Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Никифоровская средняя общеобразовательная школа № 2»
«Согласовано»: «Утверждаю»:
Заместитель директора по УВР Приказ №_____
____________ Кузнецова Г. Е. от «___» _____________2016г.
Директор школы_____________А.М. Григин
Рассмотрено на заседании
методического объединения.
Протокол № ____ от ________ 2016 г.
__________/ ________________/
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО МАТЕМАТИКЕ
«МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ»
для обучающихся 9-х классов
на 2016 – 2017 учебный год
Учитель:
Козлова Е.В., Аксенова Н.В.
р.п. Дмитриевка
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа элективного курса объемом 17 часов адресована учащимся 9 классов.
Развитие у учащихся правильных представлений о природе математики и отражении математической наукой явлений и процессов реального мира является программным требованием к обучению математике. Доминирующим средством реализации этой программной цели является метод математического моделирования.
В процессе изучения данного курса имеется возможность рассмотреть много различных вопросов из истории развития математики, что вызывает интерес учащихся. Большинство задач предлагаемых на занятиях имеют практическую направленность. Многие задачи не просты в решении, но содержание курса позволяет ученику любого уровня активно включиться в учебно-познавательный процесс и максимально проявить себя. При решении задач следует учить учащихся наблюдать, пользоваться аналогией, индукцией, сравнениями, делать соответствующие выводы. Решение задач прививает навыки логического рассуждения, эвристического мышления, вырабатывает исследовательские навыки. Особое внимание обращается на решение задач с помощью уравнений. Система изучения способов решения поможет научиться решать задачи, позволит учащимся выявить и оценить свои способности к математике, определить наиболее интересующие их вопросы, что поможет им в дальнейшем при выборе профиля обучения.
Для моделирования привлекаются различные математические объекты: числовые формулы, числовые таблицы, буквенные формулы, функции, уравнения алгебраические или дифференциальные и их системы, неравенства, системы неравенств (а также неравенств и уравнений), ряды, геометрические фигуры, разнообразные графосхемы, диаграммы Венна, графы.
Математическое моделирование находит применение при решении многих сюжетных задач. Уже уравнение, составленное по условию задачи, является ее алгебраической моделью. Моделированию, особенно алгебраическому и аналитическому, следует уделить в школе должное внимание. Кроме того, при построении модели используется такие операции мышления, как анализ через синтез, сравнение, классификация, обобщение, которые являются операциями мышления, и способствует его развитию. Составление математической модели задачи, перевод задачи на язык математики исподволь готовит учащихся к моделированию реальных процессов и явлений в их будущей деятельности.
Цели курса:
· создание условий для самореализации учащихся в процессе учебной деятельности.
· развитие математических, интеллектуальных способностей учащих.
Задачи элективного курса по математике определены следующие:
· развитие у учащихся логических способностей;
· привитие интереса к изучению предмета;
· расширение и углубление знаний по предмету;
· выявление одаренных детей;
· формирование у учащихся таких необходимых для дальнейшей успешной учебы качеств, как упорство в достижении цели, трудолюбие, любознательность, аккуратность, внимательность, чувство ответственности, культура личности.
Предполагаемые результаты курса.
В результате изучения элективного курса у учащихся углубятся знания, связанные с содержанием программы школьного курса математики, сформируется положительное эмоциональное отношение к учебному предмету, расширится математический кругозор, что способствует развитию их интеллектуальных и творческих способностей и даёт возможность выявить одарённых и талантливых учащихся.
Учащиеся, посещающие занятия курса, в конце учебного года должны знать/уметь:
1) переводить предложенные задачи с естественного языка на язык математических терминов, то есть построение математической модели задачи (формализация);
2) решать задачи в рамках математической теории (решение внутри модели);
3)переводить полученные результаты (математического решения) на язык, на котором была сформулирована исходная задача (интерпретация полученного решения).
4) заменять исходные термины математическими эквивалентами;
5) оценивать полноту исходной информации;
6) выбирать точность числовых значений;
7) оценивать возможность получения числовых данных для решения задачи;
8) оценивать логическую правильность рассуждений.
Содержание и учебно-тематический план
№ |
Название темы |
Содержание темы |
Требования к уровню подготовки обучающихся |
Коли-чество часов |
1 |
Введение. Роль задач в математике и жизни |
|
|
1 |
2-6
|
Решение задач |
Задачи на движение. Задачи на зависимость между компонентами арифметических действий. Задачи на пропорцию. Задачи на проценты. Старинные задачи. Нестандартные задачи.
|
|
5 |
7-9 |
Решение уравнений |
Уравнения. Системы уравнений. Уравнения с модулем Уравнения с параметром. |
выработать умение решать уравнения различными методами: с помощью разложения на множители и введения вспомогательной переменной, с помощью дискриминанта, теоремы Виета, выделением квадрата двучлена и т.д. |
3 |
10-11 |
Решение неравенств и системы неравенств. |
Неравенства. Системы неравенств. Неравенства с модулем. Неравенства с параметром. |
знать различные способы решения систем уравнений с двумя переменными: способ подстановки, способ сложения; понимать, что уравнение - это математический аппарат решения разнообразных задач из математики, решений неравенств. |
2 |
12-13 |
Функции |
Функции |
Уметь правильно употреблять функциональную терминологию (значение функции, аргумент, график функции, область определение, область значений) |
2 |
14 |
Уравнения и неравенства с модулем |
Уравнения и неравенства с модулем |
|
1 |
15 |
Уравнения и неравенства с параметром |
Уравнения и неравенства с параметром |
|
1 |
16-17 |
Функции |
Функции. Область определения и множество значений. Построение графика функции. Построение графика по точкам. Сдвиг графика в системе координат. Построение графика методом введения вспомогательной системы координат. Построение графика методом сдвига осей. Сжатие и растяжение. |
выработать умение строить график квадратичной функции, умение находить по графику промежутки возрастания и убывания функции, а также промежутки, в которых функция сохраняет знак(перечисление свойств функции) |
2 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
№№ п/п |
Темы занятий |
Кол-во часов |
1. |
Введение. Роль задач в математике и жизни. |
1 |
2. |
Задачи на движение - движение из разных пунктов навстречу друг другу - движение из одного пункта в одном направлении - движение из одного пункта в различных направлениях - движение из разных пунктов в различных направлениях - движение из разных пунктов в одном направлении - движение по реке - решение всех типов задач на движение |
1 |
3 |
Задачи на зависимость между компонентами арифметических действий. - работа; - время; - производительность труда (работа, выполненная в единицу времени). |
1
|
4. |
Задачи на пропорцию - прямая пропорциональность - обратная пропорциональность - разные задачи |
1
|
5. |
Задачи на проценты - нахождение процента от числа. - нахождение целого по части и числа по части. - процентное отношение - задачи на смеси и сплавы - задачи на последовательное повышение и понижение цены - задачи на банковские проценты - задачи на сложные проценты - задачи на последовательное выпаривание и высушивание. |
1 |
6. |
Старинные задачи. Нестандартные задачи. |
1 |
7-9. |
Уравнения. Системы уравнений. |
3 |
10-11. |
Неравенства. Системы неравенств. |
2 |
12-13 |
Функции |
2 |
14 |
Уравнения и неравенства с модулем |
1 |
15-16 |
Уравнения и неравенства с параметром |
2 |
17. |
Итоговое занятие. |
|
|
ВСЕГО: |
17 |
Список литературы:
1. Зубарева И.И., Мордкович А.Г. Математика 5, 6 классы. Учебники. М.: Мнемозина, 2004.
2. Никольский С.М. и др. Арифметика 6 класс. Учебник. М.: Просвещение, 2003.
3. Семиряжко В.А., Лебедева Е.В. Теория и практика предпрофильной
подготовки. Элективные курсы по математике. Учебно-методическое пособие. Липецк, 2006 г.
4. Зайчева С. А. Решение составных задач на уроках математики/ С. А. Зайцева, И. И. Целищева. – М.: Чистые пруды, 2006. - 32 с.
5. Змаева Е. Решение задач на движение/ Е. Змаева// Математика. – 2000. - №14 – С. 40 – 41.
6. Иванова, Н. Рисуя, решать задачи/ Н. Иванова// Математика. – 2004. - №41. – С. 2 - 3.
7. Кузнецов, В. И. К вопросу о решении математических задач/ В. И. Кузнецов// Начальная школа. – 1999. - №5. – С. 27 – 33.
8. Левенберг Л. Ш. Рисунки, схемы и чертежи в начальном курсе математики. Из опыта работы/ Л. Ш. Левенберг под ред. М. И. Моро. – М.: Просвещение, 1978. – 126 с.
9. Лотарева, Л. Рисуем, чертим, решаем/ Л. Лотарева// Математика. – 2004. –
№ 41. – С. 2 – 5.
10. Математика: интеллектуальные марафоны, турниры, бои: 5- 11 классы:
книга для учителя/ А. Д. Блинков и др., общ. Ред. И. Л. Соловейчик. – М.: Первое сентября, 2003. – 256 с.
11. Скворцова, М. Математическое моделирование/ М. Скворцова//
Математика. – 2003. - № 14. – С. 1 – 4.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.