Программа Индивидуальный образовательный маршрут Ребенка дошкольника с ОВЗ (коррекционно-развивающей направленности) на 2019-2020 учебный год
Оценка 4.8 (более 1000 оценок)

Программа Индивидуальный образовательный маршрут Ребенка дошкольника с ОВЗ (коррекционно-развивающей направленности) на 2019-2020 учебный год

Оценка 4.8 (более 1000 оценок)
Документация +1
docx
воспитательная работа
Детсад
07.03.2020
Программа  Индивидуальный образовательный маршрут Ребенка дошкольника с ОВЗ (коррекционно-развивающей направленности) на 2019-2020 учебный год
Программа Индивидуальный образовательный маршрут Ребенка дошкольника с ОВЗ (коррекционно-развивающей направленности) на 2019-2020 учебный год
маршрут.docx

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «ЛЕСНАЯ ПОЛЯНА», ПГТ.НОВЫЙ УОЯН, СЕВЕРОБАЙКАЛЬСКИЙ Р-Н, РЕСПУБЛИКА БУРЯТИЯ

 

 

Программа

 

Индивидуальный образовательный маршрут

Ребенка дошкольника с ОВЗ

(коррекционно-развивающей направленности)

на 2019-2020 учебный год

Автор-составитель:

Воспитатель 

Намдакова Л.В.

 

Ф.И. ребенка: _______________________________

Форма работы: индивидуальные и подгрупповые занятия.

Сопровождающий: в данном случае педагог

 

Пояснительная записка

           

В целях повышения качества образовательных услуг и оказание комплексной психолого-педагогической помощи ребенку с ОВЗ, необходимо психолого-педагогическое сопровождение по индивидуальному образовательному маршруту для устранения недостатков в физическом и психическом развитии конкретного ребенка

При составлении индивидуального маршрута учитывались принципы и подходы по обеспечению взаимосвязи коррекционно-развивающей работы по всем разделам основной общеобразовательной программы с охватом всего комплекса психофизических нарушений ребенка.

Учебно-тематический план («Кто я?», «Я и другие», «Я и окружающий мир»)выстроен с учетом конкретных коррекционно-развивающих задач и интересов ребенка. Программа индивидуального маршрута составлена системно и последовательно с подбором заданий и учебного материала, используя «зону ближайшего развития» ребенка.

Всесторонний многоуровневый подход всех участников образовательных отношений при взаимодействии и согласованности действий в процессе коррекции проблем ребенка дает возможность получения положительной динамики. При непрерывности процесса реализации программы гарантируется ребенку и его родителям (законным представителям) эффективность соответствующей помощи до полного решения проблемы или определение дальнейшего маршрута.

При составлении данной программы большую значимость имеет психолого-педагогическая характеристика, составленная воспитателями и педагогом-психологом на основании диагностического обследования и заключений врачей-специалистов (Приложение 1).

Материально-техническое обеспечение программы соответствует учебно-тематическому плану. Психолого-педагогическое сопровождение строится в соответствии с образовательными областями с учетом используемых программ и методических пособий, обеспечивающих реализацию индивидуального маршрута.

В процессе психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ осуществляется отслеживание динамики развития, корректировка маршрута развития со специалистами и воспитателями, психологическое просвещение и консультирование родителей (законных представителей) по проблемам ребенка.

Планируемые результаты предполагают освоения воспитанником образовательной программы с учетом целевых ориентиров на этапе завершения ребенком дошкольного образования (Приложение 2.).

Данные результаты предполагают устранение трудностей в усвоении ребенком программного материала по формированию математических представлений, развитию речи, ознакомлению с окружающим, развитию изобразительной деятельности и конструированию, что позволяет ребенку подготовиться к школьному обучению.

В процессе коррекции следует добиваться, чтобы игровая деятельность ребенка стала ведущей деятельностью с сопровождением речевой активности и развитым «языком эмоций». Необходимо снизить эмоциональную неустойчивость, возбудимость, устранить недостатки в развитии мелкой и общей моторики, повысить продуктивность изобразительной деятельности, сформировать познавательные процессы,  коммуникативные навыки ребенка.

Цели:

            обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации;

            организация коррекционно-развивающей и консультативной  деятельности, направленной  на предотвращение и устранение проблем развития и социализации детей, посещающих учреждение.

            Задачи:

            выявление характера и причин отклонений в физическом, психичес­ком, нравственном и интеллектуальном развитии ребенка, трудностей в поведении;

            выявление резервных возможностей развития воспитанника;

            определение направлений коррекционно-развивающей, оздоровитель­ной и воспитательной работы;

            определение характера продолжительности и эффективности специальной коррекционной помощи;

подготовка и ведение документации отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния и уровень психологического развития;

            координация усилий воспитателей, специалистов, медицинских работников и родителей в осуществлении коррекционно-развивающего воз­действия на ребёнка;

            разработка рекомендаций для педагогов в обеспечении дифференцированного и индивидуального подходов в образовательном процессе;

            направление на территориальную психолого-медико-педагогическую комиссию (далее - ТПМПК) для определения дальнейшей программы развития, соответствующей особенностям ребёнка.

Данная программа позволяет добиться динамики коррекционно-развивающей деятельности и приблизить развитие ребенка к целевым ориентирам.

Учебно-тематический план

 

Название мероприятия

Участники

Время

Примечание

Анкетирование

участников

образовательных отношений

Ребенок

Родители

Педагоги

Сентябрь

Январь

Май

Индивидуальная

Групповая

(по необходимости)

Психологическое просвещение и консультационная деятельность

по устранению проблем

и коррекция образовательного маршрута (по необходимости)

Родители

Педагоги

1 раз

в месяц

Индивидуальная

Релаксационные занятия

«Пойми себя»

«Живой песок»

«Звездный мир»

«Личная мандала»

«Путешествие»

«Помоги себе сам»

«Мазарт-развитие»

«Песочные фантазии»

 

«Детский релакс»

«Мандала-терапия»

Ребенок

 

 

 

 

 

 

 

 

 

От 4 - 6 человек

2 раза

в месяц

 

 

 

 

 

 

 

 

2 раза в месяц

Индивидуальное

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подгрупповое

Подгрупповые коррекционно-развивающие занятия

«Вместе весело играть!»

От 4 - 6 человек

2 раза

в месяц

Дети с подобными проблемами развития и воспитания

Тренинг коррекции ДРО

(детско-родительских отношений)

Родители вместе

 с ребенком

2 раза

в месяц

Импровизация

Развивающие занятия

«Работа с комплектом «Пертра»

Ребенок

1 раз

в месяц

Индивидуальное

Коррекционно-развивающие занятия

«Кто я?»

«Я и другие»

«Я и окружающий мир»

Ребенок

1 раз

в месяц

Индивидуальное

Рекомендации для педагогов в обеспечении дифференцированного и индивидуального подходов в образовательном процессе

Педагоги

1 раз

в месяц

По необходимости

В течении учебного года

Анкетирование участников по результатам мероприятий

«Обратная связь»

Ребенок

Родители

Педагоги

Май

Индивидуальная

 

Содержание разделов маршрута

в соответствии с образовательными областями

 

Направление

психо-коррекционной работы

Методы и приемы работы

Социально-коммуникативное развитие

Гармонизация

эмоционально-личностной сферы ребенка

Развитие

социально- коммуникативных навыков

Формирование «языка эмоций»

Игротерапия

Релакс в ТСК «Волшебный мир»

Психогимнастика

Нейрогимнастика

Пескотерапия

Музыкотерапия

Мандала-терапия

«Мозарт-развитие»

Речевое развитие

Оптимизация деятельности тела и мозга

Гармоничное развитие взаимодействия между полушариями головного мозга

Активизация речевой деятельности

Формирование позитивного мышления

Устранение проблем с концентрацией внимания

Развитие общей моторики и  произвольной моторики пальцев рук

Нейрогимнастика для мозга

Пальчиковые игры, сопровождающиеся художественным словом

Самомассаж кистей рук

Су-Джок терапия

Мульт-терапия

Логоритмака

Ритмотерапия

Создание условий для улучшения психического здоровья Формирование эмоционального интеллекта

Сказкотерапия

Нейрогимнастика для мозга

Мульт-терапия

 

Развитие интеллекта

Формирование зрительных функцийРазвитие мелкой моторики

Активизация речи и сенсорных способностей

Игровой развивающий комплект «Пертра»

Нейрогимнастика для мозга

Артикуляционная гимнастика

Мультимедийные средства

Познавательное развитие

Развитие всех психических процессов, графомоторных функций, сенсорных способностей

Игротерапия в ССК «Страна Сенсория»

Игровой развивающий комплект «Пертра»

Музыкотерапия

Игротерапия

 «Мозарт-развитие»

Интегративная песочная терапия

Мультимедийные средства

Сказкотерапия

Нейрогимнастика для мозга

Мульт-терапия

Художественно-эстетическое развитие

Снятие мышечных зажимов и

нервно-психического напряжения

Развитие пластичности и ритмичности движений в этюдах, упражнениях, играх

Формирование «языка эмоций»

Психогимнастика

Ритмотерапия.

Нейрогимнастика

Музыка-терапия

Мульт-терапия

Создание условий для укрепления психического здоровья

выражения чувств, развития творческих способностей

Мульт-терапия

Сказкотерапия

Песочная терапия

Мандала-терапия

Арт-терапия

Развитие тактильных ощущений, снятие нервного напряжения, проработка проблемных ситуаций

Формирование «языка эмоций»

Работа с кинетическим песком

Мандала-терапия

Нейрогимнастика

Музыка-терапия

Физическое развитие

Создание условий для укрепления психического и физического здоровья

Активизация различных функций ЦНС за счет обогащенной мультисенсорной среды

Психогимнастика

Нейрогимнастика

Релаксация в ТСК «Волшебный мир»

Игротерапия «Комплекс упражнений, позволяющий частично или полностью преодолеть нарушения психомоторного развития развитие ребенка»

 

 

 

Требования к уровню подготовки обучающегося по данной программе

 

Целевые ориентиры Образовательной программы ДОУ выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы целевые ориентиры на этапе завершения детьми дошкольного образования предполагают формирование у воспитанников детского сада предпосылок к учебной деятельности.

Перечень учебно-методического обеспечения

 

В учреждении созданы все условия для психолого-педагогического сопровождения детей и взрослых.

Материально-техническое обеспечение включает: соблюдение СанПиНа и правил пожарной безопасности, использование технических средств обучения и воспитания в соответствии с возрастными нормами и индивидуальными особенностями развития каждого дошкольника.

В учреждении имеется кабинет педагога-психолога, светлая сенсорная комната (ССК) «Страна Сенсория», темная сенсорная комната (ТСК) «Волшебный мир». Все помещения  оснащены необходимым интерактивным оборудованием и разнообразной развивающей предметно-пространственной средой для осуществления процесса коррекционно-развивающей работы по всем разделам программы.

 

Список литературы

 

1.      Баженова О.А. Тренинг эмоционально-волевого развития.

2.      Болотова Н.П. «Системный подход в психолого-педагогическомсопровождении семьи, с использованием технологии «Мозарт».

3.      Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Диагностические материалы к Программе «От рождения до школы».

4.      Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Программа «От рождения до школы».

5.      Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ.

6.      Гуськова А.А. развитие речевого дыхания детей 3-7 лет.

7.      Датешидзе Т.А. Система коррекционной работы с детьми с задержкой речевого развития.

8.      Денисова Н.Д. Диагностика эмоционально-личностного развития дошкольников 3-7 лет.

9.      Дерюхтна Г.В., Могучая Л.Д. Логопедический массаж.

10.  Ежжанова Е.А., Стребелева Е.А. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание».

11.  Игнатова Л.В., Волик О.И., Кулаков В.Д. Программа укрепления здоровья детей с ЗПР в коррекционных группах.

12.  Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика.

13.  Муратова Л.Г. «Программа психологического сопровождения(диагностика и развитие) личности старшего дошкольника в соответствии с ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»

14.  Набойкина Е.А. Сказки и игры с «особым ребенком».

15.  Павлова Т.Л. Диагностика готовности ребенка к школе.

16.  Перминова Г.А. «Методическое пособие к набору Пертра».

17.   

18.  Соколова Е.В. Психология детей с задержкой психического развития.

19.  Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста.

20.  Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии.

21.  Чистякова М.И. «Психогимнастика».

 

Педагогические технологии в работе с детьми ОВЗ

Технологии обучения здоровому образу жизни:

Игры и упражнения, направленные на развитие коммуникативных навыков, беседы, этюды, игры разной степени подвижности; Игротерапия; Самомассаж и точечный массаж; сухой бассейн; рисование.

Коррекционно-развивающие: элементы сказкотерапии, арттерапии, песочная терапия, акватерапия,

Технологии  музыкального воздействия, технологии воздействия цветом  (хромотерапия, технологии коррекции поведения, психогимнастика, специальные коррекционные методы.

Музыкальная терапия

Применима в целях эффективности работы с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами с физическими, эмоциональными, коммуникативными, когнитивными и социальными потребностями.

Активные формы музыкотерапии: Ритмотерапия, вокалотерапия, хореотерапия, сказкотерапия, игровая психотерапия.

Пассивные формы музыкотерапии: коммуникативная музыкотерапия (установление контакта с ребенком, реактивная музыкотерапия (помощь в разрешении психологического конфликта, регулирующая музыкотерапия (снятие эмоционального и мышечного напряжения).

Вокалотерапия направлена на формирование оптимистического настроения с помощью вокальной деятельности ребенка.

Инструментальная музыкальная терапия направлена на формирование оптимистических настроении с помощью игры на музыкальных инструментах.

Кинезитерапия - дети обучаются технике выражений эмоций с помощью выразительных движений тела, навыкам релаксации. Большое внимание придается коррекции коммуникативных, психологических функций. Кинезитерапия включает в себя: психогимнастику,, ритмопластику, сюжетно-игровую кинезитерапию. Сюжетно-игровая кинезитерапия – вариант двигательной терапии, где все упражнения объединены одним сюжетом и проводятся в игровой форме с подгруппой или группой детей. Основа – игровая импровизация. Интегративная музыкотерапия наряду с музыкой задействует возможности других видов искусства: рисование под музыку, музыкально-подвижные игры, пантомима, пластическая драматизация под музыку, создание стихов, рисунков, рассказов после прослушивания музыки и др. творческие формы.

Рефлексотерапия — воздействие на активные точки ладоней и ступней массажными шариками: массаж Су-Джок (массажное воздействие на рецепторные точки воздействия шипованным шариком или спиралью, шары здоровья (акупунктурное лечебное воздействие деревянными шарами); гидрогелевый арт массаж, арт массаж кинетическим песком.

Психогимнастика (Алябьевой Е. А. и Чистяковой М. И.) - этюды, игры, упражнения, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка с ОВЗ и ребёнка-инвалида (как его познавательной, так и эмоционально-личностной сферы).

Релакс-терапия. Релаксацией называется состояние бодрствования, характеризующееся пониженной психофизиологической активностью, которое ощущается либо во всем организме, либо в любой его системе. При регулярности занятий релаксационные упражнения; постепенно становятся привычкой и ассоциируются с приятными впечатлениями. Релакс-терапия применяется и в качестве расслабления и отдыха детей под негромкую музыку, подбирается классическая музыка, звуки природы. В работе отлично помогает зеркальное полотно и установленная выше роста ребёнка сенсорная лампа-шар, у ребёнка есть возможность отдохнуть в специальной зоне для релаксации, оборудованной удобным комфортным диванчиком-модулем, подушками, лампой-дельфином, картиной, лёгкой разноцветной нитяной шторой-«дождём», все вместе которые дают полное ощущение космичности происходящему, простор для воображения и необычный отдых.

Педагогические технологии

Рефлексивная технология (по Кашлеву С. С.) — модификация рефлексивного круга, отреагирование, обсуждение, подведение итогов в конце занятия.

Технология коллективного творческого дела (модифицированный элемент технологии И. П. Иванова) — коллажи, макеты, совместные работы.

Цветовые игротренинги по Нищевой Н. В и Погосовой Н. М.

ТРИЗ технология Т. С. Альтшуллера (нетрадиционные формы работы , которые ставят ребенка в позицию думающего человека. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!») ИКТ технологии (в методической работе педагога, мини-презентации на занятиях, в коррекционно-развивающей работе — возможность включать в занятие разнообразные компьютерные игры, иллюстрированные развивающие программы (частично, направленные на развитие памяти, внимания, мышления («На что похоже?», «Найди лишнее», «Запомни и назови», «Игры для тигры», игры – раскраски и др)).

Элементы релаксационных методов по Джекобсону и Семенович А. А. - мышечное расслабление, сопровождающееся снятием эмоционального напряжения. Применяется с музыкотерапией (используется классическая музыка, голоса природы): дыхательные упражнения, упражнения на внимание, глазодвигательные упражнения, создание управляемых визуальных образов, расслабление мышц.

Личностно-ориентированные технологии (гуманно-личностные технологии, отличающиеся своей гуманистической сущностью психолого-терапевтической направленностью на оказание помощи ребенку с ослабленным здоровьем, в период адаптации к условиям ОРДД; технология сотрудничества реализует принцип демократизации, равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый - ребенок». Педагог и дети создают условия развивающей среды, изготавливают пособия, игрушки, подарки к праздникам; а так же ритуалы приветствия и прощания) .

Игровая технология

Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть коррекционно-развивающего процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно:

игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;

группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;

группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;

группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.

Создание сайта

Ведение документации

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

Создание условий для стимулирования самостоятельной

 

деятельности

Наличие незавершенных продуктов (контурные и цветные наброски, альбомы и цветные листы для раскрашивания); графических образцов возможных поделок из бросового и строительного материала, построек из строительного материала; разнообразных образцов для копирования (по опорным точкам, по

Клеткам,  по  шаблонам),       классификационных    схем - таблиц,                                      схем последовательных

преобразований.

Создание условий

для развития детской деятельности

Наличие   пособий для      планирования деятельности совместно       с детьми («Календарь событий», «Интересные дела нашей группы») отражающие наглядную информацию о предстоящих событиях; наличие схем, алгоритмов, отражающих последовательность действий; фиксирование результатов деятельности (дневник наблюдений за ростом растений, погодными

явлениями); продукты детской деятельности и стенды для их демонстрации.

Создание условий

для организации детской деятельности

Игрушки и игровые атрибуты, игрушки – предметы оперирования, маркеры игрового пространства, полифункциональные материалы. Материалы для рисования, лепки аппликации. Строительный, природный и бросовый материал. Объекты для исследования в действии, образно-символический материал, нормативно-знаковый материал. Пособия для развития основных видов движений, организации подвижных игр, упражнений спортивного характера. Игры и дидактический материал для развития всех компонентов речи. Разные виды театров; музыкально-дидактические игры; музыкальные инструменты (самодельные «трещалки»,«шумелки»). Материал для ознакомления с трудом и взрослых.

Создание условий для эмоционального благополучия 

Создание располагающей, почти домашней обстановки, в которой дети будут чувствовать себя свободно и комфортно, уютно и уверенно, где дети могут занять себя любимым интересным делом. Оформление должно вызывать эмоции  и  яркие неповторимые  ощущения, способствовать  снятию напряжённости, излишней тревоги, открывать возможность выбора рода занятий, материала, пространства

Создание условий для развития проектной деятельности

Библиотека литературы энциклопедического характера, уголок природы и элементарные «лаборатории»,наборы иллюстративного  материала,

Инициирующие детское любопытство, стимулирующие стремление к вопросам и следованию. ТСО: телевизор, проектор, компьютер, DVD, музыкальный центр и мн.др

Специальная среда

Среда группы содержит материалы для развития мелкой моторики, коррекционная творческого самовыражения, развития мыслительных функций, центры сюжетно-ролевых игр, речевой и театральный и физкультурный уголки, а также материалы для коррекционно-развивающей деятельности Предметно- пространственная среда группы является вариабельной и может изменяться в зависимости от тематики изучаемого материала. Организация предметно развивающей среды в группе направлена на: создание психологически комфортной для ребенка игровой среды и благоприятных условий для воспитания и обучения ребёнка, как в процессе его самостоятельной игровой активности, так и при непосредственной образовательной деятельности.

 

 

Психолого-педагогическое сопровождение

Цель – организация целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для ребенка с ОВЗ, построение для него индивидуального маршрута развития в соответствии с его индивидуальными, психофизическими и возрастными особенностями.

Главным условием психолого-педагогического сопровождения является взаимодействие всех участников воспитательно-образовательного процесса.

Блок

Задачи

Формы реализации

Ответственный

Мониторинговые задачи

- Организация комплексного   психолого-педагогического      изучения ребёнка  в целом

- Мониторинг эффективности  реализации индивидуальной    коррекционно-развивающей    программы

- Обследования ребенка всеми специалистами на психолого-педагогическом консилиуме ОУ

-  Коллегиальное определение трудностей ребенка в каждом конкретном виде деятельности

- Разработка рекомендаций для составления индивидуального маршрута      ребёнка 

- Динамическое наблюдение за динамикой развития ребенка в ходе коррекционно-воспитательного процесса

Специалисты ПМПк

 

 

                                    Специалисты ПМПк

 

 

                                 Председатель ПМПк

 

 

                                                               -Воспитатели. специалисты, участвующие в сопровождении ребенка (педагог-психолог, учитель-дефектолог) в течение всего учебного периода

Воспитательные задачи

- Решение вопросов социализации, повышения самостоятельности ребёнка

- Становления нравственных   ориентиров в деятельности и    поведении

- Воспитание положительных  личностных качеств

 

- Совместная работа специалистов в этом направлении

- Оказание консультативной помощи семьям для решения возникающих    проблем

- Помощь воспитателям в разработке и организации мероприятий  

направленных на решение задач          социально-коммуникативного развития

 Воспитатели

 

                                      Специалисты, участвующие в       сопровождении ребенка

Коррекционно-развивающие  задачи

- Развитие компенсаторных      механизмов

 становления психики и             деятельности ребёнка

- Преодоление и предупреждение у него вторичных отклонений в развитии познавательной сферы, поведения и личностных           ориентиров

 

 

- Тесное сотрудничество всех специалистов учреждения, участвующих в сопровождении ребенка, в решении коррекционно-развивающих задач

- Обучение родителей и воспитателей отдельным психолого-педагогическим приёмам, повышающим эффективность взаимодействия с ребёнком, стимулирующим его активность в повседневной жизни, укрепляющим его веру в собственные возможности.

Специалисты, участвующие в        сопровождении ребенка

Образовательные задачи

 

- Развитие познавательной         активности ребенка

 - Формирование у него всех видов детской деятельности, характерных для данного возрастного     периода.

 

- Продуманная система коррекции всего учебно-воспитательного процесса, всей жизни и деятельности ребенка в ОУ

- Создание творческого союза педагогов, объединенных общими целями

- Разработка интегрированного коррекционно-развивающего календарно-тематического плана работы, построенного на основе комплексной диагностики

- Организация коррекционно-образовательной среды, стимулирующей развитие ребенка.

Эти задачи решаются коллективом специализированного дошкольного учреждения в тесной взаимосвязи всех сотрудников.

 

          

План совместной деятельности 

п/п

Направление деятельности

Специалист

Сроки

1.

Коррекционные занятия с педагогом - психологом

Педагог-психолог

1 раза в неделю

(октябрь-май)

2.

Коррекционные занятия с учителем-логопедом

Логопед

1 раза в неделю

(октябрь-май)

3.

Коррекционные занятия с музыкальным руководителем

Музыкальный руководитель

1 раза в неделю

(октябрь-май)

4.

Коррекционные занятия с инструктором по физическому развитию

 Инструктор по физвоспитанию

1 раза в неделю

(октябрь-май)

          

          

          

          

         Планируемые результаты освоения программы

-      У детей активизируются различные речевые умения в условиях реальных ситуаций общения;

-      У детей усваиваются значения и накапливаются слова;

У детей происходят постановка, закрепление и дифференциация звуков; У детей сформирован навык чтения с губ;

У детей развиты речевое дыхание и голос;

У детей формируются навыки членораздельного произношения, обеспечивающего необходимую базу для полноценного речевого мышления на основе устной речи;

У детей присутствует потребность в устном общении.

По окончании реализации педагогического проекта дошкольники используют:

Слова и фразы, используемые в различных видах деятельности:

своё имя, имена родителей, имена педагогов и воспитателей, имена детей группы, помоги, убери, покажи, поставь, не плачь, не мешай, не шали, будешь не буду, одевайся, раздевайся, бросай, лови, поймал, не поймал, читай, сложи (слово), собери, напиши, читает, пишет, рисует, раздай, собери, растет, лук, морковь, огурец, помидор, свекла, картофель, слива, дыня, виноград, яблоко, груша,, горький сладкий, кислый, вкусный, не вкусный, осень, зима, идет дождь, (снег), дует ветер, небо серое, тучи, снег, лед, падают листья, цветы, трава, катаются на лыжах, (на санках), лепят бабу, холодно, надели, куртка, юбка, брюки, шорты, тапочки, чешки, красивый, живет, прыгает, ползает, лает, 

кормит, ест, белка, еж, волк, лиса, медведь, лошадь, корова, коза, мышка, лягушка, муха, птица, рыба, лес, (в лесу), дома, плывет лодка, самолет, машина, поезд, едет, летит, быстро, живут вместе, любит, бабушка, дедушку, дети, как тебя зовут?, как зовут маму (папу)?, как твоя фамилия?, танцует, поет, шар, флаг, красивый, Новый год, дед Мороз, подарил, подарок, елка, живот, болит, заболел, врач лечит , дал лекарство, повар, варит суп, щи, компот, жарит, котлеты, кухня.

Дошкольники должны уметь

Обращать внимание на лицо говорящего человека, понимать вопросы и задавать их. Выражать просьбы и желания с помощью голоса.

Различать и выполнять действия с опорой на пиктограммы и таблички.

Проговаривать сопряжено и отражённо весь речевой материал на уровне произносительных возможностей каждого ребёнка.

Произносить хорошо знакомые слова и фразы в самостоятельной речи. Заучивать наизусть короткие стихи.

Читать по слогам, затем повторять слово целиком устно.

Взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в различных видах деятельности.

 

Приложение 1.

Психолого-педагогическая характеристика на воспитанника МБДОУ «Лесная поляна»

Фамилия, имя, отчество ребенка                                                   __

Дата рождения                                                        

Название группы                                                    

Срок пребывания в ДОУ                             ______

В каком возрасте поступил в ДОУ                        ______________

Откуда поступил (с участка, из другого ДОУ)                ________

Причина перевода                                                               ________

Оценка адаптации ребенка в группе: а) хорошая, б) удовлетворительная, в) недостаточная, г) плохая, д)  иное  сложная

Особенности латерализации: а) праворукий, 6) леворукий

Особенности игровой деятельности: а) игры соответствуют возрасту, б) преобладают манипулятивные игры, в) игровая деятельность отсутствует, д) иное

Основные трудности, отмеченные в обучении: а) программу усваивает с трудом, б) программу не усваивает

Восприятие: а) не соответствует возрасту, б) имеются нарушения зрительного восприятия, в) имеются нарушения слухового восприятия, г) комплексные нарушения восприятия, д) иное

Внимание: а) устойчивое, б) недостаточно устойчивое, в) неустойчивое 

Память(преобладающая модальность): а) зрительная, б) слуховая, в) моторная, г) смешанная

Особенности памяти (проблемы): а) без выраженных особенностей, б) медленно запоминает и быстро забывает, в) быстро запоминает и быстро забывает г) иные проблемы не выявлены

Мышление: а) соответствуют возрасту, б) недостаточно сообразителен, в) имеет очевидные нарушения мышления

Моторика: а) соответствует возрасту, б) ребенок неловок, неуклюж, в) слабо развита мелкая моторика

Основные трудности в общении: а) трудностей нет, б) не умеет поддерживать игру, в) предпочитает быть в одиночестве, г) плачет, не идет на контакт со взрослыми, детьми д) конфликтен, е) иное предпочитает быть в одиночестве; проявляются вспышки агрессивности

Речевое развитие: а) речь соответствует возрасту, б) речь невнятная, имеются трудности в произношении звуков, в) скудный словарный запас; г) речь грамматически неправильна, д) запинки в речи, е) речи нет;

Социально-бытовые навыки: а) соответствуют возрасту, б) недостаточно сформированы, в) практически не сформированы

Ориентировка в пространстве и времени: а) соответствует возрасту, б) недостаточно сформирована  

Отношение к занятиям, особенности деятельности: а) не соответствует возрасту, б) не способен контролировать свою деятельность, в) неусидчив, не доводит дело до конца, г) мешает педагогу и детям, д) быстро утомляется, е) иное ребенок пассивен, интерес к занятиям не проявляет

Темп деятельности: а) соответствует возрасту, б) сонлив и вял в течение дня, в) темп работы на занятиях неравномерный, г) работает медленно с невниманием, д) темп деятельности быстрый, но деятельность «хаотична и бестолкова»,не принимает участия в занятиях

Соматическое здоровье: а) болеет редко; б) часто болеет простудными заболеваниями, в) имеет хронические заболевания, г) плохой аппетит, д) долго засыпает и беспокойно спит  е) иное сосет палец при утомлении

 

Общая оценка уровня развития и поведения ребенка, предложения педагогов:развитие ребенка не соответствует возрастным нормам и целевым ориентирам;ребенку необходима специализированная помощь.

 

Индивидуальный образовательный маршрут составлен на основании:

результатов диагностического обследования ребенка;

медицинского заключения врача невролога (дата) и врача-психиатра (дата).

 

Дата составления: _______________

Педагог_________________________

Приложение 2.

 

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

·         ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

·         ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

·         ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

·         ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

·         у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

·         ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

·         ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.


 

Программа Индивидуальный образовательный маршрут Ребенка дошкольника с ОВЗ (коррекционно-развивающей направленности) на 2019-2020 учебный год

Программа  Индивидуальный образовательный маршрут Ребенка дошкольника с ОВЗ (коррекционно-развивающей направленности) на 2019-2020 учебный год

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

При непрерывности процесса реализации программы гарантируется ребенку и его родителям (законным представителям) эффективность соответствующей помощи до полного решения проблемы или определение дальнейшего маршрута

При непрерывности процесса реализации программы гарантируется ребенку и его родителям (законным представителям) эффективность соответствующей помощи до полного решения проблемы или определение дальнейшего маршрута

Задачи: выявление характера и причин отклонений в физическом, психичес­ком, нравственном и интеллектуальном развитии ребенка, трудностей в поведении; выявление резервных возможностей развития воспитанника; определение направлений коррекционно-развивающей,…

Задачи: выявление характера и причин отклонений в физическом, психичес­ком, нравственном и интеллектуальном развитии ребенка, трудностей в поведении; выявление резервных возможностей развития воспитанника; определение направлений коррекционно-развивающей,…

Релаксационные занятия «Пойми себя» «Живой песок» «Звездный мир» «Личная мандала» «Путешествие» «Помоги себе сам» «Мазарт-развитие» «Песочные фантазии» «Детский релакс» «Мандала-терапия»

Релаксационные занятия «Пойми себя» «Живой песок» «Звездный мир» «Личная мандала» «Путешествие» «Помоги себе сам» «Мазарт-развитие» «Песочные фантазии» «Детский релакс» «Мандала-терапия»

Направление психо-коррекционной работы

Направление психо-коррекционной работы

Познавательное развитие

Познавательное развитие

Создание условий для укрепления психического и физического здоровья

Создание условий для укрепления психического и физического здоровья

Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в

Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в

Технологии музыкального воздействия, технологии воздействия цветом (хромотерапия, технологии коррекции поведения , психогимнастика , специальные коррекционные методы

Технологии музыкального воздействия, технологии воздействия цветом (хромотерапия, технологии коррекции поведения , психогимнастика , специальные коррекционные методы

Психогимнастика (Алябьевой Е.

Психогимнастика (Алябьевой Е.

На что похоже?» , «Найди лишнее» , «Запомни и назови» , «Игры для тигры» , игры – раскраски и др))

На что похоже?» , «Найди лишнее» , «Запомни и назови» , «Игры для тигры» , игры – раскраски и др))

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

Создание условий для развития проектной деятельности

Создание условий для развития проектной деятельности

Мониторинг эффективности реализации индивидуальной коррекционно-развивающей программы-

Мониторинг эффективности реализации индивидуальной коррекционно-развивающей программы-

Совместная работа специалистов в этом направлении -

Совместная работа специалистов в этом направлении -

Планируемые результаты освоения программы -

Планируемые результаты освоения программы -

Обращать внимание на лицо говорящего человека, понимать вопросы и задавать их

Обращать внимание на лицо говорящего человека, понимать вопросы и задавать их

Память(преобладающая модальность): а) зрительная, б) слуховая, в) моторная , г) смешанная

Память(преобладающая модальность): а) зрительная, б) слуховая, в) моторная , г) смешанная

Общая оценка уровня развития и поведения ребенка, предложения педагогов: развитие ребенка не соответствует возрастным нормам и целевым ориентирам;ребенку необходима специализированная помощь

Общая оценка уровня развития и поведения ребенка, предложения педагогов: развитие ребенка не соответствует возрастным нормам и целевым ориентирам;ребенку необходима специализированная помощь

Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой…

Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой…
Скачать файл