Программа факультативного курса по русскому языку «Формирование навыков функциональной грамотности учащихся»
Оценка 4.9

Программа факультативного курса по русскому языку «Формирование навыков функциональной грамотности учащихся»

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
русский язык
Взрослым
04.03.2022
Программа факультативного курса по русскому языку «Формирование навыков функциональной грамотности учащихся»
Программа факультативного курса «Формирование навыков функциональной грамотности учащихся» призвана помочь учащимся при выполнении заданий по грамотности чтения. Данный курс содержит сведения о функциональных стилях речи и их особенностях, знакомит с текстами разных жанров , различными подходами к анализу текста, имеет практическую направленность.
факультатив Русский язык 7 класс.docx

Коммунальное государственное учреждение «Опытнопольская средняя школа» отдела образования по Глубоковскому району  управления образования Восточно-Казахстанской области

 

 

 

 

Программа факультативного курса

по русскому языку

«Формирование навыков функциональной грамотности учащихся»

 

7 класс

 

Базовый уровень

 

2021-2022 учебный год

Составители :  Ботищева С.А., учитель русского   языка и   литературы, педагог – исследователь Коммунальное государственное учреждение «Опытнопольская средняя школа»

 Мурашкина Е.В., учитель русского языка и  литературы, педагог – исследователь Коммунальное государственное учреждение «Опытнопольская средняя школа»                                                         

 

 

 

 

 

 

 

ВКО

Глубоковский район

Опытное поле

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка…………………………………………………3

2.Содержание программы………………………………………………....10

3.Календарно-тематическое планирование факультативного курса «Формирование навыков функциональной грамотности учащихся»…..11

4.Приложение №1 Основные умения и навыки обучающихся при работе с текстом на этапе чтения и понимания…………….………………………15

5. Приложение №2 Дидактический материал…………….………………20

6. Приложение №3 Факультативное занятие №20………………………..30

8.Литература…………………………………………………………...…….39

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа факультативного курса «Формирование навыков функциональной грамотности учащихся» призвана помочь учащимся при выполнении заданий по грамотности чтения. Данный курс содержит сведения о функциональных стилях речи и их особенностях, знакомит с текстами разных жанров , различными подходами к анализу текста, имеет практическую направленность.

Программа продолжительностью курса в 34 часа предназначена для учащихся 7-х классов общеобразовательной школы.

Пояснительная записка

           Рабочая программа факультативного курса разработана согласно методическим рекомендациям НАО им. И.Алтынсарина «Об особенностях организации образовательного процесса в общеобразовательных школах Республики Казахстан в 2021-2022 учебном году. Инструктивно-методическое письмо», на основе «Типовых учебных программ по общеобразовательным предметам, курсам по выбору и факультативам, утвержденных приказом Министра образования и науки РК от 3 апреля 2013 года № 115; Приказа Министра образования и науки Республики Казахстан от 3 апреля 2013 года №115 «Об утверждении типовых учебных программ по общеобразовательным предметам, курсам по выбору и факультативам для общеобразовательных организаций»; Приказа Министра образования и науки Республики Казахстан от 15 июля 2014 года № 281 « О внесении изменения в приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 3 апреля 2013 года №115 «Об утверждении типовых учебных программ по общеобразовательным предметам, курсам по выбору и факультативам для общеобразовательных организаций»; Государственного общеобязательного стандарта среднего (начального, основного среднего, общего среднего) образования (далее – ГОСО РК-2012), утвержденного постановлением Правительства РК от 23 августа 2012 года №1080.

Функциональная грамотность - это умение пользоваться различными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным, переходить от одной системы приемов чтения и понимания текста к другой, адекватной данной цели чтения и понимания и данному виду текстов (гибкость чтения).

 

В настоящее время целью образования стало формирование ключевых компетентностей, что отмечено в государственных образовательных стандартах. Стратегия новых образовательных стандартов нацелена «на формирование средств и способов самостоятельного продвижения ученика в учебном предмете. Ученики могут хорошо владеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей применения этих знаний для решения конкретных жизненных задач и ситуаций».

 

Результаты  исследования  PISA показывают, что Казахстан больше всего отстает от среднего показателя по ОЭСР по грамотности чтения.  Ученики в Казахстане имеют самые низкие баллы по прочтению «несплошных текстов» (тексты, содержащие таблицы, графики, диаграммы) и по компетенции «размышление и оценка».

Наиболее эффективной формой в данном направлении  считаем работу с текстом на уроках русского языка как одно из условий развития творческого потенциала учащихся, пополнения их словарного запаса, улучшения качества речи. Текст – это основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды. Именно текст - основной компонент структуры учебника по русскому языку, именно через текст реализуются все цели обучения в их комплексе: коммуникативная, образовательная, развивающая, воспитательная.

 

Таким образом, в условиях решения стратегически важной для страны задачи  проект поддерживает развитие главных функциональных качеств личности, как инициативность, способность творчески мыслить, принятие нестандартных решений, умение составлять свой проект жизни, выбирать траекторию жизненного пути, готовность обучаться в течение всей жизни.

 

         Курс непосредственно связан с программой по русскому языку для 5-11 классов. Он расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные учащимися, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях. На занятиях курса предполагается уделять большое внимание развитию речи  учащихся, развитию навыков и умений самостоятельного анализа предложенного текста. Эта работа предусматривает в том числе и систематическую индивидуальную домашнюю работу учащихся с последующей проверкой учителя и организацией работы над ошибками.

 

         Благодаря данному   курсу  ученики смогут усвоить основы текстоведения, выработать систему работы над анализом художественного произведения, что  позволит учителю постепенно начать подготовку к  государственным экзаменам  выпускников в новой форме.

 

Объектом изучения  данного  курса является не только текст как таковой, но и основа теории, предполагающие актуализацию вопросов, связанных с проблемой анализа и интерпретации текста. Это позволяет активизировать исследовательскую деятельность учащихся, привлечь их внимание к вопросам текстоведческой науки. Изучение   курса может способствовать развитию у школьника общеучебных и специальных умений и навыков: умения анализировать и интерпретировать текст, строить речевое высказывание в письменной и устной форме, вести дискуссию, информационно перерабатывать текст и т.д. Кроме того, предлагаемая программа содействует формированию нравственных ориентиров, способствует развитию эмоциональной, интеллектуальной сфер личности.

 

Практическая направленность курса заключается в том, что именно на текстоведческом уровне у учащихся  реализуется важнейшая функция языка – коммуникативная.

 

Актуальность  данной программы объясняется  неумением обучающихся  вдумчиво читать, недостаточность читательской грамотности «практически не принимается во внимание при организации работы на уроках» и определена потребностью общества в повышении функциональной грамотности подрастающего поколения для его конкурентоспособности и активной социально-производственной деятельности в современном мире.

           Неотъемлемой частью программы являются занятия, направленные на формирование устойчивых коммуникативных умений учащихся по развитию связной речи. Немаловажным также является ориентация на создание собственных произведений различного характера, в том числе сжатых изложений и эссе-рассуждений. Поэтому данный курс позволит учителю постепенно начать подготовку к итоговой аттестации выпускников в новой форме.  

        Цель курса:

1) вооружение учащихся эффективными стратегиями и приемами чтения,

осмысления, интерпретации и оценки текстов;

2) развитие интеллектуальных способностей детей, их познавательной

активности;

3) проверка готовности и способности учащихся 11-х классов работать с

большим объемом сложной текстовой информации во время итоговой аттестации.

Задачи курса:

1) познакомить школьников с моделью поведения (ориентировочной

основой действий) при встрече с новой информацией;

2) показать и освоить различные стратегии и приемы активного чтения;

3) продемонстрировать продуктивные способы (образцы) мыслительной

деятельности при восприятии, осмыслении, оценке и интерпретации информации;

4) создать условия для формирования следующих информационно-

познавательных умений:

- осуществлять анализ и отбор информации в соответствии со своими

потребностями и целями, ориентироваться в ней;

- предвосхищать содержание текста;

- структурировать, организовывать информацию;

- осмысливать информацию с учетом взаимосвязи ее частей;

- сортировать факты с точки зрения их важности, актуальности;

- выделять главное, отсеивать второстепенное;

- рассматривать новые идеи в контексте старого опыта;

- критически оценивать информацию;

- делать выводы, обобщения;

- организовывать накапливаемую информацию таким образом, чтобы по

окончании чтения ею можно было воспользоваться;

- фиксировать и схематизировать информацию;

- осуществлять рефлексию своей познавательной деятельности.

Формы и методы изучения материала:

 тренировочные упражнения, творческие задания, практикумы;

 эвристические беседы, тренинги;

 проведение исследований, экспериментов;

 работа со словарями, энциклопедиями, Интернет-ресурсами;

 анализ ситуаций и игровое моделирование;

 деловые и ролевые игры;

 конференции, круглые столы;

 подготовка и защита проектов, рефератов.

Значимость курса заключается в том, что он позволяет значительно

сократить разрыв между требованиями, которые предъявляет своему абитуриенту ВУЗ и требованиями, которые предъявляет к своему выпускнику школа.

Новизна программы позволяет учащимся осуществить пробы (социальные,

профессиональные), оценить свои потребности и возможности. Новизна программы заключается в стройности и логичности построения учебного материала, способного формировать навыки решения задач с модулем и параметром, в акцентировании внимания на эвристических приемах решения задач. Программа включает новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовых программах, вызывающие познавательный интерес учащихся и представляющие ценность для определения ими дальнейшего профессионального обучения.

В соответствии с учебным планом, а также годовым календарным учебным графиком рабочая программа рассчитана на 1 учебный час в неделю -34 часа в год.

Организация проведения занятий

В качестве стержня организации учебного процесса выступает чтение как процесс воссоздания и созидания смысла, как вид речевой деятельности, как технология развивающего обучения и воспитания, как ведущий компонент (звено) учебной и функциональной грамотности современного человека.

Предметом обучения становится текстовая деятельность, единицей обучения

– текст.

Занятия в рамках курса проводятся с использованием инновационной

технологии проектно-исследовательской деятельности, технологии «Развитие

критического мышления через чтение и письмо».

Формы проведения занятий

Основной формой обучения являются практические интерактивные занятия,

на которых осуществляются чтение, анализ и осмысление текста с показом

преподавателем соответствующих стратегий и приемов работы с информацией. Все виды занятий предполагают активную, творческую работу учащихся. Заканчиваются они анализом и рефлексией деятельности.

Формы контроля

Образовательные результаты учащихся выявляются в рамках следующих форм контроля:

- текущего (выполнение практических заданий);

- итогового, в форме мини-презентации проекта «Кодекс хорошего чтеца».

Качество усвоения материала выявляется с точки зрения полноты знаний, умения применять их в разных ситуациях, выбора рациональных средств для выполнения заданий, степени развития основных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение), коммуникативных умений. Учитель фиксирует проблемные области в работе, удачные методы и приемы, анализирует, какое содержание обучения целесообразно расширить, а какое исключить из программы факультатива.

Учащийся может установить, каковы реальные результаты его деятельности, что усвоено прочно, а что нуждается в углублении и повторении.

По усмотрению педагога, ведущего факультативный курс, может

использоваться текущий, тематический контроль, рейтинговая система оценки.

Учащийся сам выбирает форму итогового контроля из предложенных учителем вариантов:

 презентация проекта,

 творческая работа,

 исследовательская работа,

 зачётная работа,

 мини-словарь,

 Интернет-страничка,

 аудиоверсия текста

Учащиеся должны знать:

-определение текста, его признаки и компоненты;

-типы и стили речи, их структуру и композицию;

-синтаксические и художественные средства выразительности, используемые в тексте;

- способы и приёмы компрессии текста.

Учащиеся должны уметь:

-проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных

стилей речи;

-перерабатывать исходные тексты, применяя различные способы и приёмы их

сжатия;

- создавать устные и письменные тексты – сжатые изложения;

- рецензировать и редактировать тексты по критериям ЕНТ.

Ожидаемые результаты:

-понимание текста как одной из основных единиц языка и речи.

-практические умения и навыки по самостоятельному анализу текстов разной

стилистической направленности.

-приобретение опыта рецензирования и редактирования текстов.

-углубление лингвистических знаний, расширение кругозора в области

филологической науки.

Образовательным результатом курса будет:

- знание модели поведения, ориентировочной основы действий при

встрече с новой информацией;

- набор эффективных стратегий и приемов активного творческого

чтения и понимания текста;

- совокупность учебно-информационных умений, связанных с

работой над текстом;

- навыки информационно-компетентностной деятельности при

работе над ученическими проектами и исследованиями.

Курс будет способствовать развитию познавательного интереса,

интеллектуальных и творческих способностей учащихся; научит анализу и оценке новой информации, поиску дополнительной информации по новой теме; поможет учащимся овладеть эффективными приемами слушания и чтения, сознательно относиться к тексту, понимать его возможности, повышать свою речевую культуру; сформирует умения оптимально использовать возможности внимания, памяти и мышления в процессе слушания и чтения; усовершенствует умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, устанавливать ошибки и находить пути их устранения.

 

Общие показатели учебных достижений учащихся:

- начитанность (разносторонность, систематичность, направленность чтения;

факторы, влияющие на выбор книг; читательские интересы);

- глубина освоения содержания произведения (личностный характер

восприятия, широта охвата различных сторон содержания и формы произведения, обоснованность и самостоятельность оценок);

- уровень овладения фоновыми знаниями (умение применять важнейшие из

них при анализе и оценке текстов);

- устойчивость речевых умений и навыков, формируемых в процессе изучения

курса (овладение необходимыми видами речевых высказываний).

Данный курс способствует формированию следующих компетентностей:

читательской, интеллектуально-познавательной, коммуникативной.

 

Программа курса базируется на следующих принципах и подходах:

1) принцип гуманизации;

2) личностно-ориентированный подход, предполагающий признание

уникальности каждой личности, осуществление такого педагогического

руководства деятельностью учащихся, которое позволяет проявить им

личностные функции (искать во всем смысл, творить, выражать свое мнение,

строить образ своего «Я» и др.);

3) деятельностный принцип, заключающийся в обучении не готовым

знаниям, а процедурам учебной деятельности, способам мышления, приемам

анализа, осмысления, оценки и интерпретации информации, разнообразным

стратегиям чтения;

4) коммуникативный принцип, предусматривающий диалоговый,

интерактивный режим занятий, совместный поиск решения проблемы;

5) субъектно-субъектные отношения учителя с учащимися;

6) акцент на поисково-исследовательские формы работы с информацией,

обеспечивающие формирование опыта самостоятельной познавательной

деятельности и принятия решений;

7) принцип проектирования собственного знания, которое рождается в

процессе обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание факультативного курса

«Формирование навыков функциональной грамотности учащихся»

 

1. Язык и речь (5 ч.)

Язык и речь, или почему человек умеет говорить? Русский язык среди других языков мира. Изобразительные возможности языка. Речь устная и письменная. Монолог. Диалог.

2. Единицы языка (3 ч.)

Слово как универсальная единица языка. Прямое и переносное значение слов. Виды переносных значений. Предложение как единица языка. Слова-предложения и их роль в тексте.

3. Текст и его основные понятия (7 ч.)

Текст. Тема текста. Микротема и абзац.  Темы широкие и узкие. Основная мысль. Контекст. Подтекст. Проблема. Средства связи предложений в тексте. Типы связи. Цепная и параллельная связь. Интонация и логическое ударение. Смысловая связь.

4. Стили речи (15 ч.)

Разговорный, Официально-деловой, публицистический, научный, художественный стили и их особенности. 
Публицистический стиль. Его структура. Анализ текста публицистического стиля. Проблема и аргументы в текстах публицистического характера. Эссе-рецензия по тексту публицистического стиля. 
Художественный стиль речи и его структура. Основная мысль в художественном тексте. Сжатие текста художественного стиля. Составление текста по образцу. Эссе по художественному тексту. Рецензия на написанное произведение.
Изобразительно-выразительные средства языка в тексте: фонетические, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические.
Научный стиль речи и его структура. Термины в научном стиле речи. Составление высказывания на лингвистическую тему. Типы речи.
Повествование, описание, рассуждение. Тексты смешанного типа. Эссе-повествование. Эссе-описание. Эссе-рассуждение.

5. Система работы над текстом (4 ч.)

Виды анализа прозаического текста. Лингвистический анализ.
Анализ поэтического текста. Сравнительно-сопоставительный анализ. Лексико-семантический анализ. Анализ произведения в контексте. Система работы над анализом текста. Конспектирование. Тезисы. Аннотирование. Редактирование

 

 

Календарно-тематическое планирование факультативного курса

«Формирование навыков функциональной грамотности учащихся»

 

 

№ п/п

Тема занятий

Основное содержание

Знания, умения и навыки

Язык и речь (5ч.)

1.

Язык и речь, или Почему человек умеет говорить??

Понятие языка и речи. Возникновение речи. Способность человека говорить. Произношение. Звуки и буквы в потоке речи.

Знать, что такое речь.

2.

Русский язык в мире и его место среди других языков.

Место русского языка среди других языков мира. История и происхождение.

Знать о месте русского языка среди других языков мира, уметь давать характеристику русскому языку (семья, группа, происхождение).

3.

Выразительные возможности русского языка.

Писатели и поэты о выразительности, красоте и богатстве русского языка.

Знать, что русский язык – язык русского народа, уметь  приводить примеры из художественной литературы о значении, красоте и богатстве русского языка как языка родной страны и культуры.

4.

Речь устная и письменная.

Возникновение письменной речи. Виды общения и виды письма. Эпистолярный жанр в русской литературе и современном обществе.

Знать отличие устного общения от письменного.

5.

Монолог. Диалог.

Монолог. Диалог. Структура. Роль в тексте.

Знать правила построения диалога и монолога в устной и письменной речи, уметь составлять диалог, монолог,

 

Язык и его единицы (3ч.)

6.-7.

Слово как универсальная единица языка. Слово в контексте.

Слово. Прямое и переносное значение слова. Слово в контексте. Контекстуальные синонимы, антонимы.

Знать о метафоре и метонимии как виде переноса, контекстуальных синонимах антонимах, уметь находить и употреблять их в тексте.

8.

Предложение как единица языка.

Слова-предложения и их роль в тексте. Однородные члены как средство выразительности. Нарушение границ предложения.

Знать о предложении как основной единице языка.

                                               Текст и его основные понятия (7 ч.)

 

9.

Текст.

Текст. Признаки теста. Построение текста. Тема текста. Темы широкие и узкие. План текста. Виды плана.

Уметь различать широкие и узкие темы. Составлять различные планы к любому из предложенных текстов.

10.

Микротема и абзац.

Микротема. Абзац. Смысловое членение текста. Логическое и смысловое ударение. Интонация.

Знать о смысловом членении текста. Уметь правильно читать текст, определять микротему абзаца.

11.

Контекст. Скрытая информация.

Контекст. Скрытая информация.

Знать основные понятия.

12.

Средства связи предложений в тексте.

Местоимения. Лексические повторы. Синонимы. Смысловые средства связи. Служебные части речи как средства связи предложений в тексте.

Знать средства связи предложений в тексте и уметь находить и определять их.

13.

Типы связи

Типы связи. Цепная и параллельная связь. Признаки цепной и параллельной связи.

Знать типы связи. Уметь определять их в тексте, составлять текст с использованием каждого из типов.

14.

Основная мысль текста.

Взаимосвязь темы и основной мысли текста. Ключевые слова. Авторская позиция в тексте.

Уметь определять основную мысль текста. Выявлять авторскую позицию.

15.

Текст как целостное композиционное единство.

Работа над анализом текста (отрывок из произведения А.И. Куприна «Белый Пудель»).

Умение анализировать текст, аргументировать свою точку зрения.

Стили речи (15ч.)

16.

Стили речи.

Разговорный, Официально-деловой, публицистический, научный, художественный стили и их особенности.

 

Знать стили речи и их основные признаки. Уметь определять стиль речи и доказывать свою точку зрения.

17.

Публицистический стиль.

Публицистический стиль. Его структура. Анализ текста публицистического стиля.

 

Уметь анализировать текст публицистического стиля.

18.

Публицистический стиль.

Проблема и аргументы в текстах публицистического характера.

Уметь определять проблему в текстах публицистического стиля, находить аргументы.

19.

Публицистический стиль.

Сочинение-рецензия по тексту публицистического стиля.

Знать правила написания рецензии, уметь составлять сочинение-рецензию.

20.

Художественный стиль речи и его структура

Художественный стиль.  Характеристика художественного стиля. Основная мысль в художественном тексте.

 

Знать об особенностях построения текста художественного стиля, основные признаки стиля.

21-22.

Сжатие текста художественного стиля.

 

 Приемы сжатия. Составление текста по образцу.

Знать приемы сжатия текста. Уметь сжимать текст в соответствии с правилами.

23-24.

Эссе по художественному тексту.

 Структура эссе-рассуждения. Рецензия на написанное произведение.

 

 

 

Умение составлять собственное развернутое рассуждение на одну из заданных тем.

25-27.

Изобразительно-выразительные средства языка и их роль в художественном тексте.

Изобразительно-выразительные средства языка в тексте: фонетические, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические.

Знать изобразительно-выразительные средства языка, уметь находить их в художественном тексте.

28-29.

Научный стиль речи.

Научный стиль речи и его структура. Термины в научном стиле речи. Составление высказывания на лингвистическую тему.

 

Уметь составлять высказывание на лингвистическую тему.

30.

Типы речи.

Повествование, описание, рассуждение. Тексты смешанного типа. Эссе-повествование. Эссе-описание. Эссе-рассуждение

Знать о типах речи повествовании, описании, рассуждении. Уметь использовать в устной и письменной речи описание, повествование, рассуждение.

                                                   Система работы над  текстом (4ч.)

31.

Основные виды работы с текстом.

Составление тезисов и конспектов текста. Редактирование текста.

Уметь выполнять основные виды работы с текстом.

32.

Виды анализа текста.

Лексико-семантический, лингвистический, сопоставительный анализ текста. Схема анализа.

Знать схему анализа текста. Пути анализа произведения.  

33.

Комплексный анализ поэтического текста.

Анализ стихотворения А.А.. Фета (по выбору)

Уметь анализировать текст.

34.

Комплексный анализ прозаического текста

Анализ рассказа А.Платонова (по выбору).

Уметь анализировать текст.

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 1

 

Основные умения и навыки обучающихся при работе с текстом на этапе чтения и понимания:

Ученик научится:

-ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:

-определять главную тему, общую цель или назначение текста;

-выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;

-формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;

-предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;

-объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;

-сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.;

-находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять

его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);

-решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:

-определять назначение разных видов текстов;

-ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;

-различать темы и подтемы специального текста;

-выделять не только главную, но и избыточную информацию;

-прогнозировать последовательность изложения идей текста;

-сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;

-выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;

-формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции;

-понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.

 Ученик получит возможность научиться:

-анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления.

на этапе преобразования и интерпретации информации:

ученик научится:

-структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

-преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

-интерпретировать текст:

-сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера; -обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;

-делать выводы из сформулированных посылок;

-выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.

-выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).

на этапе оценки информации:

ученик научится:

-откликаться на содержание текста:

- связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;

-оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;

-находить доводы в защиту своей точки зрения;

 -откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения;

 --на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению

достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

-в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;

-использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для

обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).

Также на наших уроках ученики получат возможность научиться:

- критически относиться к рекламной информации;

-находить способы проверки противоречивой информации;

-определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 2

 

Дидактический материал к урокам

Текст1.

Кнут

– Дедушка, смотри, какой я кнут нашёл! – Дед поднял очки на лоб. – Ишь ты –ремённый! И, никак, в шесть концов сплетённый.

Я взмахнул кнутовищем и звучно щёлкнул.

– Ловко... И где же ты его нашёл?

– А на дороге.

– И ты не знаешь, чей это кнут?

Я как можно натуральнее пожал плечами. Хотя я, конечно, знал, чей это кнут. Деда Егора! Он как раз вчера ездил на станцию и, видимо, обронил его, под хмельком возвращаясь вечером. Дед вздохнул:

– День только начался, а ты уже дважды согрешил: кнут чужой взял и мне соврал.

И снова принялся отбивать косу. Закончив, позвал меня:

– Эй, Вовк, я вот всё думаю, где же ты будешь кнутом этим щёлкать. На улице нельзя. Вдруг Егор увидит иль ребята. И скажут ему. В саду разве что? Но там не  размахнёшься – простора нет. Вот и получается – спрятать его надо.

Вечером, за самоваром, дед опять заговорил о кнуте.

– Ну, ты надумал, где прятать-то его будешь? Под подушкой оно вроде надёжней  всего...

Я покраснел. Я как раз раздумывал именно над этим – где спрятать кнут. А дед продолжал, неторопливо прихлёбывая из блюдца:

– Взять чужую вещь – дело нехитрое. А вот спрятать её, так чтобы хозяин не

увидел, – тут надобно крепко покумекать. Но ты же у нас головастый. Мать говорит – на одни пятёрки учишься... Красный и потный – не от чая горячего, а от дедовских насмешливых глаз – я медленно слез с лавки, в сенцах взял кнут и вышел за огороды.  Щёлкнул там напоследок, причём без всякого удовольствия, побрёл заогородной  тропкой к дому деда Егора. А потом вдруг побежал: так мне захотелось поскорее избавиться от этого злополучного кнута. (261 слово)

(В. Волков)

1. Определи героев произведения.

а) Дед, внук, дед Егор;

б) внук, дед;

в) внук, дед, Вовка.

2. Где происходят события, описанные в тексте? Свой ответ обоснуй: выпиши

слова из текста, подтверждающие твой выбор.

а) В городе;

б) в селе.

3. В какое время суток происходят события, описанные в тексте?

а) Утром;

б) утром, днем, вечером;

в) утром, вечером.

4. Какой находкой внук хвастается перед дедом?

5. Где Вовка нашел кнут?

6. В чем была радость обладания кнутом?

а) Звучно щелкать;

б) хвастать перед ребятами;

в) хранить под подушкой.

7. Какие грехи, по словам деда, совершил внук?

8. Какое значение в слово согрешить вкладываешь ты?

а) Нарушить религиозно-нравственные предписания;

б) совершить поступок, достойный осуждения, порицания.

9. Почему, по мнению деда, нельзя щелкать кнутом на улице?

10. Какой совет дал дед внуку?

11. Какое значение вкладывает дед в слова:

а) покумекать;

б) головастый/

12. Почему Вовке захотелось избавиться от злополучного кнута?

13. Восстанови с помощью цифр верную последовательность пунктов плана.

а) Совет деда.

б) Облегчение от принятого решения.

в) Хвастовство находкой.

г) Нежелание отдать кнут хозяину.

14. Придумай 1–2 вопроса к тексту.

15. Какой нравственный урок получил внук?

Тишина

А за дубами – Диканька с её великолепным дворцом, окружённым парком, сливающимся с дубовыми лесами.

Я целый день провёл в этом лесу, октябрьский солнечный день.

Тишина поразительная. Если только смотреть на солнце – переливается в воздухе прозрачная, блестящая паутина между тонкой порослью, да если прислушаться – зашелестит на миг упавший с дерева дубовый лист. Ни звука, ни движения.

Только лапчатый кленовый лист, прозрачно-жёлтый на солнце, стоит боком к стеблю и правильным движением качается в стороны, как маятник: то вправо, то влево.

Да ещё тишина нарушилась двумя красавицами – дикими козами, которые быстро пронеслись мимо меня и скрылись в лесной балке... И конца-краю нет этому лесу.

 

1. Основные языковые особенности текста, доказывающие принадлежность его к художественному стилю

A) изобразительность, употребление слов книжной лексики, использование средств художественной выразительности

B) логичность, точность, обобщенность, употребление слов в прямом значении, нейтральной лексики

C) образность, оценочность, доступность, употребление общественно-политической лексики, оборотов, пословиц и поговорок, использование остроумных сравнений

D) точность формулировок, стандартизованность, стереотипность построения текста

E) неподготовленность, спонтанность речи, преобладание нейтральной лексики

 2. Причина нарушения тишины в лесу во время прогулки

A) пробежали козы

B) кричала сойка

C) пели птицы в лесу

D) паук плетёт паутину

E) пробегали лисы

 

Отель

Мы останавливались в этом отеле на целую неделю в январе 2015 г. в стандартном двухместном номере с двумя кроватями. Очень уютный и спокойный небольшой отель, соответствующий заявленному уровню цен. Был предоставлен трансфер из аэропорта и водитель для поездок по городу при необходимости. Дама на ресепшене (блондинка бальзаковского возраста). Недоброжелательная. Всё мнение о гостинице портит. Завтрак до 10.00, никто не предупреждал. Пришел в 10.10 – отказали в завтраке, хотя в ресторане был всего лишь один клиент. Продали завтрак за 1500 тг. без чека на простой бумажке. Ужин: 30 минут искал официанта, пришлось зайти на кухню и вытащить его оттуда. Официант не знает, что есть в меню, несколько раз переделывали заказ, т.к. блюд, которых хотелось, не было. Понравилась чистота комнат, обслуживание номера. Обеспечена ежедневная уборка номера, смена постельного белья один раз в три дня, полотенца ежедневно. Удобные кровати, чистый и просторный номер.

 

 1. Цель текста

A) рассказать о даме на ресепшене

B) рассказать о работе персонала

C) рассказать о номере

D) дать отзыв об отеле

E) дать оценку работе официанта

 2. Ресепшен, согласно тексту

A) вход в главное здание с указателями

B) зона приема и регистрции посетителей

C) ежедневная уборка

D) приемная

E) место для проведения заседаний иностранных компаний

 3. Гость был разочарован

A) недоброжелательной дамой на ресепшене

B) двухместным номером с двумя кроватями

C) ежедневно меняющимся ассортиментом блюд

D) сменой постельного белья один раз в три дня

E) «шведским столом», одноместным номером

 4. Гостю в отеле понравилось

A) дама на ресепшене  и расположение отеля

B) ежедневная уборка и обслуживание официанта

C) удобные кровати и чистота комнат

D) смена постельного белья один раз в три дня и ужин

E) двухместный номер с двумя кроватями и  завтрак

 

 

Первая женщина-журналист

У казахов есть одно замечательное качество. Какими бы жестокими ни были споры, даже если речь шла о пролившейся крови, они слушались слова старших, иногда отменяя смертные приговоры. «Голову можно отрезать, но язык отрезать нельзя», – говорят в таких случаях, и, обращаясь к врагам, просят слова… Когда хан Абылай попал в плен к калмыкам, такое слово, глядя  прямо в лицо контайши Голдану, попросил бий Казыбек. И выручил из плена нашего хана.

В наше время есть люди, которые особенно ценят слово, знают ему цену – это журналисты. Про  казахских журналистов нельзя сказать, что они забыли о священных качествах слова. Острое слово придаёт статьям журналистов крылья, а писательскому перу лёгкость.

Первой женщиной-журналисткой была Назипа Сегизбайкызы Кулжанова. Она родилась 27 июля 1887 года в городе Торгае. В те времена перед городскими девушками не было таких препятствий, как в ауле. Целеустремлённая и талантливая девушка в 1902 году окончила русско-казахскую гимназию в Костанае, и с 1903 по 1904 годы преподавала в учительской семинарии. В 1913 году Назипа стала членом группы «Гражданские спутники» Семипалатинского отделения Русского Географического общества.

Назипа очень любила поэзию великого Абая. В 1914 году, начиная с 26 января, она проводит ряд вечеров, посвящённых десятилетию со дня смерти великого поэта. Она собирает людей, пропагандирует высокое поэтическое искусство, знакомит читателей и слушателей с творчеством поэта, читает его стихи широкой публике. С этого времени она пишет для газет «Казах», «Сарыарка» и «Алаш» многочисленные статьи о жизни казахских женщин, начинает вмешиваться в политику и общественную жизнь. В 1917 году Назипа участвует в съезде казахов Семипалатинской области и входит в Правление съезда. Пламенный журналист, она не останавливается на этом, активно участвует в жизни народа и страны, пишет основательные статьи, перо её остро и полезно обществу, что замечают многие. В то время женщин-журналистов не было вообще. И писать о женских проблемах, как Назипа, не мог и не умел никто, для этого ведь надо было быть женщиной. Вдвойне трудно было быть журналистом в те годы, когда почти ежемесячно менялась власть. О чём писать в такой обстановке? Оставалось одно: писать правду, невзирая на то, что творится вокруг, что Назипа и делала.

В 1920 году Назипа Кулжанова вошла в состав Комиссии Народного комиссариата Просвещения Казахской автономной республики по подготовке учебников, книг, по делам издательств. Находясь на этой работе, она стала известна как главный специалист по подготовке казахской азбуки. В 1922 году Назипа стала членом редакционной коллегии газеты «Енбекши казах».

С 1923 по 1925 годы она работала в журналах «Красный Казахстан», «Равенство женщин» и печатала статьи в газетах «Айкап», «Казах», «Знамя единства», «Алаш». По её просьбе русский композитор Александр Затаевич написал музыку к песням «Гайни-ау, саулем», «Плач Кадыра». У неё были и книги – «Традиционное воспитание в школе» (Оренбург, 1923), «Воспитание матери и ребёнка», – которые актуальны и сейчас.

 

 

 1. Сложности, с которыми столкнулась Назипа, работая журналистом

A) больше половина жителей было безграмотными

B) просвещение не интересовало людей

C) в тот период часто менялась власть

D) она столкнулась с беззаконием

E) люди не любили журналистов

 2. Назипа провела юбилейный вечер, посвященный творчеству

A) Магжана Жумабаева

B) Абая Кунанбаева

C) Жамбыла Жабаева

D) Мыржакыпа Дулатова

E) Ибрая Алтынсарина

 3. Темы, затронутые в книгах Назипы, имеющие актуальность в нынешнее время

A) семья, воспитание детей

B) экономика страны

C) социальные отношения

D) гендерное равенство

E) политика

4. Названия редакций газет по порядку, где работала Назипа до периода разработки казахского букваря

A) «Айкап», «Сарыарка», «Енбекши казах»

B) «Знамя единства», «Казах», «Алаш»

C) «Казах», «Красный Казахстан», «Равенство женщин»

D) «Казах», «Сарыарка», «Алаш»

E) «Енбекши казах», «Красный Казахстан», «Равенство женщин»

5. Основная идея текста отражена в цитате

A) Набатному колоколу нужен смелый язык.

B) Власть укоряет журналистов не за то, что они врут, а за то, что пишут не ту правду.

C) Высокий стиль газетчика – это пустая болтовня о политике.

D) Газета считается культурной, если она формирует мнение своих читателей не грубой ложью, а изысканным умолчанием.

E) Первое правило журналистики – не спорить с предрассудками читателей, а опираться на них.

6. Темы ее статей, освещенных  в газетах «Казах», «Сарыарка» и «Алаш»

A) музыка в жизни казахов, поэзия,  вопросы политики

B) просвещение, скотоводство, проблема общественной жизни

C) жизнь казахских женщин,  политика и общественная жизнь

D) жизнь степняков, поэзия, проблемы материнства

E) природные явления, политическая жизнь, просвещение

 

                                                                «О милосердии»

  (Д.Гранин)
      В прошлом году со мной приключилась беда. Шел по улице, поскользнулся и упал... Упал неудачно, хуже и некуда: сломал себе нос, рука выскочила в плече, повисла плетью. Было это примерно в семь часов вечера. В центре города, на Кировском проспекте, недалеко от дома, где живу. С большим трудом поднялся, забрел в ближайший подъезд. Я чувствовал, что держусь шоковым состоянием, боль накатывает все сильнее и надо быстро что-то сделать. Решил повернуть назад, домой.
Я шел по улице. Хорошо помню этот путь метров примерно четыреста. Народу на улице было много. Навстречу прошли женщина с девочкой, какая-то парочка, пожилая женщина, мужчина, молодые ребята, все они вначале с любопытством взглядывали на меня, а потом отводили глаза, отворачивались. Хоть бы кто на этом пути подошел ко мне, спросил, что со мной, не нужно ли помочь. Я запомнил лица многих людей, — видимо, безотчетным непониманием, обостренным ожиданием помощи...
Боль путала сознание, но я понимал, что, если лягу сейчас на тротуаре, преспокойно будут перешагивать через меня, обходить. Надо добираться до дома. Так никто мне и не помог.
         Позже я раздумывал над этой историей. Значит, пройти мимо, не ввязываться, не тратить времени, сил, «меня это не касается» стало чувством привычным?
С горечью вспоминая этих людей, поначалу злился, обвинял, недоумевал, потом стал вспоминать самого себя. Уличая себя, понимал, насколько в нашей жизни привычно стало это чувство, как оно пригрелось, незаметно укоренилось.
Я не собираюсь оглашать очередные жалобы на порчу нравов. Уровень снижения нашей отзывчивости заставил, однако» призадуматься. Персонально виноватых нет. Кого винить? Оглянулся — и причин видимых не нашел.
Раздумывая, вспоминал фронтовое время, когда в голодной окопной вахней жизни исключено было, чтобы при виде раненого пройти мимо него. Из твоей части, из другой — было невозможно, чтобы кто-то отвернулся, сделал вид, что не заметил. Помогали, тащили на себе, перевязывали, подвозили... Кое-кто, может, и нарушал этот закон фронтовой жизни, так ведь были и дезертиры, и самострелы. Но не о них речь, мы сейчас — о главных жизненных правилах той поры.
Я не знаю рецептов для проявления необходимого всем нам взаимопонимания, но уверен, что только из общего нашего понимания проблемы могут возникнуть какие-то конкретные выходы. Один человек — я, например, — может только бить в этот колокол тревоги и просить всех проникнуться ею и подумать, что же сделать, чтобы милосердие согревало нашу жизнь.

1.Типы речи в тексте:

А) рассуждение и повествование

В) описание и описание

С) описание

D) рассуждение

Е) повествование

2. Главная проблема общества, по мнению автора рассуждения

А) Один человек — я, например, — может только бить в этот колокол тревоги

В) Уровень снижения нашей отзывчивости заставил, однако» призадуматься.

С) Персонально виноватых нет.

D) что же сделать, чтобы милосердие согревало нашу жизнь

Е) Один человек — я, например, — может просить всех проникнуться ею и подумать

3.Вопрос, который ставит Д. Гранин перед обществом

А) что же сделать?

В) Что же сделать, чтобы милосердие согревало нашу жизнь?

С) раздумывал над этой историей

D) Кого винить?

Е) спросили хотя бы, в чём дело?

4.Вывод, сделанный автором эссе

А) причин видимых не нашёл

В) Я не знаю рецептов для проявления необходимого всем нам взаимопонимания

С) Уверен, что только из общего нашего понимания проблемы могут возникнуть какие-то конкретные выходы.

D) не помогли, не спросили хотя бы, в чём дело.

Е) поначалу злился, обвинял, недоумевал, потом стал вспоминать самого себя.

5. Д Гранин примеряет главные жизненные правила военной поры к нынешнему времени в ряду словосочетаний

А) исключено было пройти мимо, невозможно …отвернуться, сделать вид, что не заметил, помогали, тащили на себе

В) держусь шоковым состоянием, запомнил лица многих людей

С) заставил призадуматься, с горечью вспоминая этих людей

D) хорошо помню этот путь, потом отводили глаза, отворачивались

Е) вспоминал фронтовое время, нарушал закон фронтовой жизни

6. Вопрос, на который нельзя ответить по содержанию текста

А) Почему герой запомнил так много людей, повстречавшихся ему на улице?

В) Можно ли воспитать милосердие в себе?

С) Где произошли события, описанные в тексте?

D) По какому поводу собирается автор текста бить тревогу?

Е) Об отсутствии какого нравственного начала в человеке тревожится автор?

 

Учитесь учиться!

             Мы вступаем в век, в котором образование, знания, профессиональные навыки будут играть определяющую роль в судьбе человека. Без знаний, кстати сказать, все усложняющихся, просто нельзя будет работать, приносить пользу. Ибо физический труд возьмут на себя машины, роботы. Даже вычисления будут делаться компьютерами, так же как чертежи, расчеты, отчеты, планирование и т. д. Человек будет вносить новые идеи, думать над тем, над чем не сможет думать машина. А для этого все больше нужна будет общая интеллигентность человека, его способность создавать новое и, конечно, нравственная ответственность, которую никак не сможет нести машина. Этика, простая в предшествующие века, бесконечно усложнится в век науки. Это ясно. Значит, на человека ляжет тяжелейшая и сложнейшая задача быть человеком не просто, а человеком науки, человеком нравственно отвечающим за все, что происходит в век машин и роботов. Общее образование может создать человека будущего, человека творческого, созидателя всего нового и нравственно отвечающего за все, что будет создаваться.
           Учение — вот что сейчас нужно молодому человеку с самого малого возраста. Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие ученые. Перестанешь учиться — не сможешь и учить. Ибо знания все растут и усложняются. Нужно при этом помнить, что самое благоприятное время для учения — молодость. Именно в молодости, в детстве, в отрочестве, в юности ум человека наиболее восприимчив. Восприимчив к изучению языков (что крайне важно), к математике, к усвоению просто знаний и развитию эстетическому, стоящему рядом с развитием нравственным и отчасти его стимулирующим.
          Умейте не терять времени на пустяки, на «отдых», который иногда утомляет больше, чем самая тяжелая работа, не заполняйте свой светлый разум мутными потоками глупой и бесцельной «информации». Берегите себя для учения, для приобретения знаний и навыков, которые только в молодости вы освоите легко и быстро.
          И вот тут я слышу тяжкий вздох молодого человека: какую же скучную жизнь вы предлагаете нашей молодежи! Только учиться. А где же отдых, развлечения? Что же нам, и не радоваться?
           Да нет же. Приобретение навыков и знаний — это тот же спорт. Учение тяжело, когда мы не умеем найти в нем радость. Надо любить учиться и формы отдыха и развлечений выбирать умные, способные также чему-то научить, развить в нас какие-то способности, которые понадобятся в жизни.
          Если другим людям они нравились, то почему вам они могут не понравиться! Читайте стоящие книги, а не просто чтиво. Изучайте историю и литературу. И то и другое должен хорошо знать интеллигентный человек. Именно они дают человеку нравственный и эстетический кругозор, делают окружающий мир большим, интересным, излучающим опыт и радость. Если вам что-то не нравится в каком-либо предмете — напрягитесь и постарайтесь найти в нем источник радости — радости приобретения нового.
        Учитесь любить учиться!

1.Определяющий тезис данного рассуждения Д.С.Лихачёва

А) в молодости, в детстве, в отрочестве, в юности ум человека наиболее восприимчив.

В) Даже вычисления будут делаться компьютерами

С) образование, знания, профессиональные навыки будут играть определяющую роль в судьбе человека.

D) благоприятное время для учения — молодость.

Е) Человек будет вносить новые идеи

2.Автор утверждает, что ум человека наиболее восприимчив

А) в молодости, в детстве, в отрочестве, в юности

В) к математике

С) до конца жизни

D) всегда

Е) к усвоению просто знаний

3. Автор утверждает, что радость познания нового свойственна молодым:

А) какую же скучную жизнь вы предлагаете нашей молодежи

В) Берегите себя для учения, для приобретения знаний и навыков, которые только в молодости вы освоите легко и быстро.

С) До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие ученые

D) не заполняйте свой светлый разум мутными потоками глупой и бесцельной «информации».

Е) Умейте не терять времени на пустяки

4. Предложение: Если вам что-то не нравится в каком-либо предмете — напрягитесь и постарайтесь найти в нем источник радости — радости приобретения нового является:

А) побудительным

В) назывным

С) повествовательным

D) невосклицательным

Е) восклицательным

5. Д.С.Лихачёв подводит итог своим размышлениям:

А) напрягитесь и постарайтесь найти источник радости 

В) Приобретение навыков и знаний — это тот же спорт

С) Учитесь любить учиться!

D) изучайте историю и литературу

Е) надо выбирать умные формы отдыха и развлечений

6. Абзацы, в которых говорится, что молодые годы – время учёбы:

А) 1, 2

В) 4, 6

С) 2, 3

D) 3, 5

Е) 2, 6

7. Информация, отсутствующая в тексте:

А) Скоро от человека потребуется внесение новых идей, а над их воплощением будут работать компьютеры

В) Знания, которыми обладает человечество, всё время расширяются и усложняются

С) Отдых и развлечения тоже могут способствовать развитию человека

D) Уж в младенчестве человек с большим удовольствием начинает осваивать новое

Е) История и литература способствуют расширению кругозора человека

8. К абзацу (1) можно поставить вопрос:

А) Что даёт человеку изучение истории и литературы?

В) Какие формы отдыха и развлечений автор рекомендует молодёжи?

С) Что будет с человеком, если он прекратит своё образование?

D) Почему молодому человеку необходимо учиться с самого раннего возраста?

Е) Какой, по мнению автора, будет роль человека в производстве XXI века?

 

Приложение № 3

Факультативное занятие №20

Тема: Художественный стиль речи и его структура

Основное содержание: Художественный стиль.  Характеристика художественного стиля. Основная мысль в художественном тексте.

Выявление особенностей художественного текста. Виды тропов, их использование мастерами художественного слова. Анализ художественного текста.

Цель занятия:

-обобщить и систематизировать сведения о стилях речи, обращая особое внимание на художественный стиль речи и его особенности в сфере употребления художественных выразительных средств.

-совершенствование речи учащихся, развитие аналитических и лингвистических навыков. Формирование коммуникативных навыков к свободному творческому высказыванию.

Ход занятия.

Стадия «Вызов».

1. Работа с таблицей. Ответьте на вопросы «да» или «нет».

1 блок

-Как вы думаете, можно, изучая литературу, развить язык и сделать его красивым, величественным и выразительным? (да, нет)

-Вы согласны с выражением К.Г. Паустовского, что «Наш язык, самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык - явление уникальное, удивительное. В нём уживаются и тесно переплетаются красивое и некрасивое, выразительное – невзрачное, сильное – слабое, правильное – неправильное, родное – чужое, величественное – скверное, живое – мёртвое»? (да, нет)

-А вы знаете, что художественный стиль предназначен для создания художественных поэтических образов и эмоционально- экспрессивного воздействия? (да, нет)

-Правда то, что средства выразительности языка могут использоваться для воспроизведения, имитации и описания явлений окружающей действительности? (да, нет)

-Верно то мнение, что художественный стиль речи – это стиль, который обслуживает эстетическую сферу общения? (да, нет)

2 блок

- Как вы думаете, художественный стиль воздействует на воображение и чувства читателя?

-Вы придерживаетесь мнения, что художественный стиль передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики?

-Вы одобряете мнение о том, что художественный стиль передаёт возможности разных стилей?

-Вы допускаете мысль о том, что художественный стиль характеризуется образностью, эмоциональностью речи?

3  блок

-Признаете мнение о том, что задача стиля - нарисовать словами картину?

-Как вы полагаете, можно назвать тропами: эпитет, олицетворение, гиперболу, литоту, аллегорию, метафору?

-Можно назвать параллелизм, антитезу, оксюморон, сравнение, градацию стилистическими фигурами?

-Вы согласны с тем, что конкретность, образность, эмоциональность

субъективность являются стилевыми особенностями художественного стиля?

А правда, что литота – это преувеличение?

 

1 блок

 

2 блок

 

 

3 блок

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№ вопроса

ответ

ответ

ответ

ответ

ответ

ответ

 

вопроса

 

вопроса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

1

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

2

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

3

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

4

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

5

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

после выполнения индивидуального  задания,   заполните  таблицу  на

доске;

после осмысления информации заполните второй столбик, проверяя свои суждения;

найдите подтверждение своих мыслей в тексте.

Стадия «Осмысление».

Теоретическая справка.

Художественный   стиль   речи   –   это   стиль, который   обслуживает

эстетическую сферу общения.        Художественный стиль воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей, характеризуется образностью, эмоциональностью речи.

Художественный стиль занимает особое место в системе функциональных стилей русского языка. Главная его функция состоит не просто в передаче информации, а передаче её художественными средствами. С этой целью в нём могут использоваться не только средства всех других функциональных стилей, но и нелитературные формы национального языка – диалекты, просторечье, жаргонизмы и т.д. Этот стиль используется в литературных произведениях разных родов и жанров: рассказах, повестях, романах, стихах, поэмах, трагедиях, комедиях и т.д.

Задача стиля - нарисовать словами картину, выразить отношение к изображаемому, воздействовать на чувства и воображение читателя. Особенность - единство коммуникативной и эстетической функции, высокая образность.

От других функциональных стилей художественный стиль отличается тем, что в нём:

-используются языковые средства всех других стилей (например, Л. Н. Толстой в романе «Война и мир» при описании батальных сцен

использовал специальную военную лексику, значительное количество слов из охотничьего лексикона мы обнаружим в «Записках охотника» И. С. Тургенева,

в «Игроке» Ф. М. Достоевского и «Пиковой даме» А. С. Пушкина много слов из области карточных и вообще азартных игр и т.д.); -часто используется инверсия, т.е. изменение обычного порядка слов в предложении с целью усиления смысловой значимости какого-либо слова или придания всей фразе особой стилистической окраски. Примером инверсии может служить известная строка из стихотворения А. А. Ахматовой: «Всё мне видится Павловск холмистый...»;

-возможны отклонения от языковых норм (фонетических, лексических, морфологических), обусловленные художественной актуализацией, т.е. выделением автором какой-то мысли, идеи, черты, важной для смысла произведения. Особенно часто этот приём используется для создания комического эффекта или яркого, выразительного художественного образа;

-проявляется внимание к частному и случайному, за которым прослеживается типичное и общее. Например, в произведении Н. В. Гоголя «Мёртвые души» каждый из показанных помещиков (Манилов, Плюшкин, Коробочка, Собакевич, Ноздрёв) олицетворял собой некоторые конкретные человеческие качества, т.е. представлял некоторый человеческий тип;

-проявляется авторская индивидуальность, неповторимость языка и стиля каждого конкретного автора, специфичность использования им всех языковых средств (поэтому стихи А. С. Пушкина невозможно перепутать со стихами В. В. Маяковского, а романы И. С. Тургенева с романами Ф. М. Достоевского и т.д.);

-эмоциональность, метафоричность, образность.

Эстетическая функция художественного стиля и средства

художественной выразительности.

Что  называется тропами? Перечислите их, определите их функцию.

Средства художественной выразительности разнообразны и многочисленны. Это тропы: эпитеты, сравнения, олицетворения, гипербола, литота, аллегория, метафора и т.п. И стилистические фигуры: анафора, эпифора, градация, параллелизм, риторический вопрос, умолчание и т.п.

 

Составьте кластер

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тропы – обороты речи, в которых слова или выражения употребляются в переносном значении в целях достижения большей художественной выразительности. В основе тропов лежит сопоставление двух понятий.

 

Эпитет – слово, определяющее предмет или действие и подчеркивающее в них какое-либо характерное свойство, качество. (А волны моря с печальным ревом о камень бились).

 

Сравнение – сопоставление двух явлений, с тем чтобы пояснить одно из них с помощью другого. (Снежная пыль столбом стоит в воздухе. Под ним Казбек, как грань алмаза, снегами вечными сиял).

 

Метафора – слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений. (Природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно).

 

Метонимия – слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе внешней или внутренней связи между двумя предметами или явлениями. (Читал Толстого. Три тарелки супа съел).

 

Синекдоха – разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними. (Мы все глядим в Наполеоны).

Гипербола – преувеличение. (В сто сорок солнц закат пылал).

 

Литота – преуменьшение. (Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить). Ирония – употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки. (Откуда, умная, бредёшь ты, голова? - обращение к Ослу)

 

Аллегория – иносказательное изображение отвлеченного понятия с помощью конкретного жизненного образа. (Лиса – хитрость, Змея – коварство). Олицетворение – перенесение свойств человека на неодушевленные предметы. (Утешится безмолвная печаль).

 

Перифраза – оборот, состоящий в замене названия предмета либо явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты. (царь зверей – лев).

Антономаси́я, антономазия (от др.-греч. ἀντονομασία — переименование) — троп, выражающийся в замене названия или имени указанием какой-нибудь существенной особенности предмета или отношения его к чему-либо. Латинское по происхождению название для того же поэтического тропа или, в иной перспективе, риторической фигуре, — прономина́ция (от лат. Средства выразительности выполняют стилистическую и изобразительно-выразительную функцию, а синтаксические стилистические приёмы создают особую организацию речи.

 

Какие стилистические фигуры вы знаете, определите их функцию в

текстах?

 

Стилистические фигуры – выразительные средства языка. Служат для создания образной речи, усиления выразительности. Стилистические фигуры – это особые синтаксические построения.

 

Параллелизм – одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи. В каком году - рассчитывай, в какой земле - угадывай…(Н.А.Некрасов);

Антитеза – оборот,      в        котором     для    усиления выразительности речи

противопоставляются противоположные понятия. Легко подружиться, тяжело

разлучиться; Умный научит, дурак наскучит;

Оксюморон – стилистическая фигура, состоящая в соединении двух понятий,

противоречащих друг  другу,        логически  исключающих    одно другое: живой труп; молодые старички; спеши медленно;

Градация – стилистическая фигура, состоящая в таком расположении слов, при

котором каждое последующее содержит усиливающееся значение, благодаря

чему создается нарастание   производимого впечатления. Я вас прошу, я  вас

очень прошу, я вас умоляю;

Инверсия – расположение     членов       предложения       в особом порядке,

нарушающем обычный. Он червяков накопал,  удочки притащил; Твоих оград

узор чугунный (А.С. Пушкин);

Зевгма -      фигура       речи, создающая юмористический эффект       в силу

грамматической или семантической разнородности и несовместимости слов и

сочетаний: Он пил чай с женой, с лимоном и с удовольствием; Шёл дождь и

три студента, первый - в пальто, второй - в университет, третий - в плохом

настроении;

Риторический вопрос – ставится не с целью получить на него ответ, а чтобы

привлечь внимание читателя. Разве я не знаю его, эту ложь, которой он весь

пропитан? (Л.Н. Толстой);

Метафора - употребление      слова в        переносном значении, основанное на

сравнении  предметов: Ваня  сущий         вьюн; Это  не      кот,  а       бандит!

(М.А. Булгаков);

Метонимия -        перенос      значения    слова по смежности, сопредельности:

выутюженный молодой человек; дерзкие глаза; Ирония - намеренное употребление слов, словосочетаний, предложений и более крупных отрезков текста в смысле абсолютно противоположном буквальному. Ироническая окраска текста понимается читающим. Отколе, умная, бредёшь ты, голова? (И.А. Крылов); Эпифора - повторение конечных частей отрезков речи: Не станет нас! А миру хоть бы что. Исчезнет след! А миру хоть бы что! (Омар Хайям);

Литота - это один из приемов языковой выразительности или художественный троп, которые перефразирует слово или словосочетание, придавая ему необычное значение. Литота основана на преуменьшении каких-либо качеств предмета или явления: Мальчик с пальчик, мужичок с ноготок.

"Снежинка". Объяснить схему.

С помощью какой из данных схем можно проиллюстрировать антитезу, оксюморон, зевгму? Определите, какие средства выразительности использованы в следующих предложениях:

 

       В парках показались молодые листочки и закупщики из западных и южных штатов. 2. Есть тоска весёлая в алостях зари (С. Есенин). 3. Наступило вечное мгновение (А. Блок). 4. Дома новы, да предрассудки стары (А. Грибоедов). 5. Чёрный вечер – белый снег. (А.Блок). 6. Новый год я встретила одна. Я, богатая, была бедна. (М. Цветаева). 7. Он идёт, святой и грешный, русский чудо-человек! (А.Твардовский). 8. Шёл дождь и три студента, первый – в пальто, второй – в университет, третий – в плохом настроении.

 

 

Определите, какие средства выразительности использованы в следующем стихотворении.

Образец анализа отрывка из поэтического текста  -  стихотворения  А. Блока:

Осень поздняя.

Небо открытое, леса сквозят тишиной.

Прилегла на берег размытый

Голова русалки больной.

 

Здесь использованы     следующие характерные для художественного

стиля языковые средства:

-ритм, рифма; инверсия - прилагательное после существительного:

осень поздняя, небо открытое, берег размытый, русалка больная;

-тропы: открытое небо, леса сквозят тишиной, голова

русалки прилегла на берег;

-синтаксический параллелизм  в первой строке;

-назывные предложения, создающие ощущение статичности, неподвижности.

Физминутка  «Мостик»
Закрываем мы глаза, вот какие чудеса (Закрывают оба глаза)
Наши глазки отдыхают, упражненья выполняют (Продолжают стоять с закрытыми глазами)
А теперь мы их откроем, через речку мост построим. (Открывают глаза, взглядом рисуют мост)
Нарисуем букву «О», получается легко (Глазами рисуют букву «О»)
Вверх поднимем, глянем вниз (Глаза поднимают вверх, опускают вниз)
Вправо, влево повернем (Глазами двигают вправо-влево)
Заниматься вновь начнем. (Глазами смотрят вверх-вниз)

1) Прочитайте текст.

Достоевский Ф.М. Роман «Идиот»

             В конце ноября, в оттепель, часов в девять утра, поезд Петербургско-Варшавской железной дороги на всех парах подходил к Петербургу. Было так сыро и туманно, что насилу рассвело; в десяти шагах, вправо и влево от дороги, трудно было разглядеть хоть что-нибудь из окон вагона. Из пассажиров были и возвращавшиеся из-за границы; но более были наполнены отделения для третьего класса, и всё людом мелким и деловым, не из очень далека. Все, как водится, устали, у всех отяжелели за ночь глаза, все назяблись, все лица были бледно-желтые, под цвет тумана.

              В одном из вагонов третьего класса, с рассвета, очутились друг против друга, у самого окна, два пассажира - оба люди молодые, оба почти налегке, оба не щегольски одетые, оба с довольно замечательными физиономиями и оба пожелавшие, наконец, войти друг с другом в разговор. Если б они оба знали один про другого, чем они особенно в эту минуту замечательны, то, конечно, подивились бы, что случай так странно посадил их друг против друга в третьеклассном вагоне петербургско-варшавского поезда. Один из них был небольшого роста, лет двадцати семи, курчавый и почти черноволосый, с серыми маленькими, но огненными глазами. Нос его был широк и сплюснут, лицо скулистое; тонкие губы беспрерывно складывались в какую-то наглую, насмешливую и даже злую улыбку; но лоб его был высок и хорошо сформирован и скрашивал неблагородно развитую нижнюю часть лица.

 

Выполните словарную работу по тексту.

3)Покажите, как автор  описывает внешность героев. Найдите словосочетания с согласованными определениями.

8.Опишите природу родного края, используя художественный стиль.

Схема стилистического анализа текста:

стиль, подстиль  и жанр текста, сфера общения и ситуация, на которую текст ориентирован, основные функции текста (общение, сообщение, воздействие),характер адресата с учетом стилистических особенностей текста, форма (письменная, устная), тип речи (описание, повествование, рассуждение и их возможное сочетание), вид речи (монолог, диалог), стилевые черты, языковые приметы стиля, отраженные в тексте, образ автора и цель его текстовой деятельности, индивидуально-авторские стилистические особенности текста на уровне отбора языковых средств и их организации, включая стилистические приемы.

Ответьте на вопросы.

– Какие два ряда терминов следует различать?

Что такое тропы?

Что такое стилистические фигуры?

Какие другие средства выразительности могут использоваться в текстах разных стилей? С какой целью?

Рефлексия. Синквейн

Чтение написанных обучающимися синквейнов.

Синквейн

 

Средства выразительности

Средства выразительности

Они

Они

Красивые, живые (необычные…)

Непонятные, разнообразные

Украшают, описывают, имитируют

Не нахожу, не различаю, не могу

"Богатство языка … богатство

определить роль в тексте

мыслей". (Н.М. Карамзин).

(усложняют, путают, озадачивают)

Сокровища речи (тропы)

"Богатства русского языка

 

неизмеримы…" (К.Г. Паустовский).

 

Проблема

 

 

 

Разделитесь на мини-группы по 3-4 человека, каждая группа получает бумагу, где должны за 3 минуты придумать максимум прилагательных-определений, которыми можно охарактеризовать пройденное занятие. Например, активное, информативное и т.д. После чего каждая группа зачитывает полученный список прилагательных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература для учителя

1.Грамотность чтения учащихся. Учебное пособие. Филиал «Центр

педагогических измерений» АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы»

Астана, 2014

2.Л.И.Величко Работа над текстом на уроках русского языка. М.

Просвещение 1983

3.В.Я.Коровина От упражнений к системе речи учащихся. Мнемозина

1996

4.Молдагалиева З.Ж. Методическое пособие «Грамотность чтения как компонент

функциональной грамотности». Филиал АО НЦПК «Орлеу».

5. Г.А.Цукерман.Учебный курс: «Национальные экзамены и мониторинги

образовательных достижений школьников: роль и место в национальной системе

оценки качества образования»,2012г., Минск.

6.Заир – Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке:

Пособие для

учителя. – М.: Просвещение, 2004 – 175с

7. Статьи журнала «Русский язык в школе»:

8. И.Г.Милославский Как научиться вычленять оценочный компонент в

чужом тексте и включать его в свой. №№ 1,2 2006г

9. Т.М.Пахнова От предложения - к тексту. От текста – к слову. №№ 2,3

2006г.

10. Г.А.Бакулина Средства субъективизации в работе с текстовыми

упражнениями.№ 3 2005г.

11.Е.В.Бунеева Как читают текст наши ученики? № 6 1995г.

12. П.Ф.Ивченков Учимся редактировать № 6 1995г.

13. В.И.Стативка Предупреждение текстовых ошибок при подготовке к

сочинению № 5 1993г.

14. В.А.Сидоренков Формирование общеучебных умений текстовосприятия на  уроках русского языка. № 3 1997г.

15. Л.С.Степанова Работа с текстом на уроках русского языка и литературы

.№1 2004 г.

16. Л.М.Корчагина Подготовка к сочинению-рассуждению №2 2007г.

17. И.Н.Добротина Упражнения по трасформации и моделированию текста. № 4 2007г. С.А.Арефьева Сочинение-рассуждение на основе прослушанного

и прочитанного текста.№5 2007г.

18. Т.Н.Сокольницкая Текстовые ошибки и их классификация №7 2007г.

19. В.Ю.Башашкина Формирование навыка понимания текста. №6 2008г.

20. Т.Н.Соловьёва На пути к изложению. № 8 2008г.

Литература для учащихся:

1. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка – М, 1998.

2. Аристова Т.С., Ковшова М.С. Словарь образных выражений русского языка – М., 1995.

3. Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова. Литературные цитаты. Образные  выражения. – М., 1998.

4. Власенкова А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. – М., 2003

5. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. – М., 1993.

6. Квятковский А.П. Школьный поэтический словарь. – М., 1998.

7. Куманяева А.Е. Изложение на экзамене. – М., 2005.

8. Никитина Е.Н. Русская речь 5–9 кл. – М. "Дрофа" 2009.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Коммунальное государственное учреждение «Опытнопольская средняя школа» отдела образования по

Коммунальное государственное учреждение «Опытнопольская средняя школа» отдела образования по

СОДЕРЖАНИЕ 1. Пояснительная записка…………………………………………………3 2

СОДЕРЖАНИЕ 1. Пояснительная записка…………………………………………………3 2

Программа факультативного курса «

Программа факультативного курса «

Результаты исследования

Результаты исследования

Практическая направленность курса заключается в том, что именно на текстоведческом уровне у учащихся реализуется важнейшая функция языка – коммуникативная

Практическая направленность курса заключается в том, что именно на текстоведческом уровне у учащихся реализуется важнейшая функция языка – коммуникативная

Формы и методы изучения материала:  тренировочные упражнения, творческие задания, практикумы;  эвристические беседы, тренинги;  проведение исследований, экспериментов;  работа со словарями, энциклопедиями,

Формы и методы изучения материала:  тренировочные упражнения, творческие задания, практикумы;  эвристические беседы, тренинги;  проведение исследований, экспериментов;  работа со словарями, энциклопедиями,

Все виды занятий предполагают активную, творческую работу учащихся

Все виды занятий предполагают активную, творческую работу учащихся

Образовательным результатом курса будет: - знание модели поведения, ориентировочной основы действий при встрече с новой информацией; - набор эффективных стратегий и приемов активного творческого чтения…

Образовательным результатом курса будет: - знание модели поведения, ориентировочной основы действий при встрече с новой информацией; - набор эффективных стратегий и приемов активного творческого чтения…

Я» и др.); 3) деятельностный принцип, заключающийся в обучении не готовым знаниям, а процедурам учебной деятельности, способам мышления, приемам анализа, осмысления, оценки и интерпретации информации,…

Я» и др.); 3) деятельностный принцип, заключающийся в обучении не готовым знаниям, а процедурам учебной деятельности, способам мышления, приемам анализа, осмысления, оценки и интерпретации информации,…

Язык и речь (5 ч.) Язык и речь, или почему человек умеет говорить?

Язык и речь (5 ч.) Язык и речь, или почему человек умеет говорить?

Формирование навыков функциональной грамотности учащихся » № п/п

Формирование навыков функциональной грамотности учащихся » № п/п

Слово в контексте.Слово. Прямое и переносное значение слова

Слово в контексте.Слово. Прямое и переносное значение слова

Работа над анализом текста (отрывок из произведения

Работа над анализом текста (отрывок из произведения

Изобразительно-выразительные средства языка и их роль в художественном тексте

Изобразительно-выразительные средства языка и их роль в художественном тексте

Приложение № 1 Основные умения и навыки обучающихся при работе с текстом на этапе чтения и понимания:

Приложение № 1 Основные умения и навыки обучающихся при работе с текстом на этапе чтения и понимания:

Ученик получит возможность научиться: -анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления

Ученик получит возможность научиться: -анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления

Также на наших уроках ученики получат возможность научиться: - критически относиться к рекламной информации; -находить способы проверки противоречивой информации; -определять достоверную информацию в случае наличия…

Также на наших уроках ученики получат возможность научиться: - критически относиться к рекламной информации; -находить способы проверки противоречивой информации; -определять достоверную информацию в случае наличия…

Приложение № 2 Дидактический материал к урокам

Приложение № 2 Дидактический материал к урокам

Егора. А потом вдруг побежал: так мне захотелось поскорее избавиться от этого злополучного кнута

Егора. А потом вдруг побежал: так мне захотелось поскорее избавиться от этого злополучного кнута

Почему Вовке захотелось избавиться от злополучного кнута? 13

Почему Вовке захотелось избавиться от злополучного кнута? 13

A) пробежали козы B) кричала сойка

A) пробежали козы B) кричала сойка

Гостю в отеле понравилось A) дама на ресепшене и расположение отеля

Гостю в отеле понравилось A) дама на ресепшене и расположение отеля

В 1920 году Назипа Кулжанова вошла в состав

В 1920 году Назипа Кулжанова вошла в состав

Основная идея текста отражена в цитате

Основная идея текста отражена в цитате

Уличая себя, понимал, насколько в нашей жизни привычно стало это чувство, как оно пригрелось, незаметно укоренилось

Уличая себя, понимал, насколько в нашей жизни привычно стало это чувство, как оно пригрелось, незаметно укоренилось

В) Что же сделать, чтобы милосердие согревало нашу жизнь?

В) Что же сделать, чтобы милосердие согревало нашу жизнь?

Мы вступаем в век, в котором образование, знания, профессиональные навыки будут играть определяющую роль в судьбе человека

Мы вступаем в век, в котором образование, знания, профессиональные навыки будут играть определяющую роль в судьбе человека

Именно они дают человеку нравственный и эстетический кругозор, делают окружающий мир большим, интересным, излучающим опыт и радость

Именно они дают человеку нравственный и эстетический кругозор, делают окружающий мир большим, интересным, излучающим опыт и радость

В) назывным С) повествовательным

В) назывным С) повествовательным

D) Почему молодому человеку необходимо учиться с самого раннего возраста?

D) Почему молодому человеку необходимо учиться с самого раннего возраста?

Вы придерживаетесь мнения, что художественный стиль передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики? -Вы одобряете мнение о том, что художественный стиль передаёт возможности…

Вы придерживаетесь мнения, что художественный стиль передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики? -Вы одобряете мнение о том, что художественный стиль передаёт возможности…

Художественный стиль воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей, характеризуется образностью, эмоциональностью речи

Художественный стиль воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей, характеризуется образностью, эмоциональностью речи

Эстетическая функция художественного стиля и средства художественной выразительности

Эстетическая функция художественного стиля и средства художественной выразительности

Литота – преуменьшение. (Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить)

Литота – преуменьшение. (Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить)

Я вас прошу, я вас очень прошу, я вас умоляю ;

Я вас прошу, я вас очень прошу, я вас умоляю ;

Определите, какие средства выразительности использованы в следующем стихотворении

Определите, какие средства выразительности использованы в следующем стихотворении

Один из них был небольшого роста, лет двадцати семи, курчавый и почти черноволосый, с серыми маленькими, но огненными глазами

Один из них был небольшого роста, лет двадцати семи, курчавый и почти черноволосый, с серыми маленькими, но огненными глазами

Например, активное, информативное и т

Например, активное, информативное и т

Литература для учителя 1.Грамотность чтения учащихся

Литература для учителя 1.Грамотность чтения учащихся

В.А.Сидоренков Формирование общеучебных умений текстовосприятия на уроках русского языка

В.А.Сидоренков Формирование общеучебных умений текстовосприятия на уроках русского языка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2022