Программа элективного курса по обществознанию 11 класс
Оценка 5

Программа элективного курса по обществознанию 11 класс

Оценка 5
doc
26.05.2023
Программа элективного курса по обществознанию 11 класс
Программа элективного курса 11 класс.doc

 

 

 

Рабочая программа

элективного курса

 «Актуальные вопросы обществознания»

для 11  класса

(1 час в неделю, 17часов в год)

 

                                                                                                          

 

                                                                     Составитель:

                                                                   учитель обществознания

                                                                  Станислович Юлия Адольфовна

                                                                      

  Томск - 2022 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

Учебный (элективный) курс «Актуальные вопросы обществознания» в целях обеспечения принципа вариативности и учета индивидуальных потребностей обучающихся,  призван реализовать следующую функцию: расширить границы дисциплины «Обществознание» из обязательного перечня учебных предметов, предусмотренных текстом Федерального государственного стандарта.  Курс предназначается для учащихся со сформировавшимися представлениями о будущей образовательной траектории и планами в области профессионального самоопределения. Учебный (элективный) курс является обязательным для выбора изучения всеми обучающимися на уровне среднего общего образования и рассчитан на 17 учебных занятий.

I. Пояснительная записка

Программа учебного (элективного) курса разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);

- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 (с изменениями и дополнениями);

- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 года № 1015 (с изменениями и дополнениями);

- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (далее – СанПиН), утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 (с изменениями и дополнениями).

Особенность данного элективного курса заключается в том, что он дает учащимся сведения практического характера, знакомит учащихся с социально-правовыми проблемами и способами их решения, опираясь на конкретные нормы российского законодательства. Отсюда максимальная заостренность содержания данного элективного курса на житейских повседневных проблемах. Проблемы, которые включены в данный элективный курс, касаются широких слоев населения России и, в частности, самих учащихся. Их рассмотрение позволяет школьникам понять правовые отношения, не как нечто статичное, а как постоянно изменяющиеся, увидеть личностную  значимость правовых знаний. И, соответственно, помогает им лучше ориентироваться в современном законодательстве. Проблемный подход дает возможность отчетливо увидеть, как право регулирует общественную жизнь, как важно каждому человеку знать, где можно найти необходимую правовую информацию. В конечном счете, знакомство с проблематикой данного элективного курса поможет каждому ученику занять активную гражданскую позицию в этом сложном и быстро меняющемся мире.

 Основная цель изучения учебного (элективного) курса:

Сформировать опыт применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности.

Данная цель курса реализуется посредством решения ряда задач:

1. Способствовать овладению умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;

2. Способствовать освоению способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;

3. Способствовать профессиональному определению учащихся;

Планируемые результаты освоения программы.

Личностные результаты должны отражать:

- понимание разных видов взаимосвязей человеческой деятельности, общественных процессов и тенденций мирового развития;

- расширение общекультурного кругозора учащихся через выявление и установление разнообразных социальных связей, которые не осознавались ранее;

Метапредметные результаты должны обеспечить:

-готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически

оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

- развитие навыков публичных выступлений, исследовательской деятельности, взаимодействия с другими людьми в общественных отношениях;

Предметные результаты должны обеспечить:

- использование основных обществоведческих научных понятий и терминов;

-самостоятельную интерпретацию изученных социальных явлений и процессов;

-формирование собственной аргументированной оценки изученных социальных явлений и объектов;

-демонстрацию умения рассматривать события конкретно-исторически, в широком историческом контексте, с учётом исторической перспективы и ретроспективы.

Тематический план.

№ раздела

Тема

Количество часов

1.

Деятельность человека, ее основные формы в современном мире.

3

2.

Современный социум как особенная часть мира.

5

3.

Актуальные проблемы духовной сферы жизни общества.

3

4

Актуальные проблемы современной политической действительности.

5

5

Итоговое занятие.

1

 

Всего

17

 

Содержание программы

Тема 1. Деятельность человека, ее основные формы в современном мире. 3 ч.

 Мышление и деятельность. Деятельность. Деятельность человека и активность животного. Основные компоненты деятельности. Виды действий.

Проблемы общения в современном информационном обществе. Общение, структура общения. Функции общения. Учение. Труд. Основные классификации деятельности. Творческая деятельность. Мышление. Типы мышления.

Конфликты и способы их разрешения. Причины и виды конфликтов в современном мире. Конструктивные формы выхода из конфликта.

Тема 2.  Современный социум как особенная часть мира. 5 ч.

Системное строение общества. Понятие «общество» в узком и широком смысле. Функции общества. Общественные отношения. Общество – динамическая система. Сферы общественной жизни. Специфические черты общества. Взаимосвязь экономической, социальной, политической, и духовной сфер общества. Взаимосвязь сфер общественной жизни общества. Взаимовлияние сфер.

Общество и природа - проблемы взаимодействия. Понятие «природа» в узком и широком смысле. «Вторая природа». Взаимодействие общества и природы. Противоречия общества и природы. Представления о взаимосвязи общества и природы.

Многовариантность общественного развития. Типология обществ. Общественное развитие. Реформа и ее виды. Революция и ее виды. Модернизация. Традиционное общество. Индустриальное общество. Постиндустриальное общество. Формационный и цивилизационный подходы к изучению общества. Западная и восточная цивилизации.

Понятие общественного прогресса, проблемы неоднозначности критериев прогресса.  Различные взгляды на направленность общественного развития. Сущность понятий «прогресс» и «регресс». Особенности прогресса и его критерии. Стагнация.

Процессы глобализации и становление единого человечества. Глобализация. Основные направления глобализации. Последствия процесса глобализации. Единство современного мира. Основные факторы единства современного человечества.

Глобальные проблемы человечества. Термин «глобальные проблемы». Причины возникновения. Общие черты. Главные (приоритетные) глобальные проблемы. Основные направления разрешения глобальных проблем. Социальные прогнозы перспектив человечества.

Тема 3. Актуальные проблемы духовной сферы жизни общества. 3 ч.

Культура и духовная жизнь. Подходы к пониманию культуры как явления общественной жизни. Понятие «культура». Материальная культура. Духовная культура. Основные функции культуры. Структура духовной жизни общества.

Типология культур. Основные формы: элитарная, народная, массовая. Разновидности культуры: субкультура, контркультура. Влияние массовой культуры на духовную жизнь общества. Нравственная культура личности. Важнейшие принципы современной нравственной культуры личности. Средства массовой информации. СМИ и их роль в духовной жизни общества. Функции СМИ.

Социальная и личностная значимость образования. Образование. Цель образования. Функции образования. Система образования в России. Сеть образовательных учреждений. Комплекс принципов, определяющих функционирование системы образования. Общие тенденции в развитии образования.

Тенденции духовной жизни современной России. Основные проблемы и тенденции современной культурной ситуации в России.

Тема 4. Актуальные проблемы современной политической действительности. 5 ч.

Политическая система, ее структура и функции. Политическая система общества и ее структура. Структурные компоненты (подсистемы) политической системы общества. Функции политической системы. Основные теории происхождения государства. Государство. Признаки государства. Функции государства. Формы правления: монархия, республика. Формы государственно-территориального устройства: унитарное, федеративное, конфедерация. Политические режимы. Типы политических режимов в современном обществе.  Демократический, тоталитарный, авторитарный режимы.

Политическая идеология. Политическая идеология. Основные этапы формирования идеологии. Уровни политической идеологии и функции. Типы политических идеологий в современном мире.

Проблемы современного гражданского общества и правового государства. Основные подходы к определению сущности гражданского общества. Соотношение государства и гражданского общества. Предпосылки гражданского общества. Структура и функции гражданского общества. Правовое государство. Признаки (принципы) правового государства. Предпосылки создания правового государства. Пути формирования правового государства.

Человек в политической жизни. Политическое участие. Содержание политической жизни. Политический статус личности. Политическая роль личности. Типы политических ролей. Политический лидер. Особенности политического лидерства. Классификация типов политических лидеров. Политическое участие. Виды политического участия. Основные типы политической деятельности. Политические партии и движения. Становление многопартийности в России.

Обобщающее повторение. 1ч.

Методы преподавания элективного курса определяется его целью и задачами. В основе реализации программы – деятельностный подход, ориентированный на достижение цели и основного результата образования – развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий. Элективный курс предполагает использовать на каждом занятии теоретические знания и их практическое использование при анализе документов, решении правовых ситуаций и задач,  при этом практика является основной частью занятий.

Повысить мотивацию учебной деятельности предполагается за счет интерактивных форм подачи материала, элементов игровой деятельности, активных форм обучения.

Активные формы организации учебной деятельности включают в себя: 

- деловые, имитационные игры и процедуры

-  творческие задания (составление искового заявления, договора, подготовка выступления, исполнение роли в имитационных методиках, решение проблемы, обсуждение дискуссионного вопроса)

- работу в малых группах

- использование методов выбора и обоснования позиции, «мозгового штурма» для работы с дискуссионными проблемами и вопросами.

Основные виды  деятельности:

·           работа с источниками права, в том числе новыми нормативными актами;

·           анализ норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации;

·           выбор правомерных форм поведения и способов защиты экономических прав и интересов личности ;

·           изложение и аргументация собственных суждений о правовых явлениях в экономической жизни;

·           решение отдельных правовых споров с учетом социального опыта ученика.

 

Характеристика ресурсов, необходимых для реализации курса.

Источники и литература.

1.           П.А.Баранов, А.В.Воронцов, С.В.Шевченко. ЕГЭ. Обществознание. Новый полный справочник. Москва, АСТ, 2017.

2. Пархоменко И.Т. Обществознание: вопрос и ответ. Ростовн/Д:«Учитель», 2004.

3. Салыгин Е.Н. Обществознание: Гражданин в государстве.- М.: Вентана–Графф,2002.

4. Уроки обществознания Кирилла и Мефодия ( 10 -11 класс) DVD-Box

5. http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.

6. http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

7. http://www.ycentre.org/0300.html Сайт «Молодежный центр прав человека»

8. http://socionet.ru/ Сайт «Соционет»

9. history.standart.edu.ru Обществознание и Новейшая история России

10. http://www.kremlin.ru/ - официальный веб-сайт Президента Российской Федерации

11. http://www.mon.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ

12. http://www.edu.ru – федеральный портал «Российское образование»

13. http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный Портал

Оборудование.

1. Мультимедийный проектор.

2. Электронная доска.

3. Компьютер с выходом в интернет.

 

 


II. Тематический план

№ урока

Название раздела (модуля)

Всего часов

Элементы содержания

Тема 1. Деятельность человека, ее основные формы в современном мире. 3 ч.

 

1.

Мышление и деятельность. 

1

Деятельность. Деятельность человека и активность животного. Основные компоненты деятельности. Виды действий.

2.

Проблемы общения в современном информационном обществе.

1

Общение, структура общения. Функции общения. Учение. Труд. Основные классификации деятельности. Творческая деятельность. Мышление. Типы мышления.

 

3.

Конфликты и способы их разрешения.

1

Причины и виды конфликтов в современном мире. Конструктивные формы выхода из конфликта.

Тема 2.  Современный социум как особенная часть мира. 5 ч.

 

4.

Системное строение общества.

1

Понятие «общество» в узком и широком смысле. Функции общества. Общественные отношения. Общество – динамическая система. Сферы общественной жизни. Спецефические черты общества. Взаимосвязь экономической, социальной, политической, и духовной сфер общества. Взаимосвязь сфер общественной жизни общества. Взаимовлияние сфер.

5.

Общество и природа - проблемы взаимодействия.

 

1

Понятие «природа» в узком и широком смысле. «Вторая природа». Взаимодействие общества и природы. Противоречия общества и природы. Представления о взаимосвязи общества и природы.

 

6.

Многовариантность общественного развития.

1

Типология обществ. Общественное развитие. Реформа и ее виды. Революция и ее виды. Модернизация. Традиционное общество. Индустриальное общество. Постиндустриальное общество. Формационный и цивилизационный подходы к изучению общества. Западная и восточная цивилизации.

7.

Понятие общественного прогресса, проблемы неоднозначности критериев прогресса. 

1

Различные взгляды на направленность общественного развития. Сущность понятий «прогресс» и «регресс». Особенности прогресса и его критерии. Стагнация.

8.

Процессы глобализации и становление единого человечества.

1

Глобализация. Основные направления глобализации. Последствия процесса глобализации. Единство современного мира. Основные факторы единства современного человечества.

Глобальные проблемы человечества. Термин «глобальные проблемы». Причины возникновения. Общие черты. Главные (приоритетные) глобальные проблемы. Основные направления разрешения глобальных проблем. Социальные прогнозы перспектив человечества.

Тема 3. Актуальные проблемы духовной сферы жизни общества. 3 ч.

 

9.

Культура и духовная жизнь.

1

Подходы к пониманию культуры как явления общественной жизни. Понятие «культура». Материальная культура. Духовная культура. Основные функции культуры. Структура духовной жизни общества. Типология культур. Основные формы: элитарная, народная, массовая. Разновидности культуры: субкультура, контркультура. Влияние массовой культуры на духовную жизнь общества. Нравственная культура личности. Важнейшие принципы современной нравственной культуры личности.

Средства массовой информации. СМИ и их роль в духовной жизни общества. Функции СМИ.

10.

Социальная и личностная значимость образования.

1

Образование. Цель образования. Функции образования. Система образования в России. Сеть образовательных учреждений. Комплекс принципов, определяющих функционирование системы образования. Общие тенденции в развитии образования.

11.

Тенденции духовной жизни современной России.

1

Основные проблемы и тенденции современной культурной ситуации в России.

Тема 4. Актуальные проблемы современной политической действительности. 5 ч.

 

12.

Политическая система, ее структура и функции.

1

Политическая система общества и ее структура. Структурные компоненты (подсистемы) политической системы общества. Функции политической системы. Основные теории происхождения государства. Государство. Признаки государства. Функции государства. Формы правления: монархия, республика. Формы государственно-территориального устройства: унитарное, федеративное, конфедерация.

13.

Типы политических режимов в современном обществе. Проблемы типологизации.

 

Политические режимы. Демократический, тоталитарный, авторитарный режимы.

14.

Политическая идеология.

1

Политическая идеология. Основные этапы формирования идеологии. Уровни политической идеологии и функции. Типы политических идеологий в современном мире.

15.

Проблемы современного гражданского общества и правового государства.

1

Основные подходы к определению сущности гражданского общества. Соотношение государства и гражданского общества. Предпосылки гражданского общества. Структура и функции гражданского общества. Правовое государство. Признаки (принципы) правового государства. Предпосылки создания правового государства. Пути формирования правового государства.

16.

Человек в политической жизни.

1

Политическое участие. Содержание политической жизни. Политический статус личности. Политическая роль личности. Типы политических ролей. Политический лидер. Особенности политического лидерства. Классификация типов политических лидеров. Политическое участие. Виды политического участия. Основные типы политической деятельности. Политические партии и движения. Становление многопартийности в России.

17

Итоговое занятие.

1

Обобщение материала, самодиагностика затруднений

Всего

17

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Учебно-тематическое планирование

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практическая деятельность

1. Деятельность человека, ее основные формы в современном мире.

3

1

2

2. Современный социум как особенная часть мира.

5

2

3

3. Актуальные проблемы духовной сферы жизни общества.

3

1

2

4. Актуальные проблемы современной политической действительности.

5

2

3

Итоговое занятие.

1

-

1

 


Рабочая программа элективного курса «Актуальные вопросы обществознания» для 11 класса (1 час в неделю, 17часов в год)

Рабочая программа элективного курса «Актуальные вопросы обществознания» для 11 класса (1 час в неделю, 17часов в год)

Пояснительная записка Учебный (элективный) курс «

Пояснительная записка Учебный (элективный) курс «

Метапредметные результаты должны обеспечить: -готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из…

Метапредметные результаты должны обеспечить: -готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из…

Понятие общественного прогресса, проблемы неоднозначности критериев прогресса

Понятие общественного прогресса, проблемы неоднозначности критериев прогресса

Повысить мотивацию учебной деятельности предполагается за счет интерактивных форм подачи материала, элементов игровой деятельности, активных форм обучения

Повысить мотивацию учебной деятельности предполагается за счет интерактивных форм подачи материала, элементов игровой деятельности, активных форм обучения

II . Тематический план № урока

II . Тематический план № урока

Глобализация. Основные направления глобализации

Глобализация. Основные направления глобализации

Типы политических режимов в современном обществе

Типы политических режимов в современном обществе

III . Учебно-тематическое планирование

III . Учебно-тематическое планирование
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.05.2023