Коррекционно-развивающая программа взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога
ИРИС
(Играем, Развиваем, Исследуем, Сотрудничаем)
В последнее время уделяется большое внимание коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста, имеющими различные отклонения в познавательной и речевой сфере, число которых увеличивается с каждым годом.
Клиническое и психолого-педагогическое обследование детей с речевыми нарушениями выявляет у многих из них характерные недостатки в развитии познавательной сферы, обусловленные речевым дефектом и низкой умственной и физической работоспособностью.
"Дефект какого-нибудь анализатора или интеллектуальный дефект не вызывает изолированного выпадения одной функции, а приводит к целому ряду отклонений" Л.С. Выготский |
У детей логопедических групп при нормальном интеллекте зачастую наблюдается снижение познавательной деятельности и входящих в её структуру процессов: |
Со стороны эмоционально-волевой сферы также наблюдается ряд особенностей:
Отсюда видно необходимость взаимодействия учителя – логопеда и педагога – психолога в логопедических группах детского сада.
Взаимодополняемость позиций педагога-психолога и учителя-логопеда в подходе к ребёнку, сотрудничество во всех направлениях этой работы - необходимое условие обеспечения результативной работы психолого-логопедической службы в детском саду.
Исходя из этого, мы поставили перед собой цель:
создание апробация модели взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое и личностное развитие ребенка.
Для реализации цели были поставлены задачи:
1 Создать модель коррекционно-развивающей деятельности психолога и логопеда как условие речевого и личностного развития ребенка.
2 Обозначить основные направления взаимодействия коррекционно-развивающей деятельности специалистов.
3 Разработать систему работы и формы взаимодействия логопеда и психолога в условиях дошкольной образовательной среды, обуславливающие повышение уровня профессиональной компетентности специалистов и овладение интегрированными способами развития личности ребенка и коррекции речевых нарушений.
Основу организации такого взаимодействия определяют следующие принципы:
Системность. Развитие ребенка - процесс, в котором взаимосвязаны, взаимозависимы и взаимообусловлены все компоненты. Нельзя развивать лишь одну функцию, необходима системная работа по развитию ребенка.
Комплексность (взаимодополняемость ). Развитие ребенка - комплексный процесс, в котором развитие одной познавательной функции определяет и дополняет развитие других функций.
Соответствие возрастным и индивидуальным возможностям. Индивидуальная программа работы с ребенком должна строиться в соответствии с психофизиологическими закономерностями возрастного развития, с учетом факторов риска.
Адекватность требований и нагрузок.
Постепенность и системность, следование от простых и доступных заданий к более сложным, комплексным.
Индивидуализация темпа работ - переход к новому этапу обучения только после полного освоения материала предыдущего этапа.
Модель реализации взаимодействия педагога-психолога и
учителя-логопеда:
· Диагностика - определение тех сторон развития ребенка, которые требуют особого внимания. Диагностика в ходе нашей работы приобрела основные составляющие: определение уровня речевого и психического развития ребенка. Разработка совместного диагностического блока методик, позволяющего сократить время на обследование и сделать его белее содержательным.
· Коррекционно-развивающая работа. На основе комплексной диагностики формируется интегрированный перспективный план коррекционно-развивающих занятий;
· Консультативная работа. Обеспечивает непрерывность сопровождения детей и их семей по вопросам создания дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции и развития.
· Просветительская работа. Коррекционно-развивающий процесс невозможен без участия родителей и педагогов, поэтому для них необходимо проведение консультаций, на которых следует рассказать об особенностях развития ребенка на данный момент, факторах риска и основных направлениях коррекционно-развивающей работы с ними, так же изучить, проанализировать субъект - субъектные отношения в семье, как условия профилактики речевых нарушений.
· Аналитическая работа. Аналитическая деятельность позволит нам отследить эффективность коррекционно-развивающей работы при тесном сотрудничестве логопеда и психолога, т. е. выделить все возможные положительные и отрицательные стороны этой деятельности, так же отследить динамику развития ребенка.
В процессе коррекционно-развивающей деятельности необходима своевременная ранняя поддержка ребенка педагогами и родителями, которая позволяет предупредить многие проблемы и вовремя откорректировать их с наименьшими затратами сил. Считаем, что разработанная модель взаимодействия психолога и логопеда способствует эффективным, качественным изменениям в речевом и психическом развитии детей, профессиональной подготовке педагогов, росту компетентности родителей в области коррекционной педагогики.
План работы психолого-логопедической службы
Сроки |
Тема |
Взаимодействие с детьми |
Взаимодействие с педагогами |
Взаимодействие с родителями |
Сентябрь |
Диагностика |
Диагностика развития познавательных процессов, развитие речи |
Проведение «круглого стола» по итогам диагностики. Составление коррекционно-тематического плана работы. |
Итоги диагностики и задачи на учебный год. Индивидуальные консультации.
|
Октябрь |
Развитие восприятия |
Коррекционно-развивающие занятия по теме. Интегрированное занятие педагога-психолога и учителя-логопеда с применением интерактивной доски.
|
Составление картотеки игр для детей по развитию восприятия |
Консультация «Игровые приемы для развития восприятия» Буклет «Игры для развития восприятия» |
Ноябрь |
Развиваем пространственные представления |
Коррекционно-развивающие занятия с детьми с ТНР по теме. Интегрированное занятие педагога-психолога и учителя-логопеда с применением интерактивной доски.
|
Консультация «Формирование восприятия отношений между предметами и их группами в игре» |
|
Открытое интегрированное НОД с детьми ТНР «Индейцы». |
||||
Декабрь |
Память |
Коррекционно-развивающие занятия с детьми с ТНР по теме. Интегрированное занятие педагога-психолога и учителя-логопеда с применением интерактивной доски.
|
Консультация «Как учить стихи играючи» |
|
|
Папка-передвижка «Развиваем память» Буклет «Игры на развитие памяти» |
|||
Январь |
Внимание |
Коррекционно-развивающие занятия с детьми с ТНР по теме. Интегрированное занятие педагога-психолога и учителя-логопеда с применением интерактивной доски.
|
Консультация по теме «Развитие у детей памяти и внимания. В какие игры можно поиграть» |
Консультация «Развитие внимания» Буклет «Играем вместе с нами!» |
интегрированное НОД с детьми ТНР «Следопыты». |
||||
Февраль |
Мышление (словесно-логическое) |
Коррекционно-развивающие занятия с детьми с ТНР по теме. Интегрированное занятие педагога-психолога и учителя-логопеда с применением интерактивной доски.
|
|
|
Папка-передвижка «Учим детей разгадывать загадки» |
||||
Март |
Развитие эмоциональной сферы
|
Коррекционно-развивающие занятия с детьми с ТНР по теме. Интегрированное занятие педагога-психолога и учителя-логопеда с применением интерактивной доски.
|
Открытое интегрированное НОД с детьми ТНР «». |
|
|
|
|||
Апрель |
Воображение |
Коррекционно-развивающие занятия с детьми с ТНР по теме. Интегрированное занятие педагога-психолога и учителя-логопеда с применением интерактивной доски. |
«Космос» |
|
|
|
|||
Май |
Диагностика |
Диагностика развития познавательных процессов, развитие речи |
Проведение «круглого стола» по итогам диагностики |
Итоги диагностики, рекомендации. Индивидуальные консультации.
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.