Управление образования и молодежной политики Администрации города Смоленска
муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Эколого-биологический центр «Смоленский зоопарк» города Смоленска
Программа и план работы с одаренными детьми
«Траектория успеха»
Дополнение к рабочей общеобразовательной общеразвивающей программе естественнонаучной направленности
«Экология природных и антропогенных экосистем»
для объединения «Начинающий эколог»
Возраст обучающихся: 11-17 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Куреленкова Маргарита Анатольевна,
педагог дополнительного образования
г. Смоленск, 2019
Пояснительная записка
Талантливые, одаренные люди являются мощным ресурсом общественного развития, способным раскрыть перед страной перспективы социально-экономического, культурного и духовно-нравственного преображения. Забота об одаренных детях сегодня — это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни России в будущем.
Опубликованы Указы Президента Российской Федерации от 29.05.2017 г. №240 «Об объявлении в РФ Десятилетия детства» и от 07.05.2018 г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года». Они предусматривают осуществление прорывного научно-технологического и социально-экономического развития Российской Федерации, создание условий и возможностей для самореализации и раскрытия таланта каждого человека.
Как подчеркивает Президент Российской Федерации В.В. Путин, создание условий, обеспечивающих не только выявление, но и развитие способных и одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных социальных задач государства и общества.
Федеральные государственные образовательные стандарты делают акцент на деятельностный подход в образовательном процессе, т.е. способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности. Важно направить одаренного ребенка не на получение определенного объема знаний, а на его творческую переработку, воспитать способность мыслить самостоятельно, на основе полученного материала.
Сегодня речь идет не только о создании системы выявления и психолого-педагогической поддержки одаренных детей, но и о формировании единого научно-методического и информационного пространства не только на федеральном, но и региональном уровнях. Важность этой задачи требует комплексного подхода к ее решению в каждом образовательном учреждении. Один из ключевых факторов ее решения — формирование эффективной системы работы с одаренными детьми: создание условий для выявления, развития, социальной поддержки талантливых детей, реализации их способностей, обеспечения их всестороннего развития и образования, адекватных современным требованиям.
Одаренность – качественно своеобразное сочетание способностей человека, обеспечивающее успешность выполнения им какого-либо вида деятельности. Одаренный ребенок – ребенок, выделяющийся яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Выявление одаренных детей
Выявление одаренных детей проходит на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие является одним из важнейших аспектов деятельности. Такие дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; доминирующую активную познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний.
Главная цель: формирование единой системы выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей, обеспечение условий для их личностного развития, профессионального самоопределения и самореализации в будущем.
В соответствии с поставленной целью программа решает комплекс основных задач в сфере работы с одаренными детьми:
· повышать качество, доступность и эффективность образовательных услуг в сфере работы с одаренными детьми;
· обеспечивать рост доступности ресурсов и их эффективное использование для выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей, создания условий для их личностного развития, профессионального самоопределения и самореализации.
· Обучающие задачи: формировать предметные знания, умения и навыки; формировать навыки целеполагания, выдвижения гипотезы, постановки задач, формулирования выводов и навыки работы с информационными источниками: научной и методической литературой.
· Воспитательные задачи: формировать устойчивый интерес к исследовательской деятельности; формировать коммуникативные и информационно-коммуникационные навыки учащихся; воспитывать патриотические качества личности, основанные на гордости за достижения отечественной науки.
· Развивающие задачи: развивать у учащихся познавательный интерес, любознательность, творческую активность, навыки самооценки и рефлексии.
С учетом поставленных задач определены следующие стратегические направления развития системы работы с одаренными детьми в объединении «Начинающий эколог».
Направление 1. Совершенствование многовариантной системы развития способностей детей
Для детей необходимо создавать развивающую среду, начиная с раннего возраста. В связи с этим особую актуальность приобретает просвещение родителей по вопросам воспитания и развития детей на всех возрастных этапах.
Данное направление предполагает:
· расширение направлений работы с родителями, функционирование на базе образовательного учреждения консультативных пунктов для родителей (законных представителей), направленных на повышение компетентности родителей в вопросах воспитания и создания наиболее благоприятных семейных условий для формирования личности ребенка и развития способностей с раннего возраста;
· совершенствование инновационных образовательных технологий;
· разработку и реализацию индивидуальных «образовательных маршрутов» с учетом специфики творческой и интеллектуальной одаренности ребенка;
· расширение возможностей педагогической организации свободного времени одаренных школьников в условиях образовательного учреждения;
· расширение возможностей для участия детей в научно-исследовательской и проектной деятельности;
· организацию для одаренных детей фестивалей, конференций, семинаров и других мероприятий.
Направление 2. Осуществление психолого-педагогического сопровождения детей с признаками одаренности
Важным компонентом системы работы с одаренными детьми является психолого-педагогическое сопровождение детей с признаками одаренности, выступающее как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации, сохранения и укрепления здоровья.
Задача формирования самостоятельной, ответственной и социально мобильной личности, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда, определяет необходимость широкого использования в системе сопровождения соответствующих программ развития социальных навыков, способности к личностному самоопределению и саморазвитию одаренных детей.
Психолого-педагогическое сопровождение является личностно-ориентированным и проводится с учетом возрастных и личностных особенностей каждого ребенка.
Данное направление включает:
· индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение (ПЕДАГОГОМ – ПСИХОЛОГОМ) каждого ребенка с признаками одаренности на всех возрастных этапах;
· психолого-педагогическое сопровождение конкурсных мероприятий, слетов, фестивалей для талантливых и одаренных детей;
· разработку и реализацию программ тренингов, студий, лекториев и других форм работы с одаренными детьми, направленных на развитие личности детей, социально-психологическую адаптацию, формирование здорового образа жизни;
Показатели результативности:
· доля детей с признаками одаренности, получивших индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение (выявление одаренности, развитие, поддержку) на разных возрастных этапах;
· наличие психолого-педагогическое сопровождения конкурсных мероприятий, слетов, фестивалей для талантливых и одаренных детей;
· наличие программ тренингов, студий, лекториев и других форм работы с одаренными детьми, направленных на развитие личности детей, социально-психологическую адаптацию, формирование здорового образа жизни;
Принципы работы педагога с одаренными детьми:
· принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
· принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
· принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
· принцип создания условий для совместной работы одаренных учащихся при минимальной помощи педагога;
· принцип свободы выбора направления исследовательских и творческих работ;
· принцип усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися.
Стратегия работы с одаренными детьми
I этап – аналитический – при выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности. Творческий потенциал ребенка может получить развитие в разных образовательных областях.
II этап – диагностический – индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка. На этом этапе проводятся групповые формы работы: конкурсы, «мозговые штурмы», ролевые тренинги, творческие отчеты, проектные задания, участие в интеллектуальных олимпиадах, марафонах, проектах.
III этап – этап формирования, углубления и развития способностей учащихся.
Формы работы с одаренными учащимися
· работа по индивидуальным планам;
· конкурсы и фестивали;
· участие в олимпиадах;
· научно-исследовательские конференции;
· интеллектуальные марафоны;
· творческие мастерские.
Методы работы:
· -анкетирование, опрос;
· - собеседование;
· - тестирование;
· - анализ литературных источников;
· - творческие работы;
· - метод прогнозирования;
· - метод исследования проблемы
Актуальность программы заключается в том, что программа помогает развивать у учащихся научное, критическое мышление, исследовательский, проблемный подход к познанию, реализовать способности и желания. Она служит учащимся базой для создания учебно-исследовательских работ. Другой, не менее актуальной, задачей является воспитание гражданской идентичности учащихся на основе изучения и использования опыта научных открытий отечественных ученых.
Отличительные особенности программы: формирование у учащихся навыков исследовательской деятельности (постановки и проведения эксперимента, наблюдения, работы с научной и методической литературой, умения обобщать и систематизировать полученные результаты и т. д.); учет интересов учащихся, их потребностей и возможностей через применение личностно-ориентированных технологий, технологий индивидуализации и уровневой дифференциации; свобода самостоятельной деятельности, в которой учащийся является непосредственным субъектом, осуществляющим все ее этапы (целеполагание, планирование, реализацию и контроль), что создает наилучшие условия для развития нравственно-волевых качеств; формирование метапредметных и личностных качеств учащихся на основе создания информационно-образовательной среды, соответствующей интересам учащихся и имеющей развивающий характер.
Особенности возрастной группы детей: программа нацелена на совместную работу разновозрастных групп учащихся, желающих проявить и развить свои способности в сфере познания и творчества. Программа разработана для обучающихся возраста 11 -17 лет.
Режим занятий. Основной формой обучения являются индивидуальные занятия с одаренными детьми по специально разработанным информационным картам («дорожным картам»). Проводятся они 1 раз в неделю, но при необходимости – 2 и более раз (это зависит или от уровня сложности выполняемого исследования, или от личной просьбы ребенка).
Условия успешной работы с одаренными учащимися
Осознание важности этой работы и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению. Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.
Материально-технические ресурсы. Учебный кабинет с химической лабораторией; компьютер с выходом в Интернет, экран, принтер, сканер; фотоаппарат; канцелярские товары: бумага для принтера, ножницы, клей, карандаши, ватманы, степлер, скотч, линейки, маркеры, ручки.
Кадровое обеспечение - Педагог, работающий по данной программе.
Прогнозируемые результаты.
Должны знать: основные этапы создания исследовательской работы.
Должны уметь: видеть проблему; самостоятельно формулировать цель и задачи исследования; работать с литературными и информационными источниками; планировать, учитывать, контролировать, оценивать свою работу;
Должны владеть: основными методами исследования (наблюдение, эксперимент, анализ информационных ресурсов и др.).
Формы контроля и подведения итогов реализации программы Оценка качества реализации программы включает в себя вводный, формирующий и итоговый контроль.
Вводный контроль: определение исходного уровня знаний и умений одаренных учащихся, выявление их потребностей («заседание круглого стола»), диагностика личностных качеств. Осуществляется на первом занятии.
Формирующее оценивание: определение уровня усвоения изучаемого материала по тестам, опросам, самооцениванию. Данный вид оценивания осуществляется в ходе практических работ, при выполнении всех этапов исследования в устной, тестовой и «по возможности, в интерактивной форме.
Итоговый контроль: определение результатов работы и степени усвоения теоретических и практических ЗУН, сформированности личностных качеств. Итоговый контроль проводится по результатам прохождения всего курса обучения в виде самооценивания, защиты исследовательских работ и повторной диагностики личностных качеств учащихся.
Оценка теоретических знаний учащихся проводится в процессе собеседований и тестирования. Коллективные презентации и обсуждения исследовательских и проектных работ помогают учащимся еще раз закрепить полученные знания и умения, учесть свои ошибки и приучают справедливо и объективно оценивать работу свою и других.
Результаты реализации программы
Реализация программы предполагает развитие у школьников умений исследовательской деятельности и творческого мышления, особенно таких его характеристик, как беглость, гибкость, оригинальность, умение выступать перед большой и незнакомой аудиторией, уверенно отвечать на вопросы и дискуссировать по вопросам исследовательской работы с членами жюри. Высокий уровень познавательного интереса к предмету. Успешное выступление на конкурсах, олимпиадах, фестивалях и т. д.
Опыт распространения программы: совместные проекты и публичные трансляции результатов. Программа предполагает тесные межпредметные связи с дисциплинами школьного цикла: экология, биология, химия, физика, математика, информатика.
Достижения участников программы
1. Количество исследовательских и творческих работ, количество авторов.
2. Количество и перечень мероприятий, где были представлены данные работы.
3. Количество призеров и победителей.
План работы с одарёнными детьми
№ п/п |
Мероприятие |
Сроки |
1 |
Формирование банка данных учащихся имеющих высокий уровень учебно-познавательной деятельности. |
сентябрь |
2 |
Выявление одаренных детей. Проведение опросов, тестирования и анкетирования учащихся и родителей, тренингов, диагностик по выявлению направления и степени одаренности, уровня развития интеллектуальных возможностей учащихся. |
сентябрь |
3 |
Формирование банка данных основных направлений и тем исследований и творческих работ с учетом сформированного банка учащихся с особыми интеллектуальными и творческими способностями. |
сентябрь |
4 |
Обеспечение индивидуализации и дифференциации учебной нагрузки учащихся в зависимости от уровня развития их познавательной сферы, мыслительных процессов и творческих способностей. Экспериментальная работа. |
сентябрь - июль |
5 |
Разработка планов индивидуальной работы с детьми;
|
сентябрь - июль |
6 |
Участие в предметных олимпиадах, конкурсах, фестивалях, форумах. |
октябрь - июнь |
7 |
Организация консультаций, дополнительных занятий для мотивированных учащихся. Помощь в выполнении исследовательских работ и проектов. |
октябрь - июль |
8 |
Индивидуальная подготовительная работа к публичной защите выполненного проекта или исследовательской работы на уровне объединения, класса, школы. |
октябрь - июнь |
9 |
Индивидуальная подготовительная работа к публичной защите выполненного проекта или исследовательской работы на муниципальном, региональном или всероссийском уровне. |
октябрь - июнь |
10 |
Подготовка команды одаренных детей к городскому и областному слету юных экологов. |
февраль - май |
11 |
Групповое заключительное занятие с одаренными детьми с обсуждением работы на летний период и перспективы на следующий учебный год. |
июнь |
12 |
Анализ работы с одаренными учащимися. Коррекция плана работы на следующий учебный год. |
июль |
13 |
Работа с родителями одаренных детей - Психологическое сопровождение родителей одаренного ребенка; - информационная среда для родителей; - Совместная практическая деятельность одаренного ребенка и родителей; - Поддержка и поощрение родителей одаренных детей на уровне учреждения.
|
сентябрь - июнь |
Общие темы, которые необходимо рассмотреть с одаренным ребенком, независимо от направления его исследования или творческой работы
1. Учись замечать необычное в обычном. Удивительное рядом.
2. Учись наблюдать. Наблюдение как способ видения проблем и ее решения.
3. Учись выдвигать гипотезы и подтверждать или опровергать их в процессе исследования.
4. Учись грамотно отвечать на вопросы и по существу задавать их другим оппонентам.
5. Учись грамотно работать с научными определениями и понятиями.
6. Учись плодотворно работать с научной и методической литературой, с интернет ресурсом.
6. Учись классифицировать и систематизировать исследовательский материал.
7. Учись взаимодействовать с парадоксами.
8. Учись экспериментировать.
10. Учись высказывать собственное мнение, делать правильные выводы и умозаключения.
11 Учись мыслить критически: базовые принципы и приемы.
12. Учись мыслить не только конвергентно, но и дивергентно.
13. Учись правильно оформлять исследовательскую, проектную и творческую работу.
14. Учись правильно себя вести во время защиты собственной работы или проекта.
15. Учись управлять своими эмоциями.
Структура занятия
1. Доверительная беседа педагога, направленная на включение ребенка в проблематику занятия.
2. Выполнение упражнений, направленных на формирование знаний, умений и навыков.
3. Проведение тренингов по заданным темам, как элемент закрепления.
4. Заключительная часть. Рефлексия, которая позволит педагогу оценить эффективность проведенного занятия и откорректировать следующее, чтобы оно было более эффективным в работе с конкретным ребенком.
Экспериментальные работы
Инструктивная карта №1
Экспериментальным путем доказать взаимосвязь животных и растительных организмов, обитающих в водной среде
Оборудование: заполненный аквариум и 4 заполненные водой одинаковые банки с плотными крышками: в первую банку помещают улитку, во вторую – улитку и элодею, в третью – элодею, в четвертую только воду (контроль).
Количество организмов и освещение можно менять. Все изменения условий и характеристику состояния живых организмов необходимо фиксировать.
По результатам проведенной работы дать ответы на следующие вопросы:
1. Какое значение в эксперименте имеет свет?
2. В чем проявляется взаимосвязь между живыми обитателями аквариума и водной средой?
3. Что служит источником пищи для водных животных? Могут ли они ее получать вне водной среды?
4. Какие условия необходимы для жизни водорослей?
5. В чем состоит связь водной и воздушной среды? Как эти две среды влияют на водных обитателей?
6. Почему водоросли и улитки не могут долго жить друг без друга в водной среде?
7. Будет ли зависеть рост водорослей от того, насколько далеко от аквариума находится источник света?
8. Заметь, как растут и питаются водоросли.
Инструктивная карта №2
Свет как фактор экосистемы
Цель: Доказать, что световая энергия служит источником жизнедеятельности экосистемы.
Оборудование: Здоровое растение герани и два кружочка фольги, слабый раствор йода.
Ход эксперимента: Кружочками фольги покрыть два листа герани, через неделю фольгу снять и поместить лист в слабый раствор йода.
Ответить на следующие вопросы:
1. Почему открытая часть листа посинела от йода.
2. Что случится с листом, который закрыт фольгой? Что случится с листом, который освободили от фольги?
Инструктивная карта №3
Обнаружение почвенных беспозвоночных – «разрушителей» отходов
Цель: Ознакомиться с почвенными беспозвоночными-«разрушителями».
Оборудование: Лист плотной бумаги, увеличительное стекло и микроскоп.
Ход эксперимента: Большой лист бумаги положить под дерево, придавив по углам камнями. Через неделю поднять и рассмотреть беспозвоночных. При использовании микроскопа можно увидеть и бактерии.
1. Составить список организмов, найденных на бумаге.
2. Определите их названия, используя справочник.
Инструктивная карта №4
Описание экосистемы
Цели: приобретение навыков характеристики экосистемы, включая известные организмы и связи между ними.
Делая описание, ответить на следующие вопросы:
1. Какие деревья преимущественно растут в данном лесу?
2. Какие растения образуют нижний ярус леса?
3. Какие травянистые растения растут в лесу?
4. Назовите первичных и вторичных консументов.
5. Каких редуцентов вы заметили?
6. Что происходит с остатками детритофагов и редуцентов, когда они умирают?
7. Можно ли утверждать, что редуценты сохраняют жизнь? Да или нет? Почему?
8. Можно ли считать, что редуценты замыкают экосистему? Да или нет? Почему?
9. Какие организмы питаются грибами?
10. Какое влияние оказывают действия человека на экосистемные связи в лесу?
11. Какие проблемы вы могли бы обозначить.
Инструктивная карта №5
Воздействие абиотических факторов на экосистему
Цели: экспериментальное выявление воздействия абиотических факторов, на примере освещенности, на экосистему.
Оборудование: Проростки злаков.
Ход эксперимента: Поместить одну часть проростков в место с хорошей электроподсветкой, а другой – в плохо освещенное место. Сравнить растения через 2-3 недели.
Сделать вывод и ответить на следующие вопросы:
1. Объясните, как влияют на организмы наличие или отсутствие фактора, степень его интенсивности. Может ли это повлиять на экосистему в целом?
2. Какова реакция организма на химические и физические факторы, называемые абиотическими.
3. Назовите несколько растений, которые на один и тот же фактор реагируют по-разному.
4. Какие животные переносят холод хорошо (тепло)?
5. Распределите факторы окружающей среды (температура, свет, кислотность, соленость и др.) на две группы – физические и химические (продолжите этот список).
Инструктивная карта №6
Определение плотности популяции
Цели: Приобретение навыков определения плотности популяции.
Оборудование: аквариум.
1. Вычислите плотность популяции улиток в вашем аквариуме, используя известную методику определения плотности населения.
2. Вычислите плотность населения в своем классе, своем доме.
Инструктивная карта №7
Определение плотности популяции
Цели: Приобретение навыков численного учета популяции методом «вторичного отлова».
Оборудование: непрозрачный мешочек или банка, сухие семена бобов, чернила (лак для ногтей).
Ход расчета:
1. Насыпать в мешочек или в непрозрачную банку сухие семена бобов, 10 из которых помечены чернилом или лаком для ногтей.
2. Начертить таблицу, состоящую из 3-х вертикальных колонок (число отмеченных бобов, процент отмеченных бобов, общее число бобов).
3. Вынуть из банки 10 бобов наугад, посчитать, сколько оказалось помеченных, записать в таблицу (если помеченные не попались, записать «0»). Положить бобы обратно в банку и перемешать.
4. Подсчитать процент помеченных бобов и записать в таблицу.
5. Повторить 3 и 4 пункты не менее 8 раз, не забывая брать строго по 10 штук. Полученные данные занести в таблицу.
6. Подсчитать средний процент отмеченных бобов (по данным второй колонки) и общее число бобов во всех попытках.
7. Подсчитать общее число бобов в банке. Для этого необходимо разделить общее число бобов, использованных в попытках, на средний процент помеченных бобов и умножить на 100.
8. Пересчитать бобы в банке, насколько точен был подсчет?
9. Сделать меньшее число попыток и проверить точность подсчета.
10. Сделать самостоятельные выводы.
Инструктивная карта №8
Влияние абиотических факторов на деятельность почвенных организмов
Цели: провести наблюдения за почвенными микроорганизмами в условиях меняющейся освещенности.
Оборудование: настольная лампа мощностью 100ватт, поддон с водой, воронка, сетка, почва, лупа, бинокулярный микроскоп.
Ход эксперимента:
1. Пробу почвы с живыми обитателями насыпать на металлическую сетку и вставить в широкую воронку, под которой разместить поддон с водой.
2. Приблизительно в 25см от поверхности почвы установить зажженную лампу.
3. Через каждый час опускать лампу ниже на 5см по направлению к почвенной пробе, пока расстояние не уменьшится до 5см. после каждого приближения фиксировать количество упавших в воду почвенных организмов. Собранные организмы исследуйте визуально с помощью лупы и микроскопа. Результаты исследований занести в таблицу, состоящую из 4-х колонок (номер по порядку, расстояние между лампой и почвой, количество выпавших почвенных организмов, систематическая принадлежность почвенных организмов).
4. На основании полученных результатов сделать выводы о влиянии освещенности на жизнедеятельность почвенных организмов.
Инструктивная карта №9
Моделирование механизма «парникового эффекта»
Цели: на упрощенной модели изучить «парниковый эффект» и его воздействие на окружающую среду.
Оборудование: аквариум, песок (почва), пульверизатор с водой, термометр, лампа накаливания.
Ход эксперимента:
1. Насыпать на дно аквариума темный грунт слоем 2-3см и увлажнить его из пульверизатора.
2. Установить в грунт термометр (на картонной подставке) шариком вверх. Накрыть аквариум стеклом. Установить лампу в 20-30см над аквариумом таким образом, чтобы свет падал на шарик термометра
3. В течение 20 минут фиксировать значение температуры через каждую минуту.
4. Выключить лампу, дать температуре упасть до комнатной. Снова увлажнить грунт и повторить эксперимент, сняв крышку.
5. Повторить все этапы работы, заменив темный грунт на светлый.
6. Результаты эксперимента занести в таблицу, построить график и сделать выводы.
Инструктивная карта №10
Исследование снега на общую химическую токсичность методом биотестирования
Цели: определение химической токсичности снега с помощью проростков огурца.
Оборудование: одинаковые по размеру семена огурца одного урожая и сорта (проверенные на всхожесть), чашки Петри, пробы снега, дистиллированная вода.
Ход эксперимента:
1. Взять пробы снега по 20г (2 столовые ложки с горкой) из разных участков города и с разной степенью загрязнения.
2. Поместить по 10 семян в стерильные чашки Петри и добавить в каждую из них талую воду, указав, откуда взята проба.
3. В качестве контроля использовать дистиллированную воду.
4. Наблюдать за всхожестью семян и развитием проростков в течение 9-10 дней.
5. Результаты наблюдений по каждой пробе занести в таблицу, в которой выделено 6 колонок (дни, число проросших семян, сроки проклевывания, скорость роста главного корня, сроки образования боковых корней, суммарная длина всех корней).
6. По скорости роста и вегетативной мощности сделать выводы о степени общей химической токсичности снега в различных частях города.
Творческие проверочные задания
I блок: Экология человека
1. Дать оценку своей жизни и жизни своих близких с точки зрения соответствия биоритмов человека и ритмов планеты.
2. Экологически чистая энергетика. Мифы и реальность (дать оценку с учетом «правила шлейфа»).
3. Исследовать причины такого явления как «радиофобия».
4. Ваши предложения по охране окружающей среды от воздействия «смертоносной восьмерки».
5. Разработать меры по снижению негативного воздействия электромагнитных полей на здоровье человека.
6. Ваши действия при случайном разбивании ртутного термометра или другого ртутьсодержащего прибора.
7. Основы рационального питания. Разработать суточный рацион взрослого человека и ребенка с учетом калорийности и содержания холестерина в потребляемой пище.
8. Как обезопасить продукты питания от воздействия «кухонных ядов».
9. Провести экспертизу экологического качества муки, хлеба, сливочного масла, молока, чая.
10. Основные симптомы инфекционного заболевания и отравлений. Первая доврачебная помощь.
11. Основные показатели функционального здоровья человека.
12. «Мрачная тройка» - прошлое, настоящее и будущее.
13. «Мутная дурь» или «дурная муть». Последствия для здоровья и пути преодоления пагубной привычки.
14. Разработайте кодекс нравственных взаимоотношений между людьми и психического благополучия человека.
II блок: Экология жилища
1. «Главней всего – погода в доме…» Рассмотреть основные источники загрязнения жилых помещений токсичными веществами.
2. Дать экологическую характеристику домашней тепловой энергии.
3. 3.«Ритмический токсикоз» - причины заболевания и пути к выздоровлению.
4. Дать экологическую оценку вентиляционной системе многоэтажного жилого дома.
5. Компьютер – все «за» и «против». Как уменьшить его негативное воздействие на здоровье человека.
6. Проанализировать условия существования с точки зрения экологически опасных веществ.
7. Санитарно-гигиеническая оценка рабочего места и классной комнаты (рабочего кабинета).
8. Санитарно-гигиеническая оценка территории учреждения (детской площадки).
9. Дать оценку психологического климата в классе (в учреждении, в объединении и т.д.)
10. Создать проект экологически безопасной кухни.
11. Детский уголок. Проект экологически безопасной детской комнаты.
12. Мой дом – моя крепость. Проект экологически безопасного жилья.
13. Спроектируйте жилой дом или квартиру (жилой микрорайон) с учетом видеоэкологии и эниологии.
III блок: Социальная экология
1. История экологических кризисов.
2. Урбанизация и экологические проблемы.
3. Основы рационального природопользования.
4. Учение о техносфере и ноосфере.
5. Общественные экологические организации и движения.
6. Основные положения «Экологического манифеста» Н.Ф.Реймерса.
7. Основные направления социологии идеи О.Конта.
8. Пользуясь различными источниками информации (газеты, радио, телепередачи, доступные материалы экологических организаций, соцопросы, личные наблюдения и др.) выявить актуальные проблемы состояния среды своей местности.
9. Провести исследование экологии животных в урбанизированной среде (наметить несколько типичных территорий, заселенных различными животными и провести наблюдения с целью выявления особенностей сообществ).
10. Провести анкетирование и опросы населения с целью социологического анализа скрытых значений статистических данных для получения выводов и их интерпретации.
Исследовательская работа в летнее время
5-7 классы
1. Проект «Мы ждем вас, птицы».
2. Исследование состояния растительности в лесопарковых зонах города.
3. Сделай описание водоема.
4. Экологическое состояние сенокосных лугов.
5. Оценка загрязнения воздуха с помощью лихеноиндикации.
6. Оценка загрязнения воздуха по состоянию хвои сосны.
7. Исследование атмосферы с помощью растений-индикаторов.
8. Определение особенностей химического состава почвы по видовому разнообразию растений.
9. Изучение явления сукцессии на примере дарвиновской площадки.
8-9 классы
1. Исследование почвы на содержание беспозвоночных животных.
2. Определение особенностей химического состава почвы по видовому разнообразию растений.
3. Изменение механических свойств почвы под влиянием деятельности человека.
4. Определение в почве радиоактивных веществ методом биоиндикации.
5. Исследование состояния культурных и дикорастущих растений в городе.
6. Исследование морфологических особенностей листьев растений, растущих на территории промышленных предприятий.
7. Летние явления в жизни растений.
8. Видовой состав орнитофауны города. Наблюдение за птицами, обитающими в городской среде: взаимосвязи со средой, причины вымирания, возможность сохранения популяций.
9-10 класс
1. Исследование геопатогенности собственного жилья.
2. Исследование геопатогенности в местах произрастания деревьев с искривленными и относительно ровными стволами.
3. Изучение проблем водохозяйственной экологии в окрестностях учреждения или собственного жилья.
4. Выявление нарушений пользования водоохранной зоной и разработка водоохранных мероприятий.
5. Выявление существующих и потенциальных очагов загрязнений окружающей среды в своем микрорайоне.
6. Ознакомление с экологическими аспектами местных производственных технологий.
7. Изучение видов и масштабов воздействия на окружающую среду животноводческих ферм и другого агротехнического производства. Разработка природоохранных мероприятий по снижению этого воздействия.
8. Изучение состояния почвенного покрова и причин его деградации.
9. Определение вида местной эрозии почвы и путей ее ликвидации (двор учреждения, дача, завод, поле).
10. Оценить и вычислить количество токсичных веществ от работы автотранспорта на автотрассе и на перекрестке (у светофора).
11. Определение источников шума в своей квартире, на улице.
12. Изучение физические методов отчистки воды в домашних условиях.
Список литературы для педагога
Основной список литературы
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 04.06.2014, с изм. от 04.06.2014) «Об образовании в Российской Федерации»
2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования / Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413
3. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы),//Министерство образования и науки Российской федерации, письмо от 18 ноября 2015 г. № 09-3242
4. Шкаликов В.А. Днепр на Смоленщине. – Смоленск: Маджента, 2014. – 448 с.
5. Внеурочная деятельность: теория и практика. 1-11 классы / Сост. А.В. Енин. – М.: ВАКО, 2015. – 288 с. – (Современная школа: управление и воспитание).
6. Компетентностный подход в дополнительном профессиональном образовании в рамках реализации ФГОС. Корнев Д.В. Учебно-методическое пособие. – М.: УЦ Перспектива, 2014. – 124 с.
Дополнительный список литературы
1. Глушенков О.В., Глушенкова Н.А. Водная флора и растительность – доступные объекты исследования для школьников / Научно-методический журнал «Исследовательская работа школьников» / № 4, 2015, С. 31-41
2. Глушенков О.В., Глушенкова Н.А. Полевой определитель водных сосудистых растений / Научно-методический журнал «Исследовательская работа школьников» / № 4, 2015, С. 42-50
3. Кузнецова Г.Д., Шадров К.Н. Технология работы с талантливой молодежью: курс лекций М.: МГГУ им. М.А. Шолохова, 2010.
4. Степанчук Н.А., Экология. 7-8 классы. Практикум по экологии животных. Практикум по экологии человека. - Волгоград: Учитель, 2009
5. Харитонов Н.П. Методические основы учебно-исследовательской деятельности учащихся в полевой биологии – М.: Лесная страна, 2008. – 28 с.
6. Информационные технологии в работе с одаренной молодежью: сборник статей [Электронный ресурс] / под ред. М. И. Бальзанникова, С.А. Пиявского, В.В. Козлова. – Самара: СГАСУ. 2015.
7. Методические рекомендации по отбору, обработке и анализу гидробиологических проб воды и грунта / Сост. Г.И. Фролова, - М.: Лесная страна, 2008. – 122 с.
8. Журнал непрерывного экологического образования «Библиотека НЭО», № 5 / 08
9. Научно-методический журнал «Наука и практика воспитания и дополнительного образования» / №1, 2013
10. Научно-методический журнал «Наука и практика воспитания и дополнительного образования» / №2, 2013
Список литературы для обучающихся
Основной список литературы
1. Богданов Е.В. Прописаны в Поозерье. – Смоленск: Маджента, 2013. – 512 с.
2. Колесников С.И. Биология: пособие-репетитор: учебное пособие / С. И. Колесников. – 3- е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС. 2016. – 538 с.
3. Косенков Г.Л. «Биологическое разнообразие национального парка «Смоленское Поозерье» (Список видов) – Смоленск: Маджента, 2012. – 380 с.
4. Ласуков Р.Ю. Обитатели водоемов. Карманный определитель. – М.: Лесная страна, Изд. 2-е, изм., 2009, 128 с., с илл. – (Полевые справочники-определители. Средняя полоса Европейской части России).
Дополнительный список литературы
1. Газета «Лесные вести Смоленщины» / №3, 2013
2. Газета «Лесные вести Смоленщины» / №4, 2013
3. Газета «ЭКОлогический вестник Смоленщины» / №1, 2013
4. Газета «ЭКОлогический вестник Смоленщины» / №2, 2013
5. Газета «ЭКОлогический вестник Смоленщины» / №4, 2013
6. Газета «ЭКОлогический вестник Смоленщины» /№9, 2013
7. Газета «ЭКОлогический вестник Смоленщины» / Приложение
8. Деловой журнал для детей от 6 до 18 лет «Юннатский вестник» / октябрь, 2014
9. Журнал «Юннатский вестник» / июль, 2013
10. Информационный бюллетень «Возродим наш лес» / № 13, 2016
11. Информационный бюллетень «Возродим наш лес» / № 12, 2015
12. Национальная электронная детская библиотека (НЭДБ) arch.rgdb.ru
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.