Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению 1 класса разработана в соответствии ФЗ от ……. «Об образовании», на основе Приказа Министерства образования и науки РФ: от ……«Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО», с учётом основной образовательной программы НОО …….. авторской программы Л. Ф. Климановой, М. В. Бойкиной.
Общая характеристика учебного предмета
Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы. Литературное чтение – это один из важных и ответственных этапов большого пути ребенка в литературу. От качества изучения в этот период во многом зависит полноценное приобщение ребенка к книге, развитие у него умения интуитивно чувствовать красоту поэтического слова, свойственного дошкольникам, формирование в дальнейшем потребности в систематическом чтении произведений подлинно художественной литературы.
Художественное литературное произведение своим духовным, нравственно-эстетическим содержанием способно активно влиять на всю личность читателя, его чувства, сознание, волю. Оно по своей природе оказывает большое воспитательное воздействие на школьника, формирует его личность.
Место предмета в учебном плане
На изучение литературного чтения отводится всего: 132 часа
Рабочая программа рассчитана:
в 1 классе - 96 учебных часов (в период обучения грамоте),
36 учебных часа (литературное чтение) в год, 4 часа в неделю,
Место курса «внеклассное чтение» в учебном плане
В 1 классе – 15 – 20 мин 1 раз в неделю (24 занятия по 15 – 20 мин)
Принципы отбора учебного материала:
- учет возрастных особенностей;
- органическое сочетание обучения и воспитания;
- усвоение знаний и развитие познавательных способностей детей;
- практическая направленность преподавания.
Используемые технологии, методы и формы работы: личностно-ориентированное обучение и игровая технология.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, словесный, практический, наглядный.
Формы обучения: парная, индивидуально – групповая, индивидуальная, групповая.
Межпредметные связи: русский язык, окружающий мир, технология, искусство (музыка), изобразительное искусство.
Описание ценностных ориентиров в
содержании
учебного предмета
Изучение курса литературного чтения в начальной школе с русским (родным) языком обучения направлено на достижение следующих целей:
– овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности; приобретение умения работать с разными видами информации;
– развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
– воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта младших школьников; формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств; уважение к культуре народов многонациональной России и других стран.
Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением самостоятельно их выбирать, сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания.
Таким образом, курс литературного чтения нацелен на решение следующих основных задач:
1. Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге.
Решение этой задачи предполагает прежде всего формирование осмысленного читательского навыка (интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы), который во многом определяет успешность обучения младшего школьника по другим предметам, то есть в результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся приобретают общеучебное умение осознанно читать тексты.
2. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.
Решение этой задачи способствует развитию у детей способности полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное; умения работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строят монологические высказывания (на основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают различные объекты и процессы, самостоятельно пользуются справочным аппаратом учебника, находят информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
3. Воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе.
Выполнение этой задачи связано с пониманием художественного произведения как особого вида искусства, с формированием умения воссоздавать художественные образы литературного произведения, развитием творческого и ассоциативного воображения учащихся; развиваются умения определять художественную ценность произведения и производить анализ (на доступном уровне) средств выразительности, сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живопись, театр, кино, музыка); находить сходство и различие разных жанров, используемых художественных средств; накапливается эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, развивается поэтический слух детей; обогащается чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе.
4. Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.
С учетом особенностей художественной литературы, ее нравственной сущности, влияния на становление личности маленького читателя решение этой задачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-эстетические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий. Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни, создает условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, обогащает нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка.
Результаты изучения учебного предмета
Предполагаемые результаты обучения в 1 классе: метапредметные, предметные и личностные
Личностными результатами являются следующие умения: осознавать роль языка и речи в жизни людей;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- высказывать своѐ отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
- Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений из Азбуки и учебников «Русский язык».
Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- учиться высказывать своѐ предположение (версию) на основе работы с материалом учебника.
-Средством формирования регулятивныхУУДслужат технология продуктивного чтения и проблемно-диалогическая технология.
Познавательные УУД: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- извлекать информацию,представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема)
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- строить рассуждения;
- пользоваться словарями, справочниками.
- Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебников и их методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
- Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах. Ученики должны сделать первый шаг в осознании себя носителями языка, почувствовать интерес к его изучению и осознать смысл этого изучения: родной язык необходимо изучать, чтобы лучше, успешнее им пользоваться при общении с другими людьми, чтобы понимать других и самому быть понятым.
Предметными результатами являются: осознание русского языка как целостной системы,
- понимание того, что язык является средством общения людей, важнейшим средством коммуникации,
- уважительное отношение к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, средству межнационального общения,
- родному языку русского народа, понимание того, что освоение русского языка и всех видов речевой деятельности является основой успешного изучения всех других учебных предметов, в том числе основой умения получать, преобразовывать, фиксировать и передавать информацию.
Основные требования к знаниям,
умениям и навыкам учащихся
начальной школы
В результате обучения
в начальной школе будет обеспечена готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень литературного развития, который характеризуется умениями:
Обучающийся научится:
– осознавать место и роль литературного чтения в познании окружающего мира, понимать значение литературного чтения для формирования интеллектуальной (общей) культуры человека;
– понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему, уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать ее своими словами;
– применять анализ, сравнение, сопоставление для определения жанра, характеристики героя, создание различных форм интерпретации текста;
– составлять план к прочитанному (полный, краткий, картинный);
– вводить в пересказы-повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;
– выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;
– работать с литературным текстом с точки зрения его эстетической (литература как вид искусства, сравнение литературы с другими видами искусств) и нравственной сущности (ценностные ориентации, нравственный выбор);
– полноценно слушать, осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища;
Обучающийся получит возможность научиться:
– осуществлять поиск необходимой информации в художественном, учебном, научно-популярном текстах, работать со справочно-энциклопедическими изданиями;
– давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы, учебного задания;
– создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».
Содержание учебного предмета
Виды речевой и читательской деятельности:
Аудирование (слушание). Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания. Умение задавать вопрос по услышанному учебному, научно-познавательному и художественному произведению.
Чтение:
Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя доступных по объему и жанру произведений, осмысление цели чтения. Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию. Понимание особенностей разного вида чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.
Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественного, учебного, научно-популярного – и их сравнение. Определение целей и задач создания этих видов текста.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений; выделение способов организации разных видов текста. Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры текста; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, использовать текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, сведения о художниках-иллюстраторах, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал).
Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке.
Работа с текстом художественного произведения. При работе с текстом художественного произведения знания детей должны пополниться понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе-писателе, о теме читаемого произведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров (загадка, прибаутка, пословица, считалка). Получение первоначальных представлений об изобразительных и выразительных возможностях словесного искусства (о «живописании словом», о метафоре, сравнении, олицетворении, ритмичности и музыкальности стихотворной речи).
Характеристика героев с использованием художественно-выразительных средств (эпитет, сравнение, гипербола) данного текста, нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события, анализ (с помощью учителя) причины поступка персонажа, сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту, выявление авторского отношения к героям на основе имени, авторских пометок.
Отличительной особенностью данной работы является формирование системы позитивных национальных ценностей, патриотизма, опирающегося на многонациональное единство российского общества, включая в себя осознание понятий «Родина», «защитник Отечества» и т. п.
Итогом является освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей), вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
Работа с учебными и научно-популярными текстами. Определение особенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации). Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Схема, модель текста. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (отбор главного в содержании текста).
Говорение (культура речевого общения). Осознание диалога как вида речи и монолога как формы речевого высказывания. Особенности диалогического общения: понимание вопроса собеседника, умение отвечать на поставленные вопросы, умение самостоятельно составлять и задавать вопросы по тексту. Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отражение основной мысли текста в высказывании. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение, эпитеты) с учетом монологического высказывания. Передача впечатлений в рассказе о повседневной жизни, художественном произведении.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, его отдельных сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Умение выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению или ответу одноклассника. Использование норм речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения.
Письмо (культура письменной речи). Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характера героя), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение, эпитеты) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв.
Круг детского чтения. Круг чтения от класса к классу постепенно расширяет читательские возможности детей и их знания об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, об истории нашей Родины, помогающие накоплению социально-нравственного опыта ребенка, обретению качеств «читательской самостоятельности». В круг чтения детей входят произведения устного народного творчества, классиков отечественной и зарубежной литературы, классиков детской литературы, современные отечественные произведения (с учетом многонационального характера России), доступные для восприятия младших школьников.
Все произведения сгруппированы по жанрово-тематическому принципу. Представленность разных видов книг: историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература; детские периодические издания (по выбору).
Основные темы детского чтения отражают наиболее важные и интересные для данного возраста детей стороны их жизни и окружающего мира: произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение). Формирование умений узнавать и различать такие жанры литературных произведений, как сказка и рассказ, стихотворение и басня, пьеса, очерк, малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки); определение художественных особенностей произведений: лексика, построение (композиция).
Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол, олицетворений, звукописи.
Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений). Привитие интереса и потребности в осмыслении позиций автора, особенностей его видения мира, образного миропонимания и нравственно-эстетической оценки описываемого.
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), сочинение продолжения текста по предложенному учителем началу, письменные отзывы о прочитанных книгах, телевизионных передачах, фильмах, краткие аннотации к прочитанным книгам.
Первые пробы пера: собственные стихи, художественные рассказы.
Развитие у детей способности предвидеть ход развития сюжета произведения, прогнозировать тему и содержание книги по ее заглавию и началу.
Развитие образных представлений с помощью произведений изобразительного искусства и музыки.
Структура учебного курса
№
|
Раздел |
кол-во часов |
|
Авторская программа |
Рабочая программа |
||
1 |
Жили-были буквы |
7 |
7 |
|
Знакомство с учебником. Система условных обозначений Стихотворения В. Данько «Загадочные буквы» С. Чёрный «Живая азбука». A Кривин «Почему « А» поётся, а «Б» нет» Г. Сапгир «Про медведя», М. Бородицкая «Разговор с пчелой», И. Гамазкова «Кто как кричит?»Творческая работа: волшебные превращения. Разноцветные страницы.Проектная деятельность. «Создаём город букв», «Буквы — герои сказок». Проверим себя и свои достижения |
|
|
2 |
Сказки, загадки, небылицы |
6 |
6 |
|
Сказки авторские и народные. «Курочка Ряба». «Теремок». «Рукавичка». «Петух и собака». Сказки А. С. Пушкина. Загадки. Песенки. Потешки.Небылицы. Рифмы Матушки Гусыни «Не может быть», «Король Пипин», «Дом который построил Джек». Как хорошо уметь читать. Произведения К. Ушинского и Л. Толстого. Проверим себя и свои достижения. |
|
|
4 |
Апрель, апрель. 3венит капель! |
5 |
5 |
|
Лирические стихотворения А. Майкова, А. Плещеева, Т. Белозёрова, С. Маршака, И. Токмакова. Е. Трутнева. Как хорошо уметь читать. Разноцветные страницы. Проект: «Составляем сборник загадок». Проверим себя и свои достижения |
|
|
5 |
И в шутку и всерьёз |
5 |
5 |
|
Весёлые стихи для детей И. Токмаковой «Мы играли в хахатушки», Г. Кружкова «РРРЫ!», К. Чуковского «Телкфон», «Федотка», О. Дриза «Привет», О. Григорьева «Стук»,И. Пивоварова «Кулинаки- пулинаки» Юмористические рассказы для детей Я. Тайца «Волк», Н. Артюховой «Саша дразнилка», М. Пляцковского. Разноцветные страницы Проверим себя и свои достижения |
|
|
6 |
Я и мои друзья |
7 |
7 |
|
Рассказы о детях Ю. Ермолаев 2Лучший друг», М. Пляцковского.Сердитый дог Буль» Стихотворения Е. Благининой «Подарок», В. Орлова «Кто первый», С. Михалкова «Бараны», Р. Сефа «Совет», В. Берестова «В магазине игрушек», И. Пивоваровой «Вежливый ослик», Я. Акима «Моя родина», Ю. Энтина. Наши проекты « Наш класс дружная семья».Проверим себя и свои достижения |
|
|
7 |
О братьях наших меньших |
6 |
6 |
|
Стихотворения о животных «Трезор» С. Михалкова, «Кто любит собак» Р. Сефа, И. Токмакова «Купите собаку», В. Берестов «Лягушата».Рассказы В. Осеевой. «Плохо». Сказки — несказки Д. Хармса, Н. Сладкова. Проверим себя и свои достижения |
|
|
|
Итого : |
36 |
36 |
календарно-Тематическое планирование
№ п/п |
Дата |
Тема урока (страницы |
Кол-во ча сов |
Деятельность обучающихся |
Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) |
||||||
понятия |
предметные результаты |
универсальные
учебные |
личностные
(не оцениваются) |
||||||||
план |
факт |
||||||||||
|
|
Жили-были буквы 7ч |
|
||||||||
1 |
|
|
Знакомство |
1 |
Ориентироваться в учебнике. Находить нужную главу в содержании учебника. Понимать условные обозначения, использовать их при выполнении заданий. Предполагать на основе названия содержание главы. Находить в словаре непонятные слова |
Учебник, писатель, произведение, читатель, действующие лица |
Знания: научатся владеть понятиями «писатель», «автор», «произведение». Умения: работать с художественными текстами, доступными для восприятия, читать целыми словами, понимать прочитанное, вслушиваться, улавливать ритмичность художественного произведения |
Регулятивные:
формировать Познавательные: осуществлять поиск и выделение информации. Коммуникативные: оформлять
свои мысли в устной |
Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе, навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций |
|
|
2 |
|
|
И. Токмакова «Аля, Кляксич и буква “А”» (с. 9–11) |
1
|
Прогнозировать содержание раздела. Расставлять книги на выставке в соответствии с темой раздела, сравнивать их, рассказывать о книге с выставки в соответствии с коллективно составленным планом. Выбирать книгу по заданному параметру. Воспринимать на слух произведение. Отвечать на вопросы по содержанию художественного произведения. Читать вслух плавно по слогам и целыми словами; передавать интонационно конец предложения. Объяснять название произведения. Выбирать из предложенного списка слова для характеристики различных героев произведения. Описывать внешний вид героя, его характер, привлекая текст произведения и свой читательский и жизненный опыт. Передавать характер героя с помощью жестов, мимики, изображать героев |
Действующие лица, жанр произведения, сказка, рассказ |
Знания: научатся владеть понятием «действующие лица», различать разные по жанру произведения. Умения: делить
текст |
Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные:
осознанно |
Мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя), принятие образа «хорошего ученика» |
||
3 |
|
|
Cаша Чёрный «Живая азбука». Ф. Кривин «Почему «А»
поётся, |
1 |
Определять главную мысль; соотносить главную мысль с содержанием произведения. Составлять план пересказа прочитанного: что произошло в начале, потом, чем закончился рассказ. Находить в стихах слова с созвучным окончанием. Находить слова, которые помогают представить самого героя или его речь. Использовать приём звукописи при изображении различных героев. Читать стихи наизусть. Участвовать в конкурсе чтецов; декламировать стихи на публику; оценивать себя в роли чтеца. Проверять себя и оценивать свои достижения (с помощью учителя)
|
Стихотворение, персонажи, гласные и согласные буквы |
Знания: научатся анализировать произведение по вопросам, сочинять продолжение истории. Умения: читать по ролям, анализировать и сравнивать произведения одного раздела, выразительно читать текст, упражняться в темповом чтении отрывков из произведений, проверять и оценивать свои достижения (с помощью учителя) |
Регулятивные: формировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила, составлять план и последовательность действий, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. Познавательные: самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. Коммуникативные: определять цели, функции участников, способы взаимодействия |
Самооценка |
|
|
4 |
|
|
Г. Сапгир И. Гамазкова (с. 17–18) |
1 |
Прогнозировать содержание раздела. Расставлять книги на выставке в соответствии с темой раздела, сравнивать их, рассказывать о книге с выставки в соответствии с коллективно составленным планом. Выбирать книгу по заданному параметру. Воспринимать на слух произведение. Отвечать на вопросы по содержанию художественного произведения.Читать вслух плавно по слогам и целыми словами; передавать интонационно конец предложения. Воспринимать на слух произведение. |
Стихотворение, произведение, звукоподражания, рифма, азбука, гласные и согласные буквы |
Знания: научатся понимать организацию стихотворной речи. Умения: отвечать на вопросы по содержанию, читать целыми словами, выразительно читать текст, передавая различные интонации, упражняться в темповом чтении отрывков из произведений |
Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависимости от цели. Коммуникативные:
формулировать
собственное мнение |
Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире |
|
|
5 |
|
|
С. Маршак «Автобус номер двадцать шесть» (с. 19–21)
|
1 |
Воспринимать на слух произведение. Отвечать на вопросы по содержанию художественного произведения. Читать вслух плавно по слогам и целыми словами; передавать интонационно конец предложения. научатся понимать организацию стихотворной речи, интонационно оформлять конец предложения; анализировать произведение, читать текст осознанно «про себя», упражняться в темповом чтении отрывков из произведений, определять главную мысль и соотносить ее с содержанием произведения, находить в стихах слова с созвучными окончаниями |
Писатели, поэты, иллюстрации, действующие лица, жанр произведения, азбука, правила поведения, вежливость |
Знания: научатся понимать организацию стихотворной речи, интонационно оформлять конец предложения. Умения: анализировать произведение, читать текст осознанно «про себя», упражняться в темповом чтении отрывков из произведений, определять главную мысль и соотносить ее с содержанием произведения, находить в стихах слова с созвучными окончаниями |
Регулятивные: выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своего действия. Познавательные: моделировать, то есть выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач. Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром |
Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире, устойчивое следование в поведении социальным номам |
||
6 |
|
|
Из старинных книг. Разноцветные страницы. (с22-25) |
1 |
В каком царстве мы с вами гостим? Нашли ли мы в этом царстве друзей и помощников? Кто они? Какие произведения из этого раздела вам больше всего понравились? Объясните свой выбор. Цели: проверить, как учащиеся усвоили основные понятия раздела; вырабатывать навыки выразительного чтения; развивать интерес к перечитыванию художественных произведений для получения новых знаний; стимулировать к заучиванию понравившихся произведений |
Писатели, поэты, иллюстрации, действующие лица, жанр произведения, азбука |
Знания: научатся выразительно читать произведение, вникать в смысл прочитанного. Умения:
анализировать и сравнивать произведения одного раздела, выделять в них общее |
Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: рефлексия способов и условий действий; смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависимости от цели. Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, координировать и принимать различные позиции во взаимодействии |
Устойчивое следование в поведении социальным нормам, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности, принятие образа «хорошего ученика» |
||
7 |
|
|
Урок-обобщение «Жили-были буквы» (с. 26–28) |
1 |
В каком царстве мы с вами гостим? Нашли ли мы в этом царстве друзей и помощников? Кто они? Какие произведения из этого раздела вам больше всего понравились? Объясните свой выбор. Цели: проверить, как учащиеся усвоили основные понятия раздела; вырабатывать навыки выразительного чтения; развивать интерес к перечитыванию художественных произведений для получения новых знаний; стимулировать к заучиванию понравившихся произведений |
Писатели, поэты, иллюстрации, действующие лица, жанр произведения, азбука |
Знания: научатся выразительно читать произведение, вникать в смысл прочитанного. Умения:
анализировать и сравнивать произведения одного раздела, выделять в них общее |
Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: рефлексия способов и условий действий; смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависимости от цели. Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, координировать и принимать различные позиции во взаимодействии |
Устойчивое следование в поведении социальным нормам, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности, принятие образа «хорошего ученика» |
||
Сказки, загадки, небылицы 6ч. |
|||||||||||
8 |
|
|
Е. Чарушин «Теремок» (с. 30–37) |
1
|
Воспринимать на слух произведение. Отвечать на вопросы по содержанию художественного произведения.Читать вслух плавно по слогам и целыми словами; передавать интонационно конец предложения. Знать почему часто говорят: «Сказка – ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок»? выявлять особенности народных и авторских сказок; познакомиться створчеством Е. Чарушина; учить называть действующих лиц, работать с художественными текстами, доступными для восприятия, читать целыми словами, понимать прочитанное, пересказывать, совершенствовать навыки выразительного чтения и пересказа |
Сказки, загадки, небылицы, персонажи сказок, действующие лица, авторские сказки, народные сказки |
Знания: научатся отличать народные сказки от авторских. Умения: работать с художественными текстами, доступными для восприятия, читать целыми словами, понимать прочитанное, пересказывать, совершенствовать навыки выразительного чтения и пересказа |
Регулятивные: отбирать адекватные средства достижения цели деятельности. Познавательные:
контролировать и оценивать процесс и результат деятельности, ориентироваться
в речевом потоке, |
Социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, осознание ответственности человека за общее благополучие |
||
9 |
|
|
Русская народная сказка (с. 38–41) |
1
|
Воспринимать на слух произведение. Отвечать на вопросы по содержанию художественного произведения. Читать
вслух
плавно по слогам и целыми словами; передавать интонационно конец
предложения. Работать с художественными текстами, доступными для
восприятия, читать целыми словами, понимать прочитанное, пересказывать с
опорой
|
Сказки, загадки, небылицы, персонажи сказок, действующие лица, авторские сказки, народные сказки |
Знания: научатся выделять в сказке наиболее выразительные эпизоды, воспроизводить ситуации сказок по рисункам и воспоминаниям. Умения: работать с
художественными текстами, доступными для восприятия, читать целыми словами,
понимать прочитанное, пересказывать с опорой |
Регулятивные: формировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила, принимать позиции слушателя, читателя в соответствии с задачей. Познавательные: осуществлять
поиск и выделение информации, выбирать вид чтения Коммуникативные: формулировать
собственное мнение |
Социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, осознание ответственности человека за общее благополучие |
|
|
10 |
|
|
Загадки, песенки, потешки (с. 42–45) |
1 |
Воспринимать на слух произведение. Отвечать на вопросы по содержанию художественного произведения. Научатся различать произведения малых фольклорных жанров; понимать народную мудрость, заложенную в сказках, отгадывать загадки, самим их |
Загадки, песенки, потешки, ребусы, русские народные песни, диалог |
Знания: научатся различать произведения малых фольклорных жанров. Умения: понимать народную мудрость, заложенную в сказках, отгадывать загадки, самим их придумывать, объяснять их смысл, подбирать нужную интонацию и ритм для чтения небылиц и потешек, совершенствовать навыки выразительного чтения |
Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: рефлексия способов и условий действий; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности, формулировать собственное мнение и позицию, строить монологическое высказывание. Коммуникативные:
формулировать собственное мнение
|
Мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя, осознание своей этнической принадлежности) |
||
11 |
|
|
Небылицы. Русские народные потешки. Стишки и песенки из книги «Рифмы Матушки Гусыни» (с. 46–51) |
1 |
Воспринимать на слух произведение. Отвечать на вопросы по содержанию художественного произведения.
подбирать нужную интонацию и ритм для чтения небылиц и потешек, упражняться в темповом чтении отрывков из произведений, соотносить темп чтения с содержанием прочитанного, соотносить иллюстрацию с содержанием текста |
Небылицы, небывальщина, перевёртыши, заглавие |
Знания: научатся различать произведения малых фольклорных жанров. Умения: подбирать нужную интонацию и ритм для чтения небылиц и потешек, упражняться в темповом чтении отрывков из произведений, соотносить темп чтения с содержанием прочитанного, соотносить иллюстрацию с содержанием текста |
Регулятивные: выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своего действия. Познавательные: осознанно
Коммуникативные:
аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в
сотрудничестве |
Осознание своей
этнической принадлежности, уважительное отношение к иному мнению, истории и
культуре других народов, самооценка |
|
|
12 |
|
|
А. С. Пушкин «Ветер, ветер…», «Ветер по морю гуляет…», «Белка песенки поёт…» (с. 52–53) Как хорошо уметь читать «Петух и собака (с54-57)
|
1 |
Воспринимать на слух произведение. Отвечать на вопросы по содержанию художественного произведения.
познакомятся с творчеством великого русского поэта А. С. Пушкина. подбирать нужную интонацию и ритм для чтения, декламировать (наизусть) стихотворные произведения, высказывать свои впечатления о прочитанном, совершенствовать навыки выразительного чтения стихотворений |
Звукоподражание, народная сказка, авторская сказка |
Знания: познакомятся
А. С. Пушкина. Умения: подбирать нужную интонацию и ритм для чтения, декламировать (наизусть) стихотворные произведения, высказывать свои впечатления о прочитанном, совершенствовать навыки выразительного чтения тироваться в структуре книги, сравнивать различные стихотворений произведения малых и больших жанров: находить общее и отличия |
Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, применять правила в планировании способа решения. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах. Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения, предлагать помощь и сотрудничество |
Осознание своей этнической принадлежности, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности |
||
13 |
|
|
Урок-обобщение «Cказки, загадки, небылицы» Из старинных книг «Гусь и журавль»(58-62) |
1 |
Воспринимать на слух произведение. Отвечать на вопросы по содержанию художественного произведения. Выполнить самостоятельную работу.
|
Звукоподражание, народная сказка, авторская сказка |
Умения: подбирать нужную интонацию и ритм для чтения, декламировать (наизусть) стихотворные произведения, высказывать свои впечатления о прочитанном, совершенствовать навыки выразительного чтения тироваться в структуре книги, сравнивать различные стихотворений произведения малых и больших жанров: находить общее и отличия |
Коммуникативные: определять общую цель и пути ее достижения, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь
|
|
|
|
Апрель, апрель. Звенит капель!.. 5ч. |
|
||||||||||
14 |
|
|
А. Плещеев «Сельская песенка». А. Майков «Весна», «Ласточка примчалась…» (с. 64–65) |
1 |
Узнают чем простое
повествовательное описание отличается познакомятся с произведениями А. Плещеева, А. Майкова; учиться прислушиваться к звучанию стихотворных текстов, сравнивать их, находить главную мысль произведения; формировать навыки выразительного чтения; развивать творческие способности воображение, фантазию; |
Стихотворение, художественное произведение, поэты, искусство слова, ритм, рифма |
Знания: наизусть стихотворение (по выбору). Умения: работать с художественными текстами, доступными для восприятия, читать тексты целыми словами с элементами слогового чтения, находить заглавие текста, главную мысль, называть автора произведения, различать в практическом плане рассказ, стихотворение |
Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата. Познавательные: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания |
Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, эстетические потребности, ценности и чувства |
|
|
15 |
|
|
Т. Белозёров «Подснежник». С. Маршак «Апрель» (с. 66–67) |
1
|
характер, привлекая текст произведения и свой читательский и жизненный опыт. Передавать характер героя с помощью жестов, мимики, изображать героев. Определять главную мысль; соотносить главную мысль с содержанием произведения. Составлять план пересказа прочитанного: что произошло в начале, потом, чем закончился рассказ. Находить в стихах слова с созвучным окончанием. Находить слова, которые помогают представить самого героя или его речь. Использовать приём звукописи при изображении различных героев. Читать стихи наизусть. Участвовать в конкурсе чтецов; декламировать стихи на публику; оценивать себя в роли чтеца. Проверять себя и оценивать свои достижения (с помощью учителя) |
Стихотворение, художественное произведение, поэты, искусство слова, ритм, рифма |
Знания: наизусть стихотворение (по выбору). Умения: работать с художественными текстами, доступными для восприятия, читать тексты целыми словами с элементами слогового чтения, находить заглавие текста, называть автора произведения, различать в практическом плане рассказ, стихотворение |
Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. Познавательные:
называть Коммуникативные: координировать и принимать различные позиции во взаимодействии |
Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, эстетические потребности, ценности и чувства |
|
|
16 |
|
|
И. Токмакова «Ручей». Е.Трутнева «Когда это бывает?» (с. 68–73) |
1 |
Познакомятся
работать с художественными текстами, доступными для восприятия, читать тексты целыми словами |
Прозаическая |
Знания:
познакомятся
Умения: работать с художественными текстами, доступными для восприятия, читать тексты целыми словами с элементами слогового чтения, находить заглавие текста, называть автора произведения, различать в практическом плане рассказ, стихотворение |
Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности, адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок. Познавательные: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов. Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач |
Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, эстетические потребности, ценности и чувства |
|
|
17 |
|
|
Из старинных книг. А. Майков «Христос Воскрес!». Урок-обобщение «Апрель, апрель! Звенит капель…» (с. 74–78) |
1 |
Познакомятся с некоторыми традициями и обычаями нашего народа; приводить примеры художественных произведений по изученному материалу, выразительно и осознанно читать целыми словами, составлять простейший рассказ о своих впечатлениях по прочитанному Проверять чтение друг друга, оценивать свои достижения. Учиться работать в паре, обсуждать прочитанное, договариваться друг с другом
|
Православные праздники, Светлая Пасха, традиции, обычаи |
Знания:
познакомятся
Умения: приводить примеры художественных произведений по изученному материалу, выразительно и осознанно читать целыми словами, составлять простейший рассказ о своих впечатлениях по прочитанному |
Регулятивные: выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своего действия. Познавательные: осознанно Коммуникативные: определять общую цель и пути ее достижения, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь |
Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий, эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им |
||
18 |
|
|
Урок-обобщение «Апрель, апрель! Звенит капель…» (с. 74–78) |
1 |
Познакомятся с некоторыми традициями и обычаями нашего народа; приводить примеры художественных произведений по изученному материалу, выразительно и осознанно читать целыми словами, составлять простейший рассказ о своих впечатлениях по прочитанному;э.Проверять чтение друг друга, оценивать свои достижения. Учиться работать в паре, обсуждать прочитанное, договариваться друг с другом
|
Стихотворение, художественное произведение, поэты, искусство слова, ритм, рифма |
Знания:
познакомятся
Умения: приводить примеры художественных произведений по изученному материалу, выразительно и осознанно читать целыми словами, составлять простейший рассказ о своих впечатлениях по прочитанному |
Регулятивные: выполнять учебные действия в материализованной и умственной формах, использовать речь для регуляции своего действия. Познавательные: осознанно Коммуникативные: определять общую цель и пути ее достижения, адекватно оценивать собственное поведение и оказывать в сотрудничестве взаимопомощь |
|
||
|
И в шутку и всерьёз 5ч. |
|
|||||||||
19 |
|
|
И. Токмакова «Мы играли Я. Тайц «Волк». Г. Кружков «Ррры!» (Ч. 2, с. 4–8) |
1
|
Прогнозировать содержание раздела. Подбирать книги к выставке в соответствии с темой раздела, рассказывать о книгах с выставки в соответствии с коллективно составленным планом. Воспринимать на слух художественное произведение. Учиться работать в паре, обсуждать прочитанное, договариваться друг с другом. Читать стихи с разным подтекстом, выражая удивление, радость, испуг. Отличать юмористическое произведение; находить характерные черты юмористического текста. Определять настроение автора. |
Юмористическое произведение, вопросительная и восклицательная интонация, «В каждой шутке есть доля правды…» |
Знания: познакомятся
Умения: читать по ролям, инсценировать, пересказывать по опорным словам, выразительно и осознанно читать целыми словами, составлять простейший рассказ о своих впечатлениях по прочитанному |
Регулятивные: предвидеть уровень усвоения знаний, его временные характеристики. Познавательные: самостоятельно
выделять и формулировать познавательную цель, использовать общие приёмы Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, строить понятные для партнёра высказывания |
Начальные навыки
адаптации |
|
|
20 |
|
|
Н. Артюхова «Саша-дразнилка» |
1 |
Объяснять смысл названия произведения. Придумывать свои заголовки. Находить слова, которые отражают характер героя. Передавать при чтении настроение стихотворения. Читать по ролям, отражая характер героя произведения. Исправлять допущенные ошибки при повторном чтении. Сравнивать произведения на одну и ту же тему; находить сходства и различия. Оценивать свои достижения
|
Рассказ, «В каждой шутке есть доля правды…», качества характера |
Знания:
научатся
прогнозировать текст, Умения: находить |
Регулятивные: выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своего действия, вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата. Познавательные: самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности |
Начальные навыки
адаптации |
||
21 |
|
|
К. Чуковский «Федотка». О. Дриз «Привет» (с. 12–13) |
1
|
Воспринимать на слух художественное произведение. Учиться работать в паре, обсуждать прочитанное, договариваться друг с другом. Читать стихи с разным подтекстом, выражая удивление, радость, испуг. Отличать юмористическое произведение; находить характерные черты юмористического текста. Определять настроение автора. Объяснять смысл названия произведения. Придумывать свои заголовки. Находить слова, которые отражают характер героя. Передавать при чтении настроение стихотворения. Читать по ролям, отражая характер героя произведения. Исправлять допущенные ошибки при повторном чтении. |
Прямое и переносное значение слов (горячий привет и горячий пирог), тёплые дружеские отношения |
Знания: научатся оценивать поведение героев. Умения:
наблюдать, как сам автор относится к своим героям, вникать в смысл читаемых
слов, находить |
Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, предвосхищать результат. Познавательные: осуществлять смысловое чтение, выбирать вид чтения в зависимости от цели, выделения существенных признаков. Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь |
Этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость |
||
22 |
|
|
И. Пивоварова «Кулина- ки-пулинаки» (с. 14–16). О.
Григорьев И. Токмакова «Разговор Лютика и Жучка» К. И. Чуков-ский «Телефон» (с. 17–21) |
1 |
Воспринимать
на слух художественное произведение. Учиться работать в паре, обсуждать
прочитанное, договариваться друг с другом;
читать тексты с различными речевыми задачами: посочувствовать герою,
улыбнуться ему, посмеяться вместе с ним |
Скороговорка, пословицы |
Знания: научатся
читать тексты с различными речевыми задачами: посочувствовать герою,
улыбнуться ему, посмеяться вместе с ним Умения: читать по ролям, анализировать произведение, делать выводы; упражняться в темповом чтении скороговорок, проверять чтение друг друга, оценивать свои достижения, оценивать свой ответ в соответствии с образом |
Регулятивные:
выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации, определять последовательность промежуточных целей и
соответствующих им действий с учетом конечного результата. Познавательные:
осознанно Коммуникативные: строить монологическое высказывание, слушать собеседника |
Мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя, принятие образа «хорошего ученика») |
||
23 |
|
|
М. Пляцковский «Помощник». Урок-обобщение по теме (с. 22–28) |
1 |
Научатся выборочному
чтению отрывков, которые являются ответом на заданные вопросы, соотносить
свои взгляды на поступки; героев со взглядами друзей и взрослых. ;работать
|
Действующие лица, жанр произведения, опорные слова, пересказ рассказа |
Знания: научатся выборочному чтению отрывков, которые являются ответом на заданные вопросы, соотносить свои взгляды на поступки героев со взглядами друзей и взрослых. Умения: работать
|
Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своего действия. Познавательные:
осознанно Коммуникативные: определять общую цель и пути ее достижения, осуществлять взаимный контроль, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь |
Осознание ответственности человека за общее благополучие, самостоятельность и личная ответственность за свои поступки |
||
|
Я и мои друзья 7ч |
||||||||||
24 |
|
|
Ю. Ермолаев «Лучший друг». |
1 |
Планировать работу на уроке в соответствии с содержанием Анализировать книги на выставке в соответствии с темой раздела. Представлять книгу с выставки в соответствии с коллективно составленным планом. Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать на слух художественное произведение. Обсуждать с друзьями, что такое «настоящая дружба», кого можно назвать другом, приятелем. Читать произведение, отражая настроение, высказывать своё мнение о прочитанном. Обсуждать варианты доброжелательного и необидного способа общения. Определять тему произведения и главную мысль. |
Прозаическая |
Знания: познакомятся
|
Регулятивные: предвидеть возможности получения конкретного результата при реше- |
Навыки сотрудничества в разных ситуациях, |
||
25 |
|
|
Е. Благинина «Подарок» (с. 30–33) |
1
|
Составлять план рассказа. Сравнивать рассказы и стихотворения. Оценивать свой ответ в соответствии с образцом. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Учиться работать в паре, обсуждать прочитанное, договариваться друг с другом. Участвовать в работе группы; распределять работу в группе; находить нужную информацию в соответствии с заданием; представлять найденную информацию группе |
ческое ударение, пауза |
гининой, научатся читать прозаические тексты. Умения: выделять главное, соотносить его с той или иной интонацией, читать по ролям, пересказывать текст, выразительно и осознанно читать целыми словами |
нии задачи. Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные: координировать и принимать различные позиции во взаимодействии, использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления |
умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций, этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость |
||
26 |
|
|
В. Орлов «Кто пер- вый?». С. Михалков «Бараны» (с. 34–36) |
1
|
познакомятся Составлять план рассказа. Сравнивать рассказы и стихотворения. Оценивать свой ответ в соответствии с образцом. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Учиться работать в паре, обсуждать прочитанное, договариваться друг с другом. Участвовать в работе группы; распределять работу в группе; находить нужную информацию в соответствии с заданием; представлять найденную информацию группе |
Вежливые слова |
Знания: познакомятся
Умения: читать выразительно по ролям, работать с иллюстрациями, находить главную мысль в произведении, развивать навык самостоятельного чтения, отрабатывать навык употребления в речи вежливых слов |
Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата, составлять план и последовательность действий. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные:
формулировать собственное мнение и позицию, адекватно оценивать собственное
поведение |
Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций, этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость |
||
27 |
|
|
Р. Сеф «Совет». В. Берестов «В магазине игрушек». В. Орлов «Если дружбой дорожить…» (с. 37–38) |
1 |
Познакомятся
|
Дружба, обида, ссора, спор, советы, правила дружбы |
Знания: познакомятся
Умения: читать выразительно и с правильной интонацией, выразительно и осознанно читать целыми словами; отрабатывать навык употребления в речи вежливых слов; соотносить содержание произведения с пословицами |
Регулятивные: составлять план и последовательность действий, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. Познавательные: самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь |
Социальная
компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое
следование |
||
28 |
|
|
И. Пивоварова «Вежливый ослик» (с. 39–40) Я. Аким «Моя родня». С. Маршак «Хороший
день» |
1 |
Планировать работу на уроке в соответствии с содержанием результатов Анализировать книги на выставке в соответствии с темой раздела. Представлять книгу с выставки в соответствии с коллективно составленным планом. Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать на слух художественное произведение. Учиться работать в паре, обсуждать прочитанное, договариваться друг с другом; использовать речевой этикет, проявлять внимание друг к другу. Читать произведение с выражением. Сравнивать художественный и научно-популярный текст.
|
Вежливые |
Знания: познакомятся
Умения: осуществлять вежливые взаимоотношения с окружающими |
Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, использовать общие приёмы решения задач. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания |
Осознание ответственности человека за общее благополучие, самостоятельность и личная ответственность за свои поступки |
||
29 |
|
|
М. Пляцковский «Сердитый дог Буль». Ю. Энтин (с. 48–49 |
1 |
Планировать
работу на уроке в соответствии с содержанием Прогнозировать содержание
раздела.; познакомятся |
Дружба, товарищи, обида, ссора, спор, советы, правила дружбы |
Знания: познакомятся
|
Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, принимать и понимать алгоритм выполнения заданий. |
Социальная компетентность как готовность к решению моральных |
||
30 |
|
|
Из старинных книг. Урок-обобщение (с. 50–54) |
1
|
Учиться работать в паре, обсуждать прочитанное, договариваться друг с другом; использовать речевой этикет, научатся выделять особенности произведения, устанавливать общие черты и различия, обосновывать своё мнение, различать противоположные качества людей.
|
Взаимоотношения, беспомощность, привязанность, пословицы и поговорки, воспитанный человек |
Знания: научатся выделять особенности произведения, устанавливать общие черты и различия, обосновывать своё мнение, различать противоположные качества людей. Умения: читать вдумчиво и осознанно, формулировать личную оценку поступков героев прочитанных произведений; выразительно и осознанно читать целыми словами; отрабатывать навык употребления в речи вежливых слов |
Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своего действия. Познавательные: осознанно Коммуникативные: определять общую цель и пути ее достижения, осуществлять взаимный контроль, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь |
Осознание ответственности человека за общее благополучие, самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм |
||
|
О братьях наших меньших 6ч |
||||||||||
31
|
|
|
С. Михалков «Трезор». Р. Сеф
|
1 |
Узнают почему животных называют братьями нашими меньшими? Каково назначение человека по отношению к меньшим братьям и окружающей природе?
|
Братья наши меньшие, характер героев, рифма |
Знания: познакомятся с произведениями Умения: читать целыми словами, с элементами слогового чтения, понимать содержание прочитанного, пересказывать текст своими словами и с опорой на картинку. |
Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, предвосхищать результат. Познавательные:
осознанно
|
Этические чувства,
прежде всего доброжелательность |
||
32
|
|
|
В. Осеева «Плохо» (с. 60–61 |
1
|
Получат представление |
Братья наши меньшие, характер героев, рифма |
Знания: познакомятся с произведениями Умения: читать целыми словами, с элементами слогового чтения, понимать содержание прочитанного, пересказывать текст своими словами и с опорой на картинку, упражняться в темповом чтении отрывков из произведений, развивать навык самостоятельного чтения |
Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, предвосхищать результат. Познавательные:
осознанно
Коммуникативные:
определять общую цель и пути ее достижения, адекватно оценивать собственное
поведение |
Этические чувства,
прежде всего доброжелательность |
||
33 |
|
|
И. Токмакова «Купите собаку» (с. 62–65) |
1 |
Узнают откуда берутся
бездомные собаки и кошки? Познакомятся |
Характер героев, рифма, научно-познавательный и художественный тексты, энциклопедия |
Знания: познакомятся
|
Регулятивные: составлять план и последовательность действий, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. Познавательные: использовать общие приёмы решения задач, работать ролей в совместной деятельности с учебником, |
Социальная
компетентность как готовность |
||
34 |
|
|
Г. Сапгир «Кошка», В Берестов «Лягушата» (с66-69) |
1 |
Планировать работу на уроке в соответствии с содержанием Анализировать книги на выставке в соответствии с темой раздела. Представлять книгу с выставки в соответствии с коллективно составленным планом. Воспринимать на слух художественное произведение. Учиться работать в паре, обсуждать прочитанное, договариваться друг с другом; использовать речевой этикет, проявлять внимание друг к другу. Читать произведение с выражением. Сравнивать художественный и научно-популярный текст.
|
Энциклопедия, научно-познавательный и художественный тексты |
Знания: познакомятся
Г. Сапгира, научатся отличать художественный текст от научно-популярного, видеть главную мысль произведения. Умения: отвечать на вопросы, анализировать тон, настроение произведения, рассказывать о прочитанном, аргументировать своё мнение с привлечением текста или других источников; выразительно, осознанно читать целыми словами произведения |
Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. Познавательные: ориентироваться
в разнообразии способов решения задач, осознанно Коммуникативные: договариваться о распределении |
Социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам, осознание ответственности человека за общее благополучие, гуманистическое сознание |
||
35 |
|
|
Как хорошо уметь читать В. Лунин Из старинных книг.с. Аксаков «Гнездо». Разноцветные страницы. (74-77) |
1 |
Планировать работу на уроке в соответствии с содержанием. Анализировать книги на выставке в соответствии с темой раздела. Представлять книгу с выставки в соответствии с коллективно составленным планом. Воспринимать на слух художественное произведение |
Энциклопедия, научно-познавательный и художественный тексты |
Знания: познакомятся
с произведениями
|
ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, предвосхищать результат. Познавательные:
осознанно
Коммуникативные:
определять общую цель и пути ее достижения, адекватно оценивать собственное
поведение |
Социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам, осознание ответственности человека за общее благопоучие, гуманистическое сознание, принятие образа «хорошего ученика» |
||
35 |
|
|
Обобщение по теме «О братьях наших меньших» «Проверь себя» |
1
|
познакомятся отвечать на вопросы,
анализировать тон, настроение произведения, рассказывать |
Энциклопедия, научно-познавательный и художественный тексты |
Знания: научатся сопоставлять произведения на одну и ту же тему, выделять их особенности. Умения: приводить примеры художественных произведений по изученному материалу, составлять собственные рассказы на заданную тему, анализировать положительные и отрицательные действия героев, выразительно и осознанно читать целыми словами |
Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач, осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера; смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависимости от цели. Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; соблюдать правила речевого этикета |
Социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам, осознание ответственности человека за общее благополучие, гуманистическое сознание |
||
|
Этапы оценивания
Чтение и читательская деятельность
В начальной школе проверяются следующие предметные результаты, связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и про себя); умения выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.
При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета, выразительности при характеристике образов. Кроме темпа чтения учитель контролирует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).
Таблица темпа чтения
1-й класс |
|
1 – е полугодие |
2 – е полугодие |
высокий уровень 10-15слов/м |
высокий уровень 30-40 слов/м
|
средний уровень 5-10 слов/м |
средний уровень 25-30 слов/м
|
низкий уровень менее 5 слов/м |
низкий уровень менее 25 слов/м
|
Контрольная проверка навыка чтения проводится один – два раза в четверть у каждого учащегося по следующим критериям:
· беглость
· правильность
· осознанность
· выразительность
Темп чтения не подлежит отметочному оцениванию.
Чтение наизусть
справились |
|
+ |
твердо знает наизусть, выразительно читает |
+ |
знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении перестановку слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности, выразительно читает |
+ |
читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста |
Выразительное чтение стихотворения
Требования к выразительному чтению:
1. Правильная постановка логического ударения
2. Соблюдение пауз
3. Правильный выбор темпа
4. Соблюдение нужной интонации
5. Безошибочное чтение
справились |
|
+ |
выполнены правильно все требования |
+ |
не соблюдены 1-2 требования |
+ |
допущены ошибки по трем требованиям |
Чтение по ролям
Требования к чтению по ролям:
1. Своевременно начинать читать свои слова
2. Подбирать правильную интонацию
3. Читать безошибочно
4. Читать выразительно
справились |
||
+ |
выполнены все требования |
|
+ |
допущены ошибки по одному какому-то требованию |
|
+ |
допущены ошибки по двум требованиям |
Пересказ
Пересказ – один из заключительных этапов работы над произведением, так как его качество зависит от степени осознания текста.
Пересказ способствует:
- формированию у учащихся навыков грамотного построения предложения;
- развитию речи.
Пересказы по месту и способу подготовки делятся на:
- классные и домашние;
- коллективные и самостоятельные.
Составление плана и озаглавливание частей
1 класс |
Только под руководством учителя |
справились |
|
+ |
пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков |
+ |
допускает 1-2ошибки, неточности, сам исправляет их |
+ |
пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки |
- |
не может передать содержание прочитанного |
Учебно-методическое обеспечение
1. Печатные пособия:
1. Климанова, Л. Ф. Литературное чтение. Поурочные разработки. 1 класс : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л. Ф. Климанова. – М. : Просвещение, 2011.
2. Климанова, Л. Ф. Уроки литературного чтения. 1 класс : метод. пособие / Л. Ф. Климанова. – М. : Просвещение, 2010.
3. Крылова, О. Н. Чтение. Работа с текстом : 1 класс / О. Н. Крылова. – М. : Экзамен, 2011.
4. Литературное чтение. 1 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / Л. Ф. Климанова [и др.]. – М. : Просвещение, 2015.
2. Наглядные пособия:
1. Портреты детских писателей: XIX век : комплект наглядных пособий. – М. : Гном и Д, 2009.
2. Портреты детских писателей: XX век : комплект наглядных пособий. – М. : Гном и Д, 2009.
3. Материально-технические средства:
Доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц,
интерактивная доска, компьютерная техника.
СД- диски. Нетбук.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.