Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Дороховская средняя общеобразовательная школа»
города Бежецк-5 Тверской области
ПРОГРАММА
индивидуальной работы с одаренными детьми
на 2018–2023
учебный год
«Одаренность человека - это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод.
В. А. Сухомлинский.
Составитель: Васильева Юлия Михайловна
Дорохово, 2018
Пояснительная записка
В современном обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели.
Сегодня нужны интеллектуально развитые граждане, которые в будущем смогут определять пути экономического и политического развития страны. Талантливые, одарённые люди являются мощным ресурсом общественного развития. Они способны обеспечить нашей стране социальное, культурное и духовно-нравственное преображение.
Соответственно общество нуждается в школе, которая может подготовить делового человека, отличающегося высоким уровнем творчества и профессионализма, обладающего нравственной позицией, широтой компетенций.
Проблема развития и воспитания одарённых детей имеет важнейшее государственное значение, так как от уровня подготовки будущих специалистов зависит потенциал страны.
На сегодняшний день в Российской Федерации сложилась система работы с талантливыми детьми и молодёжью.
В первую очередь сформирована необходимая нормативно-правовая база, выработаны механизмы финансирования такой работы. Для реализации деятельности педагогам необходимо опираться на документы, регламентирующие деятельность руководящих и педагогических работников в части осуществления работы с одаренными детьми.
Проблема работы с одаренными обучающимися актуальна для современного российского общества. У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для этого, чтобы они могли проявить свои дарования — это умелое руководство со стороны взрослых.
Программа индивидуальной работы учителя по сопровождению одаренных и талантливых детей нацелена на работу с обучающимися по предметам «Изобразительное искусство», «Основы безопасности жизнедеятельности» и внеурочная деятельность.
Программа направлена на развитие интеллектуальных умений обучающихся в области изобразительного искусства на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она дает школьнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления. Программа призвана помочь обучающимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности.
Программа способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию гимназистов, формирует навыки исследовательской деятельности, предполагает использование методов активного обучения.
Целью программы является создание системы условий, направленных на поддержку и развитие одаренных и талантливых обучающихся в области изобразительного искусства:
Задачи:
Ожидаемые конечные результаты реализации программы
1. Направленность работы с ОД
Работа с одаренными и способными детьми в области предметов «Изобразительное искусство», «Основы безопасности жизнедеятельности», а также во внеурочной деятельности, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности учителя.
Среди современных концепций одаренности самой популярной является концепция Дж. Рензулли. Согласно его теории, одаренность - это сочетание 3-х характеристик: интеллектуальные способности, превышающие средний уровень, креативность (творческие способности) и настойчивость (мотивация, ориентированная на определенную задачу). Кроме того, в его теоретической модели учтены знания (эрудиция) и благоприятная окружающая среда. Раскрывая суть одаренности как природного явления, эта концепция определенно указывает направления педагогической работы.
Одаренные дети:
Условно можно выделить следующие категории одаренных детей:
Одаренность - это врожденная способность человека к успешному освоению достаточно сложной деятельности. Одаренными называют людей, имеющих хорошие задатки к развитию способностей, необходимых для соответствующего вида деятельности. Но быть одаренным не значит быть способным, так как человек легко может освоить любой вид деятельности и добиться в нем успехов.
Одаренность определяется обладанием большими способностями. Иногда способности считают врожденными, «данными от природы». Однако научный анализ показывает, что врожденными могут быть лишь задатки, а способности являются результатом развития задатков.
Самой общей и в то же время самой основной способностью человека является аналитико-синтетическая способность. Благодаря этому человек различает отдельные предметы или явления в сложном их комплексе, выделяет главное, характерное, типичное, улавливают самую суть явления, объединяет выделенные моменты в новом комплексе и создает что-то новое, оригинальное.
Никакая отдельная способность не может быть достаточной для успешного выполнения деятельности. Надо чтобы у человека было много способностей, которые находились бы в благоприятном сочетании. Качественное своеобразное сочетание способности, необходимы для успешного выполнения какой-либо деятельности, называется одаренностью.
Одаренность, талант, гениальность проявляются в личности как яркие индивидуально-неповторимые творческие, интеллектуальные, эмоциональные, физические способности в той или иной области человеческой деятельности.
Стратегия работы с одаренными детьми и сроки реализации
I. Диагностика. Организационный этап (сентябрь–октябрь)
1. Изучение диагностических методик, основанных на доступности, информативности емкости.
2. Создание банка методик для диагностирования учащихся с 1 по 11 классы по определению интеллектуальных способностей; банка одарённых талантливых детей.
3. Изучение круга интересов умственной деятельности учащихся путем анкетирования.
4. Изучение личностных потребностей одарённых учащихся путем собеседования.
5. Изучение работы учащихся на уроке путем посещения занятий учителем.
6. Приобретение развивающих программ и методик работы с одаренными детьми.
Практический этап (ноябрь–апрель)
II. Создание благоприятных условий для реализации творческого потенциала одаренных детей
1. Организация консультативной помощи для учащихся целенаправленных на творческую самореализацию и самодостаточность.
2. Информирование учащихся о новейших достижениях науки в избранной ими области умственной деятельности.
3. Знакомство учащихся с новинками литературы. Организация помощи ученикам в подборе литературы.
4. Привлечение творческих учителей, работников культуры для общения с детьми.
5. Обеспечение высокого уровня компьютерной грамотности талантливых учеников.
6. Организация исследовательской и проектной деятельности учащихся.
7. Увеличение времени для самостоятельной работы учащихся и создание стимулирующих условий при наличии оригинальности, рациональности творчества в результатах самостоятельной работы.
III. Развитие творческих способностей
1. Доступность и широкое привлечение учащихся к проведению школьных олимпиад, конкурсов, конференций.
2. Проведение школьных олимпиад.
3. Использование в практике работы с одарёнными детьми следующих приемов:
- творческие ответы;
- выполнение творческих тематических заданий;
- выполнение проблемных поисковых и исследовательских работ;
- выполнение проектов;
- приобщение (в различных формах) к работе учителя;
- повышение степени сложности заданий.
4. Углубленное изучение отдельных предметов.
5. Введение широкого круга разнообразных по тематике элективных курсов, кружков различной направленности.
III. Обобщающий этап (май)
На данном этапе предполагается: соотнесение результатов реализации программы с поставленными целями, распространение опыта работы педагога, проектирование перспектив, путей и способов дальнейшей работы по поддержке и развитию одаренных обучающихся.
2. Развитие продуктивного мышления
Формы работы с одаренными и талантливыми обучающимися.
Помощь одаренным и талантливым обучающимся в самореализации их творческой направленности.
Показатели эффективности реализации программы работы с одаренными и талантливыми детьми по направлению «развитие продуктивного мышления»:
3. Здоровьесберегающие технологии
Основные усилия необходимо сосредоточить на обеспечении оптимальных условий обучения, формирования здорового образа жизни, создании здоровьесберегающей образовательной среды.
Здоровьеформирующее обучение и воспитание должно стать неотъемлемой доминирующей составляющей образовательного процесса, направленного на выработку ценностного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, в сущности - нового мировоззрения нового времени.
Механизмы формирование навыков по сохранению и укреплению своего здоровья и здоровья окружающих через инновационные образовательные технологии здоровьесберегающей направленности:
-технологии дифференцированного обучения;
-технологии коллективного взаимообучения (различные виды групповых работ);
-игровые технологии;
-технология проблемного обучения;
-профилактика ЗОЖ;
-применение на каждом уроке физкультминуток;
- проведение динамических перемен на свежем воздухе;
-поддержание санитарного состояния классных помещений в соответствии с гигиеническими требованиями.
Показатели эффективности реализации программы работы с одаренными и талантливыми детьми по направлению «Здоровьесберегающие технологии»:
· Одаренная, физически, психически здоровая личность.
· Образованная, адаптированная к условиям нестабильного социума, имеющая навыки позитивного коммуникативного общения.
· С устойчивой мотивацией на свое здоровье и здоровье окружающих людей.
· Обладающая знаниями по формированию ЗОЖ.
· Негативно относящаяся к вредным привычкам (алкоголю, курению, наркотикам).
4. Инновационные педагогические технологии
Методическая работа педагога:
|
№ |
Содержание работы с одаренными учащимися
|
Инновационные педагогические технологии (методы и формы взаимодействия учителя с одаренным ребенком) |
Этапы работы учителя |
|
1.
|
Подготовка к участию в предметных олимпиадах школьников
|
1.1.Индивидуальные занятия-консультации с акцентом на самостоятельную работу учащегося с материалом. (работа может выполняться и с группой учеников, но при этом должна быть ориентирована на каждого индивидуально). |
· составить план занятий с ребенком, учитывая тематику его самообразования, склонности, психические особенности; · определить темы консультаций по наиболее сложным и запутанным вопросам; · выбрать форму отчета обучающегося по предмету (тесты, вопросы, задания и т.д.) за определенные промежутки времени; · предоставить ученику: Ø название темы; Ø план изучения темы; Ø основные вопросы; Ø понятия и термины, которые он должен усвоить; Ø практические работы; Ø список необходимой литературы; Ø задания для самопроверки. Для анализа результатов работы оформить таблицу: Ø Предмет; Ø Дата и время консультаций; Ø Главные рассматриваемые вопросы; Ø Время работы с темой по программе; Ø Дополнительные вопросы, не предусмотренные программой; Ø Невыясненные вопросы. |
|
2. |
Исследовательская деятельность обучающегося.
|
2.1 Ученическая научно-исследовательская конференция как индивидуальная форма внеурочной работы 2.2 Конкурс-защита научно-исследовательских работ «Город Мастеров»
|
В процессе исследовательской деятельности обучающегося используются следующие учебные приемы: · -выделение основной проблемы в предложенной ситуации; · -определение темы и цели исследования; · -формулирование и отбор полезных гипотез; · -определение пригодности выбранной для проверки гипотезы; · -разграничение допущений и доказанных положений; · -планирование проверки гипотезы; · -планирование результата; · -составление схем, таблиц для выявления закономерностей, обобщений, систематизации полученных результатов исследования; · - установление связи полученных данных с поставленной проблемой; · -систематизация фактов, явлений; · -использование обобщений и абстрагирования, методов анализа и синтеза, индукции и дедукции; · -установление аналогий; · -формулирование определений и выводов на основе теоретических и фактических исследований; · -решение задачи в новой ситуации; · -написание творческойработы, реферата, выполнение художественной работы в разных техниках живописи, а также творческой работы. |
|
3. |
Интеллектуальные и творческие конкурсы
|
На развитие одаренности направлена и работа по подготовке обучающихся к интеллектуальным и творческим конкурсам: -Муниципальные, региональные, международные и всероссийские конкурсы; -участие в конференциях; -участие в различных сетевых конкурсах; -дистанционные олимпиады/конкурсы/форумы. |
Подготовка предполагает анализ заданий предыдущих конкурсов, систематизацию ЗУН обучающихся по всем разделам школьного курса изобразительного искусства, основам безопасности жизнедеятельности, а также за рамками школьной программы по программам внеурочной деятельности «Ритм», «Креативное рукоделие», «Рукодельница». |
4. |
Выставки-конкурсы творческих работ учащихся
|
Выставки-конкурсы творческих работ учащихся как форма внеурочной работы |
Выставки-конкурсы творческих работ учащихся как форма внеурочной работыс одаренными детьми, при которой в художественную творческую активность обучающихся вносятся соревновательные элементы.
|
|
Показатели эффективности реализации программы работы с одаренными и талантливыми детьми по направлению «Инновационные технологии»: Выполненная «Дорожная карта сопровождения одаренного ребенка».
БАНК ДАННЫХ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ |
|||
№ п/п |
Фамилия, имя |
класс |
Способности |
1. |
Александра И. |
3 |
По
уровню: высокие; |
2. |
Екатерина А. |
8 |
По
уровню: высокие; |
3. |
Евгения Б. |
9 |
По
уровню: высокие;
|
5. Психолого-педагогическое сопровождение
Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей включает в себя несколько этапов:
Диагностический. Его целью является идентификация одаренных детей в области изучения изобразительного искусства, изучение индивидуальных особенностей гимназистов. Использование следующих диагностических методов: наблюдение, беседы, анализ творческих способностей и практических умений, анкетирование, тестирование, социометрические исследования. Работа педагога-предметника совместно с педагогом-психологом направлена на повышение уровня теоретических знаний об особенностях психологии одаренной личности, а также на активизацию и развитие профессионально важных качеств педагогов, необходимых для обеспечения эффективности учебно-воспитательного процесса по предмету.
Информационный. Его целью является повышение психологической компетентности участников педагогического процесса. Включает в себя виды деятельности: индивидуальные и групповые консультации с учащимися, педагогами и родителями по итогам исследований; психолого-педагогические семинары.
Развивающий. Целью этапа является гармоничное
развитие одаренных детей. Включает в себя организацию, проведение
индивидуальных и групповых занятий по адаптации одаренного ребенка в группе
сверстников, создание развивающей среды для таких детей.
Проведение следующих мероприятий: организация и проведение занятий по развитию
творческого мышления учащихся, тренинговые занятия, совместные
коррекционно-развивающие занятия детей и родителей, создание портфолио с целью
формирования мотивации достижения, проектная деятельность учащихся и др.
Аналитический. Мониторинг эффективности работы с одаренными учащимися, который включает в себя анализ результатов деятельности участников педагогического процесса и построение перспективы дальнейшей работы.
Работа с родителями.
· учитывать одаренность как сложное явление;
· учитывать личностные и возрастные способности одаренных детей;
·
создать
условия для формирования у ребенка положительной
«Я-концепции» для полной реализации потенциальных возможностей;
· оказывать помощь в создании семейного микроклимата, в повышении образовательного уровня семьи;
· формировать умение ребенка адаптироваться в социально значимой среде (семье, среди сверстников, педагогов).
Показатели эффективности реализации программы работы с одаренными и талантливыми детьми по направлению «Психолого-педагогическое сопровождение»:
• детская одаренность рассматривается с позиции комплексного подхода во взаимосвязи трех составляющих - выявление, обучение и развитие, опирается на научные критерии одаренности;
•
выявлены основные принципы организации обучения одаренных обучающихся;
• обеспечены необходимые условия непрерывного развития одаренного ребенка.
6. Мониторинг качества знаний
Способы проверки результатов освоения программы
Контроль усвоения учебного материала проходит в течение всего периода
обучения. Формами контроля являются:
- тестирование;
-развивающая игра;
- творческое задание;
- итоговая работа.
Промежуточный: постановка учебной задачи и выводы, правильность
выполнения творческих задач и художественных практических заданий.
Итоговый: портфель достижения обучающегося, проектная деятельность,
творческие задания, проверочные работы, тестовые задания, экспертиза творческих художественных работ.
Учителем проводится анализ успехов каждого ученика и, опираясь на портфолио обучающегося, характеристику классного руководителя, составляется банк данных.
Список использованной литературы
1. Алексеева Н.В. Развитие одаренных детей: программа, планирование, конспекты занятий, психологическое сопровождение. - Волгоград: Учитель, 2012.
2. Анстази А. Психологическое тестирование. – М.: Педагогика, 1982.
3. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. – М, 1991.
4. Беляева Н., Савенков А.И. Одаренные дети в обычной школе // Народное образование. – 1999. – № 9.
5. Больных Е.М., Икрин Г.В., Пиянзина О.П. Личностно-ориентированное образование и развитие одаренности: Научно-методическое пособие. – Екатеринбург: Объединение «Дворец молодежи», 2002.
6. ВьюжекТ.Логические тесты, игра и упражнения. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.
7. Давыдова Г.А. Дорога в будущее. О современных теориях креативности и одаренности // Психологический журнал. – 1999.- № 3.
8. Одаренные дети: Пер. с англ./ Общ.ред. Г.В.Бурменской и В.М.Слуцкого. – М.: «Прогресс», 1991.
9. http://www.booksgid.com/knigi_skachat/15606-odarjonnye-deti.-sbornik.html Одаренные дети / Под ред. Г.В.Бурменской, В.М.Слуцкого. – М., 1991.
12. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников. М.: 2000.
13. Чудновский В.Э., Юркевич В.С. "Одаренность: дар или испытание", М. Знание, 1990.
14. Юркевич В.С. Одаренный ребенок: Иллюзии и реальность М.: Просвещение, 1996.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.