Программа факультативного курса "Хочу все знать" для 6 класса

  • doc
  • 26.02.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала программа фак в 6 классе.doc

Муниципальное общеобразовательное  учреждение Калининская школа

          Принята на заседании                                                                                                                                         Утверждена приказом директора

          Педагогического совета                                                                                                                                         Приказ № 119/1    от 27.08.2019

          Протокол №1 от 27.08.2019                                                     

         

 

 

                                                                            РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

факультативного курса по географии для 6 класса «Хочу всё  знать»

                                                                         

                                                                      основное общее образование

                                                                           на 2019-2020 учебный год

                                                                                                                                                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                          Разработана 

учителем географии

I квалификационной категории

 Юферовой И.П.

 

 

 

 

           

                                                

                                                         СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

 

                                                                                                                                                                              Стр.

 

1. Пояснительная записка  ……………………………………………………………..                                  3-4                                  

2. Планируемые результаты  освоения учебного предмета, курса      ………………                                  5-7

3. Содержание учебного предмета, курса…………………………………………………                             8-9    

4. Тематическое планирование с  указанием количества часов,

    отводимых на освоение каждой темы  ……………………………………………..                                   10-14

5. Лист внесения изменений ………………..………………………………………...                                     15                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                   Пояснительная записка

 

Тип программы: программа основного общего образования

 

Статус программы: рабочая программа факультативного курса по географии «Хочу всё  знать»

 

Назначение программы:

 

- для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества, получаемых услуг;

 

- для педагогических работников программа определяет приоритеты в содержании образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования;

 

- для администрации программа является основанием для определения качества реализации общего базового образования.

 

Категория обучающихся: 6 класс

 

Сроки освоения программы:1 год

 

Форма обучения: очная

 

Режим занятий:1 час в неделю

 

                                 

Рабочая программа по географии «Хочу всё знать» составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:

1. Закона Российской Федерации «Об образовании» (ст.7,9,32)

3. Учебного плана МОУ Калининская школа на 2019 – 2020 учебный год

 

География — это один из немногих школьных предметов, с помощью которых можно научить учеников думать, размышлять; воспитать патриотизм, любовь к окружающему миру, уважение к ближнему человеку и к другим народам. Основные цели и задачи обучения и воспитания реализуются в рамках учебного процесса. Но  количество часов отведенных на предмет  «география» в 6 классе, крайне мало. Какая-то часть информации (занимательной), остается нереализованной. Программа факультативного курса «
Хочу всё знать» поможет
  получить более глубокие и прочные знания по географии, способствует улучшению учебной мотивации и развитию познавательных интересов учащихся. Соединение практической и интеллектуальной деятельности способствует умственному развитию обучающихся, является средством укрепления здоровья и рационального использования свободного времени, воспитывает культуру интеллектуального труда, формирует потребность применять знания в повседневной жизни, а также  использовать  свои знания в конкурсах, интеллектуальных играх  различного уровня.

Рабочая программа по географии «Хочу все знать» составлена в соответствии  с требованием федерального государственного образовательного стандарта. Программа рассчитана на 35 часов в 6  классе по 1 часу в неделю. Программа курса «Хочу все знать» разработана для учеников 6 класса, реализующих ФГОС основного общего образования.

Цель программы:

Воспитание творческой личности, способной к успешной самореализации в современном мире, через целенаправленное приобщение к географической культуре

Основные задачи:

Обучающие: - Создание условий для освоения учащимися навыков самостоятельной творческой деятельности при выполнении заданий повышенного уровня сложности

Воспитательные: - воспитание любви к своему краю и бережного отношения к природе; - формирование общественной активности; - формирование культуры общения и поведения в коллективе.

Развивающие: - развитие познавательного интереса и расширение кругозора обучающихся; - развитие у кружковцев аналитического мышления, навыков работы с литературой и публичных выступлений; - развитие самостоятельности, ответственности, активности; - формирование потребности в самопознании.

 

Планируемые результаты  освоения учебного предмета, курса                                      

  Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных   способов     деятельности и ключевых надпредметных компетенций. В этом направлении приоритетами   для программы являются учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средства, владение навыками контроля и оценки своей деятельности. Сюда входят умения выдвигать гипотезы, ставить вопросы к наблюдаемым  явлениям; работать со справочной литературой; оформлять результаты своей деятельности (построение  таблиц, создание презентаций);

  • коммуникативные компетенции  - это владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника  и признавать право на иное мнение;  делать выводы по ходу обсуждения и подводить итоги обсуждения;
  • информационные компетенции формируют  умения  подбирать, обрабатывать, обобщать  информацию  из разных источников и делать выводы; осуществлять классификацию анализируемой информации; представлять  информацию в обобщенной форме в  виде таблиц  в письменных отчетах и  электронных  презентациях;
  • проблемные компетенции  формируют  умения определять проблемную ситуацию и способы её решения; анализировать, сравнивать, обобщать  и делать выводы  через наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование.
  • компетенции личностного самосовершенствования  направлены на соблюдение норм и правил поведения в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни.

          Целью данной программы является направленность на достижение образовательных результатов в соответствии с ФГОС, в частности:

Личностные результаты:

Формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических и этических принципов и норм поведения.

1.      формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развития навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;

2.      формирование толерантности как  нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира;

3.      формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно-полезной,учебно-исследовательской,творческой и других видах деятельности;

4.      формирование ценностного здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;

5.      формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственности, бережного отношения к окружающей среде;

6.      развитие эстетического восприятия через ознакомление с художественным наследием городов России и мира, творческой деятельности эстетической направленности.

Метапредметные результаты:

            1.овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности,

               поиска средств ее осуществления;

            2.умение организовывать свою деятельность ,определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и

               применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

            3.формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать ее,

               давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, строить логическое рассуждение,

              устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы,

              делать умозаключения, выполнять познавательные и практические задания, в том числе  проектные:

         4.  умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем

              и со сверстниками,

              определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;

         5. формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования технических

             средств и информационных технологий(компьютеров, программного обеспечения)как инструментальной основы

             развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий; формирование умений рационально использовать широко распространенные инструменты и технические средства информационных технологий;

         6. умение  извлекать информацию из различных источников  (включая средства  массовой информации,  ресурсы    Интернета); умение                    свободно пользоваться справочной литературой. в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики;

         7. умение работать в группе - эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации

            различных позиций  при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать

            партнера, формулировать и  аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию

            и координировать ее с позицией партнеров, в том числе в ситуации

            столкновения  интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций

            всех их участников, поиска и   оценки  альтернативных способов разрешения конфликтов;

Предметные результаты:

 1. формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком,

     о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения

     современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей

     среды и рационального природоиспользование;

2. формирование представлений и основополагающих  теоретических знаниях  о целостности и

    неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени,

3. овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как

     одного из «языков» международного общения;

4. овладение основными навыками нахождения, использования  и презентации  географической

    информации;

5. создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению

    географических знаний.

 

 

 Содержание факультативного курса

Введение (05ч.).Введение. Программа курса.

Тема 1 Источники географической информации. Карта – величайшее творение человечества (2,5 часа)

Выдающиеся географические открытия.

Глобус. Масштаб и его виды. Параллели. Меридианы.

Ориентирование и измерение расстояний по карте. Чтение карты. Практическое занятие. Работа по топографической карте. Решение географических задач при помощи карты и глобуса.

 Тема 2 Земля и земная кора (5 часов)

Внутреннее строение Земли, земная кора, осадочный слой, гранитная и базальтовая оболочки, мантия, ядро, температура и давление, плотность вещества внутри Земли, земной магнетизм. Вещественный состав земной коры. Понятия «минерал», «горная порода», «полезные ископаемые», «руда», их взаимосвязь. Движения земной коры. Основные формы рельефа. Практическое занятие. Знакомство с минералом, горной породой и рудой. Работа с коллекциями минералов и горных пород. Подготовка докладов о минералах по выбору кружковцев. Выступление с докладами.

 

Тема 3  Водный мир  (5 часов)

 

Водная оболочка Земли. Состав гидросферы, части гидросферы. Тайны океанов. Тихий океан, Атлантический океан,

Индийский океан. Реки и озера Земли. Болота, ледники, подземные воды. Практическое занятие по книге Михаила Ильина –

Воспоминания и необыкновенные путешествия Захара Загадкина

 

Тема 4  Воздушная оболочка Земли (5 часов)

 

Состав и строение атмосферы. Тепловая машина. Загадки атмосферы. Рекорды атмосферы. Практическое занятие. Занимательные опыты.

Тема 5 Путешествие по материкам и  странам. Рекорды планеты.(10 часов)

Африка - самый жаркий материк. Австралия -   самый сухой материк. Южная Америка-самый влажный материк. Антарктида-самый холодный материк. Материка северного полушария - Северная  Америка и Евразия. Страны – гиганты, страны- малютки. Практическое занятие. Составление  визитной карточки материка, страны.

 

Тема 6. Эрудит(4 часа)

Кроссворды, сканворды, шарады, ребусы, занимательные задачи и опыты по географии.

 

 Заключение  (3 часа)

       

 Тематическое планирование

 

 

 

 п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Контроль

Использование ИКТ-ресурсов

Дата

план

факт

 

 

                                                                                                            Тема Введение

1

Введение. Программа кружка.

 

0,5

Беседа

http://www.pppa.ru/

 

 

 

                                                   Тема 1 . Источники географической информации.  Карта – величайшее творение человечества.(2,5 часа

2.

Выдающиеся географические открытия

0,5

Индивидуальный опрос

http://geografya.ru/

 

 

 

3.

Глобус. Масштаб и его виды. Параллели. Меридианы.

 

1

Фронтальный опрос

http://geografya.ru/

 

 

 

4

 Ориентирование и измерение расстояний по карте. Чтение карты.

 

 

 

1

Практическое занятие. Работа по топографической карте Решение географических задач при помощи карты и глобуса

http://geografya.ru/

 

 

 

                                                         Тема 2.    Земля и земная кора (5 часов)

5

Внутреннее строение Земли

1

Индивидуальный опрос

http://www.mineral.nsu.ru/

 

 

 

6

 

Горная порода, минерал, полезные ископаемые

1

Фронтальный опрос

http://www.mineral.nsu.ru/

 

 

 

7

Практическое занятие. Работа с коллекциями минералов и горных пород.

1

Отчет о практическом занятии

http://www.mineral.nsu.ru

 

 

 

 8

Движения земной коры

1

.

Фронтальный опрос

http://www.mining-enc.ru/

 

 

 

9

Основные формы рельефа

1

 Фронтальный опрос

http://www.mining-enc.ru/

 

 

 

                                                                                                               

                                     Тема 3.    Водный мир  (5 часов)

10

Состав гидросферы, части гидросферы

1

Индивидуальный опрос

http://geoman.ru/

 

 

 

11

 Тайны океанов

1

 

Фронтальный опрос

http://geoman.ru/

 

 

 

12

 . Реки и озера Земли

1

Фронтальный опрос

http://geoman.ru/

 

 

 

13

Болота, ледники, подземные воды

1

Фронтальный опрос

http://geoman.ru/

 

 

 

14

Практическое занятие Нанесение на к/к водных объектов

1

Отчет о практическом занятии

 

 

 

 

 

                                       

                                     Тема 4 .        Воздушная оболочка Земли (5 часов

15

Состав и строение атмосферы.

1

Индивидуальный опрос

/http://students.russianplanet.ru/geography/atmosphere/06.htm

 

 

16

Тепловая машина.

1

Фронтальный опрос

http://astromet.narod.ru/clouds/atlas.htm

 

 

17

Загадки атмосферы.

1

Фронтальный опрос

http://students.russianplanet.ru/geography/atmosphere/06.htm

 

 

 

18

Рекорды атмосферы.

1

Фронтальный опрос

ttp://main.amu.edu.pl/~zbzw/glob/glob48.htm

 

 

 

 

19

Практическое занятие. Занимательные опыты.

1

Отчет о практическом занятии

http:/www.mining-enc.ru/

 

 

 

 

                                                        Тема 5   Путешествие по материкам и  странам. Рекорды планеты.(10 часов)

20

Африка - самый жаркий материк

1

Индивидуальный опрос

http://africaners.com/pro-sajt/

 

 

 

21

Австралия -самый сухой материк

1

Фронтальный опрос

http://smartwebsite.ru/news/interesnoe_pro_avstraliju/

 

 

 

 

22

Южная Америка-самый влажный материк

 

1

Фронтальный опрос

http://vsefacty.com/fact/interesnye-fakty-o-yuzhnoy-amerike-video

 

 

 

23

Антарктида –самый холодный материк

1

Фронтальный опрос

http://www.antarktis.ru/

 

 

 

24

Материки северного полушария

2

Фронтальный опрос

http://www.nachalnikov.net/archives/

http://geografya.ru/evraziya.html

 

 

25

Страны-гиганты

1

Фронтальный опрос

http://geography.su/

 

 

26

Страны-карлики

1

Фронтальный опрос

http://geography.su/

 

 

27-28

Практическое занятие. Составление  визитной карточки материка, страны.

 

2

Отчет о практическом занятии

 

 

 

                                                                                                                Тема 6.    Эрудит(4 часа)

29

Кроссворды, сканворды

1

Индивидуальный опрос

http://vse-razgadaem.ru/krossvord-po-geografii/

 

 

 

30

Шарады, ребусы

1

Индивидуальный опрос

http://www.igraza.ru/page-geo.html

 

 

 

31-32

Занимательные задачи и опыты по географии.

2

Индивидуальный опрос

http://zanimatika.narod.ru/

 

 

 

                                                                                              Заключение  (3 часа)

33

Экскурсии.

1

 

 

 

 

34-35

Экскурсии.

2

 

 

 

 

 

 

           

 

 

 

Лист внесения изменений

 

Тема

Причина отмены

Дата проведения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru