РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
(наименование учебного предмета/курса)
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ, НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
(уровень, ступень образования)
ОДИН ГОД
(срок реализации программы)
2014 г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (КУРСА)
Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных — живопись, графика, скульптура; конструктивных — архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства — традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли художника в синтетических (экранных) искусствах — искусстве книги, театре, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
Основные цели преподавания изобразительного искусства:
• развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
• освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
• овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
• воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Эти цели обуславливают следующие задачи:
· совершенствовать эмоционально-образное восприятие произведений искусства и окружающего мира;
· развивать способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни;
· формировать навыки работы с различными художественными материалами.
Указанные цели и задачи отвечают требованию стандарта: «Курс изобразительное искусство для начальной школы направлен на цельность и последовательность развития, сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов»
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Данная программа адресована учащимся 3 класса МБОУ СОШ №5.
Рабочая программа составлена с учетом требований Государственного стандарта начального общего образования по изобразительному искусству 2011 года на основе Примерной программы начального образования по изобразительному искусству, с учетом авторской программы Б.Н.Неменского
В ней представлено развёрнутое учебное содержание предмета, примерное количество часов на изучение основных разделов курса.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю из расчёта 34 рабочих недели).
Срок реализации программы: один год.
Изменений, внесённых в авторскую программу Б.М. Неменского нет.
ФОРМЫ, МЕТОДЫ, ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ
Формы организации образовательного процесса:
Индивидуально-обособленная
Коллективная
Групповая
Методы:
Проблемного обучения (проблемное изложение, частично-поисковые или эвристические, исследовательские)
Организации учебно-познавательной деятельности (словесные, наглядные, практические; аналитические, синтетические, аналитико-синтетические, индуктивные, дедуктивные; репродуктивные, проблемно-поисковые; самостоятельной работы и работы по руководством).
Стимулирования и мотивации (стимулирования к учению: познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоционально-нравственных ситуаций; стимулирования долга и ответственности: убеждения, предъявление требований, поощрения, наказания).
Самостоятельной познавательной деятельности (подготовка учащихся к восприятию нового материала, усвоение учащимися новых знаний, закрепление и совершенствование усвоенных знаний и умений, выработка и совершенствование навыков; наблюдение, работа с книгой; работа по заданному образцу, по правилу или системе правил, конструктивные, требующие творческого подхода).
Технологии обучения:
Личностно ориентированного образования
Игровые
Информационные
Деятельностного метода
Развитие общеучебных умений
ФОРМЫ, СПОСОБЫ И СРЕДСТВА ПРОВЕРКИ И
ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ
При осуществлении контроля знаний и умений учащихся используются:
- рисунки, выполненные учащимися на уроке
ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКТА
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
— изобразительная художественная деятельность;
— декоративная художественная деятельность;
— конструктивная художественная деятельность.
Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
Эти три вида художественной деятельности и являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные искусства, конструктивные искусства, декоративно-прикладные искусства. Одновременно каждый из трех видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу выделения того и иного вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.
Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.
Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.
Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности — форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция — осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.
На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ |
Наименование разделов и тем |
Всего часов |
|
|
Искусство всюду вокруг нас. |
34 ч. |
|
1 |
Искусство в твоём доме. |
8 ч. |
|
2 |
Искусство на улицах твоего города. |
7 ч. |
|
3 |
Художник и зрелище. |
11 ч. |
|
4 |
Художник и музей. |
8 ч. |
|
|
Итого |
34 ч. |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
1. ИСКУССТВО В ТВОЁМ ДОМЕ.
1.1 – 1.8 Внимание обращается на красоту предметов, на рукотворную красоту, которая окружает нас в быту, в доме, на улицах, в театрах, в музеях. Урок-лекция «Искусство в твоём доме». Ткани различного назначения. Обои, посуда в твоём доме. Народные традиции. Твои книги. Промышленная графика.
2. ИСКУССТВО НА УЛИЦАХ ТВОЕГО ГОРОДА.
2.1 – 2.7 Знакомство с искусством, окружающим людей вне дома. Понимание важности сохранения памятников истории, архитектуры. Приобщение к культуре своего народа. Наследие предков – памятники архитектуры. Витрины на улицах. Парки, скверы, бульвары. Памятники. Фонари.
3. ХУДОЖНИК И ЗРЕЛИЩЕ.
3.1 – 3.11 Ввести ученика в мир театра. Дать представление о том, что изобразительное искусство является необходимой частью зрелища. Урок-лекция «Театральное искусство». Театральный грим, костюм. Декорации, занавес, афиша. Театр масок и кукол. Художник, балет и цирк.
4. ХУДОЖНИК И МУЗЕЙ.
4.1 – 4.8 Представление о роли и значении музеев для человека. Музеи призваны хранить, изучать, пропагандировать лучшие произведения искусств. Урок-лекция «Музей искусства». В музеях хранятся картины, скульптуры. Музей памятников архитектуры, декоративно0прикладного искусства.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
§ чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
§ уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
§ понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
§ сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
§ сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
§ овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
§ умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
§ умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности
универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
§ овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
§ овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
§ использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
§ умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
§ умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
§ осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
§ знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
§ знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
§ понимание образной природы искусства;
§ эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
§ применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
§ способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
§ умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
§ усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
§ умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
§ способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
§ способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
§ умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
§ освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
§ овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
§ умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
§ умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
§ изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
§ умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
§ способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
§ умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
§ выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
§ умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Этапы оценивания детского рисунка:
ü как решена композиция: как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выдержана общая идея и содержание;
ü характер формы предметов: степень сходства изображения с предметами реальной действительности или умение подметить и передать в изображении наиболее характерное;
ü качество конструктивного построения: как выражена конструктивная основа формы, как связаны детали предмета между собой и с общей формой;
ü владение техникой: как ученик пользуется карандашом, кистью, как использует штрих, мазок в построении изображения, какова выразительность линии, штриха, мазка;
ü общее впечатление от работы: возможности ученика, его успех, его вкус.
«5» - поставленные задачи выполнены быстро и хорошо, без ошибок; работа выразительна, интересна
«4» - поставленные задачи выполнены быстро, но работа не выразительна, хотя и не имеет грубых ошибок
«3» - поставленные задачи выполнены частично, работа не выразительна, в ней можно обнаружить грубые ошибки
«2» - поставленные задачи не выполнены.
УЧЕБНОЕ И УЧЕБНО_МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для учащихся:
1. Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Н.А.Горяева, Л.А.Неменская, А.С.Питерских и др.]; под ред. Б.М.Неменского. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 144 с. : ил. – ISBN 918-5-09-028743-2
Для учителя:
1. Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Н.А.Горяева, Л.А.Неменская, А.С.Питерских и др.]; под ред. Б.М.Неменского. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 144 с. : ил. – ISBN 918-5-09-028743-2
2. Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки. 1-4 классы / [Б.Н.Неменский, Л.А.Неменская, Е.И.Коротеева и др.]; под ред. Б.Н.Неменского. – 2-у изд. – м.: Просвещение, 2013. – 240 с. – ISBN 978-5-09-029-966-4.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Условные обозначения: МП –мультимедийная презентация
ЭОР-электронные образовательные ресурсы
ФХ-фонохрестоматия
ИД-интерактивная доска
№ п/п |
Содержание (раздел, тема урока) |
Кол-во часов |
Сроки проведения |
Наглядно-техническое оснащение урока |
Примечание |
|
план |
факт |
|||||
Искусство в твоём доме. 8 ч. |
||||||
1 |
Твои игрушки. Лепка игрушки из пластилина. |
1 |
|
|
|
|
2 3 |
Посуда у тебя дома. Изображение сервиза из нескольких предметов. |
2 |
|
|
|
|
4
|
Обои и шторы у тебя дома. Эскизы обоев для комнаты и штор. |
1 |
|
|
|
|
5 |
Мамин платок. Эскиз праздничного платка для мамы. |
1 |
|
|
|
|
6 7 |
Твои книжки. Иллюстрация обложки для книжки. |
2 |
|
|
|
|
8 |
Труд художника для твоего дома (обобщение темы). Беседа. |
1 |
|
|
|
|
Искусство на улицах твоего города. 7 ч. |
||||||
9 |
Памятники архитектуры. Изображение памятника своих мест. |
1 |
|
|
|
|
10 |
Парки, скверы, бульвары. Эскизы парка для отдыха. |
1 |
|
|
|
|
11 |
Ажурные ограды. Проект ажурных ворот из бумаги. |
1 |
|
|
|
|
12 |
Волшебные фонари. Конструирование фонаря из бумаги. |
1 |
|
|
|
|
13 |
Витрины. Проект витрины для магазина из бумаги. |
1 |
|
|
|
|
14
|
Удивительный транспорт. Изображение фантастических машин. |
1 |
|
|
|
|
15 |
Труд художника на улицах твоего города (обобщение темы). Панно «Наш город» |
1 |
|
|
|
|
Художник и зрелище. 11 ч. |
||||||
16 17 |
Художник в цирке. Рисунок на тему циркового представления. |
2 |
|
|
|
|
18 19 |
Художник в театре. Картонный макет для спектакля. |
2 |
|
|
|
|
20 21 |
Театр кукол. Создание бумажных кукол к спектаклю. |
2 |
|
|
|
|
22
|
Маски. Создание масок из бумаги по выбору. |
1 |
|
|
|
|
23 |
Афиша и плакат. Эскиз плаката-афиши к спектаклю. |
1 |
|
|
|
|
24 25 |
Праздник в городе. Рисунок проекта оформления праздника. |
2 |
|
|
|
|
26 |
Школьный карнавал (обобщение темы). Украшение класса. |
1 |
|
|
|
|
Художник и музей. 8 ч. |
||||||
27 |
Музей в жизни города. Экскурсия в музей города. |
1 |
|
|
|
|
28 |
Картина -особый мир. Изображение « Картина-пейзаж» |
1 |
|
|
|
|
29 |
Картина – портрет. Создание портрета близких людей. |
1 |
|
|
|
|
30 |
Картина – натюрморт. Изображение натюрморта по образцу. |
1 |
|
|
|
|
31 32 |
Картины исторические и бытовые. Изображение сцены из жизни в школе, семье. |
2 |
|
|
|
|
33 |
Скульптура в музее и на улице. Лепка фигуры человека в движении. |
1 |
|
|
|
|
34 |
Художественная выставка (обобщение темы). Выставка работ за год. |
1 |
|
|
|
|
|
ИТОГО |
34 ч. |
|
|
|
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.