и средствами вывода звуковой информации;
l комплект учебно-наглядных пособий «Экологические основы природопользования». «Экология и автомобиль».
Технические средства обучения:
l мультимедиапроектор;
l компьютер
l видеофильмы
l презентации
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Константинов В.М. Экологические основы природопользования. – М.; Академия, НМЦ СПО, 2013.
2. М. В. Графкина, В.А. Михайлов, К.С. Иванов. Экология и экологическая безопасность автомобиля. М. :Форум,2009
3. В.В.Беднарский. Экологическая безопасность при эксплуатации и ремонте автомобиля. Ростов – на – Дону: Феникс,2003
4. ВильчинскаяО.В. , Воробьев А.Е. , Дьяченко В.В. , Корчагина А.В. Основы природопользования: экологические, экономические и правовые аспекты. 2-е изд. М.: Феникс, 2007.
5. Козачек А.В. Экологические основы природопользования.-М.: Феникс,2008.
Дополнительные источники:
1. Экологические основы природопользования. Учебник для СПО. Арустамов Э.А., БаркаловаН.В.,Левакова И.В. М: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К» -в электронном виде.
2. Экология. Л.И. Цветкова , М.И. Алексеев , Ученик для вузов , М. 1999.
3. Защита экологических прав: Пособие для граждан и общественных организаций. -М., 1996
4. Рубан Э. Д., Крымская И. Г. Гигиена и основы экологии человека.-М.: Феникс ,2009.
5. Экология и автомобиль (курс лекций). Министерство образования и науки РФ. Институт развития профессионального образования. М., 2004
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
уметь: Ø осознавать взаимосвязь организмов и среды обитания; Ø определять условия устойчивого состояния экосистем и причины возникновения экологического кризиса; знать: Ø правовые вопросы экологической безопасности; Ø об экологических принципах рационального природопользования; Ø задачи и цели природоохранных органов управления и надзора
|
Текущий контроль: -рейтинговая оценка знаний студентов по дисциплине (ежемесячно). Промежуточный контроль: -Рубежный тестовый контроль по темам разделов 1, 2, 3. Реферативная работа студентов по предлагаемой тематике; Итоговый контроль: - зачет
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.