Программа «Индивидуального реабилитационного маршрута».
Выполнила:
Намдакова Л.В., воспитатель высшей категории МБДОУ «Лесная поляна»
Программа
Индивидуальный образовательный маршрут
Ребенка дошкольника с ОВЗ
(коррекционно-развивающей направленности)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «ЛЕСНАЯ ПОЛЯНА»
Автор - составитель:
Намдакова Л.В., воспитатель высшей категории МБДОУ «Лесная поляна»
Индивидуальный реабилитационный маршрут -
целенаправленно проектируемая дифференцированная программа, система конкретных совместных действий администрации, педагогов, специалистов образовательного учреждения, родителей в процессе развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Цель создания индивидуального реабилитационного маршрута:
изучение особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в образовательной организации, а также методов их реализации, максимальная реализация образовательных и социальных потребностей детей с ОВЗ
Обучающийся
Условия
освоения основных образовательных программ всеми учащимися, в том числе, детьми с ограниченными возможностями здоровья :
учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся;
обеспечение преемственности программ дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;
обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи в освоении основных образовательных программ;
возможность для беспрепятственного доступа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к объектам инфраструктуры образовательной организации.
Этапы индивидуального сопровождения
Этап сопровождения ребёнка с ОВЗ | Содержание работы |
I этап - Подготовительный. | Сбор информации о ребенке. Наблюдение за детьми , беседы с ними, Изучение сведений о родителях(законных представителях)беседа с ними, анкетирование; анализ ситуации социального окружения ребенка; изучение данных о развитии ребенка из медицинских карт; анализ протоколов ПМПК и других документов |
II этап – Комплексной диагностики. | Выявление особенностей физического, психического развития, личностной и познавательной сферы ребенка: диагностика речевого развития; педагогическая диагностика, выявление трудностей; определение уровня актуального развития; фиксирование характера отклонений в развитии; определение зоны ближайшего развития. |
III этап – Разработка индивидуального образовательного маршрута | В результате диагностики “команды” специалистов на заседании психолого-медико-педагогического консилиума составляется и утверждается индивидуальный образовательный маршрут, разрабатывается план конкретных мероприятий, направленных на решение выявленных проблем. |
Этап сопровождения ребёнка с ОВЗ | Содержание работы |
IV этап –Деятельностный. Коррекционно-развивающая и образовательная работа по реализации индивидуального образовательного маршрута. | Индивидуальные и групповые занятия с психологом, логопедом, дефектологом, воспитателем, другими специалистами. Консультирование и привлечение родителей к реализации маршрута |
V этап – Рефлексивный. Итоговая диагностика. Анализ результатов. | Мониторинг эффективности реализации индивидуальной коррекционно-развивающей программы. Составление прогноза относительно дальнейшего развития ребёнка. |
Психолого-педагогическая характеристика
на воспитанника МБДОУ «Лесная поляна»
Фамилия, имя, отчество ребенка __
Дата рождения
Название группы
Срок пребывания в ДОУ ______
В каком возрасте поступил в ДОУ ______________
Откуда поступил (с участка, из другого ДОУ) ________
Причина перевода ________
Оценка адаптации ребенка в группе: а) хорошая, б) удовлетворительная, в) недостаточная, г) плохая, д) иное сложная
Особенности латерализации: а) праворукий, 6) леворукий
Особенности игровой деятельности: а) игры соответствуют возрасту, б) преобладают манипулятивные игры, в) игровая деятельность отсутствует, д) иное
Основные трудности, отмеченные в обучении: а) программу усваивает с трудом, б) программу не усваивает
Восприятие: а) не соответствует возрасту, б) имеются нарушения зрительного восприятия, в) имеются нарушения слухового восприятия, г) комплексные нарушения восприятия, д) иное
Внимание: а) устойчивое, б) недостаточно устойчивое, в) неустойчивое
Память(преобладающая модальность): а) зрительная, б) слуховая, в) моторная, г) смешанная
Особенности памяти (проблемы): а) без выраженных особенностей, б) медленно запоминает и быстро забывает, в) быстро запоминает и быстро забывает г) иные проблемы не выявлены
Мышление: а) соответствуют возрасту, б) недостаточно сообразителен, в) имеет очевидные нарушения мышления
Моторика: а) соответствует возрасту, б) ребенок неловок, неуклюж, в) слабо развита мелкая моторика
Основные трудности в общении: а) трудностей нет, б) не умеет поддерживать игру, в) предпочитает быть в одиночестве, г) плачет, не идет на контакт со взрослыми, детьми д) конфликтен, е) иное предпочитает быть в одиночестве; проявляются вспышки агрессивности
Речевое развитие: а) речь соответствует возрасту, б) речь невнятная, имеются трудности в произношении звуков, в) скудный словарный запас; г) речь грамматически неправильна, д) запинки в речи, е) речи нет;
Социально-бытовые навыки: а) соответствуют возрасту, б) недостаточно сформированы, в) практически не сформированы
Ориентировка в пространстве и времени: а) соответствует возрасту, б) недостаточно сформирована
Отношение к занятиям, особенности деятельности: а) не соответствует возрасту, б) не способен контролировать свою деятельность, в) неусидчив, не доводит дело до конца, г) мешает педагогу и детям, д) быстро утомляется, е) иное ребенок пассивен, интерес к занятиям не проявляет
Темп деятельности: а) соответствует возрасту, б) сонлив и вял в течение дня, в) темп работы на занятиях неравномерный, г) работает медленно с невниманием, д) темп деятельности быстрый, но деятельность «хаотична и бестолкова»,не принимает участия в занятиях
Соматическое здоровье: а) болеет редко; б) часто болеет простудными заболеваниями, в) имеет хронические заболевания, г) плохой аппетит, д) долго засыпает и беспокойно спит е) иное сосет палец при утомлении
Общая оценка уровня развития и поведения ребенка, предложения педагогов: развитие ребенка не соответствует возрастным нормам и целевым ориентирам; ребенку необходима специализированная помощь.
Индивидуальный образовательный маршрут составлен на основании:
результатов диагностического обследования ребенка;
медицинского заключения врача невролога (дата) и врача-психиатра (дата).
Дата составления: _______________
Педагог: _________________________
Программа
Индивидуальный образовательный маршрут
Ребенка дошкольника с ОВЗ
(коррекционно-развивающей направленности)
Пояснительная записка
В целях повышения качества образовательных услуг и оказание комплексной психолого-педагогической помощи ребенку с ОВЗ, необходимо психолого-педагогическое сопровождение по индивидуальному образовательному маршруту для устранения недостатков в физическом и психическом развитии конкретного ребенка
При составлении индивидуального маршрута учитывались принципы и подходы по обеспечению взаимосвязи коррекционно-развивающей работы по всем разделам основной общеобразовательной программы с охватом всего комплекса психофизических нарушений ребенка.
Цели программы:
обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации;
организация коррекционно-развивающей и консультативной деятельности, направленной на предотвращение и устранение проблем развития и социализации детей, посещающих учреждение.
Задачи:
выявление характера и причин отклонений в физическом, психическом, нравственном и интеллектуальном развитии ребенка, трудностей в поведении;
выявление резервных возможностей развития воспитанника;
определение направлений коррекционно-развивающей, оздоровительной и воспитательной работы;
определение характера продолжительности и эффективности специальной коррекционной помощи;
подготовка и ведение документации отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния и уровень психологического развития;
координация усилий воспитателей, специалистов, медицинских работников и родителей в осуществлении коррекционно-развивающего воздействия на ребёнка;
разработка рекомендаций для педагогов в обеспечении дифференцированного и индивидуального подходов в образовательном процессе;
направление на территориальную психолого-медико-педагогическую комиссию (далее - ТПМПК) для определения дальнейшей программы развития, соответствующей особенностям ребёнка.
Учебно-тематический план
Название мероприятия | Участники | Время | Примечание |
Анкетирование | Ребенок | Сентябрь | Индивидуальная |
Психологическое просвещение и консультационная деятельность | Родители | 1 раз | Индивидуальная |
Релаксационные занятия | Ребенок | 2 раза | Индивидуальное |
Подгрупповые коррекционно-развивающие занятия | От 4 - 6 человек | 2 раза | Дети с подобными проблемами развития и воспитания |
Тренинг коррекции ДРО | Родители вместе | Импровизация | |
Развивающие занятия | Ребенок | 1 раз | Индивидуальное |
Коррекционно-развивающие занятия | |||
Рекомендации для педагогов в обеспечении дифференцированного и индивидуального подходов в образовательном процессе | Педагоги | 1 раз | По необходимости |
Анкетирование участников по результатам мероприятий | Ребенок | Май | Индивидуальная |
Содержание разделов маршрута
в соответствии с образовательными областями
Направление | Методы и приемы работы |
Социально-коммуникативное развитие | |
Гармонизация | Игротерапия |
Речевое развитие | |
Оптимизация деятельности тела и мозга | Нейрогимнастика для мозга |
Создание условий для улучшения психического здоровья Формирование эмоционального интеллекта | Сказкотерапия |
Развитие интеллекта | Игровой развивающий комплект «Пертра» |
Познавательное развитие | |
Развитие всех психических процессов, графомоторных функций, сенсорных способностей | Игротерапия в ССК «Страна Сенсория» |
Художественно-эстетическое развитие | |
Снятие мышечных зажимов и | Психогимнастика |
Создание условий для укрепления психического здоровья | Мульт-терапия |
Развитие тактильных ощущений, снятие нервного напряжения, проработка проблемных ситуаций | Работа с кинетическим песком |
Физическое развитие | |
Создание условий для укрепления психического и физического здоровья | Психогимнастика |
Требования к уровню подготовки обучающегося по данной программе
Целевые ориентиры Образовательной программы ДОУ выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы целевые ориентиры на этапе завершения детьми дошкольного образования предполагают формирование у воспитанников детского сада предпосылок к учебной деятельности
Перечень учебно-методического обеспечения
В учреждении созданы все условия для психолого-педагогического сопровождения детей и взрослых.
Материально-техническое обеспечение включает: соблюдение СанПиНа и правил пожарной безопасности, использование технических средств обучения и воспитания в соответствии с возрастными нормами и индивидуальными особенностями развития каждого дошкольника.
В учреждении имеется кабинет педагога-психолога, светлая сенсорная комната (ССК) «Страна Сенсория», темная сенсорная комната (ТСК) «Волшебный мир». Все помещения оснащены необходимым интерактивным оборудованием и разнообразной развивающей предметно-пространственной средой для осуществления процесса коррекционно-развивающей работы по всем разделам программы.
Баженова О.А. Тренинг эмоционально-волевого развития.
Болотова Н.П. «Системный подход в психолого-педагогическом сопровождении семьи, с использованием технологии «Мозарт».
Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Диагностические материалы к Программе «От рождения до школы».
Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Программа «От рождения до школы».
Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ.
Гуськова А.А. развитие речевого дыхания детей 3-7 лет.
Датешидзе Т.А. Система коррекционной работы с детьми с задержкой речевого развития.
Денисова Н.Д. Диагностика эмоционально-личностного развития дошкольников 3-7 лет.
Дерюхтна Г.В., Могучая Л.Д. Логопедический массаж.
Ежжанова Е.А., Стребелева Е.А. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание».
Игнатова Л.В., Волик О.И., Кулаков В.Д. Программа укрепления здоровья детей с ЗПР в коррекционных группах.
Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика.
Муратова Л.Г. «Программа психологического сопровождения(диагностика и развитие) личности старшего дошкольника в соответствии с ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»
Набойкина Е.А. Сказки и игры с «особым ребенком».
Павлова Т.Л. Диагностика готовности ребенка к школе.
Перминова Г.А. «Методическое пособие к набору Пертра».
Соколова Е.В. Психология детей с задержкой психического развития.
Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста.
Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии.
Чистякова М.И. «Психогимнастика».
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Целевые ориентиры на этапе
завершения дошкольного образования:
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.