Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 71
Устиновского района г. Ижевска
Программа элективного курса
Математика в окружающем мире родного края
для обучающихся_______ класса
Составитель: Главатских Светлана Леонидовна
Место работы, должность: МБОУ СОШ №71, учитель математики
Ижевск, 2017 - 2018
Пояснительная записка
Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. Математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека. Для жизни в современном обществе важным является формирование математического стиля мышления. В современной образовательной системе моделирование является основным методом научного познания. Вместе с этим моделирование в обучении является и главным средством развития личности, особенно в плане интеллектуализации психической деятельности. Использование моделирования позволяет организовать учебную деятельность на более сознательном и продуктивном уровне. Модели используются для замещения изучаемого объекта (понятия) каким-то другим, более удобным и наглядным.
Предметный учебный элективный курс «Математика в окружающем мире родного края» реализуется в национально-региональном компоненте в виде интегрированного практикума, в котором решаются задачи с краеведческим содержанием. Поурочное планирование рассчитано на 1 час в неделю (всего 34 учебных часа).
Национально-региональный компонент является важным составляющим содержания современного школьного образования. Национально-региональный компонент в школе и его интеграция с другими предметами – ключ к решению проблемы эффективности урока. Грамотное использование исторического, географического и другого материала воспитывает в детях патриотические чувства, чувства любви, восхищения и гордости к родному краю, что не оставляет никого быть равнодушным к проблемам малой родины и вырабатывает активную жизненную позицию. Реализация национально-регионального компонента на уроках математики представляется достаточно сложной. Но можно внедрить его в интегрированных уроках. На уроках математики можно также использовать задачи с краеведческим содержанием.
Применение национально-регионального компонента в обучении математике позволяет увидеть «живую математику», «математику с человеческим лицом», а не сухую бездушную науку. Изучение математики в органической связи с окружающим, позволяют приобщить школьников к человеческой культуре в целом. Поиск, творческая деятельность позволяют сделать математическое содержание личностно-значимым для ученика.
Цели курса:
- формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
- приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, духовным и нравственно-этическим ценностям своего народа;
- формирование интересов к родному языку и истории;
- воспитание патриотических чувств, чувства любви, восхищения и гордости к родному краю;
- изучение государственных символов своей республики, традиций своего народа.
В ходе освоения содержания курса учащиеся овладевают разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:
построения и исследования математических моделей для описания и решения прикладных задач, задач из смежных дисциплин;
выполнения расчетов практического характера;
самостоятельной работы с источниками информации, обобщения и систематизации полученной информации, интегрирования ее в личный опыт;
самостоятельной и коллективной деятельности, включения своих результатов в результаты работы группы, соотнесение своего мнения с мнением других участников учебного коллектива и мнением авторитетных источников.
Тематический план
№ п/п |
Наименование тем |
Кол-во часов (всего) |
Вид занятий (кол-во час.) |
||
Изучение нового и закрепление |
Лабораторные, практические работы |
Контроль |
|||
1. |
Простейшая геометрия на местности |
1 |
1 |
|
|
2. |
Измерения при различных ограничениях |
1 |
1 |
|
|
3. |
Определение высоты объекта (по длине тени, с помощью снимка, недоступного объекта) |
2 |
2 |
|
|
4. |
Определение высоты некоторых архитектурных объектов Ижевска |
2 |
|
2 |
|
5. |
Измерение расстояния на местности до недоступной точки, между недоступными точками |
2 |
2 |
|
|
6. |
Определение расстояния на местности (г. Ижевск) |
1 |
|
1 |
|
7. |
Конференция: защита учебных проектов |
1 |
|
1 |
|
8. |
Символ бессмертия и золотая пропорция |
1 |
1 |
||
9. |
Прочность, польза, красота – формула архитектурного целого по Витрувию |
1 |
1 |
||
10. |
Об одном несложном строительном задании и величайшей математической задаче |
1 |
1 |
||
11. |
Арки, купола, фасады и… иррациональности |
1 |
1 |
||
12. |
Геометрия горящей свечи. Мерный «вавилон» в Древней Руси |
1 |
1 |
||
13. |
Геометрия храма |
1 |
1 |
||
14. |
Храмы и мечети Ижевска |
1 |
|
1 |
|
15. |
Закон показательного роста: рост народонаселения, радиоактивный распад, барометрическая формула |
1 |
1 |
||
16. |
Закон показательного роста на примере численности популяций некоторых видов животных Удмуртии |
1 |
|
1 |
|
17. |
Динамика численности населения Удмуртии (работа со статистическими данными) |
1 |
|
1 |
|
18. |
Статистическая обработка данных. Диаграммы и графики |
1 |
1 |
||
19. |
Плотность населения. Естественный прирост населения в Удмуртии (работа со статистическими данными) |
1 |
|
1 |
|
20. |
Ресурсообеспеченность Удмуртии (работа со статистическими данными) |
1 |
|
1 |
|
21. |
Вероятности случайных событий. Закон случайного |
1 |
1 |
||
22. |
Закон случайного на примере демографических данных Ижевска и Удмуртии (работа со статистическими данными) |
1 |
|
1 |
|
23. |
Что надо знать о процентах. |
1 |
|
1 |
|
24. |
Задачи на процентный прирост и вычисление “сложных процентов”. |
2 |
|
2 |
|
25. |
Задачи на смеси, сплавы, концентрацию и процентное содержание. |
2 |
|
2 |
|
26. |
Что значит жить на проценты. |
2 |
|
2 |
|
27. |
Проценты в современной жизни. Проценты в мире профессий |
2 |
|
2 |
|
Список литературы
¨ Алгебра и начала математического анализа.10-11 классы. Часть1:учебник для учащихся общеобразовательных учреждений (базовый уровень) / А.Г.Мордкович. – 10-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2009.
¨ Алгебра и начала математического анализа.10-11 классы. Часть2:задачник для учащихся общеобразовательных учреждений (базовый уровень) / [А.Г.Мордкович и др.]; под ред. А.Г.Мордковича. – 10-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2009.
¨ Геометрия, 10-11: учеб. для общеобразоват. учреждений / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – 15 изд., доп. – М.: Просвещение, 2009.
¨ А.П. Киселев. Геометрия / Под ред. Н.А. Глаголева. – М.: ФИЗМАТЛИТ, 2004. – 328с.
¨ Программы. Математика. 5-6 классы. Алгебра. 7-9 классы. Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы / авт.-сост. И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович. – 2-е изд., испр. И доп. – М.:Мнемозина,2009.
¨ За страницами учебника математики 8-11 классы / С.А. Литвинова, Л.В. Куликова, С.В.Шиловская и др.; Сост. С.А. Литвинова. – 2-е изд., дополненное. – М.: Глобус, Волгоград: Панорама, 2008.
¨ Энциклопедия для детей. Т.11. Математика / Под ред. М.Д. Аксенова. – М.: Аванта+, 2000.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.